МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ 

для студентов к практическому занятию № 1

 

Профессиональный модуль ПМ 05. ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ПРОФЕССИИ 

        «МЛАДШАЯ МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА ПО УХОДУ ЗА БОЛЬНЫМИ»

МДК 05.02 Безопасная среда для пациента и персонала

Специальность 31.02.01 Акушерское дело»

Курс     I       Семестр    I

Тема:  Организация работы отделений ЛПУ

Группа  Ак-12/1

Преподаватель Луценко Е.С.

Продолжительность 270 минут  Место проведения учебная комната .

Цели учебного занятия:

Образовательная:

-Изучить организацию работы отделений ЛПУ

Развивающая:

– Формировать умение осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач организовывать собственную деятельность,  анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль

Воспитательная: 

-Формировать понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, развивать к ней устойчивый интерес,  воспитание профессиональной, информационной культуры

Требования к знаниям, умениям, практическому опыту:

Иметь практический опыт:

  • обеспечения санитарных условий в учреждениях здравоохранения и на дому;
  • планирования и осуществления сестринского ухода;
  • обеспечения гигиенических условий при получении и доставке лечебного питания для пациентов в ЛПУ;
  • ведения медицинской документации.

Уметь:

  • собирать информацию о состоянии здоровья пациента;
  • обеспечить безопасную больничную среду для пациента, его окружения и персонала;
  • проводить текущую и генеральную уборку с использованием дезинфицирующих средств;
  • обеспечивать инфекционную безопасность, в том числе применять универсальные и стандартные меры предосторожности.
  • заполнять медицинскую документацию.
  • обеспечивать безопасную среду для пациента и персонала в условиях учреждения здравоохранения.

Знать:

  • организация работы отделений ЛПУ
  • виды лечебно-профилактических учреждений.
  • организация и работа ЛПУ. 
  • соблюдение сан-эпид режима в ЛПУ.
  • устройство и функции приемного отделения.
  • устройство и функции лечебного отделения.
  • должностные инструкции младшей медицинской сестры.
  • виды медицинской документации.
  • ознакомление с видами транспортировки пациентов.
  • виды санитарной факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала;
  • структуру учреждений здравоохранения.
  • основные виды нормативной документации, регламентирующие работу сестринского персонала.

Образовательные технологии: технология проблемного обучения, информационно-коммуникационная технология, игровая технология.

Методы и приемы обучения: практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный.

Средства обучения:

Учебно-наглядные и натуральные пособия, раздаточный материал: таблицы по теме, графологические структуры, карточки-задания, блоки-информации, тестовые задания

Технические средства обучения: мультимедийная презентация, интерактивная доска, 

Электронные ресурсы (электронный учебник, Интернет-ресурсы (www.fcior.edu.ru)

Литература:

Основные источники:

  1. . Мухина С.А., Тарновская И.И. Практическое  руководство к предмету «Основы сестринского дела»: учеб.пособие – М.: «ГЭОТАР – Медиа», 2020. – 512 с.: ил.

2.Мухина С.А., Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: учебник. – М.: «ГЭОТАР – Медиа», 2020. – 368 с.: ил.

3.Осипова, В. Л. Внутрибольничная инфекция [Электронный ресурс]: учебное пособие. – 2-е изд. , испр. и доп. / В. Л. Осипова. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 240 с. : ил.

4.Осипова, В. Л. Дезинфекция [Электронный ресурс]: учебное пособие / В. Л. Осипова – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 136 с.

Дополнительные источники:

Электронная библиотека медицинского колледжа «Консультант студента»:

  1. Агкацева, С.А. Инфекционный контроль и безопасность в ЛПУ: учебное пособие / С.А. Агкацева.- М.: «АНМИ», 2001.- 533 с.: ил.
  2. Антонова, Т. В. Сестринское дело при инфекционных болезнях с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии [Электронный ресурс]: учебник / Антонова Т. В. , Антонов М. М. , Барановская В. Б. , Лиознов Д. А. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 416 с.
  3. Двойников, С. И. Вопросы паллиативной помощи в деятельности специалиста сестринского дела [Электронный ресурс]: учебник / Двойников С. И. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 336 с.
  4. Двойников, С. И. Общепрофессиональные аспекты деятельности средних медицинских работников [Электронный ресурс]: учеб. пособие / под ред. С. И. Двойникова. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2017. – 432 с.
  5. Двойников, С. И. Младшая медицинская сестра по уходу за больными [Электронный ресурс]: учебник / С. И. Двойников, С. Р. Бабаян, Ю. А. Тарасова [и др. ]. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 512 с.
  6. Двойников, С. И. Профессиональный уход за пациентом. Младшая медицинская сестра [Электронный ресурс]: учебник / С. И. Двойников, С. Р. Бабаян, Ю. А. Тарасова и др. ; под ред. С. И. Двойникова, С. Р. Бабаяна. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 592 с.
  7. Организация сестринской деятельности [Электронный ресурс] / Бабаян C. Р. [и др. ] – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 656 с.
  8. Островская, И. В. Алгоритмы манипуляций сестринского ухода [Электронный ресурс]: учеб. пособие / И. В. Островская, Н. В. Широкова, Г. И. Морозова. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 312 с.
  9. Островская, И. В. Основы сестринского дела [Электронный ресурс]: учебник / Островская И. В. , Широкова Н. В. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2016. – 320 с.
  10. Широкова, Н. В. Основы сестринского дела. Алгоритмы манипуляций [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н. В. Широкова [и др.]. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 160 с.

Нормативные документы:

    1. СанПиН 2.3.2.1324–03 «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов».
    2. СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
    3. СанПиН 2.4.3.1186-03 «Санитарно – эпидемиологические требования к организации учебно – производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования».
    4. СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно – эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования».
    5. ГОСТ 2761-84 «Источники централизованного хозяйственно – питьевого водоснабжения».
    6. Сан Пин 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».
    7. Сан Пин 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования  к обращению с медицинскими отходами».
    8. Решение Коллегии МЗ РФ «О доктрине среднего медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации».
    9. Решение Коллегии Министерства здравоохранения Российской Федерации (протокол № 4 от 20 апреля 1994г.) «О состоянии и перспективах развития сестринского дела в Российской Федерации».
  • СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».
  • Приказ МЗиСР РФ от 16 апреля 2008г. № 176Н «О номенклатуре специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения РФ».
  1. Приказ МЗ РФ от 12 ноября 1997 г. № 330 (с изменениями от 9 января 2001 г. и 16 мая 2003 г.) «О мерах по улучшению учета, хранения, выписывания и использования наркотических средств и психотропных средств».
  2. Приказ МЗ СССР от 4 октября 1980г. № 1030 «Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения».
  3. Приказ МЗ СССР от 30 августа 1991г. № 245 «О нормативах потребления этилового спирта для учреждений здравоохранения, образования и социального обеспечения».
  4. Приказ МЗ РФ от 17 апреля 2002г. № 123 «Протокол ведения больных. Пролежни».
  5. Приказ МЗ РФ от 5 августа 2003г. № 330 «О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
  6. Методические рекомендации МЗиСР России от 3 февраля 2005г. «Организация лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях». 

Интернет-ресурсы:

  1. Электронная медицинская библиотека «Консультант врача» (http://rosmedlib.ru).
  2. Ассоциация медицинских сестер России (http://www.medsestre.ru/russian/).

Межпредметные и внутрипредметные связи

Межпредметные связи

  • Анатомия и физиология человека
  • Основы латинского языка с медицинской терминологией
  • Гигиена и экология человека
  • Здоровый человек и его окружение
  • Основы патологии
  • Сестринское дело в терапии
  • Гигиена и экология человека, 
  • Основы микробиологии и иммунологии, 
  • Фармакология,  
  • ПМ.01 Профилактическая деятельность, 
  • ПМ.04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными

Внутрипредметные связи:

  • Тема: «Организация работы отделений ЛПУ».
  • Тема: «Виды лечебно-профилактических учреждений». 
  • Тема: «Инфекционный контроль в лечебно-профилактическом учреждении (ЛПУ)».
  • Тема: «Устройство и функции приемного отделения».
  • Тема: «Должностные инструкции младшей медицинской сестры». 
  • Тема «Виды медицинской документации»

Вопросы для определения исходного уровня знаний

    1. Виды лечебно-профилактических учреждений.
    2. Организация и работа ЛПУ. 
    3. Соблюдение сан-эпид режима в ЛПУ.
  • Устройство и функции приемного отделения.
  1. Устройство и функции лечебного отделения.
  2. Должностные инструкции младшей медицинской сестры.
  3. Виды медицинской документации.
  4. Ознакомление с видами транспортировки пациентов.
  5. Виды санитарной обработки пациентов

Вводный инструктаж: ТБ  и профилактика внутрибольничной инфекции при работе в ЛПУ

Самостоятельная работа студентов:

Задание 1

Составить граф-структуру «Виды лечебно-профилактических учреждений», оформить в дневнике 

Задание № 2

 Составить таблицу «Устройство и функции приемного отделения, документация».

Задание № 3 

Составить план «Структура амбулаторно-поликлинического учреждения»; оформить в дневнике

Задание № 4 

Составить граф-структуру «Устройство и функции лечебного отделения, документация »

Задание №  5

Составить план «Должностные инструкции младшей медицинской сестры».

Задание № 6

Составить таблицу  «Виды санитарной обработки пациентов»

Заполнение дневников:

В дневнике записывают в дневниках работу, выполненную во время занятия, в соответствии с программой практики,  а также заносятся подробные описания освоенных компетенций, технологии выполнения манипуляций, инструкции, приказы.

Домашнее задание.  Повторить изученную тему, подготовиться к следующему занятию.

Методическая разработка