МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
для студентов к практическому занятию № 1
Профессиональный модуль ПМ 05. ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ПРОФЕССИИ
«МЛАДШАЯ МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА ПО УХОДУ ЗА БОЛЬНЫМИ»
МДК 05.02 Безопасная среда для пациента и персонала
Специальность 31.02.01 Акушерское дело»
Курс I Семестр I
Тема: Организация работы отделений ЛПУ
Группа Ак-12/1
Преподаватель Луценко Е.С.
Продолжительность 270 минут Место проведения учебная комната .
Цели учебного занятия:
Образовательная:
-Изучить организацию работы отделений ЛПУ
Развивающая:
– Формировать умение осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач организовывать собственную деятельность, анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль
Воспитательная:
-Формировать понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, развивать к ней устойчивый интерес, воспитание профессиональной, информационной культуры
Требования к знаниям, умениям, практическому опыту:
Иметь практический опыт:
- обеспечения санитарных условий в учреждениях здравоохранения и на дому;
- планирования и осуществления сестринского ухода;
- обеспечения гигиенических условий при получении и доставке лечебного питания для пациентов в ЛПУ;
- ведения медицинской документации.
Уметь:
- собирать информацию о состоянии здоровья пациента;
- обеспечить безопасную больничную среду для пациента, его окружения и персонала;
- проводить текущую и генеральную уборку с использованием дезинфицирующих средств;
- обеспечивать инфекционную безопасность, в том числе применять универсальные и стандартные меры предосторожности.
- заполнять медицинскую документацию.
- обеспечивать безопасную среду для пациента и персонала в условиях учреждения здравоохранения.
Знать:
- организация работы отделений ЛПУ
- виды лечебно-профилактических учреждений.
- организация и работа ЛПУ.
- соблюдение сан-эпид режима в ЛПУ.
- устройство и функции приемного отделения.
- устройство и функции лечебного отделения.
- должностные инструкции младшей медицинской сестры.
- виды медицинской документации.
- ознакомление с видами транспортировки пациентов.
- виды санитарной факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала;
- структуру учреждений здравоохранения.
- основные виды нормативной документации, регламентирующие работу сестринского персонала.
Образовательные технологии: технология проблемного обучения, информационно-коммуникационная технология, игровая технология.
Методы и приемы обучения: практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный.
Средства обучения:
Учебно-наглядные и натуральные пособия, раздаточный материал: таблицы по теме, графологические структуры, карточки-задания, блоки-информации, тестовые задания
Технические средства обучения: мультимедийная презентация, интерактивная доска,
Электронные ресурсы (электронный учебник, Интернет-ресурсы (www.fcior.edu.ru)
Литература:
Основные источники:
- . Мухина С.А., Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»: учеб.пособие – М.: «ГЭОТАР – Медиа», 2020. – 512 с.: ил.
2.Мухина С.А., Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: учебник. – М.: «ГЭОТАР – Медиа», 2020. – 368 с.: ил.
3.Осипова, В. Л. Внутрибольничная инфекция [Электронный ресурс]: учебное пособие. – 2-е изд. , испр. и доп. / В. Л. Осипова. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 240 с. : ил.
4.Осипова, В. Л. Дезинфекция [Электронный ресурс]: учебное пособие / В. Л. Осипова – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 136 с.
Дополнительные источники:
Электронная библиотека медицинского колледжа «Консультант студента»:
- Агкацева, С.А. Инфекционный контроль и безопасность в ЛПУ: учебное пособие / С.А. Агкацева.- М.: «АНМИ», 2001.- 533 с.: ил.
- Антонова, Т. В. Сестринское дело при инфекционных болезнях с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии [Электронный ресурс]: учебник / Антонова Т. В. , Антонов М. М. , Барановская В. Б. , Лиознов Д. А. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 416 с.
- Двойников, С. И. Вопросы паллиативной помощи в деятельности специалиста сестринского дела [Электронный ресурс]: учебник / Двойников С. И. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 336 с.
- Двойников, С. И. Общепрофессиональные аспекты деятельности средних медицинских работников [Электронный ресурс]: учеб. пособие / под ред. С. И. Двойникова. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2017. – 432 с.
- Двойников, С. И. Младшая медицинская сестра по уходу за больными [Электронный ресурс]: учебник / С. И. Двойников, С. Р. Бабаян, Ю. А. Тарасова [и др. ]. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 512 с.
- Двойников, С. И. Профессиональный уход за пациентом. Младшая медицинская сестра [Электронный ресурс]: учебник / С. И. Двойников, С. Р. Бабаян, Ю. А. Тарасова и др. ; под ред. С. И. Двойникова, С. Р. Бабаяна. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 592 с.
- Организация сестринской деятельности [Электронный ресурс] / Бабаян C. Р. [и др. ] – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 656 с.
- Островская, И. В. Алгоритмы манипуляций сестринского ухода [Электронный ресурс]: учеб. пособие / И. В. Островская, Н. В. Широкова, Г. И. Морозова. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 312 с.
- Островская, И. В. Основы сестринского дела [Электронный ресурс]: учебник / Островская И. В. , Широкова Н. В. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2016. – 320 с.
- Широкова, Н. В. Основы сестринского дела. Алгоритмы манипуляций [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н. В. Широкова [и др.]. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 160 с.
Нормативные документы:
-
- СанПиН 2.3.2.1324–03 «Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов».
- СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
- СанПиН 2.4.3.1186-03 «Санитарно – эпидемиологические требования к организации учебно – производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования».
- СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно – эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования».
- ГОСТ 2761-84 «Источники централизованного хозяйственно – питьевого водоснабжения».
- Сан Пин 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».
- Сан Пин 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами».
- Решение Коллегии МЗ РФ «О доктрине среднего медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации».
- Решение Коллегии Министерства здравоохранения Российской Федерации (протокол № 4 от 20 апреля 1994г.) «О состоянии и перспективах развития сестринского дела в Российской Федерации».
- СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».
- Приказ МЗиСР РФ от 16 апреля 2008г. № 176Н «О номенклатуре специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения РФ».
- Приказ МЗ РФ от 12 ноября 1997 г. № 330 (с изменениями от 9 января 2001 г. и 16 мая 2003 г.) «О мерах по улучшению учета, хранения, выписывания и использования наркотических средств и психотропных средств».
- Приказ МЗ СССР от 4 октября 1980г. № 1030 «Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения».
- Приказ МЗ СССР от 30 августа 1991г. № 245 «О нормативах потребления этилового спирта для учреждений здравоохранения, образования и социального обеспечения».
- Приказ МЗ РФ от 17 апреля 2002г. № 123 «Протокол ведения больных. Пролежни».
- Приказ МЗ РФ от 5 августа 2003г. № 330 «О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
- Методические рекомендации МЗиСР России от 3 февраля 2005г. «Организация лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях».
Интернет-ресурсы:
- Электронная медицинская библиотека «Консультант врача» (http://rosmedlib.ru).
- Ассоциация медицинских сестер России (http://www.medsestre.ru/russian/).
Межпредметные и внутрипредметные связи
Межпредметные связи
- Анатомия и физиология человека
- Основы латинского языка с медицинской терминологией
- Гигиена и экология человека
- Здоровый человек и его окружение
- Основы патологии
- Сестринское дело в терапии
- Гигиена и экология человека,
- Основы микробиологии и иммунологии,
- Фармакология,
- ПМ.01 Профилактическая деятельность,
- ПМ.04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными
Внутрипредметные связи:
- Тема: «Организация работы отделений ЛПУ».
- Тема: «Виды лечебно-профилактических учреждений».
- Тема: «Инфекционный контроль в лечебно-профилактическом учреждении (ЛПУ)».
- Тема: «Устройство и функции приемного отделения».
- Тема: «Должностные инструкции младшей медицинской сестры».
- Тема «Виды медицинской документации»
Вопросы для определения исходного уровня знаний
-
- Виды лечебно-профилактических учреждений.
- Организация и работа ЛПУ.
- Соблюдение сан-эпид режима в ЛПУ.
- Устройство и функции приемного отделения.
- Устройство и функции лечебного отделения.
- Должностные инструкции младшей медицинской сестры.
- Виды медицинской документации.
- Ознакомление с видами транспортировки пациентов.
- Виды санитарной обработки пациентов.
Вводный инструктаж: ТБ и профилактика внутрибольничной инфекции при работе в ЛПУ
Самостоятельная работа студентов:
Задание 1
Составить граф-структуру «Виды лечебно-профилактических учреждений», оформить в дневнике
Задание № 2
Составить таблицу «Устройство и функции приемного отделения, документация».
Задание № 3
Составить план «Структура амбулаторно-поликлинического учреждения»; оформить в дневнике
Задание № 4
Составить граф-структуру «Устройство и функции лечебного отделения, документация »
Задание № 5
Составить план «Должностные инструкции младшей медицинской сестры».
Задание № 6
Составить таблицу «Виды санитарной обработки пациентов»
Заполнение дневников:
В дневнике записывают в дневниках работу, выполненную во время занятия, в соответствии с программой практики, а также заносятся подробные описания освоенных компетенций, технологии выполнения манипуляций, инструкции, приказы.
Домашнее задание. Повторить изученную тему, подготовиться к следующему занятию.