Ежедневный комплекс упражнений для первоклассников.
Статья адресована родителям учащихся первых классов.
Давайте поговорим о проблеме, с которой сталкиваются большинство из вас, уважаемые родители первоклассников. Представьте: сезон простуд, середина четверти, ребенок уже две недели дома, целыми вечерами вы усердно выполняете с ним домашние задания, и вот он наконец-то выписан! И… снова в школе, как раз за три дня до очередной итоговой либо тестовой работы. А малыш, как говорится, «совсем расслаблен, в деятельности замедлен, вниманием рассеян…». В педагогике это называется трудностями сосредоточения и концентрации внимания и нарушением саморегуляции. Что с этим делать и как помочь? Ведь действительно, самое важное на уроке – полноценное восприятие слов учителя. Отвлёкся на интересный источник шума где-то сзади – и пропустил кусочек важной информации. Поэтому я хочу предложить вашему вниманию достаточно простой, но эффективный комплекс упражнений, выполняя который ежедневно всего по 5-8 минут в день, вы восстановите и даже разовьёте у своего ребенка рече-слуховую память, умение концентрировать, распределять и удерживать свое слуховое внимание.
Итак, для начала попросите его считать через один, на следующий день – через два, потом в обратном порядке через два, затем сериями по три: например, быстро: «двадцать один, двадцать два, двадцать три …пауза…», снова быстро: «двадцать четыре, двадцать пять , двадцать шесть…пауза…» и т д. И ещё вот так: «один два – тик, три четыре – так, пять шесть – тик, семь-восемь – так, девять десять – тик…»,…можно использовать звукосочетания: чак-чик, пим-пам, тип-топ, вообщем, что-то забавно звучащее. Увидите, что не так просто удерживать внимание и не путаться.
Далее вы задаёте цепочку: ни-ню-ня-не (лю-ле-лё-ли) и просите повторить таким образом: «НИнюняне, ниНЮняне, нинюНЯне, нинюняНЕ», то есть делаете чёткий акцент то на первом, то на втором, то на третьем слоге. На следующий день упражняетесь так же, но со слогами типа тап-топ-тэп, кис-кус-кас, биф-беф-бяф. Потом с более сложными сочетаниями для восприятия на слух: пста-псто-псты, вздра-вздры-вздро, стно-стна-стну,…На четвертый день просите ребенка плавно и медленно повторить такие цепочки, как «фив-виф-фив-виф», «пат-тап-пат-тап», «ках-хак-ках-хак». Видите закономерность? Вы начали упражняться с хорошо различимыми сонорными звуками, затем с противоположными звонкими и глухими, затем меняли звуки местами. После таких проб можно повторять по одному слогу с очень похоже звучащими звуками: «тяч», «щащ», «жош», «тац» «чащ», «цач» (гласные в середине можно заменять для разнообразия). Всё это развивает и улучшает внимание к звукам речи. На всякий случай напомню, что говорить вам самим нужно четко, медленно и правильно.
Следующие две минутки можно заняться подсчетом ударов. Попросите ребенка закрыть глаза и начинайте тупым концом карандаша стучать по столу, но с неравными интервалами и примерно до двадцати, не больше, а потом попросите ответить, сколько раз вы постучали. Вот увидите, ваши варианты не всегда совпадут. Подобным по смыслу упражнением может стать повторение за вами какого-нибудь ритма, ритмического рисунка.
Далее, чтобы немного подвигаться и расшевелить память, вы говорите: «Повторяй и показывай на себе: «колено-плечо-щека-запястье» или «лоб-пятка-локоть-шея». «висок-темя-подбородок-спина», «большой палец-безымянный-указательный-мизинец» и т.д. Пробуйте ежедневно наращивать количество слов в серии. Кстати, повторить названия частей лица и тела тоже будет не лишним.
На сериях слов можно потренировать внимание и таким способом: попросите ребенка определить лишнее слово из четырех предложенных, например: «январь-декабрь-март-февраль», «дождь, ветер, снег, град», «лес, дерево, куст, трава», «учебник, тетрадь, линейка, математика», «минус, плюс, ноль, равно», …
Затем для разнообразия опять следует немного переключиться вниманием с чисто речевого материала и сыграть в игру: «Отгадай, что прозвучало?» Переверните страницу книги, прочертите карандашом линию, закройте книгу, легонько встряхните пенал… Производимые звуки должны быть привычными, фоновыми, ежедневными, бытовыми. Попросите отгадать, что это за звук, от какого он предмета или что вы сейчас сделали. Привычное и обыденное определять труднее всего.
Ну а после этого уже нужно будет перейти к предложениям. Спросите, верно ли то, что вы скажете, и если нет, то пусть ребенок исправит вас и скажет грамматически, логически и синтаксически правильно. «Собака дала корм хозяйке», «грабли переворачивают сено», «зашатались от дерева ветры», «побежали от гор ручьи», «в мусор спрятаны пакеты», «облаками нагнало ветер»…
Очень полезно будет также механически повторять и запоминать длинные распространенные предложения, по одному в день, к примеру: «Сказка, которую волшебница рассказала детям в первый вечер, была о страшном злодее, добром льве, говорящем цветке и огромном корабле». Можно брать такие предложения из учебников по чтению.
Ну и в заключение попросите ребенка повторить число, которое вы произнесете четко, но шепотом и с расстояния: тридцать три, восемьдесят восемь, шестьдесят шесть, семьдесят семь, …
Как видите, все задания достаточно просты в выполнении. Главное, это ваш оптимизм, терпение, творческий подход! И ещё одно маленькое уточнение: говорите с ребенком чуть тише, чем обычно, когда выполняете этот комплекс. Возможно, он станет чуть лучше прислушиваться.