«Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках физической культуры»

Саубанов  Айгиз Рафисович, 

учителя физической культуры

МБОУ «Верхнесиметская средняя общеобразовательная 

школа» Сабинского муниципального района РТ.

К нынешнему уроку в условиях введения ФГОС нового поколения предъявляются новые требования, согласно которым, урок должен быть проблемным и развивающим. Это предполагает, что преподаватель сам нацелен на сотрудничество с учениками и направляет учеников на сотрудничество с ним и одноклассниками. 

Современный урок предполагает организацию учителем проблемных и поисковых условий, активизацию деятельности обучающихся, максимальное применение творческих способностей. В центре внимания урока – дети. Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, и ученик должен быть активным участником образовательного процесса.

Настоящее время приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и её результаты. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД).

Предмет физическая культура остается практически направленным (у нас пока все же меньше теории и больше практики), то и задания мы подбираем так, чтобы формировать УУД можно было непосредственно на уроке.

  • работа в группах;
  • игровая деятельность;
  • поисковые задания;
  • разработка новых заданий;
  • педагогика сотрудничества
  • проектная деятельность

Функции УУД:

  • обеспечение возможностей обучающихся самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения,
  • контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  • создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
  • обеспечение успешного усвоения знаний;
  • формирование умений, навыков, компетентностей в любой предметной области.

Задачи УУД на уроках физической культуры:

  • развитие индивидуальных способностей ребенка и создание условий для их самосовершенствования средствами физической культуры;
  • обучение способам самостоятельного поиска необходимой информации; – освоение новых двигательных действий путем переосмысления уже изученных движений, исследовательской и конструктивной деятельности,
  • нахождение своих способов решения проблемных ситуаций в двигательной деятельности

При формировании регулятивных УУД особое внимание уделяется рефлексивному развитию учащихся, обеспечив смену позиций и разный взгляд на свою деятельность.

Формирование рефлексивной культуры является одной из главных идей современного образования. Она проявляется в:

  • готовности и способности творчески осмысливать и преодолевать проблемно-конфликтные ситуации;
  • умении обретать новые смыслы и ценности;
  • умении адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений;
  • умении ставить и решать неординарные практически задачи.

При формировании регулятивных УУД, я часто даю возможность ребятам учить другого – быть в позиции «учителя». Мы ведь знаем, что лучше всего учится тот, кто встает в позицию учителя.

Подвижные игры, которые я использую на своих уроках для формирования регулятивных и коммуникативных УУД

Антивышибалы

В середине игровой площадки стоит водящий. На противоположных сторонах площадки распределяются остальные игроки (дистанцию следует определять по возможностям играющих) Задача игроков заключается в том, чтобы перебросить мяч на противоположную сторону, но так, чтобы его не поймал водящий в центре. Если водящий поймал мяч, то тот, кто его бросил, присоединяется к водящему, и так игра продолжается, пока не останутся 1-2 человека. Во избежание споров кидать мяч следует по очереди с каждой стороны. Водящий (водящие) не должен сходить за пределы площадки, в пределах игровой зоны он может двигаться свободно.

Еще увлекательнее продолжить игру наоборот. Когда остаются 2 человека, они продолжают перебрасывать мяч друг другу, но теперь те, кто перехватывает мяч, выходят из центра на ту сторону, откуда он был брошен. Игра продолжается, пока все не выйдут кроме одного, он и начнет следующую партию водящим в центре.

Вышибалы через сетку

Играют две команды. Задача игроков – выполнять броски через волейбольную сетку, стараясь попасть в игроков, которые находятся за ней. Ловить свечки можно, как и в обычной игре «Вышибалы», но, кроме того, можно ловить мяч с отскока. Свечку не засчитывают, но игру продолжить можно. Если игрок пытался поймать мяч, но у него не получилось (мяча коснулся, но не удержал), выбывает. Попадания от потолка и стен не считаются. Можно играть двумя мячами.

Вариант игры залпами: сначала один залп (5 мячей) делает одна команда, затем другая. Выбитые покидают площадку после двух залпов. Если игроков много, то бросающие пятерки все время меняются (все должны испытать побросать).

Используемая литература:

  1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя под редакцией А.Г.Асмолова. Москва Просвещение, 2019.
  2. Формирование личностных и регулятивных умений на уроках физической культуры. 1-11 классы. А.Ю.Патрикеев. Волгоград 2020.
«Урок здоровья»