Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 22 “Тополёк”

ПЛАН РАБОТЫ НАСТАВНИКА – воспитателя с молодым специалистом на 2023 -2024 уч. год

                                   Подготовила: 

                                                                 Воспитатель высшей категории

                                                                    Ермолова Евгения Владимировна

Бердск, 2023г.

Цель работы: развитие профессиональных умений и навыков молодого специалиста.

         Задачи:

         – оказание методической помощи молодому специалисту в повышении уровня организации воспитательно-образовательной деятельности;

         – изучение нормативно-правовой документации;

         – помощь в ведении документации воспитателя (перспективный и календарный план воспитательно-образовательной работы, план по  самообразованию, мониторинг и т.д.);

         – применение форм и методов в работе с детьми старшей группы;

         – организация НОД,  помощь в постановке целей и задач;

         – использование здоровьесберегающих технологий во время НОД и других режимных моментах;

         – механизм использования дидактического и наглядного материала;

         – углубленное изучение инновационных технологий;

         – общие вопросы организации работы с родителями.

В своём профессиональном становлении молодой педагог проходит

несколько ступеней.

1 ступень – 1 год работы (стажировка)   – самый сложный период как для

новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег. Осознание своих возможностей как педагога, начинает понимать свою значимость для детей, родителей, коллег. На практике применяет знания и умения, полученные в учебном заведении. Трудности, испытывающие в работе, заставляют заниматься самообразованием.

Задача: предупредить разочарование и конфликты, поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя.

Адаптационная работа включает в себя:

o    Беседа заведующего ДОУ при приеме на работу молодого специалиста, знакомство его с должностной инструкцией, условиями труда, правилами внутреннего трудового распорядка, уставом ДОУ, традициями, определение рабочего места.

o    Изучение нормативно – правовой базы. Ведение документации.

o    Знакомство с детским садом, представление молодого воспитателя коллективу (выбираются те формы и методы, которые в конечном итоге  будут содействовать дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста.).

o    Анкетирование (выявление затруднений в работе на начало года).

o    Молодой воспитатель несколько дней под руководством старшего воспитателя проходит стажировку у своего более опытного коллеги, т.е. они работают вместе с группой детей наставника. За это время он знакомится с воспитанниками, родителями, помощником воспитателя, изучает режим дня группы, документацию и т.д.  Все возникшие вопросы обсуждаются после рабочей смены в присутствии старшего воспитателя.

o    По возможности начинающий педагог направляется на  ту группу, где работает опытный воспитатель, который может быть его наставником, дать необходимые консультации, продемонстрировать занятия, организацию прогулки детей  и т.д.

o    Дидактическая подготовка к проведению педагогических мероприятий и совместной деятельности детей.

o    Молодой воспитатель испытывает потребность в своевременной положительной оценке своего труда.

o    Закрепление педагога – наставника за молодым специалистом.

o    Составление совместного плана молодого специалиста и наставника.

o    Взаимодействие молодых педагогов разных детских садов.

 

2 ступень – 2 – 5- й год работы (развивающий)   –  процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов  и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, снискание авторитета среди детей, родителей, коллег. Педагог изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОУ, повышает свое  профессиональное мастерство, посещая открытые мероприятия: методические объединения воспитателей, отчеты и т.д. Все интересные идеи, методы и приемы по рекомендации старшего воспитателя фиксирует в «Творческой тетради». На этом этапе старший воспитатель предлагает определить методическую тему, над которой молодой педагог будет работать более углубленно. Активно привлекается к показу педагогических мероприятий на уровне детского сада.

 

3 ступень – 5-6 й год работы (становления) –  складывается система взаимоотношений с детьми, родителями, коллегами, имеются собственные разработки. Педагог внедряет в свою работу новые технологии. Происходит совершенствование, саморазвитие, освоение новых педагогических методик, технологий, устойчивый интерес к профессии, активное освоение приемов работы с детьми, развитие навыков самооценки, самоконтроля, желания повышать свое образование и квалификационную категорию, обобщение своего опыта работы.

Содержание работы Форма проведения Сроки
1. Помощь в изучении федерального закона «Об образовании», ФГОС, санитарно-эпидемиологических правилах и нормативов для ДОУ 

Оформление документации группы

Мониторинг детского развития.

Консультации и ответы на интересующие вопросы. 

Подбор диагностического материала.

Сентябрь
2. Оказание помощи в организации качественной работы с документацией: изучение программы учреждения, участие молодого педагога в составлении перспективного и календарного планов, плана по самообразованию.     Родительское собрание Консультация, оказание помощи. Знакомство с основными документами, регламентирующими деятельность ДОУ. Помощь в организации и проведении собрания, обсуждение собрания. Октябрь
3. Изучение методики проведения НОД, совместная разработка конспектов НОД, эффективное использование дидактического материала в работе. Посещение молодым специалистом НОД и режимных моментов у наставника. Ноябрь
4. Просмотр конспекта и проведение организованной образовательной деятельности молодым специалистом Психолого-педагогические  основы установления контактов с семьей воспитанников.

Подготовка к новогодним мероприятиям.

Посещения НОД и режимных моментов молодого педагога. Обсуждение. Составление плана предварительной работы с детьми и родителями. Декабрь
5. Анализ педагогических ситуаций, стилей педагогического общения с детьми. Углубленное знакомство с локальными документами, приказами ДОУ.   Дискуссия на тему: «Трудная ситуация в работе с детьми и ваш выход из нее». Знакомство с основными документами, регламентирующими деятельность ДОУ. Январь
6. Основные проблемы в педагогической деятельности молодого специалиста.         Использование современных технологий в воспитательном процессе.      Использование в работе проектов. Проект  «Защитники отечества», «Милая мама» Консультация, планирование, обмен опытом, помощь наставника. 

Консультация и ответы на интересующие вопросы.

Февраль
7. Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями , участие молодого педагога в подготовке материала для родителей. Консультация наставника, участие молодого педагога в разработке материалов  для родителей. Март
8. Самостоятельная организация и руководство творческими играми детей. Роль игры в развитии дошкольников. 

Причины возникновения  конфликтных ситуаций и их урегулирование в процессе  педагогической деятельности.

Консультация наставника, наблюдение за работой молодого специалиста(совместной игровой деятельности). Обсуждение и консультирование молодого педагога по этой теме. Апрель
9. Знакомство с мониторингом, изучение методик проведение и обследования воспитанников. Подготовка к летне-оздоровительному периоду.

Проведение итогов работы.

Консультация и ответы на интересующие вопросы, оказание помощи. Самоанализ молодого специалиста. Май

 

Заключение

 

          Таким образом, можно констатировать, что для повышения эффективности работы 

с молодыми педагогами необходимы:

  • Обоснованный выбор системы методической работы на основе аналитической деятельности;
  • Работа на основе диагностики педагогических затруднений, учета творческой активности и информационных потребностей педагога;
  • Взаимосвязь всех подразделений методической службы ДОУ, форм и методов методической работы;
  • Оптимальное сочетание теоретических и практических форм;
  • Оценка педагогического труда по результатам;
  • Современное обеспечение методической литературой.

 

       У молодого педагога сформируется потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно – образовательный процесс, раскроется творческий потенциал.

       

«Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно не кончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом, я сам учился у более старых педагогов»

                                               С.А. Макаренко.

 

 

 

Используемая литература

 

  1. Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ. Психологическое сопровождение. М.2007.
  2. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. М. 2004.
  3. Белая, К.Ю. Методическая деятельность в дошкольной организации / К.Ю. Белая – М.: ТЦ Сфера, 2014.
  4. Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кобитина И.И. Старший воспитатель детского сада. М.1990.
  5. Вершинина, Н.Б. Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду: справочно-методические материалы / Н.Б. Вершинина. Т.И.Суханова – Волгоград: Учитель, 2008. .– 198 с. 3.
  6. Виноградова, Н.А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ / Н.А. Винова, Н.В.Микляева – М.: АЙРИС ПРЕСС, 2007. – 176 с.
  7. Голицина Н.С. Система методической работы с кадрами в ДОУ. М.2004.
  8. Закаблуцкая Е. Молодой специалист и наставник /Электронный ресурс.
  9. Журналы: «Управление ДОУ» № 1,4,5,8-2007. № 2,3,4-2004.
  10. Интернет ресурсы:: http://www.resobr.ru/article/39808-organizatsiya-raboty-s-molodymi-pedagogami-v-dou http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2012/12/04/polozhenie-o-nastavnichestve
  11. Круглова, И.В. Организация наставничества в школе [Электронный ресурс] .
  12. Микляева, Н.В. Инновации в детском саду / Н.В. Микляева. 
ПЛАН РАБОТЫ НАСТАВНИКА