Учитель начальных классов

Мурзабекова Аза Борисовна

РСО-Алания г. Владикавказ

МБОУ СОШ № 37

Сценарий внеклассного мероприятия

«Наш дом – Земля»

Цель: Формировать экологическое сознание и чувство уважения к планете Земля

Задачи:

  • Познакомить учащихся с проблемами Земли; 
  • Формировать интерес к окружающему миру и экологическое сознание;
  • Воспитывать стремление бережного отношения к природе, активного участия в деле защиты окружающей среды.

Сценарий внеклассного мероприятия

«Наш дом – Земля»

    Здравствуйте, дорогие гости. 

    Ребята, мы с вами живем на планете Земля, и Земля – наш дом.  Мы – её часть и должны  быть не жадными потребителями, а мудрыми друзьями нашей планеты. Ведь все мы – дети природы.

   А чем Земля отличается от других планет? (ответы детей)

Вы правы. Только на нашей планете есть жизнь. И сегодня мы поговорим о том, как сберечь нашу планету и сохранить жизнь на Земле.

   Посмотрите, ребята, на это дерево. Нравится оно Вам? Почему? Правильно. На нем нет даже листьев. Можно ли собрать плоды с такого дерева? Спасет ли такое дерево от летнего зноя? Захотите ли Вы устроить под таким деревом пикник? Почему же дерево в таком состоянии? Как Вы думаете, поможет ему наше мероприятие?

  1. Есть одна планета-сад,         
    В  космосе холодном.
    Только здесь леса шумят,
    Птиц скликая перелетных.
    Лишь на ней одной цветут
    Ландыши в траве зелёной.
    И стрекозы только тут
    В речку смотрят удивленно…
    Береги эту планету –
    Ведь другой похожей нету!

2.Мы речь свою ведём о том,       

Что вся Земля – наш общий дом.

Наш добрый дом,

Просторный дом –

Мы все с рожденья в нём живём.

Ещё о том ведём мы речь,

Что мы должны наш дом сберечь.

Давайте докажем, что не зря

На нас надеется Земля!

3.На нашем шаре голубом,      
Где мы родились и живём,
Где в травах летняя роса
И голубые небеса,
Где горы, море, степи, лес –
Полны таинственных чудес.

4.По лесу бродит серый волк,        
И ландыш тоненький цветет,
Гремит на скалах водопад,
И брызги радугой летят.

5.А в синем море толстый кит –       
Большой, как дом, на волнах спит.
Не разрушайте этот мир,
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке!

6.Солнышко рано встает,         
Лучиком день зажигает.
Весело птица поет,
Пением день начинает.
Снег под ногами хрустит,

          Ветер колышет деревья,

          В небе бегут облака –

          Чудные эти мгновенья!

9.Знают все взрослые, знают все дети,       
Что вместе с нами живут на планете…
Лев и журавль, попугай и лисица.
Волк и медведь, стрекоза и куница.
Белые рощи, лесные дубравы,
Реки, речушки, деревья и травы!
Синее море, лесной ручеёк,
Все доверяют тебе, человек
Ты – самый умный, а значит, в ответе
За всё живое, что есть на планете.

10.Мы любим лес в любое время года.         
Мы слышим речек медленную речь.
Все это называется природа.
Давайте же всегда ее беречь!

11.Есть на земле огромный дом                                   
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце,
дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весенний звон ручья,
Живёшь в том светлом доме ТЫ
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нём.
ПРИРОДОЮ родной земли
Зовётся этот дом.

     Экология – это наука, которая учит нас бережно относиться к нашему дому – Земле. В доме должен быть порядок. Экология учит нас наводить порядок на Земле.
    Чтобы сохранить наш общий дом, его нужно охранять, оберегать, строить. Каждый человек своими действиями должен сохранять природу, а не разрушать ее. Люди часто думают, что кладовая природы неисчерпаема, а богатства планеты безграничны. Но это опасное заблуждение. У природы и так немало врагов: это стихийные бедствия: ураганы, засуха, морозы, землетрясения, наводнения. Разрушения  также  наносит человек.

Учёными подсчитано:     

За один день на земле исчезает 100 видов растений и животных;

В каждую минуту сокращается площадь леса на 15 миллионов гектаров;

Ежегодно количество чистого воздуха сокращается на 10 миллиардов тонн;

Бумага до полного разложения лежит два – три года, консервная банка – 15 – 20 лет, полиэтиленовый пакет- 200 лет, стеклянная посуда -1000 лет.

Учёные установили:    

Морские черепахи у берегов Центральной и Южной Америки погибли из – за того, что в их пищеводах застряли пластиковые пакеты, выброшенные людьми.

В Африканских джунглях погибают десятки тысяч слонов, отравляющихся ядохимикатами от водоёмов, куда слоны приходят на водопой.

Пингвины в Антарктиде гибнут от нефти


Ребята, давайте поиграем. Игра «Если я приду в лесок».
– Если я приду в лесок, я сорву ромашку? (Нет).
– Если съем я пирожок, брошу я бумажку? (Нет).
– Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (Да).
– Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (Да).
– Если разведу костер, а тушить не буду? (Нет).
– Если сильно насорю, а убрать забуду? (Нет).
– Если мусор уберу, банку закопаю? (Да).
– Если я люблю  природу, я ей помогаю! (Да)            Молодцы!

 

 Ребята, а кто из Вас знает, как разговаривают животные? 

– голубь… (воркует);
– утка… (крякает);
– гусь… (гогочет);
– воробей… (чирикает);
– ворона… (каркает)
– свинья… (хрюкает);
– комар… (пищит);
– пчела… (жужжит).

 

 «Угадай –кА».  Любите отгадывать загадки?

 

На грядке длинный и зелёный,       

А в кадке жёлтый и солёный.

Ответ (Огурец)

Как на нашей грядке         

Выросли загадки

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют.

Ответ (Помидоры)

Золотая голова — велика,  да  тяжела.         

Золотая голова — отдохнуть прилегла.

Голова велика, только шея тонка.

Ответ (Тыква)

Щёки розовы, нос белый,              

В темноте сижу день целый.

А рубашка зелена,

Вся на солнышке она.

Ответ (Редиска)

  

Заставит плакать всех вокруг,         

Хоть он и не драчун, а …

Ответ (Лук)

И зелен, и густ, на грядке вырос куст.      

Покопай немножко: под кустом …

Ответ (Картошка)

За кудрявый хохолок                 

Лису из норки поволок.

На ощупь — очень гладкая,

На вкус — как сахар сладкая.

Ответ (Морковь)

Расселась барыня на грядке,          

Одета в шумные шелка.

Мы для неё готовим кадки

И крупной соли полмешка.

Ответ (Капуста)

 

   Ребята, а следующее задание для самых смекалистых и самых внимательных. 

1.Назовите самое «грустное» дерево? (Плакучая ива) 

2.Сколько на березе яблок, если на ней 8 сучков, на каждом сучке по 5 яблок? (На березе не растут яблоки) 

3.Что будет делать ворона, прожив 3 года? (Жить четвертый год)

4.Вы зашли в темную кухню, где есть свеча, газовая плита и керосиновая лампа. Что вы зажжете в первую очередь? (Спички)
5.Какое колесо не вращается во время движения машины? (Запасное)

Сейчас девочки станцуют танец, под песню Наш дом-Земля.

Танец «Наш дом – Земля»

  1. За год в атмосферу только одного углекислого газа выбрасывается пять миллиардов тонн. В результате истощается озоновый слой Земли, появляются так называемые озоновые дыры.
  2. Кислорода на Земле становится все меньше и меньше, а выхлопных газов, заводов и фабрик, транспорта все больше и больше.
  3. Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов. Даже в водах Арктики нашли остатки стирального порошка.
  4. Усиленно идет «облысение» планеты. За последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за все его предыдущее существование, не говоря уже о пожарах, которые возникают по вине людей.
  5. Для многих животных лес – родной дом. А лесов на Земле становится всё меньше и меньше. Значит, животные теряют свой дом. Значит, они обречены на гибель.
  6. Проблема переработки мусора. Мусор и бытовые отходы очень быстро накапливаются, но очень медленно разлагаются. Вокруг крупных городов уже не хватает места для свалок, а если сжигать мусор, то это плохо для воздуха, которым дышат люди.
  7. Человек опасен для природы бездумным уничтожением всего живого.

    В природе всё находится в равновесии, всё связано. Природа очень разумна. Она сама регулирует количество всех живых организмов. В природе всё взаимосвязано, эту взаимосвязь и изучает экология. Экология в переводе с греческого языка означает наука о доме, то есть наука о природном доме.

 Сейчас мы с Вами узнаем о  четырёх законах экологии.

    Первый закон: «Всё связано со всем». Действие этого закона мы уже изучали на уроках окружающего мира, о взаимосвязях живой и неживой природы, о круговороте веществ. 

    Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

    Третий закон: «Ничто не даётся даром». Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, осушили болота, стали гореть леса. За всё приходится платить.

    Четвёртый закон: «Природа знает лучше». У природы нет никаких отходов. Человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.

Что вы видите ребята? (Книгу)

Она очень необычная. Прочитайте её название. («Жалобная книга природы»).

– А как вы думаете, почему она так называется, и о чём в ней рассказывается? (ответы детей: О жалобах природы).

– А почему цвет этой книги (обложки) красный? (ответы детей: Предупреждение, требует обратить внимание).

– Правильно. Красный цвет – сигнал тревоги. А какая ещё книга природы имеет красный цвет? (ответы детей: «Красная книга природы»).

– Правильно. Цвет её обложки – тревожный сигнал людям. Так как содержание составляют списки редких и находящихся под угрозой исчезновения многих видов животных и растений.

– Ребята, а какая разница между «Красной книгой» и «Жалобной книгой природы»? (В «Красной книге» занесены исчезающие или полностью исчезнувшие растения и животные. А в «Жалобной книге природы» находятся жалобы…).

– Правильно. А в чём она конкретно, мы сможем узнать, перелистав её страницы.

Угадай –  «Чья жалоба?»

Ж а л о б а  1. Ох, и не любят же меня люди! Голос, видите ли, мой не нравится и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы иногда некоторым сидеть без хлеба. Так вот подумайте хорошенько, обижать или любить меня надо. Кто это?  (Сова)

– Сова с 1946 г. находится под охраной государства. Одна сова уничтожает за лето 1 000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна.

Ж а л о б а  2. “Мы сосем кровь человека. Из-за нас люди не могут нормально работать и отдыхать. От нашего тоненького голоса многие люди начинают чесаться”. Кто это? (Это комары.)

– Но все же комары необходимы в природе. Личинки комаров живут в воде, ими питаются многие рыбы. А взрослыми комарами – питаются ласточки.

Ж а л о б а  3. Сама знаю, что не красавица я. Окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, говорят, что противная, бородавчатая, а то ещё камнем бросят или ногой пнут. А за что? Не всем же быть красивыми! А польза от меня людям большая. (Жаба)

– Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу – и они исчезнут.

У Вас так хорошо получается. Давайте продолжим?

  1. Это животное – хищник. Во все времена люди боялись и остерегались его. Он жесток и кровожаден, обладает устрашающим голосом. Он удивительно вынослив: может не есть много дней, не теряя при этом силы. Его зовут серым разбойником. Кто это? (Волк)
    2. Его можно увидеть в лесу, в парке и рядом с домом. Он бегает, не таясь, шуршит листьями, громко посапывает, а когда ест, громко причмокивает. Почувствовав опасность, сворачивается клубком. Кто это? (Ёж)
    3. Этот зверь, несмотря на то, что очень большой, как все маленькие, любит сладенькое: разоряет гнёзда диких пчёл, чтобы полакомиться мёдом, летом пугает людей, пришедших в лес за малиной, потому что сам её очень любит. Кто это? (Медведь)
    4. Это небольшая птичка скромной коричнево-серой окраски, славится своим чудесным пением. (Соловей)

 

 

Что за пруд без лягушат, 

Что за озеро без рыб. 

Только слезы старых ив

 Воду грязную мутят. 

Приходите к нам лягушки, 

Насекомые, зверушки. 

Поселяйтесь здесь цветы 

Птицы, рыбы и кроты. 

 

Как яблоко на блюдце,           
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Все исчерпать до дна.

Не мудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить все богатства
У будущих веков.

Мы общей жизни зерна,
Одной судьбы родня,
Нам пировать позорно
В счет будущего дня.

Поймите это, люди,
Как собственный приказ.
Не то Земли не будет
И каждого из нас.

Конкурс рисунков

    Вы, наверное, обратили внимание на рисунки, которые подготовили ребята. Все работы прекрасны. Но, так как у нас конкурс рисунков, сейчас я попрошу выбрать три работы, на которых изображена красота природы.

       Ребята, какие выводы Вы сделали по итогам нашего мероприятия?    

      Человеку давно пора понять, что ему необходим чистый воздух – чтобы дышать; кристальная вода – чтобы пить; вся Природа – чтобы жить. Давайте жить в согласии с природой и не нарушать ее законов и порядка, разумно использовать ее дары и богатства.  

     Наша жизнь и наше будущее зависят от каждого из нас! Приложите силы к тому, чтобы предотвратить экологическую катастрофу. Говорят, что жизнь не прошла даром, если человек посадил, хотя бы одно деревце. Кто еще не успел это сделать, постарайтесь оберегать уже посаженные леса, станьте надежными друзьями леса.

    Я очень хочу, чтобы мы жили в дружбе с природой, чтобы всегда любовались ее красотой, ведь сохранить природу для других поколений — это в наших руках! А природа отблагодарит вас за ваши добрые дела спелыми ягодами, чистыми дождями, душистыми цветами, ярким солнышком… и другими чудесами! Ведь чудес полна — могучая природа.

   Ребята, в начале мероприятия мы говорили об этом дереве, которое не хочет расти, оно такое грустное. Я думаю, узнав, о том, что Вы любите природу и готовы ее оберегать, дерево снова захочет жить. Но давайте ему поможет, ведь оно совсем ослабло. Сейчас каждый из Вас поможет ожить этому маленькому дереву.

   На этом наше мероприятие окончено. Всем спасибо.

 

 

Внеклассное мероприятие «Наш дом – Земля»