В народе говорят: 

«Азбука – ступенька к мудрости». 

Вот и пройдена самая первая, самая трудная и самая важная ступенька! Азбука открывает детям дверь в мир науки, доброты и  творчества.

Сценарий внеклассного мероприятия

«Прощай, азбука»

ТСО: мультимедийный проектор, экран для проектора, флешка с презентацией, плакат с надписью «Прощай, Азбука!»

Песни: 1. Б. Заходет «Азбука»                  

Ход мероприятия:

Звучит музыкаПод эту музыку дети входят.

Учитель. 

      Сегодня у нас большой праздник, посвященный прощанию с «Азбукой». 

Ребята выучили все буквы  алфавита, умеют составлять слова, знают, чем отличаются звуки и буквы. Научились читать и сегодня мы  совершим увлекательное путешествие в страну 33 букв, которые могут составить сотни тысяч слов. А наши гости  посмотрят, чему мы научились за это время.

Стихи:                                              (Слайд  «Спасибо, Азбука»)

1 ученик:    

Спасибо, азбука за всё,                                           

Что сделала для нас!

За слово первое твоё, за стих,

За первый твой рассказ.

Нас научила ты читать, писать.

Слова на слоги разбивать.

Прошли с тобой от А до Я,

И с нами будешь ты всегда.

2 ученик:     

Мы сегодня очень рады

Всех приветствовать гостей.

Всех знакомых, незнакомых,

И серьёзных, и весёлых.

Первый класс, первый класс

Пригласил на праздник вас.

3 ученик:    

Знают взрослые и дети,

И шахтёр, и водолаз,

Что трудней всего на свете

Самый первый школьный класс.

4 ученик:     

Первый класс – это первый задорный звонок.

Первый класс – это первый серьёзный урок.

Первый класс-это первая в жизни отметка,

Это шумная, радостная переменка.

5 ученик:       

Она научила буквам нас,

И письму и чтению,

Дружбе крепкой и труду,

А ещё терпению.

6 ученик:      

Нас сегодня не узнать:

Стали бойко мы читать.

Очень грамотными стали,

Поумнели, возмужали.

И теперь без передышки

Мы прочтём любые книжки.

7 ученик:      

Слово «мир» и слово «мама» 

Напишу теперь сама я.

Я вам сказку прочитаю

И до сотни сосчитаю.

8 ученик:     

Раньше Гена и Мальвина, 

Айболит и Буратино

Приглашали нас играть…

А теперь зовут читать,

И писать, и считать,

Через сказку и игру

Они учат детвору.

Мы играем и поём-

Очень весело живём.

Раздаётся стук в дверь

Учитель: Ребята, кто-то пришёл! Давайте посмотрим кто это? 

Музыка  (Входит Азбука)

Азбука:

-Здравствуйте, дети! Узнали меня?

Я – Азбука, учу читать,

Меня никак нельзя не знать

Меня изучишь хорошо-

И сможешь ты тогда

Любую книжку прочитать

Без всякого труда.

А в книгах есть про всё, про всё:

Про реки и моря,

И что у неба нет конца,

И круглая Земля,

Про космонавтов, к облакам

Летавших много раз,

Про дождь, и молнии, и гром,

Про свет, тепло и газ.

Я пришла сегодня к вам в последний раз, чтобы проводить в мир новых интересных наук, в волшебный мир знаний.

Учитель: Дорогая Азбука! Мы рады тебя приветствовать на нашем празднике. Мы можем показать, чему научились за это время. 

Будь нашей гостьей, присаживайся!

Азбука: Спасибо за приглашение.

Учитель: Дорогие гости! С первых дней учёбы в школе мы изучали не только грамматику и математику, но и школьные правила. Ребята, какие правила поведения в школе мы теперь знаем и соблюдаем?

9 ученик:     

Вставайте дружно, всякий раз, 

Когда учитель входит в класс.

10 ученик:     

Нельзя на уроке,-

Послушай, дружок,

Жвачку жевать и кусать пирожок.

11 ученик:      

Парта – это не кровать

И на ней нельзя лежать.

Ты сиди за партой стройно

И веди себя достойно.

12 ученик:     

Ответить хочешь – не кричи,

А только руку подними.

Учитель спросит – надо встать.

Когда он сесть позволит – сядь.

13 ученик:       

Ежедневно по утрам

Заниматься надо нам.

Мы с доски не сводим глаз,

А учитель учит нас.

Азбука
Ребята! Давайте все вместе споем песню об алфавите.

Все дети встают и исполняют песню «Азбука» (Б. Заходер).
(После видео снова слайд с алфавитом)

Учитель: Молодцы, ребята! А теперь  поиграем. Нужно выделить букву, которая повторяется в стихотворении.

 (На доске буквы: Р, Ж, Д, У, Б, А)

  1. Утром на траве росою                                 (слайды Буквы, затем слово ДРУЖБА)

Эта буква заблестит.

А под вечер на крылечке

Рядом громко зарычит.

  1. Эта буква на морозе,

Как оса ужалить может.

Ну, а в мае на берёзе

Жук её узнать поможет.

  1. С этой буквой – добрым другом

Долгою дорогой в дом.

День за днём, назло недугам,

Даже под дождём идём.

  1. Эту букву паровоз

На своей трубе привёз.

Губы вытяни в трубу

И получишь букву…..

  1. Буква эта знаменита –

Стоит в начале алфавита.

  1. Эта буква бодрым шагом

В бой идёт под барабан.

И бодает буква букву,

Будто баловник баран.

 

Учитель:

Вот все буквы перед вами

Каждый может их назвать,

А теперь нам надо с вами,

В слово буквы все собрать…

Дети выкладывают  слово «Дружба»

 

Учитель: Дорогие ребята! В сентябре мы начали путешествие по стране Знаний. И всё это время вы были окружены заботой и вниманием ваших мам, пап, бабушек и дедушек. Скажем всем хором СПАСИБО!!!     

Дети: Спасибо!

14 ученик:   

Спасибо, мамочка, тебе

За все заботы обо мне.

За то, что в школу я хожу,

За книгу, что в руках держу.

Я эту книгу полюбил,

Я в ней все буквы изучил.

И как мне радостно сказать:

Хором: Умею я теперь читать!

Учитель:

 

Прапрадедовской порой
Встали буквы в четкий строй,
Строй, как строй, да не простой,
Он зовется – азбукой!
Азбука, стройся!

Дети выходят  и строятся на сцене.

 

Презентация «Забавная азбука»


А Аист в алом сапоге      
На одной стоит ноге.


Б По дороге шёл баран,       
Бил копытом в барабан.


В Волк купил велосипед     
И поехал на обед.


Г На гитаре гусь играл,      
Громко-громко гоготал.


Д Дятел на дубу сидит,   
Дед на дудочке дудит.


Е,Ё У кого торчат иголки?     
У ерша, ежа и ёлки.


Ж Жаба в гости ждёт жука,
Он летит издалека.


З Зайка с розовым зонтом         
Притаился под кустом.


И Нашёл индюк иголку       
И положил на полку.


Й Йог индийский в позу сел
И клубничный йогурт съел.


К У открытого окошка          
На подушке дремлет кошка.


Л Рядом с лилией лягушка         
Подставляет солнцу брюшко.


М За морошкой и малиной
Мышка шла с большой корзиной.


Н Носорог нашёл носок      
И надел его на рог.

 

О В океане осьминог         
Отдохнуть на дно прилёг.


П Пышет паром паровоз,       
Он игрушки нам привёз.


Р Рыба раку говорит:     
– В небе радуга горит.


С Слон гуляет по арене           
Как большой артист на сцене.

Т Трактор едет, тарахтит, 
Он торопится, пыхтит.


У Однажды мышка с уточкой       
Пришли на речку с удочкой.


Ф Филин рядышком с совой  
Гордо крутит головой.


Х Пили чай хомяк с хорьком        
С пирогом и сахарком.


Ц Восседает царь на троне          
В позолоченной короне.


Ч Чайник в чашки чай налил
И за стол всех пригласил.


Ш Шмель присел на шоколадку:     
– Ах, как вкусно, ах, как сладко!


Щ Наварила щука щей,
На обед зовёт лещей.


Ъ, Ь Твёрдый знак и мягкий знак,      
Нам без них нельзя никак!


Ы Буква ы живёт в улыбке,
В мыле, в сыре, даже в рыбке.


Э Экскаватор землю роет,         
Дом высотный рядом строят.

 

Ю Юля в юбку нарядилась,    
Как юла она крутилась.


Я Яхта по морю плывёт    
Яхта ягоды везёт.

 

Учитель: – Ребята, я очень рада, что вы все подружились с Азбукой, и она научила вас читать. А сейчас ребята покажут сценку «Буква Я»

 

Сценка «Буква Я»


Учитель:
Всем известно буква “Я”
в азбуке – последняя.
А известно ли кому –
Отчего и почему?
Неизвестно? (Неизвестно! )
Интересно? (Интересно! )
Ну, так слушайте рассказ!
Жили в Азбуке у нас буквы.
Жили не тужили,
Потому что все дружили.
Где никто не ссорится –
Там и дело спорится.
Только раз всё дело встало
Из-за страшного скандала:
Буква “Я”… в строку не встала.
Взбунтовалась буква “Я”


Буква Я: – Я, – сказала буква “Я”, –         
Главная, заглавная!
Я хочу, чтобы повсюду
Впереди стояла я!
Не хочу стоять в ряду,
Быть желаю на виду!


Буква Ф: – Фу-ты, ну-ты! – фыркнул “Эф”,     
От обиды покраснев.


Буква С: – Срам! – Сердито “эс” сказало.     


Буква В: “Вэ” кричит: – Воображала!        


Буква П: Проворчала “Пэ”: – Попробуй,         
Потолкуй с такой особой!


Учитель: “Я” затопала ногами.


Буква Я:      
Не хочу водиться с вами!
Буду делать все сама,
Хватит у меня ума!


Учитель:
Буквы тут переглянулись,
Все буквально улыбнулись,
И ответил дружный хор:


Буквы (хором):


– Хорошо! Идем на спор.


Буква А:     
Если сможешь в одиночку
Написать хотя бы строчку –
Правда, стало быть, твоя!


Буква Я:  
– Чтобы я, да не сумела,
Я ж не кто-нибудь, а “Я”!


Учитель:
Буква “Я” взялась за дело:
Целый час она пыхтела,
И кряхтела, и потела –
Написать она сумела
Только: “Я – я – я – я – я!”


Буква Х:   
Как зальется буква “Ха”:
– Ха – ха – ха – ха – ха – ха – ха!


Буква О: “О” от смеха покатилось!       


Буква А: “А” за голову схватилось!    


Буква Б: “Б” схватилось за живот.      


Учитель:
Буква “Я” сперва крепилась,
А потом как заревет:


Буква Я:     
– Я, ребята, виновата!
Признаю вину свою!
Я согласна встать, ребята,
Даже сзади буквы “Ю”.


– Что ж, – решил весь алфавит, –
Если хочет, пусть стоит.
Дело ведь совсем не в месте,
Дело в том, что все мы вместе!


Учитель:
Буква “Я” всегда была,
Всем и каждому мила,
Но, советуем, друзья,
Помнить место буквы “Я”!

Учитель: Давайте послушаем стихи.

15 ученик:    

Мы прочтём любые книжки,

Разберёмся в словаре,

Потому что всюду буквы,

Те же, что и в Азбуке.

 

16   Ученик 

Книгу первую мою

Берегу я и люблю.

Хоть пока и по слогам,

Я ее читаю сам –

И с конца, и с серединки,

В ней красивые картинки,

Есть стихи, рассказы, песни,

С книгой жить мне интересней!

17  Ученик   

Книга всё тебе расскажет:

Почему садится солнце,

Где прибой о берег бьётся,

Где тепло, а где мороз

Листья все стряхнул с берёз.

18  Ученик:    
В нашем классе, не в лесу,
Громко звали мы лису.
Закричали мы: «Лиса!»
– Зазвенели голоса.
Это мы искали все
Ударение в «лисе».

 

19  Ученик: 
Мне подумалось: «А вдруг
Прибежит лиса на звук?
Мы ее на парту сзади
Рядом с Владиком посадим!
Посиди у нас, лиса,
Подождут тебя леса!»

20  Ученик: 

В одиночестве, в покое
Дремлют книжные герои
На страницах книг своих.
Пробудите к жизни их!
Что им маяться от скуки?
Все герои любят труд.
Вам, друзья, и книги в руки,

 

Игра «Назови сказочного героя»

Отгадки сказочных персонажей на слайдовой презентации.


1.Возле леса на опушке
трое их живёт в избушке
Там 3 стула и 3 кружки,
3 кроватки, 3 подушки
Угадайте без подсказки
Кто герои это сказки?       (3 медведя)


2.У Алёнушки – сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят.        (Гуси-лебеди)


3.Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кем же были эти
Маленькие дети?        (7 козлят)


4.На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок
Покатился…      (Колобок)

 

 

5.Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей.
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор     (Айболит)

 

21  Ученик:                    

Мы Азбуку прочли до корки,
Нам по чтению  Пятерки!
Позади нелегкий труд
Слогового чтения:
Нам сегодня выдают
У – до – сто – ве – ре – ния!
В том, что «Азбуку»  прочли,
Полный курс наук  прошли.
И теперь без передышки
Мы прочтем любые книжки!

Учитель: Сейчас наши ребята получат от Азбуки грамоты.

Вручение грамот.

Азбука: Спасибо, ребята, за добрые слова в мой адрес. Мне немного грустно расставаться, но сегодняшний праздник показал мне, что вы уже многому научились. Радости и успехов вам на лестнице, ведущей к мудрости. И в этом, ребята, вам помогут новые книги!

 До свидания! Счастливого пути! (Уходит)

Учитель: Уважаемые первоклассники! Мы поздравляем вас с вашей первой школьной победой, которую вы одержали благодаря старанию, трудолюбию и желанию учиться. Наше путешествие подошло к концу. Всем спасибо!

ФИНАЛЬНАЯ ПЕСНЯ  

                                                (Богдан Грибачев «Мечтаю»)                                              

(Во время исполнения песни на экране фотоотчёт о жизни детей в классе).

Борис Заходер   «Азбука»

Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы, —
Очень просим всех ребят
С ними подружиться!

А, Б, В, Г, Д, Е, Ж

Прикатили на еже!

3, И, К, Л, М, Н, О

Дружно вылезли в окно!

П, Р, С, Т, У, Ф, X

Оседлали петуха, —

Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я —

Вот и все они, друзья!

Познакомьтесь с ними, дети!
Вот они — стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком!

Внеклассное мероприятие «Прощание с Азбукой»