В народе говорят:
«Азбука – ступенька к мудрости».
Вот и пройдена самая первая, самая трудная и самая важная ступенька! Азбука открывает детям дверь в мир науки, доброты и творчества.
Сценарий внеклассного мероприятия
«Прощай, азбука»
ТСО: мультимедийный проектор, экран для проектора, флешка с презентацией, плакат с надписью «Прощай, Азбука!»
Песни: 1. Б. Заходет «Азбука»
Ход мероприятия:
Звучит музыка. Под эту музыку дети входят.
Учитель.
Сегодня у нас большой праздник, посвященный прощанию с «Азбукой».
Ребята выучили все буквы алфавита, умеют составлять слова, знают, чем отличаются звуки и буквы. Научились читать и сегодня мы совершим увлекательное путешествие в страну 33 букв, которые могут составить сотни тысяч слов. А наши гости посмотрят, чему мы научились за это время.
Стихи: (Слайд «Спасибо, Азбука»)
1 ученик:
Спасибо, азбука за всё,
Что сделала для нас!
За слово первое твоё, за стих,
За первый твой рассказ.
Нас научила ты читать, писать.
Слова на слоги разбивать.
Прошли с тобой от А до Я,
И с нами будешь ты всегда.
2 ученик:
Мы сегодня очень рады
Всех приветствовать гостей.
Всех знакомых, незнакомых,
И серьёзных, и весёлых.
Первый класс, первый класс
Пригласил на праздник вас.
3 ученик:
Знают взрослые и дети,
И шахтёр, и водолаз,
Что трудней всего на свете
Самый первый школьный класс.
4 ученик:
Первый класс – это первый задорный звонок.
Первый класс – это первый серьёзный урок.
Первый класс-это первая в жизни отметка,
Это шумная, радостная переменка.
5 ученик:
Она научила буквам нас,
И письму и чтению,
Дружбе крепкой и труду,
А ещё терпению.
6 ученик:
Нас сегодня не узнать:
Стали бойко мы читать.
Очень грамотными стали,
Поумнели, возмужали.
И теперь без передышки
Мы прочтём любые книжки.
7 ученик:
Слово «мир» и слово «мама»
Напишу теперь сама я.
Я вам сказку прочитаю
И до сотни сосчитаю.
8 ученик:
Раньше Гена и Мальвина,
Айболит и Буратино
Приглашали нас играть…
А теперь зовут читать,
И писать, и считать,
Через сказку и игру
Они учат детвору.
Мы играем и поём-
Очень весело живём.
Раздаётся стук в дверь
Учитель: Ребята, кто-то пришёл! Давайте посмотрим кто это?
Музыка (Входит Азбука)
Азбука:
-Здравствуйте, дети! Узнали меня?
Я – Азбука, учу читать,
Меня никак нельзя не знать
Меня изучишь хорошо-
И сможешь ты тогда
Любую книжку прочитать
Без всякого труда.
А в книгах есть про всё, про всё:
Про реки и моря,
И что у неба нет конца,
И круглая Земля,
Про космонавтов, к облакам
Летавших много раз,
Про дождь, и молнии, и гром,
Про свет, тепло и газ.
Я пришла сегодня к вам в последний раз, чтобы проводить в мир новых интересных наук, в волшебный мир знаний.
Учитель: Дорогая Азбука! Мы рады тебя приветствовать на нашем празднике. Мы можем показать, чему научились за это время.
Будь нашей гостьей, присаживайся!
Азбука: Спасибо за приглашение.
Учитель: Дорогие гости! С первых дней учёбы в школе мы изучали не только грамматику и математику, но и школьные правила. Ребята, какие правила поведения в школе мы теперь знаем и соблюдаем?
9 ученик:
Вставайте дружно, всякий раз,
Когда учитель входит в класс.
10 ученик:
Нельзя на уроке,-
Послушай, дружок,
Жвачку жевать и кусать пирожок.
11 ученик:
Парта – это не кровать
И на ней нельзя лежать.
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно.
12 ученик:
Ответить хочешь – не кричи,
А только руку подними.
Учитель спросит – надо встать.
Когда он сесть позволит – сядь.
13 ученик:
Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз,
А учитель учит нас.
Азбука
Ребята! Давайте все вместе споем песню об алфавите.
Все дети встают и исполняют песню «Азбука» (Б. Заходер).
(После видео снова слайд с алфавитом)
Учитель: Молодцы, ребята! А теперь поиграем. Нужно выделить букву, которая повторяется в стихотворении.
(На доске буквы: Р, Ж, Д, У, Б, А)
- Утром на траве росою (слайды Буквы, затем слово ДРУЖБА)
Эта буква заблестит.
А под вечер на крылечке
Рядом громко зарычит.
- Эта буква на морозе,
Как оса ужалить может.
Ну, а в мае на берёзе
Жук её узнать поможет.
- С этой буквой – добрым другом
Долгою дорогой в дом.
День за днём, назло недугам,
Даже под дождём идём.
- Эту букву паровоз
На своей трубе привёз.
Губы вытяни в трубу
И получишь букву…..
- Буква эта знаменита –
Стоит в начале алфавита.
- Эта буква бодрым шагом
В бой идёт под барабан.
И бодает буква букву,
Будто баловник баран.
Учитель:
Вот все буквы перед вами
Каждый может их назвать,
А теперь нам надо с вами,
В слово буквы все собрать…
Дети выкладывают слово «Дружба»
Учитель: Дорогие ребята! В сентябре мы начали путешествие по стране Знаний. И всё это время вы были окружены заботой и вниманием ваших мам, пап, бабушек и дедушек. Скажем всем хором СПАСИБО!!!
Дети: Спасибо!
14 ученик:
Спасибо, мамочка, тебе
За все заботы обо мне.
За то, что в школу я хожу,
За книгу, что в руках держу.
Я эту книгу полюбил,
Я в ней все буквы изучил.
И как мне радостно сказать:
Хором: Умею я теперь читать!
Учитель:
Прапрадедовской порой
Встали буквы в четкий строй,
Строй, как строй, да не простой,
Он зовется – азбукой!
Азбука, стройся!
Дети выходят и строятся на сцене.
Презентация «Забавная азбука»
А Аист в алом сапоге
На одной стоит ноге.
Б По дороге шёл баран,
Бил копытом в барабан.
В Волк купил велосипед
И поехал на обед.
Г На гитаре гусь играл,
Громко-громко гоготал.
Д Дятел на дубу сидит,
Дед на дудочке дудит.
Е,Ё У кого торчат иголки?
У ерша, ежа и ёлки.
Ж Жаба в гости ждёт жука,
Он летит издалека.
З Зайка с розовым зонтом
Притаился под кустом.
И Нашёл индюк иголку
И положил на полку.
Й Йог индийский в позу сел
И клубничный йогурт съел.
К У открытого окошка
На подушке дремлет кошка.
Л Рядом с лилией лягушка
Подставляет солнцу брюшко.
М За морошкой и малиной
Мышка шла с большой корзиной.
Н Носорог нашёл носок
И надел его на рог.
О В океане осьминог
Отдохнуть на дно прилёг.
П Пышет паром паровоз,
Он игрушки нам привёз.
Р Рыба раку говорит:
– В небе радуга горит.
С Слон гуляет по арене
Как большой артист на сцене.
Т Трактор едет, тарахтит,
Он торопится, пыхтит.
У Однажды мышка с уточкой
Пришли на речку с удочкой.
Ф Филин рядышком с совой
Гордо крутит головой.
Х Пили чай хомяк с хорьком
С пирогом и сахарком.
Ц Восседает царь на троне
В позолоченной короне.
Ч Чайник в чашки чай налил
И за стол всех пригласил.
Ш Шмель присел на шоколадку:
– Ах, как вкусно, ах, как сладко!
Щ Наварила щука щей,
На обед зовёт лещей.
Ъ, Ь Твёрдый знак и мягкий знак,
Нам без них нельзя никак!
Ы Буква ы живёт в улыбке,
В мыле, в сыре, даже в рыбке.
Э Экскаватор землю роет,
Дом высотный рядом строят.
Ю Юля в юбку нарядилась,
Как юла она крутилась.
Я Яхта по морю плывёт
Яхта ягоды везёт.
Учитель: – Ребята, я очень рада, что вы все подружились с Азбукой, и она научила вас читать. А сейчас ребята покажут сценку «Буква Я»
Сценка «Буква Я»
Учитель:
Всем известно буква “Я”
в азбуке – последняя.
А известно ли кому –
Отчего и почему?
Неизвестно? (Неизвестно! )
Интересно? (Интересно! )
Ну, так слушайте рассказ!
Жили в Азбуке у нас буквы.
Жили не тужили,
Потому что все дружили.
Где никто не ссорится –
Там и дело спорится.
Только раз всё дело встало
Из-за страшного скандала:
Буква “Я”… в строку не встала.
Взбунтовалась буква “Я”
Буква Я: – Я, – сказала буква “Я”, –
Главная, заглавная!
Я хочу, чтобы повсюду
Впереди стояла я!
Не хочу стоять в ряду,
Быть желаю на виду!
Буква Ф: – Фу-ты, ну-ты! – фыркнул “Эф”,
От обиды покраснев.
Буква С: – Срам! – Сердито “эс” сказало.
Буква В: “Вэ” кричит: – Воображала!
Буква П: Проворчала “Пэ”: – Попробуй,
Потолкуй с такой особой!
Учитель: “Я” затопала ногами.
Буква Я:
Не хочу водиться с вами!
Буду делать все сама,
Хватит у меня ума!
Учитель:
Буквы тут переглянулись,
Все буквально улыбнулись,
И ответил дружный хор:
Буквы (хором):
– Хорошо! Идем на спор.
Буква А:
Если сможешь в одиночку
Написать хотя бы строчку –
Правда, стало быть, твоя!
Буква Я:
– Чтобы я, да не сумела,
Я ж не кто-нибудь, а “Я”!
Учитель:
Буква “Я” взялась за дело:
Целый час она пыхтела,
И кряхтела, и потела –
Написать она сумела
Только: “Я – я – я – я – я!”
Буква Х:
Как зальется буква “Ха”:
– Ха – ха – ха – ха – ха – ха – ха!
Буква О: “О” от смеха покатилось!
Буква А: “А” за голову схватилось!
Буква Б: “Б” схватилось за живот.
Учитель:
Буква “Я” сперва крепилась,
А потом как заревет:
Буква Я:
– Я, ребята, виновата!
Признаю вину свою!
Я согласна встать, ребята,
Даже сзади буквы “Ю”.
– Что ж, – решил весь алфавит, –
Если хочет, пусть стоит.
Дело ведь совсем не в месте,
Дело в том, что все мы вместе!
Учитель:
Буква “Я” всегда была,
Всем и каждому мила,
Но, советуем, друзья,
Помнить место буквы “Я”!
Учитель: Давайте послушаем стихи.
15 ученик:
Мы прочтём любые книжки,
Разберёмся в словаре,
Потому что всюду буквы,
Те же, что и в Азбуке.
16 Ученик
Книгу первую мою
Берегу я и люблю.
Хоть пока и по слогам,
Я ее читаю сам –
И с конца, и с серединки,
В ней красивые картинки,
Есть стихи, рассказы, песни,
С книгой жить мне интересней!
17 Ученик
Книга всё тебе расскажет:
Почему садится солнце,
Где прибой о берег бьётся,
Где тепло, а где мороз
Листья все стряхнул с берёз.
18 Ученик:
В нашем классе, не в лесу,
Громко звали мы лису.
Закричали мы: «Лиса!»
– Зазвенели голоса.
Это мы искали все
Ударение в «лисе».
19 Ученик:
Мне подумалось: «А вдруг
Прибежит лиса на звук?
Мы ее на парту сзади
Рядом с Владиком посадим!
Посиди у нас, лиса,
Подождут тебя леса!»
20 Ученик:
В одиночестве, в покое
Дремлют книжные герои
На страницах книг своих.
Пробудите к жизни их!
Что им маяться от скуки?
Все герои любят труд.
Вам, друзья, и книги в руки,
Игра «Назови сказочного героя»
Отгадки сказочных персонажей на слайдовой презентации.
1.Возле леса на опушке
трое их живёт в избушке
Там 3 стула и 3 кружки,
3 кроватки, 3 подушки
Угадайте без подсказки
Кто герои это сказки? (3 медведя)
2.У Алёнушки – сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят. (Гуси-лебеди)
3.Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кем же были эти
Маленькие дети? (7 козлят)
4.На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок
Покатился… (Колобок)
5.Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей.
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор (Айболит)
21 Ученик:
Мы Азбуку прочли до корки,
Нам по чтению Пятерки!
Позади нелегкий труд
Слогового чтения:
Нам сегодня выдают
У – до – сто – ве – ре – ния!
В том, что «Азбуку» прочли,
Полный курс наук прошли.
И теперь без передышки
Мы прочтем любые книжки!
Учитель: Сейчас наши ребята получат от Азбуки грамоты.
Вручение грамот.
Азбука: Спасибо, ребята, за добрые слова в мой адрес. Мне немного грустно расставаться, но сегодняшний праздник показал мне, что вы уже многому научились. Радости и успехов вам на лестнице, ведущей к мудрости. И в этом, ребята, вам помогут новые книги!
До свидания! Счастливого пути! (Уходит)
Учитель: Уважаемые первоклассники! Мы поздравляем вас с вашей первой школьной победой, которую вы одержали благодаря старанию, трудолюбию и желанию учиться. Наше путешествие подошло к концу. Всем спасибо!
ФИНАЛЬНАЯ ПЕСНЯ
(Богдан Грибачев «Мечтаю»)
(Во время исполнения песни на экране фотоотчёт о жизни детей в классе).
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы, —
Очень просим всех ребят
С ними подружиться!
А, Б, В, Г, Д, Е, Ж
Прикатили на еже!
3, И, К, Л, М, Н, О
Дружно вылезли в окно!
П, Р, С, Т, У, Ф, X
Оседлали петуха, —
Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я —
Вот и все они, друзья!
Познакомьтесь с ними, дети!
Вот они — стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком!