Конспект занятия по аппликации в младшей группе на тему

«Русская красавица»

 МБДОУ д/с «Березка» поселок Борок 

Воспитатель Короткова Т.Н.

Цель: Приобщать детей к русской национальной культуре, народному творчеству.

Задачи: 

– создать у детей интерес к народной  игрушке, стремление украсить сарафан матрешки узором, используя готовые формы;

– продолжать учить детей работать последовательно, располагать детали в центре и на определенном расстоянии друг от друга, закреплять пространственные направления (сверху, снизу, слева, справа,);

– продолжать формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими: делать прямые разрезы с одинаковым нажимом несколько раз; 

– совершенствовать навык  наклеивания;

– воспитывать самостоятельность, аккуратность, любовь к народной игрушке.

              Предварительная работа:

  –  беседы о кукле- матрешке, о разных ее вариантах (семеновская, загорская, полхов – майдановская);

 – рассматривание предметов декоративно – прикладного искусства, беседа о том, что все эти красивые вещи создали мастера – народные умельцы;

–  игры с матрешками, разучивание хороводов, стихов, загадок 

–  работа с книжками – раскрасками « Русская матрешка»; 

–  дидактические игры «Собери узор», «Лото – раскраска».  

Материалы к занятию:

Народная игрушка – матрешка,  ноутбук,  мольберт, образец воспитателя, заготовки матрешек, круги разного цвета, клей, кисть клеевая, клеенка, салфетка, ножницы в органайзере, поднос.

Ход занятия

Организационный момент.

Солнышко проснулось,

Деткам улыбнулось,

Друг к другу повернемся,

Все вместе улыбнемся.     

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня на занятие гостья спешит. Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, кто же это?

Алый шелковый платочек.

Яркий сарафан в цветочек.

Упирается рука 

В деревянные бока.

Разрумянилась немножко

Наша русская…

Дети: Матрешка.

Воспитатель: Правильно, ребята, эта игрушка называется матрешка.                                              

                        Игрушка с хитринкой, непростая. 

                         Первая куколка самая большая.

                        А эту куколку открой –

                        Будет третья во второй.

                        И сумеем мы найти

                        Куколку четвертую.

                        Вынь ее да посмотри,

                        Что там прячется внутри?

                        Прячется в ней пятая

                        Куколка пузатая.

                        Эта кукла меньше всех,

                        Чуть побольше, чем орех.

                        Вот поставленные в ряд

                        Сестры – куколки стоят.

(Показ слайдов из презентации «Русская матрешка»)

Придумали мастера занятную деревянную куклу. Один мастер вытачивал из дерева куклу, а другой красиво её разрисовывал. . Похожа она была на простую деревенскую девочку (показать русскую матрешку). Одета в сарафан с ярким платком на голове и в руках держала Петушка. Это была первая русская матрешка. Деревенских девочек часто называли именем Матрёна. И куклу стали называть ласково – матрёшка. Сейчас матрёшки все разные, потому что их изготавливают на фабриках разных городов. Игрушки разрисованы разными узорами, цветами, ягодами, а некоторые держат в руках букет. Они веселые и забавные. Матрешка  является символом нашей страны – России!  

Физминутка «Мы- матрешки» (Музыкальное сопровождение) 

 Хлопают в ладошки
Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)
Девчонки озорные,
Матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры.
Ладушки, ладушки,
Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

 Видеозвонок. На экране Матрешка в красивом нарядном сарафане.

Голос Матрешки: Здравствуйте, ребята! Мне очень грустно и одиноко. У меня нет подружек. Помогите  мне, пожалуйста.

Воспитатель: Дети, поможем матрешке приобрести подружек?

Дети: Да!

Воспитатель обращает внимание детей на свой образец. Дети рассматривают его.

 Воспитатель: Сейчас мы внимательно рассмотрим сарафан матрешки.

     Вопросы к детям.

Какого цвета сарафан у матрешки? (На матрешке синий сарафан).

Какой узор на сарафане? (На сарафане красный цветок).

Из каких геометрических фигур он состоит? ( Цветок состоит из кругов).

Воспитатель: Правильно, ребята,  цветок на сарафане состоит из кругов, желтого и красных. Желтый круг маленький – это середина цветка, а красные большие круги – это лепестки цветка. Лепестки расположены сверху, снизу, слева и справа. Наш цветок расположен в середине сарафана матрешки.

 –  Чем еще украшен сарафан матрешки? (Сарафан украшен листьями).

 – Какого они цвета? (Зеленые)

Листья расположены два сверху между лепестками и два снизу между лепестками. .

Пальчиковая гимнастика.  Прежде чем к работе приступать надо наши пальчики размять. Пальчиковая гимнастика «Матрешки» 

Мы — красавицы матрешки, (Разжимают кулачки, шевелим пальчиками) Разноцветные одежки. 

Раз — Матрена, два — Милаша, 

Мила – три, четыре — Маша,

 Маргарита — это пять. (Загибают поочередно пальцы) 

Нас нетрудно сосчитать. (Разжимают кулачки)

Воспитатель: Ребята, а теперь я приглашаю вас присесть за столы. 

У вас на столе лежат кружки. Ими будем украшать одежду матрёшек.      

Сейчас я покажу, как можно сделать листья. Возьму круг зеленого цвета, складываю его на столе, равняя стороны, пальцами проглаживаю линию сгиба от середины. Раскрываю деталь, беру в правую руку ножницы и разрезаю. У нас получилось две детали, два полукруга, два листка. Берем следующий круг и разрезаем его. Сложили детали на поднос.

     Не забывайте о том, что ножницы, когда мы режем, смотрят у нас только вперед, а не наверх и в сторону, чтобы ими не пораниться. Вырезали деталь, отложили ножницы в сторону.

Дети берут готовые формы и украшают матрёшек аппликацией. После работы ребята рассматривают матрёшек.

Воспитатель: Ребята, чего нашей матрешки не хватает?

 Дети: Глаз, носика, щечек и рта.

 Воспитатель: Конечно, давайте оживим наших матрешек, возьмем карандаши и нарисуем им личики.

– Какие нарядные получились у вас матрешки! 

Игра  «У кого в руках матрешка»

– У кого в руках матрешка,

Тот потопает немножко.

– У кого в руках матрешка,

Тот похлопает в ладошки.

– У кого в руках матрешка,

Тот попрыгает немножко.

– У кого в руках матрешка,

Приседает пусть немножко.

-Кто матрешку в руки взял,

Тот наклоны показал.

Рефлексия. А сейчас мы расположим матрешек на доске в круг. Вам понравились они? (Оценка работ детьми и воспитателем)

 Все постарались и очень хорошо справились с работой. Посмотрите, как много подружек появилось у нашей Матрешки! 

Программное содержание:

1.Познакомить детей с предметом народно – прикладного искусства – матрёшкой, создать у детей интерес к народной игрушке, приобщать детей к русской национальной культуре, народному творчеству;

  1. Учить украшать сарафан матрешки узором, используя геометрические фигуры (круг, треугольник),

 3.Закреплять технические умения (держать кисть, использовать клей), работать аккуратно;

4.Воспитывать чувство любви и гордости за свою страну и свой народ.

Материал:

Матрешка; цветные заготовки силуэта матрешки, треугольники и круги;

салфетки, клей, демонстрационные картинки с изображением деревянных игрушек.

Предварительная работа: рассматривание матрешки, игры с ними; просмотр иллюстраций.

Ход ООД

  1. (Показать детям несколько игрушек, предложить их назвать, среди игрушек поставить матрёшку и обычные игрушки).

– А сейчас я загадаю вам загадку про одну из этих игрушек, а вы попробуйте её отгадать:

Ростом разные подружки,

Но, похожи  друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

-Правильно, ребята. Это кукла матрёшка, она совсем необычная. Почему? (ответы детей)

– Сделана она из дерева, очень красиво расписана. Матрёшку можно собирать и разбирать. Когда её разберёшь, то получится несколько кукол- матрёшек.

-А в какие ещё игрушки вы любите играть? (ответы детей)

-Вот как много у вас игрушек! А когда-то давным–давно у детей не было так много разных игрушек. И родители им мастерили игрушки сами (дети подходят к доске и садятся на стульчики).

-Вокруг было много леса, и игрушки делали из дерева (показать деревянные фигурки) .Придумали мастера занятную деревянную куклу. Похожа она была на простую деревенскую девочку (показать русскую матрешку). Одета в сарафан с ярким платком на голове и в руках держала Петушка. Это была первая русская матрешка. В большой кукле пряталось целое семейство кукол – одна другой меньше. А деревенских девочек часто называли именем Матрёна. И куклу стали называть ласково – матрёшка. Один мастер вытачивал из дерева куклу, а другой красиво её разрисовывал. Много матрёшек делали. И своим детям, и соседским, да ещё на базар отвозили, а там такую красотищу сразу же раскупали.

– Мастеров было много, и матрёшка стала меняться. Стала более яркой и красочной (показать современную матрёшку) .

– Прошло много лет, а матрёшка так же любима нашими детьми. Дети любят играть с матрёшками, а взрослые украшают ими свои квартиры. Люди, которые приезжают в Россию из других стран, обязательно увезут на память о нашей стране русскую матрёшку. Ведь она является символом нашей страны – России!

-Под русскую народную музыку люди изображают движения русской матрёшки Физминутка- пляска «Мы матрешки».

  1. Сегодня я хочу вам показать вот такую матрешку (выставляю  матрешку из аппликации).

У нашей матрешки нет подружек. Я предлагаю вам смастерить ей подружек. Украсим сарафаны подружкам нашей матрёшки.

  1. Работа детей за столами (напомнить о правилах работы с клеем и бумагой)
  2. Итог

– Что мы сегодня делали на занятии?

-Что было сложно делать?

(дети со своими работами подходят к главной матрешке).

 Давайте оживим матрешек и нарисуем им личики.

( с помощью воспитателя прорисовываются лица у матрешек,  оценивается работа каждого ребенка).

– Молодцы ребята, вы очень хорошо справились с этой работой.

Физминутка:

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)

Конспект занятия по аппликации «Русская красавица»