Я.А. Филатов
Преподаватель по классу электрогитары
Музыкального отделения колледжа Академии Матусовского
Способы развития навыков игры на электрогитаре у подростков
в системе дополнительного образования
В нашей стране существует развернутая система образования. Дополнительное образование детей – составная (вариативная часть) общего образования. Дополнительное образование способствует гармоническому развитию личности, раскрытию творческих способностей, которые ребенок не может проявить в системе общего образования.
Одним из самых массовых и популярных среди детей является художественно-эстетическое образование, к которому относится дополнительное музыкальное образование.
Одним из основных звеньев музыкального образования являются детские музыкальные школы.
С выходом в 1992 году Закона РФ «Об образовании» детские музыкальные школы были определены как учреждения дополнительного образования детей. Большинство школ благодаря появлению в их структуре других отделений: хореографического, эстрадного, изобразительного искусства и др. перешли в разряд школ искусств.
Уточним понятие «навыки». Рассмотрим определение понятий «навыки», «музыкальные навыки», «технические навыки» и др.
Навыки – это действия, которые в результате длительного повторения становятся автоматическими, т.е. не нуждающимися в поэлементной сознательной регуляции и контроле. Физиологический механизм навыков – динамический стереотип. Неосознанные, складывающиеся в ходе приспособления к окружающей среде навыки характерны для животных, но аналогичные им по психическому механизму возникают и у человека. Но пока они не осознаны, их практически нельзя передать другому человеку. Только осмысленные, осознанно расчлененные и объединенные в системы навыки как высшая их форма дают возможность человеку сохранять сознательный контроль над своими действиями и сравнительно легко их перестраивать.
В психологии навыки рассматриваются как действия, отдельные компоненты которых в результате повторения стали автоматизированными. При этом выделяют (А. В. Запорожец, А. А. Люблинская, А. В. Петровский) три основных этапа их формирования:
- овладение элементами действия;
- образование целостной структуры действия;
- закрепление и совершенствование целостной структуры.
Музыкальные навыки, опирающиеся на музыкальные знания и умения, являются необходимой технической (технологической) базой, прежде всего, для музыкально-исполнительской деятельности, требующей определенной подготовки и развития психофизиологического аппарата.
В исполнительской деятельности навыки в первую очередь связаны с овладением техникой.
В игре на музыкальных инструментах формируются навыки, близкие по содержанию к певческой деятельности:
- навыки звукоизвлечения,
- звуковедения,
- артикуляции,
- строя и ансамбля в процессе коллективной деятельности;
- навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством звучания.
Традиционно при обучении школьников игре на музыкальных инструментах используются общепедагогические методы.
В музыкальном обучении школьников находит своеобразное преломление и содержание других общепедагогических методов. Наглядный и практический методы претерпевает некоторую трансформацию, отраженную в самих формулировках: наглядно-слуховой, наглядно-выразительный и художественно-практический методы.
Практические методы применяются в тесном сочетании со словесными и наглядными методами обучения. Во время процесса освоения технических навыков преподаватель дает словесные пояснения, показывает иллюстративный материал, организует практическое выполнение этих упражнений.
При обучении игре на электрогитаре большое значение играют практические методы. К ним относятся упражнения, гаммы, выполнение заданий по освоению этюдов и разнохарактерных произведений. Все практические методы позволяют развивать технические навыки школьников с использованием специального конструктивного и художественного учебного музыкального материала.
На начальном этапе обучения игре на музыкальном инструменте, в том числе электрогитаре, существенную помощь в освоении учениками различных двигательных навыков оказывают упражнения.
Упражнений для освоения музыкального инструмента существует великое множество на разные виды техники, охватывающие все виды технических навыков. Их применение удобно тем, что преподаватель имеет возможность отбирать нужные упражнения, изменять их для достижения конечной цели упражнения – развития необходимого навыка.
На занятиях в детской музыкальной школе при работе над техническими навыками в процессе освоения упражнений, этюдов и конкретных музыкальных произведений, используются методы объяснения и показа педагога, наглядно-слуховой метод, а также такие методические приемы, как: ввод словосочетаний и фраз под музыку; устный разбор содержания и формы произведения; анализ технических трудностей музыкального произведения.
При обучении игре на электрогитаре все вышеперечисленные методы необходимо применять в процессе развития технических навыков игры на музыкальном инструменте, в том числе на гитаре, у учащихся младшего школьного возраста.
Актуальность данного процесса связана, как отмечают музыканты-педагоги, с влиянием повседневной работы для развития технических навыков на качество передачи исполнительского замысла в целостном музыкальном произведении. Именно систематически осуществляемая техническая работа помогает глубже понять изучаемое произведение, конкретизирует, улучшает, уточняет первоначальное представление о нем.
Помимо рассмотренных методов развития технических навыков игры на гитаре, необходимо остановиться на применении специфических форм организации учебного процесса.
Основными формами обучения игре на электрогитаре в детской музыкальной школе являются следующие: учебное занятие (урок), технический зачет, академические концерты, различные конкурсы и смотры.
Важной формой обучения, в том числе развития технических навыков игры на электрогитаре у подростков является самостоятельная домашняя работа учащихся. Полученные в школе знания и умения, учащиеся закрепляют дома самостоятельно. При самостоятельной работе на уроке ученик первого класса должен следить, прежде всего, за правильной посадкой, постановкой обеих рук и правильным звукоизвлечением, что является основой дальнейшего развития технических навыков.
К традиционным средствам обучения относятся учебники, наглядные пособия, музеи, библиотеки. Главное дидактическое назначение средств обучения – ускорить процесс усвоения учебного материала, т.е. приблизить учебный процесс к наиболее эффективным характеристикам.
Традиционные средства обучения игры на электрогитаре представляют собой хрестоматии, сборники упражнений, сборники произведений, собственно музыкальный инструмент (электрогитара). Эти средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом в развитии технических навыков учащегося, оказывают большое влияние на все другие компоненты учебно-воспитательного процесса – цели, содержание, формы, методы.
Наиболее эффективное воздействие на обучающихся оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа сегодня являются наиболее эффективным дополнительным средством обучения и воспитания.
Мультимедиа технология позволяет обеспечить при решении задач автоматизации интеллектуальной деятельности объединение возможностей ЭВМ с традиционными для нашего восприятия средствами представления звуковой и видеоинформации, для синтеза трёх стихий (звука, текста и графики, живого видео).
При обучении игре на электрогитаре актуальными являются современные информационные средства обучения, такие как: видео уроки, обучающие программы, мультимедийные сборники упражнений. Видео уроки по электрогитаре позволяют ученику первого класса детской школы искусств наиболее полно иметь представление о посадке и правильной постановке рук. Обучающие программы содержат теоретические аспекты: строение гитары, история возникновения инструмента, правильная настройка инструмента, способы звукоизвлечения, приемы и т. д.
Таким образом, в нашей стране существует развернутая система дополнительного образования. Дополнительное образование способствует гармоническому развитию личности, раскрытию творческих способностей, которые ребенок не может проявить в системе общего образования.
Одним из самых массовых и популярных среди детей является дополнительное музыкальное образование (ДМШ, ДШИ и др.).
Основными методами обучения игре на электрогитаре, в том числе развитии технических навыков, выступают практические методы: освоение упражнений, гамм, этюдов и исполнение различных музыкальных произведений.
На занятиях по обучению игре на электрогитаре в детской музыкальной школе эффективно используются как традиционные, так и инновационные средства обучения. Наибольшее воздействие на обучающихся оказывают современные электронные средства обучения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Драгунова Т. В. Подросток [Текст] / Т. В. Драгунова. – Москва: Знание, 1976. 139 с.
- Забуруев П. Электрогитара. Механика взаимодействия [Текст] / П. Забуруев // Москва учеб. пособие: ИПЦ «Маска», 2011. – 236 с.
- Краснова Г.А. Технологии создания электронных обучающих средств [Текст] / Краснова Г.А., Беляев М.И., Соловов А.В. – Москва: МГИУ, 2002. – 304 с.
- Мандель Б.Р. Педагогическая психология: Учебное пособие [Текст] / Б.Р. Мандель. – Москва: КУРС: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 384 с.
- Немов Р.С. Психологический словарь [Текст] / Р.С. Немов. – Гуманитар. Москва: изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 68 с.
- Петрова О. Возрастная психология [Текст] / Конспект лекций, Ростов-на-Дону «Феникс», 2004. – 36 с.
- Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе [Текст] / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев // учеб. пособие. – Москва: ПСТГУ, 2013. 400 с.
- Фельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка [Текст] / Д. И. Фельдштейн. – Москва: Знание, 1978. – 48 с.