Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА
с приоритетным осуществлением по художественно-эстетическому развитию детей
«СЕМИЦВЕТИК» №15
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Открытое познавательное занятие,
посвященное юбилею города Комсомольска-на-Амуре
Комсомольск-на-Амуре
Хабаровский край
Методическая разработка «Мой родной город (Дома на нашей улице)»
Разработала: Тронина И.А. – воспитатель
Рецензия: Тырина Е.Г.. – зам. зав. по УВР
Данное занятие является непосредственно организованной деятельностью по разделу «Земля – наш общий дом», тема недели – Наш город.
Предназначено для воспитателей образовательных учреждений.
Пояснительная записка
Данное занятие по теме «Мой родной город (Дома на нашей улице)» проводилось в игровой форме, так как нетрадиционная форма проведения учебно-игровых занятий с дошкольниками, способствует созданию атмосферы психологического комфорта и заинтересованности детей, непринужденному общению между детьми и взрослым. Игровые способы воспитания, развития и обучения замечательны тем, что все эти процессы проходят незаметно для детей, непроизвольно. В процессе игровых занятий дети способны выполнить такой объём работы, какой им не доступен в обычной учебной ситуации.
Воспитание чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье, краю, в котором живешь – все это служит фундаментом для формирования чувства любви к своей Родине. Совершенствование детей дошкольного возраста по данному направлению невозможно без приобщения его к истории своего города, родного края и России в целом.
Создание эмоционально-положительного фона в начале занятия выбрано не случайно – его роль очень велика для создания мотивации детских видов деятельности, атмосферы психологического комфорта и активного речевого общения.
НОД в старшей группе детского сада
Название: «Мой родной город (Дома на нашей улице)».
Место проведения: Детский сад, старшая группа
Программное содержание:
Цель: совершенствовать грамматический строй речи (образование однокоренных слов).
Задачи:
– Обобщить и систематизировать знания детей о родном городе; активизировать и расширить словарь по данной теме;
– Развивать связную речь, зрительное восприятие и внимание, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением;
– Воспитывать любовь к родному городу.
Методы: практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.
Приемы: Погружение в игровую ситуацию, групповая коллективная работа, художественное слово (стихи, загадки)
Предварительная работа:
– Рассматривание альбомов о городе Комсомольске-на-Амуре.
– Прогулки по городу (с родителями), экскурсии в краеведческий музей.
– Беседы о людях, прославивших город.
– Оформление выставки «Мой родной город»
– Чтение стихотворений о городе.
– аппликация «Дома города».
Оборудование и материалы: Иллюстрации с изображением разных домов; наборы геометрических фигур, для составления домов; автобус, построенный из стульчиков, руль; разрезные картинки для д\и «Собери картинку».
Музыкальное сопровождение: музыкальный фон «Путешествие на автобусе».
Словарная работа: Комсомольск-на-Амуре, комсомольчанка, комсомольчанин, комсомолка, комсомолчане, комсомольская
План:
- организационный момент (создание эмоционально-положительного фона)
- Прогулка (Беседа)
- Речевая игра «Однокоренные слова»
- Физкультминутка
- Дидактическая игра «Собери картинку»
- Игра «Будем вместе строить дом».
- Итог
Ход занятия
- организационный момент (создание эмоционально-положительного фона)
– Здравствуйте гости дорогие! Ребята давайте поздороваемся со всем, что находится вокруг нас.
Приготовили пальчики:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй вольный ветерок!
Здравствуй, солнечный денек!
Я живу в родном краю
Всех я вас приветствую.
- Прогулка (Беседа)
– Сегодня у нас необычное занятие. Я приглашаю вас в увлекательное путешествие по нашему родному городу.
– А на каком транспорте можно путешествовать по городу? (ответы детей)
– Я предлагаю вам путешествовать на автобусе. Проходите в «автобус», садитесь на места.
В путь!
– А пока мы едем немного поговорим и поиграем. Согласны?
- Речевая игра «Однокоренные слова»
– А кто из вас знает, как называется наш город? (Наш город называется Комсомольск-на-Амуре)
– Как называются жители города Комсомольска-на-Амуре? (Жители называются комсомольчане)
– Как называется Девочка/ мальчик, которые родились и живут в городе Комсомольске-на-Амуре? (комсомольчанка, комсомольчанен)
– Кто знает, как называется ателье в нашем городе, где шьют одежду? (Комсомолка)
– Есть такая улица, которая носит почти такое же название, как и наш город? (Комсомольская)
– А все эти слова как называются? (родные, родственники)
– Все эти слова это семейка слов.
– Наш город большой или маленький? (наш город большой)
– Названия, каких улиц вы еще знаете? (ответы детей)
– Все комсомольчане любят свой город, потому что это наша родина – место, где мы родились. А вы, любите свой город? Стало быть, вы – настоящие комсомольчане.
– Вот мы и приехали. Давайте встанем немного отдохнем и продолжим наше путешествие.
4.Физкультминутка
Вот на земле огромный дом
Под крышей голубой |
(сложить ладони домиком над головой) |
Живут в нем солнце, дождь и гром | (пальцы обеих рук сложены в «шар», имитирут «дождь», хлопок «гром») |
Лес и речной прибой | (руки вверх, пальцы растопырены – «лес», Пальцы в «замке», двигаются в волне) |
Живут в нем птицы и цветы | (руки сложены, крылья, пальцы растопырены – «лотос») |
Веселый звон ручья | (одной рукой волна) |
Живешь в том доме светлом ты | (сложить «домик») |
И все твои друзья. | (руки на плечи соседей) |
– Какие дома есть в нашем городе?
– Давайте пройдем по улице и назовем, какие есть дома? (на столах расставлены картинки с изображением кирпичных, деревянных, панельных домов)
– Молодцы! А вот Артем сейчас нам расскажет стихотворение про то, какие бывают дома.
Дома бывают разные
Высокие и низкие,
Далекие и близкие,
Панельные, кирпичные,
Вроде бы обычные.
Домашние, лечебные,
Торговые, учебные,
Театры и жилые –
Красивее такие –
Полезные, прекрасные
Дома бывают разные.
– Вы много знаете о городе. Город наш очень красив.
- Д/и «Собери картинку»
Дети делятся на 3 подгруппы. На полу в разных местах разложены разрезанные картинки.
– Ребята, давайте пойдем на следующую улицу.
– Ой! Посмотрите на этой улице, случилась беда. Все дома рассыпались и нам их нужно собрать. Соберем?
Каждая подгруппа подходит к своей картинке и собирает ее.
– скажите так какие же дома стоят на этой улице? (высокий панельный дом, кирпичный, низкий деревянный)
- Игра «Будем вместе строить дом».
Воспитатель читает загадки, дети отгадывают и выкладывают геометрические фигуры согласно тексту.
Пришел квадрат к квадрату
Помочь родному брату.
И построили вдвоем
Два квадрата новый … (дом)
На квадрат кладем квадрат
Получается одно
В доме светлое… (окно)
Треугольник видит – дом,
– Можно поселиться в нем?
И залез повыше,
Дом накрыл он… (крышей)
Прямоугольник на крыше
Буквой П стоит всех выше.
Кольцами дымов клубы
Валят дружно из … (трубы)
Прискакали линии
Черные и синие
И построили на спор
Вокруг домика … (забор)
В небо покатился круг,
Согревая всех вокруг
И лучом в оконце
Постучалось … (солнце)
Воспитатель предлагает полюбоваться построенными домами.
– У нас получилась целая улица. Давайте, придумаем ей название. (ответы детей)
Дети вместе с воспитателем выбирают название
- Итог
– Теперь мы знаем, что в нашем городе «Дома бывают разные: старинные и новые, высокие и низкие, зеленые и красные, деревянные, кирпичные, всем нам нужные, – живут в них люди дружные».
– Наше путешествие подошло к концу. Вы все сегодня молодцы, очень старались. Похлопаете себе.
– И на память я вам хочу подарить фишки с изображением Комсомольска-на-Амуре.