Я.А. Филатов
Преподаватель по классу электрогитары
Музыкального отделения колледжа Академии Матусовского
Характеристика технических навыков игры на электрогитаре
Важное место в музыкальном образовании занимает развитие исполнительских навыков, которые предполагает овладение различными техническими приемами и средствами выражения музыкальной мысли.
Чем выше уровень исполнения музыкального произведения у обучающегося, тем больше возможностей у него проникнуть во внутренний художественный замысел произведения и выразить этот замысел в ярких звуковых образах. Овладение высоким уровнем исполнения музыкальных произведений на любом инструменте предполагает систематическое, планомерное развитие технических навыков.
Важнейшей задачей музыкального образования на всех стадиях является развитие исполнительских навыков. Достичь высокого уровня исполнительских навыков невозможно без владения техническими навыками.
Навыки необходимы человеку не только в сфере художественной и музыкальной деятельности, но и во многих других (учебной, научной, производственной, сельскохозяйственной и т. д.).
Существует много определений понятия «навыки» безотносительно к сфере деятельности человека в работах различных исследователей.
Так, С.Л. Рубинштейн даёт следующее определение понятия «навыки». «Это автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения. Навык возникает как сознательно автоматизируемое действие и затем функционирует как автоматизированный способ его выполнения. То, что данное действие стало навыком, означает, что индивид в результате упражнения приобрел возможность осуществлять данную операцию, не делая ее выполнение своей сознательной целью».
В данном определении, как и во многих других отмечается, что навык – это действие, в составе которого отдельные операции стали автоматизированными в результате упражнения. Любая деятельность человека всегда осуществляется сознательно, но отдельные ее операции в результате тренировки перестают нуждаться в сознательном контроле. Сознание направляется на общее руководство деятельностью и начинает подключаться при возникновении каких-либо затруднений в осуществлении операций.
Игра на музыкальном инструменте представляет собой один из сложнейших видов человеческой деятельности, который требует для своей реализации высокой степени личностного развития в целом, отлаженной работы психических процессов – воли, внимания, ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения и безупречной согласованности тонких физических движений. Высокого художественного результата невозможно достигнуть, если учащийся не владеет техникой игровых движений, через которые он и передает при помощи музыкального инструмента свои мысли и чувства.
Формирование навыка – это сложный процесс его развития от осознания каждого элемента движения до полной автоматизированности.
В результате исполнения упражнений постепенно образуется мелодия, складывающаяся из нотного текста и отдельных звуков. Движения, в свою очередь, соединяются в систему. Замена волевого импульса каждого движения на группу движений или сложную систему становится возможным благодаря объединению отдельных звуков и осуществляющих их движений в единый комплекс, т.е. происходит синтез. Возникновение и формирование целостного действия определили название фазы как синтезирующей.
Характерной особенностью синтезирующей фазы является выпадение лишних движений, уменьшение напряженности и все большая ловкость движений. Однако музыкальный образ и исполнительские движения еще лишены прочности, недостаточно отделены по качеству звучания и выразительности.
В последней, завершающей фазе, происходит наиболее полное слияние слухового образа с двигательным оформлением, начинает функционировать хорошо налаженная система: художественный образ – исполнительские движения – звучание. Музыкальный образ становится главенствующим.
Исходя из вышеизложенных определений и подходов к пониманию исполнительских и технических навыков в музыке, можно вывести следующее определение.
Технические навыки – это комплекс двигательных, перцептивных и интеллектуальных навыков, позволяющих учащимся добиваться нужного художественного звукового результата при игре на музыкальном инструменте.
Технические навыки игры на электрогитаре – это автоматизированные действия (умения), которые связаны с исполнением специфических для данного инструмента особых технических приёмов игры.
Электрогитара – инструмент с особой историей и судьбой, отличной от многих академических инструментов. Этот струнный щипковый музыкальный инструмент, один из самых распространённых в мире, применяется в качестве аккомпанирующего инструмента во многих музыкальных стилях (блюз, кантри, фламенко, рок-музыка и популярная музыка), а также как сольный классический инструмент. Кроме того, электрогитара является основным инструментом в таких стилях музыки, как блюз, кантри и рок-музыка.
Исполнение на электрогитаре отличается особым набором технических приёмов игры, которые даже при сходстве названий, имеют свои отличия.
Основной способ звукоизвлечения на гитаре – это щипок, при исполнении которого гитарист зацепляет кончиком пальца или ногтем струну, слегка оттягивает её и отпускает. Существуют две разновидности щипка, применяемые при игре пальцами: апояндо – с опорой на соседнюю струну и тирандо – без опоры. Другой способ звукоизвлечения – удар («бой»), при котором гитарист ударяет сразу по всем или нескольким соседним струнам.
Щипок и удар могут исполняться пальцами правой руки или же с помощью специального приспособления, называемого «плектр» (или медиатор). Эту небольшую плоскую пластину из твердого материала – кости, пластмассы или металла – гитарист держит в пальцах правой руки, защипывая или ударяя им струны.
Во многих современных стилях музыки широко применяется способ звукоизвлечения «слэп», когда струна начинает звучать от удара о ладовые порожки. Для этого гитарист либо сильно ударяет большим пальцем по отдельной струне либо подцепляет и отпускает струну. Эти приёмы преимущественно применяется при игре на бас-гитаре и называются слэп (удар) и, соответственно, поп (подцеп).
Возможен способ звукоизвлечения «тэппинг», когда струна начинает звучать от удара о ладовый порожек при ее резком зажатии. Такой способ звукоизвлечения может осуществляться обеими руками.
При игре на электрогитаре левой рукой исполнитель обхватывает гриф снизу, опираясь большим пальцем на его тыльную сторону. Остальные пальцы используются для зажимания струн на рабочей поверхности грифа. Пальцы обозначаются и нумеруются следующим образом: 1 – указательный, 2 – средний, 3 – безымянный, 4 – мизинец. Положение кисти руки относительно ладов называется «позиция» и обозначается римской цифрой. Например, если гитарист зажимает 2-ю струну 1-м пальцем на 4 ладу, то говорят, что рука находится в IV позиции. Не зажатая струна называется «открытой».
При исполнении приёма «баррэ» струны зажимаются пальцем так, что одним пальцем гитарист имеет возможность зажать все струны на одном ладу. Существуют аккорды, в которых, помимо большого баррэ, зажатого первым пальцем, необходимо зажать на одном ладу две струны вторым пальцем. Указательный или другие пальцы можно «положить» на гриф «плашмя» и зажать им несколько или все струны на одном ладу.
Кроме вышеприведённых технических приёмов игры на гитаре, существуют и другие приёмы, широко применяемые гитаристами в разных стилях музыки, среди которых следует отметить следующие: арпеджио – последовательное извлечение звуков созвучия; исполняется путем последовательного защипывания разных струн одним или несколькими пальцами; арпеджиато – очень быстрое последовательное извлечение звуков аккорда, расположенные на разных струнах; тремоло – очень быстрое многократное повторение щипка, без смены ноты; легато – слитное исполнение нот, исполняемое с помощью левой руки; восходящее легато, при котором уже звучащая струна зажимается резким и сильным движением пальца левой руки, звук при этом не успевает прекратиться; нисходящее легато – палец сдергивается со струны, слегка подцепляя ее при этом; бенд (подтяжка) – повышение тона путем поперечного смещения струны по ладовому порожку (этим приёмом можно повысить извлекаемую ноту на полтора-два тона); вибрато – периодическое незначительное изменение высоты извлекаемого звука – исполняется с помощью колебаний кисти левой руки вдоль грифа, при этом изменяется сила нажатия на струну, а также сила ее натяжения и соответственно высота звука; другой способ исполнить вибрато – последовательное периодическое исполнение приёма «бенд» на небольшую высоту; глиссандо – плавный переход между нотами, возможный при исполнении звуков, расположенных на одной струне, и исполняемый перемещением руки из одной позиции в другую, не отпуская пальца, прижимающего струну; стаккато – короткое отрывистое звучание нот, которое исполняется путем глушения струн правой либо левой рукой;
Любые колебания струн на электрогитаре через звукосниматель подаются на гитарный усилитель. Любой звук случайно задетой струны с применением эффекта «перегруз» будет очень хорошо заметен и даже может заглушить верно исполненные ноты. Именно поэтому, игра на электрогитаре требует большого контроля исполнителя над инструментом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Драгунова Т. В. Подросток [Текст] / Т. В. Драгунова. – Москва: Знание, 1976. 139 с.
- Забуруев П. Электрогитара. Механика взаимодействия [Текст] / П. Забуруев // Москва учеб. пособие: ИПЦ «Маска», 2011. – 236 с.
- Краснова Г.А. Технологии создания электронных обучающих средств [Текст] / Краснова Г.А., Беляев М.И., Соловов А.В. – Москва: МГИУ, 2002. – 304 с.
- Мандель Б.Р. Педагогическая психология: Учебное пособие [Текст] / Б.Р. Мандель. – Москва: КУРС: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 384 с.
- Немов Р.С. Психологический словарь [Текст] / Р.С. Немов. – Гуманитар. Москва: изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 68 с.
- Петрова О. Возрастная психология [Текст] / Конспект лекций, Ростов-на-Дону «Феникс», 2004. – 36 с.
- Рубинштейн Л. Основы общей психологии [Текст] / Л. Рубинштейн. – СПб : Питер, 1999. – 720 с.
- Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе [Текст] / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев // учеб. пособие. – Москва: ПСТГУ, 2013. 400 с.
- Фельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка [Текст] / Д. И. Фельдштейн. – Москва: Знание, 1978. – 48 с.