Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Мещовский детский сад «Солнышко»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Система мероприятий 

по развитию творческих способностей у детей 3 – 4 лет

в тетрализованной деятельности»

 

Автор проекта:

воспитатель

Щекина Татьяна Александровна

Мещовск,2025 г

Автор проекта: Щекина Т.А.

Тип проекта:  творческий, ролевой, игровой, долгосрочный  (2024 -2025г.)
Участники проекта: воспитанники старшей группы, воспитатели, родители.

Продолжительность проекта: 9 месяцев (Сентябрь 2024 – Май 2025) 

Тема проекта: Система мероприятий по развитию творческих способностей у детей 3 – 4 лет в  тетрализованной деятельности

 

Обоснование необходимости проекта

 

Младший дошкольный возраст – наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В 3-4 года у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. В этот же период происходит формирование основных качеств личности. Поэтому ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия средств и методов развития и восприятия, как младший дошкольный. Этот период является условием личного становления ребенка. С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано в процессе разнообразных игр – забав, хороводов. При прослушивании выразительного чтения сказок и стихов взрослыми.

В развитии способностей детей помогает театр, театрализованная деятельность, театрализованные игры.

Театральная деятельность – самый распространенный вид детского творчества, глубоко лежит в его природе. Оказывает на ребёнка огромное эмоциональное влияние, пробуждает его воображение, активность. И находит свое отражение стихийно, потому, что связано с игрой. Игра способствует развитию пространственного внимания и образного мышления, вызывает яркие эмоции, помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, формирует связную речь. Всякую свою выдумку впечатлений из окружающей жизни ребенку хочется выложить в живые образы и действия.

Войдя в образ, он играет в любые роли. Старается подражать тому, что видит. И получает от этого, огромное эмоциональное наслаждение.

Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии.

К сожалению, театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения детей в детском саду. Мы используем ее в работе, в основном, для развития творческого потенциала.

Театр для детей – это волшебная страна, где фантазии становятся реальностью, предметы оживают, а добро всегда побеждает зло. Театр позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности.

Широки воспитательные возможности театральной деятельности. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. У ребенка улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.

Понятие «творчество» и «творческие способности»

Понятие «творчество» имеет многозначный характер и в литературе трактуется по-разному. В широком смысле творчество понимается, как деятельность, результат которой – создание новых материальных и духовных ценностей, отличающихся неповторимостью, оригинальностью и культурно-исторической уникальностью. Иначе говоря, новизна результата творческой деятельности носит объективный характер, поскольку создаёт то, чего раньше не существовало.

Творчество – постоянный спутник детского развития. «Творческая деятельность ребёнка – первый основополагающий этап присвоения социокультурного опыта» (А.Б. Брушлинский, Л.С. Выготский, В.Т. Кудрявцев, Н.Н. Поддьяков и другие).

Таким образом, в младшем дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребёнка, которые воплощаются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, искренней передачи своих чувств.

Интересные мысли о способности детей к творчеству высказывают деятели искусства. Режиссёр К.С. Станиславский советовал своим актёрам учиться у детей, игру которых всегда отличает искренность и правда.

Поэт П.Г. Антокольский утверждал, что все дети обладают одарённостью в той или иной области искусства.  «Детская одарённость проявляется и в наблюдательности детей, и в зорком схватывании ими сходства и характерных черт, в остром музыкальном слухе, в необыкновенно развитом инстинкте подражания».

На всех этапах становления педагогики проблема развития детского творчества, имеющая большое педагогическое и социальное значение, не теряла своей актуальности, поэтому одной из важнейших задач на сегодня является создание такой системы общественного образования и воспитания, в основе которой лежит формирование творческого типа мышления, творческих качеств личности. Выявление и развитие творческих способностей начинается с раннего детства. Важная роль в этом процессе отводится эстетическому воспитанию, занятиям детей младшего дошкольного возраста различными видами искусства и театрально – игровой деятельности.

Одним из путей, по которому развивается детское творчество, является мир искусства, а генетической основой художественного творчества – детская игра. Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализованная игра, как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

«Волшебный край!» – так когда-то назвал театр великий русский поэт А.С. Пушкин. Чувства поэта разделяют и взрослые, и дети, соприкоснувшиеся с этим удивительным видом искусства. Театр является одной из самых ярких красочных и доступных восприятию дошкольника сфер искусства. Он развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребёнка и формированию базиса его личностной культуры. Вся наша жизнь – это большая сцена и то, какую роль выбирает ребёнок в этой жизни, зависит от его первого дошкольного опыта, где он получает не только информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения.

Мир детства, внутренний мир ребёнка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Дети верят в чудеса и в то, что где-то на земле есть необыкновенная сказочная страна, в которой птицы и звери, простая домашняя утварь и люди могут говорить друг с другом и жить в дружбе, где дружба побеждает злое колдовство. И эта волшебная страна существует, и называется она Театр!

Сказочные представления в театре вводят ребёнка в мир птиц и животных, способных говорить, думать и поступать по-человечески. Ребёнок проникается этими чувствами, переживает вместе с ними, а вместе с тем постигает простую и сложную, поучительную и убедительную правду жизни. Театрализованная деятельность – это мостик, который помогает детям попасть в их дальнейшую взрослую жизнь и сформировать положительный опыт восприятия окружающей действительности.

 Теоретические обоснования опыта

В современных дошкольных учреждениях театрализованная деятельность используется недостаточно, что можно объяснить наличием двух противоречащих друг другу тенденций в способах организации.

  1. Согласно первой тенденции, театрализованные игры применяются главным разом в качестве некоего «зрелища» праздниках. Стремление добиться хороших результатов заставляет педагогов заучивать с детьми не только текст, но и интонации и движения в ходе и оправданно большого числа индивидуальных и коллективных репетиций. Ребенка обучают быть «хорошим артистом». И, как результат, зрелище состоялось, спектакль понравился зрителю. Однако освоенные таким образом умения не переносятся детьми в свободную игровую деятельность.
  2. Вторую тенденцию в организации театрализованной игры можно назвать невмешательствам взрослого: дети предоставлены самим себе, воспитатель только готовит атрибуты для «театра». Из группы в группу ребенка сопровождает однотипный набор шапочек-масок, элементов костюм фигурок героев… Младших дошкольников это привлекает, прежде всего, из-за возможности переодеться, а значит измениться.

Противоречие между развивающим потенциалом театрализованной игры и его недостаточным использованием в дошкольном учреждении может быть разрешено только при условии разработки научно обоснованной и практико – ориентированной педагогической технологии. Программа «Детство» предлагает именно такую технологию. Чтобы понять ее, необходимо, прежде всего, раскрыть основные теоретические идеи, лежащие в основе концепции развития театрализованной игры, и определиться с понятиями.

Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).

В играх – драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.

Разнообразие театрализованных игр представлено в разделе «В игре ребенок развивается, познает мир, общается» программы «Детство» (автор –  кандидат педагогических наук, профессор Т.Н. Бабаева). Общим для них всех является наличие зрителей. Театрализованную игру (особенно игру-драматизацию) характеризует перенос акцента с процесса игры на ее результат, интересный не только участникам, но и зрителям. Ее можно рассматривать как разновидность художественной деятельности, а значит, развитие театрализованной деятельности целесообразно осуществлять в контексте художественной деятельности.

С точки зрения Н.А. Ветлугиной художественная деятельность состоит из трех этапов: восприятия, исполнения и творчества. Именно эта концепция положена в основу технологии реализации содержания раздела «Ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки».

Не вызывает сомнения, что развитие изобразительной, литературной, музыкальной деятельности детей дошкольного возраста происходит в общем контексте становления художественной деятельности. Однако данный подход по отношению к театрализованной деятельности разработан недостаточно.

Вместе с тем анализ психолого – педагогической литературы и научных исследований доказывает целесообразность его применения для целенаправленного развития театрализованной деятельности в дошкольном возрасте.

Система работы по развитию театрализованной деятельности делится на три этапа:

  • художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;
  • освоение специальных умений для становления основных («актер», «режиссер») и дополнительных позиций («сценарист», «оформитель», «костюмер»);
  • самостоятельная творческая деятельность.

В младшем дошкольном возрасте педагог создает условия для индивидуальных режиссерских игр с помощью насыщения предметно-игровой среды мелкими образными игрушками (куколки, матрешки, звери, технические игрушки, конструкторы, мебель и др.). Участие педагога в индивидуальных режиссерских играх проявляется в разыгрывании им бытовых и сказочных ситуаций (из потешек, произведений В. Берестова, Е. Благининой и др.), показе пользования ролевой речью, звукоподражанием, втягивании ребенка в игру, подсказывании реплик, объяснении действий.

Постановка проблемы: Результаты мониторинга на начало года у детей 3-4 лет показали, что у детей недостаточен уровень сформированности творческих способностей в тетрализованной деятельности.Для решения данной проблемы было решено организовать и провести педагогический проект, в ходе которого будет использоваться тетрализованная деятельность на формирование творческих способностей.

Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить.
Театр, как никто другой! – возвращает нас к исконным корням. Он – единственный, сохраняющий и культивирующий народную мудрость вне зависимости от национальной принадлежности. В опосредованной форме он учит детей быть честными и добрыми, устремлёнными и трудолюбивыми, способными по – настоящему оценить и полюбить богатство родного слова. Она является уникальным средством развития художественно – творческих способностей детей. В тоже время, не смотря на имеющиеся исследования в данной области, воспитание детей средствами театра, медленно, и не всегда успешно реализуется на практике. Часто театр превращается в мероприятие необязательное, вспомогательное, способное лишь развлечь. Указанные противоречия обуславливают выбор темы моей работы.

Причины, создающие проблемы:

  1. Не достаточно изучена педагогами группы психолого – педагогическая литература по проблеме развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в тетрализованной деятельности;                                                    
  2. Недостаточно диагностического материала по определению уровня сформированности творческих способностей детей младшего дошкольного возраста; 
  3. Недостаточно данных по уровню сформированности творческих способностей детей младшего дошкольного возраста;
  4. Недостаточный уровень компетентности родителей воспитанников по вопросам развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в тетрализованной деятельности.                                                    

Краткосрочные результаты реализации проекта:

-овладение педагогом практических навыков развития творческих способностей у детей 

3 – 4 лет в тетрализованной деятельности;

-разработка цикла мероприятий, направленных на развитие творческих способностей у детей 3 – 4 лет в тетрализованной деятельности;

-пополнение методической копилки педагога новыми материалами, направленными на развитие творческих способностей у детей 3-4 лет в тетрализованной деятельности;

-пополнение развивающей предметно – пространственной среды по теме проекта в группе;

-развитие творческих способностей у детей 3 – 4 лет в тетрализованной деятельности

-повышение компетентности родителей в вопросах развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в тетрализованной деятельности. 

 

Долгосрочные результаты:

Посредством театрализации у детей:

– развиваются творческие способности: умение перевоплощаться, передавать характер персонажа, импровизировать, брать на себя роль, мимика и жесты становятся более разнообразными;

– дети чаще используют настольный театр в своей игровой деятельности, а также как часть сюжетно – ролевых игр;

– разовьются интересы и способности, у застенчивых детей появится уверенность в себе, желание выступать перед сверстниками;

– совершенствуется речь: расширяется и активизируется словарный запас детей; вырабатывается правильный темп речи, интонационная выразительность; развивается диалогическая и монологическая форма речи, улучшается грамматический строй речи.

По итогам проекта будет создана система мероприятий, направленная на развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в тетрализованной деятельности.                                                     

Цель: создание комплекса мероприятий направленную на развитие творческих способностей детей 3 – 4 лет в тетрализованной деятельности.

Задачи:

изучить психолого – педагогическую литературу по проблеме развития творческих способностей   детей младшего дошкольного возраста в тетрализованной деятельности;

подобрать диагностический материал по определению уровня сформированности творческих способностей детей младшего дошкольного возраста;

провести диагностику и проанализировать полученные данные по определению уровня сформированности творческих способностей детей младшего дошкольного возраста;

повысить уровень компетентности родителей воспитанников по вопросам развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в тетрализованной  деятельности;

разработать систему мероприятий по развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в тетрализованной деятельности.

 

Стратегия и механизмы достижения поставленных задач:

Задачи Механизм достижения
1. Изучить психолого -педагогическую литературу по проблеме развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в тетрализованной деятельности                                                       – изучить теоретические работы различных исследователей по теме проекта;

-изучить периодическую печать по вопросам развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в тетрализованной деятельности;                                                      

-проанализировать психолого -педагогическую литературу по проблеме развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в тетрализованной деятельности;                                                     

-поставить цели и задачи проекта.

2. Подобрать диагностический материал по определению уровня сформированности творческих способностей детей младшего дошкольного возраста -изучить диагностические методики по определению уровня сформированности творческих способностей детей младшего дошкольного возраста;

– подобрать диагностический материал

3. Провести диагностику и проанализировать полученные данные по определению уровня творческих способностей детей младшего дошкольного возраста – провести диагностику уровня сформированности творческих способностей детей младшего дошкольного возраста;

– проанализировать полученные данные диагностики.

4.Повысить уровень компетентности родителей воспитанников по вопросам развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе тетрализованной  деятельности                                                       -разработка плана взаимодействия с родителями в рамках проекта;

-разработка информационных материалов для родителей по теме проекта.

5.Разработать систему мероприятий по развития творческих способностей  детей младшего дошкольного возраста в тетрализованной деятельности                                                       – разработать перспективное планирование мероприятий по развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в 

терализованной деятельности;                                                  

– разработка примерных конспектов игр, тетрализованных игр, бесед;

– апробация подобранной системы мероприятий;

– провести повторную диагностику уровня развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста;

– сравнить полученные данные первичной и вторичной диагностики;

– сделать выводы о результативности проекта.

 

Этапы реализации проекта

 

Подготовительный этап (сентябрь)

– Определение цели и задач проекта;

– Подбор и изучение методической литературы по теме проекта;

– Анализ имеющейся развивающей среды в группе;

– Подбор художественной и познавательной литературы, видеосюжетов, фотографий, материалов для самостоятельной деятельности детей;

 Подбор упражнений и игр для развития дыхания, голоса, подвижности органов артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры, создание сборника речевых, пальчиковых игр, этюдов;

– Составление презентаций по проекту;

– Разработка плана работы с детьми по теме проекта;

– Разработка плана работы с родителями;

– Мониторинг уровня развития у детей творческих способностей;

– Разработка памятка по развитию у детей творческих способностей.

Практический этап (октябрь – апрель) 

– Реализация проекта в соответствии с разработанным тематическим планом.

 Заключительный этап (май) 

 – Мониторинг уровня развития у детей уровня творческих способностей по итогам проекта.

– Презентация результатов проекта родителям и педагогам

 

Рабочий план педагога по реализации проекта:

Задача №1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития творческих способностей у детей 3 – 4 лет в процессе театральной деятельности.                                                     
Мероприятия Сроки  Отметка о выполнении
1.Изучить теоретические работы различных исследователей по теме проекта Сентябрь Анализ пособия Л. С. Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте» 

Приложение №1

2.Изучить периодическую печать по вопросам развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в тетрализованной деятельности                                                       Сентябрь 1.Артемова Л. В.; А86 Театрализованные игры дошкольников: Кн, для воспитателя дет, сада. — М.: Просвещение, 1991. 127 с; ил. ISBN 5-09-001627-5

Приложение №2

2.Г93.Театрализованная деятельность дошкольников: 2–5 лет. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М.: ВАКО, 2011. – 256 с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем). ISBN 978-5-408-00365-5

Приложение №3

3.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в тетрализованной деятельности                                                       Сентябрь 1.Анализ пособия Л. С. Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте»;

2. Артемова Л. В.; А86 Театрализованные игры дошкольников: Кн, для воспитателя дет, сада. — М.: Просвещение, 1991. 127 с; ил. ISBN 5-09-001627-5

3. Г93.Театрализованная деятельность дошкольников: 2–5 лет. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М.: ВАКО, 2011. – 256 с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем). ISBN 978-5-408-00365-

4. Поставить цель и задачи проекта. Цель: создание комплекса мероприятий направленную на развитие творческих способностей детей 3 – 4 лет в тетрализованной деятельности.

Задачи:

1.изучить психолого – педагогическую литературу по проблеме развития творческих способностей   детей младшего дошкольного возраста в тетрализованной деятельности;

2.подобрать диагностический материал по определению уровня сформированности творческих способностей детей младшего дошкольного возраста;

3.провести диагностику и проанализировать полученные данные по определению уровня сформированности творческих способностей детей младшего дошкольного возраста;

4.повысить уровень компетентности родителей воспитанников по вопросам развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в тетрализованной  деятельности;

5.разработать систему мероприятий по развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в тетрализованной деятельности.

Задача №2. Подобрать диагностический материал по определению уровня сформированности творческих способностей детей младшего дошкольного возраста
1.Изучить диагностические методики по определению уровня  сформированности творческих способностей детей 3-4 лет  1)Карта мониторинга  тетрализованной деятельности детей младшего дошкольного возраста.

Приложение №4

2) Методика проведения диагностирования способностей и возможностей детей в театрализованной деятельности

       

 Приложение № 5

2. Подобрать диагностический материал. Диагностика развития творческих способностей у детей младшей группы.

Цель: выявление уровня творческих способностей по тетрализованной деятельности 3 – 4 лет

Задачи:

1. Выявить отношение детей к  тетрализованной деятельности.

2. Провести диагностику уровней развития творческих способностей у детей 3 – 4 лет.

3. Проанализировать полученные данные.

Методами исследования являлись:

Беседа.

Придумывание сказок.

Чтение стихотворений

Наблюдение

Беседа с родителями

Беседа с опорой на наглядностью

Дидактическая игра

Театральная деятельность проводилась по подгруппам (по 4 детей в каждой подгруппе). Методика проведения диагностирования способностей и возможностей детей в театрализованной деятельности.Исследования по всем заданиям проходили во второй половине дня, индивидуально с каждым ребенком.

Приложение №6

Задача №3.  Провести диагностику и проанализировать полученные данные по определению уровня сформированности творческих способностей детей младшего дошкольного возраста на начало проекта 
1.Провести диагностику уровня сформированности творческих способностей детей младшего дошкольного возраста

(на начало проекта)

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

В результате диагностики удалось выявить, что дети принимающих участие в проекте придумывали сказку; чтение стихотворений; беседа с опорой на наглядностью; дидактическая игра; знают основы театральной культуры; речевую культуру;  проявляли основы коллективной творческой деятельности.

2. Проанализировать полученные данные диагностики. По результатам первичной диагностики уровня развития творческих способностей через тетрализованную деятельность у детей 3 – 4 лет получили следующие данные: высокий уровень 0%, средний уровень 60 %, низкий уровень 35 %.
Задача №4. Повысить уровень компетентности родителей воспитанников по вопросам развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в тетрализованной деятельности
1.Разработка плана взаимодействия с родителями в рамках проекта.  

  Приложение №7

2. Разработка информационных материалов для родителей по теме проекта. Родительское собрание в младшей группе «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей»

Приложение №8

Консультация: «Поощряйте детское творчество»

Приложение № 9

Буклет для родителей “РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ”.

Приложение №10

Родительское собрание «Волшебный мир театра – играем в сказку»

Приложения №11 

 Приложения №12 

Работа с родителями.

Данная работа предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекаем родителей к активной помощи. Так, например, можно предложить детям дома проиграть ряд настольных кукольных спектаклей. Родители могут, сделать различные кукольные театры дома. Кроме этого, родители могут помочь в оформлении разнообразных выставок. Кроме этого, родители привлекают детей к разукрашиванию различных сказок. Для просвещения родителей проводились консультации, родительские собрания раздавались памятки и буклеты по темам. 

Задача № 5. Разработать систему мероприятий по развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в тетрализованной деятельности.
1.Разработать перспективное планирование мероприятий по развития творческих способностей детей младшего  дошкольного возраста в тетрализованной

деятельности                                                      

При разработки комплексно-тематического планирования 

были созданы картотека дидактических игр; картотека подвижных и музыкальных игр; пальчиковые театры; магнитные театры; плоскостные театры; конусные театры; резиновый театр; театры Би – ба – бо; вязанный театр; театр в коробке; теневой театр; театр настольный; театр деревянный; театр рукавичный; пополнение и фонотеки, видеотеки, изготовление кукольных персонажей, костюмов и т.д.; изготовление дыхательных тренажеров; картотека стихов для театральной деятельности.

(см. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА)

Приложения №13

2.Разработка примерных конспектов игр, картотек, бесед и т.д. При разработки комплексно-тематического планирования были созданы картотеки, игры, конспекты, упражнения:

Приложения №14                  

Приложения №15             

Приложения №16

   

Приложения №17

Приложения №18

Приложения №19

Приложения №20

3.Повести повторную диагностику уровня сформированности творческих способностей детей младшего дошкольного возраста

(на конец проекта)

На заключительном этапе была проведена повторная диагностика уровня сформированности творческих способностей детей младшего дошкольного возраста

по вопросам тетрализованной деятельности. По результатам вторичной диагностики уровня сформированности творческих способностей получили следующие данные: высокий уровень 35 %, средний уровень 62%, низкий уровень 0%.                                                  

4.Сравнить полученные данные первичной и вторичной диагностики По результатам первичной диагностики уровня получили следующие данные: высокий уровень 0%, средний уровень 60 %, низкий уровень 35 %.

По результатам вторичной диагностики уровня сформированности творческих способностей детей младшего дошкольного возраста по вопросам тетрализованной деятельности получили следующие данные:

высокий уровень 35 %, средний уровень 62%, низкий уровень 0%.

Сравнивая, данные диагностики по диаграмме, видим положительную динамику на всех трех уровнях. Все это говорит о положительной динамики сформированности творческих способностей детей младшего дошкольного возраста

по вопросам тетрализованной деятельности.  Наблюдая за детьми отметили, что стали чаще пересказывать сказки, проигрывать сказки используя разные виды театров. Следовательно, подобранная система мероприятий дала положительные результаты.

5.Делать выводы о результативности проекта. Проанализировав результаты своей диагностики и подобранной системы мероприятий, мы пришли к выводу, что опыт работы в данном направлении эффективен для развития творческих способностей детей в процессе тетрализованной деятельности. Что подтверждается диагностиками завершающего этапа.
Продукт проекта Система мероприятий, направленная на развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в тетрализованной деятельности.

 

Ресурсы проекта

  Нормативные ресурсы: 

ФГОС ДО, Сан ПиН, ФОП ДО, Федеральный закон «Об образовании в РФ».

Информационно- методические ресурсы: 

сеть Интернет, цифровые образовательные ресурсы, методические пособия, сборники статей, специализированные журналы.

 Кадровые ресурсы: 

инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.

Материально-технические ресурсы: 

персональный компьютер, планшет, мультимедийный проектор, музыкальный проигрыватель, принтер, ламинатор, ширма.

Продукт проекта:

«Система мероприятий по развитию творческих способностей у детей 3 – 4 лет в тетрализованной деятельности»

 Критерии эффективности проекта:

В общем виде результаты реализации проекта можно представить, как факт выполнения каждой задачи.

В ходе проекта была изучена психолого  – педагогическая литература по проблеме уровня сформированности творческих способностей   детей младшего  дошкольного возраста в процессе тетрализованной деятельности; проанализировано содержание психолого – педагогической работы по вопросам уровня сформированности творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе тетрализованной деятельности; проведена исследовательская работа уровня сформированности творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в процессе тетрализованной деятельности.

Степень реализации проекта: на данный момент проект полностью закончен.

Дальнейшие перспективы:

Презентация проекта в ДОУ;

Подобранный комплекс игр (система мероприятий) направленный на уровень сформированности творческих способностей  детей младшего дошкольного возраста в процессе  тетрализованной деятельности;                                                     

  1. Может быть использован воспитателями, психологами, социальными педагогами дошкольных образовательных организаций, родителями.

Оценка рисков:

В связи с тем, что дети в течение года могут пропускать посещение детского сада в связи с болезнью или в связи с отпуском родителей проведение специально организованной коллективной игровой деятельности теряет свою эффективность. Решением данной проблемы может стать перенос данной деятельности на другое время.

 

Совместная деятельность педагога и воспитанников

Тематический план работы с детьми на сформированность творческих способностей через тетрализованную деятельность была построена и запланирована с использованием пяти областей:

–  познавательное развитие;

–  физическое развитие;

– речевое развитие;

– социально – коммуникативное развитие;

– художественно – эстетическое развитие.

В проекте и в работе с младшей группой главную роль играет игровая деятельность, поскольку позволяет именно игра помогает многократно повторять, закреплять и применять на практике полученные знания и умения. По своему содержанию все они были направлены на уровень сформированности творческих способностей у детей 3 – 4 лет; тетрализованная деятельность стимулировала детей на познание, подогревала их интерес к изучению новой для них темы, превращала образовательный процесс в увлекательную игровую деятельность, способную «зацепить» ребенка на долгий период времени:

– дидактические игры;

– театрализованные игры;

– речевые игры;

–  игры – имитации;

– игры – драматизации;

– артикуляционные упражнениями на развитие речевого дыхания;

– подвижные игры;

– музыкально – дидактические игры;

– прослушивание русских народных песен;

– разыгрывание миниатюрных театральных этюдов;

– игровые ситуации;

– знакомство с различными видами кукольного театра;

–  проигрывание потешок;

–  игры – инсценировки;

–  интерактивные игры.

Тетрализованные игры выступали методом закрепления изученного материала, расширяли имеющиеся у детей представления и навыки. Тетрализованные игры обогатили самостоятельную игровую деятельность детей, создавали «ситуацию успеха» для каждого ребенка без исключения.

 В проекте: «Система мероприятий по развитию творческих способностей у детей 3 – 4 лет тетрализованной деятельности» использовалась не только тетрализованные игры, а также разнообразные формы работы:

– Беседы;

– Беседы с презентацией просмотр и обсуждение;

– Чтение и просмотр иллюстраций, обсуждение художественной и познавательной литературы;

– Продуктивная деятельность (лепка, раскраски, рисунки, изготовление театров разных видов);

– Выставка книг, рисунков, фотографий, семейные выставки поделков, рисунков;

– схемы, Круги Луллия;

– Рассматривание сказок, иллюстраций, картин, картинок;

– Раскрашивание тематических раскрасок;

– изготовление различных видов театров.

Младшая группа. В младшей группе занятия организовывались так, чтобы детям самим не приходилось воспроизводить текст сказки, они выполняют определенное действие. Текст читает воспитатель, лучше 2—3 раза, это способствует повышению звуковой сосредоточенности детей и последующему возникновению самостоятельности. З.М. Богуславская и Е.О. Смирнова считают, что малыши, действуя в соответствии с ролью, полнее используют свои возможности и легче справляются со многими задачами, учатся незаметно для себя. Игры с ролью активизируют воображение детей, готовят к самостоятельной творческой игре. Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются в знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет пока не могут. Их важно обучить некоторым способам игровых действий по образцу. Образец показывает воспитатель. О.С. Лапутина рекомендует с этой целью проводить игры «Наседка и цыплята», разыгрывать сценки по литературным произведениям «Игрушки» 

А.Барто, «Котик и козлик» В.Жуковского, использовать потешки: «Кошкин дом», «Расти коса до пояса» и др. Чтобы создать повод для возникновения самостоятельной игры, можно раздать детям игрушки, предметы. Образец показывает воспитатель. 

Формирование интереса к театрализованным играм складывается в процессе просмотра кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, стимулирующий желания ребенка включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются, просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. 

Театрализованные куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается. В ход занятий, вечеров развлечений он включает фрагменты драматизации, переодеваясь в специальный костюм, меняя голос и интонацию. 

Педагог постепенно расширяет игровой опыт за счет освоения разновидностей игры драматизации, что достигается последовательным усложнением игровых заданий, в которые включается ребенок.

 Ступени: 

Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц и имитация 

основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались: улыбнулись,захлопали в ладоши, запрыгали на месте). 

Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей 

эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать). 

Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей 

(неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке). 

Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик»). 

Бессловесная игра-импровизация с одним персонажам по текстам стихов и 

прибауток, которые читает воспитатель («Заинька, попляши…»).

Игра-импровизация пo текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые 

рассказывает воспитатель (И. Демьянов Мыши,)

Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка»). 

Инсценирование фрагментов сказок о животных кукольный театр Би – ба -бо («Теремок»). 

Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам 

(«Репка») кукольный театр на палочках, театр в коробке.

У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной 

игры – настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелографе, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок («Этот пальчикдедушка…», «Тили-бом»). 

Обогащение игрового опыта возможно только при условии развития специальных игровых умений. 

Первая группа умений связана с освоением позиции «зритель» (умение быть 

доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо «артистам»). 

Вторая группа умений обеспечивает первичное становление позиции 

«артист» (умение использовать некоторые средства выразительности (мимики, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний, правильно держать и «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре). 

Третья группа – умение взаимодействовать с другими участниками игры; играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди и т.д. 

Деятельность воспитателя должна быть направлена на стимулирование интереса к 

творчеству и импровизации. Постепенно они включаются и процесс игрового общения с театральными куклами, затем в совместные с взрослым импровизации типа «Знакомство», «Оказание помощи», «Разговор животного со своим детенышем» и пр. У детей развивается желание участвовать в игровых драматических миниатюрах на свободные темы.

Л.В. Артемова предлагает классификацию режиссерских игр в соответствии с разнообразием театров: настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, марионеток, теневой, на фланелеграфе.

Работая с детьми начала с создания кукол для театров, прежде всего, смастерить тех персонажей, которые часто встречаются в народных сказках, в произведениях, рекомендуемых для разных возрастных групп. Самостоятельная художественная деятельность детей будет более интересной, если детям предлагать самим мастерить и играть с разными куклами – стимулом к театрализованной деятельности. Играя с ними, дети создают свои сказки, фантазируют, творят. Для них это школа общения, самовыражения, познания, творчества.

Для организации театрализованной деятельности можно использовать игрушки и куклы, выпускаемые промышленностью настольные театры, бибабо. Но наибольшую воспитательную ценность имеют игрушки, изготовление самими детьми с воспитателем, что развивает изобразительные навыки, ручные умения, творческие, изобретательские способности. Игрушки для настольного театра могут быть выполнены из бумаги, картона, поролона, коробок, проволоки, природного материала и др.

Самый простой в изготовлении – фланелеграф. Нарисовать на тонком картоне фигурки, вырезать их, на оборотные стороны наклеить кусочки фланели. Экран: плотный картон обтянуть куском фланели (35×30 см). Плоские игрушки. Персонажи рисуются на тонком картоне или на фланели, вырезаются, изображение кладется на картон, обводится и вырезается вторая часть. Склеить обе части, вдев между ними тонкую палочку или бумажную трубочку – навернуть бумагу, смазанную клеем, на использованный стержень от ручки, вынуть стержень (рис 1).

Игры – драматизации с куклами бибабо.

В этих играх на пальцы руки надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки. Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки. В традиционной педагогике игры-драматизации относят к творческим, входящим в структуру сюжетно-ролевой игры. В традиционной педагогике игры-драматизации относят к творческим, входящим в структуру сюжетно-ролевой игры. ( рис.2)

Театр на плассмасовых пробках.

Можно установить фигурки в катушки от ниток на пластмассовые пробки с отверстиями. Подставки для игрушек могут быть деревянные, картонные, можно и без них обойтись – фигурку в каком-либо месте сгибают под прямым углом. Такой театр может быть нарисован красками, фломастерами, оформлен аппликацией бумагой и тканью. ( рис.3)

Театр из конусов и цилиндров. С помощью циркуля, трафаретов вырезают круги разного диаметра, складывают их пополам, разрезают по линиям сгиба, склеивают из полукругов конусы, превратив их в фигурку, приклеив детали. Для изготовления игрушек из цилиндров склеить их из прямоугольных листов плотной бумаги (рис.4).

Магнитный театр.

Игрушки, сделанные детьми из бумажных конусов, цилиндров, поролона, могут быть приспособлены и для магнитного театра. Полосками бумаги к нижним частям конусов и цилиндров прикрепляются кусочки металла. Можно поместить металлические кусочки в отверстия катушек. Затем делается подставка. К тонкой фанере приклеивается кусок ткани для передвижения магнита под подставкой, установленной на края двух поставленных рядом столов. ( рис.5)

Пальчиковый театр.

Персонажи делаются из бумаги, из маленьких коробочек, в которых делаются отверстия для пальцев. Это миниатюрные фигурки из конусов и цилиндров, которые надеваются на пальцы. Рисуются фигурки или только головки, приклеиваются к картонным колечкам и надеваются на пальцы. ( рис.6)

Театр масок.

Изготавливаются маски-шапочки или маски-капюшоны по размерам головы исполнителя, к которым пришиваются соответствующие детали. (рис.7)

Театр из пластиковых ложек 

Это дидактическое пособие для детей дошкольного возраста, в котором из ложек делают героев сказок.   

Материалы: коробка; самоклеющая цветная бумага; картинки сказочных героев и декорации (размер 5 см × 5 см); пластиковые ложки; клей-карандаш; ножницы.  

Распечатывают картинки сказочных героев.  Подбирают подходящую картонную коробку.  Обклеивают цветной бумагой коробку, на крышке проделывают прорези.  На пластиковую ложку (выпуклую сторону) приклеивают картинку.  

Такой театр относится к настольному виду театра.   С помощью пластиковых ложек можно изготавливать разных персонажей, например: лягушку, мышку, зайчика, лису и медведя, козлят, волк. ( рис.8)

Плоскостной театр в детском саду — это инструмент для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Его уникальность заключается в доступности, наглядности и возможности активного вовлечения каждого ребёнка в творческий процесс. 

Настольно-плоскостной театр подходит детям начиная с 4 лет. Он представляет собой картонные силуэты на устойчивых подставках. Все персонажи окрашены с двух сторон и передвигаются, скользя по столу.  

Играя разные роли, дети прорабатывают разные эмоции, учатся выражать их и понимать эмоции других персонажей. Это способствует эмоциональной грамотности и развитию эмпатии. (рис 9)

   Свою работу по развитию творческих способностей через театрализованную деятельность продолжила с создания предметно-развивающей среды в младшей группе. Для детей я оформила театральный уголок. В котором разместила уголок ряжения, с атрибутами-костюмами: сарафанами, платочками, головными уборами, сделала ширму. Также изготовила театр на фланелеграфе: «Репка», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Теремок». Приобрела театр би-ба-бо с разными персонажами.  Настольный театр «Теремок». Изготовили с ребятами театр на ложках «Волк и семеро козлят в сундучке». Сделала настольный театр из плассмасовых пробок «Сказка Теремок и Уголек». Оформила книжный уголок. Куда поместила книги разной направленности: потешки, сказки, произведения, соответствующие возрасту детей. Были приобретены аудио сказки. 

Оформила картотеки:

– пальчиковые игры;

– артикуляционные упражнениями на развитие речевого дыхания;

– подвижные игры;

– музыкально – дидактические игры.

Организация в театральном уголке выставки: «Новогодние игрушки». Изготовление персонажей к сказке «Волк и козлята» (театр ложек), размещение героев сказки в театральном уголке. Обогащение игровой среды разными куклами, фонотеки, группы записями народных песен и произведений местных авторов, наполнение театральной среды группы новыми образами, видеотеки, библиотеки, изготовление кукольных персонажей, костюмов и т.д.

 В работе с детьми младшего дошкольного возраста предпочтение отдаётся театрализованной деятельности, потому что она помогает быстрее адаптироваться к детскому саду.  Малыши охотно изображают животных, с удовольствием перевоплощаются в котят, собачек, маленьких козлят и т.д. 

Я использую разные возможности для того, чтобы обыграть какой-либо предмет или событие, пробуждая фантазию ребенка. Например, на прогулке, увидев воробышка, обращаю внимание детей на то, какая ловкая и быстрая птичка прыгает вокруг нас, а близко не подходит, боится. Давайте мы ему улыбнемся, чтобы он нас не боялся. А теперь попрыгаем и полетаем как этот воробышек”.

  Музыка, важная составляющая спектакля и эстетического воспитания малышей. Она оттеняет, задает характер и ритм каждому герою, каждой мизансцене, подчеркивает ритмичность движений кукол их настроение. Спектакль кукольного театра не проходит без пения и плясок кукол, которые очень любят дети. Музыка оформляет, дает объем спектаклю. Знакомые мелодии и песни сближают детей и героев. Очень хорошо, когда дети сами поют песенку с героем и танцуют в перерыве спектакля вместе с героями, выполняя знакомые движения в играх и в танцах. С помощью музыкального фона дети слышат разные музыкальные инструменты и видят их в руках кукол. Использовала музыкально- дидактические игры: “Кого встретил Колобок” Цель игры: развивать у детей представление о регистрах (высокий, средний, низкий); «Лесные гости»; «Кто как идёт»; слушание и подпевание русской народной песни «Петушок».

Драматизация – одна из групп театрализованной игры. В играх – драматизациях ребенок – артист самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (мимика, пантомима интонация), производит собственные действия исполнения роли. В игре – драматизации ребенок использует какой–либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация. Игра – драматизация – это маленький спектакль и, в то же время, переходная форма от игры к искусству. Близость к игре, как ведущему виду деятельности ребенка, характерное для игры перевоплощение в образ того или иного персонажа превращают этот вид деятельности в один из самых любимых детьми. Каждая сказка проигрывается много раз. Она повторяется (но это будет каждый раз другая сказка) до тех пор, пока каждый ребенок не проиграет все роли, которые он хочет. В традиционной педагогике игры-драматизации относят к творческим. Формируя интерес к играм – драматизациям, необходимо как можно больше читать и рассказывать детям сказки и другие литературные произведения. Каждый день я читала произведения разных жанров, стараясь голосом, мимикой, жестами передать характер героев. Вместе с ребятами мы обыгрывали потешки («Кошкин дом», «Мишка косолапый», « Петушок..»,  и другие); произведения А. Барто («Бычок», «Мячик»); разыгрывание этюдов на выразительность: «Веселые обезьянки», « Жадный пёс»; чтение  и обыгрывание стихотворения « Снеговик» М. Бойковой; разыгрывание сценок по литературным произведениям « Игрушки» А. Барто, « Котик и козлик» В.Жуковского; имитировали движения различных животных (лягушка, зайчик, кошечка, лисичка, медведь, волк и других животных). А также драматизировали сказки – «Теремок», «Репка», «Колобок». Малыши уже передают образы героев и очень стараются. А какое удовольствие это им доставляет! Чтобы дети развивались творчески в играх – драматизациях, я предлагала им поиграть с игрушками – зверушками, пофантазировать, как с ними можно обыграть различные действия(резиновый театр и деревянный театр) А ещё ребята, самостоятельно использовали театр на фланелеграфе, разговаривали от имени героев сказок, действовали с картинками – героями.

В свободной деятельности играли с пальчиками: «Репка», «Семья», «Домашние животные», «Дикие животные» и другие.

На занятиях использовала театрализованную деятельность, как игровой приём, вводила персонаж, который помогал лучше усвоить знания и умения.

В течение года я составила проект: «Дети и театр». Где прослеживалась работа по играм – драматизациям, показала итоговое мероприятие по книжной неделе – дети драматизировали сказки «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», на недели здоровья, дети проиграли сказку: «Витаминная семья»

Выявление творческих способностей начинается с раннего детства. Малыши, действуя в соответствии с ролью, полнее используют свои возможности и значительно легче справляются со многими задачами. Ещё в своих работах Н.К. Крупская не раз указывала на необходимость всячески поощрять и развивать у детей творческое начало.

Игра-драматизация – форма деятельности ребёнка в дошкольном детстве. Поэтому театральное искусство близко и понятно детям. Литературное произведение всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем, выражает собственное отношение к добру и злу. В процессе работы на выразительностью реплик персонажей незаметно активизируется словарь, совершенствуется звуковая структура речи, её интонационный строй. Театрализованная деятельность направлена на развитие у детей ощущений, чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, а также многих умений и навыков.

Вместе с детьми во второй младшей мы продолжили работу над имитацией отдельных действий человека, животных, птиц. Рассмотрев альбом «Эмоции и чувства», дети показывали разные эмоции людей: радость, грусть и другие. В игровых упражнениях имитировали движения, бабушки, дедушки, внучки.

В подвижных играх: «Мыши водят хоровод» (театр масок); «Зайка серенький сидит»; « Мишка косолапый »; «Теремок» (театр масок); «Хитрая лиса», «Лиса и заяц»; « К нам гости пришли!» и других имитировали движения животных и птиц. В течение года работала с детьми над этюдами. Этюды – это своеобразная школа, где дети постигают основы актёрского мастерства. Вместе с детьми мы ходили по полу, как по луже, по горячему, шли, как мышата, когда спит кот, ели воображаемую конфету и облизывались, как лисички подслушивали, о чём в избушке говорит кот с петушком. С помощью этюдов малыши в игровой форме учатся выражать свои чувства и понимать чувства других людей. Мимические этюды с жестами, эмоциональное состояние персонажей, действия ребенка: « Кто у нас любимый самый?..»; разыгрывание миниатюрных театральных этюдов на выражение основных эмоций: «Девочка и котенок», «Кулек с конфетами», «Две подружки»; разыгрывание миниатюрных этюдов на выражение удовольствия и радости: «Вкусные конфеты».

Следующая ступень в работе – это бессловесная игра-импровизация с одним персонажем. Текст читает воспитатель, и дети импровизируют. Нами были показаны потешки «Заинька, попляши», «Едем, едем на лошадке», «Привяжу я козлика», «Кошкин дом», стихотворение И. Токмаковой «Как на горке снег, снег».

Также в работе с детьми я использовала дидактические игры: «Кто лишний?» (по сказкам с использованием кругов Луллия); «Узнай по голосу»; «Помоги герою найти свою сказку» с использованием кругов Луллия; «Козлята и зайчик»; Дидактическая игра: «Расскажи сказку» (по русской народной сказке «Теремок»); «Расскажи сказку по иллюстрациям».

С целью эмоционального восприятия и яркого проживания героев сказок в течение года дети слушали произведения устного народного творчества, литературные произведения, аудиосказки, пели песни о петушке, воробушке, осени и зиме, колыбельные.

А также продуктивная деятельность рисовали и лепили делали театры для сказочных героев или по произведениям: «Угостим мышку сыром» (рисование цветными карандашами); предложить детям изготовить кукольных персонажей, декорации из бросового материала; в процессе занятий я включаю детей в совместное изготовление персонажей, мини – декораций к последующим инсценировкам сказок; «Нарисуем теремок» Цели: способствовать усвоению художественных знаний и умений воспитанников в различных видах изобразительной деятельности; Занятие рисование: “Снесла курочка яичко” Цель: учить детей рисовать предметы округлой формы, закрашивать, не выходя за контуры; закрепить содержание сказки; раскрашивание раскрасок на тему: «Сказки»; предложить детям изготовить кукольных персонажей, декорации из бросового материала сундучок из сказки (ложки пласмассовые) герои по сказке: « Волк и семеро козлят»; лепка: « Витамины для зверят»; изготовление из соленого теста любимых героев к сказке (тестопластика).

С целью формирования актёрского мастерства, обучения кукловождению мною были показаны разные сказки на фланелеграфе, настольный и пальчиковый театр. Проведены игры «Гуси», «Жучка», «Зайчик», «Курочка», «Веселятся все игрушки», где дети обучались приёмам кукловождения. 

 Также в работе с детьми по поекту, работала с артикуляционными  упражнениями работа с речью и на правильное дыхание детей: 

– Игра – тренажер на развитие речевого дыхания: «Осеннее дерево»;

– Артикуляционные упражнения: «Улыбка», «Заборчик»;

– Игра на развитие речевого дыхания: «Волк»; рассказ – проигрывание потешки «Солнышко – ведрышко»;

– Игра на развитие речевого дыхания: «В лес по ягоды»;

– Дыхательный тренажер – зонт для дыхательной гимнастики;

– Дыхательный тренажер: «Накорми зверя».

Вместе с детьми мы продолжили драматизировать сказки: «Курочка Ряба», «Репка», а также попробовали показать сказку «Колобок», «Теремок», произведение К. Чуковского «Цыплёнок». Делали утреннюю гимнастику по сказкам «Три медведя», «Колобок».

 Театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования.

   Родители также стали инициаторами организации в домашней обстановке разнообразных театрализованных игр. Это могут быть игры-забавы, игры-драматизации под пение типа «У медведя во бору», «Каравай», «Репка», слушание сказок, записанных на дисках, с их последующим разыгрыванием и другое. Такие совместные развлечения могут сыграть большую роль в создании дружеской доверительной, творческой атмосферы в семье, что важно для укрепления семейных отношений.

    Для осуществления данной работы в семье должна была создана соответствующая художественно-эстетическая среда, предполагающая наличие игрушек или кукол, сделанных своими руками, фонотеки и библиотеки сказок, детских музыкальных инструментов, инструментов-самоделок, дидактических игр. Но самое главное – организация взрослыми разнообразной совместной с ребенком художественно – творческой деятельности в различных формах (драматизации, пение, танцы, хороводы, игры и др.) Родители организовали  в театральном уголке выставку:  «Новогодние игрушки». Родители создавали домашний театр – это совокупность театрализованных игр и разнообразных видов театра.  Для домашнего пользования доступны – кукольный, настольный, пальчиковые театры.  Родители для кукольного театра, использовали  имеющиеся в доме игрушки или изготавливали  своими руками из разных материалов, например, папье-маше, дерева, картона, ткани, ниток, старых носков, перчаток. К работе по изготовлению кукол, костюмов желательно привлекать и ребенка. В дальнейшем он будет с удовольствием использовать их, разыгрывая сюжеты знакомых сказок. Например: старый меховой воротник в ловких руках может стать хитрой лисой или коварным волком. Бумажный пакетик может превратиться в весёлого человечка. На пакетике нарисуйте лицо и прорежьте дырку для носа, в которую просуньте указательный палец, а большой и средний станут руками. Кукла из носка: набейте носок тряпками и вставьте внутрь линейку. Все скрепите верёвочкой или резинкой. Кукла из бумажной тарелки. На бумажной тарелке нарисуйте рожицу. К обратной стороне прикрепите липкой лентой палочку. Игрушки и куклы из пластмассовых бутылок и коробок. Коробки можно склеить друг с другом, обклеить бумагой и приклеить детали. И тому подобное…

        Создавая домашний кукольный театр, вы вместе с малышом примеряете на себя множество ролей: будете делать кукол, рисовать декорации, писать сценарий, оформлять сцену, продумывать музыкальное сопровождение и, конечно, показывать сам спектакль. Только представьте, сколько творчества, смекалки, уверенности в себе потребует это занятие от крохи. А еще тренировка мелкой моторики, развитие речи, художественного вкуса и фантазии, познание нового и интересного, радость совместной деятельности с близкими людьми, гордость за свои успехи… Действительно, создание домашнего кукольного театра – настолько развивающая и многогранная деятельность, что стоит не пожалеть на это времени и сил.

        Дети любят сами перевоплощаться в любимых героев и действовать от их имени в соответствии с сюжетами сказок, мультфильмов, детских спектаклей.

Домашние постановки помогают удовлетворить физический и эмоциональный потенциал. Дети учатся замечать хорошие и плохие поступки, проявлять любознательность, они становятся более раскрепощенными и общительными, учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют решительности, трудолюбия, смекалки. А как загораются глаза малыша, когда взрослый читает вслух, интонационно выделяя характер каждого героя произведения!

         Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуясь у них неизменной любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ, черты.

 

                                   Список использованной литературы

Акулова О.В. Театрализованные игры. – 2016.

Ануфриев А.А. Психология творчества. — М.: Инфра-М, 2013.

Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников:кн.для воспитателя дет.сада/ Л.В. Артемова. – М.: Просвещение, 1991г.

Брушлинский А.В. Воображение и творчество. — М.: Эксмо, 2014.

Ветрова В. Ладушки, ладушки. – 2014.

Генов, Г.В. Театр для малышей. – М.: Просвещение, 2014.

Додокина,Н.В. Семейный театр в детском саду: совместная деятельность педагогов,родителей и детей/ Н.В. Додокина, Е.С.Евдокимова. – М..: Мозаика – Синтез, 2008.

Ершова, А. Вреден ли театр дошк ольникам? // Обруч. – 2013.

Зацепина М.Б. «Развитие ребёнка в театрализованной деятельности»; Москва, Творческий центр «сфера» 2014.

Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. – 2015.

Камаева, Т. Нужен ли детям театр // Дошкольное воспитание. – 2013.

Копосова, М.В. Развитие творческого потенциала детей средствами театрального искусства: Автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 2013.

Комарова Т. С., Зацепина М. Б. «Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада» – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.

Кофман, Н.С. Приобщение дошкольников к театрально – игровой деятельности. Художественное творчество в детском саду: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей / под ред. Н.А. Ветлугиной. – М.: Просвещение, 2013.

Курто, Р. М. Пальчиковые куклы : сделай куколок своими руками и устрой театр / Роза М. Курто. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2015.

Маханёва М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду» – М.: ТЦ «Сфера», 2013.

Мигунова, Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: учеб. – метод.пособие/Е.В.Мигунова; НовГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2006

Нахимовский А.М. Театральное действо от А до Я [Текст] /А.М.Нахимовский. – М.: АРКТИ, 2014.

Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С.. Театрализованные игры в детском саду. – 2013.

Селиванова, Л.Т. Кукольный театр в детском саду // Дошкольное воспитание. – 2014.

Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Кукольный театр для самых маленьких. – 2015.

Сухомлинский В.А. Сердце отдано детям. – 2016.

Улашенко Н.Б. Организация театрализованной деятельности. Младшая группа. Издательство: Корифей ISBN: 978-5-93312-771-0 Год: 2014.

Уликова Н.А. Словом душа растет. – 2013.

Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. – 2016.

Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников [Текст] : Программа и репертуар /Э. Г. Чурилова. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2013.

Шурочкина И.С. «Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми» / «Справочник старшего воспитателя»№3-2015.

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Система мероприятий по развитию творческих способностей у детей 3 – 4 лет в театрализованной деятельности»