Название статьи: «Значение музыкально-дидактических игр в творческом развитии ребенка»
Баталова Марина Анатольевна
МБДОУ ЦРР №28 «Огонек» г.Бердск Новосибирская обл. воспитатель
Одной из важных задач всестороннего развития ребенка является воспитание музыкальной культуры и основы закладываются уже в детстве. В этой связи большое место отводится музыке в детских садах.
Содержание музыкального воспитания предусматривает воспитание у детей восприимчивости, интереса, любви к музыке, развитие эмоциональной отзывчивости на нее, приобщение к различным видам музыкальной деятельности, что позволяет развивать общую музыкальность ребенка, его творческие способности.
Восприятие музыки — сложный процесс, требующий внимания, памяти, мышления, разнообразных знаний, у дошкольников всего этого нет. Поэтому нужно научить ребенка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика), различать музыкальные произведения по жанру и характеру.
Именно с этой целью применяют такие пособия, как музыкально-дидактические игры, которые, воздействуя на ребенка комплексно, взывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие.
Форма игры очень удобна для восприятия ребенка дошкольного возраста, т.к. в этом возрасте ребенок расположен к игре намного больше, чем к какой-либо другой деятельности и для этого необходимо, чтобы эти игры были как можно больше продуктивными.
Музыкально-дидактические игры являются важным средством развития музыкальной деятельности детей и основное их назначение в доступной форме привить любовь к музыке, заинтересовать основами музыкальной грамотности. Эти игры объединяют разделы пения, слушания, движения под музыку, игры на музыкальных инструментах и ценность этих игр в том, что они доступны детскому вниманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. В результате дети не только получают необходимые знания об основах музыкальной грамотности, но и учатся любить, ценить и понимать музыку.
Данные игры должны быть разнообразны, но и красочно оформлены, только тогда они будут привлекать внимание детей, желание петь и слушать.
Наглядные пособия – эффективное средство познания объективной действительности, т.к. наглядность не только облегчает познавательную деятельность, но и организует восприятие, активизирует процесс запоминания.
В музыкальном воспитании дошкольников применение наглядных пособий имеет особое значение. Ложность и своеобразие музыки, особенность восприятия требуют привлечения вспомогательных «внемузыкальных» средств. На это обратили внимание видные педагоги-музыканты и психологи.
Благодаря применению наглядных пособий у детей активнее развиваются музыкально-сенсорные способности, а также общие музыкальные способности- чувство ритма, тональный слух, возникает интерес к музыке. А музыкальные задания, выполняемые с помощью наглядных пособий, активизируют умственную деятельность, развивают самостоятельную деятельность детей, которая приобретает творческий характер.
Прежде чем познакомить детей с той или иной музыкально –дидактической игрой педагогу нужно изучить цели, задачи, методику проведения, подобрать музыкальный репертуар. Подготовить различные иллюстрации, игрушки, атрибуты и др. и придумать начало для игры. Это может быть и «волшебная шкатулка», «волшебная посылка», конвертик с письмом, ведь сюрпризные моменты детям нравятся. Им интересно, что внутри, далее можно дать задание и вместе с ними его выполнить и в таких моментах очень важна роль музыкального руководителя. И успех очевиден, если педагог творчески к этому подошел: эмоциональное состояние и положительный настрой.
Но есть один важный момент при беседе с детьми после прослушивания музыки –не преподносить готовую информацию, а побуждать детей думать, размышлять, задавать вопросы. Конечно, не все дети активны, не все могут высказываться, кто-то просто слушает или наблюдает, просто нужно уметь правильно направить их в нужное русло. И обязательно будет результат.
Если к любой музыкально –дидактической игре подходить творчески, с выдумкой и огоньком, дети это почувствуют. Эти игры способствуют развитию у детей слуха, ритма, музыкального творчества, различению высоты и длительности звуков.
Основное назначение данных игр — формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на занятиях. Эти игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, способность к восприятию различных основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность этих игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.
Как любая другая игра, музыкально-дидактическая должна включать развитие игровых действий. В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем «действовать» с ними. Данные игры должны быть доступны, просты, интересны и привлекательны, только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания петь, слушать, играть и танцевать.
В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, чувство товарищества, ответственности. Эти игры должны быть красочно оформлены самими детьми, т.к. каждый из них понимает роль в этом процессе.
Наблюдения показывают, что развитию творчества у современного ребенка, который живет в непростых условиях музыкального социума, препятствует ряд причин:
— возросшее внимание общества к проблеме детского творчества не всегда воспринимается современными семьями, которые считают, что творчество не является необходимым компонентом музыкального воспитания детей
— музыкальная среда, окружающая ребенка дома, не дает ему возможности включения в нее на правах активного творца, оставляя в роли пассивного «потребителя»
— низкий уровень компетентности родителей в вопросе развития творческих способностей своих детей.
Таким образом, роль педагоге заключается в том, чтобы помочь детям раскрыть свой потенциал и показать родителям воспитанников возможность музыкального развития ребенка в домашних условиях.
Проблема развития музыкального творчества у дошкольников предполагает целенаправленную, систематическую работу на протяжении всего дошкольного возраста. Постепенное усложнение игр, позволяет проявить ребенку на каждом возрастном этапе определенную долю самостоятельности, обеспечивает ему к старшему возрасту свободную ориентацию и владение необходимыми практическими умениями в разных видах музыкальной деятельности, что создает благоприятные условия для музыкального творчества.
Необходимо отметить, что для того, чтобы ребенок легко ориентировался в любом виде музыкальной деятельности, усложнение в музыкально-дидактических играх идет и на отдельно взятой возрастной ступени.
При целенаправленной работе с детьми уже к концу года может быть использована музыкальная лесенка, которая создаст ребенку возможность для более свободной ориентировки в высоте звуков.
Использование музыкально-дидактических игр в работе с детьми, позволяет инициировать и поддерживать в дошкольниках интерес и желание проявить себя в любом виде музыкальной деятельности.
Включаясь в такие игры — дети проявляют живой интерес к разнообразной музыкальной деятельности, с удовольствием слушают знакомые произведения, ждут встречи с персонажами, что стимулирует желание проявить самостоятельность в любимой деятельности.
Таким образом: постоянное, систематическое использование таких игр в детском саду способствует развитию музыкальных способностей детей и накопление ими собственного необходимого исполнительского, певческого, ритмопластического опыта, который позволяет выйти на новый творческий уровень музыкального развития.
Используемая литература:
- Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников.- Москва: «Просвещение», 1986. – 3с.
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М. – Л., 1947.
- Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. Москва «Просвещение», 1990. – 83с.
- Роот З.Я. «Музыкально-дидактические игры для дошкольников» Москва 2004. – 45с.
