Тема. Л.Н.Толстой «Лев и собачка». 2 класс.
Подготовка к подробному пересказу.
- Организация класса.
- Актуализация опорных знаний.
— Начать урок я хочу со слов Джозефа Аддисона (английского поэта и драматурга)
«Смысл истинной дружбы в том, что радость она удваивает, а страдание делит пополам»
— Ребята, как Вы понимаете это высказывание?
- Проверка домашнего задания. Кроссворд.
— С каким произведением мы работали на прошлом уроке?
(рассказ Л.Н.Толстого «Лев и собачка») Слайд 1.
— Проверим, как вы внимательно перечитывали дома это произведение и помните значение слов, которые мы узнали в ходе словарной работы. Разгадаем кроссворд. Слайд 2.
- Как называлось место, где в клетках содержали зверей для показа? (сейчас он называется зоопарком). зверинец
- Кого принёс в зверинец один человек вместо «билета»? собачку
-
- Чем поделился лев с собачкой в первый день их знакомства? мясо
- Куда положила свою голову собачка, когда улеглась вечером спать рядом со львом? лапа
- Как называются большие дверные задвижки на клетках. засовы
- Кто однажды пришёл в зверинец и потребовал отдать свою собаку? барин
- Как сказать одним словом: лев поднял шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать. ощетинился
- Причина смерти собачки? болезнь
- Тема урока.
— Прочитай ключевое слово. (пересказ)
— Последнюю часть рассказа мы будем готовить к подробному пересказу.
— Что значит рассказать подробно? (рассказать по плану, использовать как можно больше авторских слов, «близко к тексту»).
- Чтение текста, деление на части.
— Перечитаем текст.
— О чём эта часть? Слайд 3.
Тема. О том, как собачка умерла и на шестой день после неё умер лев.
— Что главное в тексте? Почему лев умер?
Осн.мысль. Лев не смог пережить смерть ближнего – собачки.
— К какому типу речи относиться этот текст? (повествование)
— Докажите (см.памятку).
— На сколько логически законченных частей можно разделить текст?
— О чём сначала говорится? (О том как собачка издохла и лев пришёл в ужас)
— Дальше? (О том, как хозяин хотел помочь льву, но лев глубоко переживал своё горе и не принял помощи.)
— А что было потом? (Лев обнял мёртвую собачку и умер.)
— Так сколько же частей в этом тексте? (три)
Перечитай текст еще раз и раздели на части по готовому плану.
План.
- Отчаянье льва.
- Преданность льва.
- Смерть льва.
Проверка. Доказательство.
- Языковой анализ.
1 часть.
— С какого предложения начинается повествование?
Через год собачка заболела и издохла.
— Почему автор начинает со слов через год? (конкретно указывает время)
— Почему лучше сказать собачка, а не собака? (этим словом автор передает свое отношение к героине. Он относится к ней ласково, любит ее и показывает, что она маленькая)
— Следует ли использовать слово заболела? (да, указывается причина, отчего умерла собачка)
— Подбери синоним к слову издохла (умерла, сдохла, околела)
— Почему уместно слово издохла? (медленно, как бы вышло всё дыхание)
Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой.
— Перестал есть почему? (от переживания)
— Союз а указывает на противопоставление.
— На что указывает слово всё? (на повторяемость событий) Прочитай с ним и без него. Какая разница?
— Лизал. Как сказать иначе? (целовал).
— Трогал её лапой. Зачем?
— Обратите внимание на порядок слов: перестал есть, нюхал, лизал, трогал лапой.
Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.
— Найдём и прочитаем в 1 части отрывка слова (действия), которые помогут описать поведение льва в тот момент, когда он понял что собачка умерла. Запишем их.
- вдруг вспрыгнул
— Следует ли использовать слово вдруг? (указывает на неожиданность)
— Слово вспрыгнул употребляется в значении на месте, в состоянии ужаса.
- ощетинился
— Как вы себе это представляете? (шерсть стала «дыбом»)
-
- хлестать себя хвостом (синоним – бить, стегать)
- бросился на стену клетки (синонимы — кинулся, прыгнул)
— Лучше использовать авторский вариант, т.к. слово бросился передает состояние отчаяния, горя.
- грызть засовы и пол
— Автор описывает действия по порядку.
— Прочитай последнее предложение.
Целый день он бился, метался по клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих.
— Каким словом оно начинается? (целый день)
— Можно ли его опустить? (указывает на длительность преживания)
- бился (передает отчаяние льва)
- метался (означает суетливо, в волнении ходить, двигаться в разных направлениях)
- ревел (характерно для животного)
— Что сделал потом?
- лёг и затих
— Подберите синонимы к слову затих (замолчал). Это слово выражает кульминацию горя. (затих – значит умер сердцем)
Пересказ 1 части.
2 часть
— Прочитай 1 предложение 2 части.
Хозяин хотел унести мёртвую собачку, но лев никого не подпускал к ней.
— Унести. Как сказать иначе? (убрать, утащить) – заботливо, трогательно нежно.
— Зачем автор опять повторяет мёртвую собачку? (он хочет подчеркнуть, что собачка для льва не умерла. Он ее считает как бы живой).
— на что указывает союз но? (противопоставление)
Хозяин думал, что лев забудет своё горе, если ему дать другую собачку, и пустил к нему в клетку живую собачку; но лев тотчас разорвал её на куски.
— Слово думал несёт в себе оттенок убежденности, уверенности.
— обратите внимание на порядок слов: думал дать другую собачку и пустил к нему в клетку живую.
— На что показывает союз но? (противопоставление)
— Тотчас. Как сказать иначе? (сразу же, сейчас же, в ту же минуту) – подчёркивает быстроту реакции зверя.
— Разорвал на куски (исп. в сочетании слов)
Пересказ 2 части.
3 часть.
Потом он обнял своими лапами мёртвую собачку и так лежал пять дней. На шестой день лев умер.
— Почему автор говорит не лев, а он?
— почему автор повторяет мёртвую собачку? (лев никак не может смириться с тем, что собачка умерла. Она для него как бы остается живой.
— Обнял. Как сказать иначе? (прижал к груди, обхватил) – несёт оттенок нежности.
— Надо ли сказать так лежал? (неподвижно)
— Можно ли опустить на шестой день? (подчеркивает длительность страданий льва.
Пересказ 3 части.
- Подробный пересказ всего текста.
— Назови основную мысль этого отрывка?
Осн.мысль. Лев не смог пережить смерть ближнего – собачки.
Слайд 3.
— От чьего имени ведется рассказ? Кто ещё мог видеть эти события?
— Представь, что ты тоже находишься в зверинце вместе с посетителями. Приготовься пересказывать весь текст по плану. Пользуйся листком-опорой.
— Будем слушать пересказ и приготовимся проанализировать его по памятке.
Памятка «Анализ подробного пересказа»
- Получился ли подробный пересказ?
- Соответствует ли текст теме и основной мысли?
- Рассказывал ли по плану?
- Использовал ли авторские слова, удачно ли подбирал соавторские слова?
- Не пропустил ли важных событий?
- Не допускал ли продолжительных пауз?
- Интересно ли было слушать?
- Итог урока. Домашнее задание.
Тема. О том, как собачка умерла и на шестой день после неё умер лев.
Осн.мысль. Лев не смог пережить смерть ближнего – собачки.
План.
- Отчаянье льва.
- Преданность льва.
- Смерть льва.
| 1 часть | 2 часть | 3 часть |
| издохла
перестал есть, нюхал, лизал, трогал лапой вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать, бросился, стал грызть бился, метался, ревел лёг, затих |
хотел унести
не подпускал думал, пустил разорвал |
обнял, лежал
умер |
