Тема. Л.Н.Толстой «Лев и собачка».                                          2 класс.

           Подготовка к подробному пересказу.

 

  1. Организация класса.

 

  1. Актуализация опорных знаний.

— Начать урок я хочу со слов Джозефа Аддисона (английского поэта и драматурга)

         «Смысл истинной дружбы в том, что радость она удваивает, а страдание делит пополам»

— Ребята, как Вы понимаете это высказывание? 

 

  1. Проверка домашнего задания. Кроссворд.

 

— С каким произведением мы работали на прошлом уроке?

(рассказ Л.Н.Толстого «Лев и собачка») Слайд 1.

 

— Проверим, как вы внимательно перечитывали дома это произведение и помните значение слов, которые мы узнали в ходе словарной работы. Разгадаем кроссворд. Слайд 2.

  • Как называлось место, где в клетках содержали зверей для показа? (сейчас он называется зоопарком). зверинец
  • Кого принёс в зверинец один человек вместо «билета»? собачку
    1. Чем поделился лев с собачкой в первый день их знакомства? мясо
    2. Куда положила свою голову собачка, когда улеглась вечером спать рядом со львом? лапа
    3. Как называются большие дверные задвижки на клетках. засовы
    4. Кто однажды пришёл в зверинец и потребовал отдать свою собаку? барин
    5. Как сказать одним словом: лев поднял шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать. ощетинился
  • Причина смерти собачки? болезнь

 

  1. Тема урока.

— Прочитай ключевое слово. (пересказ)

— Последнюю часть рассказа мы будем готовить к подробному пересказу.

— Что значит рассказать подробно? (рассказать по плану, использовать как можно больше авторских слов, «близко к тексту»).

 

  1. Чтение текста, деление на части.

— Перечитаем текст.

— О чём эта часть? Слайд 3.

 

Тема. О том, как собачка умерла и на шестой день после неё умер лев.

— Что главное в тексте? Почему лев умер?

Осн.мысль. Лев не смог пережить смерть ближнего – собачки. 

 

— К какому типу речи относиться этот текст? (повествование) 

— Докажите (см.памятку). 

 

— На сколько логически законченных частей можно разделить текст?

— О чём сначала говорится? (О том как собачка издохла и лев пришёл в ужас)

— Дальше? (О том, как хозяин хотел помочь льву, но лев глубоко переживал своё горе и не принял помощи.)

— А что было потом? (Лев обнял мёртвую собачку и умер.) 

— Так сколько же частей в этом тексте? (три)

 

Перечитай текст еще раз и раздели на части по готовому плану.

   

План.

  1. Отчаянье льва.
  2. Преданность льва.
  3. Смерть льва.

 

Проверка. Доказательство.

 

  1. Языковой анализ.

 

1 часть.

С какого предложения начинается повествование?

Через год собачка заболела и издохла.

 

— Почему автор начинает со слов через год? (конкретно указывает время)

— Почему лучше сказать собачка, а не собака? (этим словом автор передает свое отношение к героине. Он относится к ней ласково, любит ее и показывает, что она маленькая)

— Следует ли использовать слово заболела? (да, указывается причина, отчего умерла собачка)

— Подбери синоним к слову издохла (умерла, сдохла, околела)

— Почему уместно слово издохла? (медленно, как бы вышло всё дыхание)

Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой.

 

Перестал есть почему? (от переживания)

— Союз а указывает на противопоставление. 

— На что указывает слово всё? (на повторяемость событий) Прочитай с ним и без него. Какая разница?

Лизал. Как сказать иначе? (целовал).

Трогал её лапой. Зачем?

— Обратите внимание на порядок слов: перестал есть, нюхал, лизал, трогал лапой.

 

Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом  по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.

 

Найдём  и прочитаем в 1 части отрывка слова (действия), которые помогут описать поведение льва в тот момент, когда  он понял что собачка умерла. Запишем их.

  • вдруг вспрыгнул

— Следует ли использовать слово вдруг? (указывает на неожиданность)

— Слово вспрыгнул употребляется в значении на месте, в состоянии ужаса.

  • ощетинился

— Как вы себе это представляете? (шерсть стала «дыбом»)

    • хлестать себя хвостом (синоним – бить, стегать)
  • бросился на стену клетки (синонимыкинулся, прыгнул)

Лучше использовать авторский вариант, т.к. слово бросился передает состояние отчаяния, горя.

  • грызть засовы и пол

— Автор описывает действия по порядку.

 

— Прочитай последнее предложение. 

Целый день он бился, метался по клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих.

 

— Каким словом оно начинается? (целый день)

— Можно ли его опустить? (указывает на длительность преживания)

 

  • бился (передает отчаяние льва)
  • метался (означает суетливо, в волнении ходить, двигаться в разных направлениях)
  • ревел (характерно для животного)

 

— Что сделал потом?

  • лёг и затих

— Подберите синонимы к слову затих (замолчал). Это слово выражает кульминацию горя. (затих – значит умер сердцем)

 

Пересказ 1 части.

 

2 часть

 

— Прочитай 1 предложение 2 части. 

Хозяин хотел унести мёртвую собачку, но лев никого не подпускал к ней.

 

Унести. Как сказать иначе? (убрать, утащить) – заботливо, трогательно нежно.

— Зачем автор опять повторяет мёртвую собачку? (он хочет подчеркнуть, что собачка для льва не умерла. Он ее считает как бы живой).

— на что указывает союз но? (противопоставление)

 

Хозяин думал, что лев забудет своё горе, если ему дать другую собачку, и пустил к нему в клетку живую собачку; но лев тотчас разорвал её на куски.

 

— Слово думал несёт в себе оттенок убежденности, уверенности.

— обратите внимание на порядок слов: думал дать другую собачку и пустил к нему в клетку живую

— На что показывает союз но? (противопоставление)

Тотчас. Как сказать иначе? (сразу же, сейчас же, в ту же минуту) – подчёркивает быстроту реакции зверя.

Разорвал на куски (исп. в сочетании слов)

 

Пересказ 2 части.

 

3 часть.

Потом он обнял своими лапами мёртвую собачку и так лежал пять дней. На шестой день лев умер.

 

— Почему автор говорит не лев, а он?

— почему автор повторяет мёртвую собачку? (лев никак не может смириться с тем, что собачка умерла. Она для него как бы остается живой.

Обнял. Как сказать иначе? (прижал к груди, обхватил) – несёт оттенок нежности.

— Надо ли сказать так лежал? (неподвижно)

— Можно ли опустить на шестой день? (подчеркивает длительность страданий льва.

 

Пересказ 3 части.

 

  1. Подробный пересказ всего текста.

 

— Назови основную мысль этого отрывка?

Осн.мысль. Лев не смог пережить смерть ближнего – собачки.

Слайд 3.

— От чьего имени ведется рассказ? Кто ещё мог видеть эти события?

 

— Представь, что ты тоже находишься в зверинце вместе с посетителями. Приготовься пересказывать весь текст по плану. Пользуйся листком-опорой.

 

— Будем слушать пересказ и приготовимся проанализировать его по памятке.

 

Памятка «Анализ подробного пересказа»

 

  1. Получился ли подробный пересказ?
  2. Соответствует ли текст теме и основной мысли?
  3. Рассказывал ли по плану?
  4. Использовал ли авторские слова, удачно ли подбирал соавторские слова?
  5. Не пропустил ли важных событий?
  6. Не допускал ли продолжительных пауз?
  7. Интересно ли было слушать?

 

  1. Итог урока. Домашнее задание.

 

Тема. О том, как собачка умерла и на шестой день после неё умер лев.

Осн.мысль. Лев не смог пережить смерть ближнего – собачки. 

           План.

  1. Отчаянье льва.
  2. Преданность льва.
  3. Смерть льва.

        

 

1 часть 2 часть 3 часть
издохла

перестал есть, нюхал, лизал, трогал лапой

вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать, бросился, стал грызть

бился, метался, ревел

лёг, затих

хотел унести

не подпускал

думал, пустил

разорвал

обнял, лежал

умер

 

 

Урок литературного чтения во 2 классе. Л.Н. Толстой «Лев и собачка». Подготовка к подробному пересказу.