Сказка – как развитие связной речи по Джанни Родари.
В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем.
Сказки относительно недавно стали объектом внимания ученых. Сначала литераторов, потом – мифологов и фольклористов. А к середине двадцатого века их стали изучать психологи. И тут оказалось, что действие сказочных текстов направлено не столько на сознательное восприятие, сколько на подсознательное усвоение. Детям потому так полезно и важно рассказывать сказки, что они несут в себе мощный психотерапевтический потенциал. Главное их назначение – «питать душу».
Сказка играет большую роль в развитии познавательных процессов ребенка. С ее помощью можно корректировать неблагоприятные варианты развития дошкольников. С помощью сказки можно повысить уровень связной речи, что очень важно для дальнейшей подготовки к школе.
Сказка проникает во все виды деятельности ребенка – дошкольника. Она лежит в основе изобразительной деятельности, музыкальной деятельности, игровой. Особым же вниманием сказка пользуется в художественно-речевой деятельности.
Актуальность опыта определяется уникальными возможностями старших дошкольников в речевом творчестве, в частности, в области сочинительства собственных сказок, небылиц, однако, для формирования такого творчества необходимо создание оптимальных условий, способствующих наиболее полному раскрытию творческого потенциала личности ребенка.
Интерес к словесному творчеству в старшем дошкольном возрасте прослеживается практически у каждого ребенка и выражается в различных его формах таким образом, что у кого-то из них это сочинение действительно оригинально, а у кого-то нет. Но придумывают все дети. Их воссоздающее воображение, память побуждают к самостоятельной попытке реализовать свои замыслы сказки истории словесно.
Один из широко используемых приемов развития речи детей и коррекции детских проблем связан с игровыми переделками сказок, с сочинением сказок в соответствии со сказочными матрицами. Этот способ впервые использовал в работе с детьми младшего школьного возраста и подробно описал Джанни Родари, написавший книгу «Грамматика фантазии» (Джанни Родари «Грамматика фантазии». М: «Прогресс», 1990г.), в которой изложил несколько десятков приемов, помогающих придумывать различные истории. Использование этого способа в образовательном процессе является мощным фактором развития речи и чувства юмора, а также «отыгрывания» внутренних конфликтов детей.
Методика «сочинения и рассказывания сказок» предполагает, что педагог, решившийся по ней работать, умеет играть. Не «организовать игровую деятельность», а именно погрузиться в игру, заразиться ее настроением, ее азартом, ее интригой. Для этого недостаточно иметь перед собой тексты на сказочной подкладке. Нужно именно уметь почувствовать, как восковой мелок на ладони превращается в волшебную палочку. Нужно уметь видеть, как звуки порхают, заставляя воздух вокруг дрожать от взмахов своих крылышек. И как они застывают в образе букв, исполненных внутренней тайны.
Гласные звуки предоставляют прекрасную возможность связать изучение грамоты с психогимнастикой и дыхательными упражнениями. Что же касается упражнений на узнавание букв, они могут носить совершенно «материальный» характер. Образы букв можно найти в любых предметах. Например, я принесла корешок растения и попросила детей отгадать, какую букву я отыскала в лесу. Это была буква «К». точно также можно предложить детям отыскать букву в алюминиевой ложке. Буквы обнаружатся и в циркуле, и в треугольнике, и в колючках кактуса.
Вскоре дети начали удивлять нас своими изысканиями. Обнаружилось, что и сказок про буквы они знают гораздо больше, чем мы им рассказали: то ли услышали где-то, то ли сами придумали.
Так родилась идея – взять и вместе с детьми придумать свою книгу «азбучных» сказок.
Основываясь на концепции Родари можно выделить одну из многих схем придумывания сказок.
«Если бросить в пруд камень, по воде пойдут концентрические круги, вовлекающие в свое движение, на разном расстоянии, с различными последствиями, кувшинку и тростник, бумажный кораблик и поплавок рыболова. Предметы, существовавшие каждый сам по себе, пребывавшие в состоянии покоя или дремоты, как бы оживают, они вынуждены реагировать, вступать во взаимодействие друг с другом. Движение распространяется вширь и вглубь. Камень, устремляясь вниз, расталкивает водоросли, распугивает рыбок; достигая дна, он вздымает ил, натыкается на давно забытые предметы; некоторые из них оголяются , другие, напротив, покрываются слоем песка. За кратчайший миг происходит множество событий или микро событий. Даже при наличии желания и времени вряд ли можно было бы зафиксировать их все без исключения. Также и слово, случайно запавшее в голову, распространяет волны вширь и вглубь, вызывает бесконечный ряд цепных реакции, извлекая при своем «западании» звуки и образы, ассоциации и воспоминания, представления и мечты. Процесс этот тесно сопряжен с опытом и памятью, с воображением и сферой подсознательного и осложняется тем, что разум не остается пассивным, он все время вмешивается, контролирует, принимает или отвергает, созидает или разрушает».
Если отправной точкой может служить одно-единственное слово, то «фантастическая тема» наверняка возникает при весьма странных словосочетаниях, когда в водовороте образов, в их причудливых переплетениях появляется непредвиденное родство между словами, принадлежащими к совершенно различным рядам. Начнем наше исследование слова «кот». Разложим его по буквам, обнаружим слова, которые мы не замечали.
Напишем буквы, из которых состоит это слово, одну под другой:
- К
- О
- Т
Теперь возле каждой буквы напишем первое, пришедшее в голову слово, выстроив, таким образом, новый ряд, например:
К-кот
О – открытка
Т – табурет
Или, так будет интереснее, напишем возле букв слова, образующих законченное предложение:
К – крокодил
О – одел
Т – тапочки
Мы видели, как тема для фантазии, отправная точка рассказа, возникла из одного единственного слова. Но то был, скорее, оптический обман. В действительности, для возникновения рассказа, сказки нужно, чтобы их было два. Одно слово «оживает» лишь тогда, когда оно встречает другое, «его провоцирующее, заставляющее сойти с рельсов привычки, раскрыть новые смысловые возможности».
Рассказ может возникнуть лишь из «бинома фантазии». Причем слова должны иметь разную лексическую тематику. «Конь — пес», в сущности, не представляет собой «бинома фантазии». Это всего лишь простая ассоциация внутри одного вида животных. При упоминании этих двух четвероногих воображение остается безразличным.
«Надо, чтобы два слова разделяла известная дистанция, чтобы одно было достаточно чуждым другому, чтобы соседство их было сколько-нибудь необычным, — только тогда воображение будет вынуждено активизироваться, стремясь установить между указанными словами родство, создать единое, в данном случае фантастическое, целое, в котором оба чужеродных элемента могли бы сосуществовать. Вот почему хорошо, когда «бином фантазии» определяется случаем». Пусть два слова будут продиктованы двумя детьми так, чтобы один не знал, что сказал другой; или можно, изучая лексику и грамматику придумать слова на заданные звуки. Например, звуки «П» и «Ш» — «пес» и «шкаф».
Самый простой способ их сочленить – это прибегнуть к помощи предлога и падежа. Таким образом, мы получим несколько картин:
- Пес со шкафом;
- Шкаф пса;
- Пес на шкафу;
- Пес в шкафу.
Каждая из этих картин может послужить основой для придумывания конкретной ситуации:
- По улице бежит пес со шкафом на спине. Это его будка – значит, в этом нет ничего особенного. Он всегда ее таскает на себе, как улитка раковину. И так алее и тому подобное.
- Шкаф пса. «Шкаф пса» предназначен для хранения собачьей одежды, набора намордников и поводков, теплых тапочек, нахвостника с помпончиками, резиновых костей, игрушечных котят, путеводителя по городу (чтобы пес ходил за молоком и газетой для хозяина).
- Пес в шкафу. Доктор, придя домой, лезет в шкаф за домашней одеждой, а в шкафу – собака. Пес неопределенной породы. Он добродушен, приветливо виляет хвостом, вежливо подает лапу, но о том, чтобы вылезти из шкафа, и слушать не желает; как доктор ни упрашивает, пес не умолим. Доктор отправляется в ванную принимать душ и там, в шкафчике, обнаруживает другую собаку. Третья сидит в кухонном шкафу среди кастрюль. Симпатичный щенок прячется в закутке для половых щеток, а маленькая болонка – в ящике письменного стола. Доктор мог бы, конечно, выдворить непрошенных гостей из квартиры, но доктор собачник, и сердце подсказывает ему другое решение. Он побежал в мясную лавку и купил десять килограммов вырезки, чтобы накормить своих гостей. Отныне он ежедневно берет по десять килограммов мяса.
Это пример «бинома фантазии». Бессмыслица может и остаться бессмыслицей, а может с помощью педагога стать настоящим рассказом, сказкой. Важен процесс: дети владеют им в совершенстве и получают от него истинное удовольствие. Описанное упражнение, конечно же, дает вполне ощутимые плоды: развивается связная речь, лексическая и грамматическая сторона речи, тренируется воображение и память. Но не следует недооценивать и развлекательный момент. Одно из самых закоренелых и трудно преодолимых представлений о педагогическом процессе заключается как раз в убеждении, что процесс этот должен протекать «угрюмо». Данная методика, напротив, делает процесс обучения легким и интересным, снимает эмоциональную перегрузку.
На первом этапе детям сложно сочинить сказку из двух «найденных» слов. Тогда на помощь приходит еще один вариант придумывания сказок – это форма вопроса: «Что было бы, если…пес бежал со шкафом?»
Больше всего детей увлекают самые нелепые и неожиданные вопросы, именно потому, что последующая работа, то есть развитие темы, есть не более как освоение и продолжение уже сделанного открытия; хотя бывают, конечно, и случаи, когда тема, совпав с личным опытом ребенка, будучи созвучна обстановке, в которой он растет, его окружению, побуждает ребенка вторгаться в нее самостоятельно, подойти к реальности, уже заполненной знакомым содержанием, с непривычной стороны.
В педагогическом опыте множество различных вариаций на тему придумывания сказок, но все они несут в себе одну задачу. Такие занятия развивают интерес к процессу обучения, познавательные способности детей, их речь, внимание и память. Они значительно обогащают словарный запас и, в итоге, материал легче запоминается.
Мы рассмотрели только некоторые приемы, позволяющие придумывать разные истории и сказки. Но существуют десятки рекомендованных Джанни Родари приемов, которые делают процесс обучения доступным и интересным. Приведем пример некоторых приемов:
- Бином фантазии.
Предложите своему ребенку задумать что-то неживое, а сами задумайте, соответственно, что-то живое. (или наоборот). Получится пара слов. Например, шкаф и собака. Предложите ребенку или придумайте сами историю с этими словами. Конечно, не каждое сочинение бывает перспективным для сочинения интересного сюжета. Но если сочетание окажется необычным, то шансы повышаются.
- Перевирание сказки.
Пародия на знакомую сказку. «народные сказки и их обработка – неисчерпаемая кладезь тем. Но почти всегда надо вводить комический персонаж – это всегда очень продуктивно».
- Красная шапочка на вертолете.
Детям дают слова, на основе которых они должны придумать какую-нибудь историю. Например, пять слов, подсказывающих сюжет Красной шапочки : девочка, лес, цветы, волк, бабушка, плюс шестое слово, например, вертолет. Эта игра – разновидность «фантастического бинома». Красная шапочка – вертолет.
- Сказки наизнанку.
Красная шапочка злая, а волк добрый.
- А что было потом?
Продолжение известной сказки.
- Сказка – калька.
Заимствование сюжетных линий.
- Выложим карты на стол.
Эту игру придумал Франко Пассоторе. Она состоит в том, чтобы коллективно придумать и проиллюстрировать рассказ. Для игры заготавливаются, например, 50 карточек с наклеенными на них разнообразными картинками, вырезанными из газет и журналов. Педагог, сидя в окружении детей, предлагает кому-нибудь вынуть из стопки, не глядя, одну карточку. Первый участник игры начинает свой рассказ по карточке, по своему описывая картинку, остальные внимательно слушают, готовясь продолжить этот рассказ уже по своей карточке. Сосед, которому достается продолжить рассказ, раскрывая замысел следующей карточки, должен связать свою часть с предыдущей и проиллюстрировать дальнейший ход повествования рисунком. На последнего рассказчика возлагается задача придумать конец.
- Фантастическое вычитание.
Постепенно изымать все, что существует на свете: трава, бумага, солнце..
- Ребенок, как главное действующее лицо.
Игра всегда продуктивнее, если мы с ее помощью ставим ребенка в приятные ситуации, которые позволяют совершать героические поступки и , слушая сказку, видеть свое будущее полноценным и многообещающим.
- Смешные истории.
- Истории, построенные на ошибке,
- Оживление метафор,
- Метод включения заурядного персонажа в необычный для него контекст .
- Рассказы за столом.
Рассказы для маленьких можно сочинять, оживляя во время кормления предметы, находящиеся на столе. Придание предметам или частям тела необычных свойств, например, нос – кран, нос – электролампочка и т. Д.
Трудно отрицать роль сказок, художественных произведений и в развитии правильной устной речи: тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной речи и помимо этого делают нашу устную и письменную речь эмоциональной, образной и красивой.
