Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №17»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа театральной студии «Зеленый театр»
Авторы – составитель:
педагог – психолог
Вышемирская Екатерина Владимировна
педагог – психолог
Мясникова Анна Евгеньевна
г. Северск
Пояснительная записка
Для развития выразительной стороны речи, необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малых лет к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные игры- занятия.
Театр воздействует на ребенка комплексом художественных средств: применяется художественное слово, наглядный образ, музыкальное сопровождение. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.
Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации.
Программа «Театрально-экологической студии «Зеленый театр» направлена на формирование у воспитанников экологического сознания, как основы для формирования нового типа отношений между человеком и природой.
Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир, умение ориентироваться в обществе среди сверстников и взрослых. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка и сформировать у обучающихся мировоззрения нового типа.
Актуальность программы
Театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия. Ребёнок, оказавшийся в позиции актёра-исполнителя, может пройти все этапы художественно-творческого осмысления мира, а это значит – задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни. Театр – искусство коллективное, и творцом в театральном искусстве является не отдельно взятый человек, а коллектив, творческий ансамбль, который, по сути, и есть автор спектакля. Посему процесс его коллективной подготовки, где у каждого воспитанника – своя творческая задача, дает ребятам возможность заявить о себе и приобщиться к коллективному делу. Поэтому это направление художественного творчества вызывает вполне закономерный интерес у детей.
В настоящее время все большее внимание уделяется проблемам формирования экологического сознания людей на основе конкретной, практико-ориентированной деятельности, направленной на изучение и защиту природы, осознании себя как части природы, в том числе и природы родного края. В решении данной задачи эффективным является использование большого потенциала дополнительного образования детей. Поэтому программа «Зеленый театр» является актуальной и необходимой, отвечает потребностям и запросам не только детей, но и их родителей, общества в целом.
Новизна программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения. Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 3-7 лет.
Адресат программы
Программа «Зеленый театр» рассчитана на детей в возрасте от 3 до 7 лет.
Воспитанники, посещающие МБДОУ «Детский сад № 17». Занятия по программе проводятся 1 раз в неделю.
Продолжительность занятий: вторая младшая группа – 15 мин, средняя группа —20 мин в старшей группе – 25 минут; в подготовительной группе – 30 минут.
Форма обучения – очная
Срок реализации программы: 4 года
Вторая младшая группа (возраст детей 3 – 4 года): 1год
Средняя группа (возраст 4 – 5 лет): 1год
Старшая группа (возраст детей 5-6 лет): 1год
Подготовительная группа (возраст 6-7 лет): 1год
Место проведения музыкальный зал, театральная студия
Театральные занятия строятся в игровой форме, т.к. основной вид деятельности детей дошкольного возраста — это игра.
Содержание программы
Цель программы: Приобщение детей к духовным и нравственным ценностям, мировоззренческой ориентации, глобального мышления, формирование психологической установки на мирное, бесконфликтное проживание человека в природе, развитие личности, творческих и коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности, воспитание думающего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.
Задачи программы для детей 3-5лет:
- Развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности, самостоятельности в организации театрализованных игр, творческой самостоятельности в передаче образа, умения самостоятельно выбирать сказку, стихотворение для постановки.
- Формировать представление о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости.
- Формировать у детей умения правильно оценивать поступки персонажей кукольных и драматических спектаклей, а также правильно оценивать свои и чужие поступки.
- Развивать чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.
- Усваивать знания о взаимоотношении человека и природы через театральные представления, игры, драматизации.
- Формировать у детей умения поступать в соответствии с нравственными ценностями коллектива.
- Закреплять культуры общения и поведения на занятиях, во время подготовки и проведения спектаклей.
- Развивать умения оценивать результаты своей работы и работы сверстников.
- Поддерживать желания детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.
- Последовательно знакомить детей с различными видами театра.
- Развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях.
- Прививать любовь к природе родного края, ориентированной на практическую деятельность по защите окружающей среды.
- Развивать речь у детей и корректировка ее нарушения через театрализованную деятельность.
- Формировать умения выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, маски.
- Воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал.
- Формировать умения свободно чувствовать себя на сцене.
- Совершенствовать умения дошкольников разыгрывать несложные постановки по знакомым литературным произведениям, распределять между собой обязанности и роли, умения вести себя на сцене и в жизни непринужденно, умения использовать в театральной деятельности все виды театров (кукольный, теневой, пальчиковый);
- Создавать условия для воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии.
Задачи программы для детей 5-7лет:
- Создавать условия для воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии.
- Воспитывать и развивать внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувство ритма, темпа, чувство пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом ребенке.
- Совершенствовать грамматический строй речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучать орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности.
- Совершенствовать игровые навыки и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр– драматизаций, упражнений актерского тренинга.
- Знакомить с историей и развитием театрального искусства; развитие познавательных интересов дошкольников через расширение представлений о видах театрального искусства.
- Воспитывать гуманного, творческого, всестороннего развития личности, способную понимать и любить окружающий мир, природу, и бережно относится к ней.
- Развивать адекватность экологического сознания и поведения.
- Создание творческого художественного пространства, которое способствует активизации эстетических переживаний, эмоционального воображения, ассоциативных представлений ребенка.
- Воспитывать культуру музыкального восприятия, исполнительства и творческого самовыражения, пластической культуры и выразительности детских движений.
- Усвоение разных способов образных действий, накопление определенного багажа образных действий.
- Освоение основ исполнительской, зрительской и общей культуры.
- Улучшение психологической культуры между сверстниками, выход на новый уровень взаимодействия взаимоотношений между детьми и взрослыми.
Модель работы театрального кружка.
- Речевая разминка. Цель: развитие речевого дыхания, формирование умения управлять своим голосом, развитие дикции.
- Упражнения на развитие речевого дыхания.
- Дикционные упражнения (скороговорки, чистоговорки, считалки т. д.).
- Дидактические игры.
- Новая информация. Способы её подачи: использование театрализованных фрагментов; беседы – диалоги;
- Физкультминутка
- Индивидуальная коррекционная работа в форме «подсказки»;
- Подведение итогов. Анализ деятельности
Ожидаемые результаты:
Вторая младшая и средняя группа (3-5 лет)
- Дети называют основные средства коррекции речи (гимнастика для язычка и пальчиков);
- Показывают пять-восемь артикуляционных упражнений; одну-две пальчиковые гимнастики; эмоциональное состояние героя мимикой;
- Произносят одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;
- Выразительно читают стихотворный текст;
- Передают образ героя характерными движениями;
- Действуют на сцене в коллективе;
- Разыгрывают несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (мимику, интонацию, жесты);
- Держатся уверенно перед аудиторией;
- Имеют представление о театре, видах театра, правилах поведения в театре.
Старшая и подготовительная группа (5-7 лет)
- Называют основные средства коррекции речи (специальные упражнения для язычка, гимнастика для пальчиков, скороговорки, чтение стихов, выполнение домашних заданий);
- Хорошо владеют комплексом артикуляционной гимнастики;
- Показывают три-четыре пальчиковые гимнастики, эмоциональное состояние героя мимическими и пантомимическими средствами;
- Сочиняют этюды по заданной теме индивидуально и коллективно;
- Выразительно читают наизусть стихотворный текст, расставляя логические ударения;
- Четко произносят в разных темпах пять-шесть скороговорок;
- Произносят одну и ту же фразу с разными интонациями, разной силой голоса;
- Показывают шесть-восемь эмоциональных выражений;
- Действуют согласовано, включаясь в действие одновременно или последовательно;
- Двигаются в заданном ритме и передают его по цепочке;
- Создают пластические импровизации под музыку различного характера;
- Умеют держаться на сцене уверенно, свободно выполняя простейшие действия;
- С интересом изготавливают и используют театрализованные образные игрушки из разных материалов;
- Знают разные виды театра, имеют представления о театральной культуре.
Формы подведения итогов:
Выставки детских работ прикладного творчества, выполненных совместно с родителями;
Театрализованные представления;
Досуги;
Фотовыставки;
Тематическое планирование занятий
Первый год обучения
Месяц | Тема | Всего |
Сентябрь | Знакомство. | 1 |
Мир театра | 1 | |
Музыка осени. | 1 | |
Наш богатый урожай. | 1 | |
Октябрь | Бабушка Забава. | 1 |
В гостях у сказки. | 1 | |
В гостях у сказки. | 1 | |
Колобок – Колючий бок. | 1 | |
Ноябрь | Очень жить на свете туго без подруги или друга. | 1 |
Если с другом вышел в путь. | 1 | |
Все мы делим пополам. | 1 | |
Лучшие друзья. | 1 | |
Декабрь | Мимика. | 1 |
Страна воображения | 1 | |
Наше настроение. | 1 | |
Играем в театр | 1 | |
Январь | Лесная сказка. | 1 |
Лесные жители | 1 | |
Музыка в сказке | 1 | |
Три медведя. | 1 | |
Февраль | Храбрый петух. | 1 |
Наступили холода | 1 | |
Невоспитанный мышонок один остался, без друзей | 1 | |
Как мышонок решил и друзей возвратить, и вежливым быть. | 1 | |
Март | Сказка о невоспитанном мышонке | 1 |
Домашние любимцы. | 1 | |
Мой Щенок. | 1 | |
Добрые слова | 1 | |
Апрель | Весенний дождь | 1 |
Каждый хочет спрятаться под маленьким грибком | 1 | |
Дождик льет-льет, а грибочек все растет. | 1 | |
Вот так гриб-великан, всем хватило места там. | 1 | |
Май | Вот так яблоко! | 1 |
Поссорились зверушки, не знают, как им быть.
Как же всем им яблоко на всех их разделить. |
1 | |
Мишка всех помирил, уму-разуму научил | 1 | |
По следам сказок. | 1 | |
Всего | 36 |
Второй год обучения
Месяц | Тема | Всего |
Сентябрь | «Что такое театр? Разные виды театров. | 1 |
«Учимся быть артистами» Такие разные эмоции. | 1 | |
Тянут – потянут – вытянуть не могут». | 1 | |
Настольный театр игрушек. | 1 | |
Октябрь | Овощной базар. | 1 |
Игра «Лесная– сказка осенних листьев». | 1 | |
Путешествие в осенний лес | 1 | |
В гости к сказке. Настольный театр картинок. | 1 | |
Ноябрь | Игра в спектакль. Трафаретный театр. | 1 |
Веселое путешествие в сказку. | 1 | |
«Игрушки» Агнии Барто | 1 | |
Сказка «Кто сказал «Мяу?». | 1 | |
Декабрь | Веселые стихи. | 1 |
Игра – сказка с куклами – кулёчками. | 1 | |
«Гномики». | 1 | |
Дикие животные. Обыгрывание сказки «Зимовье зверей». | 1 | |
Январь | Сказки из сундучка. Повторное чтение | 1 |
«Зимовье зверей». | 1 | |
Игра – сказка с куклами- кулечками. | 1 | |
Приключения в лесу. | 1 | |
Февраль | В гости к бабушке Забавушке. | 1 |
Сундучок, откройся. «Куклы-оригами». | 1 | |
Такое разное настроение. | 1 | |
Спешим на представление. | 1 | |
Март | Дружные ребята Игры-драматизации с куклами бибабо. | 1 |
В царстве света и тени». (Театр теней) | 1 | |
Игра – сказка с куклами на магнитах. | 1 | |
Муха-Цокотуха. | 1 | |
Апрель | Веселые затеи. | 1 |
Танцуем круглый год. «Игра – сказка с куклами из веера. | 1 | |
Кто стучится в нашу дверь? | 1 | |
Веселое представление. | 1 | |
Май | Весна в природе. | 1 |
Игра – сказка на подвижных ленточках. | 1 | |
Репетиция сказки «Заяц в огороде» | 1 | |
Драматизация сказки «Заяц в огороде». | 1 | |
Всего | 36 |
Третий год обучения
Месяц | Тема | Всего
часов |
Сентябрь | Мониторинг | 2 |
Знакомство с театром. Кто работает в театре. «Закулисье». | 1 | |
Как вести себя в театре. Играем в театр (Сюжетно – ролевая игра) | 1 | |
Октябрь | Знакомство с настольным театром, подготовка к инсценировке
сказки «Репка» |
1 |
Мимика | 1 | |
Сила голоса. Знакомство с театром игрушек. | 1 | |
Знакомство с пальчиковым театром | 1 | |
Ноябрь | Пантомима | 1 |
Сила голоса и речевое дыхание | 1 | |
Знакомство с конусным театром | 1 | |
Мимика и жесты | 1 | |
Декабрь | Знакомство с варежковым театром | 1 |
Рисуем театр (конкурс рисунков «В театре») | 1 | |
Знакомство с куклами би-ба-бо | 1 | |
Слух и чувство ритма | 1 | |
Январь | Театральные игры | 1 |
Сценическая пластика | 1 | |
Подготовка к инсценировке сказки «Заюшкина избушка» | 3 | |
Февраль | Расслабление мышц | 1 |
Знакомство с куклами – марионетками. Конкурс «Игрушка для
театрального уголка своими руками» |
3 | |
Март | Чувства, Эмоции | 1 |
Знакомство с театром масок | 1 | |
Ритмопластика | 1 | |
Апрель | Культура и техника речи | 1 |
Подготовка к инсценировке сказки «Теремок на новый лад» | 2 | |
Показ театрализованного представления | 1 | |
Май | Экскурсия в кукольный театр | 1 |
Мониторинг | 2 | |
Итого: |
Четвертый год обучения
Месяц | Тема | Всего
часов |
Сентябрь | Мониторинг | 2 |
Наш любимый зал опять очень рад ребят встречать. | 1 | |
Попробуем измениться | 1 | |
Октябрь | Подготовка к Дню матери | 1 |
Репетиция и выступление на день матери | 4 | |
Ноябрь | Конкурс «Лучшая новогодняя маска своими руками» | 1 |
Знакомство с праздником Рождества | 1 | |
Подготовка к Рождественскому спектаклю | 1 | |
Декабрь | Репетиция и показ Рождественского спектакля | 4 |
Январь | Конкурс «Мой любимый сказочный герой» | 1 |
Театральная мастерская: «Конусный театр» | 1 | |
Театральная мастерская: «Театр на ложках» | 1 | |
Театральная мастерская: «Куклы на гапите» | 1 | |
Февраль | Театральная мастерская: «Театр на больших киндер сюрпризах» | 1 |
Театральная мастерская: «Театр на кружках» | 1 | |
Знакомство с праздником Пасхи | 1 | |
Подготовка к Пасхальному спектаклю | 1 | |
Март | Репетиция и показ Пасхального спектакля | 4 |
Апрель | Занятие, посвященное Всемирному Дню театра | 1 |
Весна в природе | 1 | |
В гости к солнышку | 1 | |
Весенние импровизации, сочини сказку. | 2 | |
Май | Экскурсия в кукольный театр | 1 |
Мониторинг | 2 | |
Итого: | 36 |
Принципы проведения театрализованной деятельности:
- Принцип адаптивности. Обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребёнка.
- Принцип развития. Предполагающий целостное развитие личности ребёнка и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.
- Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
- Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.
- Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир – это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысляет для себя.
- Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.
- Принцип ориентировочной функции знаний. Форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.
- Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.
- Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают
- «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач.
- Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Предполагает опору на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие ребёнка.
- Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности.
Основные направления программы:
Театрально-игровая деятельность.
Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.
Музыкально-творческая деятельность.
Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.
Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.
Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.
Основы театральной культуры.
Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве:
- Что такое театр, театральное искусство;
- Какие представления бывают в театре;
- Кто такие актеры;
- Какие превращения происходят на сцене;
- Как вести себя в театре.
- Работа над спектаклем.
Базируется на сценариях и включает в себя темы «Знакомство с пьесой» (совместное чтение) и «От этюдов к спектаклю» (выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом; поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев; создание эскизов и декораций; премьера спектакля; обсуждение его с детьми).
К работе над спектаклем широко привлекаются родители (помощь в разучивании текста, подготовке декораций, костюмов).
Формы работы с детьми:
- игра
- импровизация
- инсценировки и драматизация
- объяснение
- рассказ детей
- чтение
- беседы
- просмотр видеофильмов
- разучивание произведений устного народного творчества
- обсуждение
- наблюдения
- словесные, настольные и подвижные игры.
- пантомимические этюды и упражнения.
Рекомендации по работе над ролью:
- составление словесного портрета героя;
- фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр;
- работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа, места на сценической площадке, мимики, интонации;
- подготовка театрального костюма;
Правила драматизации:
- Правило индивидуальности. Драматизация – это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом. Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим. Проигрывание психогимнастических упражнений на изображение эмоций, черт характера, обсуждение и ответы на мои вопросы являются необходимой подготовкой к драматизации, к «проживанию» за другого, но по-своему.
- Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети. Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т.д., которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев
- Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием мы с детьми обсуждаем, «проговариваем» каждую роль. В этом помогают вопросы детям: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать?
- Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?
Здоровьесберегающие технологии:
- дыхательная гимнастика
- артикуляционная гимнастика.
- пальчиковые игры со словами,
- гимнастика для глаз,
- физкультминутка, динамические паузы.
Работа с родителями
Семья для дошкольника – необходимая социальная среда, в которой развивается личность ребёнка. Важным направлением в организации театрализованной деятельности является работа с родителями, которые привлекаются к творческому взаимодействию с детьми в различных направлениях.
|
Анкетирование, памятки, папка – передвижка «Театр и родители». |
|
Консультация для родителей «Театр – наш друг и помощник». |
|
Информирование о работе кружка. |
|
Папка – передвижка «Что такое театр?» |
|
Привлечение к помощи в оформлении театрального уголка. |
|
Папка – передвижка «Кукольный театр» |
|
Конкурс рисунков «В театре» (помощь детям при участии в конкурсе). |
|
Папка – передвижка – консультация «Роль сказки в развитии и
воспитании ребенка» |
|
Конкурс «Игрушка для театрального уголка своими руками» (помощь
детям при участии в конкурсе) |
|
Консультация для родителей «Роль эмоций в жизни ребенка» |
|
Анкетирование, памятки. |
|
Папка – передвижка «27 марта – всемирный день театра» |
|
Папка – передвижка «Покажи мне спектакль» |
|
Помощь родителей в подготовке к спектаклю (изготовление костюмов, декораций) |
|
Анкетирование «Выявление уровня педагогической культуры родителей» |
|
Папка – передвижка «Кукольный театр: куклы на палец, перчаточные куклы, тростевые куклы, кукла – живая рука, куклы – марионетки» |
|
Помощь родителей в подготовке к выступлению на День
воспитателя (изготовление костюмов) |
|
Консультация для родителей «Театр дома» |
|
Папка – передвижка «Театрализованная деятельность» |
|
Просмотр выступления детей к Дню матери |
|
Конкурс «Лучшая маска к Новому году своими руками» |
|
Помощь родителей в подготовке к Рождественскому спектаклю (изготовление костюмов, декораций) |
|
Папка – передвижка «С Рождеством!» |
|
Просмотр Рождественского спектакля. |
|
Конкурс поделок «Мой любимый сказочный герой» |
|
Консультация для родителей в виде презентации |
|
Консультация для родителей «Значение игр-драматизаций в развитии детей дошкольного возраста» |
|
Папка – передвижка «27 марта – Всемирный день театра» |
|
Анкетирование «Любите ли вы театр?» |
|
Помощь родителей в подготовке к Пасхальному спектаклю. |
|
Папка – передвижка «Святая Пасха» |
|
Помощь родителей в подготовке к Пасхальному спектаклю (изготовление костюмов, декораций) |
|
Просмотр спектакля «Пасхальный колобок» |
|
Награждение самых активных родителей грамотами.
Показ фотоотчета о работе кружка |
|
Отчетный спектакль |
Условия реализации программы:
- Музыкальный зал.
- Настольный театр игрушек.
- Настольный театр картинок
- Стенд-книжка.
- Фланелеграф
- Теневой театр.
- Пальчиковый театр.
- Театр Би-ба-бо.
- Театр Петрушки.
- Детские костюмы для спектаклей.
- Взрослые костюмы для спектаклей.
- Элементы костюмов для детей и взрослых.
- Атрибуты для занятий и для спектаклей.
- Ширма для кукольного театра.
- Музыкальный центр, видеоаппаратура.
- Медиотека (аудио- и CD диски).
- Декорации к спектаклям
- Методическая литература
Мониторинговый инструментарий результативности реализации программы (вторая младшая и средняя группа)
№
п/п |
Критерии | 0 баллов | 1 балл | 2 балла |
1. | Проявляет интерес к театральному
искусству и театрализованной деятельности |
|||
2. | Имеет элементарные представления о различных видах театра и театральных профессиях | |||
3. | Имеет элементарные представление о
правилах поведения в учреждениях культуры |
|||
4. | Имеет элементарные представления о
основных понятиях театрального искусства |
|||
5. | Способен сопереживать героям и передавать их эмоциональные состояния, с небольшой помощью взрослого находит выразительные
средства перевоплощения |
|||
6. | Понимает основную идею литературного
произведения |
|||
7. | Правильно строит предложения, добивается
правильного и чёткого произношения слов |
|||
8. | Передаёт мимикой, жестами, движением
эмоции героев спектакля |
|||
9. | Владеет интонационно-образной и языковой выразительностью художественной речи и применяет в различных видах художественно-творческой деятельности | |||
10. | С небольшой помощью взрослого создает эскизы персонажей и декораций, проявляет фантазию в их изготовлении из различных
материалов |
Система оценивания:
0 баллов – низкий уровень развития творческих способностей; 1 балл – средний уровень развития творческих способностей; 2 балла – высокий уровень развития творческих способностей.
17-20 баллов – высокий уровень развития творческих способностей; 10– 16 баллов – средний уровень развития творческих способностей; ниже 10 баллов – низкий уровень развития творческих способностей.
Мониторинговый инструментарий результативности реализации программы (старшая и подготовительная группа)
№
п/п |
Критерии | 0 баллов | 1 балл | 2 балла |
1. | Проявляет устойчивый интерес к театральному
искусству и театрализованной деятельности |
|||
2. | Владеет знаниями о различных видах театра и
театральных профессиях |
|||
3. | Знает правила поведения в учреждениях
культуры |
|||
4. | Владеет основными понятиям театрального |
искусства | ||||
5. | Способен сопереживать героям и передавать их эмоциональные состояния, самостоятельно
находит выразительные средства перевоплощения |
|||
6. | Называет предметы театрально-игрового
оборудования |
|||
7. | Правильно строит предложения, добивается
правильного и чёткого произношения слов |
|||
8. | Понимает основную идею литературного произведения (пьесы).
Творчески интерпретирует его содержание. |
|||
9. | Владеет интонационно-образной и языковой выразительностью художественной речи и применяет в различных видах художественно-
творческой деятельности |
|||
10. | Самостоятельно создает эскизы персонажей и
декораций, проявляет фантазию в их изготовлении из различных материалов |
Система оценивания:
0 баллов – низкий уровень развития творческих способностей; 1 балл – средний уровень развития творческих способностей; 2 балла – высокий уровень развития творческих способностей.
17-20 баллов – высокий уровень развития творческих способностей; 10– 16 баллов – средний уровень развития творческих способностей; ниже 10 баллов – низкий уровень развития творческих способностей.
Список литературы
- Александрова О. Разыгрываем сказки // – Дошкольное воспитание. – 1998. – №1.
- Баряева Л., Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А. Театрализованные игры – занятия. – СПб.: Союз, 2001.
- Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры. – М.: Просвещение, 1991.
- Давыдов В. Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям. Театр театральной деятельности дошкольников и младших школьников. М. 2001.
- Додокина Н.В., Евдокимова Е.С. «Семейный театр в детском саду». «Мозаика- Синтез». М.: 2008.
- Доронова Т. Н. Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 4-6 лет.Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М.: «Просвещение» 2004.
- Иванова Г. П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально- нравственной сферы у дошкольников. М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006.
- Ихсанова С.В. «Игротерапия». Ростов-на-Дону «Феникс», 2015.
- Кнушевицкая Н.А., Объедкова О.Л. «Сборник инсценировок для детей 5-7 лет». М.: Издательство «Аркти» 2008.
- Кукольный театр как средство развития творческих способностей детей // – Дошкольное воспитание. – 1994. – №3.
- Куцокова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. М., 2003.
- Макаренко Л. Здравствуй, театр! // – Дошкольное воспитание. – 1998. – №4.
- Маханёва М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду». М., 2003 г.
- Мерзлякова С.И. Волшебный мир театра. М., 2002.
- Мигунова О. В. «Организация театральной деятельности в детском саду». Великий Новгород, 2006 г.
- Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. М., 1999.
- Немов Р. С. Психология. – М.: ВЛАДОС, 2001.
- Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.
- Поляк Л. Я. Театр сказок. Спб: ” Детство-Пресс”, 2001г.
- Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр». Издательство «Арки», 2004 г.
- Театр – творчество – дети. Этюды // – Дошкольное воспитание. – 1994. – №8.
- Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников. – Ярославль, 1999.
- Хрестоматия по детской литературе. М., 1996.
- Черенкова Е. «Развивающие игры с пальчиками». М.: 2007.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1990.
- Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
- Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми5-6 лет / Под редакцией О.Ф.Горбуновой. М.: Мозаика – Синтез, 2008.
- Эмоциональное развитие дошкольника. М., 1985.