Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №17»

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа   театральной студии «Зеленый театр»

Авторы – составитель:

педагог – психолог

Вышемирская Екатерина Владимировна

педагог – психолог 

Мясникова Анна Евгеньевна

г. Северск

 

                                                           Пояснительная записка

Для развития выразительной стороны речи, необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малых лет к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные игры- занятия.

Театр воздействует на ребенка комплексом художественных средств: применяется художественное слово, наглядный образ, музыкальное сопровождение. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.

Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации.

Программа «Театрально-экологической студии «Зеленый театр» направлена на формирование у воспитанников экологического сознания, как основы для формирования нового типа отношений между человеком и природой.

Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир, умение ориентироваться в обществе среди сверстников и взрослых. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка и сформировать у обучающихся мировоззрения нового типа.

 

Актуальность программы

Театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия. Ребёнок, оказавшийся в позиции актёра-исполнителя, может пройти все этапы художественно-творческого осмысления мира, а это значит – задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни. Театр – искусство коллективное, и творцом в театральном искусстве является не отдельно взятый человек, а коллектив, творческий ансамбль, который, по сути, и есть автор спектакля. Посему процесс его коллективной подготовки, где у каждого воспитанника – своя творческая задача, дает ребятам возможность заявить о себе и приобщиться к коллективному делу. Поэтому это направление художественного творчества вызывает вполне закономерный интерес у детей.

В настоящее время все большее внимание уделяется проблемам формирования экологического сознания людей на основе конкретной, практико-ориентированной деятельности, направленной на изучение и защиту природы, осознании себя как части природы, в том числе и природы родного края. В решении данной задачи эффективным является использование большого потенциала дополнительного образования детей. Поэтому программа «Зеленый театр» является актуальной и необходимой, отвечает потребностям и запросам не только детей, но и их родителей, общества в целом.

Новизна программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения. Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 3-7 лет.

 

Адресат программы

 

Программа «Зеленый театр» рассчитана на детей в возрасте от 3 до 7  лет.

Воспитанники, посещающие МБДОУ «Детский сад № 17». Занятия по программе проводятся 1 раз в неделю.

Продолжительность занятий: вторая младшая группа – 15 мин, средняя группа —20 мин в старшей группе – 25 минут; в подготовительной группе – 30 минут.

Форма обучения – очная

Срок реализации программы: 4 года 

Вторая младшая группа (возраст детей 3 – 4 года): 1год

 Средняя группа (возраст 4 – 5 лет): 1год

Старшая группа (возраст детей 5-6 лет): 1год

Подготовительная группа (возраст 6-7 лет): 1год 

Место проведения музыкальный зал, театральная студия

Театральные занятия строятся в игровой форме, т.к. основной вид деятельности детей дошкольного возраста — это игра.

 

Содержание программы

 

Цель программы: Приобщение детей к духовным и нравственным ценностям, мировоззренческой ориентации, глобального мышления, формирование психологической установки на мирное, бесконфликтное проживание человека в природе, развитие личности, творческих и коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности, воспитание думающего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.

 

Задачи программы для детей 3-5лет:

 

  1. Развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности, самостоятельности в организации театрализованных игр, творческой самостоятельности в передаче образа, умения самостоятельно выбирать сказку, стихотворение для постановки.
  2. Формировать представление о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости.
  3. Формировать у детей умения правильно оценивать поступки персонажей кукольных и драматических спектаклей, а также правильно оценивать свои и чужие поступки.
  4. Развивать чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.
  5. Усваивать знания о взаимоотношении человека и природы через театральные представления, игры, драматизации.
  6. Формировать у детей умения поступать в соответствии с нравственными ценностями коллектива.
  7. Закреплять культуры общения и поведения на занятиях, во время подготовки и проведения спектаклей.
  8. Развивать умения оценивать результаты своей работы и работы сверстников.
  9. Поддерживать желания детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.
  10. Последовательно знакомить детей с различными видами театра.
  11. Развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях.
  12. Прививать любовь к природе родного края, ориентированной на практическую деятельность по защите окружающей среды.
  13. Развивать речь у детей и корректировка ее нарушения через театрализованную деятельность.
  14. Формировать умения выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, маски.
  15. Воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал.
  16. Формировать умения свободно чувствовать себя на сцене.
  17. Совершенствовать умения дошкольников разыгрывать несложные постановки по знакомым литературным произведениям, распределять между собой обязанности и роли, умения вести себя на сцене и в жизни непринужденно, умения использовать в театральной деятельности все виды театров (кукольный, теневой, пальчиковый);
  18. Создавать условия для воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии.

 

Задачи программы для детей 5-7лет:

 

  1. Создавать условия для воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии.
  2. Воспитывать и развивать внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувство ритма, темпа, чувство пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом ребенке.
  3. Совершенствовать грамматический строй речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучать орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности.
  4. Совершенствовать игровые навыки и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр– драматизаций, упражнений актерского тренинга.
  5. Знакомить с историей и развитием театрального искусства; развитие познавательных интересов дошкольников через расширение представлений о видах театрального искусства.
  6. Воспитывать гуманного, творческого, всестороннего развития личности, способную понимать и любить окружающий мир, природу, и бережно относится к ней.
  7. Развивать адекватность экологического сознания и поведения.
  8. Создание творческого художественного пространства, которое способствует активизации эстетических переживаний, эмоционального воображения, ассоциативных представлений ребенка.
  9. Воспитывать культуру музыкального восприятия, исполнительства и творческого самовыражения, пластической культуры и выразительности детских движений.
  10. Усвоение разных способов образных действий, накопление определенного багажа образных действий.
  11. Освоение основ исполнительской, зрительской и общей культуры.
  12. Улучшение психологической культуры между сверстниками, выход на новый уровень взаимодействия взаимоотношений между детьми и взрослыми.

 

Модель работы театрального кружка.

 

  1. Речевая разминка. Цель: развитие речевого дыхания, формирование умения управлять своим голосом, развитие дикции.
  2. Упражнения на развитие речевого дыхания.
  3. Дикционные упражнения (скороговорки, чистоговорки, считалки т. д.).
  4. Дидактические игры.
  5. Новая информация. Способы её подачи: использование театрализованных фрагментов; беседы – диалоги;
  6. Физкультминутка
  7. Индивидуальная коррекционная работа в форме «подсказки»;
  8. Подведение итогов. Анализ деятельности

 

Ожидаемые результаты:

Вторая младшая и средняя группа (3-5 лет)

  1. Дети называют основные средства коррекции речи (гимнастика для язычка и пальчиков);
  2. Показывают пять-восемь артикуляционных упражнений; одну-две пальчиковые  гимнастики; эмоциональное состояние героя мимикой;
  3. Произносят одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса;
  4. Выразительно читают стихотворный текст;
  5. Передают образ героя характерными движениями;
  6. Действуют на сцене в коллективе;
  7. Разыгрывают несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (мимику, интонацию, жесты);
  8. Держатся уверенно перед аудиторией;
  9. Имеют представление о театре, видах театра, правилах поведения в театре.

 

Старшая и подготовительная группа (5-7 лет)

  1. Называют основные средства коррекции речи (специальные упражнения для язычка, гимнастика для пальчиков, скороговорки, чтение стихов, выполнение домашних заданий);
  2. Хорошо владеют комплексом артикуляционной гимнастики;
  3. Показывают три-четыре пальчиковые гимнастики, эмоциональное состояние героя мимическими и пантомимическими средствами;
  4. Сочиняют этюды по заданной теме индивидуально и коллективно;
  5. Выразительно читают наизусть стихотворный текст, расставляя логические ударения;
  6. Четко произносят в разных темпах пять-шесть скороговорок;
  7. Произносят одну и ту же фразу с разными интонациями, разной силой голоса;
  8. Показывают шесть-восемь эмоциональных выражений;
  9. Действуют согласовано, включаясь в действие одновременно или последовательно;
  10. Двигаются в заданном ритме и передают его по цепочке;
  11. Создают пластические импровизации под музыку различного характера;
  12. Умеют держаться на сцене уверенно, свободно выполняя простейшие действия;
  13. С интересом изготавливают и используют театрализованные образные игрушки из разных материалов;
  14. Знают разные виды театра, имеют представления о театральной культуре.

 

Формы подведения итогов:

 

Выставки детских работ прикладного творчества, выполненных совместно  с родителями;

Театрализованные представления;

Досуги;

Фотовыставки;

Тематическое планирование занятий

Первый год обучения

Месяц Тема Всего
Сентябрь Знакомство. 1
Мир театра 1
Музыка осени. 1
Наш богатый урожай. 1
Октябрь Бабушка Забава. 1
В гостях у сказки. 1
В гостях у сказки. 1
Колобок – Колючий бок. 1
Ноябрь Очень жить на свете туго без подруги или друга. 1
Если с другом вышел в путь. 1
Все мы делим пополам. 1
Лучшие друзья. 1
Декабрь Мимика. 1
Страна воображения 1
Наше настроение. 1
Играем в театр 1
Январь Лесная сказка. 1
Лесные жители 1
Музыка в сказке 1
Три медведя. 1
Февраль Храбрый петух. 1
Наступили холода 1
Невоспитанный мышонок один остался, без друзей 1
Как мышонок решил и друзей возвратить, и вежливым быть. 1
Март Сказка о невоспитанном мышонке 1
Домашние любимцы. 1
Мой Щенок. 1
Добрые слова 1
Апрель Весенний дождь 1
Каждый хочет спрятаться под маленьким грибком 1
Дождик льет-льет, а грибочек все растет. 1
Вот так гриб-великан, всем хватило места там. 1
Май Вот так яблоко! 1
Поссорились зверушки, не знают, как им быть.

Как же всем им яблоко на всех их разделить.

1
Мишка всех помирил, уму-разуму научил 1
По следам сказок. 1
Всего 36

 

Второй год обучения

Месяц Тема Всего
Сентябрь «Что такое театр? Разные виды театров. 1
«Учимся быть артистами» Такие разные эмоции. 1
Тянут – потянут – вытянуть не могут». 1
Настольный театр игрушек. 1
Октябрь Овощной базар. 1
Игра «Лесная– сказка осенних листьев». 1
Путешествие в осенний лес 1
В гости к сказке. Настольный театр картинок. 1
Ноябрь Игра в спектакль. Трафаретный театр. 1
Веселое путешествие в сказку. 1
«Игрушки» Агнии Барто 1
Сказка «Кто сказал «Мяу?». 1
Декабрь Веселые стихи. 1
Игра – сказка с куклами – кулёчками. 1
«Гномики». 1
Дикие животные. Обыгрывание сказки «Зимовье зверей». 1
Январь Сказки из сундучка. Повторное чтение 1
«Зимовье зверей». 1
Игра – сказка с куклами- кулечками. 1
Приключения в лесу. 1
Февраль В гости к бабушке Забавушке. 1
Сундучок, откройся. «Куклы-оригами». 1
Такое разное настроение. 1
Спешим на представление. 1
Март         Дружные ребята Игры-драматизации с куклами бибабо. 1
В царстве света и тени». (Театр теней) 1
Игра – сказка с куклами на магнитах. 1
Муха-Цокотуха. 1
Апрель Веселые затеи. 1
      Танцуем круглый год. «Игра – сказка с куклами из веера. 1
Кто стучится в нашу дверь? 1
Веселое представление. 1
Май Весна в природе. 1
Игра – сказка на подвижных ленточках. 1
Репетиция сказки «Заяц в огороде» 1
Драматизация сказки «Заяц в огороде». 1
Всего 36

 

Третий  год обучения

Месяц Тема Всего

часов

Сентябрь Мониторинг 2
Знакомство с театром. Кто работает в театре. «Закулисье». 1
Как вести себя в театре. Играем в театр (Сюжетно – ролевая игра) 1
Октябрь Знакомство с настольным театром, подготовка к инсценировке

сказки «Репка»

1
Мимика 1
Сила голоса. Знакомство с театром игрушек. 1
Знакомство с пальчиковым театром 1
Ноябрь Пантомима 1
Сила голоса и речевое дыхание 1
Знакомство с конусным театром 1
Мимика и жесты 1
Декабрь Знакомство с варежковым театром 1
Рисуем театр (конкурс рисунков «В театре») 1
Знакомство с куклами би-ба-бо 1
Слух и чувство ритма 1
Январь Театральные игры 1
Сценическая пластика 1
Подготовка к инсценировке сказки «Заюшкина избушка» 3
Февраль Расслабление мышц 1
Знакомство с куклами – марионетками. Конкурс «Игрушка для

театрального уголка своими руками»

3
Март Чувства, Эмоции 1
Знакомство с театром масок 1
Ритмопластика 1
Апрель Культура и техника речи 1
Подготовка к инсценировке сказки «Теремок на новый лад» 2
Показ театрализованного представления 1
Май Экскурсия в кукольный театр 1
Мониторинг 2
Итого:

Четвертый  год обучения

 

Месяц Тема Всего

часов

Сентябрь Мониторинг 2
Наш любимый зал опять очень рад ребят встречать. 1
Попробуем измениться 1
Октябрь Подготовка к Дню матери 1
Репетиция и выступление на день матери 4
Ноябрь Конкурс «Лучшая новогодняя маска своими руками» 1
Знакомство с праздником Рождества 1
Подготовка к Рождественскому спектаклю 1
Декабрь Репетиция и показ Рождественского спектакля 4
Январь Конкурс «Мой любимый сказочный герой» 1
Театральная мастерская: «Конусный театр» 1
Театральная мастерская: «Театр на ложках» 1
Театральная мастерская: «Куклы на гапите» 1
Февраль Театральная мастерская: «Театр на больших киндер сюрпризах» 1
Театральная мастерская: «Театр на кружках» 1
Знакомство с праздником Пасхи 1
Подготовка к Пасхальному спектаклю 1
Март Репетиция и показ Пасхального спектакля 4
Апрель Занятие, посвященное Всемирному Дню театра 1
Весна в природе 1
В гости к солнышку 1
Весенние импровизации, сочини сказку. 2
Май Экскурсия в кукольный театр 1
Мониторинг 2
Итого: 36

 

Принципы проведения театрализованной деятельности:

 

  1. Принцип адаптивности. Обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребёнка.
  2. Принцип развития. Предполагающий целостное развитие личности ребёнка и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.
  3. Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
  4. Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.
  5. Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир – это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысляет для себя.
  6. Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.
  7. Принцип ориентировочной функции знаний. Форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.
  8. Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.
  9. Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают
  10. «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач.
  11. Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Предполагает опору на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие ребёнка.
  12. Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности.

 

Основные направления программы:

 

Театрально-игровая деятельность.

Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.

Музыкально-творческая деятельность.

Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений. 

Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.

Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.

Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.

Основы театральной культуры.

Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве:

  • Что такое театр, театральное искусство;
  • Какие представления бывают в театре;
  • Кто такие актеры;
  • Какие превращения происходят на сцене;
  • Как вести себя в театре.
  • Работа над спектаклем.

Базируется на сценариях и включает в себя темы «Знакомство с пьесой» (совместное чтение) и «От этюдов к спектаклю» (выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом; поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев; создание эскизов и декораций; премьера спектакля; обсуждение его с детьми).

К работе над спектаклем широко привлекаются родители (помощь в разучивании текста, подготовке декораций, костюмов).

 

Формы работы с детьми:

  • игра
  • импровизация
  • инсценировки и драматизация
  • объяснение
  • рассказ детей
  • чтение
  • беседы
  • просмотр видеофильмов
  • разучивание произведений устного народного творчества
  • обсуждение
  • наблюдения
  • словесные, настольные и подвижные игры.
  • пантомимические этюды и упражнения.

 

Рекомендации по работе над ролью:

  • составление словесного портрета героя;
  • фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр;
  • работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа, места на сценической площадке, мимики, интонации;
  • подготовка театрального костюма;

Правила драматизации:

  • Правило индивидуальности. Драматизация – это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом. Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим. Проигрывание психогимнастических упражнений на изображение эмоций, черт характера, обсуждение и ответы на мои вопросы являются необходимой подготовкой к драматизации, к «проживанию» за другого, но по-своему.
  • Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети. Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т.д., которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев
  • Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием мы с детьми обсуждаем, «проговариваем» каждую роль. В этом помогают вопросы детям: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать?
  • Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?

 

Здоровьесберегающие технологии:

 

  • дыхательная гимнастика
  • артикуляционная гимнастика.
  • пальчиковые игры со словами,
  • гимнастика для глаз,
  • физкультминутка, динамические паузы.

 

Работа с родителями

 

Семья для дошкольника – необходимая социальная среда, в которой развивается личность ребёнка. Важным направлением в организации театрализованной деятельности является работа с родителями, которые привлекаются к творческому взаимодействию с детьми в различных направлениях.

 

Анкетирование, памятки, папка – передвижка «Театр и родители».
Консультация для родителей «Театр – наш друг и помощник». 
Информирование о работе кружка.
Папка – передвижка «Что такое театр?»
Привлечение к помощи в оформлении театрального уголка.
Папка – передвижка «Кукольный театр»
Конкурс рисунков «В театре» (помощь детям при участии в конкурсе).
Папка – передвижка – консультация «Роль сказки в развитии и

воспитании ребенка»

Конкурс «Игрушка для театрального уголка своими руками» (помощь

детям при участии в конкурсе)

Консультация для родителей «Роль эмоций в жизни ребенка» 
Анкетирование, памятки.
Папка – передвижка «27 марта – всемирный день театра»
Папка – передвижка «Покажи мне спектакль»
Помощь родителей в подготовке к спектаклю  (изготовление костюмов, декораций)

 

Анкетирование «Выявление уровня педагогической культуры родителей» 
Папка – передвижка «Кукольный театр: куклы на палец, перчаточные куклы, тростевые куклы, кукла – живая рука, куклы – марионетки»
Помощь родителей в подготовке к выступлению на День

воспитателя (изготовление костюмов)

Консультация для родителей «Театр дома»
Папка – передвижка «Театрализованная деятельность»
Просмотр выступления детей к Дню матери
Конкурс «Лучшая маска к Новому году своими руками»
Помощь родителей в подготовке к Рождественскому спектаклю (изготовление костюмов, декораций)
Папка – передвижка «С Рождеством!»
Просмотр Рождественского спектакля.
Конкурс поделок «Мой любимый сказочный герой»
Консультация для родителей в виде презентации
Консультация для родителей «Значение игр-драматизаций в развитии детей дошкольного возраста»
Папка – передвижка «27 марта – Всемирный день театра»
Анкетирование «Любите ли вы театр?»

 

Помощь родителей в подготовке к Пасхальному спектаклю.
Папка – передвижка «Святая Пасха»
Помощь родителей в подготовке к Пасхальному спектаклю (изготовление костюмов, декораций)
Просмотр спектакля «Пасхальный колобок»
Награждение самых активных родителей грамотами.

Показ фотоотчета о работе кружка

Отчетный спектакль

 

Условия реализации программы:

  • Музыкальный зал.
  • Настольный театр игрушек.
  • Настольный театр картинок
  • Стенд-книжка.
  • Фланелеграф
  • Теневой театр.
  • Пальчиковый театр.
  • Театр Би-ба-бо.
  • Театр Петрушки.
  • Детские костюмы для спектаклей.
  • Взрослые костюмы для спектаклей.
  • Элементы костюмов для детей и взрослых.
  • Атрибуты для занятий и для спектаклей.
  • Ширма для кукольного театра.
  • Музыкальный центр, видеоаппаратура.
  • Медиотека (аудио- и CD диски).
  • Декорации к спектаклям
  • Методическая литература

 

Мониторинговый инструментарий результативности реализации программы (вторая младшая и средняя группа)

 

п/п

Критерии 0 баллов 1 балл 2 балла

 

1. Проявляет интерес к театральному

искусству и театрализованной деятельности

2. Имеет элементарные представления о различных видах театра и театральных профессиях
3. Имеет элементарные представление о

правилах поведения в учреждениях культуры

4. Имеет элементарные представления о

основных понятиях театрального искусства

5. Способен сопереживать героям и передавать их эмоциональные состояния, с небольшой помощью взрослого находит выразительные

средства перевоплощения

6. Понимает основную   идею   литературного

произведения

7. Правильно строит предложения, добивается

правильного и чёткого произношения слов

8. Передаёт мимикой, жестами, движением

эмоции героев спектакля

9. Владеет интонационно-образной и языковой выразительностью художественной речи и применяет в различных видах художественно-творческой деятельности
10. С небольшой помощью взрослого создает эскизы персонажей и декораций, проявляет фантазию в их изготовлении из различных

материалов

 

Система оценивания:

0 баллов – низкий уровень развития творческих способностей; 1 балл – средний уровень развития творческих способностей; 2 балла – высокий уровень развития творческих способностей.

 

17-20 баллов – высокий уровень развития творческих способностей; 10– 16 баллов – средний уровень развития творческих способностей; ниже 10 баллов – низкий уровень развития творческих способностей.

 

Мониторинговый инструментарий результативности реализации программы (старшая и подготовительная группа)

 

п/п

Критерии 0 баллов 1 балл 2 балла
1. Проявляет устойчивый интерес к театральному

искусству и театрализованной деятельности

2. Владеет знаниями о различных видах театра и

театральных профессиях

3. Знает правила поведения в учреждениях

культуры

4. Владеет основными понятиям театрального

 

искусства
5. Способен сопереживать героям и передавать их эмоциональные состояния, самостоятельно

находит выразительные средства перевоплощения

6. Называет предметы театрально-игрового

оборудования

7. Правильно строит предложения, добивается

правильного и чёткого произношения слов

8. Понимает основную идею литературного произведения (пьесы).

Творчески интерпретирует его содержание.

9. Владеет интонационно-образной и языковой выразительностью художественной речи и применяет в различных видах художественно-

творческой деятельности

10. Самостоятельно создает эскизы персонажей и

декораций, проявляет фантазию в их изготовлении из различных материалов

 

Система оценивания:

0 баллов – низкий уровень развития творческих способностей; 1 балл – средний уровень развития творческих способностей; 2 балла – высокий уровень развития творческих способностей.

 

17-20 баллов – высокий уровень развития творческих способностей; 10– 16 баллов – средний уровень развития творческих способностей; ниже 10 баллов – низкий уровень развития творческих способностей.

 

Список литературы

  1. Александрова О. Разыгрываем сказки // – Дошкольное воспитание. – 1998. – №1.
  2. Баряева Л., Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А. Театрализованные игры – занятия. – СПб.: Союз, 2001.
  3. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры. – М.: Просвещение, 1991.
  4. Давыдов В. Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям. Театр театральной деятельности дошкольников и младших школьников. М. 2001.
  5. Додокина Н.В., Евдокимова Е.С. «Семейный театр в детском саду». «Мозаика- Синтез». М.: 2008.
  6. Доронова Т. Н. Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 4-6 лет.Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М.: «Просвещение» 2004.
  7. Иванова Г. П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально- нравственной сферы у дошкольников. М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006.
  8. Ихсанова С.В. «Игротерапия». Ростов-на-Дону «Феникс», 2015.
  9. Кнушевицкая Н.А., Объедкова О.Л. «Сборник инсценировок для детей 5-7 лет». М.: Издательство «Аркти» 2008.
  10. Кукольный театр как средство развития творческих способностей детей // – Дошкольное воспитание. – 1994. – №3.
  11. Куцокова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. М., 2003.
  12. Макаренко Л. Здравствуй, театр! // – Дошкольное воспитание. – 1998. – №4.
  13. Маханёва М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду». М., 2003 г.
  14. Мерзлякова С.И. Волшебный мир театра. М., 2002.
  15. Мигунова О. В. «Организация театральной деятельности в детском саду». Великий Новгород, 2006 г.
  16. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. М., 1999.
  17. Немов Р. С. Психология. – М.: ВЛАДОС, 2001.
  18. Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.
  19. Поляк Л. Я. Театр сказок. Спб: ” Детство-Пресс”, 2001г.
  20. Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр». Издательство «Арки», 2004 г.
  21. Театр – творчество – дети. Этюды // – Дошкольное воспитание. – 1994. – №8.
  22. Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников. – Ярославль, 1999.
  23. Хрестоматия по детской литературе. М., 1996.
  24. Черенкова Е. «Развивающие игры с пальчиками». М.: 2007.
  25. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1990.
  26. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
  27. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми5-6 лет / Под редакцией О.Ф.Горбуновой. М.: Мозаика – Синтез, 2008.
  28. Эмоциональное развитие дошкольника. М., 1985.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа театральной студии «Зеленый театр»