ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ «ГАРМОНИЯ ЦВЕТА»

(МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ ОБУЧЕНИЕ)

Ордина Наталья Владимировна, учитель музыки МБОУ СОШ №135

Куракова Наталья Павловна, учитель технологии МБОУ СОШ №135

Дата проведения: 9/02/2021 

 Класс: 5 «А»                                                                                        

Технологии: междисциплинарного обучения, проблемного обучения, кейс — технологии, личностно-ориентированного обучения
Тип урока: комбинированный

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, работа в парах

Решаемые учебные задачи:

  1. Актуализировать знания  обучающихся о природе цвета, истории возникновения цветового спектра;
  2. Сформировать умение практического использования  правил составления гардероба по цветовому кругу;
  3. Закрепить навык  подбора идеальной цветовой гаммы  по цветотипам внешности (теория « Времена года»);
  4. Раскрыть   понятия «синестезия»;
  5. Проследить влияние цвета на органы чувств человека.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:

Иметь представление о науке «Цветоведение», цветовом спектре,  правилах подбора цветов по цветовому кругу,  синестезии. Владеть специальной терминологией по предметам «Технология», «Музыка».

Метапредметные:

Регулятивные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований

Познавательные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Личностные:

формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов; формирование умений управлять своей учебной деятельностью; формирование интереса к информатике при анализе учебной задачи; формирование мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и практики, развитие внимания, памяти и творческого мышления.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

  • цветоведение
  • цветовой спектр
  • цветовой круг
  • теория «Времена года»
  • синестезия
Используемые на уроке средства ИКТ:

Персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; 

Электронные образовательные ресурсы: презентация 
Организационная структура занятия:
Этап занятия Содержание деятельности учителя Содержание деятельности учащихся
1.Организационный момент 

(2 мин)

Приветствует учащихся, предлагает выбрать из 4 цветных квадратов один и пройти за рабочий стол с соответствующей по цвету табличкой.

Дети занимают  место соответственно приглашению.

Эмоциональный настрой через исполнение песни

 «С добрым утром» А.Ермолова

Дети входят в класс

Дети выбирают цветной квадрат

Дети занимают место за определенными столами 

Вокальная группа исполняет песню.

2. Подготовительный этап. Создание проблемной ситуации

Мотивация учебной деятельности

(2 минуты)

3. Открытие новых знаний

(5 минут)

Для определения темы урока учитель зачитывает фрагмент из книги Христель Бушер  «Какой цвет вам к лицу?» и предлагает детям  сформулировать тему занятия. Задает наводящие вопросы о влиянии цвета на человека, об использовании его в одежде. 

Дает определение «цветоведение», предлагает к просмотру видеоролик  «Дисперсия цвета» — открытие И.Ньютоном цветового спектра. Знакомит с понятием «синестезия». Знакомит с цветовой теорией «Времена года», раскрывает ее особенности, по которым можно определить цветовой тип человека и использовать его в создании образа. 

Дети высказывают предположения о теме  занятия, ставят цель.

 

Внимательно слушают учителя, смотрят на слайды презентации, просматривают видеролик.

4.Постановка задачи практической работы

1 минута

Актуализирует субъективный опыт детей. Для решения  задачи нашего занятия нам необходимо понять,  где  знания о цвете мы можем применить в реальной жизни? Дети отвечают на вопрос.
5. Работа в парах. 

(5 минут)

Предлагает  в парной работе, определить цветотип внешности,  исходя из теории «Времена года, используя цветовые палитры по 4 цветотипам. Предлагает в парах обсудить полученые результаты. Дети изучают предложенный раздаточный материал и отвечают на поставленные вопросы.
6. Практическая работа с кейсами по заданию. 15 минут 

7.Обсуждение и анализ творческих работ (5 минут)

7.Рефлексия 

( 5 минут).

Обращает внимание на кейсы для выполнения творческого задания. Выдает шаблоны  моделей одежды и  фотографии детей, объясняет алгоритм выполнения задания. Акцентирует внимание детей на то, что задание нужно выполнить, опираясь на полученные  знания о цвете и цветотипе внешности. Включает музыкальные треки  для создания благоприятного эмоционального настроения. Осуществляет контроль  за алгоритмом выполнения работы и оказывает помощь (по необходимости) в оформлении шаблона одежды.

 Проводит диагностику достижения планируемого результата. 

  

По завершению задания, просит  прикрепить  готовые шаблоны  одежды на доску. Учитель оценивает качество уровня усвоения нового материала, дает положительную оценку творческой работе детей.

Учитель обращается с вопросом: как вы думаете,  может ли цвет влиять на органы чувств человека?

Учитель поясняет ответы. Цвет может действовать  на зрение, слух, осязание, обоняние и даже вкусовые рецепторы человека.  Предлагает поэкспериментировать. Необходимо поднять  карандаш такого цвета,  который  соответствует ассоциациям, возникшим с данным текстом. Читает текст.

1.В комнате пахло знакомым новогодним запахом.

2.Солнце нагрело гальку так, что по берегу моря невозможно было  идти босиком.

3.Утром в комнате стало холодно, подойдя к окну,  я увидела, что настала зима. 

4. Передо мной простиралась степь, где было огромное поле маков.

5. Играла громкая музыка, её  резкие звуки сильно раздражали. 

5. «Дыша духами и туманами, она садилась у окна». 

6. Я вдохнула чуть сладковатый,  свежий аромат,  который источали мимозы — и подумала- скоро весна!

Предлагает сделать вывод.

Рефлексия  строится по принципу «Микрофон». Обучающиеся  по очереди дают аргументированный ответ на предложенные вопросы:

1.Что нового вы  сегодня узнали? 

2.Как вы думаете, знания сегодняшнего занятия  пригодятся вам в реальной жизни? 

3.Явилось ли сегодняшнее занятие событием для вас в повседневной школьной жизни?

4. Как вы оцениваете свою работу?  

Предлагает  выбрать смайлик для отражения своего эмоционального настроения на уроке.

Предлагает завершить занятие песней «Мир, который нужен мне» А.Ермолов

Дети слушают инструктаж по выполнению творческого задания. Изучают предложенные кейсы, выбирают  шаблоны одежды, подбирают цвета, согласно цветовому кругу и знаниям о цветотипах внешности, выполняют творческое задание.

Прикрепляют готовые шаблоны на доску.

Организуют выставку работ. Каждая участница презентует свою работу. 

Дети аргументировано отвечают на поставленный вопрос

Дети поднимают карандаш такого цвета, который соответствует их ассоциациям на осязание, слух, обоняние. 

Дети приходят к выводу, что цвет влияет на все органы чувств человека.

Дети аргументировано отвечают на вопросы в «микрофон». 

Дети поднимают сообразно своим эмоциям смайлик

Дети хором исполняют песню «Мир, который нужен мне» композитора А.Ермолова, выученную заранее на уроках музыки. 

 

КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГОЗАНЯТИЯ  ПО ТЕМЕ «ГАРМОНИЯ КРАСОК»

Вход в кабинет под под музыку (каждый входящий выбирает со стола цветной листок, таким образом учащиеся делятся на 4 группы ). 

Слайд1

Педагог1: Здравствуйте девочки, уважаемые гости! Сегодня у нас необычное занятие, которое проведем мы с Натальей Павловной  и поприветствуем мы друг друга замечательной песней  « С добрым утром» .

Исполнение песни «С добрым утром» 

Слайд2

 Педагог1: С первого до последнего дня нашей жизни мы окружены цветным миром. Помещение, в котором мы живем или работаем, вид из окна, машина или автобус, в который мы садимся, еда на тарелке и кошка у нас на коленях, книги на полке и цветы на столе — все это сливается в настоящий цветовой поток красок. Мы даже не выделяем из этого потока отдельные цвета, а ведь при этом некоторые комбинации приятны и притягательны для нас,  среди других мы чувствуем себя неуютно. Почему так происходит? 

Педагог 2:  Давайте попробуем ответить на этот вопрос и  сформулируем  тему нашего занятия. Итак, о чем мы сегодня будем говорить ?

Дети: О цвете.

Педагог 1: Да о цвете, который как волшебный ключ открывает дверь в мир, где царит красота и гармония.  

Слайд с темой урока. Будем говорить о влиянии цвета на человека, об использовании его в одежде.

Слайд3

Педагог1:   Наука, изучающая цвет называется цветоведением. А можно ли через цвет научиться познавать себя и окружающий мир? Для этого нам необходимо выяснить,  что такое цвет и какова его природа? 

Слайд 4

Педагог2:  Как  известно,  80% информации об окружающем мире человек получает с помощью зрения.  Человека всегда интересовало, почему мы видим окружающий мир цветным? Английский учѐный Исаак Ньютон сумел научно обосновать природу света. Давайте посмотрим, какое открытие он сделал. (просмотр видеоролика «Дисперсия цвета»-1 минута).

Слайд 5

Педагог 2: Благодаря открытию Ньютона становится понятно, почему при дневном свете все предметы мы видим разноцветными. 

Но в тѐмной комнате,  все предметы становятся для нас чѐрными или серыми. Это происходит благодаря удивительному устройству нашего глаза. В нѐм есть светочувствительные клетки, которые расположены на сетчатке. 

Слайд 6 (глаз в разрезе -130млн. палочек и 7млн. колбочек).

Это колбочки и палочки.  Колбочки осуществляют дневное зрение, и мы видим всѐ цветным, а вечером и ночью работают палочки, поэтому мы видим всѐ серым и чѐрным.

Педагог 2:  Итак, мы с вами узнали, что благодаря зрению человек видит мир не серым,  а цветным. А где эти знания о цвете мы можем применить в реальной жизни?

Дети: Одежда, интерьер, дизайн.

Слайд 7

Педагог1: Вот еще один интересный факт:  1% населения Земли оказывается,  обладает цветным слухом. Эти люди, слушая  музыку, представляют себе один или несколько цветов. Такая способность мозга окрашивать музыку в цвет называется синестезией. Синестеты (так называют носителей этой особенности) так и говорят: «У тебя до-мажор какой? Белый? А у меня красный!». Известными синестетами были русские композиторы Николай  Андреевич Римский-Корсаков и Александр Николаевич Скрябин. Александр Скрябин написал симфоническую поэму « Прометей», где помимо музыкальной,  была прописана и  цветовая партитура.

Педагог2: Человек издавна  систематизировал цвета. Так появился цветовой круг. 

 

Слайд 8

Цветовой круг-это основа для гармоничного сочетания цветов. Им пользуются дизайнеры, модельеры, стилисты и художники.  (Обьяснение цветогого круга).  Из уроков ИЗО,  вы знаете, что существуют теплая и холодная палитры. Назовите,  пожалуйста, теплые тона. А теперь  холодные (Слайд9).  

Эти знания вам пригодятся при составлении собственного стиля в одежде, чтобы всегда выглядеть хорошо и стильно. Было замечено, что кожа, волосы, глаза  человека окрашиваются одним и тем же пигментом. Все гармонично подходит одно к другому. Но мы часто сами нарушаем эту гармонию. Чтобы этого избежать в 20 веке американские дизайнеры выделили 4 цветотипа внешности, которые соответствуют временам года.  

Слайд10  Цветовая теория «Времена года» имеет особенности, по которым можно определить цветовой тип человека и использовать его в создании образа. 

Весна- природные краски  светлых и теплых оттенков. Кожа- светлая с румянцем, веснушки. Глаза- светло-голубые, светло-коричневые. Волосы-от светло-русого до темно-каштанового. Цвета в одежде: голубой, розовый, бежевый, сиреневый, светло-зеленый.

Лето- цветотип, олицетворяющий  собой спокойствие пастельных тонов. Глаза- голубые, зеленые, светло-коричневые. Кожа-  молочная, бежево-розовая, Волосы — светлые,  русые, пепельные. 

Цвета в одежде: розовый, голубой, сиреневый, белый, серый, бирюзовый.

Осений тип  внешности  относится к теплому цветотипу. Глаза-  коричневые, зелёные с карим оттенком. Кожа – смуглая. Волосы – рыжие, каштановые. Цвета в одежде: коричневый, зеленый, оранжевый, желтый, малиновый.

Зима — внешность  относится к холодному цветотипу. Глаза-черные, карии, кожа- белая, волосы- черные, каштановые.

Цвета в одежде: черный, белый, синий, голубой, фиолетовый, изумрудный.

Давайте попробуем определить цветовой тип каждой из вас. Для этого повернитесь друг к другу и определите цветовой тип своей напарницы. Закончили работу? Теперь встаньте, пожалуйста,  те девочки, цветотип внешности которых Зима , а теперь  Весна, Лето,  Осень? 

 Представьте,  что вы попали в магазин « Ткани». 

Слайд 11Договоритесь  в группе,  кто будет продавец,   а кто покупатель, а потом поменяетесь ролями.  Покупатель просит продавца помочь ему подобрать  ткань. У вас на столах лежат полоски с цветовой палитрой. Покажите, в какой цветовой гамме вы бы ей предложили ткань,  исходя из цветотипа ее внешности. Спросите покупателя, понравился ему ваш выбор? А теперь поменялись ролями. 

Слайд 12  А сейчас нас ждет  творческая работа.  Перед вами в файлах подготовлены  шаблоны  моделей одежды. Выберите понравившийся  шаблон, мы вам выдаём ваши фотографии, приклейте их к выбранному шаблону и раскрасьте его цветными карандашами, опираясь на полученные сегодня знания о цвете и цветотипе внешности. ( Звучит музыка, дети выполняют  творческое задание).

Выполнив задание, прикрепите ваши шаблоны  на доску. 

Какие вы молодцы, посмотрите какие модные, стильные образы у вас получились. 

 Педагог 1: Как вы думаете,  может ли цвет влиять на эмоциональное состояние человека? Оказывается,  цвет может действовать не только на зрение и слух, но и на осязание, обоняние. Давайте поэкспериментируем. Вам нужно  поднять  карандаш такого цвета,  который  соответствует ассоциациям, возникшим с данным текстом. 

1.В комнате пахло знакомым новогодним запахом.

2.Солнце нагрело песок так, что по берегу реки невозможно было  идти босиком.

3.Утром в комнате стало холодно, подойдя к окну,  я увидела, что настала зима. 

  1. Передо мной простиралась степь, где было огромное поле маков.
  2. Играла громкая музыка, её  резкие звуки сильно раздражали. 
  3. «Дыша духами и туманами,  она садилась у окна».
  4. Я вдохнула чуть сладковатый,  свежий аромат,  который источали мимозы — и подумала- скоро весна!

Вот оказывается ассоциации, связанные с осязанием и обонянием тоже могут быть окрашены в определенный цвет.

  Девочки,  завершая наше занятие, я  хочу спросить у вас: что нового вы  сегодня узнали? Как вы думаете, знания сегодняшнего занятия  пригодятся вам в реальной жизни? Как вы оцениваете свою работу? (смайлики)

Скажите, явилось ли сегодняшнее занятие событием для вас в повседневной школьной жизни? Спасибо.

Педагог1: Теперь мы с вами точно знаем, что одежда-это не просто оболочка, а важная информация о носящем еѐ человеке, отражение его личности, а, в какой-то мере, и судьбы».

 И в заключении нашего занятия мы все вместе исполним песню « Мир, который нужен мне

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ «ГАРМОНИЯ ЦВЕТА» (МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ ОБУЧЕНИЕ)