Театральная сумочка

 

Пересматривая фотографии семейного альбома, я вдруг вспомнила рассказ Лебедевой Елены Александровны, которая преподает «Основы журналистики» в Морской технической академии имени адмирала Д.Н. Сенявина. В нашей группе курсантов был открытый урок накануне Дня Победы и вот, что удалось запомнить.

 Вот её история: «Моя бабушка Громова Раиса Алексеевна ушла из жизни в возрасте 85 лет, когда я только закончила школу. Всю блокаду и оставшуюся жизнь она прожила в Ленинграде. До войны была оперной певицей в Мариинском театре. 

Я с удивлением и гордостью узнала об этом обстоятельстве после того, как её не стало. И ещё много потрясающих фактов об этой хрупкой и сильной женщине одновременно я узнала от моей мамы. Мама передала мне маленькую чёрную бархатную театральную сумочку, предложила сохранить для правнуков вместе с историей жизни моей бабушки. 

Оказывается, бабушка родилась в начале века в графской семье, урожденная Кольцова, как говорила тогда моя мама. В той семье было 5 детей, но осталась одна Раиса Алексеевна. Она получила хорошее по тем временам образование: знала французский язык, латынь, музицировала и, обладая исключительным слухом и вокальными данными, прекрасно пела. Конечно, все исторические потрясения начала века в России сказались и на жизни семьи. В революционные годы они были экспроприированы, разорены. Муж графини скончался, прабабушка с бабушкой перебрались в Санкт-Петербург. Но в Псковской области, в городе Дно остался семейный особняк, в котором теперь расположен краеведческий музей. В предвоенном Ленинграде жили бедно, но достойно: посещали театры, музеи, общались с интересными людьми. Раиса Алексеевна получила музыкальное образование и стала солисткой Мариинского театра. Жили в огромной 168-метровой квартире на Люблянском переулке. Бабушка вышла замуж, родилась моя мама Римма Ивановна, семья пополнилась ещё и братом отца мамы. Так и жили. И, в семье даже была так называемая «прислуга», а на самом деле,- тётя Полина,- родственница, которая пекла пироги, была няней моей маме и просто другом семьи. Дома много музицировали и пели. Моя мама, к моему удивлению, знает все оперные арии из репертуара театра почти наизусть, только петь стесняется, хотя голос у нее тоже великолепный и сейчас, в свои 83 года.

Осенью, в 1941 году Раиса Алексеевна Громова, как и все жители Ленинграда была мобилизована для определённых работ. О том, чтобы покинуть любимый город не было и речи. Бабушка только сложила аккуратно свои сценические наряды и для семьи начались страшные испытания. Бабушкин муж и его брат ушли воевать, прабабушку, тетю Полину и маму отправили в эвакуацию в Псков, в деревню Баёво Печорского района к родным… оказалось, в самое пекло войны. Потом бабушка разыскала дочь и нашла, когда ей было уже 11 лет. 

Раисе Алексеевне в начале блокады пришлось работать почти по пояс в воде, рыть окопы. Потом бабушка сопровождала группы детей, которых эвакуировали по Дороге жизни. Таких страшных поездок было семь: бабушка рыдала, когда рассказывала, как спасали детей, выкидывая их из кузова «полуторки» на лёд, словно мешки, если машина начинала тонуть. Чтобы не умереть с голода бабушка продала за бесценок все свои вещи, среди них было даже ювелирное пасхальное яйцо Карла Фаберже, которое бабушка обменяла на буханку хлеба…

Но одну вещь бабушка не решалась продать,- это та самая чёрная бархатная театральная сумочка,  с которой Раиса Алексеевна любила бывать в театре…

Когда я свою маму, Громову Римму Ивановну спросила, видела ли она немцев? мама лишь однажды поделилась воспоминаниями и просила никогда больше об этом не спрашивать. Вот её рассказ: «Летний тёплый день после  дождя. Все деревенские дети вышли на центральную улицу играть. В конце неё послышался странный, нарастающий звук и приближающиеся мотоциклы. Я вбежала в дом и крикнула бабушке: там дяденьки на драндулетах с кастрюлями на головах!».  Мамина бабушка (моя прабабушка, та самая урожденная Кольцова) всплеснула руками и сползла по стене: война! 

Позже всех жителей немцы пытались загнать в церковь… 

6-ти летняя мама, вцепившись бабушке в юбку, тянула её вперёд, приговаривая: «Бабушка, ну ведь там что-то интересное, смотри сколько людей!». Бабушка, дойдя до ограды погоста, споткнулась (намеренно), толкнула маму в заросли крапивы и приказала притвориться спящей.  Мама плакала, а немец бабушку прикладом огрел, она потеряла сознание, так и лежали. Не поместились все жители в церкви, столпились у ограды. Прогремел взрыв,  мама очнулась уже в каком-то погребе. Бабушка как-то сумела убежать и несла контуженую внучку много километров до другой деревни… 

В годы войны они скитались вдвоём по псковским дорогам, деревням, партизанским отрядам. Мама и видела, и слышала страшные бои под Псковом. Уцелела чудом. Прабабушка Кольцова Пелагея Васильевна, спасшая маленькую мою маму все годы войны держала ее за руку, иногда ночевали под открытым небом , откапывали в полях мерзлую картошку в полях после бомбежки… они выжили. Силой духа и жаждой жизни.

 Дедушка, Громов Иван Константинович, погиб  24-х летним капитаном в боях за Ржев. Его брат, Громов Алексей Константинович был разведчиком. Пропал без вести в 1943 году. 

А когда бабушки не стало, мы нашли ещё один предмет, от воспоминаний о котором, у меня всегда наворачиваются слёзы — на антресолях нашлась наволочка, целиком набитая тонко срезанными корочками чёрного хлеба. Бабушка, пережившая блокаду, всю свою жизнь ежедневно оставляла крошечный кусочек хлеба и бережно складывала в наволочку». 

Во времена правления Римской империи бытовало выражение: «Народ требует хлеба и зрелищ». Но римская практика раздавала бесплатно зерно римским гражданам, а также устраивала дорогостоящие цирковые игры и другие виды развлечений в качестве средства для завоевания политической власти. Наш многострадальный народ насмотрелся столько « зрелищ» во время войны, что воспоминаний хватит на несколько поколений. 

 И моя мама, и моя бабушка, и моя прабабушка вынесли все удары судьбы, но не потеряли главного — силы присутствия духа и мужества русских женщин, трепетно любящих свою Родину … ». 

От бабушки нашего преподавателя осталась театральная сумочка и 15 кг сушёных корочек хлеба. Это делает её героем в моих глазах, и, по словам Е.А. Лебедевой, которая рассказала нам историю своей семьи, её бабушка Раиса Алексеевна очень скромно прожила остаток своей жизни и никогда ни на что не жаловалась. Судьба её не сломала: надо обладать огромной силой духа, пережить блокаду и после войны остаться служить любимому делу-театру, конечно, уже не в качестве солистки Мариинского театра. Кажется, она проработала до пенсии костюмером… Она просто жила и радовалась миру.  Светлая ей память, как и многим тысячам таких бабушек, переживших войну. Ну а мы, благодаря таким бабушкам, особенно Громовой Раисе Алексеевне, а также миллионам других людей, отстоявшим жизнь на земле, теперь ходим в театры.

Я спросила у нашего преподавателя после этого урока: «А где теперь эта черная бархатная сумочка?». На что Елена Александровна с гордостью ответила, что бережно хранила её много лет. А потом передала в качестве экспоната в наш музей «Отечества достойные сыны», когда готовилась экспозиция о блокаде Ленинграда.  

После рассказа Елены Александровны, вся группа, как один, молча встала, а у некоторых курсантов глаза блестели от слез. Такой урок я не забуду никогда. 

Александра Григорьева, курсант 165 группы

Театральная сумочка. Воспоминания о войне