УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОРИЛЬСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 46 «НАДЕЖДА»
(МБДОУ «ДС № 46 «НАДЕЖДА»)
Проект
«В мире профессий»
и подготовительная к школе группа
Сроки реализации: (октябрь — май)
Составил воспитатель: Костина Н. М.
Актуальность.
Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Эти элементарные знания помогают детям расширить свои познания о работе окружающих взрослых, родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире. Поэтому назрела необходимость целенаправленной работы с детьми по формированию знаний о труде взрослых, о профессиях родителей.
Проблемы проекта: у детей недостаточная информированность о разнообразии профессий, недостаточно сформирован познавательный интерес к труду взрослых.
Цель: создание условий для формирование у старших дошкольников первоначальных знаний о профессиях и положительного отношения к труду и профессиональному миру.
Образовательные
Обогатить представления детей о многообразии мира профессий в обществе. Расширить у детей знания и представления о профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда; гордость и уважение к труду своих родителей).
Развивающие
Развивать творческое воображение, способность совместно развёртывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников, воображая себя в разных социальных ролях.
Воспитательные
Воспитывать уважение к людям труда, желание трудиться, доброту, отзывчивость и другие положительные нравственные качества.
Вид проекта: информационно-практико-ориентированный.
Участники: воспитатели, дети, родители.
Сроки реализации: октярь — май
Методы
Словесный: объяснение, беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы устное изложение, диалог, рассказ.
Игровой: сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации.
Практический: экспериментирование с разными материалами, элементарные трудовые действия и поручения.
Наглядный: наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций, рисунков, плакатов, фотографий.
Предполагаемый результат: — Дети понимают значения слово «профессия». – Рассказывают об этих профессиях. — Умение высказывать свое отношение к той или иной профессии. – Знают о профессиях своих родителей: какими качествами должны обладать люди данных профессий, какую носят одежду люди этих профессий, какие технологии и орудия труда используют люди данных профессий? — Применяют полученные знания в с/р играх.
Этапы проекта:
1-ый этап: подготовительный (разработка проекта)
— Постановка целей и задач. — Подбор и изучение дополнительной методической, художественной литературы по теме проекта. — Подбор художественной литературы для детей. — Разработка и изготовление дидактического материала по данной тематике. — Разработка и подбор сюжетно-ролевых игр. — Подбор материала для продуктивной деятельности (дидактических, подвижных игр, динамических пауз по теме проекта). — Составление плана основного этапа проекта. — Привлечение внимания родителей к данной проектной деятельности.
2-ой этап: основной, практический (выполнение проекта)
— Реализация основных направлений проекта, обозначенных на подготовительном этапе. — Планирование видов деятельности, направленных на реализацию проекта, разработка плана мероприятий. — Формирование устойчивого интереса, положительного отношения детей к занятиям. — Рассматривание иллюстраций о профессиях и результатах труда людей разных профессий. — Знакомство с детской художественной литературой о труде взрослых, разучивание стихов, отгадывание загадок. — Беседы с детьми о профессиях родителей, о профессиях настоящего и будущего. — Знакомство с профессиями через дидактические и настольно печатные и сюжетно ролевые игры. — Просмотры презентаций, художественное творчество в свободное время по теме проекта. — Создание в группе тематической папки о профессиях. — Организация информационных стендов для родителей. — Тематические выставки. — Привлечение родителей к оформлению альбома «Кем работают наши родители». — Консультации для родителей.
3-ий этап: заключительный (аналитический)
— Обработка результатов реализации проекта. — Подведение итогов. — Игра-викторина «Все профессии нужны, все профессии важны». — Выставка детских работ «Кем я хочу стать». — Выставка альбома «Профессии наших родителей». — Оценка уровня знаний детей по тематике проекта. — Анализ проделанной работы, выводы, презентация проекта.
Перспективный план работы с детьми и родителями
| № | Месяц | Тема занятия | Задачи | Виды деятельности | Работа с родителями |
| 2 | Октябрь | «Овощная база» | — Продолжать знакомить детей с трудом работников овощной базы: сортировщика, фасовщика, кладовщика, шофера, заведующего. — Развивать творческие способности, фантазию. — Воспитывать у детей чувство ответственности за свои действия, уважение к разным профессиям. | – Беседы: «Как мы покупали морковь», «Такие полезные овощи», «Дары осени». – Дидактические игры: «Угадай, кем я работаю», «Узнай овощи по описанию», «Кому что нужно для работы». – Рассматривание иллюстраций и составление по ним рассказов. – Посещение магазина «Овощи», овощных отделов (с родителями). – Наблюдение за разгрузкой товаров в магазин; – рассматривание упаковочных материалов (пакет, пластиковый контейнер, сетка и т. д.). – Рассматривание альбома «Овощи», «Профессии». — Просмотр мультфильма — Сюжетно-ролевая игра — Игровые роли: Фасовщики, сортировщики, кладовщик, заведующий, шоферы | Анкета для родителей «Что знают дети о профессии своих родителей?» — Просмотр видеороликов о работе овощной базы, чтение художественной литературы ( Ю. Тувим «Спор овощей»). — Консультация «Психологические особенности сюжетно — ролевой игры» |
| 3 | Ноябрь | «Магазин игрушек» | — Научить детей согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников, менять роли по ходу игры.
— Побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни; развивать диалогическую речь. — Расширение и уточнение знаний о строительных профессиях; |
— Беседа «Знакомство с профессиями работников торговых предприятий. Правилами поведения в магазине»
— Беседы с детьми «Профессия – менеджер» «Поведение в общественных местах», «Деньги, вчера, сегодня, завтра». — Д/и «Назови магазин», «Что нужно для продавца». — Лото «Мы ходим в магазин» — Чтение Б.Воронько «Сказка о необычных покупках», стихотворение О.Емельяновой «Магазин игрушек». — Сюжетно-ролевая игра Игровые роли: Кассир, менеджеры по продажам, покупатели, грузчики, фасовщики, охранник. |
— Консультация «Создание домашней игровой среды» Семинар – практикум «Играйте вместе с детьми» Организация свободноролевой игры «по Бахотскому» |
| 4 | Декабрь | «Почта» | — Формирование ролевого взаимодействия: сортировщица – почтальон – начальник почты – шофёр – клиенты.
— Расширять знания о профессии почтальона, о средствах связи между людьми на расстоянии. — Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. — Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры. — Поддержка ролевого диалога, введение новых эпизодов в игру. — Воспитывать уважительное отношение к труду почтальона, дружеские взаимоотношения в процессе игры. |
— Презентация «Ознакомление с трудом работников связи»
— Беседа о труде работников почты. Чтение рассказов: «Почтальон Печкин», «Кем быть?» — ИКТ-технологии: познавательные видеофильмы, презентации, просмотр мультфильма «Простоквашино». — Рассматривание иллюстраций, фотографий. — Дидактическая игра «Кому что нужно для работы?» Продуктивная деятельность (изготовление конвертов, открыток) — Аппликация «Поздравительная открытка другу». — Рисование «Письмо Деду Морозу». — Сюжетно-ролевая игра — Игровые роли: Зав. почтой, почтальон, клиенты, шофер, оператор. |
— Беседа о труде работников почты. Чтение рассказов: «Почтальон Печкин», «Кем быть?»
— Консультация «Сюжетно-ролевая игра в семье» — Виртуальная экскурсия на почту |
| 5 | Январь | «Поликлиника» | — Обогатить, расширить и систематизировать знания детей о профессии врача, о работе поликлиники. — Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. — Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры. — Развивать умение действовать с предметами и без, развивать знания о количественном составе числа из единиц в пределах 10. — Воспитывать уважение и благодарность к труду врача, медсестры. — Вызвать у детей интерес к профессии врача. — Воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения. | — Экскурсия в медицинский кабинет детского сада.
— Наблюдение за работой медсестры, врача. — Рассказ воспитателя о работе врача в поликлинике: окулиста, хирурга, педиатра, терапевта, рентгенолога. — Беседа после просмотра фильма. — Рассматривание медицинских инструментов — Беседа с детьми «Как я с мамой ходил на прием к врачу» — Чтение литературных произведений о работе врача: Я. Забила «Ясочка простудилась», Э. Успенский «Играли в больницу», В. Маяковский «Кем быть?» — Д/и «Кому что нужно для работы», «Кто назовёт больше действий». — Сюжетно-ролевая игра — Игровые роли: врачи, терапевт, окулист, лор, рентгенолог, медицинская сестра, аптекарь, больные. |
— Рассматривание фотоиллюстраций о работе врачей различной специализации.
— Просмотр видеофильма о работе врача. — Консультация «Сюжетно — ролевые игры дома» — Экскурсия в медицинский кабинет |
| 6 | Февраль | «Автопарк»
«Пожарная часть» |
— Научить детей распределять роли.
— Пробуждать желание работать добросовестно, ответственно, заботиться о сохранности техники. — Закреплять знание правил дорожного движения. — Развивать память, речь детей. — Развивать умение детей сравнивать числа, определять связи и отношения между ними, закреплять понятия «до», «после» — Воспитывать интерес и уважение к труду транспортников. Знакомить с профессиональной деятельностью пожарного. |
— Беседы по правилам дорожного движения,
чтение произведений, работа с дорожными знаками. — Чтение художественной литературы Б. Житков, «Что я видел» (главы из произведения). В Сутеев «Разные колёса». Б. Житков «Шофёр». С.Михалков « Если свет зажёгся». — Д/игры. «Договаривание слов» «Гаражи». — Загадки «Все профессии важны, все профессии нужны» (дефектолог) — Продуктивная деятельность «Изготовление билетов» — Рисунок «Мой любимый автобус» — Викторина «Угадай профессию» — Сюжетно-ролевая игра — Игровые роли: диспетчер, водитель, механик Основные понятия: огонь, пожарная машина, смелость, снаряжение, рукав. Беседа, виртуальная экскурсия в пожарную часть. |
— Беседы по правилам дорожного движения,
чтение произведений, работа с дорожными знаками. — Чтение художественной литературы Б. Житков, «Что я видел» (главы из произведения). Рекомендации для родителей по теме «Сюжетно-ролевая игра» -Виртуальная экскурсия в автопарк — Виртуальная экскурсия в пожарную часть. |
| 7 | Март | «Супермаркет» | – Активизировать знания детей о структуре супермаркета, об использовании технического прогресса в его работе – Продолжить знакомить детей с трудом продавца, кассира, охранника, директора – Формировать устойчивый интерес к профессии работников торговли. – Познакомить с современными финансово-денежными отношениями, научить расплачиваться кредитной картой. – Сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Супермаркет». — Развивать творческие способности, фантазию ,воображение. – Воспитывать культуру общения в супермаркете, умение обращаться к продавцу, кассиру, охраннику. | — Просмотр иллюстраций и фильма о деятельности супермаркета, чтение художественной литературы: стихи о 48 профессии продавца, загадки о товарах и продуктах. — Продуктивные виды деятельности: изготовление денег, кредитных карт, ценников, продуктов. — Беседы с детьми: «Поведение в общественных местах», «Деньги-вчера, сегодня, завтра», « Что такое супермаркет?», «Что такое касса?» Повторение диалогов: продавец-покупатель, кассир-покупатель, директор-шофер. — Дидактические игры: «Ягоды — фрукты»,» Лото «Магазин», «Найди свою покупку». «Играем в супермаркет дома» — Игровые роли: кассир, продавец-консультант, водители, директор, покупатели, охранник. — Игровые роли: кассир, менеджеры по продажам, покупатели, грузчики, фасовщики, охранник. | Консультации: «Как привить ребенку правила поведения в общественных местах». — Работа с родителями: экскурсия в супермаркет совместно с ребенком. — Изготовление совместно с детьми группы атрибутов к игре. |
| 8 | Апрель | «Кондитерская фабрика» | — Расширить представление о работе кондитеров, об особенностях их труда; – способствовать расширению знаний о смежных профессиях, об этапах, предшествующих процессу изготовления кондитерских изделий. – Формировать у детей умение творчески развивать сюжет игры, используя строительный материал, разнообразно действовать с ним. – Развивать творческие способности, фантазию. –– Воспитывать культуру общения по телефону и в личной беседе. | — Экскурсия в кафе. — Просмотр отрывков телевизионных шоу «МастерШеф. Дети» на СТС, «Кулинарная академия», 21 «Вкусные истории», мультфильма «Сладкая сказка» — Чтение: М.Мосина «Сказка про страну сладких булок», А.Голубев «Чудим-едим», Р.Бернер «Большая кулинарная книга городка» и др. — Рассматривание иллюстраций, беседа «Кто работает на кондитерской фабрике», «Кто такой рецептурщик, менеджер». — Сюжетно-ролевая игра
— Игровые роли: строители (если первый вариант игры), рецептологи, водитель(и), экспедиторы, кладовщик, менеджер, экспедитор, бригадир, контролёр, кондитеры, фасовщики. |
— Экскурсия в кА фе. — просмотр отрывков телевизионных шоу «МастерШеф. — Чтение: М.Мосина «Сказка про страну сладких булок», А.Голубев «Чудим-едим». — Рассматривание иллюстраций, беседа «Кто работает на кондитерской фабрике», «Кто такой рецептурщик, менеджер». — Консультация — «Сюжетно-ролевая игра и зачем нужно играть с детьми» |
| 9 | Май | Интеллектуально-познавательная игра | — Закреплять понятия знаний о смежных профессиях. — Привлечь родителей к совместной, творческой, продуктивной деятельности. | — Интеллектуально-познавательная игра «В мире профессий»
— Создание альбома группы: «Профессии родителей». |
|
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Алябьева Е.А. «Поиграем в профессии». Книга 1. «Занятия, игры, беседы с детьми 5-7 лет».
- Алябьева Е.А. «Поиграем в профессии». Книга 2. «Занятия, игры и беседы с детьми 5-7 лет».
- Алябьева Е.А. «Ребёнок в мире взрослых. Рассказы о профессиях».
- Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 136 с.
- Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ; от теории к практике. Приложение к журналу «Управление ДОУ». Сфера.2010
- Потапова Т.В. «Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет».
- Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. Санкт-Петербург. Детство-Пресс. 2011 г.
- Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением». №4. 2004 г.
- Журнал «Детский сад будущего – галерея творческих проектов».
- Интернет-ресурсы: Международный образовательный портал maam.ru; социальная сеть работников образования nsportal.ru. Загадки о профессиях.URL: http://www.prozagadki.ru/drugiezagadki/zagadki-o-professijakh/ и др.
