УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОРИЛЬСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 46 «НАДЕЖДА»

(МБДОУ «ДС № 46 «НАДЕЖДА»)

Проект

«В мире профессий»

и подготовительная  к школе группа 

Сроки реализации:  (октябрь — май)

 

                                                                                                       

                                 Составил воспитатель:  Костина Н. М.

Актуальность.

 Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Эти элементарные знания помогают детям расширить свои познания о работе окружающих взрослых, родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.                                                                                                                                                                   Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире. Поэтому назрела необходимость целенаправленной работы с детьми по формированию знаний о труде взрослых, о профессиях родителей. 

     Проблемы проекта: у детей недостаточная информированность о разнообразии профессий, недостаточно сформирован познавательный интерес к труду взрослых.

Цель: создание условий для формирование у старших дошкольников первоначальных знаний о профессиях и положительного отношения к труду и профессиональному миру.

Образовательные

Обогатить представления детей о многообразии мира профессий в обществе. Расширить у детей знания и представления о профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда; гордость и уважение к труду своих родителей).

Развивающие

Развивать творческое воображение, способность совместно развёртывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников, воображая себя в разных социальных ролях.

Воспитательные

Воспитывать уважение к людям труда, желание трудиться, доброту, отзывчивость и другие положительные нравственные качества. 

Вид проекта:  информационно-практико-ориентированный. 

Участники: воспитатели, дети, родители.

Сроки реализации: октярь — май

     Методы 

Словесный: объяснение, беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы устное изложение, диалог, рассказ.

Игровой: сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации.                                                                                                                                     

Практический: экспериментирование с разными материалами, элементарные трудовые действия и поручения.

Наглядный: наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций, рисунков, плакатов, фотографий. 

Предполагаемый результат:                                                                                                                                                                                                             — Дети понимают значения слово «профессия».                                                                                                                                                                                                    – Рассказывают  об этих профессиях.                                                                                                                                                                                                                           — Умение высказывать свое отношение к той или иной профессии.                                                                                                                                                    – Знают о профессиях своих родителей: какими качествами должны обладать люди данных профессий, какую носят одежду люди этих профессий, какие технологии и орудия труда используют люди данных профессий?                                                                                                         — Применяют  полученные знания в с/р играх.

Этапы проекта:

     1-ый этап: подготовительный (разработка проекта)

— Постановка целей и задач.                                                                                                                                                                                                                            — Подбор и изучение дополнительной методической, художественной литературы по теме проекта.                                                                                        — Подбор художественной литературы для детей.                                                                                                                                                                                 — Разработка и изготовление дидактического материала по данной тематике.                                                                                                                                 — Разработка и подбор сюжетно-ролевых игр.                                                                                                                                                                                     — Подбор материала для продуктивной деятельности (дидактических, подвижных игр, динамических пауз по теме проекта).                                                         — Составление плана основного этапа проекта.                                                                                                                                                                              — Привлечение внимания родителей  к данной проектной деятельности.

     2-ой этап: основной, практический (выполнение проекта)

— Реализация основных направлений проекта, обозначенных на подготовительном этапе.                                                                                                                             — Планирование видов деятельности, направленных на реализацию проекта, разработка плана мероприятий.                                                                            — Формирование устойчивого интереса, положительного отношения детей к занятиям.                                                                                                               — Рассматривание иллюстраций о профессиях и результатах труда людей разных профессий.                                                                                                     — Знакомство с детской художественной литературой о труде взрослых, разучивание стихов, отгадывание загадок.                                                                — Беседы с детьми о профессиях родителей, о профессиях настоящего и будущего.                                                                                                                    — Знакомство с профессиями через дидактические и настольно печатные и сюжетно ролевые игры.                                                                                      — Просмотры презентаций, художественное творчество в свободное время по теме проекта.                                                                                                       — Создание в группе тематической папки о профессиях.                                                                                                                                                                — Организация информационных стендов для родителей.                                                                                                                                                    — Тематические выставки.                                                                                                                                                                                                                     — Привлечение родителей к оформлению альбома «Кем работают наши родители».                                                                                                                   — Консультации для родителей.

   

  3-ий этап: заключительный (аналитический)

— Обработка результатов реализации проекта.                                                                                                                                                                                     — Подведение итогов.                                                                                                                                                                                                                             — Игра-викторина «Все профессии нужны, все профессии важны».                                                                                                                                                 — Выставка детских работ «Кем я хочу стать».                                                                                                                                                                                    — Выставка альбома «Профессии наших родителей».                                                                                                                                                                     — Оценка уровня знаний детей по тематике проекта.                                                                                                                                                                         — Анализ проделанной работы, выводы, презентация проекта.

 

Перспективный план работы с детьми и родителями

 

№  Месяц Тема занятия Задачи  Виды деятельности Работа с родителями
2 Октябрь «Овощная база» — Продолжать знакомить детей с трудом работников овощной базы: сортировщика, фасовщика, кладовщика, шофера, заведующего.                                            — Развивать творческие способности, фантазию.                                 — Воспитывать у детей чувство ответственности за свои действия, уважение к разным профессиям.  – Беседы: «Как мы покупали морковь», «Такие полезные овощи», «Дары осени».                          – Дидактические игры: «Угадай, кем я работаю», «Узнай овощи по описанию», «Кому что нужно для работы».                                – Рассматривание иллюстраций и составление по ним рассказов.                         – Посещение магазина «Овощи», овощных отделов (с родителями).                                           – Наблюдение за разгрузкой товаров в магазин; – рассматривание упаковочных материалов (пакет, пластиковый контейнер, сетка и т. д.).                                                                           – Рассматривание альбома «Овощи», «Профессии».                                                                  — Просмотр мультфильма                                                      — Сюжетно-ролевая игра                                   — Игровые роли: Фасовщики, сортировщики, кладовщик, заведующий, шоферы Анкета для родителей «Что знают дети о профессии своих родителей?»                      — Просмотр видеороликов о работе овощной базы, чтение художественной литературы                          ( Ю. Тувим «Спор овощей»).                               — Консультация «Психологические особенности сюжетно — ролевой игры»                                       
3 Ноябрь «Магазин игрушек»  — Научить детей согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников, менять роли по ходу игры. 

— Побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни; развивать диалогическую речь. — Расширение и уточнение знаний о строительных профессиях;

— Беседа «Знакомство с профессиями работников торговых предприятий. Правилами поведения в магазине»

— Беседы с детьми «Профессия – менеджер» «Поведение в общественных местах», «Деньги, вчера, сегодня, завтра».

— Д/и «Назови магазин», «Что нужно для продавца».                                                                     — Лото «Мы ходим в магазин»                                 — Чтение Б.Воронько «Сказка о необычных покупках», стихотворение О.Емельяновой «Магазин игрушек».                                          — Сюжетно-ролевая игра                                          Игровые роли: Кассир, менеджеры по продажам, покупатели, грузчики, фасовщики, охранник.

— Консультация «Создание домашней игровой среды»  Семинар – практикум            «Играйте вместе с детьми» Организация свободноролевой игры «по Бахотскому»               
4 Декабрь «Почта» — Формирование ролевого взаимодействия: сортировщица – почтальон – начальник почты – шофёр – клиенты.

— Расширять знания о профессии почтальона, о средствах связи между людьми на расстоянии.               — Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку.

— Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры.

— Поддержка ролевого диалога, введение новых эпизодов в игру.

— Воспитывать уважительное отношение к труду почтальона, дружеские взаимоотношения в процессе игры.

— Презентация «Ознакомление с трудом работников связи» 

— Беседа о труде работников почты. Чтение рассказов: «Почтальон Печкин», «Кем быть?» 

— ИКТ-технологии: познавательные видеофильмы, презентации, просмотр мультфильма «Простоквашино».                              — Рассматривание иллюстраций, фотографий.

— Дидактическая игра «Кому что нужно для работы?» Продуктивная деятельность (изготовление конвертов, открыток) 

— Аппликация «Поздравительная открытка другу».

— Рисование «Письмо Деду Морозу».                                                   — Сюжетно-ролевая игра                                                    — Игровые роли: Зав. почтой, почтальон, клиенты, шофер, оператор.

— Беседа о труде работников почты. Чтение рассказов: «Почтальон Печкин», «Кем быть?» 

— Консультация   «Сюжетно-ролевая игра в семье»                             — Виртуальная экскурсия на почту

5 Январь «Поликлиника» — Обогатить, расширить и систематизировать знания детей о профессии врача, о работе поликлиники.                                            — Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку.                          — Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры.                                         — Развивать умение действовать с предметами и без, развивать знания о количественном составе числа из единиц в пределах 10.                       — Воспитывать уважение и благодарность к труду врача, медсестры.                                                  — Вызвать у детей интерес к профессии врача.                                       — Воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.                                          — Экскурсия в медицинский кабинет детского сада.

— Наблюдение за работой медсестры, врача.

— Рассказ воспитателя о работе врача в поликлинике: окулиста, хирурга, педиатра, терапевта, рентгенолога.                                                

— Беседа после просмотра фильма.

— Рассматривание медицинских инструментов

— Беседа с детьми «Как я с мамой ходил на прием к врачу»

— Чтение литературных произведений о работе врача: Я. Забила «Ясочка простудилась», Э. Успенский «Играли в больницу», В. Маяковский «Кем быть?»

— Д/и «Кому что нужно для работы», «Кто назовёт больше действий».

— Сюжетно-ролевая игра                                             — Игровые роли: врачи, терапевт, окулист, лор, рентгенолог, медицинская сестра, аптекарь, больные.

— Рассматривание фотоиллюстраций о работе врачей различной специализации.

— Просмотр видеофильма о работе врача.                                         — Консультация  «Сюжетно — ролевые игры дома» 

— Экскурсия в  медицинский кабинет

6 Февраль «Автопарк» 

«Пожарная часть»

— Научить детей распределять роли.

— Пробуждать желание работать добросовестно,

ответственно, заботиться о сохранности техники.                                     — Закреплять

знание правил дорожного движения.                                         — Развивать память, речь детей.

— Развивать умение детей сравнивать числа, определять связи и отношения между ними, закреплять понятия «до», «после» — Воспитывать интерес и уважение к труду транспортников.     

Знакомить с профессиональной деятельностью пожарного.

— Беседы по правилам дорожного движения,

чтение произведений, работа с дорожными знаками.                                                                — Чтение художественной литературы

Б. Житков, «Что я видел» (главы из произведения). В Сутеев «Разные колёса». Б. Житков «Шофёр». С.Михалков « Если свет зажёгся».

— Д/игры. «Договаривание слов»

«Гаражи».

— Загадки «Все профессии важны, все профессии нужны» (дефектолог)

— Продуктивная деятельность «Изготовление билетов»

 — Рисунок «Мой любимый автобус»

— Викторина «Угадай профессию»

— Сюжетно-ролевая игра                                                  — Игровые роли: диспетчер, водитель, механик

Основные понятия: огонь, пожарная машина, смелость, снаряжение, рукав.                   Беседа,  виртуальная экскурсия в пожарную часть.

— Беседы по правилам дорожного движения,

чтение произведений, работа с дорожными знаками.                                                                — Чтение художественной литературы

Б. Житков, «Что я видел» (главы из произведения). Рекомендации для родителей по теме «Сюжетно-ролевая игра»                                                 -Виртуальная экскурсия в автопарк

— Виртуальная экскурсия в пожарную часть.

7 Март «Супермаркет» – Активизировать знания детей о структуре супермаркета, об использовании технического прогресса в его работе                                      – Продолжить знакомить детей с трудом продавца, кассира, охранника, директора                                 – Формировать устойчивый интерес к профессии работников торговли.                                                     – Познакомить с современными финансово-денежными отношениями, научить расплачиваться кредитной картой.             – Сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Супермаркет».                                            — Развивать творческие способности, фантазию ,воображение.                                           – Воспитывать культуру общения в супермаркете, умение обращаться к продавцу, кассиру, охраннику. — Просмотр иллюстраций и фильма о деятельности супермаркета, чтение художественной литературы: стихи о 48 профессии продавца, загадки о товарах и продуктах.                                                                     — Продуктивные виды деятельности: изготовление денег, кредитных карт, ценников, продуктов.                                                  — Беседы с детьми: «Поведение в общественных местах», «Деньги-вчера, сегодня, завтра», « Что такое супермаркет?», «Что такое касса?» Повторение диалогов: продавец-покупатель, кассир-покупатель, директор-шофер.                                                             — Дидактические игры: «Ягоды — фрукты»,» Лото «Магазин», «Найди свою покупку».                 «Играем в супермаркет дома»                                    — Игровые роли: кассир, продавец-консультант, водители, директор, покупатели, охранник.                                                — Игровые роли: кассир, менеджеры по продажам, покупатели, грузчики, фасовщики, охранник. Консультации: «Как привить ребенку правила поведения в общественных местах». — Работа с родителями: экскурсия в супермаркет совместно с ребенком.                                   — Изготовление совместно с детьми группы атрибутов к игре.                                    
8 Апрель «Кондитерская фабрика»   — Расширить представление о работе кондитеров, об особенностях их труда; – способствовать расширению знаний о смежных профессиях, об этапах, предшествующих процессу изготовления кондитерских изделий.                                 – Формировать у детей умение творчески развивать сюжет игры, используя строительный материал, разнообразно действовать с ним.                                         – Развивать творческие способности, фантазию.                                –– Воспитывать культуру общения по телефону и в личной беседе. — Экскурсия в кафе.                                                            — Просмотр отрывков телевизионных шоу «МастерШеф. Дети» на СТС, «Кулинарная академия», 21 «Вкусные истории», мультфильма «Сладкая сказка»                                    — Чтение: М.Мосина «Сказка про страну сладких булок», А.Голубев «Чудим-едим», Р.Бернер «Большая кулинарная книга городка» и др.                                                         — Рассматривание иллюстраций, беседа «Кто работает на кондитерской фабрике», «Кто такой рецептурщик, менеджер».                                              — Сюжетно-ролевая игра 

— Игровые роли: строители (если первый вариант игры), рецептологи, водитель(и), экспедиторы, кладовщик, менеджер, экспедитор, бригадир, контролёр, кондитеры, фасовщики.

— Экскурсия в кА       фе.                                                            — просмотр отрывков телевизионных шоу «МастерШеф.                           — Чтение: М.Мосина «Сказка про страну сладких булок», А.Голубев «Чудим-едим».                                    —  Рассматривание иллюстраций, беседа «Кто работает на кондитерской фабрике», «Кто такой рецептурщик, менеджер».                                     — Консультация                           — «Сюжетно-ролевая игра и зачем нужно играть с детьми»
9 Май Интеллектуально-познавательная игра — Закреплять понятия знаний о смежных профессиях.                                  —  Привлечь родителей к совместной, творческой, продуктивной деятельности. — Интеллектуально-познавательная игра «В мире профессий»

— Создание альбома группы: «Профессии родителей».

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Алябьева Е.А. «Поиграем в профессии». Книга 1. «Занятия, игры, беседы с детьми 5-7 лет».
  2. Алябьева Е.А. «Поиграем в профессии». Книга 2. «Занятия, игры и беседы с детьми 5-7 лет».
  3. Алябьева Е.А. «Ребёнок в мире взрослых. Рассказы о профессиях».
  4. Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 136 с.
  5. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ; от теории к практике. Приложение к журналу «Управление ДОУ». Сфера.2010 
  6. Потапова Т.В. «Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет».
  7. Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. Санкт-Петербург. Детство-Пресс. 2011 г.
  8. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением». №4. 2004 г.
  9. Журнал «Детский сад будущего – галерея творческих проектов».
  10. Интернет-ресурсы: Международный образовательный портал maam.ru; социальная сеть работников образования nsportal.ru. Загадки о профессиях.URL: http://www.prozagadki.ru/drugiezagadki/zagadki-o-professijakh/ и др.
Проект «В мире профессий»