План-конспект интегрированного урока с элементами психологического тренинга для учащихся начальной школы, на тему:  «Дружба в человеческом и животном мире»

Составитель: педагог-психолог Хамула Н. П.               

Цели: улучшение микроклимата в классе, формирование дружеских взаимоотношений между ребятами.

Задачи: расширить знания школьников об особенностях жизни леопардов, о проявлениях дружбы в мире животных; подвести детей к пониманию значения слова «Дружба»; расширять представления о дружбе; углублять представления детей о доброте; воспитывать справедливое отношение друг к другу, развивать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым.

 

Материалы: канцелярский клей; подготовленный педагогом-психологом плакат на ватмане с нарисованным теремком; круги диаметром 8 см, вырезанные из цветной бумаги (по количеству детей в классе).

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой. 

Психолог:

– Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь окружающим. Ведь «От улыбки хмурый день светлей, от улыбки в небе радуга проснется, поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз еще вернется!»

– Друзья, давайте вместе вспомним, кому принадлежат эти слова: «Ребята, давайте жить дружно!» А к чему нас призывает кот Леопольд своими словами? 

– Как вы думаете, какая тема нашего занятия? А какова же цель? (ответы детей)

  • Игра-разминка «Да и нет».

Психолог зачитывает обучающимся стихотворение о дружбе, в котором содержатся вопросы. На них дети должны отвечать «Да» или «Нет» в соответствии со смыслом. 

Будем крепко мы дружить? (Да, да)

Нашей дружбой дорожить? (Да, да)

Мы научимся играть? (Да, да)

Другу будем помогать? (Да, да)

Друга нужно разозлить? (Нет, нет)

А улыбку подарить?  (Да, да)

Друга стоит обижать? (Нет, нет)

Его можно обзывать? (Нет, нет)

Чай с друзьями будем пить? (Да, да)

Будем крепко мы дружить? (Да, да)

 

  1. Информационный блок + обсуждение: «Дружба в мире животных».

(Сопровождается показом слайдов по теме).

Психолог:

– Ребята, а знаете ли вы, что существует дружба не только между людьми, а также между определенными животными? (Дети отвечают, приводят примеры). Знаете ли вы, что некоторые животные совсем не умеют дружить?

      – Именно поэтому я хотела бы рассказать вам о представителе животного мира – леопарде (Краткое сообщение о животном) …

      – Эти животные по характеру – одиночки и не умеют жить и охотиться стаей (в отличие от волков и львов). Волки и львы – главные враги леопардов в Африке. Они могут выгнать леопарда с его территории или отнять у него добычу. И благоразумный леопард чаще всего спасается бегством, практически никогда не вступает в борьбу с волками и львами. А все потому, что львы и волки живут стаей, подчиняются законам ее дисциплины, совместно охотятся и помогают друг другу. Леопард понимает, что в одиночку он не сможет противостоять дружной стае львов и волков. Были случаи, когда леопард захотел поохотиться на обезьян (павианов), но при этом сам становился их жертвой. Дружные павианы вместе набрасывались на врага, кусая острыми клыками. В итоге у леопардов практически не было шанса победить в неравном бою со стаей. 

Анализ: когда друзья объединяют усилия, чтобы решить какую-то проблему, то вместе они становятся сильнее, появляется больше шансов для победы. Даже перелетные птицы объединяются в стаи, чтобы им было легче долететь в теплые края. Например, журавли во время полета помогают более слабым птицам, также периодически сменяют вожака, летящего впереди, когда ему нужно отдохнуть. Недаром существует поговорка: «Один за всех и все за одного». Мы должны помнить об этом, находясь в классном коллективе.

– Однако история знает случаи, когда своенравный и агрессивный леопард подружился, например, с собакой, опровергнув тем самым убеждение, что кошки и собаки дружить не могут, а тем более – дикие кошки! Но обо всем по порядку. Эта потрясающая история произошла в африканском г. Претория. Местный ветеринар подобрал детеныша леопарда, мать которого стала жертвой браконьеров. Сердобольный врач отнес осиротевшего малышку-самочку в центр спасения и реабилитации диких животных. Вот там и произошла встреча юной хищницы и взрослого пса ретривера, между животными сразу же возникла взаимная симпатия. Золотистый ретривер Томми сразу взял под свою опеку пятнистую малышку Салати, они стали просто неразлучной парочкой. Они вместе играли, ели, гонялись друг за дружкой до изнеможения, после чего умиротворенно рядышком засыпали. И тот факт, что Салати повзрослев, уже через несколько месяцев стала весить вдвое больше собаки, не стал помехой истинной дружбе, и их по-прежнему объединяют теплые, нежные отношения. Томми и Салати ни на минуту не расстаются друг с другом. Но это не единственная история трогательной дружбы между собакой и леопардом. Похожий поразительный случай зафиксирован и в российском зоопарке. А все потому, что приемной мамочкой для пятнистой малышки стала самка алабая – породы собак, у которых врожденная ненависть к диким хищникам. Овчарка Эльза стала заботиться о детеныше леопарда, как о собственном щенке. Несмотря ни на что, у среднеазиатской овчарки Эльзы доброта и отзывчивость победили природную агрессию. Маленькая хищница повсюду следует за своей новой мамой, и иногда даже отрабатывает на ней охотничьи навыки. Собака абсолютно спокойно реагирует на укусы и царапки своей воспитанницы, и с удовольствием с ней играет.
Психолог:
– Ребята, чему нас учат такие поступки животных? Верно, мы должны быть терпеливыми друг к другу и дружелюбными несмотря на то, что все мы разные по внешности, по характеру и поведению. 

  • Физкультминутка «Лягушка-цапля-бабочка-кузнечик».

В зависимости от произнесенного слова, дети выполняют действие: «лягушка» – приседают на корточки, «цапля» – стоят на одной ноге и поднимают вторую, «бабочка» – машут руками вверх и вниз, «кузнечик» – прыгают на одном месте.

  • Упражнение «Теремок дружбы».

Психолог:

– Ребята, а вы помните сказку «Теремок», где все звери дружно жили в одном домике? Мне очень хотелось бы, чтобы вы также дружно жили в вашем классе. Предлагаю нам всем вместе создать наш «Теремок дружбы» на этом плакате. Перед вами лежат круги из цветной бумаги. Нарисуйте на них свой смайлик, напишите свое имя. Если хотите, напишите на нем одно доброе пожелание для одноклассников, например «счастья, удачи, здоровья». Надпись делайте на цветной стороне бумаги. А теперь давайте приклеим наши смайлики в наш теремок, изображенный на плакате.

  • Заключение, рефлексия.

Выводы о том, что наш символический «Теремок дружбы» нужно беречь. Все одноклассники должны общаться дружелюбно, относиться друг к другу с терпением, жить мирно в своем классе.

Интегрированный урок с элементами психологического тренинга«Дружба в человеческом и животном мире».