Технологическая карта урока

Предмет: информатика и ИКТ
Класс:9

Ф.И.О. Видинеева Светлана Викторовна

ОУ: МБОУ «СОШ №15» муниципального образования города Братска Иркутской области

Место урока в системе уроков по данной теме: Глава 4. Основы алгоритмизации и программирования. Урок 6.
Тип урока: урок «открытия» нового знания

Тема Программирование циклических алгоритмов
Цель научить учащихся записывать циклические алгоритмы на языке Паскаль, используя  операторы While, Repeat, For.
Задачи Образовательные: познакомить учащихся с операторами цикла с предусловием, с постусловием, с параметром;

Развивающие: развитие умений использовать различные операторы цикла для решения задач;

развитие умений учащихся в выборе оптимального решения для задач циклической структуры;
Воспитательные: способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в группах.

УУД ЛичностныеУУД: осмысление; осознание

Регулятивные УУД: контроль; коррекция; саморегуляция

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества; контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Познавательные УУД: общеучебные; логические

Планируемые результаты Предметные:

·        иметь представление о структуре программы содержащей циклическую форму организации действий

·        Знать операторы языка Pascal, используемые для организации цикла

·        Уметь создавать простейшие программы, реализующие действия повторения

Личностные: понимать необходимость правильной организации действий, интерес к изучению информатики
Метапредметные: понимание необходимости выбора той или иной формы организации цикла

Основные понятия  Циклические алгоритмы, предусловие, постусловие, параметр
Межпредметные связи  теоритические связи с математикой и физикой
Технология  технология французских мастерских

 

 

Дидактическая
структура
урока
Планируемое время Деятельность
учителя
Деятельность
учеников
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Планируемые результаты
Предметные УУД
Организационный момент

1 мин  Здравствуйте ребята! Сегодня солнечный день. Пожелаем друг другу солнечного настроения. Прошу вас занять места в мини группах  Обучающиеся отвечают на приветствие учителя, рассаживаются по местам в мини группы по 3-4 человека     Коммуникативные УУД

 

Индукция (наведение) 3 мин Учитель предлагает познакомиться с текстом (отрывок из произведения Марка Твена «Приключения Тома Сойера»).

Учитель просит ребят помочь  правильно организовать действия  Тома.

 Обучащиеся читают текст.

В ходе обсуждения работы выясняется, что действия имеют повторяющийся характер и  чтобы правильно их организовать, требуется определенная последовательность действий

 

 

 

Приложение 1

 Иметь представление о циклической форме организации действий  Познавательные УУД
Коммуникативные УУД

 

 

Самоконструкция

 

2 мин Учитель предлагает представить действия Тома в виде блок-схемы.

Раздает обучающимся чистый белый лист, шаблоны блок-схем и возможные варианты содержимого блоков.

По мере выполнения работы учитель, наблюдая за выполнением задания

 Учащиеся работая самостоятельно собирают действия Тома Сойера в циклическую структуру алгоритма на белом листе, добавляют карандашом необходимые связи, ориентируясь на собственные мысли.  Приложение 2

 

 Уметь создавать блок-схему алгоритма  Познавательные УУД
Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Личностные УУД

 

Социализация

 

6 мин Учитель предлагает разбиться на группы, представить свою работу в группе.

 

 

  Обучающиеся представляют свои структуры и совместно выявляются три основные формы организации повторяющихся действий:

–       цикл с предусловием;

–       цикл с постусловием;

–       цикл со счетчиком.

 

 

 

 Иметь представление о трех основных формах организации цикла

 

 

 Познавательные УУД
Коммуникативные УУД

Личностные УУД

 

Афиширование 3 мин Учитель предлагает обменяться мнением Учащиеся показывают свои проекты     Коммуникативные УУД
Разрыв 3 мин Учитель предлагает заполнить опорный конспект

 

 У обучающихся происходит внутреннее осознание старого знания и вновь приобретенного

 

Приложение 3

Приложение 4 (слайд 1-2)

   Регулятивные УУД

Личностные УУД

 

Погружение в тему

7 мин Учитель предлагает группам изучить новый материал с помощью презентации и добавить в опорный конспект необходимую информацию  Обучающиеся просматривают презентацию и добавляют в опорный конспект запись операторов языка программирования Pascal для каждой структуры алгоритма  

Приложение 3

Приложение 4 (слайд 3-11)

Знать операторы языка Pascal, используемые для организации цикла

 

 Познавательные УУД
Практикум 10 мин Учитель предлагает самостоятельное решение задачи, подбор наиболее эффективного способа решения. Обучающиеся получают карточку с задачей и реализуют свою работу в оптимальной для этой задачи структуре цикла. Проверяют решение в среде программирования. Приложение 5 Уметь создавать простейшие программы, реализующие действия повторения Познавательные УУД
Регулятивные УУД

Личностные УУД

 

Проверка полученных результатов. Коррекция 5 мин Учитель проверяет индивидуальные работы учащихся. Обсуждает эффективные способы решения Обучающиеся представляют свои работы     Регулятивные УУД

 

Подведение итогов

 

3 мин Учитель обращается к классу с просьбой:

«Завершите фразу:

•       Сегодня я узнал…

•       Я научился…

•       У меня получилось …

•       Было трудно…»

 

Обучающиеся дают возможные ответы: «Сегодня на уроке я узнал операторы для записи циклов в языке программирования Паскаль.  Я научился применять полученные знания при решении задач. У меня получилось выяснить, что задачи с циклами можно решать разными способами, используя при этом один из трех операторов цикла.» и т.д.     Регулятивные УУД

Личностные УУД

 

Домашнее задание

 

2 мин Учитель раздает карточки с домашней работой Обучающиеся получают и знакомятся с домашней работой Приложение 6    

Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6

Разработка урока по теме «Программирование циклических алгоритмов»