Технологическая карта урока
Предмет: информатика и ИКТ
Класс:9
Ф.И.О. Видинеева Светлана Викторовна
ОУ: МБОУ «СОШ №15» муниципального образования города Братска Иркутской области
Место урока в системе уроков по данной теме: Глава 4. Основы алгоритмизации и программирования. Урок 6.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Тема | Программирование циклических алгоритмов |
Цель | научить учащихся записывать циклические алгоритмы на языке Паскаль, используя операторы While, Repeat, For. |
Задачи | Образовательные: познакомить учащихся с операторами цикла с предусловием, с постусловием, с параметром;
Развивающие: развитие умений использовать различные операторы цикла для решения задач; развитие умений учащихся в выборе оптимального решения для задач циклической структуры; |
УУД | ЛичностныеУУД: осмысление; осознание
Регулятивные УУД: контроль; коррекция; саморегуляция Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества; контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Познавательные УУД: общеучебные; логические |
Планируемые результаты | Предметные:
· иметь представление о структуре программы содержащей циклическую форму организации действий · Знать операторы языка Pascal, используемые для организации цикла · Уметь создавать простейшие программы, реализующие действия повторения Личностные: понимать необходимость правильной организации действий, интерес к изучению информатики |
Основные понятия | Циклические алгоритмы, предусловие, постусловие, параметр |
Межпредметные связи | теоритические связи с математикой и физикой |
Технология | технология французских мастерских |
Дидактическая структура урока |
Планируемое время | Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | |||||
Организационный момент | 1 мин | Здравствуйте ребята! Сегодня солнечный день. Пожелаем друг другу солнечного настроения. Прошу вас занять места в мини группах | Обучающиеся отвечают на приветствие учителя, рассаживаются по местам в мини группы по 3-4 человека | Коммуникативные УУД
|
||
Индукция (наведение) | 3 мин | Учитель предлагает познакомиться с текстом (отрывок из произведения Марка Твена «Приключения Тома Сойера»).
Учитель просит ребят помочь правильно организовать действия Тома. |
Обучащиеся читают текст.
В ходе обсуждения работы выясняется, что действия имеют повторяющийся характер и чтобы правильно их организовать, требуется определенная последовательность действий
|
Приложение 1 |
Иметь представление о циклической форме организации действий | Познавательные УУД Коммуникативные УУД
|
Самоконструкция
|
2 мин | Учитель предлагает представить действия Тома в виде блок-схемы.
Раздает обучающимся чистый белый лист, шаблоны блок-схем и возможные варианты содержимого блоков. По мере выполнения работы учитель, наблюдая за выполнением задания |
Учащиеся работая самостоятельно собирают действия Тома Сойера в циклическую структуру алгоритма на белом листе, добавляют карандашом необходимые связи, ориентируясь на собственные мысли. | Приложение 2
|
Уметь создавать блок-схему алгоритма | Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД
|
Социализация
|
6 мин | Учитель предлагает разбиться на группы, представить свою работу в группе.
|
Обучающиеся представляют свои структуры и совместно выявляются три основные формы организации повторяющихся действий:
– цикл с предусловием; – цикл с постусловием; – цикл со счетчиком.
|
|
Иметь представление о трех основных формах организации цикла
|
Познавательные УУД Коммуникативные УУД Личностные УУД
|
Афиширование | 3 мин | Учитель предлагает обменяться мнением | Учащиеся показывают свои проекты | Коммуникативные УУД | ||
Разрыв | 3 мин | Учитель предлагает заполнить опорный конспект
|
У обучающихся происходит внутреннее осознание старого знания и вновь приобретенного
|
Приложение 3
Приложение 4 (слайд 1-2) |
Регулятивные УУД
Личностные УУД
|
|
Погружение в тему | 7 мин | Учитель предлагает группам изучить новый материал с помощью презентации и добавить в опорный конспект необходимую информацию | Обучающиеся просматривают презентацию и добавляют в опорный конспект запись операторов языка программирования Pascal для каждой структуры алгоритма |
Приложение 3 Приложение 4 (слайд 3-11) |
Знать операторы языка Pascal, используемые для организации цикла
|
Познавательные УУД |
Практикум | 10 мин | Учитель предлагает самостоятельное решение задачи, подбор наиболее эффективного способа решения. | Обучающиеся получают карточку с задачей и реализуют свою работу в оптимальной для этой задачи структуре цикла. Проверяют решение в среде программирования. | Приложение 5 | Уметь создавать простейшие программы, реализующие действия повторения | Познавательные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД
|
Проверка полученных результатов. Коррекция | 5 мин | Учитель проверяет индивидуальные работы учащихся. Обсуждает эффективные способы решения | Обучающиеся представляют свои работы | Регулятивные УУД
|
||
Подведение итогов
|
3 мин | Учитель обращается к классу с просьбой:
«Завершите фразу: • Сегодня я узнал… • Я научился… • У меня получилось … • Было трудно…»
|
Обучающиеся дают возможные ответы: «Сегодня на уроке я узнал операторы для записи циклов в языке программирования Паскаль. Я научился применять полученные знания при решении задач. У меня получилось выяснить, что задачи с циклами можно решать разными способами, используя при этом один из трех операторов цикла.» и т.д. | Регулятивные УУД
Личностные УУД
|
||
Домашнее задание
|
2 мин | Учитель раздает карточки с домашней работой | Обучающиеся получают и знакомятся с домашней работой | Приложение 6 |
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6