Экологический центр – это  часть  развивающей среды группы в детском саду.

Зачем дошкольникам экологический центр?

     Цель дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) — обеспечение полноценного физического, умственного и психического развития ребёнка для его перехода на следую  ступень образования.  Формирование гармоничной, компетентной личности невозможно без создания насыщенной и разнообразной развивающей среды. Важным компонентом этой среды является уголок природы, который должен быть в каждой групповой комнате детского сада
Особенно велико его значение для городских ребят, которые, к сожалению, не имеют возможности часто находиться на лоне природы, знакомиться с её дарами и удивительными тайнами, как того требует  детская натура. Поэтому одной из важнейших задач экологического центра  является максимальное наполнение жизни детей в детском саду общением с неживой и живой природой. Кроме этой, уголок выполняет множество других  важных задач:

  1. Оздоровление детей. Многие растения, присутствующие там, способствуют очищению воздуха от пыли и углекислого газа. Кроме того, созерцание картин природы, общение с птицами и зверюшками помогает снять напряжение после занятий, снижает агрессивность и раздражение у детей, благоприятно сказывается на психическом состоянии.
  2. Развитие познавательных способностей. Дошкольники познают мир с участием всех органов чувств, им нужно  увидеть, потрогать, обследовать, понюхать.  Он должен быть наполнен разными предметами , материалами и объектами, стимулирующими познавательную активность детей, которая  даёт простор  исследовательским потребностям и побуждающая к творчеству. Экологический центр создаётся в таком месте, где ребёнок сможет экспериментировать, действовать, познавать новое и выполнять  эстетические, образовательные и воспитательные функции
  3. Эстетическое воспитание. Все материалы и объекты должны быть подобраны так, чтобы  дети умели  видеть красоту родной природы и ценить её. Яркие осенние листья, фотографии и картины пейзажей зимнего леса, осеннего парка и летнего луга, макеты грибов, деревьев, красочные изображения животных и птиц вызывают отклик у воспитанников и способствуют развитию интереса к природе.
  4. Нравственное воспитание. Общение с природой даёт детям первые уроки доброты. Животные и растения в уголке зависимы от человека: нуждаются в его уходе, внимании. Возможность заботиться о других живых существах воспитывает в детях доброту и ответственность Ухаживая за растениями, зверятами, птицами и рыбками, дети учатся отвечать за сохранность чужой жизни, быть заботливыми и великодушными по отношению к слабым и беззащитным. Так в детское сознание закладываются первые представления о человечности и благородстве.
  5.  Воспитание экологической культуры-это умение вести себя в природной среде так, чтобы не наносить ей вреда. Грамотное  использование природных ресурсов также является составной частью экологической культуры. Только знающие законы природы и умеющие ценить её дары люди смогут уберечь планету от бед, вызванных невежеством человечества в области экологии.

Требования к экологическому центру в группе

При создании экологического центра должны  учитываться  общие требования для всех групп соответствующие возрастным особенностям детей. Организация этих центров  регламентируется  санитарно-эпидемиологическими  требованиями к дошкольным учреждениям (СанПиН 2.4.1.3049 – 13, от 15.05.2013).

Общие требования к экологическим центрам.

         Требования растут и расширяются год от года и отражены в образовательных программах:

  • Согласно санитарным нормам в групповых помещениях, раздевалках, спальнях запрещено размещать животных. Если в детском саду хотят, чтобы дети имели возможность наблюдать и ухаживать за ними, для них отводят отдельное помещение,  куда  дети  могут ходить  на экскурсию с воспитателем.
  • Расположение с учётом естественного освещения. Растения, которые там находятся, не должны быть затенены мебелью, игрушками, то есть им нужно предоставить максимум солнечного света в дневное время
  •  Безопасность. Растения, материалы и инструменты не должны причинять детям вреда и не представлять  опасности.
  • Исключить колючие и ядовитые растения, а мелкие природные материалы (камни, фасоль, горох, ракушки) дети должны использовать под присмотром  воспитателя.
  • Это же требование относится к оборудованию для опытов и экспериментирования: оно не должно содержать стеклянных, острых предметов (пробирок, пинцетов). Пользоваться им детям разрешено под присмотром педагога.
  • Однако, чтобы поощрять дошкольников к самостоятельности в исследовании, нужно иметь достаточное количество безопасных объектов, которыми дети могут пользоваться по собственной инициативе. Например, коллекцию семян растений, запаянных наглухо в пластиковые пакеты, дошкольники могут рассматривать самостоятельно, начиная со средней группы.
  • С этого же возраста детям можно давать небьющиеся увеличительные стёкла в пластиковой оправе. Детям младших групп для обследования и игры можно предложить пластиковые муляжи овощей и фруктов, фигурки животных, каштаны, листья.
  • Необходимо удостовериться, что ни на одно растение или животное у воспитанников нет аллергии

«Экологический центр  пробуждает в детях исследователей, поэтому чем он разнообразнее, тем лучше»

  • Мебель должна быть хорошо закреплена, а полки находиться на уровне глаз детей. Малышам не следует тянуться вверх, чтобы всё рассмотреть.
  • Эстетичность оформления, яркость и привлекательность. В любом групповом помещении уголок природы обычно несёт  эстетические функции: он украшает группу благодаря зелёным частям растений, цветам, а также календарю природы, детским рисункам и другим поделкам.
  • Разнообразие. Выполнение этого требования достигается за счёт наполнения центра согласно возрасту детей, необходимыми растениями, материалами и оборудованием.


Требования к подбору и содержанию растений

  • Типичность –  расстения должны быть яркими представителями своей группы (фикус — высокорослым, с прямым крепким стеблем, фиалка — с заметным опушением листьев и т. п.);
  •  Внешняя привлекательность –   насыщенный цвет листьев, обильное цветение;
  • Начиная со второй младшей группы, в уголке желательно иметь по два-три растения некоторых видов, имеющих отличительные черты (к примеру, белая и розовая фиалка) для сравнения характеристик живых объектов и установления выводов о неповторимости и исключительности каждого из них;
  • неприхотливость и нетрудоёмкость в уходе, чтобы дошкольники под руководством воспитателя могли заботиться о них;
  • каждое растение должно иметь табличку с названием и паспорт, где будут указаны требования по уходу за ним (частота и обильность поливов, необходимость опрыскивания и т. д.) и оптимальные условия для роста. Большинство растений, одобренных для детского сада, всё же нельзя употреблять в пищу. Детям, особенно маленьким, нужно объяснить, что растения надо беречь, не отрывать листочки без необходимости, не баловаться

Оборудование экологического центра в разных возрастных группах

           Полное и систематическое использование экологического центра позволит сформировать у старших дошкольников обширные знания о живой и неживой природе, о связях в ней.  В каждой возрастной группе необходимо иметь достаточное количество природных материалов для поделок: листьев, крылаток клёна, каштанов, желудей, веточек, перьев. Дети младшего возраста изготавливают поделки вместе с воспитателем, старшие воспитанники  могут использовать  материалы для самостоятельного творчества. Но воспитатели обустраивают центры  природы в соответствии с программными требованиями и возрастом воспитанников.


Экологический центр для детей раннего возраста

Задачи :

  • ознакомление с живыми объектами ближайшего природного окружения;
  •  формирование представлений о наиболее характерных признаках внешнего вида и повадках животных;
  • о растении в общем, его особенностях и частях; также детям дают простые и понятные знания о временах года на основе наблюдений за изменениями в природе. Календарь природы для самых маленьких представляет четыре времени года Что должно быть в уголке: 3–4 растения с крупными листьями, хорошо различимым стеблем, ярко и долго цветущие (обыкновенная герань, фуксия, бегония вечноцветущая, примула, бальзамин, камелия, китайский розан);
  • календарь природы, в котором воспитатель отмечает время года картинкой с ясно различимыми сезонными признаками;
  • кукла в сезонной одежде и обуви; макеты овощей и фруктов; природный материал в контейнерах (каштаны, жёлуди, шишки, сухие листья);
  • дидактические игры природоведческого содержания, соответствующие возрасту детей («Кто это?», «Найди и назови», «Сложи картинку»);
  • предметные картинки с изображением животных, растений, явлений природы (котик, ёлочка, солнышко);
  •  инструменты для ухода за растениями, лейки, губки для вытирания пыли с листьев, которыми пользуется воспитатель, по возможности привлекая к труду детей.

           Следует поощрять желание детей исследовать разные материалы. Вместе с малышами стоит повторять названия растений и их частей, рассматривать и обговаривать изображения на картинках. Важно включать в природоведческие игры и наблюдения в уголке природы эмоциональные моменты, вызывающие позитивный отклик у детей: зайка (игрушка) мягкий, пушистый, давайте его погладим; цветочек (живой) расцвёл, хорошо пахнет, давайте осторожно понюхаем его, полюбуемся, какой он красивый.

Формирование центров экологического воспитания в ДОУ