Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«Патриотический текст как средство воспитания при подготовке к написанию изложения и сочинения на ОГЭ»

 

Патриотическое воспитание прививает ответственность

     за свою страну и ее будущее, призывая уважать свою 

                             историю и традиции, духовные ценности, культуру.

 Чувство патриотизма, система ценностей, нравственных 

ориентиров закладывается в человеке в детстве и юности.

Е. Д. Айпин

Ныне весь мир стоит на великом распутье:

 и духовно, и политически, и социально. 

Возродить Россию… могут только обновленные души.

 И. А. Ильин.

Пояснительная записка

Курс внеурочной деятельности «Патриотический текст как средство воспитания при подготовке к написанию изложения и сочинения на ОГЭ» направлен не только на освоение обучающимися навыков работы с текстом, но и на патриотическое воспитание детей для привития любви к Родине, ведь по окончанию школы каждый выпускник должен обладать целым рядом личностных характеристик. И первым пунктом в этом списке характеристик является именно патриотическая составляющая школьного образования: «…любящий свой край, Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции». Одной из важнейших «базовых ценностей российского общества», на основе которых в соответствии с требованиями ФГОС строится процесс обучения, является именно патриотизм.

Данный курс призван обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над текстами способов деятельности обучающихся и их подготовку к созданию собственных текстов: экзаменационного изложения и сочинения. 

Актуальность курса «Патриотический текст как средство воспитания при подготовке к написанию изложения и сочинения на ОГЭ» определяется, с одной стороны, необходимостью формирования читательской грамотности, что является важной сферой для современной школы, осуществляющей требования ФГОС, с другой стороны – обучающиеся будут воспитываться не на отрицании культуры своей страны и высмеивании истории своего государства, а научатся находить правильные ориентиры, формировать систему отношений к своей Родине. 

Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией при подготовке к изложению и сочинению в рамках итоговой аттестации по русскому языку. 

В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, а телевидение и компьютер, заменившие общение с книгой, не способствуют улучшению устной и письменной речи, особенно остро стоит задача мотивации обучения работе над текстом. 

Для успешного прохождения государственной итоговой аттестации необходима систематическая работа обучающихся с текстом не только на уроках русского языка и литературы, но и на элективных курсах.

Новизна программы элективного курса в том, что через работу над патриотическими текстами решаются два важных аспекта: подготовка к написанию изложения и сочинения и нравственно-патриотическое воспитание обучающихся. Я уверена, что все основы будущего гражданина закладываются в школе! Характеризуя создавшееся в стране положение, В.В. Путин говорит, что «утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения». В столь опасной ситуации происходит постепенное формирование нового – российского патриотизма, в котором должны гармонически сочетаться традиции героического прошлого и сегодняшние реалии жизни с учетом перспектив развития социума в обозримом будущем.

«Общий толковый словарь русского языка» трактует слово «патриотизм» так: «одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства; является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень её развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества». Педагогический энциклопедический словарь даёт следующее определение патриотизма: «…любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма».

 Тема патриотизма – сегодня важнейшая тема для нашей страны, для россиян. До недавнего времени многие «лжепатриоты» считали модным ругать прошлое нашей страны, напрочь забыв, что Родину надо любить, как свою мать. Видеороликами с высказываниями таких лжепатриотов о том, «как плохо живётся в России» изобилует Internet, их посматривают дети, которые не всегда правильно ориентируются в происходящем, так как наша жизнь стремительно меняется.

В последние годы вследствие кризисных явлений в социально-экономической, политической и культурной сферах общественной жизни произошел спад в процессе воспитания подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, способного и готового отстаивать ее интересы. В связи с этим проблема патриотического воспитания становится одной из самых актуальных и требует новых подходов. Патриотизм – это наша национальная идея, способная сплотить наше общество на пути укрепления могущества России. «Патриотизм – это главное.  Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете», – считает и глава нашего государства, В. В. Путин.

Сегодня, как никогда, необходимо помнить, что СССР одержал победу над фашизмом в годы Великой Отечественной войны во многом благодаря высочайшему духу патриотизма нашего народа, воспитанного на советской литературе и как можно чаще использовать в своей работе духовно-патриотические тексты. 

Формированию чувства патриотизма у обучающихся 9 класса поможет работа с текстами нравственно-патриотической направленности художественного и публицистического стиля известных российских писателей при подготовке к написанию изложения и сочинения. Любовь и уважение к родному краю невозможно привить, не прикоснувшись к творчеству того, кто пишет о Малой Родине, поэтому в программу включены тексты замечательного писателя Югры Еремея Даниловича Айпина. Анатолий Приставкин пишет: «Проза Айпина вызвана болезненным переживанием самого автора за судьбу родного края; она призывает к справедливости, к нравственности…». В своем творчестве Е.Д. Айпин поднимает проблемы нравственности и социальной справедливости, волнующие не только его народ, но и всех жителей нашей страны. Доминанта творчества известного писателя ханты Айпина – страстная и неослабевающая любовь к Малой Родине. Еремей Данилович уверен, что «Югра – Центр притяжения, опора государства».

Цель курса:

Формирование у обучающихся посредством работы с текстами социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание их в духе уважения к культуре и истории своей Родины, проявляющееся в созидательном процессе, направленном на укрепление государства.

Задачи:

Воспитывать любовь и уважение к своему краю, Родине; гордость за принадлежность к гражданам России.

Воспитывать личность гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.

Формировать патриотические чувства и гражданское сознание на основе текстов нравственно-патриотической направленности.

Развивать умение выбирать из исходного текста необходимую для комментария информацию в зависимости от стиля и типа речи исходного текста; умение определять проблему текстов и формулировать её разными способами; умение использовать приёмы сжатия текста; умения определять авторскую позицию в текстах с различной смысловой структурой, формулировать её разными способами (с помощью глаголов речи, с помощью способов передачи чужой речи);

Развивать навыки редактирования собственного сочинения и изложения, комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции.

Общая характеристика курса

Программа включает в следующие разделы: пояснительная записка, общая характеристика курса, планируемые результаты, содержание учебного курса, календарно-тематическое планирование, используемая литература.

Программа создана в соответствии Федеральным государственным стандартом основного общего образования, с учебным планом MБOУ Каменная СОШ, Программой школы, муниципальной программой Октябрьского района. Программа рассчитана на 35 часов для учащихся 9 класса (1 час в неделю).

Формы организации vчeбнoro процесса: занятия проводятся в учебном кабинете, оснащённом компьютерной техникой с доступом в Internet для работы с электронными ресурсами или при переходе на дистанционное обучение, если это будет необходимо.

Формы работы: индивидуальная, работа в парах, групповая работа

Использование технологий: проблемное обучение, технология развития функциональной грамотности, технология критического мышления, технология учебного диалога, ИКТ, технология проектно- исследовательского обучения

Методы: беседа, комментированное чтение, соотнесение текста с текстом, практическая работа, комплексный анализ текста, кейс-метод, эвристический метод, публичное выступление, коллективные и индивидуальные исследования проектов.

Методы контроля: оценочные листы для самооценки, взаимооценки, оценочный лист групповой работы.

Приемы обучения работы с текстом: «Прогнозирование», «Займи позицию», «Исследовательская лаборатория», «Напиши письмо», «Письменная дискуссия».

Планируемые результаты освоения элективного курса

 Личностные результаты

  1. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
  2. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми, развитие способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому совершенствованию; умение выделять поставленную автором проблему и выражать свою позицию к ней; Умение понимать нравственную идею текста: необходимость знать историю своей страны.

Метапредметные результаты

Регулятивные

  1. Способность самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

 Познавательные:

  1.  Способность извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, пользоваться ресурсами Internet;
  2.  Овладение приемами отбора и систематизации материала, умение вести самостоятельный поиск информации;
  3.  Умение грамотно цитировать источники информации, оформлять цитаты;
  4.  Формирование навыка смыслового чтения, выделения нужной информации из текстов разных видов;

Коммуникативные

  1.  Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  2.  Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
  3.  Умение вести диалог. Участие в обсуждениях актуальных тем, используя приемы аргументации и объяснения своей позиции.

Предметные результаты

  1.  Овладение приемами анализа текста, формирование умений воспринимать, критически оценивать прочитанное на уровне интеллектуального осмысления.
  2.  Совершенствование навыков составления плана текста, конспектирования, цитирования источников информации.

Содержание курса

Вводное занятие. 1 ч.

Вводное занятие. Цели и задачи курса. 

Сжатое изложение. Основные приёмы компрессии текста. 14 ч.

Алгоритм написания изложения. Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста. Разбор текста. Составление плана. Выделение микротем. Абзацное членение. Подготовка рабочих материалов к изложению. Особенности сжатого изложения. Подготовка к написанию сжатого изложения. Обучение приемам компрессии текста. Отработка приёмов сжатия текста: исключение, обобщение, упрощение.

Сочинение на лингвистическую тему. 6 ч.

Критерии оценки задания. Структура сочинения на лингвистическую тему. Учимся формулировать тезис. Учимся аргументировать и делать вывод.

Сочинение-рассуждение по тексту. 12 ч.

Критерии оценивания сочинения-рассуждения. Учимся формулировать тезис. Учимся аргументировать и писать вывод рассуждения.

Рекомендации учителя по написанию сочинения. Практическое занятие. Итоги. 1 ч.

 

Календарно-тематическое планирование

№ п/п Тема Ресурсы к 

 уроку

Кол-во часов Дата
План Факт
1 Вводный урок. Цели и задачи курса. Приложение 4 Инструкция «Как писать изложение» 1
2 Сжатое изложение. Понятие компрессии (сжатия) текста, приёмы компрессии текста. Примеры. Мультимедийная обучающая презентация. Сжатое изложение.

(Приложение 2, 3) 

1
3 Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста Типовые экзаменационные варианты. Текст  для изложения к варианту 11 по Ю. М. Нагибину (Приложение 2) 1
4 Роль абзаца в сочинении. Абзацное членение текста. 1
5 Содержательные приемы сжатия текста: разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации.

Содержательные приемы сжатия текста: компрессия исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее).

Мультимедийная презентация «Приёмы сжатия текста» (Приложение 3, 4)) 1
6 Языковые приемы компрессии исходного текста. Замена. Исключение. Слияние (сочетания).

Замена однородных членов обобщающим наименованием.

Замена фрагмента предложения синонимичным выражением.

 

Мультимедийная презентация «Приёмы сжатия текста» и тексты из (Приложение 3 и 4)

1
7 Замена предложения или его части указательным местоимением.

Замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.

Мультимедийная презентация «Приёмы сжатия текста» и тексты из (Приложение 3 и 4) 1
8 Замена сложноподчиненного предложения простым. Мультимедийная презентация «Приёмы сжатия текста» и тексты из (Приложение 3 и 4) 1
9 Языковый прием сжатия текста – исключение. Исключение повторов. Мультимедийная презентация «Приёмы сжатия текста» и тексты из (Приложение 3 и 4) 1
10 Исключение фрагмента предложения Мультимедийная презентация «Приёмы сжатия текста» и тексты из (Приложение 3 и 4) 1
11 Исключение одного или нескольких синонимов Мультимедийная презентация «Приёмы сжатия текста» и тексты из (Приложение 3 и 4) 1
12 Языковый прием сжатия текста – сочетание. Сочетание исключения и обобщения (объединения). Мультимедийная презентация «Приёмы сжатия текста» и тексты из (Приложение 3 и 4) 1
13 Сочетание исключения и замены. Типовые экзаменационные варианты. Текст для изложения к варианту 30 1
14 Сочетание замены, исключения и объединения. Типовые экзаменационные варианты. Текст для изложения к варианту 31 1
15 Зачет. Практическая работа. Написание сжатого изложения. Аудиозапись текста патриотической направленности 1
16 Сочинение на лингвистическую тему. Структура сочинения на лингвистическую тему. Мультимедийная обучающая презентация «Сочинение. Выбор одного из трёх предложенных заданий» 1
17-18 Учимся формулировать тезис. Типовые экзаменационные варианты. Вариант 1. Часть 3 9.2  2
19 Учимся аргументировать.  

Типовые экзаменационные варианты. Вариант 5. Часть 3 9.2

1
20 Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему. Типовые экзаменационные варианты. 

Вариант 1. Часть 3 9.2

1
21 Зачет. Практическая работа. Написание сочинения на лингвистическую тему. Типовые экзаменационные варианты. Вариант 18. Часть 3 9.2 1
22 Сочинение-рассуждение. Критерии оценки. Алгоритм работы над сочинением. Мультимедийная обучающая презентация «Сочинение. Выбор одного из трёх предложенных заданий» 1
23-24 Учимся формулировать тезис сочинения-рассуждения. Тексты для индивидуальной и групповой работы (Приложение 5, 7,8) 2
25-26 Учимся аргументировать и писать вывод сочинения – рассуждения. Тексты для индивидуальной и групповой работы (Приложение 5,7,8) 2
27 Языковые явления в теоретической интерпретации тезиса. 1
28-29 Средства речевой выразительности. (Приложение 5,7,8) 2
30 Наличие аргументов. Способы оформления. Примеры-аргументы из жизненного опыта. Задание по развитию функциональной грамотности (Приложение 6) 1
31 Речевые клише. 1
32 Подготовка к сочинению- рассуждению.
33 Зачет. Практическая работа. Написание сочинения-рассуждения. Типовые экзаменационные варианты. 

Вариант 5. Часть 3 9.3

Вариант 16. Часть 3 9.3

1
34 Итоговая конференция «Мои успехи» Листы оценивания (Приложение 9)

Карта личных достижений (Приложение 10)

1
Итого 34

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Для педагога:

ФИПИ. ОГЭ Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. Под редакцией И. П. Цыбулько, Р. А. Дощинского, М., Национальное образование, 2023

ФГОС. Поурочные разработки по русскому языку к УМК С. Г. Бархударова 9 класс. Пособие для учителя. Новое издание. Приложения «Материалы для консультаций по подготовке к ОГЭ». Автор: Н. В. Егорова, М., ВАКО, 2021

Для обучающихся:

ФИПИ. ОГЭ Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. Под редакцией И. П. Цыбулько, Р. А. Дощинского, М., Национальное образование, 2023

«Как проводится изложение», «Как слушать текст изложения (советы для учащихся)», «Как выполнять третью часть работы», «Как оцениваются изложение и сочинение» (из приложения 1 «Материалы для консультаций по подготовке к ОГЭ». Автор: Н. В. Егорова, М., ВАКО, 2021)

Тексты для изложений с учётом формата ОГЭ (из приложения 2 «Материалы для консультаций по подготовке к ОГЭ». Автор: Н. В. Егорова, М., ВАКО, 2021)

 Мультимедийные пособия

Мультимедийная обучающая презентация «Сжатое изложение»

Мультимедийная обучающая презентация «Приемы сжатия текста»

Мультимедийная обучающая презентация «Сочинение. Выбор одного из трёх предложенных заданий»

Технические средства

Интерактивная доска 

Компьютер с подключением к сети интернет

Мультимедийный проектор

Список документов

  1. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования”
  2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. М., 2022
  3. Указа Президента РФ от 02.07.2021 N 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» (пункты 10,11)

     4.Концепция гражданско-патриотического воспитания граждан Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

 

Рабочая программа внеурочной деятельности«Патриотический текст как средство воспитания при подготовке к написанию изложения и сочинения на ОГЭ»