ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С МОЛОДЫМ ПЕДАГОГОМ
Чтобы взаимодействие с молодыми специалистами было конструктивным и приносило желаемый эффект, педагогу-наставнику необходимо помнить о правилах общения, которые необходимо соблюдать.
Не приказывать. Наставник должен помнить, что фраза, содержащая обязательство какого-либо рода, вызывает протест. В процессе общения с молодыми учителями следует отказаться от фраз типа «вы должны», «вам необходимо», «вам нужно» и т. п. Естественной их реакцией на эту фразу могут стать слова: «Ничего я вам не должен. Как хочу, так и работаю!»
Не угрожать. Любая угроза – это признак слабости. Угроза со стороны наставника – это еще и признак педагогической несостоятельности, некомпетентности. Угрозы или ультиматум со стороны учителя-наставника провоцируют конфликт. «Если Вы не будете выполнять мои требования, то…» – подобные замечания свидетельствуют о неумении наставника аргументировать свою педагогическую позицию, о непонимании ситуации, об отсутствии дипломатических навыков общения. Этот прием не способствует установлению отношений сотрудничества и взаимопонимания между наставником и подопечным.
Не проповедовать. «Ваш профессиональный долг обязывает…», «На Вас лежит ответственность…» – эти воззвания чаще всего являются пустой тратой времени. Они не воспринимаются и не осознаются молодыми специалистами как значимые, вследствие их абстрагированности от реальной педагогической ситуации.
Не поучать. Наставник должен помнить о том, что нет ничего хуже, чем навязывать свою собственную точку зрения собеседнику («если бы Вы послушали меня, то…», «если бы Вы последовали примеру….»).
Не подсказывать решения. Наставник не должен «учить жизни» молодого педагога. «На Вашем месте я бы…» – эта и подобные ей фразы не стимулируют процесс профессиональной поддержки, поскольку произносятся чаще всего с оттенком превосходства и ущемляют, таким образом, самолюбие молодого педагога.
Не выносить суждений. Высказывания со стороны наставника типа «Вы должны сменить место работы», «Вы слишком мало внимания уделяете работе» чаще всего наталкиваются на сопротивление и протест молодых педагогов, даже в тех случаях, когда они абсолютно справедливы.
Не оправдывать и не оправдываться. Наставник потеряет значительную долю своего влияния, если будет строить свое взаимодействие с подопечными на основе этих приемов общения. «Вы организовали и провели занятие не так уж плохо, как кажется на первый взгляд» – данная форма оправдания, конечно, снимает некоторое напряжение в отношениях, но делает существующую профессиональную проблему менее значимой для молодого педагога.
Не ставить «диагноз». «Вам нельзя работать в детском саду, Вы слишком эмоциональны» – такая фраза опытного педагога непременно насторожит молодого педагога и настроит его против наставника.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН НАСТАВНИЧЕСТВА
на 2019-2020 уч год
Сведения о педагоге – наставнике
Наставник: Самохвалова Т.В.
Педагогический стаж: Общий педагогический стаж 31 год, стаж по данной специальности 21 год.
Место работы: АНО ДО «Город Детства»
Должность: педагог-психолог
Сведения о молодом специалисте
Молодой специалист: Тихонова О.В.
Место работы: АНО ДО «Город Детства»
Должность: педагог-психолог
Цель наставничества:
создание условий для самореализации молодого специалиста, для приобретения им практических навыков, необходимых для психолого-педагогической деятельности.
Задачи:
– создание атмосферы поддержки в педагогическом коллективе;
– оказание методической помощи молодому педагогу в развитии профессиональных умений и навыков: приобретение навыков практической деятельности, планирование и организация психологической деятельности;
– формирование потребности и мотивации в постоянном саморазвитии и самосовершенствовании, в непрерывном самообразовании;
– воспитание исполнительской дисциплины и чувства ответственности.
Формы работы:
-беседы;
-собеседования;
-тренинговые занятия;
-методические консультации;
-взаимопосещение занятий;
-анкетирование, тестирование;
-участие в разных мероприятиях;
-прохождение курсов, посещение семинаров.
Планирование составляется по следующим направлениям:
– организационные вопросы;
– планирование работы педагога-психолога и организация психологической службы в условиях реализации ФГОС;
– планирование и организация методической работы;
– работа со документацией;
– работа по саморазвитию;
– контроль за деятельностью молодого специалиста.
Содержание деятельности:
- Диагностика затруднений молодого специалиста и выбор форм оказания помощи на основе анализа его потребностей;
- Планирование и анализ деятельности;
- Разработка рекомендаций о содержании, методах и формах организации воспитательно-образовательной деятельности;
- Помощь молодому специалисту в повышении эффективности организации психологической работы;
- Организация встреч с опытными педагогами, демонстрация опыта успешной психолого-педагогической деятельности;
Ожидаемые результаты:
- активизация практических, индивидуальных, самостоятельных профессиональных навыков;
- повышение профессиональной компетентности педагога-психолога в вопросах педагогики и психологии;
- использование в работе начинающего педагога-психолога новых психолого-педагогических технологий.
План работы «Наставничество»
№ | Содержание | Форма проведения | Сроки | |
1 | Изучение документов, регламентирующих деятельность педагога-психолога (законодательно-правовые акты и нормативные документы, организационно-методическая документация, специальная документация). | Консультирование | сентябрь | |
2 | Оказание практической помощи в составлении плана работы, рабочей программы. | Консультирование | сентябрь | |
3 | Изучение ФГОС для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. | Консультирование | сентябрь | |
4 | Особенности работы дошкольного педагога- психолога с детьми с ОВЗ | Наблюдение за процессом диагностики.
Посещение НОД наставника |
сентябрь
октябрь ноябрь |
|
5 | Выбор методической темы по самообразованию. Формулирование запроса на прохождение курсов | Подбор литературы, теоретическое обоснование Методическая помощь | октябрь | |
6 | Консультация по вопросам организации работы с родителями | Подбор литературы
Анализ работы наставника с сайтом организации Методическая помощь |
октябрь | |
7 | Особенности работы с детьми с ОВЗ | Психологические рекомендации | ноябрь | |
8 | Анкетирование,
тестирование |
Анкетирование.
Выявление профессиональных затруднений, положительного опыта в работе, определение степени комфортности педагога в коллективе |
ноябрь | |
9 | Диагностика (по плану работы дошкольного педагога-психолога) | Диагностическая работа. Рекомендации |
декабрь | |
10 | Анализ деятельности по плану работы за полугодие |
Отчет наставника о работе с молодым педагогом. | декабрь | |
11 | Посещение занятий молодого педагога с целью оказания методической помощи | январь
февраль |
||
12 | Организация взаимопосещений.
Обучение самоанализу. |
март | ||
13 | Консультация по вопросам организации работы с педагогическим коллективом | апрель | ||
14 | Обучение составлению отчетности по окончании года. | Работа с отчетной документацией Консультирование | май | |
15 | Индивидуальные консультации по выявленным затруднениям, по запросу молодого специалиста. | в течение года | ||
16 | Подготовка к работе в летнее-оздоровительный период | Изучение опыта работы и традиций АНО ДО, литературы
Составление плана |
май |
Составила наставник педагог- психолог Самохвалова Т.В.
Ознакомлена наставляемый педагог- психолог Тихонова О.В.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН НАСТАВНИЧЕСТВА
на 2020-2021 уч год
Сведения о педагоге – наставнике
Наставник: Самохвалова Т.В.
Педагогический стаж: Общий педагогический стаж 32 года, стаж по данной специальности 22 года.
Место работы: АНО ДО «Город Детства»
Должность: педагог-психолог
Сведения о молодом специалисте
Молодой специалист: Тихонова О.В.
Место работы: АНО ДО «Город Детства»
Должность: педагог-психолог
Стаж работы: 1 год
Цель наставничества:
создание условий для самореализации молодого специалиста, для приобретения им практических навыков, необходимых для психолого-педагогической деятельности.
Задачи:
– создание атмосферы поддержки в педагогическом коллективе;
– оказание методической помощи молодому педагогу в развитии профессиональных умений и навыков: приобретение навыков практической деятельности, планирование и организация психологической деятельности;
– формирование потребности и мотивации в постоянном саморазвитии и самосовершенствовании, в непрерывном самообразовании;
– воспитание исполнительской дисциплины и чувства ответственности;
-помощь педагогу преодолеть стеснение при взаимодействии с родителями, детьми, коллегами;
Формы работы:
-беседы;
-консультирование;
-тренинговые занятия;
-методические консультации;
-взаимопосещение занятий;
-анкетирование, тестирование;
-самооанализ;
-самостоятельные мероприятия;
-прохождение курсов, посещение семинаров.
Планирование составляется по следующим направлениям:
– организационные вопросы;
– планирование работы педагога-психолога и организация психологической службы в условиях реализации ФГОС;
– планирование и организация методической работы;
-организация самостоятельной деятельности молодого специалиста в проведении различных мероприятий;
– работа со документацией;
– работа по саморазвитию;
– контроль за деятельностью молодого специалиста.
Содержание деятельности:
- Диагностика затруднений молодого специалиста и выбор форм оказания помощи на основе анализа его потребностей;
- Планирование и анализ деятельности;
- Разработка рекомендаций о содержании, методах и формах организации воспитательно-образовательной деятельности;
- Помощь молодому специалисту в повышении эффективности организации психологической работы;
- Организация встреч с опытными педагогами, демонстрация опыта успешной психолого-педагогической деятельности;
- Сотрудничество с опытными педагогами-психологами других дошкольных учреждений.
Ожидаемые результаты:
- активизация практических, индивидуальных, самостоятельных профессиональных навыков;
- повышение профессиональной компетентности педагога-психолога в вопросах педагогики и психологии;
- использование в работе начинающего педагога-психолога новых психолого-педагогических технологий.
План работы «Наставничество»
№ | Содержание | Форма проведения | Сроки |
1 | Анализ запроса наставляемого по итогам анкетирования и анализа проделанной работы за прошлый учебный год | Анкетирование
беседа Работа с документацией |
сентябрь |
2 | Оказание консультативной помощи в составлении плана работы, рабочей программы. | Консультирование | сентябрь |
3 | Анализ работы по реализации плана по самообразованию, выбор необходимых курсов | Индивидуальная работа с составлением анализа Консультирование | сентябрь |
4 | Особенности работы дошкольного педагога- психолога с детьми с тревожностью | Наблюдение за процессом адаптации
Составление запроса к наставнику по теме |
сентябрь
октябрь |
5 | Изучение литературы по формам работы с тревожностью в сенсорной комнате | Подбор литературы, теоретическое обоснование Методическая помощь
Организация совместных выступлений |
октябрь |
6 | Транслирование в педагогическом сообществе опыта деятельности | Анализ плана работы методической лаборатории.
Выбор площадок для транслирования опыта |
октябрь |
7 | Диагностика (по плану работы дошкольного педагога-психолога) | Самостоятельная диагностическая работа. Определение трудностей Рекомендации |
декабрь |
8 | Посещение занятий молодого педагога с целью оказания методической помощи | январь
февраль |
|
9 | Консультация по вопросам организации родительский собраний | Посещение мероприятия, проводимого наставником.
Составление собственного конспекта проведения родительского собрания |
апрель |
10 | Анализ проделанной работы за учебный год | Работа с отчетной документацией Консультирование | май |
11 | Индивидуальные консультации по выявленным затруднениям, по запросу молодого специалиста. | в течение года | |
12 | Знакомство с работой ППк и
проведением ПМПК |
Наблюдение, помощь в проведении | июнь |
Составила наставник педагог- психолог Самохвалова Т.В.
Ознакомлена наставляемый педагог- психолог Тихонова О.В.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН НАСТАВНИЧЕСТВА
на 2021-2022 уч год
Сведения о педагоге – наставнике
Наставник: Самохвалова Т.В.
Педагогический стаж: Общий педагогический стаж 33 года, стаж по данной специальности 23 года.
Место работы: АНО ДО «Город Детства»
Должность: педагог-психолог
Сведения о молодом специалисте
Молодой специалист: Тихонова О.В.
Место работы: АНО ДО «Город Детства»
Должность: педагог-психолог
Стаж работы: 2 года
Цель наставничества:
создание условий для самореализации молодого специалиста, для приобретения им практических навыков, необходимых для психолого-педагогической деятельности.
Задачи:
- Оказание методической помощи в повышении уровня организации коррекционно-образовательной деятельности;
- Изучение нормативно-правовой документации;
- Изучение форм и методов работы с детьми с детьми с ОВЗ;
- Изучение механизмов использования дидактического и наглядного материала;
- Использование коррекционных и здоровьесберегающих технологий во время НОД;
- Вселить педагогический оптимизм в период профессиональной деятельности.
Формы работы:
-беседы;
-собеседования;
-тренинговые занятия;
-методические консультации;
-взаимопосещение занятий;
-анкетирование, тестирование;
-участие в разных мероприятиях;
-выступление на мероприятиях профессионального мастерства;
-прохождение курсов, посещение семинаров.
Планирование составляется по следующим направлениям:
– организационные вопросы;
– планирование работы педагога-психолога и организация психологической службы в условиях реализации ФГОС;
– планирование и организация методической работы;
– работа со документацией;
– работа по саморазвитию;
– контроль за деятельностью молодого специалиста.
Содержание деятельности:
- Диагностика затруднений молодого специалиста и выбор форм оказания помощи на основе анализа его потребностей;
- Планирование и анализ деятельности;
- Разработка рекомендаций о содержании, методах и формах организации воспитательно-образовательной деятельности;
- Помощь молодому специалисту в повышении эффективности организации психологической работы;
- Организация встреч с опытными педагогами, демонстрация опыта успешной психолого-педагогической деятельности;
- Сотрудничество с опытными педагогами-психологами других дошкольных учреждений.
- Создание условий и мотивации для профессионального роста.
Ожидаемые результаты:
- активизация практических, индивидуальных, самостоятельных профессиональных навыков;
- повышение профессиональной компетентности педагога-психолога в вопросах педагогики и психологии;
- использование в работе педагога-психолога новых психолого-педагогических технологий.
План работы «Наставничество»
№ | Содержание | Форма проведения | Сроки |
1 | Изучение документов, регламентирующих деятельность педагога-психолога (законодательно-правовые акты и нормативные документы, организационно-методическая документация, специальная документация). | Самостоятельная работа | сентябрь |
2 | Анализ запроса наставляемого по итогам анкетирования и анализа проделанной работы за прошлый учебный год | Анкетирование
беседа Работа с документацией |
сентябрь |
3 | Изучение нормативно- правовой документации по сопровождению детей с ОВЗ. Составление ИПР по итогам диагностики. Знакомство с положением о ПМПК | Самостоятельная работа
Консультирование |
сентябрь |
4 | Анализ работы по реализации плана по самообразованию | Индивидуальная работа с составлением анализа Консультирование | сентябрь |
5 | Подготовка документации для проведения ПМПК | Анализ документации
Обучение составлению заключения на ПМПК |
сентябрь |
6 | Создание авторских методических пособий | Изучение литературы, Методическая помощь | октябрь |
7 | Транслирование в педагогическом сообществе опыта деятельности | Анализ плана работы методической лаборатории.
Выбор площадок для транслирования опыта |
октябрь |
8 | Диагностика (по плану работы дошкольного педагога-психолога) | Самостоятельная диагностическая работа. Определение трудностей Рекомендации |
декабрь |
9 | Посещение занятий молодого педагога с целью оказания методической помощи | январь
февраль |
|
10 | Проведениеродительских собраний | Родительский тренинг | апрель |
11 | Анализ проделанной работы за учебный год | Работа с отчетной документацией Консультирование | май |
12 | Индивидуальные консультации по выявленным затруднениям, по запросу молодого специалиста. | в течение года |
Составила наставник педагог- психолог Самохвалова Т.В.
Ознакомлена наставляемый педагог- психолог Тихонова О.В.
ПАМЯТКА НАСТАВНИКУ
Перед Вами стоит интересная и творческая задача – помочь начинающему
педагогу, в отношении которого осуществляется наставничество, познакомиться с системой образования, образовательной организацией, включиться в образовательный процесс, создать для него комфортную и дружескую атмосферу. В этом Вам помогут рекомендации, представленные ниже.
Наставником является опытный педагог, назначаемый ответственным за
профессиональную адаптацию молодого специалиста. Задача наставника заключается в том, чтобы помочь наставляемому почувствовать себя комфортно в новом коллективе, выполнить организационные мероприятия, связанные с его назначением на должность, а также передать ему опыт и знания, необходимые в профессиональной деятельности, способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности педагога.
Рекомендации по первичной адаптации наставляемого
- Расскажите наставляемому, какая форма обращения принята в Вашей
организации и системе образования в целом.
- Расскажите наставляемому об организационной структуре образовательной
организации и вышестоящих органах управления образования.
- Ознакомьте наставляемого с разделами официального сайта Минпроса России и регионального министерства просвещения (образования и науки), органа управления образования, Ресурсного центра, образовательной организации, научите работать с ними.
- Проявите интерес к личности обучаемого, поинтересуйтесь его предыдущим местом работы (учебы), семьей, профессиональными достижениями, увлечениями.
- Обратите внимание на проблемы, с которыми чаще всего сталкиваются молодые педагоги, а также педагоги, которые имели длительный перерыв в работе, или перешедшие из другой области деятельности:
– правила внутреннего распорядка;
– требования к ведению документации;
– ТСО и ИКТ (инструктирование по правилам пользования, технике безопасности, возможности использования в практической деятельности);
– механизм использования (заказа или приобретения) дидактического, наглядного и других материалов;
– подготовка, проведение и анализ НОД;
– выбора оптимальных форм, методов и приемов обучения;
– неумение точно рассчитать время;
– логично выстроить последовательность этапов;
– затруднения при объяснении материала;
– требуется довольно много времени на установление контакта с детьми;
– не удается правильно задать психологическую дистанцию в общении с детьми: отношения выстраиваются либо формальные, либо неоправданно близкие;
– трудности с поддержанием рабочей дисциплины во время занятий и мероприятий;
– не могут быстро перестроиться во время занятий, как того требует ситуация;
– неумение реагировать в ситуациях, когда дети ведут себя грубо и неуважительно по отношению к молодому учителю;
– корпоративная культура;
– отсутствие взаимопонимания с коллегами;
– трудности построения взаимоотношений с родителями;
– затруднения в выборе нужного стиля общения с родителями разного пола,
возраста, социального положения;
– недоверие со стороны родителей;
– проблемы с сохранение эмоционального равновесия в общении с настойчивыми, агрессивно или неуважительно настроенными родителями детей;
– неумение находить нужные слова для того, чтобы сформулировать родителям проблемы их детей;
– сложно выступать перед родительской аудиторией, когда на тебя смотрит столько пристрастных глаз.
Рекомендации наставнику по работе с наставляемым
- Вместе с начинающим педагогом глубоко проанализируйте учебные программы и объяснительные записки к ним.
- Помогите составить календарно-тематический план.
- Окажите помощь в подготовке к занятиям, особенно к первым, к первой встрече с учащимися. Наиболее трудные темы разрабатывать вместе.
- Вместе готовьте и подбирайте дидактический материал, наглядные пособия, упражнений, игровой материал.
- Посещайте занятия молодого учителя с последующим тщательным анализом, приглашайте его на свои, совместно их обсуждайте.
- Помогите в подборе методической литературы для самообразования и в его
организации.
- Делитесь опытом без назидания, а путем доброжелательного показа образцов работы.
- Помогайте наставляемому своевременно, терпеливо, настойчиво. Никогда не забывайте отмечать положительное в его работе.
- Учите не копировать, не надеяться на готовые разработки, а вырабатывать
собственный педагогический почерк.
- При поручении заданий наставляемому поинтересуйтесь, как продвигается их выполнение, и окажите помощь в случае возникновения затруднений.
- Будьте доброжелательны к Вашему коллеге и внимательны к его нуждам.
Будьте готовы отвечать на все возникающие у него вопросы. Проявляйте терпение и уважение к нему. Помните, что именно Вам поручена ответственная и непростая задача по его адаптации в организации и именно от Вас зависит, насколько удачно сотрудник вольется в коллектив.
Рекомендации для наставника по общению с наставляемым
- Старайтесь использовать скорее проблемно-ориентированные, чем личностно- ориентированные утверждения, то есть обращайте большее внимание на действия наставляемого и старайтесь давать характеристику событиям и этим действиям, а не его личности. Используйте описательные, а не оценочные высказывания. Объективно описывайте произошедшую ситуацию, а также свою реакцию на педагогические действия и их последствия. Предлагайте приемлемые альтернативы.
- При общении с наставляемым старайтесь подчеркивать уважение к нему,
проявлять гибкость, непредвзятость и открытость новым идеям. Стремитесь не к доминированию, а к равноправному двустороннему обмену информацией. Определите области взаимного согласия или позитивные характеристики нового коллеги прежде, чем говорить о возможных разногласиях или негативных характеристиках. Сформулируйте у
него позитивное отношение к работе в организации и коллективу, поддержите его энтузиазм и уверенность в себе, найдите повод, чтобы его похвалить.
- В процессе наставничества делайте особый акцент на сферах, подконтрольных наставляемому, а не на тех факторах, которые не могут быть изменены или находятся вне сферы его компетенции.
- Ваши утверждения должны отражать Ваше мнение, то есть носить личный
характер, добивайтесь того же и от наставляемого. Старайтесь не заменять слово «я» безликим понятием «руководство».
- Демонстрируйте поддерживающее выслушивание нового коллеги.
Обеспечивайте контакт «глаза в глаза» и применяйте навыки невербального общения. Используйте те или иные реакции в зависимости от того, к какому типу может быть отнесена данная ситуация: к наставничеству или к консультированию.
ПАМЯТКА ДЛЯ АНАЛИЗА МЕТОДОВ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА
- Пронаблюдать, кто из детей и в связи с чем испытывал чувство успеха.
Зафиксировать конкретно. Признаки переживания успеха: радость, душевный подъем, желание закрепить или улучшить результат.
- Пронаблюдать, кто из детей и в связи с чем пережил чувство неудачи.
Зафиксировать конкретно. Признаки переживания неудачи: подавленное настроение, снижение активности, растерянность, уход в себя и др.
III. Что делает педагог для создания во время НОД атмосферы, побуждающей
дошкольников к достижениям:
– ставит перед воспитанниками умеренно трудные цели, соответствующие их
возможностям;
– чтобы добиться успеха, дети вынуждены прикладывать определенные
волевые усилия;
– достижение успеха не требует от дошкольников слишком большого напряжения и приложения чрезмерных усилий;
– создает на занятии атмосферу эмоционального подъема и раскрепощенности;
– осуществляет соревнование между группами или воспитанниками с равными возможностями;
– объективно подчеркивает успешность воспитанников, развивает в них уверенность в возможности улучшения результатов;
– проявляет искреннюю заинтересованность в успехах воспитанников;
– сам проявляет желание достичь более высоких результатов в педагогической
деятельности: анализирует и критически оценивает достигнутое, вносит
изменения, стремясь улучшить результаты;
- Какие удачные речевые обороты и действия и как часто использует педагог
для развития у дошкольников стремления к достижению успеха. Проанализировать, сколько раз, кого и как побуждает к успеху.
- Почему дети редко переживают чувство успеха:
– педагог ставит слишком трудные цели;
– педагог ставит слишком легкие цели;
– дети практически все время работают под руководством педагога и в
результате не считают себя причиной достигнутых успехов;
–не используются игровые методы, нет состязательности;
– педагог побуждает детей к учебе через чувство страха, вызывая желание
действовать, чтобы избежать наказания или неудачи;
- Действия и обороты речи педагога, которые вызывают у дошкольников чувства неудачи, неверия в себя, свои возможности. Как часто и по отношению к кому их использует педагог.
VII. Атмосфера, преобладающая на учебном занятии в целом:
– побуждение воспитанников к достижениям;
– неуверенность в себе и боязнь неудачи;
– отсутствие напряжения, которое в равной степени как не вызывает желания
достичь больших успехов, так и избежать неудач.
ОТЧЕТ-АНКЕТА НАСТАВНИКА О РЕЗУЛЬТАТАХ РАБОТЫ НАСТАВЛЯЕМОГО
Уважаемый наставник! Предлагаем вам принять участие в оценке наставничества
__________________________________________________________
(Ваши ФИО)
__________________________________________________________
(ФИО лица, в отношении которого осуществлялось наставничество)
Ваши ответы помогут при определении степени готовности лица, в отношении которого осуществлялось наставничество, к самостоятельному выполнению должностных обязанностей, выявлении эффективных методов обучения и наиболее типичных трудностей, с которыми сталкивается сотрудник на новом месте работы.
Используя шкалу от 1 до 10 (где 10 – максимальная оценка, 1 – минимальная
оценка), проведите оценку по нижеследующим параметрам.
- Достаточно ли было времени, проведенного вами с лицом, в отношении которого осуществлялось наставничество, для получения им необходимых знаний и навыков?
- Насколько точно следовало вашим рекомендациям лицо, в отношении которого осуществлялось наставничество?
- В какой степени затраченное на наставничество время было посвящено
проработке теоретических знаний?
- В какой степени затраченное на наставничество время было посвящено
проработке практических навыков?
- Насколько, по вашему мнению, лицо, в отношении которого осуществлялось наставничество, готово к самостоятельному исполнению должностных обязанностей благодаря пройденному наставничеству?
- Каков на данный момент, на ваш взгляд, уровень профессионализма лица, в отношении которого осуществлялось наставничество?
- Какой из аспектов адаптации, на ваш взгляд, является наиболее важным для нового сотрудника при прохождении наставничества? (расставьте баллы от 1 до 10 для каждого из параметров)
Помощь при вхождении в коллектив, знакомство с принятыми правилами
поведения
Освоение практических навыков работы
Изучение теории, выявление пробелов в знаниях
Освоение административных процедур и принятых правил делопроизводства
- Какой из используемых вами методов обучения вы считаете наиболее
эффективным (расставьте баллы от 1 до 10 для каждого из методов)
Самостоятельное изучение наставляемым материалов и выполнение заданий, ответы наставника на возникающие вопросы по электронной почте
В основном самостоятельное изучение обучаемым материалов и выполнение заданий, ответы наставника на возникающие вопросы по телефону
Личные консультации в заранее определенное время
Личные консультации по мере возникновения необходимости
Поэтапный совместный разбор практических заданий
- Оцените, в какой мере лицо, в отношении которого осуществлялось
наставничество, следует общепринятым правилам и нормам поведения и работы
- Какие наиболее важные для успешного и самостоятельного выполнения
должностных обязанностей, на ваш взгляд, знания и навыки вам удалось передать лицу, в отношении которого осуществлялось наставничество? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Использовались ли вами какие-либо дополнительные методы, помимо
перечисленных (если да, то перечислите их)? ___________________________
__________________________________________________________________
- Кратко опишите ваши предложения и общие впечатления от работы с лицом, в отношении которого осуществлялось наставничество: __________________________________________________________________
______________________ __________ ________________________
Наставник _________________________________________________________
______ __________________20___г.
КОДЕКС НАСТАВНИКА
- Наставник помогает наставляемому осознать свои сильные и слабые стороны и определить векторы развития.
- Наставник ориентируется на близкие, достижимые для наставляемого цели, но обсуждает с ним также долгосрочную перспективу и будущее; четко и понятно формулирует задачи, которые ставит перед наставляемым.
- Наставник является примером жизни, поведения и ценностей для наставляемого. Все, что он требует от наставляемого, должен знать и уметь сам.
- Наставник постоянно работает над повышением своего профессионального и культурного уровня.
- Наставник является руководителем процесса обучения, а не руководителем
наставляемого. Он предлагает помощь в достижении целей и потребностей наставляемого и указывает на риски и противоречия.
- Наставнические отношения формируются в условиях доверия,
взаимообогащения, открытого диалога, который ведется на равных и дипломатично.
- Наставник не навязывает наставляемому собственное мнение и позицию, но стимулирует развитие у наставляемого индивидуального видения.
- Наставник не обсуждает со своим наставляемым (стажером) личные качества и недостатки своих коллег и руководителей.
- Наставник не обсуждает со своими коллегами личные качества и недостатки наставляемого; соблюдает обоюдные договоренности, не выходит за допустимые рамки субординации и не разглашает информацию, которую передает ему наставляемый.
- Наставник творчески подходит к выполнению своей работы, используя
различные способы обучения, наставляемого и помощи ему в развитии прикладных умений и компетенций.
- Наставник не боится признавать свои ошибки.
- Наставник помогает наставляемому преодолевать плохое настроение и
неудачи, мотивирует, ободряет его и хвалит, если проделанная им работа заслуживает одобрения.
- Наставник не допускает, чтобы его плохое настроение и неудачи сказывалось на работе с наставляемым (стажером).
- Наставник всегда дает обратную связь, как положительную, так и
отрицательную.
План мероприятий (дорожная карта)
реализации региональной программы многофункционального наставничества педагогических работников в АНО ДО – д/с «Город Детства» на 2021-2022 учебный год
Основные задачи:
– организационно-методическое, информационное сопровождение в реализации основных региональных проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)», «Учитель будущего»;
– внедрение лучших наставнических практик различных форм и ролевых моделей для педагогов и молодых специалистов;
– разработка предложений по совершенствованию внедрения целевой модели наставничества;
– продвижение идей наставничества в информационном поле;
– реализация проектного подхода при разработке программ наставничества;
– сбор результатов мониторинга реализации программ наставничества;
– максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях.
Список используемых сокращений
ОО – образовательная организация.
ПН – программа наставничества
Содержание | Сроки | Ожидаемый результат
(вид документа) |
Показатели эффективности (при наличии) | Ответственный | |
Организационно-методическое сопровождение деятельности | |||||
Формирование базы наставляемых из числа педагогов и административного персонала АНО ДО | 10.09.2021 | Сформирована база наставляемых | Количество участников,
охваченных ПН 8 педагогов |
Куратор
Марина Ж.А. |
|
Формирование базы наставников из числа педагогов и административного персонала АНО ДО | В течение всего периода реализации ПН | Сформирована
база наставников |
Охват всех вновь приступивших к работе | Куратор
Марина Ж.А. |
|
Организация обучения педагогических работников, наставников, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий | По отдельному графику | Куратор
Марина Ж.А. |
|||
Организация общей встречи потенциальных наставников и наставляемых в формате «нет- воркинг» (комплекс упражнений на знакомство, взаимодействие и коммуникацию) | До 30.09.2021 | Организована общая встреча в формате «нетворкинг» | Куратор
Марина Ж.А. |
||
Формирование наставнических пар или групп | До 15.09.2021 | Сформированы наставнические пары | Приняло 100% участников ПН | Директор АНО
Кузьминова Н.В. |
|
Организация работы наставнических пар:
встреча-знакомство; пробная встреча; встреча-планирование; совместная работа наставника и наставляемого в соответствии с разработанным индивидуальным планом; итоговая встреча |
В течение всего периода реализации ПН | Реализация мероприятий в рамках индивидуальных планов | Куратор Марина Ж.А. | ||
Проведение первых организационных встреч внутри наставнической пары/группы | До 31.10.2021 | Проведены организационные встречи, составлены индивидуальные планы
внутри каждой наставнической пары |
Куратор Марина Ж.А. | ||
Утверждение индивидуальных планов | До 31.10.2021 | Приказ по образовательной организации об утверждении индивидуальных планов | Куратор Марина Ж.А. | ||
Реализация индивидуальных планов | В течение всего периода | Индивидуальные планы реализованы не менее чем на 90%, от общего количества участников ПН | Самохвалова Т.В.
Грищенко О.В. Новикова Г.А. Забияко Е.А. |
||
Организация общей заключительной встречи участников всех наставнических пар/групп в формате деловой игры (например, «Твой
результат – мои возможности») |
До 31.05.2022 | Организована деловая игра для участников всех наставнических
пар в формате деловой игры, участие в игре приняло не менее 90% участников |
Куратор Марина Ж.А. | ||
Программно-методическое сопровождение деятельности | |||||
Разработка программно- методических материалов, необходимых для реализации ПН для каждой из наставнической групп | До 31.12.2021 | Программные, методические и дидактические материалы | Куратор Марина Ж.А.
Самохвалова Т.В. Грищенко О.В. Новикова Г.А. Забияко Е.А. |
||
Разработка формы диагностической анкеты, исходя из индивидуальных особенностей и потребностей наставляемого и ресурсов наставника для последующего мониторинга эффективности реализации целевой
модели наставничества |
До апреля 2022 | Разработаны формы диагностической анкеты для каждой сформированной группы/пары | Куратор Марина Ж.А.
Самохвалова Т.В. Грищенко О.В. Новикова Г.А. Забияко Е.А. |
||
Оформление итогового сборника, направление лучших практик в региональный наставнический центр для размещения на онлайн-платформе | До 31.05.2022 | Оформлен электронный итоговый сборник с разделами:
2. Презентационные материалы по итогам проведения общих встреч, методические разработки деловой игры и нетворкинга. 3. Лучшие практики наставничества. |
Куратор Марина Ж.А.
Самохвалова Т.В. Грищенко О.В. Новикова Г.А. Забияко Е.А |
||
Аналитическое сопровождение деятельности, мониторинг | |||||
Анализ полученных анкет в ходе информационной кампании от потенциальных наставников и наставляемых, определение запросов наставляемых и возможностей наставников | До 31.05.2022 | Проанализированы анкеты, определены запросы наставляемых и ресурсы наставников, проведены собеседования с наставниками и наставляемыми, выбраны формы наставничества | Куратор Марина Ж.А. | ||
Анализ анкет, заполненных после организации общей встречи, нетворкинга | До 10.11.2021 | Анкеты проанализированы, сформированы наставнические пары/группы, информирование участников о сформированных парах/группах, создание приказа по организации о закреплении наставнических пар/группы | Куратор Марина Ж.А. | ||
Организация диагностики компетенций, возможностей наставников и потребностей наставляемых (по специально разработанной форме) | 1 раз в квартал | Диагностика пройдена 100% участников ПН, составлены сравнительные таблицы по учету изменений | Куратор Марина Ж.А. | ||
Информационное сопровождение деятельности | |||||
Создание специальных рубрик на официальном сайте АНО ДО –д/с «Город Детства» | До 18.10.2021 | Создан раздел «Наставничество» на главной странице сайта АНО ДО –д/с «Город Детства» | Куратор Марина Ж.А. | ||
Размещение информации о реализации ПН на информационных ресурсах АНО ДО | В течение всего периода реализации ПН | Куратор Марина Ж.А. | |||
Выступление на педагогическом совете с презентацией о реализации ПН | В соответствии с годовым планом | Протокол педагогического совета; в педагогическом совете приняло участие не менее 90% специалистов от общего количества педагогического состава, создан реестр потенциальных наставников из числа специалистов АНО ДО | Куратор Марина Ж.А. | ||
Управление реализацией целевой модели наставничеств на уровне образовательной организации | |||||
Контроль процедуры внедрения и реализации ПН | В течение всего периода реализации ПН | Выполнено 100% позиций дорожной карты | Директор АНО
Кузьминова Н.В. |
||
Контроль реализации мероприятий, закрепленных за учреждением в установленные сроки | В течение всего
Периода реализации ПН |
Реализовано 100% мероприятий, за-
крепленных за учреждением в установленные сроки |
Куратор Марина Ж.А. | ||
Разработка дорожной карты на 2021 – 2022 учебный год | До 30.09.2021 | Разработана дорожная карта внедрения ПН АНО ДО на 2021-2022 учебный год | Директор АНО
Кузьминова Н.В. Куратор Марина Ж.А. |
||
Создание условий для участия представителей образовательной организации в региональных и
всероссийских тематических событиях/конкурсах/фестивалях |
В течение всего периода реализации ПН | Директор АНО
Кузьминова Н.В. Куратор Марина Ж.А. |
План мероприятий (дорожная карта)
реализации региональной программы многофункционального наставничества педагогических работников в АНО ДО – д/с «Город Детства» на 2020-2021 учебный год
Основные задачи:
– организационно-методическое, информационное сопровождение в реализации основных региональных проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)», «Учитель будущего»;
– внедрение лучших наставнических практик различных форм и ролевых моделей для педагогов и молодых специалистов;
– разработка предложений по совершенствованию внедрения целевой модели наставничества;
– продвижение идей наставничества в информационном поле;
– реализация проектного подхода при разработке программ наставничества;
– сбор результатов мониторинга реализации программ наставничества;
– максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях.
Список используемых сокращений
ОО – образовательная организация.
ПН – программа наставничества
Содержание | Сроки | Ожидаемый результат
(вид документа) |
Показатели эффективности (при наличии) | Ответственный |
Организационно-методическое сопровождение деятельности | ||||
Формирование базы наставляемых из числа педагогов и административного персонала АНО ДО | 11.09.2020 | Сформирована база наставляемых | Количество участников,
охваченных ПН 2 педагога |
Куратор
Марина Ж.А. |
Формирование базы наставников из числа педагогов и административного персонала АНО ДО | В течение всего периода реализации ПН | Сформирована
база наставников |
Охват всех вновь приступивших к работе | Куратор
Марина Ж.А. |
Организация обучения педагогических работников, наставников, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий | По отдельному графику | Куратор
Марина Ж.А. |
||
Анализ реализации «дорожной карты» за 2019-2020 уч год | До 18.09.2020 | Составление «дорожной карты» на 2020-2021 уч год | Куратор
Марина Ж.А. Наставник СамохваловаТ.В. |
|
Организация работы наставнических пар:
встреча-планирование; совместная работа наставника и наставляемого в соответствии с разработанным индивидуальным планом; итоговая встреча |
В течение всего периода реализации ПН | Реализация мероприятий в рамках индивидуальных планов | Куратор Марина Ж.А. | |
Проведение организационных встреч внутри наставнической пары | До 18.09.2020 | Проведены организационные встречи, составлены индивидуальные планы
внутри наставнической пары |
Куратор Марина Ж.А. | |
Утверждение индивидуальных планов | До 01.10.2020 | Приказ по образовательной организации об утверждении индивидуальных планов | Куратор Марина Ж.А. | |
Реализация индивидуальных планов | В течение всего периода | Индивидуальные планы реализованы не менее чем на 90% | Наставник Самохвалова Т.В. | |
Организация заключительной встречи участников наставнической пары в формате деловой игры (например «Твой результат – мои возможности») | До 29.05.2021 | Организована деловая игра для участников всех наставнической
пары |
Куратор Марина Ж.А. | |
Программно-методическое сопровождение деятельности | ||||
Разработка программно- методических материалов, необходимых для реализации ПН для наставнической пары | До 27.11.2020 | Программные, методические и дидактические материалы | Куратор Марина Ж.А.
Самохвалова Т.В. |
|
Оформление итогового сборника, направление лучших практик в региональный наставнический центр для размещения на онлайн-платформе | До 30.05.2021 | Оформлен электронный итоговый сборник с разделами:
2. Презентационные материалы по итогам проведения общих встреч, методические разработки деловой игры и нетворкинга. 3. Лучшие практики наставничества. |
Куратор Марина Ж.А.
Самохвалова Т.В. |
|
Аналитическое сопровождение деятельности, мониторинг | ||||
Анализ полученных анкет в ходе информационной кампании от наставников и наставляемых, определение запросов наставляемых и возможностей наставников | До 30.05.2021 | Проанализированы анкеты, определены запросы наставляемых и ресурсы наставников, проведены собеседования с наставниками и наставляемыми, выбраны формы наставничества | Куратор Марина Ж.А. | |
Анализ анкет, заполненных после организации общей встречи, нетворкинга | До 6.11.2020 | Анкеты проанализированы, создание приказа по организации о закреплении наставнической пары | Куратор Марина Ж.А. | |
Организация диагностики компетенций, возможностей наставников и потребностей наставляемых (по специально разработанной форме) | 1 раз в квартал | Диагностика пройдена 100% участников ПН, составлены сравнительные таблицы по учету изменений | Куратор Марина Ж.А. | |
Информационное сопровождение деятельности | ||||
Создание специальных рубрик на официальном сайте АНО ДО –д/с «Город Детства» | До 16.10.2020 | Создан раздел «Наставничество» на главной странице сайта АНО ДО –д/с «Город Детства» | Куратор Марина Ж.А. | |
Размещение информации о реализации ПН на информационных ресурсах АНО ДО | В течение всего периода реализации ПН | Куратор Марина Ж.А. | ||
Выступление на педагогическом совете с презентацией о реализации ПН | В соответствии с годовым планом | Протокол педагогического совета; в педагогическом совете приняло участие не менее 90% специалистов от общего количества педагогического состава, создан реестр потенциальных наставников из числа специалистов АНО ДО | Куратор Марина Ж.А. | |
Управление реализацией целевой модели наставничеств на уровне образовательной организации | ||||
Контроль процедуры внедрения и реализации ПН | В течение всего периода реализации ПН | Выполнено 100% позиций дорожной карты | Директор АНО
Кузьминова Н.В. |
|
Контроль реализации мероприятий, закрепленных за учреждением в установленные сроки | В течение всего
Периода реализации ПН |
Реализовано 100% мероприятий, за-
крепленных за учреждением в установленные сроки |
Куратор Марина Ж.А. | |
Разработка дорожной карты на 2020 – 2021 учебный год | До 25.09.2020 | Разработана дорожная карта внедрения ПН АНО ДО на 2020-2021 учебный год | Директор АНО
Кузьминова Н.В. Куратор Марина Ж.А. |
|
Создание условий для участия представителей образовательной организации в региональных и
всероссийских тематических событиях/конкурсах/фестивалях |
В течение всего периода реализации ПН | Директор АНО
Кузьминова Н.В. Куратор Марина Ж.А. |
План мероприятий (дорожная карта)
реализации региональной программы многофункционального наставничества педагогических работников в АНО ДО – д/с «Город Детства» на 2019-2020 учебный год
Основные задачи:
– организационно-методическое, информационное сопровождение в реализации основных региональных проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)», «Учитель будущего»;
– внедрение лучших наставнических практик различных форм и ролевых моделей для педагогов и молодых специалистов;
– разработка предложений по совершенствованию внедрения целевой модели наставничества;
– продвижение идей наставничества в информационном поле;
– реализация проектного подхода при разработке программ наставничества;
– сбор результатов мониторинга реализации программ наставничества;
– максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях.
Список используемых сокращений
ОО – образовательная организация.
ПН – программа наставничества
Содержание | Сроки | Ожидаемый результат
(вид документа) |
Показатели эффективности (при наличии) | Ответственный | |
Организационно-методическое сопровождение деятельности | |||||
Формирование базы наставляемых из числа педагогов и административного персонала АНО ДО | 09.09.2019 | Сформирована база наставляемых | Количество участников,
охваченных ПН 2 педагога |
Куратор
Марина Ж.А. |
|
Формирование базы наставников из числа педагогов и административного персонала АНО ДО | В течение всего периода реализации ПН | Сформирована
база наставников |
Охват всех вновь приступивших к работе | Куратор
Марина Ж.А. |
|
Организация обучения педагогических работников, наставников, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий | По отдельному графику | Куратор
Марина Ж.А. |
|||
Организация общей встречи потенциальных наставников и наставляемых в формате «нетворкинг» (комплекс упражнений на знакомство, взаимодействие и коммуникацию) | До 30.09.2019 | Организована общая встреча в формате «нетворкинг» | Куратор
Марина Ж.А. |
||
Формирование наставнических пар | До 10.09.2019 | Сформированы наставнические пары | Приняло 100% участников ПН | Директор АНО
Кузьминова Н.В. |
|
Организация работы наставнических пар:
встреча-знакомство; пробная встреча; встреча-планирование; совместная работа наставника и наставляемого в соответствии с разработанным индивидуальным планом; итоговая встреча |
В течение всего периода реализации ПН | Реализация мероприятий в рамках индивидуальных планов | Куратор Марина Ж.А. | ||
Проведение первых организационных встреч внутри наставнической пары/группы | До 20.09.2019 | Проведены организационные встречи, составлены индивидуальные планы
внутри каждой наставнической пары |
Куратор Марина Ж.А. | ||
Утверждение индивидуальных планов | До 01.10.2019 | Приказ по образовательной организации об утверждении индивидуальных планов | Куратор Марина Ж.А. | ||
Реализация индивидуальных планов | В течение всего периода | Индивидуальные планы реализованы не менее чем на 90%, от общего количества участников ПН | Самохвалова Т.В. | ||
Организация общей заключительной встречи участников наставнической пары в формате деловой игры (например, «Твой
результат – мои возможности») |
До 29.05.2020 | Организована деловая игра для участников всех наставнических
пар в формате деловой игры, участие в игре приняло 100% участников |
Куратор Марина Ж.А. | ||
Программно-методическое сопровождение деятельности | |||||
Разработка программно- методических материалов, необходимых для реализации ПН для наставнической пары | До 29.11.2019 | Программные, методические и дидактические материалы | Куратор Марина Ж.А.
Самохвалова Т.В. |
||
Разработка формы диагностической анкеты, исходя из индивидуальных особенностей и потребностей наставляемого и ресурсов наставника для последующего мониторинга эффективности реализации целевой
модели наставничества |
До апреля 2020 | Разработаны формы диагностической анкеты для каждой сформированной группы/пары | Куратор Марина Ж.А.
Самохвалова Т.В. |
||
Оформление итогового сборника, направление лучших практик в региональный наставнический центр для размещения на онлайн-платформе | До 29.05.2020 | Оформлен электронный итоговый сборник с разделами:
2. Презентационные материалы по итогам проведения общих встреч, методические разработки деловой игры и нетворкинга. 3. Лучшие практики наставничества. |
Куратор Марина Ж.А.
Самохвалова Т.В. |
||
Аналитическое сопровождение деятельности, мониторинг | |||||
Анализ полученных анкет в ходе информационной кампании от потенциальных наставников и наставляемых, определение запросов наставляемых и возможностей наставников | До 29.05.2020 | Проанализированы анкеты, определены запросы наставляемых и ресурсы наставников, проведены собеседования с наставниками и наставляемыми, выбраны формы наставничества | Куратор Марина Ж.А. | ||
Анализ анкет, заполненных после организации общей встречи, нетворкинга | До 8.11.2019 | Анкеты проанализированы, сформированы наставнические пары/группы, информирование участников о сформированных парах/группах, создание приказа по организации о закреплении наставнических пар/группы | Куратор Марина Ж.А. | ||
Организация диагностики компетенций, возможностей наставников и потребностей наставляемых (по специально разработанной форме) | 1 раз в квартал | Диагностика пройдена 100% участников ПН, составлены сравнительные таблицы по учету изменений | Куратор Марина Ж.А. | ||
Информационное сопровождение деятельности | |||||
Создание специальных рубрик на официальном сайте АНО ДО –д/с «Город Детства» | До 18.10.2019 | Создан раздел «Наставничество» на главной странице сайта АНО ДО –д/с «Город Детства» | Куратор Марина Ж.А. | ||
Размещение информации о реализации ПН на информационных ресурсах АНО ДО | В течение всего периода реализации ПН | Куратор Марина Ж.А. | |||
Выступление на педагогическом совете с презентацией о реализации ПН | В соответствии с годовым планом | Протокол педагогического совета; в педагогическом совете приняло участие не менее 90% специалистов от общего количества педагогического состава, создан реестр потенциальных наставников из числа специалистов АНО ДО | Куратор Марина Ж.А. | ||
Управление реализацией целевой модели наставничеств на уровне образовательной организации | |||||
Контроль процедуры внедрения и реализации ПН | В течение всего периода реализации ПН | Выполнено 100% позиций дорожной карты | Директор АНО
Кузьминова Н.В. |
||
Контроль реализации мероприятий, закрепленных за учреждением в установленные сроки | В течение всего
Периода реализации ПН |
Реализовано 100% мероприятий, за-
крепленных за учреждением в установленные сроки |
Куратор Марина Ж.А. | ||
Разработка дорожной карты на 2019 – 2020 учебный год | До 29.09.2019 | Разработана дорожная карта внедрения ПН АНО ДО на 2019-2020 учебный год | Директор АНО
Кузьминова Н.В. Куратор Марина Ж.А. |
||
Создание условий для участия представителей образовательной организации в региональных и
всероссийских тематических событиях/конкурсах/фестивалях |
В течение всего периода реализации ПН | Директор АНО
Кузьминова Н.В. Куратор Марина Ж.А. |
АНАЛИЗ РАБОТЫ
педагога- наставника Самохваловой Т.В. с молодым специалистом Тихоновой О.В. в АНО ДО-д/с «Город Детства» за 2019-2022 гг.
При составлении плана работы мною было учтено, что профессиональная адаптация – это процесс постепенного вхождения молодого специалиста в должность, приспособление к требованиям и условиям работы в образовательной организации, содержанию и особенностям педагогической деятельности, к педагогическому коллективу, во взаимодействии с которым осуществляется его профессиональная деятельность.
Именно на этом этапе, чтобы помочь начинающему свою деятельность специалисту справиться с возникающими трудностями, необходимо, на мой взгляд, представить весь комплекс проблем, с которыми может столкнуться молодой педагог в своей работе.
Диагностика моей подопечной была проведена путем собеседования, тестирования и анкетирования.
Проанализировав анкеты, побеседовав с молодым педагогом, мне удалось выявить следующие профессиональные проблемы:
- недостаток практических навыков в проведении НОД;
- недостаток практических навыков в разрешении конфликтных ситуаций;
- сложность приспособления к образовательной организации.
Была и еще одна серьезная проблема- излишняя эмоциональность и, как следствие, возникали перенапряжение, усталость, недовольство результатами своей работы. Вот с решения этой проблемы и началась работа с Ольгой Викторовной. Овладение методами саморегуляции, анализ различных рабочих ситуаций с эмоциональной точки зрения привел к снижению тревожности.
У молодого специалиста вызвало затруднение составление рабочих программ, которые обеспечивают достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
С этой целью совместно с молодым специалистом подробно изучены программы по разным возрастам, даны рекомендации, оказана практическая помощь в составлении рабочей программы. Упор в процессе работы делался на соблюдение требований к рабочей программе, на разработку тематического планирования с определением основных видов учебной деятельности воспитанников. Здесь моей целью было донести до начинающего педагога необходимость тщательного подхода к составлению рабочей программы, так как она является индивидуальным инструментом специалиста, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для своего контингента, содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего современным требованиям. Об успешности проведенной работы свидетельствует следующий факт: при проверке с целью оказания помощи молодому специалисту по выполнению требований ФГОС ОО по составлению рабочих программ нарушений не было выявлено.
Определенные затруднения у начинающего специалиста вызвал процесс проектирования НОД, соответствующего принципам ФГОС.
С целью решения данной проблемы были проведены консультации, в ходе которых молодой специалист была ознакомлена с особенностями современной НОД, посещала занятия наставника.
Кроме того, нами были рассмотрены
- современные образовательные технологии, методики и результаты их применения;
- формы работы с воспитанниками.
Совместно с молодым педагогом были разработаны отдельные конспекты.
Результат проведенной работы – у Ольги Викторовны сформировался свой стиль ведения НОД.
Еще одной проблемой было проведение методических мероприятий для родителей и педагогов. Посещение наставляемым родительских собраний, семинаров, мастер- классов наставника помогло ей преодолеть страх публичных выступлений, научиться составлять планы и конспекты мероприятий, активно участвовать в мероприятиях по транслированию опыта на различных уровнях.
Проанализировав то, в чем нужна помощь молодому специалисту, мы совместно составили план и карту индивидуального образовательного маршрута.
С целью проведения качественной работы в области наставничества и получения желаемых результатов была разработана индивидуальная программа молодого специалиста, которая определяла направления работы по сопровождению молодого учителя. Кроме того, в программе прослеживалась работа с молодым специалистом по индивидуальному профессионально-педагогическому маршруту, составление портфолио достижений педагога, организация и проведение образовательного процесса, воспитательной работы, индивидуальное консультирование наставником молодого специалиста.
В нашем коллективе, где опора на оценку качества образования сочетается с высокой требовательностью к нему, живут хорошие традиции, дух высокой ответственности, товарищеской взаимопомощи, творческой инициативы. В таких условиях начинающий педагог быстро и безболезненно входит в педагогический коллектив. Разнообразные формы работы с молодыми специалистами способствуют развитию познавательного интереса к профессии, активному усвоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на совершенствование профессиональной деятельности.
Считаю, что правильно выбранные мной формы методического сопровождения позволили начинающему педагогу раскрыть свои творческие способности, таланты, деятельностные и организаторские возможности.
Наставничество, направленное на передачу педагогического опыта от одного поколения к другому, становится эффективным средством сплочения педагогического коллектива. Процесс наставничества затрагивает интересы трех субъектов взаимодействия: обучаемого, самого наставника и организации-работодателя, в нашем случае: наставник, молодой специалист и директор АНО ДО. В этом процессе наставник развивает свои деловые качества, повышает свой профессиональный уровень, молодой педагог, в свою очередь, получает знания, развивает умения, повышает свой профессиональный уровень и способности, развивает собственную профессиональную карьеру, учится выстраивать конструктивные отношения с наставником, директор повышает культуру и профессиональный уровень подготовки кадров, улучшает взаимоотношения между сотрудниками.
Проведение моей работы по формированию традиций наставничества позволило молодому специалисту:
- отработать усвоенные в период профессиональной переподготовки содержание и методы педагогического сопровождения развития детей;
- взаимодействия родителей и педагогов на практике;
Используя в своей работе классическое наставничество, считаю, что не важно, какой методикой пользоваться, главное, чтобы эта методика создавала ситуацию успеха у молодого специалиста.
Результативность профессиональной деятельности молодого специалиста
На сайте АНО ДО опубликованы консультаций для родителей:
«Эмоциональное здоровье дошкольников»
«Детские страхи»
«Родителям о развитии образного мышления у детей»
«Учим ребенка думать»
«Пути к сердцу ребенка» или «Как воспитать ответственного человека»
«Готовность ребенка к школе»
«Дочки-сыночки. Рекомендации родителям»
Консультации для родителей по поликультурному воспитанию дошкольников.
Экран транслирования опыта
Год | Название мероприятия | Форма
участия |
Март 2020г. | ДОО Педагогический совет «Психологическое здоровье участников образовательного процесса» | Докладчик |
Декабрь 2020 г. | ДОО Педагогический совет «Здоровье детей – результат совместных усилий семьи и детского сада» | Докладчик |
Февраль 2021г. | Х Юбилейный Международный Педагогический Форум «Эволюция теории и практики современного образования: реалии и перспективы» | Докладчик |
Март 2021г. | Региональный психолого-педагогический семинар-практикум «Технология эффективного взаимодействия и общения с современными родителями» | Докладчик |
Апрель 2021г. | Окружной психолого-педагогический семинар-практикум «Организация условий успешной социализации детей с ОВЗ в рамках реализации ФГОС ДО» | Докладчик |
Май2021г | IVРегиональный педагогический форум
«Проблемы модернизации образовательного процесса в ДОУ и школе» |
Докладчик |
Май 2021г. | ДОО Мероприятие «Методическая копилка»
Презентация авторского пособия по эмоционально-личностному развитию дошкольников «Колесо Успеха» |
Докладчик |
2021 г. | III Межокружной конкурс авторских дидактических пособий для коррекционно-развивающей работы с детьми» | Участник |
Декабрь 2021 г. | ДОО Мероприятие «Секреты педагогического мастерства»
Мастер-класс для педагогов «Личностное становление дошкольника через метод психологической коррекции – сказкотерапию» |
Ведущий мастер-класса |
январь 2022 г. | ДОО Семинар-практикум для педагогов «Технологии развития воображения и творческой активности у дошкольников в образовательной области «Познавательное развитие»» | Докладчик |
Февраль 2022г. | XI Международный Педагогический Форум «Эволюция теории и практики современного образования: реалии и перспективы» | Докладчик |
2022 г. | Всероссийский экологический форум «Зеленая планета-22» (победители) | В составе группы руководителей конкурса |
2022 г. | Всероссийский проект «Формула патриотизма» | Участник |
Что касается уровня профессионального мастерства, то Ольга Викторовна досрочно аттестована на 1 квалификационную категорию.