Родительское собрание
«Где та самая кнопка, которая заставит учиться школьника?» (Учебная мотивация младших школьников)
Цель: способствовать пополнению арсенала знаний родителей об учебной мотивации младших школьников.
Задачи:
- Познакомить родителей с понятием мотивация.
- Выявить, насколько мотивация важна для успешного обучения младшего школьника.
Организационная часть:
Учитель: Здравствуйте, уважаемые родители. Я рада вас видеть на нашем родительском собрании.
Учитель: Собрание мы проведем за круглым столом и вместе постараемся разобраться, насколько важна учебная мотивация для успешного обучения младших школьников.
Основная часть:
Учитель: Мотивация рассматривается с разных сторон, перед вами на экране представле- ны различные понятие «мотивации», выберите то понятие, которое подойдет нам к сего- дняшней беседе.
- Мотивация – процесс побуждения человека к деятельности;
- Мотивация – инструмент воздействие на деятельность человека и климат в коллективе; 3. Мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение деятельности
Учитель: Скажите, пожалуйста, какое понятие вы выделили?
Учитель: Я с вами согласна, последнее понятие подходит к нашему занятию, так как тема нашего родительского собрания учебная мотивация.
Учитель: Давайте подробнее разберёмся, что же такое учебная мотивация?
Учитель: Мотивация учебной деятельности – это интересы, стремления, желание ребён- ка что- то делать, достигать и двигаться вперёд
Учитель: Психолог Эльконин Даниил Борисович писал, что учебная мотивация — это процесс, который направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности.
Учитель: Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников.
Учитель: Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение уче- ника вперёд и поддержать его успех.
Учитель: А сейчас давайте мысленно перенесемся в свое прошлое и вспомним, как вы учились. Как вас мотивировали на учёбу родители, учителя. Что было интересно, а что – нет. Предлагаю вам распределиться на 2 группы, первая группа будет записывать, как вас мотивировали родители в учебной деятельности, а вторая группа вспомнит, как вас моти- вировали учителя. Думаю, что данную работу мы выполним за 5 минут.
Учитель: Уважаемые родители, предлагаю каждой группе зачитать свои варианты.
Учитель: Скажите, пожалуйста, со стороны родителя какие более эффективные приёмы по повышению учебной мотивации вы могли бы выделить из перечисленных вами?
Родители: – Проявлять интерес к школьной жизни ребёнка;
Родители: При необходимости оказывать помощь в выполнении домашних заданий;
Учитель: Я с вами полностью согласна, родителям просто необходимо проявлять инте- рес к учебной деятельности своего ребенка, так как он должен чувствовать вашу причаст- ность к его делам.
Учитель: Важно научиться оказывать помощь в выполнении домашнего задания, когда просит вас ребенок, но запомните, не стоит выполнять задания за ребёнка. Ваша задача лишь направлять и координировать работу ребёнка.
Учитель: А какие приёмы деятельности учителя, способствующие формированию моти- вации, вы могли бы выделить как более эффективные?
Родители: Отмечать достижения ребенка. (Хвалить за полученную хорошую отметку)
Родители: Не наказывать за неудачу, неудача сама по себе является наказанием. Страх и напряжённость затрудняет процесс обучения. Неудачи снижают мотивацию.
Учитель: Поделитесь, а как вы сейчас мотивируете своих детей к учебной деятельности?
Учитель: Какими эффективными приемами могли бы поделиться?
Учитель: Как заинтересовать ребёнка учёбой — вопрос, который наверняка задавал себе каждый родитель.
Учитель: Итак, как повысить мотивацию к обучению. Как добиться того, чтобы наши дети занимались охотно и усердно, старались получать хорошие оценки, чтобы им самим было интересно узнавать новое?
Учитель: Только совместная кропотливая работа учителя и родителей способствует по- вышению уровня учебной мотивации. Давайте вместе помогать нашим детям учиться.
Учитель: Для исследования уровня школьной мотивации учащихся нашего класса был применен опросник Н. Г. Лускановой, цель которого – выявить отношение обучающихся к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.
Учитель: Посмотрите пожалуйста на экран, перед вами представлены вопросы анкеты.
- Тебе нравится в школе?
а) не очень б) нравится в) не нравится
- Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе ча-сто хочется остаться дома?
а) чаще хочется остаться дома б) бывает по-разному в) иду с радостью
- Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем уче- никам, что желающие могут остаться дома, ты пошёл бы в школу или остался дома?
а) не знаю б) остался бы дома в) пошёл бы в школу
- Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
а) не нравится б) бывает по-разному в) нравится
- Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
а) хотел бы б) не хотел бы в) не знаю
- Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
а) не знаю б) не хотел бы б) хотел бы
- Ты часто рассказываешь о школе родителям?
а) часто б) редко в) не рассказываю
- Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
а) точно не знаю б) хотел бы в) не хотел бы
- У тебя в классе много друзей?
а) мало б) много в) нет друзей
- Тебе нравятся твои одноклассники ?
а) нравятся б) не очень в) не нравятся
Учитель: На вопрос часто ли ребенок рассказывает о школе своим родителям, были полу- чены ответы:
Учитель: На данный вопрос, ребята отвечали, что часто рассказывают о школе своим ро- дителям, но дополнительно дети отмечали редко или вообще не рассказывают.
Учитель: Согласитесь, что мы очень любим своих детей, заботимся о них, помогаем им с уроками. Но когда они нас огорчают, мы можем срываться и тогда проявляются следую- щие фразы:
- -Я тысячу раз говорил тебе…
- -Неужели трудно запомнить, что …
- -Ты такой же, как…
- -Отстань, некогда мне…
- -У всех дети как дети, а ты….
Учитель: На основе этих фраз, я хотела бы вас познакомить с теорией американского пси- хотерапевта Эрика Бёрна, который утверждал, что каждом человеке есть три Я- состояние
:
- Родитель – любит поучать, контролировать, наказывать, запрещать, а иногда поощрять. Принцип «ДОЛЖЕН»
- Взрослый – ориентирован на понимание, разделенную ответственность, жела- ние выслушать. Принцип «РАЗУМНО»
- 3 Ребёнок – чаше опускает руки, обижается, отказ от деятельности . Принцип «ХОЧУ»
Учитель: предлагаю вам определить нашу роль в предложенных фразах.
нок);
- -Не знаю, что с тобой делать, я устала говорить тебе одно и тоже (ребё-
- – Отстань, некогда мне сейчас уделить тебе времени ( ребёнок);
- –Неужели трудно запомнить, что это необходимо тебе ( ребёнок);
- -У всех дети как дети, а у меня же (ребенок)
- -Ты такой же, как твой друг (ребёнок);
Учитель: Роль кого была представлена в данных фразах? (ответы родителей )
Учитель: А давайте переведем эти фразы на роль взрослого:
Посмотрите, пожалуйста, на экране представлены переведенные фразы в роль взрослого:
- – Ты у меня самый умный, давай я тебе ещё раз повторю;
- – Не беспокойся, давай разберёмся ещё раз, и ты запомнишь;
- – Ты у меня такой один и никто не сравниться с тобой;
- – Подожди, пожалуйста, сейчас я закончу свои дела, и мы с тобой поговорим;
- – Без тебя я бы не справилась, спасибо тебе за всё;
Учитель: Предлагаю разыграть несколько фраз в разных состояниях человека: Я – роди- тель, Я – взрослый, Я –ребёнок:
О чём ты только думаешь…(Роль родителя) Что ты ко мне пристал…(Роль ребёнка)
К чему может привести взаимодействие роли родителей и ребёнка?
Учитель: И в заключение всего вышесказанного, я хотела бы ещё раз спросить у вас:
Учитель: Каковы приемы эффективной школьной мотивации со стороны родителей вы могли бы выделить?
Родители: Разделенная ответственность, желание помочь, создание ситуации успеха;
А причин мотивации: на самом деле несколько:
- Проявлять больше интереса к жизни ребенка, его чувствам и мыслям;
- Чаще поддерживать и поощрять ребенка;
- Давать возможность ребёнку свободно высказываться по темам, которые его волнуют;
- Проявлять любознательность к интересам учащихся;
Учитель: Возьмите себе за правило: ни один вопрос ребенка не должен оставаться без ответа. Никогда не отмахивайтесь от его «почему», независимо от вашей занятости.
Учитель: Поддерживайте все познавательные увлечения ребенка. Нравится окружающий мир – купите энциклопедию яркую и красочную, нравится музыка — запишите в музы- кальную школу.
Учитель: Со своей стороны как учитель, хочу сказать, что на каждом уроке ребята будут настроены положительно, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничество;
Учитель:Я буду стараться, создавать ситуацию успеха, через выполнение заданий, по- сильных всем учащимся;
Учитель: Прежде всего повышение мотивации играет огромную роль в начале уроке, по- этому будут применены: необычное начало урока, использование музыкальных фрагмен- тов , игровых и соревновательных форм и расслабляющих физминуток;
Заключительный этап:
Учитель: Правильная мотивация – залог успеха. Так давайте же вместе искать те самые кнопки, которые помогут наши детям формировать и поддерживать учебную мотивацию детей.
Учитель: Все в наших руках! Непременным условием развития школы наших дней явля- ется сотрудничество педагогического коллектива с родителями обучающихся. Семья и школа дополняют друг друга, создают наилучшие условия для повышения мотивации к обучению у детей. Самый яркий пример для ребенка — это пример родителей и учителей.
Учитель: Благодарю за совместную работу, до скорой встречи!