Конспект коррекционно – развивающей работы с детьми с задержкой психического развития в старшей группе

Тема: «Фрукты»

Цели: Закрепить и уточнить знания о фруктах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: 

– закрепить и уточнить знания о фруктах, овощах;

– обогащение словаря по теме;

– упражнять в словообразовании с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Коррекционно-развивающие: 

– развитие устойчивости слухового и зрительного внимания;

– коррекция логического мышления;

– развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики;

– развитие тактильного восприятия;

– развитие различных сторон мыслительной деятельности: анализ, сравнение, обобщение;

– упражнение в счете от 1-5;

– коррекция и развитие личностных качеств эмоционально-волевой сферы: навыков самоконтроля, усидчивости.

Коррекционно-воспитательные:

– воспитывать навык самоконтроля за собственной речью;

– формировать положительную мотивацию на занятии;

– воспитывать доброе отношение к людям, желание оказать помощь ближнему.

 

Виды детской деятельности и приёмы работы:

 

Вид детской деятельности Формы работы приёмы
Коммуникативная Пальчиковая гимнастика
Двигательная Физ. минутка
Продуктивная Игра «Найди фрукты»; «Фруктовый сад», «Назови ласково»
Игровая Игра «Волшебный песок»

 

Место проведения: кабинет учителя – дефектолога

 

Количество детей: 1 человек

 

Материал и оборудование: 

 

игрушка мальчика Пети, картинки фруктов и овощей, корзинки, мешочки разного размера, мячики разной формы, цветов, пособие с корзинками, манная крупа, мячик су-джок, конверт с запиской.

Ход занятия:

  1. Организационный момент

Дефектолог: Здравствуй!

Ребенок: Здравствуйте!

Дефектолог: Сегодня к нам в гости попал мальчик Петя. Он заблудился и не может найти свой дом. Поможем ему?

Ребенок: Да!

Дефектолог: Прежде чем отправимся в дорогу, давай вместе с Петей разомнем наши пальчики.

  1. Пальчиковая гимнастика

Дефектолог: Раздает колючие мячики су-джок.

Ребенок: Повторяет за педагогом, одевая пружинку на пальчик.

Дефектолог: 

Этот пальчик – апельсин,

Он, конечно, не один.

Этот пальчик – слива,

Вкусная, красивая.

Этот пальчик – абрикос,

Высоко на ветке рос.

Этот пальчик – груша,

Просит: “Ну-ка, скушай!”

Этот пальчик – ананас, (поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого)

Фрукт для вас и для нас (показывают ладошками вокруг и на себя).

  1. Игра: «Найди фрукты»

Дефектолог: Умница! Размялись, теперь можем двигаться дальше. Петя наверное проголодался, давай его угостим фруктами. Только вот в корзинке в моей все перемешалось. Твоя задача найти только фрукты.

Ребенок: Ищет в корзинке фрукты (банан, яблоко, груша, апельсин, лимон). В корзинке находятся настоящие фрукты, овощи, ягоды.

Дефектолог: Молодец! Что сейчас ты нашел? Как мы это все назовем одним словом?

Ребенок: Банан, яблоко, груша, апельсин, лимон. Это все фрукты!

Дефектолог: Правильно! Где растут фрукты? Отвечаем полным предложением.

Ребенок: Фрукты растут на деревьях в саду.

Дефектолог: Теперь мы сможем фруктами угостить нашего друга Петю.

  1. Игра «Фруктовый сад»

Дефектолог: Как много нам по пути встречается фруктовых деревьев. А почему они называются фруктовыми, ты знаешь?

Ребенок: Потому что на них растут фрукты.

Дефектолог: Совершенно верно! Петя тебя спрашивает: С яблони собирают урожай … чего? Ребенок: Яблок.

Дефектолог: С груши собирают урожай … чего? 

Ребенок: Груш.

Дефектолог: С персика собирают урожай … чего? 

Ребенок: Персиков.

Дефектолог: С абрикоса собирают урожай … чего? 

Ребенок: Абрикосов.

Дефектолог: Теперь Петя будет знать, какие фрукты собирают с фруктовых деревьев.

 

  1. Сенсорное развитие, игра: «Волшебный песок».

Дефектолог: В конверте спрятана картинка фрукта, мы с Петей не знаем, что там за фрукт. Твоя задача нарисовать пальцем этот фрукт в коробке с манкой.

Ребенок: Открывает конверт (фрукт – банан). Рисует пальцем на манке.

Дефектолог: Сейчас мы попробуем отгадать, что же ты нарисовал. Это банан?

Ребенок: Да, отгадали!

  1. Физ. минутка (размер и цвет)

Дефектолог: Петя предлагает нам поиграть. Даются мячики разного цвета и размера. Называется мячик, которым ребенок должен попасть в корзину. Большой красный мячик, колючий желтый мячик, зеленый гладкий мячик и т.д.

Ребенок: Кидает угаданный мяч в корзину и повторяет, что это за мяч. 

  1. Познавательное развитие

Дефектолог: Чтобы двигаться дальше, нам надо разложить фрукты по корзинкам. Например: в первую корзинку нужно положить только 3 красных фрукта, во вторую – 2 желтых фрукта. Цвет и число на корзинке прикреплены. Начинаем нашу игру!

Ребенок: Распределяет в пособие картинки с фруктами. Корзинки от 1 до 5. Цвета: желтый, красный, оранжевый, зеленый, синий. Отвечает полным ответом: В первую корзинку я положил два желтых банана и один желтый лимон и т.д.

  1. Игра: «Назови ласково»

Дефектолог: На доске висят разного размера фрукты и овощи. Вместе с Петей вы должны распределить их на маленькие и большие и назвать их ласково.

Ребенок: Распределяет картинки и называет: Картошка-картошечка, огурец-огурчик, апельсин-апельсинчик и т.д.

  1. Рефлексия

Дефектолог: Чем мы сегодня занимались? Что мы сегодня вспомнили? Назови овощи, фрукты, которые повторили сегодня вместе с тобой? 

Ребенок: Называет овощи, фрукты, которые вспомнит. 

Дефектолог: Вот мы и не заметили, как добрались до дома Пети. Он тебя очень благодарит и говорит тебе: Спасибо! Он дарит тебе подарок, который лежит в самом маленьком мешочке справа. Занятие наше подошло к концу. Ты сегодня справился со всеми заданиями, правильно определил цвет у фруктов, правильно их сосчитал.

Ребенок: Находит самый маленький мешочек справа. Спасибо, Петя!

Конспект коррекционно – развивающей работы с детьми с задержкой психического развития в старшей группе Тема: «Фрукты»