Конспект коррекционно – развивающей работы с детьми с задержкой психического развития в старшей группе
Тема: «Фрукты»
Цели: Закрепить и уточнить знания о фруктах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
– закрепить и уточнить знания о фруктах, овощах;
– обогащение словаря по теме;
– упражнять в словообразовании с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Коррекционно-развивающие:
– развитие устойчивости слухового и зрительного внимания;
– коррекция логического мышления;
– развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики;
– развитие тактильного восприятия;
– развитие различных сторон мыслительной деятельности: анализ, сравнение, обобщение;
– упражнение в счете от 1-5;
– коррекция и развитие личностных качеств эмоционально-волевой сферы: навыков самоконтроля, усидчивости.
Коррекционно-воспитательные:
– воспитывать навык самоконтроля за собственной речью;
– формировать положительную мотивацию на занятии;
– воспитывать доброе отношение к людям, желание оказать помощь ближнему.
Виды детской деятельности и приёмы работы:
Вид детской деятельности | Формы работы приёмы |
Коммуникативная | Пальчиковая гимнастика |
Двигательная | Физ. минутка |
Продуктивная | Игра «Найди фрукты»; «Фруктовый сад», «Назови ласково» |
Игровая | Игра «Волшебный песок» |
Место проведения: кабинет учителя – дефектолога
Количество детей: 1 человек
Материал и оборудование:
игрушка мальчика Пети, картинки фруктов и овощей, корзинки, мешочки разного размера, мячики разной формы, цветов, пособие с корзинками, манная крупа, мячик су-джок, конверт с запиской.
Ход занятия:
- Организационный момент
Дефектолог: Здравствуй!
Ребенок: Здравствуйте!
Дефектолог: Сегодня к нам в гости попал мальчик Петя. Он заблудился и не может найти свой дом. Поможем ему?
Ребенок: Да!
Дефектолог: Прежде чем отправимся в дорогу, давай вместе с Петей разомнем наши пальчики.
- Пальчиковая гимнастика
Дефектолог: Раздает колючие мячики су-джок.
Ребенок: Повторяет за педагогом, одевая пружинку на пальчик.
Дефектолог:
Этот пальчик – апельсин,
Он, конечно, не один.
Этот пальчик – слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик – абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик – груша,
Просит: “Ну-ка, скушай!”
Этот пальчик – ананас, (поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого)
Фрукт для вас и для нас (показывают ладошками вокруг и на себя).
- Игра: «Найди фрукты»
Дефектолог: Умница! Размялись, теперь можем двигаться дальше. Петя наверное проголодался, давай его угостим фруктами. Только вот в корзинке в моей все перемешалось. Твоя задача найти только фрукты.
Ребенок: Ищет в корзинке фрукты (банан, яблоко, груша, апельсин, лимон). В корзинке находятся настоящие фрукты, овощи, ягоды.
Дефектолог: Молодец! Что сейчас ты нашел? Как мы это все назовем одним словом?
Ребенок: Банан, яблоко, груша, апельсин, лимон. Это все фрукты!
Дефектолог: Правильно! Где растут фрукты? Отвечаем полным предложением.
Ребенок: Фрукты растут на деревьях в саду.
Дефектолог: Теперь мы сможем фруктами угостить нашего друга Петю.
- Игра «Фруктовый сад»
Дефектолог: Как много нам по пути встречается фруктовых деревьев. А почему они называются фруктовыми, ты знаешь?
Ребенок: Потому что на них растут фрукты.
Дефектолог: Совершенно верно! Петя тебя спрашивает: С яблони собирают урожай … чего? Ребенок: Яблок.
Дефектолог: С груши собирают урожай … чего?
Ребенок: Груш.
Дефектолог: С персика собирают урожай … чего?
Ребенок: Персиков.
Дефектолог: С абрикоса собирают урожай … чего?
Ребенок: Абрикосов.
Дефектолог: Теперь Петя будет знать, какие фрукты собирают с фруктовых деревьев.
- Сенсорное развитие, игра: «Волшебный песок».
Дефектолог: В конверте спрятана картинка фрукта, мы с Петей не знаем, что там за фрукт. Твоя задача нарисовать пальцем этот фрукт в коробке с манкой.
Ребенок: Открывает конверт (фрукт – банан). Рисует пальцем на манке.
Дефектолог: Сейчас мы попробуем отгадать, что же ты нарисовал. Это банан?
Ребенок: Да, отгадали!
- Физ. минутка (размер и цвет)
Дефектолог: Петя предлагает нам поиграть. Даются мячики разного цвета и размера. Называется мячик, которым ребенок должен попасть в корзину. Большой красный мячик, колючий желтый мячик, зеленый гладкий мячик и т.д.
Ребенок: Кидает угаданный мяч в корзину и повторяет, что это за мяч.
- Познавательное развитие
Дефектолог: Чтобы двигаться дальше, нам надо разложить фрукты по корзинкам. Например: в первую корзинку нужно положить только 3 красных фрукта, во вторую – 2 желтых фрукта. Цвет и число на корзинке прикреплены. Начинаем нашу игру!
Ребенок: Распределяет в пособие картинки с фруктами. Корзинки от 1 до 5. Цвета: желтый, красный, оранжевый, зеленый, синий. Отвечает полным ответом: В первую корзинку я положил два желтых банана и один желтый лимон и т.д.
- Игра: «Назови ласково»
Дефектолог: На доске висят разного размера фрукты и овощи. Вместе с Петей вы должны распределить их на маленькие и большие и назвать их ласково.
Ребенок: Распределяет картинки и называет: Картошка-картошечка, огурец-огурчик, апельсин-апельсинчик и т.д.
- Рефлексия
Дефектолог: Чем мы сегодня занимались? Что мы сегодня вспомнили? Назови овощи, фрукты, которые повторили сегодня вместе с тобой?
Ребенок: Называет овощи, фрукты, которые вспомнит.
Дефектолог: Вот мы и не заметили, как добрались до дома Пети. Он тебя очень благодарит и говорит тебе: Спасибо! Он дарит тебе подарок, который лежит в самом маленьком мешочке справа. Занятие наше подошло к концу. Ты сегодня справился со всеми заданиями, правильно определил цвет у фруктов, правильно их сосчитал.
Ребенок: Находит самый маленький мешочек справа. Спасибо, Петя!