Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми, имеющими РАС
Тема: «Овощи. Фрукты»
Цель: Создание условий для актуализации и закрепления знаний об овощах и фруктах.
Коррекционно-образовательные задачи:
- Закреплять представления ребенка об овощах и фруктах, уметь классифицировать по общему признаку.
- Расширять, уточнять и активизировать словарный запас по теме «Овощи, фрукты».
- Отрабатывать навыки связной, диалогической речи.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развивать осязание при различении предметов на ощупь.
- Развивать мелкую моторику.
- Развивать зрительное восприятие: повышать остроту зрения при штриховке изображений овощей, фруктов.
- Развивать внимание, мышление, творческое воображение, фантазию.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- Воспитывать интерес к сельскохозяйственному труду.
- Воспитывать положительные эмоции и радостное настроение у ребенка.
- Формировать психологический контакт, взаимопонимание, доброжелательность и сотрудничество.
Оборудование: лото «Овощи», «Фрукты», муляжи овощей и фруктов, игра- вкладыш «Овощи», картинки с изображением овощей и фруктов фломастеры.
Ход занятия
- Организационный момент. Приветствие.
Работа по выбору поощерения (подкрепления, жетоны).
Предлагается визуальное расписание занятия, педагог оговаривает все этапы занятия,
- Основная часть
1-й уровень (по Никольской)
Д/упр. «Найди, покажи, дай»
Перед ребенком выкладываются муляжи фруктов (овощей, предлагается зрительно – осязательно ощупать каждый муляж, при этом четко и эмоционально произносится: «Это яблоко, груша, слива и т. д.» Дальше дается инструкция «Дай такой же» – выделяется соответствующим жестом.
Как только педагог убедился, что ребенок зрительно выделяет и выполняет инструкции «найди такой же», «покажи такой же», «дай такой же», вводим названия фруктов «это яблоко, слива и т. д», «дай яблоко, сливу», когда ребенок освоил и начал ассоциировать слово с предметом, даем обобщающее понятие – «это фрукты»- выделяем жестом, «растут на дереве» – показываем картинку с изображением дерева.
Д/упр «Найди и положи» (развитие зрительного восприятия)
Учим ребенка соотносить муляж фрукта с плоскостным его изображением (картинкой) Даем инструкцию «Найди яблоко и положи»
После того, как ребенок освоит навык соотнесения муляжа с картинкой переходим к обучению по карточкам.
2-й уровень (по Никольской)
Игра «Волшебный мешочек»
Ребенок достает из мешочка муляжи овощей, фруктов. На ощупь определяет – какой это фрукт или овощ.
Игра в лото «Фрукты» (развитие внимания)
Педагог дает ребенку рабочее поле с изображением фруктов. Затем говорить ребенку «у тебя есть яблоко?», ели на рабочем поле яблоко есть, ребенок кладет картинку себе, если нет – убирает в сторону.
Д\и «Собери целое»
Ребенку предлагается разрезная картинка на 2-4 части с опорой на образец или без нее.
3-й уровень (по Никольской)
Д/упр. «Найди тень»
Ребенку предлагаются картинки с изображением фруктов (или овощей, методом сопоставления или наложения ребенок находит тень предмета на рабочем поле. Можно усложнить игру предлагая ребенку карточки, теней которых нет.
Д\ упр. «Варим суп и компот» (класификация)
Используются игры на липучках. Ребенку предлагается по группам разложить овощи и фрукты. Дается инструкция «Разложи правильно, овощи в корзину, а фрукты в кастрюлю».
Д\ и «Чего не стало?»
Ребенку предлагается серия муляжей, проговаривается название каждого, потом накрываем платочком и прячем один фрукт. Ребенок называет чего не стало. Если ребенок не речевой, – показывает карточку с изображением пропавшего фрукта.
4-й уровень (по Никольской)
Игра «Что растет на дереве? Что растет на грядке?»
Используются пособие на липучках. Педагог раскладывает перед ребенком картинки с фруктами (овощами) и предлагает посадить на грядку или прикрепить на дерево тот или иной овощ или фрукт. Можно усложнить игру и добавить картинки из других понятий.
Упражнение по глобальному чтению
Педагог предлагает ребенку картинки с изображением 2-х овощей или фруктов, под картинкой надпись. Пластмассовыми буквами, методом наложения, ребенок раскладывает слово. Слово произносится вместе с педагогом. Потом ребенку предлагается отдельно надпись, которую нужно соотнести с картинкой. После овладения навыка картинки убираются, остаются только надписи, дается инструкция «Дай яблоко», «Дай сливу» и т. д.
Д/и «Найди лишнее»
Ребенку предлагается найти лишнюю картинку из серии картинок принадлежащих к одному обобщенному понятию, объяснить свой выбор.
- Пальчиковая гимнастика “Компот”
Будем мы варить компот, (левую ладошку держать “ковшиком” указательным пальцем правой руки “мешает”)
Фруктов нужно много. (загибает пальчики по одному, начиная с большого)
Будем яблоки крошить, (имитирует движения, крошит)
Грушу будем мы рубить. (имитирует движения, рубит)
Отожмем лимонный сок (имитирует движения, отжимает)
Слив положим и песок. (имитирует движения)
Варим, варим мы компот. (варит и мешает)
Угостим честной народ. (угощает)
- Графо-моторное упражнение «Цветная радуга»
Педагог показывает ребенку изображения овощей, фруктов и предлагает ему раскрасить их (заштриховать) нужным цветом.
- Поощрение
В конце занятия ребенку предлагается то, что он любит (например, конфета или любимая игрушка и. т. п).
- Итог
Педагог хвалит ребенка, за то, что он хорошо работал, хлопает в ладоши, говорит «Молодец».