Департамент образования  Администрации Надымского района

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования 

«Центр детского творчества»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

художественной направленности

«ШКОЛА РОКА»

(базовый уровень)

Возраст учащихся: 12 – 18 лет

Срок реализации программы: 2 года

Автор программы: 

Санников Станислав Сергеевич,

концертмейстер,

педагог дополнительного образования

г. Надым, 2023

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка 3
2. Учебный план 7
2.1. Учебный план первого года обучения 7
2.2. Учебный план второго года обучения 7
3. Содержание программы  7
3.1. Содержание программы первого года обучения 7
3.2. Содержание программы второго года обучения 9
4. Методическое обеспечение программы 10
5. Список литературы 11
6. Глоссарий 11
7. Календарный учебный график 13
  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        В жизни любого человека музыка занимает важнейшее место, особенно в воспитании детей и подростков. Поэтому одной из главных задач педагога является прививание музыкального вкуса, расширение музыкального кругозора ребенка.

Рок – это не просто музыкальное направление, это молодёжная культура,  средство общения молодёжи, зеркало общества. 

Направленность программы «Школа рока» – художественная. Программа направлена на освоение инструмента через изучение партий произведений, исполнение их в ансамбле, а также на воспитание интереса учащихся к рок-музыке и музицированию через ансамблевое исполнение.

Дополнительная общеразвивающая программа «Школа рока» разработана в соответствии с:

  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Министерства просвещения РФ от 27.07.2022г. № 629;
  • Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 № 09-3242);
  • Требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки от 11 декабря 2006 г. №06-1844);
  • Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28;
  • Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года №2;
  • Постановление Администрации МО Надымский район от 10.08.2020 N 434 «Об утверждении Положения Об организации предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории муниципального округа Надымский район Ямало-Ненецкого автономного округа»;
  • Постановление Администрации муниципального образования Надымский район от 03.сентября 2019 года №531 «Об утверждении Положения о персонифицированном дополнительном образовании детей на территории муниципального образования Надымский район» (с изменениями от 25.01.2022, Постановление Администрации Надымского района от № 36-пк).

Уровень освоения содержания программы: базовый. 

Актуальность  программы состоит в том, что она обеспечивает реализацию  социального заказа общества по формированию социальных, личностных,  общекультурных, коммуникативных компетенций учащихся. Игра в ансамбле  стимулирует развитие художественного вкуса, помогает преодолеть  неуверенность в себе, сплачивает детский коллектив и при правильном подборе  репертуара воспитывает по-настоящему культурного человека. 

Педагогическая целесообразность программы заключается в стремлении раскрыть способности детей, привить любовь к рок-музыке, помочь детям стать музыкально грамотными, развить  вкус и любовь к прекрасному миру музыки.  

Цель программы: формирование музыкальной культуры, освоение игры на музыкальных инструментах, развитие эстетического вкуса учащихся  посредством приобщения к рок-музыке.   

     Задачи: 

Образовательные (программные):

  • овладеть начальными знаниями по музыкальной грамоте; 
  • изучить художественно-звуковые возможности электронных музыкальных инструментов;
  • овладеть навыками игры на электронных музыкальных инструментах;
  • обучить разнообразным техническим приемам игры на инструментах; 
  • сформировать практические навыки ансамблевой игры;
  • обучить основам музицирования и импровизации

Метапредметные:

  • формировать умения работы в коллективе; 
  • приобщать к концертной деятельности; 
  • воспитывать устойчивый интерес к музыке, музыкальному искусству; 
  • воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру подростков

Личностные:

  • повышать общую культуру и музыкальный уровень; 
  • формировать нравственные основы поведения; 
  • укреплять психологическое и физическое здоровье детей;
  • формировать потребность в самостоятельном музыкальном творчестве и самовыражении.

Планируемые результаты реализации программы.

Программные результаты первого года обучения:

– учащиеся понимают:

    • элементарную теорию музыки;
    • основы эксплуатации музыкального оборудования и инструментов;
  • принципы расстановки ансамбля

-умеют: 

  • использовать и хранить музыкальные инструменты;
  • настраивать и подключать музыкальное оборудование и инструменты;
  • самостоятельно подбирать музыкальные произведения;
  • слышать свой инструмент в коллективном исполнении;
  • слаженно исполнять музыкальные произведения  

-владеют:

  • техническими навыками игры на электронных музыкальных инструментах

Программные результаты второго года обучения:

– учащиеся понимают:

    • основы музыкальной грамоты;
    • солирующую роль каждого инструмента в ансамбле;
  • баланс инструментальных партий

-умеют:

  • исполнять упражнения с использованием импровизации;
  • солировать, применять ритмические группировки; 
  • работать с репертуаром;
  • слышать свой инструмент в коллективном исполнении;
  • слаженно исполнять музыкальные произведения  

-владеют:

  • техническими навыками игры на электронных музыкальных инструментах

Метапредметные результаты:

  • умение работать в коллективе;
  • приобщение к концертно-творческой деятельности;
  • формирование потребности в самостоятельном музыкальном творчестве

Личностные результаты:

    • устойчивый интерес к музыкальному искусству;
    • сотрудничество, сопереживание, общительность;
    • доброжелательное отношение к сверстникам, уверенность в себе, творческая дисциплина;
  • способность творчески реализовать себя в социуме.

Отличительной особенностью программы «Школа рока» является то, что освоение теоретического материала происходит в процессе практической творческой деятельности. Метод комбинированных упражнений, с движением от простого к сложному, позволяет быстрее разучить большое количество музыкальных произведений. В процессе овладения данной программой учащиеся развиваются как  артисты ансамбля. Именно поэтому на первом году обучения занятия индивидуально – групповые, где выученный каждым по отдельности  отрывок произведения сразу же исполняется ансамблем из 4 – 5 человек (включая  педагога).

Адресат программы: учащиеся среднего и старшего школьного возраста.

Объем и срок освоения программы: срок реализации программы – 2 года, количество учебных часов по программе – 144 на каждом году обучения, в том числе предусмотрено 83 часа теоретических занятий и 205 часов практических занятий. Условия набора в учебное объединение: принимаются все желающие.

Форма обучения: очная

Режим занятий: единицей измерения учебного времени и основной формой организации учебно-воспитательного процесса является учебное занятие. Форма занятий – групповая. Состав групп постоянный, разновозрастный. Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей. 

Продолжительность одного занятия составляет 40 мин. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

Наполняемость групп: не менее 12 учащихся.

Формы контроля и аттестации

Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводятся: 

  • начальный контроль – в начале освоения программы и на последующих годах обучения с 15 по 25 сентября. Формы и методы контроля: прослушивание, опрос, наблюдение.
  • промежуточная аттестация – с 20 по 26 декабря в форме академического концерта, исполнения музыкальных композиций; 

с 12 по 19 мая в форме академического или отчетного концерта. 

  • аттестация по завершении реализации программы – в конце освоения программы с 12 по 19 мая. Форма – творческий экзамен.

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ СИСТЕМУ ОЦЕНИВАНИЯ 

С целью определения сформированности теоретических знаний, практических умений и навыков, творческого развития учащихся используется оценочный инструментарий.

Виды контроля/

аттестации

Наименование 

оценочных средств

Предмет оценивания  Критерии оценивания
Начальный контроль Прослушивание Чувство ритма;

музыкальный слух

музыкально – исполнительские навыки; 

-навыки публичного выступления;

– навыки ансамблевой игры.

Промежуточная аттестация  Исполнение музыкальной композиции  – теоретические знания

– практические умения, навыки, компетенции

– творческие навыки (креативность)

– теоретические знания;

музыкально – исполнительские навыки; 

-навыки публичного выступления;

– навыки ансамблевой игры

Аттестация по завершении реализации программы Отчетный концерт – теоретические знания

– практические умения, навыки, компетенции

– творческие навыки (креативность)

-основы музыкальной  грамоты;

-выразительное исполнение музыкальных произведений;

-навыки публичного выступления;

– навыки ансамблевой игры.

Оценивание осуществляется по 4-балльной системе (от 2 – 5 баллов). По итогам контроля определяется уровень сформированности практических умений и навыков:

– высокий – от 4,6 до 5,0

– средний от 3,6 до 4,5

– низкий – от 2,0 до 3,5

Высокий уровень – учащийся хорошо знает теоретический материал, владеет терминологией и осознанно употребляет термины, умеет самостоятельно применять на практике полученные знания и умения, проявляет творческий подход и фантазию к выполнению задания. 

Средний уровень – учащийся в целом знает теоретический материал, частично владеет терминологией, в целом умеет применять на практике полученные знания и умения, изредка прибегает к помощи педагога, старается проявлять творческий подход и фантазию к выполнению задания.

Низкий уровень –  учащийся обладает минимальным объемом знаний и умений, не способен выполнять задания без помощи педагога. 

Условия реализации программы.

Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих ее обеспечения:

Учебное помещение соответствует действующим требованиям санитарных норм и правил.

Материально-техническое обеспечение:

На безе Центра детского творчества (каб.5а)
  • Акустическая система – 2
  • Бас-гитара – 1
  • Комбо-бас – 1
  • Гитарный комбо – 2
  • Микрофоны на стойках – 4
  • Микшерный пульт – 1
  • Электрогитара – 2
  • Цифровое пианино – 1
  • Ударная электроустановка – 2
  • Клавишный комбо – 1
  • Большой барабан – 1
  • Доска магнитно-маркерная
  • Стулья для учащихся
  • Стол и стул для педагога

Кадровое обеспечение:

Педагог дополнительного образования.

Методическое и дидактическое обеспечение:

  • Сборники  песен;
  • Партитуры (ноты, табулатура).

Воспитательная деятельность. Работа с родителями.

Эффективно решать учебно-воспитательные задачи можно только в тесном сотрудничестве с родителями. В этой связи в начале учебного года с родителями подробно обсуждаются интересы и увлечения ребенка, которые в дальнейшем будут учитываться при организации учебной деятельности. Немаловажным фактом при проведении занятий является сотрудничество детей с родителями. Такая связь поколений является наиболее эффективным способом для передачи социокультурных ценностей. 

Профориентационные мероприятия, направленные на  знакомство с различными профессиями и формирование интереса учащихся к ним: деловые игры, квесты, онлайн-экскурсы др.

Мероприятия, направленные на гражданско-патриотическое воспитание: уроки мужества, тематические часы героев Отечества, коллективные просмотры фильмов о защитниках и героях страны, участие в акциях  и др.

Мероприятия, направленные на духовно-нравственное воспитание: экскурсии в музеи, дни воинской славы России, день Учителя, день защитника Отчества, день Матери, день Семьи, участия в акциях и др.

Работа с родителями предусматривает:

  • родительские собрания;
  • индивидуальные беседы и консультации;
  • анкетирование, социологический опрос родителей.

 

  • УЧЕБНЫЙ ПЛАН

2.1. Учебный план 1 года обучения

п/п Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации/

контроля

Всего Теория Практика
1 Вводное занятие 2 2 Беседа
2 Основы элементарной теории музыки 10 6 4
2.1. Музыкальная грамота 10 6 4 Опрос, наблюдение.
3 Работа над основными техническими навыками игры на музыкальных инструментах 14 4 10
3.1. Технические навыки игры на музыкальных инструментах 14 4 10
4 Ансамбль 82 20 62
4.1. Организация ансамбля на сценической площадке 10 2 8
4.2. Вокально-ансамблевая работа 30 6 24
4.3. Ансамбль, работа с репертуаром 42 12 30
5 Творческие часы 16 6 10
5.1. Дискуссии. Участие в культурных мероприятиях 16 6 10
6 Импровизация 8 8
7 Рок-прогон 10 10
8 Итоговое занятие 2 2
Итого 144 47 97

2.2. Учебный план 2 года обучения

п/п

Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации/

контроля

Всего Теория Практика
1 Вводное занятие 2 2
2 Музыкальная грамота 16 6 10
2.1. Музыкальная грамота 16 6 10
3 Ансамбль 64 18 46
3.1. Организация ансамбля на сценической площадке 14 4 10
3.2. Вокально-ансамблевая работа 20 8 12
3.3. Ансамбль, работа с репертуаром 30 6 24
4 Работа над основными техническими навыками игры на музыкальных инструментах 40 10 30
4.1. Технические навыки игры на музыкальных инструментах 40 10 30
5 Импровизация 10 10
6 Рок-прогон 10 10
7 Итоговое занятие 2 2
Итого 144 36 108
  • СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

3.1. Содержание программы первого года обучения

Раздел 1. Вводное занятие

Теория: планирование на год. Правила посадки и размещение ансамбля, солисты, первые и вторые голоса, группа аккомпанирующих инструментов, ударные. Правила ансамблевой  дисциплины. Общий план работы ансамбля, репертуар, который необходимо освоить. Инструктаж по технике безопасности.

Формы и методы обучения: теоретическое занятие; словесный и наглядный метод. 

Форма подведения итогов: беседа

Раздел II Основы элементарной теории музыки 

Тема 2.1. Музыкальная грамота

Теория: изучение музыкально-теоретического материала. Период. Квадрат (в современной музыке). Куплетная форма. Двух- и -трехчастная форма. Рок. Куплетно-вариационная и вариационная формы. Вступление, изложение темы, разработочное или вариационное развитие, кульминация, реприза и кода. Анализ произведений классики и современной музыки с точки зрения выразительных средств, формы, кульминации, мелодической линии, солирующей партии и создания художественного образа в целом.

Практика: упражнения с использованием импровизаций, аранжировка произведений собственного сочинения; самостоятельная работа по подбору музыкальных произведений (разбор партий, разбор по табулатуре); солирование, применение ритмических группировок; исполнение песен в собственном стиле (работа с репертуаром).

Формы    и   методы обучения: практические, учебные занятия; словесный, наглядный, наглядно-зрительный, практический.

Формы подведения итогов: опрос, прослушивание.

Раздел III Работа над основными техническими навыками игры на музыкальном инструменте

Тема 3.1. Технические навыки игры на музыкальных инструментах

Теория: основы эксплуатации музыкального оборудования и инструментов, использования и хранения музыкальных инструментов, виды технических приемов игры на музыкальном инструменте; посадка, постановка рук, штрихи, аппликатура.

Практика: работа над основными техническими навыками игры на музыкальном инструменте: музыкальные упражнения и этюды на освоение различных видов техники, корректировка и развитие исполнительского аппарата.

Формы и методы обучения: практические, учебные занятия; словесный, наглядный, наглядно-зрительный, практический.

Формы подведения итогов: прослушивание

Раздел IV Ансамбль 

Тема 4.1. Организация ансамбля на сценической площадке

Теория: принципы расстановки ансамбля. Правила сбора сценического оборудования, организация настройки инструментов, беседы по манерам поведения на сцене и правилам исполнительского мастерства.

Практика: настройка инструментов. Разбор произведений. Подбор аппликатуры. Заучивание наизусть. Нюансировка. Фразировка. Динамика.

Формы и методы обучения: практические, учебные занятия; словесный, наглядный, наглядно-зрительный, практический.

Формы подведения итогов: прослушивание

Тема 4.2. Вокально-ансамблевая работа

Теория: рассказ педагога о композиторах и их творчестве. Понятия: мелодия, бас, аккомпанемент, ритм.

Практика: общие репетиции в ансамбле, достижение слаженности исполнения музыкального произведения: «сыгровка», работа ритм-групп, работа над ритмической устойчивостью, формой произведения, звуко-высотной точностью, динамической шкалой.

Формы и методы обучения: практические, учебные занятия; словесный, наглядный, наглядно-зрительный, практический. 

Формы подведения итогов: прослушивание

Тема 4.3. Ансамбль, работа с репертуаром

Теория: обозначения нот, аккордов. Понятия «трезвучие, терция, квинта, кварта и т.д.». Обозначения средств динамического развития.

Практика: настройка, подключение, работа с монитором, микрофоном, звуковой баланс.

Формы и методы обучения: практические, учебные занятия; словесный, наглядный, наглядно-зрительный, практический. 

Формы подведения итогов: прослушивание

 

Раздел V Творческие часы

Тема 5.1. Дискуссии. Участие в культурных мероприятиях

Теория: диспуты, дискуссии, тренинговые занятия по сплочению коллектива; знакомство с концертными выступлениями известных групп.

Практика: участие в культурных мероприятиях; проведение творческих часов, творческие отчеты и вечера; концертные выступления; участие в мастер – классах.

Формы и методы обучения: практические, учебные занятия; словесный, наглядный, наглядно-зрительный, практический. 

Формы подведения итогов: прослушивание, концерт

Раздел VI Импровизация

Практика: ритмические фигуры в импровизации. Вступление, середина и окончание. Создание инструментальных композиций на основе знакомых мелодий из вокальных и инструментальных произведений.

Формы и методы обучения: практические, учебные занятия; словесный, наглядный, наглядно-зрительный, практический. 

Формы подведения итогов: прослушивание

Раздел VII «Рок – прогон»

Практика: повторение, закрепление и усовершенствование приобретенных знаний, умений, навыков.

Формы и методы обучения: практические, учебные занятия; словесный, практический. 

Формы подведения итогов: прослушивание

Раздел VIII  Итоговое занятие

Практика: подведение итогов работы объединения. Исполнение музыкальных упражнений.

Формы и методы обучения: практическое занятие; практический (отрабатывание исполнительских умений и навыков), словесный.

Форма подведения итогов: отчетный концерт

3.2. Содержание программы второго года обучения

Раздел I Вводное занятие

Теория: планирование на год. Нацеливание на усовершенствование приобретенных навыков.  Общий план работы ансамбля, репертуар, который необходимо освоить. Инструктаж по технике безопасности.

Формы и методы обучения: теоретическое занятие; словесный и наглядный метод. 

Форма подведения итогов: беседа

Раздел II Музыкальная грамота

Тема 2.1. Музыкальная грамота

Теория: повторение и закрепление музыкально-теоретического материала. Дуэт, трио, ансамбль. Дуэт бас-гитары и барабанов. Дуэт гитары и вокалиста. Трио гитары, бас-гитары и барабанов.

Практика: упражнения с использованием импровизаций, аранжировка произведений собственного сочинения; самостоятельная работа по подбору музыкальных произведений (разбор партий, разбор по табулатуре); солирование, применение ритмических группировок; исполнение песен в собственном стиле (работа с репертуаром).

Формы    и   методы обучения: практические, учебные занятия; словесный, наглядный, наглядно-зрительный, практический.

Формы подведения итогов: опрос, прослушивание.

Раздел III Ансамбль 

Тема 3.1. Организация ансамбля на сценической площадке

Теория: принципы расстановки ансамбля. Правила сбора сценического оборудования, организация настройки инструментов, беседы по манерам поведения на сцене и правилам исполнительского мастерства.

Практика: отработка навыка подготовки ансамбля на сцене силами учащихся. Настройка инструментов. Разбор произведений. Расстановка аппликатуры. Заучивание наизусть. Нюансировка. Фразировка. Динамика.

Формы и методы обучения: практические, учебные занятия; словесный, наглядный, наглядно-зрительный, практический.

Формы подведения итогов: прослушивание

Тема 3.2. Вокально-ансамблевая работа

Теория: рассказ педагога о композиторах и их творчестве. Понятия: мелодия, бас, аккомпанемент.

Практика: общие репетиции в ансамбле, достижение слаженности исполнения музыкального произведения: «сыгровка», работа ритм-групп, работа над ритмической устойчивостью, формой произведения, звуко-высотной точностью, динамической шкалой.

Формы и методы обучения: практические, учебные занятия; словесный, наглядный, наглядно-зрительный, практический.

Формы подведения итогов: прослушивание

Тема 3.3. Ансамбль, работа с репертуаром

Теория: обозначения нот, аккордов. Понятия «трезвучие, терция, квинта, кварта и т.д.». Обозначения средств динамического развития.

Практика: настройка, подключение, работа с монитором, микрофоном, звуковой баланс.

Формы и методы обучения: практические, учебные занятия; словесный, наглядный, наглядно-зрительный, практический.

Формы подведения итогов: прослушивание

Раздел IV Работа над основными техническими навыками игры на музыкальных инструментах

Тема 4.1. Технические навыки игры на музыкальных инструментах

Теория: освоение навыка быстрой смены гитарных аккордов и наиболее часто употребляемых в рок-н-ролле ритмических рисунков. Выработка сыгранности всех участников ансамбля. Изучение партии элементарного «квадрата» ансамбля.

Практика: работа над тембральным и динамическим ансамблем в процессе соединения звучания вокалиста или солирующего инструмента гармонической поддержкой

Формы и методы обучения: практические, учебные занятия; словесный, наглядный, наглядно-зрительный, практический.

Формы подведения итогов: прослушивание

Раздел V Импровизация 

Практика: ритмические фигуры в импровизации. Вступление, середина и окончание. Создание инструментальных композиций на основе знакомых мелодий из вокальных и инструментальных произведений.

Формы и методы обучения: практические, учебные занятия; словесный, наглядный, наглядно-зрительный, практический. 

Формы подведения итогов: прослушивание

Раздел VI «Рок – прогон»

Практика: повторение, закрепление и усовершенствование приобретенных знаний, умений, навыков.

Формы и методы обучения: практические, учебные занятия; словесный, практический. 

Формы подведения итогов: прослушивание

Раздел VII  Итоговое занятие

Практика: подведение итогов работы объединения. Исполнение музыкальных упражнений.

Формы и методы обучения: практическое занятие; практический (отрабатывание исполнительских умений и навыков), словесный.

Форма подведения итогов: отчетный концерт

  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

При составлении общеразвивающей программы в основу положены следующие принципы: 

  • единства обучения, развития и воспитания; 
  • последовательности: от простого к сложному;
  • систематичности;
  • активности;
  • наглядности;
  • интеграции;
  • прочности;
  • связи теории с практикой.

 методы обучения:

Словесный: беседа, рассказ; наглядный, практический; наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, иллюстративный и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.); 

формы организации образовательной деятельности: групповая, индивидуально-групповая.

формы организации учебного занятия – беседа, практическое занятие, открытый урок, занятие практикум, контрольный урок, концертное выступление, академический концерт.

педагогические технологии – технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология дифференцированного обучения, технология разноуровневого обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология дистанционного обучения, технология коллективной творческой деятельности. 

    алгоритм учебного занятия – 

Время, отведенное для сводной репетиции, распределено следующим образом:

    • настройка ансамбля – 10 минут;
    • проигрывание коллективных упражнений, гамм -15 минут;
    • работа над репертуаром – 30 минут;
  • работа над ансамблем – 25 минут. 
  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

а) литература, использованная педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса

  1. Благой Д. Роль эстрадного выступления в обучении музыкантов – исполнителей.
  2. Егорочкин Л. «Школа игры на ударных инструментах»- М.:2004г.
  3. Дидуров А. А. Четверть века в роке. Записки из андеграунда. – М.: Эксмо, 2005. – 352 с.
  4. Катанский В. М. Гитара для всех. – М., 2000. – 122 с.
  5. Кастальский С. Рок-энциклопедия. – М.: Ровестник, 2003. – 883 с.
  6. Русский рок – новый срок: страницы современной рок-поэзии / cост. А. А. Дидуров. – М.: Эксмо, 2006. – 304 c.
  7. Сукачев И. (Гарик) И. Там, где кончается дождь: стихотворения, проза, интервью. – М.: Эксмо-Пресс, 2001. – 352 с.: ил. – (Поэзия русского рока)
  8. Талькова О. Ю., Тальков В. В. Крестный путь Игоря Талькова. – М.: Алгоритм: Эксмо, 2006. – 400 с.
  9. Ткачев А. Последние тайны рока. – М.: Молодая гвардия,
  10. Цой В. Р. Музыка волн, музыка ветра: [стихотворения, воспоминания о Цое]. – М.: Эксмо, 2006. – 384 с.

б) литература, рекомендуемая для детей и родителей по данной программе

  1. Алексеев А. С. Кто есть кто в российской рок-музыке: [энцик.]. – 3-е изд., доп и расш. – М: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006. – 560 с.: ил.
  2. Диккенс Р. Современное искусство. / Пер. с анг. Н. Д. Кортуновой. – М.: РОСМЭН, 2006. – 96 с.: ил.
  3. Житинский А. Н. Альманах рок-дилетанта: музыкальный роман. – СПб.: Амфора, 2006. – 495 с.: илл. – Прилож. к «Путешествию рок-дилетанта»
  4. Житинский А. Н. Путешествие рок-дилетанта: музыкальный роман. – СПб.: Геликон Плюс: Амфора, 2006. – 486 с.
  5. Кастальский С. Рок-энциклопедия. – М.: ЗАО «Ровесник», 2003. – 888 с.: ил.
  1. 6. Розенталь Э. Элтон Джон. Пер. с анг. Ю. Гольдберга. – М.: Эксмо, 2003. – 704 с.: илл. – (Культурная революция).
  1. ГЛОССАРИЙ

Аккорд — одновременное звучание трех и более нот.

Арпеджио — это нотная последовательность, в которой ноты аккорда сыграны не вместе, а последовательно, друг за другом. 

Артикуляция — это метод исполнения нот, в котором они исполняются четко, с подчеркиванием. На гитаре достигается с помощью нарочито точного и активного прижатия пальцами и «конкретным» ударом пальцев или медиатором.

Баррэ — гитарный прием, в котором одним пальцем прижимается несколько струн на одном ладу.

Бенд (подтяжка) — гитарный прием, который широко используется в роке, блюзе, металле и других направлениях. Во время его выполнения, гитарист пальцами подтягивает струну, изменяя, таким образом, высоту ноты.

Блюз — направление в музыке, которое родилось и развивалось в США в конце XIX — начале XX века. Сочетает в себе различные национальные элементы африканской, европейской и даже китайской культуры. 

Верхняя дека — верхняя часть корпуса гитары.

Гамма (хроматическая, мажорная, минорная и пр.) — нотная последовательность или прогрессия, в которой расстояние между нотами не превышает секунду. На гитаре — это расстояние через лад. Например, первый лад — третий лад. 

Гитарный строй — метод настройки гитары, в котором струны настроены в определенные ноты.

Гриф — это часть гитары, вдоль которого расположены струны и на котором находятся металлические порожки — лады.

Демпфирование — приглушение струн.

Динамика — это развитие музыкального произведения во время его исполнения. Достигается за счет средств музыкальной выразительности: изменение темпа, изменения уровня громкости, акцентирования нот и др.

Каподастр — приспособление для прижатия струн на грифе гитары. С помощью каподастра можно легко поменять строй (тональность), не перестраивая гитару.

Комбик (комбоусилитель) — устройство, которое сочетает в себе гитарный усилитель и динамик. 

Медиатор — пластинка, сделанная из пластика или других синтетических материалов, с помощью которой извлекают звук на струнных инструментах, приводя струну в колебательное состояние.

Мелизм — это мелодическая фигура, украшающие основные звуки мелодии. Как правило, это очень быстрые ноты, которые отстоят от основного звука на интервал в секунду и не имеют собственного ритмического времени. По-простому, это очень коротенькие нотки, которые используются перед основными нотами или после, чтобы украсить их и сделать нескучными. Самые распространённые мелизмы: форшлаг, мордент, группетто, трель.

Металл — направление в музыке, в которое входит множество стилей и подстилей. В большинстве своем, для металла характерно тяжелое или очень тяжелое звучание электрогитары с использование таких эффектов как Overdrive и Distortion. Зародился в 70-х годах XX века, но развитие направления происходит и по сей день.

Метроном — это устройство (механическое или цифровое) или приложение (программа), которое отсчитывает ритм. С помощью него музыканты могут играть в определенном темпе или тренировать чувство ритма.

Нижняя дека — нижняя часть корпуса гитары.

Перкуссия — использование в музыке различных национальных и этно- ударных инструментов, таких как кахон, дарбука, там-там, кау-белл и пр. Как правило, перкуссия используется в акустической музыке, хотя, ее применение очень широко и может быть использовано в различных жанрах, включая электронную музыку.

Пулл-офф — гитарный прием, один из видов легато. Обратный прием хаммер-ону. При использовании его, нужно прижатый на каком-либо ладу палец «грифной» руки резко отпустить, при этом слегка подцепив струну, как бы сорвав ее. Используется так же без участия «медиаторной» руки.

Ритм — это соразмерное чередование длительностей звуков. Соразмерное, значит пульсирующее движение, которое можно выразить определенными длительностями (четверти, восьмые и т.д.) и которые образуют определенные ритмические фигуры (группы).

Ритм-гитара — это условная роль гитары в музыкальном коллективе. Как правило, ритм-гитара, как следует из названия, играет ритмичную партию на аккордах или риффы. Эта партия исполняет роль гармонической основы произведения.

Ритмический рисунок — зацикленная последовательность длительностей. 

Рок — направление в музыке, которое включает в себя огромное количество стилей. Для рока характерно использование электрогитары, как основного инструмента, которая в большинстве случаев «перегружена». Стандартно рок исполняется небольшими по численности музыкальными коллективами, в состав которых входит электрогитара (или несколько), бас-гитара и барабаны.

Свип («метла») — это гитарная техника, в которой музыкант очень быстро перебирает струны в одном направлении, вверх или вниз. Используется для игры быстрых арпеджио.

Слайд (глиссандо) — прием, используемый на струнных, клавишных и духовых инструментах, в котором мы «едем» от одной ноты к другой. В нашем случае (на гитаре) достигается путем прижатия какого-либо лада на грифе и последующим «переездом» на другой лад, не отпуская пальца. Таким образом, получается скользящее звучание.

Соло — в классической музыкальной теории, часть музыкального произведения, в которой звучит только один, солирующий инструмент.  В рок музыке под этим понятием подразумевается некий проигрыш без слов, во время которого один из инструментов (как правило, гитара), берет на себя роль лидирующего и какое-то время «колбасит» нечто сложное и быстрое.

Темп — в широком смысле, скорость движения музыки. Темп — это средство музыкальной выразительности. Темпы условно делят на медленные, умеренные и быстрые.

Тональность — это система звуков и взаимоотношений между ними. Когда мы говорим, что музыкальное произведение написано в определенной тональности, это означает, что оно звучит на определенной высоте и использует (кроме ситуативных исключений) ноты, которые входят в гамму (перечень) нот, соответствующих этой тональности. Тональности бывают мажорными и минорными.

Трель — это вид мелизма (мелодической фигуры), в котором, очень быстро играются две ноты, повторяясь несколько раз. Звучание трели можно описать буквосочетанием «Тррррр».

Фразировка — это процесс видоизменения какого-то музыкального фрагмента, с заменой одного приема на другой, добавлением или наоборот убиранием каких-либо нот и т.д. Под этим понятием подразумевается вид импровизации, когда вы берете часть мелодии и слегка меняете его. При этом оригинал узнается, но уже звучит немного иначе.

Хаммер-он — гитарный прием, один из видов легато. Чтобы получить его, нужно ударить пальцем «грифной» руки по струне без участия «медиаторной» руки. Этот прием дает значительный прирост скорости.

Экспрессия — это манера игры, при которой музыкант использует размашистые движения, играет громко и «широко». Как правило, используется в кульминации музыкального произведения для подчеркивания динамики исполнения.

Электрогитара — вид гитары, на которую устанавливаются специальные звукосниматели, которые «снимают» колебания струн и передают его в виде электрического сигнала. Громкость звучания в электрогитаре достигается не за счет резонаторной деки, а за счет мощности усилителя и динамика, к которым подключается электрогитара.

 

  1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Календарный учебный график к дополнительной общеразвивающей программе «Школа рока» разработан для каждой учебной группы 1 и 2 года обучения (приложение к программе).

Дополнительная общеразвивающая программа «Школа рока»