Департамент образования Администрации Надымского района
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
«ШКОЛА РОКА»
(базовый уровень)
Возраст учащихся: 12 – 18 лет
Срок реализации программы: 2 года
Автор программы:
Санников Станислав Сергеевич,
концертмейстер,
педагог дополнительного образования
г. Надым, 2023
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Пояснительная записка | 3 |
2. | Учебный план | 7 |
2.1. | Учебный план первого года обучения | 7 |
2.2. | Учебный план второго года обучения | 7 |
3. | Содержание программы | 7 |
3.1. | Содержание программы первого года обучения | 7 |
3.2. | Содержание программы второго года обучения | 9 |
4. | Методическое обеспечение программы | 10 |
5. | Список литературы | 11 |
6. | Глоссарий | 11 |
7. | Календарный учебный график | 13 |
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В жизни любого человека музыка занимает важнейшее место, особенно в воспитании детей и подростков. Поэтому одной из главных задач педагога является прививание музыкального вкуса, расширение музыкального кругозора ребенка.
Рок – это не просто музыкальное направление, это молодёжная культура, средство общения молодёжи, зеркало общества.
Направленность программы «Школа рока» – художественная. Программа направлена на освоение инструмента через изучение партий произведений, исполнение их в ансамбле, а также на воспитание интереса учащихся к рок-музыке и музицированию через ансамблевое исполнение.
Дополнительная общеразвивающая программа «Школа рока» разработана в соответствии с:
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Министерства просвещения РФ от 27.07.2022г. № 629;
- Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 № 09-3242);
- Требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки от 11 декабря 2006 г. №06-1844);
- Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28;
- Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года №2;
- Постановление Администрации МО Надымский район от 10.08.2020 N 434 «Об утверждении Положения Об организации предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории муниципального округа Надымский район Ямало-Ненецкого автономного округа»;
- Постановление Администрации муниципального образования Надымский район от 03.сентября 2019 года №531 «Об утверждении Положения о персонифицированном дополнительном образовании детей на территории муниципального образования Надымский район» (с изменениями от 25.01.2022, Постановление Администрации Надымского района от № 36-пк).
Уровень освоения содержания программы: базовый.
Актуальность программы состоит в том, что она обеспечивает реализацию социального заказа общества по формированию социальных, личностных, общекультурных, коммуникативных компетенций учащихся. Игра в ансамбле стимулирует развитие художественного вкуса, помогает преодолеть неуверенность в себе, сплачивает детский коллектив и при правильном подборе репертуара воспитывает по-настоящему культурного человека.
Педагогическая целесообразность программы заключается в стремлении раскрыть способности детей, привить любовь к рок-музыке, помочь детям стать музыкально грамотными, развить вкус и любовь к прекрасному миру музыки.
Цель программы: формирование музыкальной культуры, освоение игры на музыкальных инструментах, развитие эстетического вкуса учащихся посредством приобщения к рок-музыке.
Задачи:
Образовательные (программные):
- овладеть начальными знаниями по музыкальной грамоте;
- изучить художественно-звуковые возможности электронных музыкальных инструментов;
- овладеть навыками игры на электронных музыкальных инструментах;
- обучить разнообразным техническим приемам игры на инструментах;
- сформировать практические навыки ансамблевой игры;
- обучить основам музицирования и импровизации
Метапредметные:
- формировать умения работы в коллективе;
- приобщать к концертной деятельности;
- воспитывать устойчивый интерес к музыке, музыкальному искусству;
- воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру подростков
Личностные:
- повышать общую культуру и музыкальный уровень;
- формировать нравственные основы поведения;
- укреплять психологическое и физическое здоровье детей;
- формировать потребность в самостоятельном музыкальном творчестве и самовыражении.
Планируемые результаты реализации программы.
Программные результаты первого года обучения:
– учащиеся понимают:
-
- элементарную теорию музыки;
- основы эксплуатации музыкального оборудования и инструментов;
- принципы расстановки ансамбля
-умеют:
- использовать и хранить музыкальные инструменты;
- настраивать и подключать музыкальное оборудование и инструменты;
- самостоятельно подбирать музыкальные произведения;
- слышать свой инструмент в коллективном исполнении;
- слаженно исполнять музыкальные произведения
-владеют:
- техническими навыками игры на электронных музыкальных инструментах
Программные результаты второго года обучения:
– учащиеся понимают:
-
- основы музыкальной грамоты;
- солирующую роль каждого инструмента в ансамбле;
- баланс инструментальных партий
-умеют:
- исполнять упражнения с использованием импровизации;
- солировать, применять ритмические группировки;
- работать с репертуаром;
- слышать свой инструмент в коллективном исполнении;
- слаженно исполнять музыкальные произведения
-владеют:
- техническими навыками игры на электронных музыкальных инструментах
Метапредметные результаты:
- умение работать в коллективе;
- приобщение к концертно-творческой деятельности;
- формирование потребности в самостоятельном музыкальном творчестве
Личностные результаты:
-
- устойчивый интерес к музыкальному искусству;
- сотрудничество, сопереживание, общительность;
- доброжелательное отношение к сверстникам, уверенность в себе, творческая дисциплина;
- способность творчески реализовать себя в социуме.
Отличительной особенностью программы «Школа рока» является то, что освоение теоретического материала происходит в процессе практической творческой деятельности. Метод комбинированных упражнений, с движением от простого к сложному, позволяет быстрее разучить большое количество музыкальных произведений. В процессе овладения данной программой учащиеся развиваются как артисты ансамбля. Именно поэтому на первом году обучения занятия индивидуально – групповые, где выученный каждым по отдельности отрывок произведения сразу же исполняется ансамблем из 4 – 5 человек (включая педагога).
Адресат программы: учащиеся среднего и старшего школьного возраста.
Объем и срок освоения программы: срок реализации программы – 2 года, количество учебных часов по программе – 144 на каждом году обучения, в том числе предусмотрено 83 часа теоретических занятий и 205 часов практических занятий. Условия набора в учебное объединение: принимаются все желающие.
Форма обучения: очная
Режим занятий: единицей измерения учебного времени и основной формой организации учебно-воспитательного процесса является учебное занятие. Форма занятий – групповая. Состав групп постоянный, разновозрастный. Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей.
Продолжительность одного занятия составляет 40 мин. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Наполняемость групп: не менее 12 учащихся.
Формы контроля и аттестации
Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводятся:
- начальный контроль – в начале освоения программы и на последующих годах обучения с 15 по 25 сентября. Формы и методы контроля: прослушивание, опрос, наблюдение.
- промежуточная аттестация – с 20 по 26 декабря в форме академического концерта, исполнения музыкальных композиций;
с 12 по 19 мая в форме академического или отчетного концерта.
- аттестация по завершении реализации программы – в конце освоения программы с 12 по 19 мая. Форма – творческий экзамен.
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ СИСТЕМУ ОЦЕНИВАНИЯ
С целью определения сформированности теоретических знаний, практических умений и навыков, творческого развития учащихся используется оценочный инструментарий.
Виды контроля/
аттестации |
Наименование
оценочных средств |
Предмет оценивания | Критерии оценивания |
Начальный контроль | Прослушивание | Чувство ритма;
музыкальный слух |
музыкально – исполнительские навыки;
-навыки публичного выступления; – навыки ансамблевой игры. |
Промежуточная аттестация | Исполнение музыкальной композиции | – теоретические знания
– практические умения, навыки, компетенции – творческие навыки (креативность) |
– теоретические знания;
– музыкально – исполнительские навыки; -навыки публичного выступления; – навыки ансамблевой игры |
Аттестация по завершении реализации программы | Отчетный концерт | – теоретические знания
– практические умения, навыки, компетенции – творческие навыки (креативность) |
-основы музыкальной грамоты;
-выразительное исполнение музыкальных произведений; -навыки публичного выступления; – навыки ансамблевой игры. |
Оценивание осуществляется по 4-балльной системе (от 2 – 5 баллов). По итогам контроля определяется уровень сформированности практических умений и навыков:
– высокий – от 4,6 до 5,0
– средний от 3,6 до 4,5
– низкий – от 2,0 до 3,5
Высокий уровень – учащийся хорошо знает теоретический материал, владеет терминологией и осознанно употребляет термины, умеет самостоятельно применять на практике полученные знания и умения, проявляет творческий подход и фантазию к выполнению задания.
Средний уровень – учащийся в целом знает теоретический материал, частично владеет терминологией, в целом умеет применять на практике полученные знания и умения, изредка прибегает к помощи педагога, старается проявлять творческий подход и фантазию к выполнению задания.
Низкий уровень – учащийся обладает минимальным объемом знаний и умений, не способен выполнять задания без помощи педагога.
Условия реализации программы.
Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих ее обеспечения:
Учебное помещение соответствует действующим требованиям санитарных норм и правил.
Материально-техническое обеспечение:
На безе Центра детского творчества (каб.5а) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Кадровое обеспечение:
Педагог дополнительного образования.
Методическое и дидактическое обеспечение:
- Сборники песен;
- Партитуры (ноты, табулатура).
Воспитательная деятельность. Работа с родителями.
Эффективно решать учебно-воспитательные задачи можно только в тесном сотрудничестве с родителями. В этой связи в начале учебного года с родителями подробно обсуждаются интересы и увлечения ребенка, которые в дальнейшем будут учитываться при организации учебной деятельности. Немаловажным фактом при проведении занятий является сотрудничество детей с родителями. Такая связь поколений является наиболее эффективным способом для передачи социокультурных ценностей.
Профориентационные мероприятия, направленные на знакомство с различными профессиями и формирование интереса учащихся к ним: деловые игры, квесты, онлайн-экскурсы др.
Мероприятия, направленные на гражданско-патриотическое воспитание: уроки мужества, тематические часы героев Отечества, коллективные просмотры фильмов о защитниках и героях страны, участие в акциях и др.
Мероприятия, направленные на духовно-нравственное воспитание: экскурсии в музеи, дни воинской славы России, день Учителя, день защитника Отчества, день Матери, день Семьи, участия в акциях и др.
Работа с родителями предусматривает:
- родительские собрания;
- индивидуальные беседы и консультации;
- анкетирование, социологический опрос родителей.
- УЧЕБНЫЙ ПЛАН
2.1. Учебный план 1 года обучения
п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/
контроля |
||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | – | Беседа |
2 | Основы элементарной теории музыки | 10 | 6 | 4 | |
2.1. | Музыкальная грамота | 10 | 6 | 4 | Опрос, наблюдение. |
3 | Работа над основными техническими навыками игры на музыкальных инструментах | 14 | 4 | 10 | |
3.1. | Технические навыки игры на музыкальных инструментах | 14 | 4 | 10 | |
4 | Ансамбль | 82 | 20 | 62 | |
4.1. | Организация ансамбля на сценической площадке | 10 | 2 | 8 | |
4.2. | Вокально-ансамблевая работа | 30 | 6 | 24 | |
4.3. | Ансамбль, работа с репертуаром | 42 | 12 | 30 | |
5 | Творческие часы | 16 | 6 | 10 | |
5.1. | Дискуссии. Участие в культурных мероприятиях | 16 | 6 | 10 | |
6 | Импровизация | 8 | – | 8 | |
7 | Рок-прогон | 10 | – | 10 | |
8 | Итоговое занятие | 2 | – | 2 | |
Итого | 144 | 47 | 97 |
2.2. Учебный план 2 года обучения
№
п/п |
Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/
контроля |
||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | – | |
2 | Музыкальная грамота | 16 | 6 | 10 | |
2.1. | Музыкальная грамота | 16 | 6 | 10 | |
3 | Ансамбль | 64 | 18 | 46 | |
3.1. | Организация ансамбля на сценической площадке | 14 | 4 | 10 | |
3.2. | Вокально-ансамблевая работа | 20 | 8 | 12 | |
3.3. | Ансамбль, работа с репертуаром | 30 | 6 | 24 | |
4 | Работа над основными техническими навыками игры на музыкальных инструментах | 40 | 10 | 30 | |
4.1. | Технические навыки игры на музыкальных инструментах | 40 | 10 | 30 | |
5 | Импровизация | 10 | – | 10 | |
6 | Рок-прогон | 10 | – | 10 | |
7 | Итоговое занятие | 2 | – | 2 | |
Итого | 144 | 36 | 108 |
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3.1. Содержание программы первого года обучения
Раздел 1. Вводное занятие
Теория: планирование на год. Правила посадки и размещение ансамбля, солисты, первые и вторые голоса, группа аккомпанирующих инструментов, ударные. Правила ансамблевой дисциплины. Общий план работы ансамбля, репертуар, который необходимо освоить. Инструктаж по технике безопасности.
Формы и методы обучения: теоретическое занятие; словесный и наглядный метод.
Форма подведения итогов: беседа
Раздел II Основы элементарной теории музыки
Тема 2.1. Музыкальная грамота
Теория: изучение музыкально-теоретического материала. Период. Квадрат (в современной музыке). Куплетная форма. Двух- и -трехчастная форма. Рок. Куплетно-вариационная и вариационная формы. Вступление, изложение темы, разработочное или вариационное развитие, кульминация, реприза и кода. Анализ произведений классики и современной музыки с точки зрения выразительных средств, формы, кульминации, мелодической линии, солирующей партии и создания художественного образа в целом.
Практика: упражнения с использованием импровизаций, аранжировка произведений собственного сочинения; самостоятельная работа по подбору музыкальных произведений (разбор партий, разбор по табулатуре); солирование, применение ритмических группировок; исполнение песен в собственном стиле (работа с репертуаром).
Формы и методы обучения: практические, учебные занятия; словесный, наглядный, наглядно-зрительный, практический.
Формы подведения итогов: опрос, прослушивание.
Раздел III Работа над основными техническими навыками игры на музыкальном инструменте
Тема 3.1. Технические навыки игры на музыкальных инструментах
Теория: основы эксплуатации музыкального оборудования и инструментов, использования и хранения музыкальных инструментов, виды технических приемов игры на музыкальном инструменте; посадка, постановка рук, штрихи, аппликатура.
Практика: работа над основными техническими навыками игры на музыкальном инструменте: музыкальные упражнения и этюды на освоение различных видов техники, корректировка и развитие исполнительского аппарата.
Формы и методы обучения: практические, учебные занятия; словесный, наглядный, наглядно-зрительный, практический.
Формы подведения итогов: прослушивание
Раздел IV Ансамбль
Тема 4.1. Организация ансамбля на сценической площадке
Теория: принципы расстановки ансамбля. Правила сбора сценического оборудования, организация настройки инструментов, беседы по манерам поведения на сцене и правилам исполнительского мастерства.
Практика: настройка инструментов. Разбор произведений. Подбор аппликатуры. Заучивание наизусть. Нюансировка. Фразировка. Динамика.
Формы и методы обучения: практические, учебные занятия; словесный, наглядный, наглядно-зрительный, практический.
Формы подведения итогов: прослушивание
Тема 4.2. Вокально-ансамблевая работа
Теория: рассказ педагога о композиторах и их творчестве. Понятия: мелодия, бас, аккомпанемент, ритм.
Практика: общие репетиции в ансамбле, достижение слаженности исполнения музыкального произведения: «сыгровка», работа ритм-групп, работа над ритмической устойчивостью, формой произведения, звуко-высотной точностью, динамической шкалой.
Формы и методы обучения: практические, учебные занятия; словесный, наглядный, наглядно-зрительный, практический.
Формы подведения итогов: прослушивание
Тема 4.3. Ансамбль, работа с репертуаром
Теория: обозначения нот, аккордов. Понятия «трезвучие, терция, квинта, кварта и т.д.». Обозначения средств динамического развития.
Практика: настройка, подключение, работа с монитором, микрофоном, звуковой баланс.
Формы и методы обучения: практические, учебные занятия; словесный, наглядный, наглядно-зрительный, практический.
Формы подведения итогов: прослушивание
Раздел V Творческие часы
Тема 5.1. Дискуссии. Участие в культурных мероприятиях
Теория: диспуты, дискуссии, тренинговые занятия по сплочению коллектива; знакомство с концертными выступлениями известных групп.
Практика: участие в культурных мероприятиях; проведение творческих часов, творческие отчеты и вечера; концертные выступления; участие в мастер – классах.
Формы и методы обучения: практические, учебные занятия; словесный, наглядный, наглядно-зрительный, практический.
Формы подведения итогов: прослушивание, концерт
Раздел VI Импровизация
Практика: ритмические фигуры в импровизации. Вступление, середина и окончание. Создание инструментальных композиций на основе знакомых мелодий из вокальных и инструментальных произведений.
Формы и методы обучения: практические, учебные занятия; словесный, наглядный, наглядно-зрительный, практический.
Формы подведения итогов: прослушивание
Раздел VII «Рок – прогон»
Практика: повторение, закрепление и усовершенствование приобретенных знаний, умений, навыков.
Формы и методы обучения: практические, учебные занятия; словесный, практический.
Формы подведения итогов: прослушивание
Раздел VIII Итоговое занятие
Практика: подведение итогов работы объединения. Исполнение музыкальных упражнений.
Формы и методы обучения: практическое занятие; практический (отрабатывание исполнительских умений и навыков), словесный.
Форма подведения итогов: отчетный концерт
3.2. Содержание программы второго года обучения
Раздел I Вводное занятие
Теория: планирование на год. Нацеливание на усовершенствование приобретенных навыков. Общий план работы ансамбля, репертуар, который необходимо освоить. Инструктаж по технике безопасности.
Формы и методы обучения: теоретическое занятие; словесный и наглядный метод.
Форма подведения итогов: беседа
Раздел II Музыкальная грамота
Тема 2.1. Музыкальная грамота
Теория: повторение и закрепление музыкально-теоретического материала. Дуэт, трио, ансамбль. Дуэт бас-гитары и барабанов. Дуэт гитары и вокалиста. Трио гитары, бас-гитары и барабанов.
Практика: упражнения с использованием импровизаций, аранжировка произведений собственного сочинения; самостоятельная работа по подбору музыкальных произведений (разбор партий, разбор по табулатуре); солирование, применение ритмических группировок; исполнение песен в собственном стиле (работа с репертуаром).
Формы и методы обучения: практические, учебные занятия; словесный, наглядный, наглядно-зрительный, практический.
Формы подведения итогов: опрос, прослушивание.
Раздел III Ансамбль
Тема 3.1. Организация ансамбля на сценической площадке
Теория: принципы расстановки ансамбля. Правила сбора сценического оборудования, организация настройки инструментов, беседы по манерам поведения на сцене и правилам исполнительского мастерства.
Практика: отработка навыка подготовки ансамбля на сцене силами учащихся. Настройка инструментов. Разбор произведений. Расстановка аппликатуры. Заучивание наизусть. Нюансировка. Фразировка. Динамика.
Формы и методы обучения: практические, учебные занятия; словесный, наглядный, наглядно-зрительный, практический.
Формы подведения итогов: прослушивание
Тема 3.2. Вокально-ансамблевая работа
Теория: рассказ педагога о композиторах и их творчестве. Понятия: мелодия, бас, аккомпанемент.
Практика: общие репетиции в ансамбле, достижение слаженности исполнения музыкального произведения: «сыгровка», работа ритм-групп, работа над ритмической устойчивостью, формой произведения, звуко-высотной точностью, динамической шкалой.
Формы и методы обучения: практические, учебные занятия; словесный, наглядный, наглядно-зрительный, практический.
Формы подведения итогов: прослушивание
Тема 3.3. Ансамбль, работа с репертуаром
Теория: обозначения нот, аккордов. Понятия «трезвучие, терция, квинта, кварта и т.д.». Обозначения средств динамического развития.
Практика: настройка, подключение, работа с монитором, микрофоном, звуковой баланс.
Формы и методы обучения: практические, учебные занятия; словесный, наглядный, наглядно-зрительный, практический.
Формы подведения итогов: прослушивание
Раздел IV Работа над основными техническими навыками игры на музыкальных инструментах
Тема 4.1. Технические навыки игры на музыкальных инструментах
Теория: освоение навыка быстрой смены гитарных аккордов и наиболее часто употребляемых в рок-н-ролле ритмических рисунков. Выработка сыгранности всех участников ансамбля. Изучение партии элементарного «квадрата» ансамбля.
Практика: работа над тембральным и динамическим ансамблем в процессе соединения звучания вокалиста или солирующего инструмента гармонической поддержкой
Формы и методы обучения: практические, учебные занятия; словесный, наглядный, наглядно-зрительный, практический.
Формы подведения итогов: прослушивание
Раздел V Импровизация
Практика: ритмические фигуры в импровизации. Вступление, середина и окончание. Создание инструментальных композиций на основе знакомых мелодий из вокальных и инструментальных произведений.
Формы и методы обучения: практические, учебные занятия; словесный, наглядный, наглядно-зрительный, практический.
Формы подведения итогов: прослушивание
Раздел VI «Рок – прогон»
Практика: повторение, закрепление и усовершенствование приобретенных знаний, умений, навыков.
Формы и методы обучения: практические, учебные занятия; словесный, практический.
Формы подведения итогов: прослушивание
Раздел VII Итоговое занятие
Практика: подведение итогов работы объединения. Исполнение музыкальных упражнений.
Формы и методы обучения: практическое занятие; практический (отрабатывание исполнительских умений и навыков), словесный.
Форма подведения итогов: отчетный концерт
- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
При составлении общеразвивающей программы в основу положены следующие принципы:
- единства обучения, развития и воспитания;
- последовательности: от простого к сложному;
- систематичности;
- активности;
- наглядности;
- интеграции;
- прочности;
- связи теории с практикой.
методы обучения:
Словесный: беседа, рассказ; наглядный, практический; наглядно-слуховой, наглядно-зрительный, иллюстративный и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.);
формы организации образовательной деятельности: групповая, индивидуально-групповая.
формы организации учебного занятия – беседа, практическое занятие, открытый урок, занятие практикум, контрольный урок, концертное выступление, академический концерт.
педагогические технологии – технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология дифференцированного обучения, технология разноуровневого обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология дистанционного обучения, технология коллективной творческой деятельности.
алгоритм учебного занятия –
Время, отведенное для сводной репетиции, распределено следующим образом:
-
- настройка ансамбля – 10 минут;
- проигрывание коллективных упражнений, гамм -15 минут;
- работа над репертуаром – 30 минут;
- работа над ансамблем – 25 минут.
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
а) литература, использованная педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса
- Благой Д. Роль эстрадного выступления в обучении музыкантов – исполнителей.
- Егорочкин Л. «Школа игры на ударных инструментах»- М.:2004г.
- Дидуров А. А. Четверть века в роке. Записки из андеграунда. – М.: Эксмо, 2005. – 352 с.
- Катанский В. М. Гитара для всех. – М., 2000. – 122 с.
- Кастальский С. Рок-энциклопедия. – М.: Ровестник, 2003. – 883 с.
- Русский рок – новый срок: страницы современной рок-поэзии / cост. А. А. Дидуров. – М.: Эксмо, 2006. – 304 c.
- Сукачев И. (Гарик) И. Там, где кончается дождь: стихотворения, проза, интервью. – М.: Эксмо-Пресс, 2001. – 352 с.: ил. – (Поэзия русского рока)
- Талькова О. Ю., Тальков В. В. Крестный путь Игоря Талькова. – М.: Алгоритм: Эксмо, 2006. – 400 с.
- Ткачев А. Последние тайны рока. – М.: Молодая гвардия,
- Цой В. Р. Музыка волн, музыка ветра: [стихотворения, воспоминания о Цое]. – М.: Эксмо, 2006. – 384 с.
б) литература, рекомендуемая для детей и родителей по данной программе
- Алексеев А. С. Кто есть кто в российской рок-музыке: [энцик.]. – 3-е изд., доп и расш. – М: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006. – 560 с.: ил.
- Диккенс Р. Современное искусство. / Пер. с анг. Н. Д. Кортуновой. – М.: РОСМЭН, 2006. – 96 с.: ил.
- Житинский А. Н. Альманах рок-дилетанта: музыкальный роман. – СПб.: Амфора, 2006. – 495 с.: илл. – Прилож. к «Путешествию рок-дилетанта»
- Житинский А. Н. Путешествие рок-дилетанта: музыкальный роман. – СПб.: Геликон Плюс: Амфора, 2006. – 486 с.
- Кастальский С. Рок-энциклопедия. – М.: ЗАО «Ровесник», 2003. – 888 с.: ил.
- 6. Розенталь Э. Элтон Джон. Пер. с анг. Ю. Гольдберга. – М.: Эксмо, 2003. – 704 с.: илл. – (Культурная революция).
- ГЛОССАРИЙ
Аккорд — одновременное звучание трех и более нот.
Арпеджио — это нотная последовательность, в которой ноты аккорда сыграны не вместе, а последовательно, друг за другом.
Артикуляция — это метод исполнения нот, в котором они исполняются четко, с подчеркиванием. На гитаре достигается с помощью нарочито точного и активного прижатия пальцами и «конкретным» ударом пальцев или медиатором.
Баррэ — гитарный прием, в котором одним пальцем прижимается несколько струн на одном ладу.
Бенд (подтяжка) — гитарный прием, который широко используется в роке, блюзе, металле и других направлениях. Во время его выполнения, гитарист пальцами подтягивает струну, изменяя, таким образом, высоту ноты.
Блюз — направление в музыке, которое родилось и развивалось в США в конце XIX — начале XX века. Сочетает в себе различные национальные элементы африканской, европейской и даже китайской культуры.
Верхняя дека — верхняя часть корпуса гитары.
Гамма (хроматическая, мажорная, минорная и пр.) — нотная последовательность или прогрессия, в которой расстояние между нотами не превышает секунду. На гитаре — это расстояние через лад. Например, первый лад — третий лад.
Гитарный строй — метод настройки гитары, в котором струны настроены в определенные ноты.
Гриф — это часть гитары, вдоль которого расположены струны и на котором находятся металлические порожки — лады.
Демпфирование — приглушение струн.
Динамика — это развитие музыкального произведения во время его исполнения. Достигается за счет средств музыкальной выразительности: изменение темпа, изменения уровня громкости, акцентирования нот и др.
Каподастр — приспособление для прижатия струн на грифе гитары. С помощью каподастра можно легко поменять строй (тональность), не перестраивая гитару.
Комбик (комбоусилитель) — устройство, которое сочетает в себе гитарный усилитель и динамик.
Медиатор — пластинка, сделанная из пластика или других синтетических материалов, с помощью которой извлекают звук на струнных инструментах, приводя струну в колебательное состояние.
Мелизм — это мелодическая фигура, украшающие основные звуки мелодии. Как правило, это очень быстрые ноты, которые отстоят от основного звука на интервал в секунду и не имеют собственного ритмического времени. По-простому, это очень коротенькие нотки, которые используются перед основными нотами или после, чтобы украсить их и сделать нескучными. Самые распространённые мелизмы: форшлаг, мордент, группетто, трель.
Металл — направление в музыке, в которое входит множество стилей и подстилей. В большинстве своем, для металла характерно тяжелое или очень тяжелое звучание электрогитары с использование таких эффектов как Overdrive и Distortion. Зародился в 70-х годах XX века, но развитие направления происходит и по сей день.
Метроном — это устройство (механическое или цифровое) или приложение (программа), которое отсчитывает ритм. С помощью него музыканты могут играть в определенном темпе или тренировать чувство ритма.
Нижняя дека — нижняя часть корпуса гитары.
Перкуссия — использование в музыке различных национальных и этно- ударных инструментов, таких как кахон, дарбука, там-там, кау-белл и пр. Как правило, перкуссия используется в акустической музыке, хотя, ее применение очень широко и может быть использовано в различных жанрах, включая электронную музыку.
Пулл-офф — гитарный прием, один из видов легато. Обратный прием хаммер-ону. При использовании его, нужно прижатый на каком-либо ладу палец «грифной» руки резко отпустить, при этом слегка подцепив струну, как бы сорвав ее. Используется так же без участия «медиаторной» руки.
Ритм — это соразмерное чередование длительностей звуков. Соразмерное, значит пульсирующее движение, которое можно выразить определенными длительностями (четверти, восьмые и т.д.) и которые образуют определенные ритмические фигуры (группы).
Ритм-гитара — это условная роль гитары в музыкальном коллективе. Как правило, ритм-гитара, как следует из названия, играет ритмичную партию на аккордах или риффы. Эта партия исполняет роль гармонической основы произведения.
Ритмический рисунок — зацикленная последовательность длительностей.
Рок — направление в музыке, которое включает в себя огромное количество стилей. Для рока характерно использование электрогитары, как основного инструмента, которая в большинстве случаев «перегружена». Стандартно рок исполняется небольшими по численности музыкальными коллективами, в состав которых входит электрогитара (или несколько), бас-гитара и барабаны.
Свип («метла») — это гитарная техника, в которой музыкант очень быстро перебирает струны в одном направлении, вверх или вниз. Используется для игры быстрых арпеджио.
Слайд (глиссандо) — прием, используемый на струнных, клавишных и духовых инструментах, в котором мы «едем» от одной ноты к другой. В нашем случае (на гитаре) достигается путем прижатия какого-либо лада на грифе и последующим «переездом» на другой лад, не отпуская пальца. Таким образом, получается скользящее звучание.
Соло — в классической музыкальной теории, часть музыкального произведения, в которой звучит только один, солирующий инструмент. В рок музыке под этим понятием подразумевается некий проигрыш без слов, во время которого один из инструментов (как правило, гитара), берет на себя роль лидирующего и какое-то время «колбасит» нечто сложное и быстрое.
Темп — в широком смысле, скорость движения музыки. Темп — это средство музыкальной выразительности. Темпы условно делят на медленные, умеренные и быстрые.
Тональность — это система звуков и взаимоотношений между ними. Когда мы говорим, что музыкальное произведение написано в определенной тональности, это означает, что оно звучит на определенной высоте и использует (кроме ситуативных исключений) ноты, которые входят в гамму (перечень) нот, соответствующих этой тональности. Тональности бывают мажорными и минорными.
Трель — это вид мелизма (мелодической фигуры), в котором, очень быстро играются две ноты, повторяясь несколько раз. Звучание трели можно описать буквосочетанием «Тррррр».
Фразировка — это процесс видоизменения какого-то музыкального фрагмента, с заменой одного приема на другой, добавлением или наоборот убиранием каких-либо нот и т.д. Под этим понятием подразумевается вид импровизации, когда вы берете часть мелодии и слегка меняете его. При этом оригинал узнается, но уже звучит немного иначе.
Хаммер-он — гитарный прием, один из видов легато. Чтобы получить его, нужно ударить пальцем «грифной» руки по струне без участия «медиаторной» руки. Этот прием дает значительный прирост скорости.
Экспрессия — это манера игры, при которой музыкант использует размашистые движения, играет громко и «широко». Как правило, используется в кульминации музыкального произведения для подчеркивания динамики исполнения.
Электрогитара — вид гитары, на которую устанавливаются специальные звукосниматели, которые «снимают» колебания струн и передают его в виде электрического сигнала. Громкость звучания в электрогитаре достигается не за счет резонаторной деки, а за счет мощности усилителя и динамика, к которым подключается электрогитара.
- КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Календарный учебный график к дополнительной общеразвивающей программе «Школа рока» разработан для каждой учебной группы 1 и 2 года обучения (приложение к программе).