Муниципальное бюджетное учреждение культуры городского округа Самара «Централизованная система детских библиотек»
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 1» городского округа Самара
СЕТЕВАЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Читаем самарское»
социально-гуманитарной направленности
по продвижению чтения среди детей 5-6 лет
Срок реализации – учебный год (9 месяцев)
Разработчики:
Ермакова Елена Николаевна,
заведующий детской
библиотеки-филиал №16 МБУК г.о. Самара
«Централизованная система детских библиотек»,
кандидат педагогических наук;
Лукашина Людмила Николаевна,
методист МБДОУ «Детский сад
№1» г.о. Самара
САМАРА, 2023 год
Оглавление
Краткая аннотация …………………………………………………….3
Пояснительная записка…………………………………………………3
Цели и задачи Программы……………………………………………..6
Ожидаемые результаты Программы…………………………………..8
Учебный план…………………………………………………………..9
Ресурсное обеспечение Программы………………………………….12
Список использованной литературы…………………………………13
Приложения
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ
Сетевая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Читаем самарское» предназначена для детей старшего дошкольного возраста, проявляющих интерес к чтению. В результате обучения, и созданной атмосферы сотрудничества ребенка, родителя, педагога, библиотекаря может содействовать раскрытию и развитию интеллектуальных и творческих способностей личности.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы
Сетевая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Читаем самарское» (далее – Программа) имеет социально-гуманитарную направленность.
Актуальность программы
Дошкольный возраст называют самой первой ступенькой на пути формирования личности. Для ребенка-дошкольника значимо все. Но особенно важно, чтобы рядом с ребенком были взрослые, осознающие важность мира дошкольника, ведь именно от их грамотного поведения зависит его будущее. Одними из важных факторов, способствующих всестороннему развитию ребенка, являются чтение и посещение библиотеки. Но только атмосфера сотрудничества ребенка, родителя, детского сада и библиотекаря может содействовать раскрытию и развитию интеллектуальных и творческих способностей растущей личности.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста особое значение имеет обращение к художественной литературе. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования Российской Федерации большое внимание уделяется знакомству ребенка с книгой. Содержание образовательной области «Речевое развитие» включает «знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы».
Воспитание интереса любви к чтению, развитие литературной речи, воспитание желания и умения слушать художественные произведения и следить за развитием действия – вот основные цели и задачи, которые стоят перед работниками дошкольных учреждений, библиотекарями и родителями.
В последние годы в образовательных учреждениях Самарской области наблюдается увеличение регионального компонента образования. Литературное краеведение помогает осуществлять задачи воспитания любви к родному краю уже с дошкольного возраста.
Таким образом, работая по Программе, мы стремимся научить детей слушать и понимать художественный текст, расширить эмоционально – оценочную лексику, улучшить объяснительную речь, что является фундаментом для воспитания, будущего взрослого талантливого читателя, литературно – образованного человека, внимательного по отношению друг к другу, с умением проявлять заботу о тех, кто рядом, оказывать поддержку, развивать личность и интеллект воспитанников. Стремимся к творческому развитию детей, включая каждого в процесс воспитания, ориентируясь на высокий результат.
Отличительные особенности Программы – использование инновационных технологий:
– здоровьесберегающие;
– технологии проектной и исследовательской деятельности;
– информационно-коммуникационные;
– технологии «Лэпбук»;
– игровые технологии;
– технологии проблемного обучения.
Приобщение дошкольников к книжной культуре невозможно без организации предметно-пространственной среды в группе. В соответствии с планом работы периодически пополняется книжный уголок группы произведениями поэтов и писателей Самарской области из фондов детской библиотеки, книжками-малышками, созданными детьми и родителями; атрибутами к театрализованным играм.
Педагогическая целесообразность
В данной Программе применяемые технологии позволяют сделать обучение доступным, вариативным; используемые формы (средства, методы) образовательной деятельности позволяют достичь поставленной цели.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель Программы: приобщение детей-дошкольников и их родителей к чтению литературы, развитие речи и творческих способностей детей на основе ознакомления с литературным творчеством писателей Самарской области
Задачи Программы:
1.Привлечение дошкольников и их родителей к активной читательской деятельности.
- Воспитание чувства любви к родному краю.
3.Популяризация чтения литературы современных самарских писателей как одного из видов проведения семейного досуга.
4.Объединение усилий детской библиотеки и дошкольного учреждения в поддержке и продвижении чтения.
Возраст участников Программы
Программа адресована детям старшего дошкольного возраста – 5-6 лет. Данная возрастная категория характеризуется формированием интереса к книге, закладываются основы разносторонней читательской деятельности, формируются стереотипы читателя. Это возраст самый активный для включения ребёнка в читательскую деятельность, что позволяет использовать в программе игровые технологии, методы театрализации.
Сроки реализации Программы
Срок проведения программы – сентябрь 2023 г. по май 2024г. Формы организации деятельности: по группам.
Оптимальное количество детей в группе – 20-25 человек.
Формы обучения: используются практические.
Детской библиотекой №16 и МБДОУ «Детский сад №1» составлен план совместной работы, в котором определены различные виды детской деятельности, работа с семьёй, педагогами, сотрудничество с детской библиотекой.
Работа с детьми: знакомство с творчеством, биографией, содержанием произведений, чтение, беседы, заучивание наизусть стихов, образовательная деятельность в интеграции, создание книжного уголка группы, картотеки игр по произведениям Самарских писателей, лэпбуков, книжки-малышки руками детей, различные виды театрализованной деятельности, викторины, различные игры и развлечения.
Работа с семьёй: анкетирование, консультации и рекомендации, памятки, совместное посещение библиотеки, просмотр мультфильмов, прослушивание аудиосказок, совместное изготовление атрибутов, игр по произведениям.
Работа с педагогами: обмен опытом на семинарах, рекомендательные списки литературы, консультации, игры и упражнения, мастер-классы.
Работа с детской библиотекой: посещение мероприятий, книжные выставки.
Режим занятий
Занятия проводятся ежемесячно, всего занятий – 14. Исходя из санитарногигиенических норм, продолжительность часа занятий для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) – 25 минут.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ
1.Пробуждение интереса к общению с книгой
- Совместная деятельность родителей, педагогов, библиотекарей, в пополнение группового книжного уголка художественной литературой Самарских писателей.
- Возрождение семейных чтений как деятельность по воспитанию талантливого читателя, в будущем социально значимой личности.
- Ребенок будет:
знать – об окружающем мире через произведения писателей самарского края, пишущих для детей
уметь – бережно обращаться с книгой
иметь – мотивацию к чтению, познавательный интерес к прочитанному,
иметь представление о детском книжном мире, закладывающим основу культуры чтения дошкольников, о понятиях «доброта», «сопереживание», «соучастие», «дружба»
научится – участвовать в диалоге, отвечать на вопросы по теме занятия, слушать и понимать прочитанное, сформирует нравственные чувства (любовь к своему родному краю)
Критерии оценки достижения планируемых результатов
Оценка достижения планируемых результатов освоения Программы осуществляется по средствам ответов детей на вопросник (прил. 2) и анкетирования родителей (прил.1) на начальном и конечном этапах Программы.
Формы подведения итогов
Для подведения итогов в Программе используются продуктивные
формы: выставки детского творчества и фестиваль; документальные формы: портфолио ребенка.Формой подведения итогов по программе является проведение фестиваля детской книги «Для девчонок и мальчишек фестиваль самарских книжек».
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ | Наименование раздела | Цели и задачи раздела | Количество занятий | Количество часов | |
всего | практика | ||||
1. |
«Самарские писатели-детям»: программа |
Цель – популяризация творчества самарских писателейЗадачи:– воспитание патриотических чувств дошкольников через знакомство с произведениями писателей-земляков;– приобщение к словесному искусству;– развитие художественного восприятия и эстетического вкуса |
9 |
3ч 75 мин |
3 ч 75 мин |
2. | «Детское чтение по-самарски»: конкурсы | Цель – формирование творческой активности дошкольников и их родителей
Задачи: – пропагандировать художественное и прикладное творчество как достойное занятие, оказывающее положительное влияние на умственное и социальное развитие ребёнка; -развитие творческой инициативы, формирование интереса к литературному краеведению |
5 | 2 ч. 08 мин | 2 ч 08 мин |
3. | «Самарские писатели-детям»: web-проект на странице «ВКонтакте» учреждений-участников проекта | Цель – организация социальной рекламы программы
Задачи: – знакомство родительской аудитории с ходом реализации программы; – организация взаимодействия всех заинтересованных сторон: воспитатели-библиотекари-родители |
|||
Итого: | 5 ч 8 мин | 5 ч 8 мин |
Учебно-тематический план
Раздел 1. «Самарские писатели-детям»: программа | |||||
№ | Срок проведения | Наименование мероприятия | Форма проведения мероприятия | Средства и методы | |
1. | Сентябрь2023 | Агафонов Н. Правдивые сказки для маленьких деток | Литературный микс | Чтение, беседы, игры, эмоционально-смысловое общение | |
2. | Октябрь
2023 |
Бардин И. Сколько рук у ветра?
Малиновский А. Чикалки-чирикалки |
Урок-творчества | Чтение, беседы, игры, выполнение творческого задания: рисунок с элементами аппликации | |
3. | Ноябрь
2023 |
Подлесова Н. Чудак с лукошком
Эйдлин С. Сделано в Самаре |
Литературное занятие | Чтение, беседы, игры, эмоционально-смысловое общение;
творческого задания с элементами лего-конструирования |
|
4. | Декабрь
2023 |
Юдина В. Веселые нотки
Макашова С. Рыжий дождик |
Стиховест | Чтение, беседы, игры, исполнение песен, выполнение творческого задания: лепка, рисование; пластилинография | |
5. | Январь
2024 |
Ледерман В. Книжное детство | Встреча с писателем | Чтение, беседы, игры, эмоционально-смысловое общение | |
6. | Февраль
2024 |
Твердохлебова Т. Хитрый паучок | Урок-творчества | Чтение, беседы, игры, выполнение творческого задания: рисунок с элементами аппликации | |
7. | Март
2024 |
Бондаренко В. Рваный Бок,Пушок,Длинные уши | Урок-творчества | Чтение, беседы, игры, разыгрывание произведения | |
8. | Апрель
2024 |
Ципленкова Г. Жили-были говорилки | Урок-творчества | Чтение, беседы, игры, выполнение творческого задания: рисунок с элементами аппликации | |
9. | Май
2024 |
Майданик Н. Расскажу вам интерес | Встреча с писателем | Чтение, беседы, игры, эмоционально-смысловое общение | |
Раздел 2. «Детское чтение по-самарски»: конкурсы | |||||
1. | Октябрь
2023 |
«Непридуманные истории»: по книгам Н. Агафонова | Конкурс рисунков и поделок по прочитанным произведениям | ||
2. | Декабрь
2023 |
Сделано в Самаре»: по стихотворениям С. Эйдлина | Лего-конкурс | ||
3. | Март
2024 |
«Сказки Гореловской рощи»: по книгам В. Бондаренко | Конкурс театрализованных постановок | ||
4. | Апрель
2024 |
«Расскажу Вам интерес»: по книгам Н. Майданик | Конкурс «Мама, папа, я – читающая семья» | ||
5. | Май
2024 |
Для девчонок и мальчишек фестиваль самарских книжек» | Фестиваль детского чтения | ||
Раздел 3. «Самарские писатели-детям»: web-проект на странице «ВКонтакте» учреждений-участников проекта | |||||
1. | В период реализации программы | Новостная лента, посвященная проблеме воспитания дошкольников, их приобщения к чтению | |||
2. | В период реализации программы | Опросы родителей на страничках учреждений-участников проекта | |||
3. | В период реализации программы | Оперативное отражение проведенных мероприятий по программе в социальных сетях, на сайте ЦСДБ, детского сада. |
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Информационно-методическое обеспечение включает в себя перечень:
- дидактических игр, пособий, материалов;
- методической продукции по разделам программы: иллюстрации к книгам, портреты писателей, тематические раскраски и др.;
Кадровое обеспечение: сотрудники библиотеки-филиал №16 и воспитатели групп-участников Программы
Материально-техническое обеспечение
Занятия по Программе проводятся на базе МБДОУ «Детский сад №1». Занятия организуются в группах, соответствующих требованиям СанПиН и техники безопасности.
В группах имеется следующее оборудование:
- мультимедийное оборудование;
- ноутбук
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Голубков, С. А. Литературное краеведение в школе / С. А. Голубков.- Текст непосредственный . – Куйбышев, 1981. – С.101
- Колгина, М. В. Литературная карта: география творчества / М. В. Колгина . – Текст непосредственный // Современная библиотека. – 2016. – № 3. – С. 65.
- Кравченко, М. В. Работаем с именами / Марина Валерьевна Кравченко . – Текст непосредственный // Современная библиотека. – 2016. – № 4. – С. 84-87.
- Круцких, М. В. Литературное краеведение как одно из направлений патриотического воспитания школьников / М. В. Круцких. — Текст : электронный // Молодой ученый. — 2017. — № 14 (148). — С. 722-724. — URL: https://moluch.ru/archive/148/41466/ (дата обращения: 23.11.2022).
- Легких, Л. О Саянах в стихах и прозе : в сотрудничестве с писателями-земляками /Л. Легких . – Текст непосредственный // Библиополе. – 2017. – № 5. – С. 65-68.
- Наталушко, Ю. А. «Книжные КРАЙности»: диалог организаторов / Ю. А. Наталушко . – Текст непосредственный // Современная библиотека. – 2017. – № 2. – С. 78 – 83.
- Новикова, В. И. Электронные варианты краеведения / В. И. Новикова // Современная библиотека. – 2017. – № 3. – С. 35 -37.
- Новых, Т. Н. Имена писателей в названиях улиц / Т. Н.Новых . – Текст непосредственный // Современная библиотека. – 2015. – № 7. – С. 16-18.
Приложение 1
Анкета
Уважаемые родители!
Детский сад №1 и детская библиотека №16 проводит анкетирование «Книги самарских авторов для детей как средство познавательного семейного досуга». Нам очень интересно Ваше мнение по данному вопросу.
- Каких самарских авторов, пишущих для детей Вы знаете?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- По Вашему мнению, способны ли книги писателей-земляков привить у детей любовь к родному краю?
а) да
б) нет
в) затрудняюсь ответить
- Какие библиотечные мероприятия по популяризации творчества писателей самарского края Вы хотели бы посетить:
а) встречи с писателями;
б) мастер-классы по сюжету произведений;
в) театрализованные постановки;
г) игры-викторины __________________________________________________________________________________________________________________________
- Готовы ли Вы принять участие в творческих конкурсах, фестивалях в рамках Программы приобщения к чтению книг самарских авторов?
а) да
б) нет
в) затрудняюсь ответить
Благодарим за сотрудничество!
Приложение 2
Вопросник для детей
Юный друг!
- Знаешь ли ты, что в нашем городе живут писатели, которые пишут книги для тебя? (ответы детей)
- Как ты думаешь, о чем пишут книги эти писатели? (ответы детей)
- Хотел бы ты познакомиться с книгами самарских писателей? (ответы детей)