Методическая разработка

 «Математика в играх»

Для детей 4-5 лет

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: 1 год

Воспитатель

                                                                                                                                   Кутузова С.А.

2023 г.

Пояснительная записка

Проблема развития математических способностей детей дошкольного возраста принадлежит к числу острейших методических проблем последних десятилетий. При этом игра является основной деятельностью дошкольника. Вопрос использования игры как средства для интеллектуального развития, учитывая особенность и самоценность дошкольного детства, сегодня стоит особенно остро.

Игра как деятельность успешно решает задачи формирования математических представлений, так как в ней всегда присутствуют правила и задачи, выполнение которых помогает не только достичь высокого уровня развития игровых умений и замыслов, но и упражнять в апробировании математических знаний и практического опыта.

Знания о числах и отношениях между ними, о времени и пространстве, о форме и величине, а также познавательные функции (внимание, память, мышление, речь, воображение) развиваются и усваиваются значительно легче в игровой форме.

За основу построения программы взят принцип общения ребенка со взрослым, с другими детьми в виде игры. Это – школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносить свои неудачи. Взаимное обогащение друг друга знаниями, интересной информацией сближает детей и зачастую определяет круг общих интересов. Дети, осуществляя свои социальные права, учатся формулировать и соблюдать правила игры, контролировать их выполнение партнерами, вести диалог, достойно отстаивать свою точку зрения в спорных ситуациях, учитывая интересы других, учиться и взаимообучать друг друга. 

Цель данной программы – повысить уровень познавательной активности детей, развитие элементарных математических представлений в соответствии с повышенными требованиями к ним в школе, развить способность детей решать логические задачи. Цель обучения не только в подготовке к успешному овладению математикой в школе, но и полноценное развитие ребёнка:

– развитие мотивационной сферы;

– интеллектуальных творческих сил;

– качества личности.

Задачи программы

  • обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, обобщению;
  • учить детей ориентироваться в пространстве;
  • развивать психические процессы (ощущение, восприятие, представление).
  • подготовить развивающую среду с учетом возрастных особенностей развития детей этого возраста;
  • развивать вариативное и образное мышления (фантазии, воображение, творческие способности).
  • доставлять детям радость, удовольствие, от игр и упражнений математического содержания, с использованием сказочных средств;
  • продолжать учить применять полученные знания в сказочных и игровых ситуациях;
  • воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желания прийти на помощь сверстнику;
  • воспитывать навыки самостоятельности; 
  • воспитывать интерес к математике.

Целевые ориентиры.

  1. Количество и счет
  • Сравнении двух множеств (групп) предметов, выяснение в какой из двух групп больше (меньше) предметов или их поровну.
  • Освоение способа практического сопоставления групп: наложения и приложения.
  • Освоение принципа построения натурального ряда, т. е образование каждого последующего числа (т+1) и предыдущего (т-1) .
  • Отрабатывание счетных навыков.
  • Согласование числительных с существительными.
  • Обучение отсчету предметов по названному числу, по количеству их на карточке.
  • Показ независимости числа предметов от их пространственных признаков (размера, формы расположения, расстояния между предметами).
  • Счет групп предметов (множеств, воспринимаемых разными анализаторами (слуховым, осязательно-двигательным).
  1. Величина
  • Сравнение предметов контрастных и одинаковых размеров по длине, ширине, толщине, высоте с использованием приемов приложения и наложения, а так же на глаз.
  • Обучение раскладыванию предметов в ряд в порядке возрастания или убывания размера по длине, ширине, высоте, толщине и по объему в целом.
  1. Форма
  • Развитие представлений о форме предметов.
  • Различение геометрических фигур и ознакомление с некоторыми их свойствами.
  1. Ориентировка в пространстве и времени
  • Определение пространственного расположения предметов относительно себя.
  • Обучение умению передвигаться в указанном направлении.
  • Формирование представлений «ближе», «дальше», «близко», «далеко».
  • Развитие ориентировки на листе бумаги и на плоскости стола.
  1. Логические задачи
  • Отгадывание загадок.
  • Группировка предметов по определенному признаку.
  • Исключение предмета из группы по определенному признаку.
  • Составление целого из частей.

Новизна дополнительной образовательной программы «Математика в играх» состоит в том, что методика дается в определенной системе, учитывающей возрастные особенности детей и дидактические принципы развивающего обучения. Она реализуется в доступной и интересной форме: разнообразных дидактических играх (коллективных, игры с небольшой группой детей, партнерских) и упражнениях с использованием наглядного материала, что не утомляет маленького ребенка и способствует лучшему запоминанию математических категорий. Разнообразные атрибуты повышают интерес детей к игре, стимулируют игровые действия, связанные с математическими операциями.

 Много внимания уделяется самостоятельной работе детей,  активизации словарного запаса детей. При подборе игр мы помним о том, что игра не должна быть не слишком трудной, но и не слишком легкой, – только в этом случае игра приносит детям пользу и радость. Мы внесли новый вид игры – партнерский, где объединяем более активных ребят с менее активными: последние стараются подражать своим товарищам и успешнее справляются с заданиями.

Программа также включает в себя использование различного иллюстративного и словесного материала: загадки, потешки, считалки, упражнения, веселые картинки, обеспечивающие наглядно-образный и наглядно-действенный характер обучения.

Актуальность проблемы определяется важностью логического мышления для развития личности в целом. Актуальность данной программы обусловлена следующими обстоятельствами:

 –   с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка;

 –  в процессе развития логического мышления у ребенка формируются умения рассуждать, делать умозаключения;

 – развивается речь ребенка, так как он высказывается посредством слова;

 – овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей, что необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению;

– значительной продолжительностью рабочего дня многих родителей и увлечение их компьютерным общением, вследствие чего возникает недостаток познавательного, развивающего общения родителей и детей,

– изменение содержания обучения в школе значительно повысило требования к уровню математических представлений выпускников детского сада.

Обоснование взятой темы на основе нормативных документов.

Программа разработана в соответствии с нормативными документами:

  • Федеральный закон об образовании «Об образовании в Российской Федерации» 29.12.2012 № 273-ФЗ
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998№124-ФЗ
  • «Декларация прав ребенка «принята резолюцией 1386т(XIV)Генеральной Ассамблеей ООН от 20.10.1959(извлечения)
  • Конституция РФ (извлечения), с изменениями на 01 .06.2007г.
  • Конвенция о правах ребенка (одобрена Ген. Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990)
  • СанПиН 2.4.1.3049-13«Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»»  (постановление №26 от 15.05 2013)
  • ФГОС ДОО от 17.10 2013 №1155 (регист. в Минюст РФ 14.11.2013 №30384)
  • «Примерная основная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редак. Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2014
  • Концепция комплексно-ориентированного образования
  • Устав учреждения
  • Общеобразовательная программа ДОУ
  • Перспективный план работы по организации воспитательно-образовательной деятельности группы
  • Устав ДОУ

Направленность Программы

Программа направлена на всестороннее гармоничное развитие личности детей через развитие интеллектуальной активности.

Возраст детей, участвующих в реализации Программы

Возраст детей:4 – 5 лет

Сроки реализации Программы

Формы работы:

Занятие – является основной формой работы с детьми, продолжительность которого 20 минут.

В занятия включены:

  • подвижные игры,
  • физкультминутки,
  • пальчиковые игры, которые позволяют детям расслабиться;
  • беседы;
  • различные виды игр;
  • рисунки и композиции;
  • индивидуальная работа;
  • сюжетно-дидактические игры;
  • викторины;
  • работа с родителями

Методы воспитания: убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.

Методы обучения:

  • наглядный;
  • исследовательский;
  • проблемно-поисковый;
  • объяснительно-иллюстративный;
  • практический.

 Материальное обеспечение Программы (предметно-развивающая среда)

 палочки Кюизенера; танграм (раздаточный набор); Карточки с заданиями к танграму; танграм демонстрационный (набор на магнитах); комплект счетного материала на магнитах; Уголок природы, математический уголок, уголок конструирования и др.

Информационное обеспечение:

 -Аудио-, -видео-, -фото-, интернет источники. Игровые

познавательные тетради “Математика в детском саду» являются

дополнительным пособием к программе.  Методический комплект “Математика в детском саду».” ориентирован на развитие мышления, творческих способностей детей,

их интереса к математике.

Методическое обеспечение Программы

  • Игры на составление плоскостных изображений предметов.
  • Обучающие настольно-печатные игры по математике.
  • Геометрические мозаики и головоломки.
  • Занимательные книги по математике.
  • Задания из тетради на печатной основе для самостоятельной работы.
  • Простой карандаш; набор цветных карандаше.
  • Линейка и шаблон с геометрическими фигурами.
  • Счетный материал, счетные палочки.
  • Набор цифр.
  • Пособия ( «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Танграм»,)

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:

Мониторинг освоения детьми программного материала. Предоставление аналитического

материала.

Формами подведения итогов(контроля) реализации ДПУ «Математика в играх» являются:

– КВН

-Математические игры

-Викторины

-Открытые познавательные игровые часы

-Опрос родителей с целью изучения мнения родителей о работе ДПУ и полученных

детьми знаний за время проведения игровых познавательных математических часов.

 Ожидаемые результаты:

В итоге успешного овладения данной программой, у детей будут богаче представления о количественных и пространственных свойствах и отношениях реальных предметов, тем легче им будет в дальнейшем путем обобщения и абстрагирования перейти от этих представлений к математическим понятиям. А это залог успешного обучения математике в школе.

Учебно-тематический план

№ п/п Тема Общее     кол-во занятий Кол-во минут
1 Сравнение предметов 1 20
2 Числа 1, 2 1 20
3 Геометрические фигуры 4 80
4 Ориентировка в пространстве 2 40
5 Число 3 1 20
6 Сравнение по высоте 3 60
7 Треугольник 1 20
8 Куб, шар 2 40
9 Величина 1 20
10 Порядковый счет 2 40
11 Число 4 1 20
12 Прямоугольник 1 20
13 Состав числа 4 1 20
14 Счет в пределах 4 2 40
15 Сравнение предметов по величине 2 40
16 Ориентировка во времени 2 40
17 Число 5 1 20
18 Счет в пределах 5 1 20
19 Измерение предметов 2 40
20 Повторение материала 1 20
Итого игровых творческих часов: 34 680 мин=11ч20мин

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия Программное содержание Источник
Сентябрь
1 неделя Диагностическая НОД В.П. Новикова «Математика в детском саду»

Стр. 83.

2 неделя Диагностическое задание В.П.Новикова «Математика в детском саду»

Стр. 83.

3 неделя Сравнение предметов. Учить сравнивать две группы предметов путем наложения и приложения, находить одинаковые, уметь ориентироваться в пространстве. Развивать внимание, мышление. Воспитывать исполнительность. В.П. Новикова

 «Математика в детском саду»

Стр. 4

4 неделя Числа 1, 2. Учить считать до двух, пользоваться цифрами 1 и 2; сравнивать две группы предметов, устанавливая соотношения: больше – меньше, поровну; находить и называть предметы круглой и квадратной формы на заданном пространстве. Развивать мелкую моторику, мышление. Воспитывать усидчивость. В.П.Новикова

 «Математика в детском саду»

Стр. 6

Октябрь
1 неделя Ориентировка в пространстве. Учить ориентироваться в пространстве: наверху, внизу, над, под; различать лево и право; упражнять в счете в пределах двух, различать и называть цифры 1 и 2. Развивать ориентацию в пространстве, внимание. Воспитывать усидчивость. В.П.Новикова «Математика в детском саду»

Стр. 9

2 неделя Ориентировка в пространстве (продолжение). Развивать умения ориентироваться в пространстве; формировать представление о том, чего у каждого человека по 2 и по 1; учить различать части суток: утро – вечер,  день – ночь; учить называть предметы квадратной и круглой формы. Развивать ориентацию в пространстве, память. Воспитывать усидчивость В.П.Новикова «Математика в детском саду»

Стр. 12

3 неделя Число 3. Познакомить с образованием числа 3 и соответствующей цифрой; учить называть числительные от 1 до 3; считать и раскладывать предметы правой рукой слева на право; упражнять в ориентировке в пространстве. Развивать мышление, внимание. Воспитывать бережное отношение к раздаточному материалу. В.П.Новикова «Математика в детском саду»

Стр. 15

4 неделя Сравнение по высоте. Упражнять в счете в пределах 3; учить сравнивать предметы по высоте, отражать в речи результат сравнения, учить составлять предмет из 3 равнобедренных треугольников; находить в окружении одинаковые по высоте предметы. Развивать логическое мышление. Воспитывать усидчивость. В.П.Новикова «Математика в детском саду»

Стр. 17

Ноябрь
1 неделя Мячик Познакомить в игровой форме с шаром, закреплять ориентировку в пространстве. Развивать логическое мышление. Воспитывать интерес к сверстникам. Управителева, стр.8
2 неделя Треугольник. Закрепить названия геометрических фигур; учить находить предметы названной формы; учить составлять домик из 4 треугольников, сделанных из квадрата; учить сравнивать предметы по длине и отражать в речи результат сравнения. Развивать логическое мышление, воображение. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца. В.П.Новикова «Математика в детском саду»

Стр. 20

3 неделя Кубик Познакомить в игровой форме с кубом, учить обследовать его. Развивать осязание, внимание. Воспитывать интерес к окружающей среде. Управителева, стр. 10
4 неделя Куб, шар. Познакомить с геометрическими телами – кубом и шаром; учить обследовать их осязательно-двигательным способом; дать представление об устойчивости и неустойчивости, наличии или отсутствии углов; показать, что количество предметов не зависит от того, как они расположены; упражнять в счете на слух в пределах 3; уточнить представление о временах суток. Развивать осязание, логическое мышление. Воспитывать исполнительность. В.П.Новикова «Математика в детском саду»

Стр. 24

Декабрь
1 неделя Порядковый счет. Учить составлять квадрат из счетных палочек; называть предметы квадратной формы; считать по порядку; отвечать на вопросы: который? Какой? Закрепить представление о том, что количество предметов (их число) не зависит от их расположения; о последовательности частей суток. Развивать память, внимание. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца. В.П.Новикова «Математика в детском саду»

Стр. 26

2 неделя Число 4. Познакомить с образованием числа 4 и цифрой 4; учить порядковому счету (до 4); соотносить числительное с каждым из предметов; раскладывать предметы правой рукой слева направо. Развивать мелкую моторику, логическое мышление. Воспитывать бережное отношение к раздаточному материалу. .П.Новикова «Математика в детском саду»

Стр. 29

3 неделя Прямоугольник. Познакомить детей с прямоугольником, учить различать квадрат и прямоугольник; упражнять в счете в пределах 4; упражнять в ориентировке в пространстве на листе бумаги: слева, справа, вверху, внизу. Развитие ориентации на листе бумаги, внимания. Воспитывать усидчивость. В.П.Новикова «Математика в детском саду»

Стр. 32

4 неделя Геометрические фигуры (продолжение). Закреплять представления о геометрических фигурах: квадрате, прямоугольнике, треугольнике; упражнять в счете в пределах 4. Развивать память, мышление. Воспитывать исполнительность. В.П.Новикова «Математика в детском саду»

Стр. 35

Январь
1 неделя каникулы
2 неделя Прямоугольник (закрепление). Продолжать учить из счетных палочек делать прямоугольник, находить и называть в окружении предметы прямоугольной формы. Развивать воображение, мелкую моторику. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца. В.П.Новикова «Математика в детском саду»

Стр. 38

3 неделя Счет в пределах 4. Упражнять в счете в пределах 4: учить соотносить числительное с существительным; находить заданные геометрические фигуры. Развивать логическое мышление, внимание. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. В.П.Новикова «Математика в детском саду»

Стр. 39

4 неделя Порядковый счет (закрепление) Продолжать учить соотносить цифру с количеством предметов, упражнять в счете в пределах 4, различать количественный и порядковый счет в пределах 4; учить составлять узор из геометрических фигур, закреплять названия геометрических фигур. Развивать мелкую моторику, наблюдательность. Воспитывать усидчивость. В.П.Новикова «Математика в детском саду»

Стр. 42

Февраль
1 неделя Сравнение предметов по высоте. Учить сравнивать предметы по высоте, устанавливать равенство между двумя группами предметов, различать количественный и порядковый счет, закрепить представления о временах суток. Развитие координации движений, логического мышления, внимания. Воспитывать исполнительность. В.П.Новикова «Математика в детском саду»

Стр. 45

2 неделя Сравнение предметов по величине. Продолжать учить сравнивать предметы по величине, отражать в речи результат сравнения; упражнять в ориентировке в пространстве: слева, справа, вверху, внизу; упражнять в счете в пределах 4. Развивать воображение, ориентацию в пространстве. Воспитывать усидчивость. В.П.Новикова «Математика в детском саду»

Стр. 48

3 неделя Ориентировка во времени. Учить классифицировать фигуры по разным признакам: цвету, величине, форме; упражнять в счете; учить различать и называть части суток, находить одинаковые предметы. Развивать логическое мышление, память. Воспитывать исполнительность. В.П.Новикова «Математика в детском саду»

Стр. 50

4 неделя Число 5. Познакомить с образованием числа 5 и цифрой 5. Упражнять детей в сравнении полосок по длине; учить раскладывать полоски в порядке убывания; учить детей отражать в устной речи результат сравнения: длиннее – короче – короче и т.д. Развивать память, мышление. Воспитывать усидчивость. В.П.Новикова «Математика в детском саду»

Стр. 53

Март
1 неделя Счет в пределах 5. Упражнять детей в счете в пределах 5; укреплять знания цифр от 1 до 5, умение соотносить количество с цифрой; учить классифицировать предметы по признаку цвета, величины. Развивать память, внимание. Воспитывать исполнительность. В.П.Новикова «Математика в детском саду»

Стр. 55

2 неделя Измерение предметов. Учить сравнивать 2 предмета с помощью условной мерки; упражнять в счете в пределах 5; учить ориентироваться в пространстве и отражать в речи направление. Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику. Воспитывать усидчивость. В.П.Новикова «Математика в детском саду»

Стр. 58

3 неделя Измерение предметов (продолжение). Продолжать учить сравнивать предметы с помощью условной мерки; активизировать словарь (далеко – близко). Развивать логическое мышление, координацию движений. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца. В.П.Новикова «Математика в детском саду»

Стр. 60

4 неделя Сравнение предметов по высоте. Упражнять в сравнении предметов по высоте с помощью условной мерки и обозначении словами результата сравнения (выше – ниже); учить ориентироваться во времени, знать, что происходит в определенный временный отрезок. Развивать ориентацию во времени, память. Воспитывать устойчивый интерес к математике. В.П.Новикова «Математика в детском саду»

Стр. 63

Апрель
1 неделя Порядковый счет. Упражнять в счете в пределах 5; продолжать учить различать количественный счет и порядковый счет; упражнять в сравнении предметов по величине. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление. Воспитывать усидчивость. В.П.Новикова «Математика в детском саду»

Стр. 65

2 неделя Ориентирование в пространстве (закрепление). Продолжать развивать умения ориентироваться в пространстве, правильно определяя направление; упражнять в различении количественного и порядкового счета; учить правильно отвечать на вопросы: сколько? Который по счету? Развивать координацию движений. Воспитывать исполнительность. В.П.Новикова «Математика в детском саду»

Стр. 68

3 неделя Величина. Упражнять в сравнении предметов по величине и учить отражать в речи этот признак; закрепить названия геометрических фигур; упражнять в счете в пределах 5. Развивать внимание, память. Воспитывать стремление доводить начатое дело до конца. В.П.Новикова «Математика в детском саду»

Стр. 71

4 неделя Ориентировка во времени. Закрепить представления о времени суток, учить правильно употреблять слова «сегодня», «завтра», «вчера»; упражнять в счете в пределах 5; учить из палочек делать фигуру (треугольник). Развивать логическое мышление, память, воображение. Воспитывать усидчивость. В.П.Новикова «Математика в детском саду»

Стр. 73

Май
1 неделя Геометрические фигуры (закрепление). Учить различать и называть следующие геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; упражнять в счете; уметь ориентироваться в пространстве. Развивать память, осязание, мелкую моторику. Воспитывать исполнительность. В.П.Новикова «Математика в детском саду»

Стр. 76

2 неделя Сравнение предметов по величине (закрепление). Учить сравнивать предметы по величине, раскладывая их в определенной последовательности – от самого большого до самого маленького, упражнять в ориентировке в пространстве, используя слова: «над», «перед», «под». Развивать логическое мышление, мелкую моторику. Воспитывать бережное отношение к раздаточному материалу.         В.П.Новикова «Математика в детском саду»

Стр. 79

3 неделя Повторение материала. Закреплять знания цифр в пределах 5, на конкретном примере раскрыть понятия «быстро – медленно». Развивать логическое мышление, память, внимание. Воспитывать исполнительность В.П.Новикова «Математика в детском саду»

Стр. 80

4 неделя Диагностическая НОД В.П.Новикова «Математика в детском саду»

Стр. 83

Методическая разработка по математике