Сценарный план урока

Аннотация

ФИО педагога: Дзюдзе Дарья Андреевна, Кабак Валентина Захаровна

Учебный предмет: химия, биология 

Учебный класс:

Тема урока: «Здоровье – это та вершина, на которую каждый должен подняться сам»

Тип урока: интегрированный урок – практикум по химии и биологии

Цель урока: показать, что знания, полученные на уроках химии и биологии, помогут разобраться в химическом составе продуктов питания, а также определиться с принципами здорового питания.

Задачи урока: 

– Углубить знания о вопросах здоровом питания 

Планируемые результаты обучения / формируемые УУД:

Формирование предметных УУД:

– углубить знания о важнейших веществах организма (белках, жирах, углеводах);

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных задач с использованием литературы, ИКТ.

Формирование метапредметных УУД:

– стимулировать осознание важности проблемы питания в сохранении здоровья, роли витаминов в жизни человека;

– формировать умение находить научные данные, анализировать их и применять в повседневной практике.

Формирование регулятивных и личностных УУД:

– привлечь внимание к составу продуктов, убедить учащихся контролировать потребление нежелательных и вредных пищевых добавок в составе продуктов питания с целью сохранения своего здоровья.

Оборудование: компьютеры, проектор, инструктивные карты, правила ТБ, справочный материал,  продуты питания (растительное масло, отвар шиповника, сок яблочный двух торговых марок, хлеб, мука, яичный белок, молоко, сок лимона), упаковка от различных пищевых продуктов, промаркированная упаковка,  химические реактивы для проведения исследований (сульфата железа (II), соляной кислоты, гидроксида натрия (NaOH), сульфата меди (II), йод спиртовой раствор), две корзины, муляжи овощей и фруктов, нарисованное дерево и яблоки разного цвета.

Технологическая карта урока

Этап урока, время этапа Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые УУД
Вступительное слово учителя. Актуализация опорных знаний учащихся Слушают учителя Коммуникативные
Мотивация к изучению нового материала. Показывает на слайде обработанные результаты ранее проведенного тестирования Анализ диаграмм, постановка проблемы и темы урока Личностные

Коммуникативные

Метапредметные 

Усвоение новых знаний и способов действий Раздает задания группам. Поясняет, что находится на рабочих столах. Объясняет правила выполнения работы Учащиеся в группах выполняют исследования и формулируют выводы в виде презентации. Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

Метапредметные

Отчёт каждой группы о проделанной работе Заслушивает отчеты учащихся Защищают презентации – отчет о работе групп Коммуникативные
Первичное закрепление изученного материала Просит из раздаточного материала выбрать по 2 правильных утверждения о здоровом питании и озвучить их. Выводит утверждения на слайд Выбирают утверждения, озвучивают их Коммуникативные

Личностные

Рефлексия учебной деятельности Предлагает разделить представленные продукты питания на две корзины (полезные/вредные продукты) Встают с места и раскладывают продукты по корзинам Коммуникативные

Регулятивные

Подведение итогов урока Предлагает с помощью цветных яблок оставить впечатление об уроке Размещают яблоки на дереве Коммуникативные

Сценарий / содержание видео урока

Вступительное слово учителя. (актуализация опорных знаний учащихся)

Доброе утро, ребята!

Девизом нашего урока предлагаю взять слова Ивана Петровича Павлова «… не надо чрезмерно увлекаться едой, но необходимо уделять ей должное внимание. Мы едим, чтобы жить, но не живем, чтобы есть».

Ваше здоровье самое ценное, что у вас есть. На всю жизнь вам дается только один организм. Если вы небрежно обращаетесь с любимыми предметами, их можно заменить, но заменить свой организм, вы не сможете.

Человек – странное существо. Он умеет не только создавать, он научился разрушать, прежде всего, себя, свое здоровье, открывая доступ к организму вредным веществам.  Эти отравляющие вещества находятся в воздухе, в воде, в пагубных привычках и тех продуктах питания, которые мы, не задумываясь, покупаем в магазине.

Когда идете из школы домой, внимательно посмотрите на окружающих вас людей, и вы поймете, что необходимо заботиться о себе уже сейчас. Многие болезни всего лишь результат неправильного питания.

Мотивация к изучению нового материала.

Вспомните, вы проходили анкетирование на тему: «Питание в моем образе жизни», обработанные результаты в виде диаграммы представлены на слайде.

– Что вы увидели?

Какую проблему вы увидели? Попробуйте ее выделить? 

– Предполагаемые ответы учеников…

Вы все правильно определите, поэтому тема нашего сегодняшнего урока: 

«Здоровье – это та вершина, на которую каждый должен подняться сам».

 Мы предлагаем вам сегодня поразмышлять о пище, о ее химическом составе, понять смысл здорового питания.

 Цель: показать, что знания, полученные на уроках химии и биологии, помогут разобраться в химическом составе продуктов питания, а также определиться с принципами здорового питания.

Усвоение новых знаний и способов действий

Представьте, что наш класс – это лаборатория и нам поступил заказ от крупнейшего супермаркета г. Стрежевого ТК «Сосна» на экспертизу часто покупаемых подростками продуктов питания.

Вам предстоит сегодня выступить в роли экспертов, а мы с Валентиной Захаровной будем вашими консультантами.

Для этой работы мы разделили вас на 6 групп, посмотрите, как интересно названы ваши группы предположите, каким исследованием будет заниматься каждая группа.

– ответы учеников

Обратите внимание, на ваших столах находятся оборудование, реактивы, продукты питания или другие объекты исследования, инструктивная карта и распечатанный энциклопедический материал.

Ребята, у вас на столе также лежат листы самооценки с двумя шкалами. Оценивайте работу своей группы, а также оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял практическую работу.

Ваша задача за 20 минут провести исследование, сделать выводы и подготовить отчет о проделанной работе в виде презентации, которую вы должны будите рассказать группам.

– Есть ли вопросы?

Учащиеся в группах выполняют исследования и формулируют выводы в виде презентации.

Отчёт каждой группы о проделанной работе

Первичное закрепление изученного материала

Из раздаточного материала выбрать 10 шагов здорового питания. Каждая группа зачитывает от 1 до 2 утверждений.

 – Все 10 шагов выведены на слайд

– Ребята, а вы согласны с этими утверждениями? 

Рефлексия учебной деятельности

– Что полезного из сегодняшнего урока вы бы для себя взяли? 

А теперь давайте проверим, усвоена ли тема сегодняшнего урока вами или нет. 

Для проведения рефлексии на стол выкладываются полезные и вредные продукты питания, а также ставятся 2 корзины. Учащимся предлагается выбором продукта питания показать, уяснили ли тему урока. 

Подведение итогов

– У вас на столе лежат яблоки (красное – урок понравился, желтое – понравился частично, зеленое – не заинтересовал), на двери весит нарисованное дерево. Перед тем как уйти, оцените урок, повесив яблоко на ветку.

– Сдайте листы самооценки

Педагогические технологии

 Информационно – коммуникационная технология

Помогает обучающимся сформулировать проблему и цель урока, доступно изложить выводы о проделанной работе. Формируется я устойчивый интерес и стремление к учению и самообразованию, а также осознанный выбор образа жизни.

 Технология развития критического мышления

 Обучающиеся вступают в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Ученики получают возможность задуматься о природе изучаемых объектов, учатся формулировать вопросы и выводы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции. На этом этапе с помощью презентаций – отчётов можно отслеживать процесс понимания материала.

Технология творческих мастерских

В начале урока была озвучена проблема, которую надо решить. Были созданы условия, помогающие осознать суть проблемы, над которой надо работать. Учащиеся формулируют эту проблему и предлагают варианты её решения. Проводят исследования, формулируют выводы.

 Здоровье сберегающая технология

Работа в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более “слабый” ученик чувствует поддержку товарища; стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться и получить неправильный ответ; смена видов деятельности, соблюдение правил ТБ при проведении опытов.

Литература

Ольгин, О.

Наука не скука! : химические опыты для всей семьи/ Ольгерт Ольгин. – Москва: Издательский Дом Мещерякова, 2020. – 224 с.: ил.- (Научные развлечения)

Ерейская Г.П.

Эффектные демонстрационные опыты по химии: готовимся к ЕГЭ (часть С)/ Г.П. Ерейская, А.В. Храменкова, В.М. Таланов. – Ростов н/Д: Феникс, 2016 – 167 с. – Большая перемена 

Химия

Учебно –методический журнал для учителей химии и естествознания. Первое сентября 2000-2022 год

Интегрированный урок – практикум по химии и биологии.«Здоровье – это та вершина, на которую каждый должен подняться сам»