Игра – путешествие по станциям
« Война в истории страны и родного края».
Краткое тематическое содержание:
Данное мероприятие ориентировано на пробуждение и развитие у детей и подростков духовности, нравственности, патриотического сознания, высокой гражданственности, способности отдать силы, разум и энергию на благо России.
Известно, что гражданско-патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины и человека. В связи с этим мы разработали игру — путешествие по станциям «Война в истории страны и родного края».
Каждая станция игры – это отдельный день недели. На прохождение всей игры отводится одна неделя.
1 день:
СТАНЦИЯ “ИСТОРИЧЕСКАЯ”
Презентация – рассказ “Дорогами войны”
Викторина.
2 день:
СТАНЦИЯ “МЕТКИЙ СТРЕЛОК”
Рассказ о стрелках-участниках Великой Отечественной войны
Игра – соревнование “Меткий стрелок”.
3 день:
СТАНЦИЯ “ПОЭТИЧЕСКАЯ”
Конкурс чтецов стихотворений о Великой Отечественной войне.
4 день:
СТАНЦИЯ “КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ”
Презентация – знакомство с картинами художников о войне.
Конкурс рисунков, открыток, плакатов на заданную тему.
5 день:
СТАНЦИЯ “ГЕРОИЧЕСКАЯ”
Защита исследовательских проектов “Война в истории моей семьи”
Цель:
Задачи:
Данный материал может быть использован классными руководителями, педагогами-организаторами, руководителями историко-краеведческих кружков общеобразовательных школ и внешкольных учреждений.
Формы и методы реализации:
Возрастные группы: 1- 6 классы.
Полученные результаты:
В результате проведённых мероприятий учащиеся приняли участие в изучении истории своей страны, своего края, своей семьи. У школьников проявилось и укрепилось внимание и уважение к ветеранам и пожилым людям. На основании собранного материала в школе оформлен уголок памяти, посвященный событиям Великой Отечественной войны.
Тема которой была определена нами по нескольким причинам:
- во-первых, актуальностью и насущностью этой проблемы, ее огромным значением для нашего общества и государства;
- во-вторых, отсутствием научной концепции воспитания духовности, нравственности, гражданственности, патриотизма у подрастающего поколения, которая отвечала бы его интересам, соответствовала бы духу нашего времени;
- в-третьих, ориентацией на новые подходы и проблемы патриотического воспитания, развития у подрастающего поколения позитивно направленных социально значимых сторон, качеств, их активного проявления в интересах общества и государства.
Таким образом, данное мероприятие призвано активизировать ослабленное за многие годы, но имеющее важное значение для общества – целенаправленный процесс воспитания молодого поколения как сознательного и достойного восприемника отечественной истории, культуры.
Гражданско-патриотическое воспитание – это формирование у молодого поколения, готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей, воспитание чувства гордости к малой родине, тем местам, где мы живем, учимся, растем, воспитание гордости за свой народ, за тех людей, кто защищал наше Отечество.
Поэтому в нашем понимании гражданско-патриотическое воспитание, это не только военно-патриотическое, а и художественное, экологическое, туристко-краеведческое, спортивно-оздоровительное развитие творческих детских инициатив.
И сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей.
Воспитание школьников в духе боевых традиций старшего поколения, уважения к подвигам героев формирует у подростков чувство любви к Родине, родному краю, гордости за свое Отечество, повышает интерес к военно-прикладным видам спорта, развитию физических навыков и волевых качеств, готовности к защите Родины.
На всех стадиях формирования гражданских качеств личности решающее значение имеет педагогическое управление. Следовательно, важнейшая цель патриотического воспитания – учить миру. А это значит:
- помочь детям увидеть, что можно изменить мир: семью, школу, микрорайон, страну, регион, прекрасную и богатую нашу планету к лучшему;
- вовлекать детей и молодежь в поиск путей и средств решения проблем, участие в работе по улучшению жизни для всех.
Ценность работы заключается в том, что в рамках мероприятия разрабатывается реальное участие детей в
Викторина с ответами для младших школьников.
- Даты начала и окончания Великой Отечественной Войны? (22 июня 1941 года – 9 мая 1945 года)
2. Крепость-герой, одержавшая первый удар фашистских войск в ВОВ? (Брестская крепость)
3. Что такое «дорога жизни»? (Единственная дорога через Ладожское озеро, связующая блокадный Ленинград с Родиной) - В январе 1943 года в Ленинград было завезено четыре вагона домашних животных, а в 1945 году– 5000 этих животных, какие это животные и для чего их завезли? (Кошки, их завезли для борьбы с грызунами)
5. Зачем во время войны окна заклеивали крест, на крест бумагой или тканью? (Чтобы стёкла не выбило ударной волной от взорвавшегося снаряда)
6. Кто руководил обороной Москвы в 1941 году? (Георгий Константинович Жуков)
7. Лучший танк Советской армии во время ВОВ? (Танк «Т-34»)
8. Рядовой красноармеец, закрывший своим телом амбразуру грота в бою у деревни Чернушки? (Александр Матросов)
9. Название ракетной установки, которая была изобретена незадолго до войны? (Катюша)
10. Зачем во время войны были использованы фанерные танки? (Чтобы ввести в заблуждение вражескую разведку и отвлечь от подготовки мощного артиллерийского наступления)
11. Немецкий тяжёлый танк времён ВОВ? («Тигр»)
12. Крупнейшее танковое сражение ВОВ? (Курская битва)
13. Сколько танков принимало участие в сражении на Курской дуге? (1200)
14. Назовите человека, который на собственные сбережения построил танк и отправился на фронт. (Мария Октябрьская)
15. Имя лётчика, который после ампутации обеих ног, продолжал летать и сбил 7 вражеских самолётов? (Алексей Петрович Маресьев)
16. Помощник саперов, обнаруживший в последний год войны более 7000 мин и более 150 снарядов, которого во время шествия по Красной площади по причине ранения Сталин приказал нести на собственной шинели? (Пёс Джульбарс)
17. Высшая степень отличия, звание ВОВ? (Звание «Герой Советского Союза»)
18. Сколько городов имеет звание «Город-герой»? Перечислите их. (13 – Москва, Ленинград (Санкт-Петербург), Одесса, Минск, Керч, Брест, Тула, Киев, Новороссийск, Сталинград (Волгоград), Смоленск, Мурманск, Севастополь) - Пионер-герой, участвовавший в 27 боевых операциях, устранивший 87 немецких офицеров и солдат, взорвавший 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов. (Лёня Голиков)
(16-летний партизан, разведчик, подорвал машину с тремя немецкими военными, у одного из них (генерал – майора) был портфель с важнейшими документами. Погиб в бою в селе Острая Лука Псковской области. Посмертно ему присвоено звание Героя Советского Союза.
– Лёня Голиков (1926-1943)).
- Назовите улицы в нашем городе названные в честь героев Вов.
(Герой Советского Союза Анатолий Кокорин – воспитанник медицинского училища – погиб в первые дни войны на северной границе. Его именем названа улица. Бывший воспитанник боровичской школы №4 Лавр Павлов во время боя посадил самолет на территории противника, чтобы принять на свою машину командира с подбитого фашистами самолета и возвратился на свой аэродром. Павлов погиб в последние дни войны. Когда у летчика Владимира Молодчикова во время воздушного боя отказал мотор, он спланировал на автоколонну противника и обстрелял машины с боеприпасами. Почти у самой земли мотор заработал и летчик благополучно добрался до своих. Сотни боровичан отдали жизни за свободу родины. Комиссар полка С.А. Шарков воевал только 17 дней – погиб от вражеской пули. Посмертно награжден орденом Ленина. Их – сотни, боровичан, прославивший свой город на полях сражений Великой Отечественной).
21.Назовите фамилию первого советского воина, закрывшего своим телом вражескую амбразуру? 24 августа 1941 года политрук танковой роты Александр Панкратов стал первым советским воином, закрывшим своим телом вражескую амбразуру. Это случилось в боях под Новгородом при атаке на Кириллов монастырь.
- Назовите участников ВОВ нашего села? ( )
22.На фронтах Великой Отечественной сражались не только люди, но и «яки», «тигры», «пантеры», «леопарды». Что это было?
(Военная техника: «Яки» – это серия советских самолетов-истребителей, разработанных КБ А.С. Яковлева; «Тигры» – серия немецких тяжелых танков (Tiger I, Tiger II). «Пантера» – немецкие средние танки; «Леопарды» – немецкие лёгкие танки (VK1602 Leopard).
- Назови города – герои.
(- Москва, Ленинград, Киев, Волгоград (Сталинград), Минск, Одесса, Севастополь, Новороссийск, Керчь, Тула, Мурманск, Смоленск, крепость – герой Брест). - Как называется всемирноизвестный памятник в Великом Новгороде, разобранный и приготовленный к вывозу фашистами, но который они так и не смогли вывезти из города?
(Памятник тысячелетия России 1862 г Памятник «Тысячелетие России» находится в новгородском Детинце Он напоминает по форме знаменитую шапку Владимира Мономаха. Высота памятника 15,7 м. Диаметр гранитного пьедестала – 9м. Всего на памятнике изображено 128 фигур. Все правители Руси увековечены здесь, кроме Ивана Грозного. Во время Великой Отечественной войны памятник был разобран фашистами. Немцы успели только запаковать мелкие фигуры, не смогли вывезти их из города. После войны памятник восстановили и он был открыт вновь 2 ноября 1944 года).
- Назовите дату, когда Новгород был оккупирован фашистскими войсками?
(Во время Великой Отечественной войны город был оккупирован с 15 августа 1941 года по 20 января 1944 года и практически полностью разрушен. До 1949 года восстановлением города руководил известный архитектор Алексей Викторович Щусев).
- Кто водрузили победное Красное Знамя над стенами новгородского Кремля
(20 января 1944 года воины 59-й армии под командованием генерал-лейтенанта Ивана Терентьевича Коровникова водрузили победное Красное Знамя над стенами новгородского Кремля, ознаменовав тем самым освобождение древнейшего русского города от немецко-фашистских захватчиков. Никто из жителей города не вышел навстречу победоносным советским воинам. Обойдя заминированные улицы, солдаты не нашли ни одного дома, где можно было бы разместиться. Они разбили палатки прямо на снегу, на месте вырубленного немцами Кремлёвского парка. Помимо военных потерь, с территории коренной Новгородчины были угнаны в неволю свыше 166 тысяч человек).
- Как назывался г. Боровичи во ВОВ.
(В числе немногочисленных территорий на подступах к Москве и Ленинграду, город Боровичи не только был не занят врагом, но и не знал ни уличных боев, ни бомбежек, ни артиллерийских обстрелов. «Боровичи – стал подлинным городом госпиталем. Здесь их развернуто 22»- так написал в своих дневниках военный хирург Вишневский. Под госпитали было отдано 10 школ, 5 жилых домов, 9 административных зданий.
В годы Великой Отечественной войны известный хирург, академик Александр Александрович Вишневский возглавлял хирургическую службу на Волховском фронте. С первого дня организации фронта до полного разгрома северной группировки противника его видели там, где кипели главные сражения).
“Картинная галерея”
- Теоретическая часть.
На данной станции учащиеся знакомятся с творчеством советских художников, посвященным Великой Отечественной войне. Учащиеся просматривают презентацию, одновременно слушая рассказ учителя о картинах, связанных с военными действиями.
За время беседы происходит знакомство со следующими произведениями:
“Последняя атака” Н. Бут, Н. Толкунов “Бессмертие. Брест. 1941-й”,П.А. Кривоногов “Защитники Брестской крепости”, В. Титов “Их победить нельзя”, Юрий Петрович Кугач “Солдаты 1941 года”,А. Дейнека “Окраина Москвы. 1941” и многие другие.
Презентация прилагается.
- Практическая часть.
Учащимся предлагается нарисовать рисунки на одну из предложенных тем:
– как Вы представляете Великую Отечественную войну,
– открытка – поздравление с праздником Победы,
– памятники и обелиски в честь погибших в Великой Отечественной войне.
Рисунки учащиеся рисуют самостоятельно, использую любые техники и материалы. Формат рисунков А4.
После выполнения рисунков в школе организуется выставка, на которой будет представлено все творчество учащихся 1-4 классов.
Станция «ПОЭТИЧЕСКАЯ»
Ведущий читает стихотворение:
Когда это будет, не знаю:
В краю белоногих берёз
Победу девятого мая
Отпразднуют люди без слёз.
Поднимут старинные марши
Армейские трубы страны,
И выедет к армии маршал,
Не видевший этой войны.
И мне не додумалось даже,
Какой там ударит салют,
Какие там сказки расскажут
И песни какие споют.
Но мы-то доподлинно знаем,
Нам знать довелось на роду,
Что было девятое мая
Весной в сорок пятом году.
(Сергей Орлов)
Ведущий: Это стихотворение написал Сергей Орлов. На фронте он был танкистом, видел и знал войну. А ведь он прав. Наступает время, когда только наша память и уважение к подвигу русского народа могут оставить след в сердцах будущих поколений о тех страшных роковых годах. Пусть сегодняшние строки живут в вас долго, пусть не позволяют памяти забыть…
Сегодня мы будем говорить о Великой Отечественной войне. Но не так, как об историческом событии. Мы не будем говорить о великих сражениях, о победах и поражениях. Мы будем говорить о тех чувствах, которые возникли в сердцах и душах людей, услышавших в июне 1941 года это страшное слово – война.
Фрагмент видеофильма «Великая Отечественная война 1941-1945гг.»
Ведущий: Говорят, что, когда грохочут пушки, музы молчат. Но от первого дня войны и до последнего не умолкал голос поэтов. Поэзия немало сделала для того, чтобы в грозные, страшные годы пробудить у людей чувство ответственности за свою страну, чувство сопричастности к судьбе Родины. Пусть прозвучат знакомые и не очень знакомые стихи, рождённые войной, – в память не вернувшихся и в честь живых. Стихи, которые были написаны в годы войны – непосредственными участниками боёв, в послевоенное время – их детьми, и в наше время – внуками и правнуками.
Конкурс чтецов.
22 Июня 1941 года
Казалось, было холодно цветам,
и от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
и пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
всего каких-то пять минут осталось!
Я о другом не пел бы ни о чем,
а славил бы всю жизнь свою дорогу,
когда б армейским скромным трубачом
я эти пять минут трубил тревогу.
(Степан Щипачев)
Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.
Она такой вдавила след
И стольких наземь положила,
Что двадцать лет и тридцать лет
Живым не верится, что живы.
И к мертвым выправив билет,
Всё едет кто-нибудь из близких
И время добавляет в списки
Еще кого-то, кого-то нет…
(К. Симонов)
22 июня
В тот страшный день земля рванула в небо.
От грохота застыла в жилах кровь.
Июнь цветастый сразу канул в небыль,
И смерть, вдруг, оттеснила жизнь, любовь.
Надели гимнастёрки и шинели
Вчерашние мальчишки – цвет страны.
Девчонки на прощанье песни пели,
Желали выжить в грозный час войны.
Война, как ком, катилась по дорогам,
Неся разруху, голод, смерть и боль.
Осталось их в живых совсем немного,
Принявших первый, самый страшный бой!
В атаку шли за правду, за Отчизну,
За мир, за мать с отцом, за добрый дом.
Чтоб защитить от ужасов фашизма
Права на жизнь, что рушилась кругом.
Сирень, гвоздики, нежные тюльпаны…
Начало лета, жизнь вокруг кипит.
Жива любовь, зарубцевались раны,
Но этот день июня не забыт!
(Т. Лаврова )
Жди меня…
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: – Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
(К. Симонов)
В лесу под Можайском
Шумят под Можайском дремучие ели
И сосны шумят, потерявшие сон,
Четыре недели, четыре недели
Сражается насмерть в лесу батальон.
Фашистские танки все ближе, все ближе
Нас враг опоясал свинцовым кольцом.
Багровое пламя шинели нам лижет,
Но все же стоим мы к Смоленскому лицом!
От взрывов взлетают осколки косые
И падает навзничь седая сосна.
Пускай мы погибнем, но будет Россия,
Но будет Россия во все времена!
Шумят под Можайском дремучие ели,
И сосны шумят, потерявшие сон,
Четыре недели, четыре недели
Сражается насмерть в лесу батальон.
(Ю. Леднев)
Сороковые
Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.
Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку…
А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.
Да, это я на белом свете,
Худой, веселый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.
И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю,
И пайку надвое ломаю,
И все на свете понимаю.
Как это было! Как совпало –
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!..
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
(Д. Самойлов)
Нашей победе 70 лет!
Майское утро,
Солнечный свет,
Нашей Победе
70 лет!
Красных тюльпанов
Алое пламя,
Как над Рейхстагом
Красное Знамя!
Битвы, походы –
Всё пережито,
Радость Победы!
Нет! Не забыто!
Мирное утро,
Солнечный свет,
Нашей Победе –
70 лет!
(Н. Майданик )
День Победы
День Победы 9 Мая –
Праздник мира в стране и весны.
В этот день мы солдат вспоминаем,
Не вернувшихся в семьи с войны.
В этот праздник мы чествуем дедов,
Защитивших родную страну,
Подарившим народам Победу
И вернувшим нам мир и весну!
(Н. Томилина)
Что такое День Победы
Что такое День Победы?
Это утренний парад:
Едут танки и ракеты,
Марширует строй солдат.
Что такое День Победы?
Это праздничный салют:
Фейерверк взлетает в небо,
Рассыпаясь там и тут.
Что такое День Победы?
Это песни за столом,
Это речи и беседы,
Это дедушкин альбом.
Это фрукты и конфеты,
Это запахи весны…
Что такое День Победы –
Это значит – нет войны.
(А. Усачёв)
Пусть дети не знают войны
Войны я не видел, но знаю,
Как трудно народу пришлось,
И голод, и холод, и ужас –
Всё им испытать довелось.
Пусть мирно живут на планете,
Пусть дети не знают войны,
Пусть яркое солнышко светит!
Мы дружной семьёй быть должны!
Праздник Победы
В славный праздник – День Победы,
Я спешу поздравить деда.
Он вояка храбрый, бравый,
Защищал свою державу!
В 20 лет – солдат бывалый,
Горя видел он немало.
Он с боями шёл от Волги.
Путь был трудным, страшным, долгим.
Сталинград, Москва, Варшава…
За отвагу – Орден Славы.
Столько званий и медалей
Вы, поверьте, не встречали!
Дед рассказывал немножко
Про войну и про бомбёжку.
Как в окопах кашу ели,
И до срока поседели.
Был он ранен и простужен,
Шёл в атаку, был контужен.
И в походном медсанбате
Повстречался с бабой Катей.
Повезло и ей, и деду:
Вместе встретили Победу.
И теперь цветущим маем
Праздник дружно отмечаем.
Мир пусть будет на планете!
Счастья – взрослым,
Счастья – детям!
(Т. Лаврова )
Неизвестный солдат
Ярко звезды горят,
И в кремлевском саду
Неизвестный солдат
Спит у всех на виду.
Над гранитной плитой
Вечный свет негасим.
Вся страна сиротой
Наклонилась над ним.
Он не сдал автомат
И пилотку свою.
Неизвестный солдат
Пал в жестоком бою.
Неизвестный солдат –
Чей-то сын или брат,
Он с войны никогда
Не вернется назад.
Ярко звезды горят,
И в кремлевском саду
Неизвестный солдат
Спит у всех на виду.
Свет зажгли мы ему
Под стеною Кремля,
А могила ему –
Вся земля, вся земля.
(Ю. Коринец)
Неизвестному солдату
Он умер от семьи своей вдали,
И гибели его нам неизвестна дата…
К могиле неизвестного солдата
Известные солдаты подошли…
Мы этот образ до сих пор храним –
Истерзанный свинцом лежал парнишка,
И не было при нем военной книжки –
Она в бою погибла вместе с ним.
Пусть мы его фамилии не знаем, –
Он был – мы знаем – верным до конца.
И мы в молчанье головы склоняем
Перед бессмертным подвигом бойца.
И дружба воинов неколебима свята,
Она не умирает никогда!
Мы по оружию родному брату
Воздвигли памятник на долгие года!
Соединим же верные сердца
И скажем, как ни велика утрата, –
Пусть нет фамилии у нашего бойца, –
Есть звание российского солдата!
(М. Светлов)
Послевоенная песня
Задохнулись канонады,
В мире тишина,
На большой земле однажды
Кончилась война.
Будем жить, встречать рассветы,
Верить и любить.
Только не забыть бы это,
Не забыть бы это,
Лишь бы не забыть!
Как всходило солнце в гари
И кружилась мгла,
А в реке меж берегами
Кровь-вода текла.
Были черными березы,
Долгими года.
Были выплаканы слезы,
Выплаканы слезы,
Жаль, не навсегда.
Задохнулись канонады,
В мире тишина,
На большой земле однажды
Кончилась война.
Будем жить, встречать рассветы,
Верить и любить.
Только не забыть бы это,
Не забыть бы это,
Лишь бы не забыть!
(Р. Рождественский)
Пусть люди этот День не позабудут!
Четыре года страшных испытаний…
Потери, жертвы, искалеченные судьбы…
Война… и тысячи людских страданий!..
ИМЁН ГЕРОЕВ – НИКОГДА НЕ ПОЗАБУДЕМ!!!
Пусть мирных дней отсчёт ведёт Отчизна!
Людьми пусть правят только МИР и ДОБРОТА!
Пусть будет ДЕНЬ ПОБЕДЫ над фашизмом –
ПОБЕДОЙ МИРА на Планете НАВСЕГДА!..
Пусть люди этот День не позабудут!
Пусть Память свято сохранит те имена,
Которые приблизили ПОБЕДУ –
Своими жизнями, перечеркнув, “война”…
Четыре года испытаний страшных!..
МИР ПАВШИМ!.. – Ушедшим… Не вернувшимся домой!..
ПОКЛОН ТЫЛОВИКАМ!.. – на смену вставшим!..
Всем, кто ПОБЕДУ ОДЕРЖАЛ, – ПОКЛОН ЗЕМНОЙ!!!
(О. Климчук)
Ветераны
Немного осталось из тех, кто в боях
Прошли до Берлина полсвета –
В мороз и пургу, через горе и страх.
Пусть вспомнят живые про это.
Так было: внезапно настала война,
Пришли небывалые беды.
И всё, что могла, отдавала страна
Для фронта, для славной победы.
И каждую пядь нашей русской земли
Омыли мы кровью и потом.
Но правду враги здесь сломить не смогли,
Не справились с гордым народом.
Все дальше и дальше, на Запад – вперед
Идут и идут батальоны.
Нас Родина наша к победе зовет:
“Огонь, – не жалея патроны!”
Но вот и Рейхстаг, день фашистский померк
И фрицы кричат: “Рус, сдаемся!”
Мы эту войну будем помнить вовек.
Клянемся… Клянемся… Клянемся!
Нельзя про такое забыть никогда.
Что может быть лучше на свете,
Чем мирное небо, в огнях города
И наши прекрасные дети?
Солдат, вспоминая свой путь до конца,
Заплачет скупыми слезами.
А павшие живы все в наших сердцах, –
Безмолвно стоят рядом с нами.
(В. Снегирев )
Выступление учащейся школы Трофимовой Анны со стихотворением собственного сочинения.
Берлин…
Ещё немного и конец войне,
Но что-то не понравилось судьбе.
В атаку шёл и пули в грудь
В глазах темно и было не вздохнуть.
«Товарищ, друг
Прошу не приходи!
Мы до конца сначала бойни шли!»
Лежит немало под горой
Наш командир сказал
«Какой же он герой!
Не поживёт он со своей женой…»
Вот обелиск, народ стоит
«Мы вам признательны»
Такое говорит…
Ведущий: Всё меньше рядом с нами людей, прошедших Великую Отечественную войну. Но мы помним их. Мы благодарны им за нашу свободу, за их великий подвиг. Давайте почтим память погибших минутой молчания.
Минута молчания.
Помните!
Помните! Через века, через года,- помните!
О тех, кто уже не придет никогда,- помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!
Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной,
Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны!
Люди! Покуда сердца стучатся,- помните!
Какою ценой завоевано счастье,- пожалуйста, помните!
Песню свою отправляя в полет,- помните!
О тех, кто уже никогда не споет,- помните!
Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!
Во все времена бессмертной Земли помните!
К мерцающим звездам ведя корабли,- о погибших помните!
Встречайте трепетную весну, люди Земли.
Убейте войну, прокляните войну, люди Земли!
Мечту пронесите через года и жизнью наполните!..
Но о тех, кто уже не придет никогда,- заклинаю,- помните!
(Р.Рождественский)
Жюри оценивает чтение стихотворений по следующим критериям:
– соответствие стихотворения тематике конкурса,
– выразительность чтения,
– эмоциональность, умение держаться на сцене.
Из всех участников конкурса выбираются 3 победителя, которые награждаются дипломами и призами.
Автор: Мухин Михаил, учащийся 2 класса
Мой прадедушка.
Когда я родился, то почувствовал не только мамины ласковые руки, но и крепкие жилистые руки моего прадеда. Прадед мой, Мухин Алексей Фёдорович, родился в деревне Семёновское 28 марта 1924 года. Будучи юношей, Алексей Фёдорович работал на лесозаготовках, а когда ему исполнилось 18 лет пошёл вместе со многими юношами защищать нашу Родину от нападок Германии. Мой прадед проявил недюжинную храбрость, участвовал во многих боях. Алексей Фёдорович был командиром части миномётчиков, носил на плечах миномётную установку. В 1943 году он получил пулевое ранение в бок и был демобилизован. Но даже за этот короткий срок прадедушка получил много наград и орденов. После войны Алексей Фёдорович вернулся в родное село и продолжал приносить пользу. Работал в сельском хозяйстве сторожем. Мой прадед был очень хорошим человеком, очень любил играть на балалайке, которая до сих пор хранится в нашей семье. Умер Алексей Фёдорович 14 сентября 2008 года.
Память о моём прадедушке останется в моём сердце навсегда.
Автор: Екшибаров Иван, учащийся 2 класса
«Нет в России семьи такой,
где б ни памятен был свой герой».
Не одну семью не обошла стороной Великая Отечественная война. У нас в семье есть тоже свои герои – участники войны. Мой прадедушка, Александр Семёнович Александров, родился 14 октября 1908 года, в обычной деревушке среди лесов Озерёво. Рос обычным деревенским мальчишкой. Мой прадедушка и представить себе не мог, что наступит война. Отслужил он в армии, потом женился и как и полагается, остался в родном селе работать в колхозе. Работали много, держали дома целый двор скотины, воспитывали детей. Война нагрянула как гроз среди ясного неба. По радио объявили о начале войны и наборе добровольцев на фронт. Прадедушка Саша не остался в стороне, а пошёл отдавать долг Родине. Но дома оставались те, кто прикрывал и тыл. Было очень трудно и страшно, порой солдатам нечего, было, есть, но отступать нельзя. На войне Александр Семёнович был ранен, лежал в госпитале, ему ампутировали ногу выше колена. Он заслужил много медалей за отвагу, доблесть.
Закончилась война, прадедушка вернулся домой, но судьба приготовила для него новые испытания. От голода и болезни умерла его первая жена Катя, и остался он, инвалид на одной ноге, с двумя детьми на руках. Дети как могли помогали ему по хозяйству, но прадедушка Саша и сам не унывал, а начал мастерить разные приспособления, чтобы облегчить себе быт. Проходит время, жизнь начинает налаживаться, дети растут и в это время он встречает вторую жену Варвару. У них была большая дружная семья. Взрослые трудились в колхозе, дети ходили в школу за 7 километров по лесу, но все были счастливы. Александр Семёнович никогда не жаловался на трудную жизнь, копал и сажал картошку на самодельной маленькой табуреточке, такими же маленькими вилами. Легко он управлялся и с лошадью на сенокосе, был умелым плотником и самое главное хорошим отцом, мужем и дедушкой. Он был добрым отзывчивым человеком, всегда был готов прийти на помощь людям.
Умер Александр Семёнович накануне 9 мая в 1991 году. В наших сердцах он будет жить вечно. Я горжусь своим прадедушкой, который подарил нам светлое детство и наше будущее.
Ход мероприятия
Ведущий: ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА. Эти слова знакомы каждому, но уже мало кому не понаслышке. Со дня окончания войны прошло 70 лет. Сегодня мы собрались почтить память погибших, память дедов и прадедов, тех, кто не дожил до великой победы.
Ученик: Мы здесь не потому, что дата,
Как злой осколок, память жжёт в груди.
К могиле неизвестного солдата
Ты в праздники и будни приходи.
Он защитил тебя на поле боя,
Упал, ни шагу не ступив назад,
И имя есть у этого героя-
Великой Армии простой солдат.
Ведущий: 21 июня 1941 года была суббота. После обычной трудовой недели миллионы советских людей отправились отдыхать. Лишь продолжали дышать жаром домны, дымили трубы, безостановочно работали предприятия, по железным дорогам мчались грузовые и пассажирские поезда…
Музыка весны, праздника
И это счастливое мирное время нарушила война… в 4 часа утра фашистские войска перешли границу нашей родины. В Бресте, Киеве, других городах люди ещё спали, многие были вдали от дома, в отпусках, на отдыхе. Война застала их внезапно.
Песня «22 июня»
Ученик: Двадцать второго июня,
Ровно в четыре часа
Немцы бомбили,
Нам объявили,
Что началась Война.
Ведущий: Все радио страны говорили о наступлении фашистских захватчиков на нашу Родину.
Запись Левитана о начале войны.
Ученик 1: Летней ночью на рассвете
Гитлер дал войскам приказ
И послал солдат немецких
Против всех людей советских-
Это значит – против нас.
Ученик 2: Он хотел людей свободных
Превратить в рабов голодных,
Навсегда лишить всего
А упорных и восставших
На колени не упавших
Истребить до одного.
Ученик 3: И от моря и до моря
Встали русские полки
Встали, с русскими едины
Белорусы, латыши
Люди вольной Украины, и армяне, и грузины
Молдаване, чуваши.
Ученик 4: Все советские народы
Против общего врага
Все, кому мила свобода
И Россия дорога!
Ведущий: Уже на третий день войны родилась песня, которая стала девизом всей войны.
Песня «Священная война»
Ученик 1: Война…Суровее нет слова.
Война…Печальнее нет слова.
Война…Священнее нет слова
В тоске и славе этих лет,
И на устах у нас иного
Ещё не может быть… и нет…
Ученик 2: Сорок первый! Июнь.
Год и месяц борьбы всенародной.
Даже пылью времён
Затянуть эту дату нельзя.
Поднималась страна
И на фронт уходила поротно
Кумачовые звёзды
На полотнах знамён унося.
Ведущий: Сорок первый год был сложным для советских людей. Немецкие захватчики стремительно продвигались вглубь страны, к Москве. Враг был силён. Шли ожесточённые бои. Наши войска отступали с большими потерями, оставляя города, сёла, деревни. Фашисты были жестоки, сметая и сжигая всё на своём пути. Фронт всё ближе и ближе продвигался к столице нашей Родины – Москве.
Ученик 1: Вместе весна и лето
Нынче гостят в Москве.
Сколько рассеяно света
В тучах и в синеве.
Мирно Москва проснулась
В этот июньский день.
Только что развернулась
В скверах её сирень …
Разом, в одно мгновенье,
Все изменилось кругом.
Юноша в майке весенней
Смотрит суровым бойцом.
Девушка стала сестрою,
Крест – на её рукаве.
Сколько безвестных героев
Ходит сейчас по Москве …
Все на борьбу с врагами,
В грозный и дальний поход!
По небу ходит кругами
Сторож страны – самолет.
Еще недавно дым змеился над трубой,
Пекла хозяйка хлеб и бегали ребята …
За этот детский труп в траве перед избой
Любая казнь – дешевая расплата!
«Марш защитников Москвы»
Казалось, что Кремль воспарил над Москвой,
Как остров летучий, – в просторе, в свеченье,
И сухо вышагивали по мостовой
Отряды народного ополчения.
И кто-то сказал: «Неужели сдадим?»
Нет, рано враг торжествовал победу!
И сквозь пожаров дымные рога
Бойцы идут по вражескому следу,
Врезая шаг в скрипучие снега.
Бойцы идут среди родимых пашен
Победным шагом, грозны и легки,
А их народ зовет: гвардейцы наши,
Любимые, желанные сынки.
Наши воины отстояли столицу Родины – Москву ценой многих жизней, но еще впереди были другие битвы, смерть, подвиг. До конца войны оставалось ещё три года.Война не щадила никого. На фронте гибли солдаты, раненых с поля боя под пулями вытаскивали молоденькие девушки – медсестры, санитарки.
В госпиталях, во фронтовых медсанбатах, в медицинских поездах российских воинов выхаживали военные медики, трудившиеся без сна и отдыха. Под бомбежками, артобстрелами, во время боя они боролись за жизни наших солдат, делали операции, спасали жизни.
Сорок второй! На Ленинград
Обхватом с трёх сторон
Шёл Гитлер силой 40 дивизий.
Бомбил. Он артиллерию приблизил,
Но не поколебал ни на микрон
Не приостановил ни на мгновение
Он сердца ленинградского биение.
И, видя это, разъярённый враг,
Предполагавший город взять с набега,
Казалось бы, испытанных стратегов
Призвал на помощь он: Мороз и Мрак.
И те пришли, готовые к победам,
А третий, Голод, шёл за ними следом.
Навсегда останется в народной памяти немеркнущий подвиг защитников Ленинграда, сражение за который продолжалось 900 суток (10 июля 1941 – 27 января 1944). В условиях блокады, острой нехватки продовольствия и топлива защитники и жители города устояли под натиском врага с воздуха, с моря и суши.
Но ленинградцы, несмотря на голод, холод, болезни продолжали не пускать врага в родной город. Работали заводы, выпускающие снаряды, дежурили бригады добровольцев, спасавшие памятники, дворцы, дома от зажигательных бомб, которые фашистские самолеты сбрасывали на город.
Каждый день сотни и тысячи ленинградцев умирали от голода, замерзали на улице и в неотапливаемых домах, погибали под бомбежками. Около 600 тысяч воинов и жителей города погибло, до конца выполнив патриотический долг.
Люди выстояли, они сохранили красивейший город мира – свой Ленинград, свой Санкт-Петербург!
Блокада Ленинграда была прорвана, но впереди было еще много тяжелых боев.
В нашем тылу тоже шла битва – рабочая битва: женщины, старики, дети, все кто не мог уйти на фронт, трудились на заводах, выпускали танки, самолеты, снаряды.
По 12 – 15 часов стояли люди у станков, это был их трудовой фронт, их трудовой подвиг. Они трудились, верили в победу и ждали с войны своих мужей, сыновей, отцов, братьев.
Самую большую тяжесть войны вынесла на своих плечах женщина мать.
Я как то на кургане видел гостью:
Сняв с головы темнеющий платок,
С бугра взяла она земли две горсти
И завязала землю в узелок.
Светлел над ней июньский небосклон,
Когда походкой тихой и нестатной,
Она прошла мимо берёзок, статуй
И замерла у входа в Пантеон.
Ей мальчик помогал, наверно, внук,
Когда она искала имя сына
В том списке долгом, небывало длинном.
И узелок вдруг выскользнул из рук,
Не вскрикнула она, не разрыдалась
И даже не сказала ничего-
Шагнув к стене, щекою к ней прижалась,
Как будто к лбу сыночка своего…
Потом цветы на мрамор положила,
Ещё взглянула и ещё прочла,
Кулёк конфет мальчишкам раздала,
Стояла долго, голову склоняя,
И к выходу усталая пошла…
Собрав последние силы, наша страна била врага так, что побежали фашисты с российской земли. Наши войска стали освобождать город за городом, село за селом, хутор за хутором.
Сорок четвертый!
Ещё война, но мы упрямо верим,
Что будет день, мы выпьем боль до дна.
Широкий мир нам вновь откроет двери,
С рассветом новым встанет тишина.
Наша армия гнала захватчиков на запад, российские солдаты освобождали несчастных, пленных, голодных, замученных фашистами людей, вызволяли их из концлагерей, освобождали российские города, освобождали европейские города и страны. Победа была близка!
Настал великий час расплаты.
Пришёл рассветный час земли,
Когда советские солдаты
Рубеж советский перешли.
Конец войне! Могучею лавиной
И опрокинут, и раздавлен Враг.
Конец войне! Над городом Берлином
Победно реет наш советский флаг
И вот он – долгожданный сорок пятый!
Ещё стояла тьма немая,
В тумане плакала трава.
Девятый день большого мая
Уже вступал в свои права.
По всей стране, от края и до края
Нет города такого, нет села,
Куда бы ни пришла Победа в мае
Великого девятого числа.
Кто-то пел и кто-то плакал,
А кто-то спал в земле сырой.
Немецко-фашистские войска были разгромлены. 8 мая 1945 года был подписан пакт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии … Победа! Долгожданная победа!!!
Звучит песня «День победы»
Когда она пришла в наш город,
Мы растерялись. Столько ждать,
Ловить душою каждый шорох
И этих залпов не узнать.
И было столько муки прежней,
Ночей и дней такой клубок,
Что даже крохотный подснежник
В то утро расцвести не смог.
И только — видел я — ребенок
В ладоши хлопал и кричал,
Как будто он, невинный, понял,
Какую гостью увидал.
Она была в линялой гимнастерке,
И ноги были до крови натерты.
Она пришла и постучалась в дом.
Открыла мать. Был стол накрыт к обеду.
«Твой сын служил со мной в полку одном,
И я пришла. Меня зовут Победа».
Был черный хлеб белее белых дней,
И слезы были соли солоней.
Все сто столиц кричали вдалеке,
В ладоши хлопали и танцевали.
И только в тихом русском городке
Две женщины как мертвые молчали.
Наша страна чтит память героев. В бронзе, граните и мраморе обелисков, мемориальных досок, стел, в названиях улиц увековечил народ память славных воинов.
Золотыми буквами вписаны в летопись истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов имена городов; За массовый героизм и мужество эти города удостоены почетного звания «Город-герой».
Город-герой Москва.
Город-герой Ленинград(ныне Санкт-Петербург).
Город-герой Волгоград
Город-герой Киев
Город-герой Минск
Город-герой Одесса.
Город-герой Севастополь.
Город-герой Новороссийск.
Город-герой Керчь.
Город-герой Тула.
Город-герой Мурманск.
Город-герой Смоленск.
Брестская крепость – крепость-герой.
Города воинской славы.
Город воинской славы – Белгород
Город воинской славы – Курск и
Город воинской славы – Орёл
Мы помним всех, кто не вернулся с той далекой и страшной войны, кто был на ней, но не дожил до дня сегодняшнего, кто победил, что бы мы все сейчас жили спокойно
4 года шла война – это 1418 дней! 34 тысячи часов и 27 миллионов погибших людей!
А мы живём в эпоху больших масштабов, мы привыкли к крупным цифрам, мы с лёгкостью, почти не задумываясь произносим .Тысяча километров в час, миллионы тонн сырья…
Но 27 миллионов погибших.
Если по каждому погибшему из 27 миллионов, в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать…34 года!
27 миллионов могил на 2,5 тысячи километров – это значит 7, 5 тысяч убитых на километр, 15 человек на каждые 2 метра земли!
27 миллионов за 1418 дней – это значит, 14 тысяч убитых ежедневно, 600 тысяч человек в час, 10 человек в каждую минуту.
Тихо, ребята, минутой молчанья
Память героев почтим,
И их голоса когда-то звучали,
По утрам они солнце встречали,
Сверстники наши почти.
Среди нас нет тех,
Кто ушёл на фронт и не вернулся.
Вспомним через века, через года,
О тех, кто уже не придёт никогда.
Вспомним!
Минута молчания. Метроном.
Не забывайте зла военных лет.
Не возводите в мифы достоверность.
Четыре года шла солдатам вслед
Кровавыми шагами повседневность.
Не говорите громкие слова
Тем, кто присяге с молодости предан.
Не отживёт высокая молва
О тех, над кем склоняется Победа.
Не возвращайте нас к делам былым,
Не бередите старых ран невольно.
Героев чтите павших. А живым…
Живым сыновней верности довольно.
Прошла война, прошла страда.
Но боль взывает к людям:
Давайте люди никогда
Об этом не забудем.
Пускай во всём, чем жизнь полна,
Во всём, что сердцу мило,
Нам будет памятка дана
О том, что в мире было!
Люди! Покуда сердца стучатся,
Помните, какою ценою завоёвано счастье.
Пожалуйста, помните! Не плачьте!
Через года, через века помните
О тех, кто уже не придёт никогда. Помните!
Встречайте трепетную весну, люди Земли!
Убейте войну, прокляните войну, Люди Земли!
Мечту пронесите через года
И жизнью наполните.
Но о тех, кто уже не придёт никогда,
Заклинаю, помните.
Станция «Историческая»
Просмотр презентации «Дорогами войны» ( презентация прилагается).