Технологическая карта логопедического занятия
по развитию лексико-грамматическому строю речи «В поисках утиной стаи. Перелетные птицы»
(По сказке Всеволода Гаршина «Лягушка – путешественница»)
ФИО автора: Жуйкова Анна Викторовна – учитель – логопед
Тема: «В поисках утиной стаи. Перелетные птицы» (По сказке Всеволода Гаршина «Лягушка – путешественница»)
Возрастная группа: разновозрастная компенсирующая группа для воспитанников с ТНР «Почемучки»
Цель: Создать условия для формирования лексико-грамматических категорий и развития связной речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: Способствовать уточнению, расширению и активизации номинативного словаря по теме.
Обеспечить условия для развития навыка образования существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Совершенствовать умение согласования количественных числительных 1, 2, 3, 5 и существительных.
Коррекционно-развивающие: Обеспечить условия для развития слухового внимания, памяти. Развивать общую и артикуляционную моторику детей. Развивать фонематическое восприятие. Развивать и пополнять словарь антонимов. Развивать связную речь и логическое мышление.
Коррекционно-воспитательные: Воспитывать бережное отношения к природе. Воспитывать добрые, дружеские чувства в коллективе, чувства принадлежности к группе. Способствовать преодолению трудностей в общении.
Подготовительная работа (если таковая подразумевалась): Беседа по теме, рассматривание картин, чтение сказки Всеволода Гаршина «Лягушка – путешественница»
Материалы и оборудования: мультимедийное сопровождение, презентация «В поисках утиной стаи», мультипликационный сюжет по сказке «Лягушка –путешественница», коробка с сюрпризом, карандаши, мяч, фигурка утки.
Этап | Содержание этапа | Методы, формы, приемы, виды деятельности | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников |
Мотивационно-побудительный. | Логопед читает приветственное стихотворение, дети здороваются.
Дыхательная гимнастика по методике Стрельниковой. Педагог привлекает внимание детей, на экран, где появляется картинка (болото). Мультипликационный сюжет, в котором лягушка – путешественница обращается к детям с просьбой о помощи в поисках утиной стаи. И предлагает выполнить артикуляционную гимнастику. Логопед предлагает детям превратится в следопытов и составить словесный портрет утки (Дидактический синквейн на тему «Утка») Логопед знакомит детей со схемой – путеводителем. |
Словесный: беседа, обсуждение, наводящие вопросы педагога.
Наглядный: демонстрация презентации, на которой появляется видео. Практический: выполнение дыхательной и артикуляционной гимнастики. Форма организации: фронтальная. |
Создание эмоционального настроя. Задает вопросы, мотивирует на предстоящую деятельность.
Активизирует речь детей. Моделирует вопросы в соответствии с ситуацией. Организация контакта с детьми. |
Здороваются.
Дети проявляют интерес, свободно идут на контакт и отвечают на вопросы. Выражают собственные мысли. Выполняют дыхательную и артикуляционную гимнастику. Сочиняют пятистишье. |
Организационно-поисковый. | Дети, самостоятельно находят стрелки, где им предлагаются дидактические игры и упражнения
1 «Назови части тела утки и назови их ласково» (рассматриваем изображения на экране проектора, поочередно называем, в кругу играем с мячом) 2 «Бормоталки» (на экране четыре персонажа, которые произносят название птицы правильно и деформировано) 3 «Скажи наоборот» (на экране картинные сюжеты с противоположным значением) Физкульт минутка «Мы шагаем» 4 «Сосчитай птиц» (на экране в последовательности от 1 до 5 появляются птицы) 5 «Четвертый лишний» (на экране набор картинок, одна из которых лишняя) 6 Сюрпризный момент. Дети находят по стрелке номер шесть коробку, в которой лежат изображения кувшинок. Логопед просит рассказать о том, где растет это растение и просит опустить карточки в воду, по мере намокания на карточке проявляется изображение уток. Цель поиска достигнута. Утиная стая найдена. Дети делятся на две группы. Одна группа (старшая) Другая группа (подготовительная) |
Наглядный: просмотр презентации, работа с наглядным материалом.
Словесный: беседа, поддержание диалога. Практический: выполнение игровых заданий Форма организации: индивидуальная, фронтальная. |
Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.
Создает ситуацию для систематизации знаний о перелетных птицах. Педагог поощряет детей к высказыванию; вовлекает к обсуждениям; комментирует высказывания; поощряет детей за полное высказывание. Настраивает на положительный конечный результат Проговаривает, инструкцию по выполнению упражнений. Педагог контролирует все действия детей, следя за тем, чтобы у них все получилось, все задания смогли выполнить. |
Принимают участие в дидактических играх с использованием интерактивной доски.
Выполняют действия по правилам игры, называя слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Отвечают на вопросы воспитателя. Проявляют интерес и любознательность. Внимательно слушают и выбирают персонаж, который правильно произнес название птицы, повторяют слово – выбор. Дети взаимодействуют в парах, называют слова антонимы Дети выполняют движения в соответствии с текстом. По очереди считают, согласовывая количественные числительные и существительные Дети находят четвертый лишний предмет и дают развернутый ответ, почему он выделяется на фоне остальных. Закрашивают смайлики. Составляют описательный рассказ по схеме о выбранной перелетной птице. |
Рефлексивно-корригирующий. | Педагог предлагает детям старшей группы листы с изображением черно-белых смайликов. Просит проанализировать свое эмоциональное состояние во время поисков. И раскрасить улыбающиеся смайлики если им понравилось на занятии.
Дети подготовительной группы передают друг другу фигурку утки и называют все, что они запомнили или понравилось на занятии |
Словесный: беседа, обсуждение, ответы на вопросы.
Наглядный: рассматривание изображений уток. |
Педагог хвалит за внимание, за успешное выполнение заданий.
Подведение итогов. Педагог проводит эмоциональную познавательную рефлексию. |
Участвуют в диалоге, описывая деятельность, которой они занимались. Передают свои ощущения от проделанной работы.
Высказывают своё мнение. |