Технологическая карта логопедического занятия 

по развитию лексико-грамматическому строю речи «В поисках утиной стаи. Перелетные птицы» 

(По сказке Всеволода Гаршина «Лягушка – путешественница»)

ФИО автора: Жуйкова Анна Викторовна – учитель – логопед

Тема: «В поисках утиной стаи. Перелетные птицы» (По сказке Всеволода Гаршина «Лягушка – путешественница»)

Возрастная группа: разновозрастная компенсирующая группа для воспитанников с ТНР «Почемучки»

Цель: Создать условия для формирования лексико-грамматических категорий и развития связной речи. 

Задачи: 

Коррекционно-образовательные: Способствовать уточнению, расширению и активизации номинативного словаря по теме.

Обеспечить условия для развития навыка образования существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Совершенствовать умение согласования количественных числительных 1, 2, 3, 5 и существительных.

Коррекционно-развивающие: Обеспечить условия для развития слухового внимания, памяти. Развивать общую и артикуляционную моторику детей. Развивать фонематическое восприятие. Развивать и пополнять словарь антонимов. Развивать связную речь и логическое мышление.

Коррекционно-воспитательные: Воспитывать бережное отношения к природе. Воспитывать добрые, дружеские чувства в коллективе, чувства принадлежности к группе. Способствовать преодолению трудностей в общении.

Подготовительная работа (если таковая подразумевалась): Беседа по теме, рассматривание картин, чтение сказки Всеволода Гаршина «Лягушка – путешественница»

Материалы и оборудования: мультимедийное сопровождение, презентация «В поисках утиной стаи», мультипликационный сюжет по сказке «Лягушка –путешественница», коробка с сюрпризом, карандаши, мяч, фигурка утки.

Этап Содержание этапа Методы, формы, приемы, виды деятельности Деятельность педагога Деятельность воспитанников
Мотивационно-побудительный. Логопед читает приветственное стихотворение, дети здороваются. 

Дыхательная гимнастика по методике Стрельниковой.

Педагог привлекает внимание детей, на экран, где появляется картинка (болото). Мультипликационный сюжет, в котором лягушка – путешественница обращается к детям с просьбой о помощи в поисках утиной стаи. И предлагает выполнить артикуляционную гимнастику.

Логопед предлагает детям превратится в следопытов и составить словесный портрет утки (Дидактический синквейн на тему «Утка»)

Логопед знакомит детей со схемой – путеводителем. 

Словесный: беседа, обсуждение, наводящие вопросы педагога.

Наглядный: демонстрация презентации, на которой появляется видео.

Практический: выполнение дыхательной и артикуляционной гимнастики. 

Форма организации: фронтальная.

Создание эмоционального настроя. Задает вопросы, мотивирует на предстоящую деятельность.

Активизирует речь детей. Моделирует вопросы в соответствии с ситуацией. 

Организация контакта с детьми.

Здороваются.

Дети проявляют интерес, свободно идут на контакт и отвечают на вопросы.

Выражают собственные мысли. 

Выполняют дыхательную и артикуляционную гимнастику.

Сочиняют пятистишье.

Организационно-поисковый. Дети, самостоятельно находят стрелки, где им предлагаются дидактические игры и упражнения

1 «Назови части тела утки и назови их ласково»

(рассматриваем изображения на экране проектора, поочередно называем, в кругу играем с мячом)

2 «Бормоталки»

(на экране четыре персонажа, которые произносят название птицы правильно и деформировано)

3 «Скажи наоборот»

(на экране картинные сюжеты с противоположным значением)

Физкульт минутка «Мы шагаем»

4 «Сосчитай птиц»

(на экране в последовательности от 1 до 5 появляются птицы)

5 «Четвертый лишний»

(на экране набор картинок, одна из которых лишняя)

6 Сюрпризный момент. 

Дети находят по стрелке номер шесть коробку, в которой лежат изображения кувшинок. Логопед просит рассказать о том, где растет это растение и просит опустить карточки в воду, по мере намокания на карточке проявляется изображение уток. Цель поиска достигнута. Утиная стая найдена.

Дети делятся на две группы. Одна группа (старшая) 

Другая группа (подготовительная) 

Наглядный: просмотр презентации, работа с наглядным материалом.

Словесный: беседа, поддержание диалога.

Практический: выполнение игровых заданий

Форма организации: индивидуальная, фронтальная.

Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.

Создает ситуацию для систематизации знаний о перелетных птицах. 

Педагог поощряет детей к высказыванию; вовлекает к обсуждениям; комментирует высказывания; поощряет детей за полное высказывание.

Настраивает на положительный конечный результат

Проговаривает, инструкцию по выполнению упражнений. 

Педагог контролирует все действия детей, следя за тем, чтобы у них все получилось, все задания смогли выполнить.

Принимают участие в дидактических играх с использованием интерактивной доски.

Выполняют действия по правилам игры, называя слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Отвечают на вопросы воспитателя. 

Проявляют интерес и любознательность.

Внимательно слушают и выбирают персонаж, который правильно произнес название птицы, повторяют слово – выбор.

Дети взаимодействуют в парах, называют слова антонимы

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

По очереди считают, согласовывая количественные числительные и существительные

Дети находят четвертый лишний предмет и дают развернутый ответ, почему он выделяется на фоне остальных.

Закрашивают смайлики. Составляют описательный рассказ по схеме о выбранной перелетной птице.

Рефлексивно-корригирующий. Педагог предлагает детям старшей группы листы с изображением черно-белых смайликов. Просит проанализировать свое эмоциональное состояние во время поисков. И раскрасить улыбающиеся смайлики если им понравилось на занятии.  

Дети подготовительной группы передают друг другу фигурку утки и называют все, что они запомнили или  понравилось на занятии

Словесный: беседа, обсуждение, ответы на вопросы.

Наглядный: рассматривание изображений уток.

Педагог хвалит за внимание, за успешное выполнение заданий.

Подведение итогов. Педагог проводит эмоциональную познавательную рефлексию.

Участвуют в диалоге, описывая деятельность, которой они занимались. Передают свои ощущения от проделанной работы.

Высказывают своё мнение.

Технологическая карта логопедического занятия по развитию лексико-грамматическому строю речи «В поисках утиной стаи. Перелетные птицы»