Урок русского языка в 7 классе по теме:

 «Деепричастный оборот. Знаки препинания   в предложениях с деепричастным     

   оборотом.»

 

Цели:

знакомство учащихся с деепричастным оборотом и графическим обозначением его в предложении;

формирование навыков нахождения деепричастного оборота в предложении и выделения его запятыми 

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Задачи: 

Образовательные:

Сформировать у обучающихся понятие о деепричастном обороте;

Выявить условия обособления деепричастного оборота;

Сформировать навык постановки знаков препинания при деепричастиях и деепричастных оборотах;

Сформировать умение различать причастные и деепричастные обороты;

Совершенствовать орфографические и пунктуационные умения.

Развивающие:

Осуществлять системно-деятельностный подход;

Развивать критическое мышление, внимание;

Развивать интерес к учению (применением ТСО, игровых моментов).

Формировать УУД (личностные, регулятивные, познавательные);

Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;

Развивать умение применять новые знания.

Воспитательные:

Воспитывать интерес и уважение к родному языку;

Воспитывать любовь к творчеству  великого русского поэта А.С. Пушкина

Создать атмосферу сотрудничества, взаимодействия учащихся в  парной работе.

Планируемые результаты:

Предметные:  знать определение деепричастного оборота и понятие одиночного деепричастия, условия выделения запятыми, понимать отличие зависимого слова от определяемого; уметь устанавливать связь деепричастия с определяемым и зависимыми словами; выделять деепричастный оборот запятыми; строить предложения с деепричастным оборотом.

Метапредметные: применять приобретённые знания в повседневной жизни, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

Универсальные учебные действия:

Познавательные УУД: анализ, сравнение, построение логической цепи рассуждений, поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно строить речевое высказывание, обосновывать своё мнение.

Коммуникативные УУД: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, сотрудничество с учителем и сверстниками, формулирование и аргументация собственного мнения.

Личностные УУД: развитие системы ценностных ориентаций, этических чувств и регуляторов морального поведения.

Регулятивные УУД:  постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем, волевая саморегуляция, коррекция.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация, колонки, карточки, учебник русского языка 7 класс Ч.1 М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова.

Средства обученияРусский язык. 7 класс [Текст]: учебник для общеобразовательных организаций : в двух частях / [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.]. – Москва: Просвещение, 2022.

                                                           Ход урока:

 

I.Организационный момент

1.Психологический настрой на урок 

Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут внимание, находчивость, смекалка.

  1. Актуализация опорных знаний

Вот и наступила календарная зима. Я записала для вас несколько слов на эту тему.

  1. Лингвистическая разминка  (работа в парах) (Слайд 2)

– Игра “Третий лишний” 

Назовите в каждом ряду лишнее слово, объясните свой ответ:

1 пара: Искрящийся, посеребрив, заледеневший.

Запорошивший, закружившийся, закутавшись.

2 пара: Холодает, искрится, кружась.

Морозит, зимуют, заметая.

3 пара: Серебрящийся, искрясь, зимующие.

Заморозив, растаял, заснеженный.

– Почему вы решили, что эти слова лишние?

  1. Определите, какие птицы из леса «Деепричастие»? (Слайд 3)

3.Фронтальный опрос по теме «Деепричастие».

– Давайте вспомним, что мы знаем о деепричастии.

Задание 1.Прием “+ или – ”(по теме «Деепричастие»). (Слайд 4)

Я буду произносить утверждения, а вы должны поставить в тетради номер по порядку и знак  +  или – .

1.В деепричастии есть признаки глагола и прилагательного. (-)

2.Деепричастия образуются от глаголов. (+)

3.В деепричастии есть признаки глагола и наречия. (+)

4.Деепричастия обозначают добавочное действие. (+)

5.Деепричастие – служебная часть речи. (-)

6.Деепричастия могут изменяться так же, как глаголы. (+)

7.Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида. (+)

8.Деепричастие – самостоятельная часть речи. (+)

9.В предложении деепричастия являются дополнениями. (-)

10.В предложении деепричастия являются обстоятельствами. (+)

(Взаимопроверка  7 +,  3 -)

III. Мотивация к учебной деятельности (Слайд 5)

Синтаксический разбор предложения.

По небу ползли тяжёлые серые тучи, скрывающие время от времени солнце.

– Почему мы выделили запятыми причастный оборот?

-Что называется причастным оборотом?   

-Замените  причастие на деепричастие и запишите  предложение.

По небу ползли тяжёлые серые тучи, скрывая время от времени солнце.

– А что мы можем назвать  деепричастным оборотом? 

(Определение учащимися темы, цели урока)

-Теперь мы можем сформулировать тему нашего урока и записать ее в тетрадь. 

-Как же она будет звучать? (ответы детей) 

-Тема нашего урока: « Деепричастный оборот. Знаки препинания   в предложениях с деепричастным  оборотом.»

-Ребята, откройте тетради, запишите  тему урока

  1. Исследовательская деятельность школьников, освоение новых знаний

     (Слайд 6-7)

1.Работа с учебником.

-Изучить § 29 на стр.100.

Воспроизведение правила.

Схема деепричастного оборота, /_._._._._/.

-Выполнить  устно  упр. 189   на стр. 101 (прочитать текст, заменив глаголы из скобок деепричастиями)

Алгоритм

Как найти деепричастный оборот (Слайд 8)

1 шаг

Нахожу слово, которое может быть деепричастием ( по суффиксам – а(-я), -в, -вши, -ши на конце слова).

2 шаг

Нахожу глагол – сказуемое.

3 шаг

Задаю вопрос от глагола к деепричастию (что делая? что сделав?).

4 шаг

Задаю вопрос (-ы) от деепричастия к другому (-им) слову(-ам) в предложении:

А)нет зависимых слов – одиночное деепричастие (обособляю) 

б) есть зависимые слова – деепричастный оборот (обособляю)

Физкультминутка. «Поймай мяч». (Слайд 9)

Учитель бросает маленький мяч первому учащемуся, назвав глагол. Учащийся называет деепричастие в настоящем или прошедшем времени, образованное от этого глагола. Потом придумывает новый глагол и бросает мяч следующему учащемуся и т.д.

  1. Закрепление изученного материала.

Ребята, а кто скажет, сколько лет в этом году отмечали в нашей стране со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина? (Слайд 10)

Задание 1.: Записать предложения, найти  в них  обороты и графически  обозначить. (Слайд 11).

  1. Александр Сергеевич Пушкин преобразил русский язык, /сделав его живым и понятным 

для всех/. 2.Стихи Пушкина, /наполненные лирикой и величием русской души/,остаются

актуальными на протяжении долгих лет. 3. Пушкин открыл новую эпоху в русской 

литературе, /сделав ее более доступной и универсальной/.

Задание 2.: Игра «Узнай автора и произведение» (Слайд 12)

1.Подходя к церкви, увидел он, что народ уже расходился, но Дуни не было ни в ограде, ни на паперти.2.Облегчив душу сим благим намерением, Кирила Петрович пустился рысью к усадьбе своего соседа. 3.Она с нежностью смотрела на Минского, наматывая черные его кудри на свои сверкающие пальцы.

Задание 3.: «Исправь ошибку»  (Слайд 13)

ВАЖНО: главное и добавочное действие всегда совершает одно и то же лицо/предмет!

Открыв сборник произведений, меня сразу заинтересовала повесть «Метель».

(Открыв сборник произведений Пушкина, я сразу заинтересовалась повестью «Метель».)

  1. Рефлексия. Самооценка учащихся. (Слайд 14)

«Рефлексивный экран»

  • Сегодня  на уроке я узнал(а)… 
  • Я научился(ась)… 
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я смог(ла)… 
  • Я выполнял(а)  задания…
  • Теперь я могу…
  • Занятие дало мне для жизни…
  • Мне захотелось…
  • Расскажу дома, что  

-Оцените  свою работу на уроке. Самооценка учащихся.

VII. Домашнее задание. (Слайд 15)

Изучить  §29. 

Выписать 3 предложения из изученных произведений с деепричастиями  и деепричастными оборотами  или   самостоятельно  составить текст на тему «Зимние забавы», используя деепричастия и деепричастные обороты

 

Приложение 1

Лингвистическая разминка  (работа в парах)

– Игра “Третий лишний” 

Назовите в каждом ряду лишнее слово, объясните свой ответ:

1 пара: Искрящийся, посеребрив, заледеневший.

Запорошивший, закружившийся, закутавшись.

2 пара: Холодает, искрится, кружась.

Морозит, зимуют, заметая.

3 пара: Серебрящийся, искрясь, зимующие.

Заморозив, растаял, заснеженный.

Приложение 2

 

Прием “+ или – ”

Я буду произносить утверждения, а вы должны поставить в тетради номер по порядку и знак  +  или – .

1.В деепричастии есть признаки глагола и прилагательного. (-)

2.Деепричастия образуются от глаголов. (+)

3.В деепричастии есть признаки глагола и наречия. (+)

4.Деепричастия обозначают добавочное действие. (+)

5.Деепричастие – служебная часть речи. (-)

6.Деепричастия могут изменяться так же, как глаголы. (+)

7.Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида. (+)

8.Деепричастие – самостоятельная часть речи. (+)

9.В предложении деепричастия являются дополнениями. (-)

10.В предложении деепричастия являются обстоятельствами. (+)

 

Приложение 3

Физкультминутка

 

Учитель бросает маленький мяч первому учащемуся, назвав глагол. Учащийся называет деепричастие в настоящем или прошедшем времени, образованное от этого глагола. Потом придумывает новый глагол и бросает мяч следующему учащемуся и т.д.

 

Урок русского языка в 7 классе по теме: «Деепричастный оборот. Знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом».