Урок русского языка в 7 классе по теме:
«Деепричастный оборот. Знаки препинания в предложениях с деепричастным
оборотом.»
Цели:
знакомство учащихся с деепричастным оборотом и графическим обозначением его в предложении;
формирование навыков нахождения деепричастного оборота в предложении и выделения его запятыми
Тип урока: Урок открытия нового знания.
Задачи:
Образовательные:
Сформировать у обучающихся понятие о деепричастном обороте;
Выявить условия обособления деепричастного оборота;
Сформировать навык постановки знаков препинания при деепричастиях и деепричастных оборотах;
Сформировать умение различать причастные и деепричастные обороты;
Совершенствовать орфографические и пунктуационные умения.
Развивающие:
Осуществлять системно-деятельностный подход;
Развивать критическое мышление, внимание;
Развивать интерес к учению (применением ТСО, игровых моментов).
Формировать УУД (личностные, регулятивные, познавательные);
Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;
Развивать умение применять новые знания.
Воспитательные:
Воспитывать интерес и уважение к родному языку;
Воспитывать любовь к творчеству великого русского поэта А.С. Пушкина
Создать атмосферу сотрудничества, взаимодействия учащихся в парной работе.
Планируемые результаты:
Предметные: знать определение деепричастного оборота и понятие одиночного деепричастия, условия выделения запятыми, понимать отличие зависимого слова от определяемого; уметь устанавливать связь деепричастия с определяемым и зависимыми словами; выделять деепричастный оборот запятыми; строить предложения с деепричастным оборотом.
Метапредметные: применять приобретённые знания в повседневной жизни, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
Универсальные учебные действия:
Познавательные УУД: анализ, сравнение, построение логической цепи рассуждений, поиск и выделение необходимой информации. Умение осознанно строить речевое высказывание, обосновывать своё мнение.
Коммуникативные УУД: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, сотрудничество с учителем и сверстниками, формулирование и аргументация собственного мнения.
Личностные УУД: развитие системы ценностных ориентаций, этических чувств и регуляторов морального поведения.
Регулятивные УУД: постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем, волевая саморегуляция, коррекция.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация, колонки, карточки, учебник русского языка 7 класс Ч.1 М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова.
Средства обучения: Русский язык. 7 класс [Текст]: учебник для общеобразовательных организаций : в двух частях / [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.]. – Москва: Просвещение, 2022.
Ход урока:
I.Организационный момент.
1.Психологический настрой на урок
Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут внимание, находчивость, смекалка.
- Актуализация опорных знаний.
Вот и наступила календарная зима. Я записала для вас несколько слов на эту тему.
- Лингвистическая разминка (работа в парах) (Слайд 2)
– Игра “Третий лишний”
Назовите в каждом ряду лишнее слово, объясните свой ответ:
1 пара: Искрящийся, посеребрив, заледеневший.
Запорошивший, закружившийся, закутавшись.
2 пара: Холодает, искрится, кружась.
Морозит, зимуют, заметая.
3 пара: Серебрящийся, искрясь, зимующие.
Заморозив, растаял, заснеженный.
– Почему вы решили, что эти слова лишние?
- Определите, какие птицы из леса «Деепричастие»? (Слайд 3)
3.Фронтальный опрос по теме «Деепричастие».
– Давайте вспомним, что мы знаем о деепричастии.
Задание 1.Прием “+ или – ”(по теме «Деепричастие»). (Слайд 4)
Я буду произносить утверждения, а вы должны поставить в тетради номер по порядку и знак + или – .
1.В деепричастии есть признаки глагола и прилагательного. (-)
2.Деепричастия образуются от глаголов. (+)
3.В деепричастии есть признаки глагола и наречия. (+)
4.Деепричастия обозначают добавочное действие. (+)
5.Деепричастие – служебная часть речи. (-)
6.Деепричастия могут изменяться так же, как глаголы. (+)
7.Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида. (+)
8.Деепричастие – самостоятельная часть речи. (+)
9.В предложении деепричастия являются дополнениями. (-)
10.В предложении деепричастия являются обстоятельствами. (+)
(Взаимопроверка 7 +, 3 -)
III. Мотивация к учебной деятельности (Слайд 5)
Синтаксический разбор предложения.
По небу ползли тяжёлые серые тучи, скрывающие время от времени солнце.
– Почему мы выделили запятыми причастный оборот?
-Что называется причастным оборотом?
-Замените причастие на деепричастие и запишите предложение.
По небу ползли тяжёлые серые тучи, скрывая время от времени солнце.
– А что мы можем назвать деепричастным оборотом?
(Определение учащимися темы, цели урока)
-Теперь мы можем сформулировать тему нашего урока и записать ее в тетрадь.
-Как же она будет звучать? (ответы детей)
-Тема нашего урока: « Деепричастный оборот. Знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом.»
-Ребята, откройте тетради, запишите тему урока
- Исследовательская деятельность школьников, освоение новых знаний
(Слайд 6-7)
1.Работа с учебником.
-Изучить § 29 на стр.100.
Воспроизведение правила.
Схема деепричастного оборота, /_._._._._/.
-Выполнить устно упр. 189 на стр. 101 (прочитать текст, заменив глаголы из скобок деепричастиями)
Алгоритм
Как найти деепричастный оборот (Слайд 8)
1 шаг
Нахожу слово, которое может быть деепричастием ( по суффиксам – а(-я), -в, -вши, -ши на конце слова).
2 шаг
Нахожу глагол – сказуемое.
3 шаг
Задаю вопрос от глагола к деепричастию (что делая? что сделав?).
4 шаг
Задаю вопрос (-ы) от деепричастия к другому (-им) слову(-ам) в предложении:
А)нет зависимых слов – одиночное деепричастие (обособляю)
б) есть зависимые слова – деепричастный оборот (обособляю)
Физкультминутка. «Поймай мяч». (Слайд 9)
Учитель бросает маленький мяч первому учащемуся, назвав глагол. Учащийся называет деепричастие в настоящем или прошедшем времени, образованное от этого глагола. Потом придумывает новый глагол и бросает мяч следующему учащемуся и т.д.
- Закрепление изученного материала.
Ребята, а кто скажет, сколько лет в этом году отмечали в нашей стране со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина? (Слайд 10)
Задание 1.: Записать предложения, найти в них обороты и графически обозначить. (Слайд 11).
- Александр Сергеевич Пушкин преобразил русский язык, /сделав его живым и понятным
для всех/. 2.Стихи Пушкина, /наполненные лирикой и величием русской души/,остаются
актуальными на протяжении долгих лет. 3. Пушкин открыл новую эпоху в русской
литературе, /сделав ее более доступной и универсальной/.
Задание 2.: Игра «Узнай автора и произведение» (Слайд 12)
1.Подходя к церкви, увидел он, что народ уже расходился, но Дуни не было ни в ограде, ни на паперти.2.Облегчив душу сим благим намерением, Кирила Петрович пустился рысью к усадьбе своего соседа. 3.Она с нежностью смотрела на Минского, наматывая черные его кудри на свои сверкающие пальцы.
Задание 3.: «Исправь ошибку» (Слайд 13)
ВАЖНО: главное и добавочное действие всегда совершает одно и то же лицо/предмет!
Открыв сборник произведений, меня сразу заинтересовала повесть «Метель».
(Открыв сборник произведений Пушкина, я сразу заинтересовалась повестью «Метель».)
- Рефлексия. Самооценка учащихся. (Слайд 14)
«Рефлексивный экран»
- Сегодня на уроке я узнал(а)…
- Я научился(ась)…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я смог(ла)…
- Я выполнял(а) задания…
- Теперь я могу…
- Занятие дало мне для жизни…
- Мне захотелось…
- Расскажу дома, что …
-Оцените свою работу на уроке. Самооценка учащихся.
VII. Домашнее задание. (Слайд 15)
Изучить §29.
Выписать 3 предложения из изученных произведений с деепричастиями и деепричастными оборотами или самостоятельно составить текст на тему «Зимние забавы», используя деепричастия и деепричастные обороты
Приложение 1
Лингвистическая разминка (работа в парах)
– Игра “Третий лишний”
Назовите в каждом ряду лишнее слово, объясните свой ответ:
1 пара: Искрящийся, посеребрив, заледеневший.
Запорошивший, закружившийся, закутавшись.
2 пара: Холодает, искрится, кружась.
Морозит, зимуют, заметая.
3 пара: Серебрящийся, искрясь, зимующие.
Заморозив, растаял, заснеженный.
Приложение 2
Прием “+ или – ”
Я буду произносить утверждения, а вы должны поставить в тетради номер по порядку и знак + или – .
1.В деепричастии есть признаки глагола и прилагательного. (-)
2.Деепричастия образуются от глаголов. (+)
3.В деепричастии есть признаки глагола и наречия. (+)
4.Деепричастия обозначают добавочное действие. (+)
5.Деепричастие – служебная часть речи. (-)
6.Деепричастия могут изменяться так же, как глаголы. (+)
7.Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида. (+)
8.Деепричастие – самостоятельная часть речи. (+)
9.В предложении деепричастия являются дополнениями. (-)
10.В предложении деепричастия являются обстоятельствами. (+)
Приложение 3
Физкультминутка
Учитель бросает маленький мяч первому учащемуся, назвав глагол. Учащийся называет деепричастие в настоящем или прошедшем времени, образованное от этого глагола. Потом придумывает новый глагол и бросает мяч следующему учащемуся и т.д.