Конспект урока географии в 6 классе
«Атмосфера. Облака и атмосферные осадки»
Составлен с использованием технологии системно-деятельностного подхода.
Учитель географии МБОУ СШ №9
Матыцина Валентина Павловна
Вилючинск 2022
- Образовательные ресурсы:
№ | Название ресурса | Краткая характеристика |
1 | Раздаточный материал(таблицы),
ПК, презентация |
Таблица-1 на парту (работа в парах)
14 слайдов |
2 | Атлас география 6 класс, учебник География. Землеведение. 5 – 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов. М.: Дрофа, 2019г. | Атлас и учебник у каждого ученика |
II.Тематика и форма учебных занятий:
класс | тема | Форма занятия | Основные виды учебной деятельности школьников |
5кл | «Атмосфера. Облака и атмосферные осадки» | Урок открытия новых знаний | индивидуальная, парная, фронтальная |
III. « Конструирование урока с использованием технологий деятельностного типа»
Цель урока: познакомить со строением атмосферы, составом атмосферного воздуха, явлениями происходящими в атмосфере Земли
Задачи урока:
Образовательная: сформировать понятия «атмосфера», «ветер», «облака» «осадки» «погода», «климат»;
Развивающие: создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; способствовать развитию навыков самостоятельной работы с географическими текстами, учебником, картами, схемами, делать обобщения и выводы, способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы, решать проблемные ситуации;
Воспитательные: формировать культуру общения при работе на уроке, воспитание чувства ответственности, способствовать развитию коммуникативных умений; развивать интерес к изучаемому предмету, исследованию родного края.
IV.Ожидаемые результаты:
Предметные:
- Учащиеся научаться: объяснять суть основных понятий;
- Учащиеся получат возможность научиться: воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
Метапредметные:
- 1.Регулятивные: ставить учебные задачи на основе уже полученных данных; сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;
- 2.Познавательные:
логические- решать учебные проблемные задачи, систематизировать информацию, выявлять причинно-следственные связи;
общеучебные: работать с текстом и внетекстовыми компонентами;
знаково-символические– работать с иллюстрацией
- 3.Коммуникативные: кратко формулировать мысли в письменной и устной форме, развивать навыки сотрудничества, толерантного отношения к чужому мнению, осваивать основные социальные роли и правила
Личностные:
- формировать эмоционально-ценностное отношение к изучаемой теме, осознание практической и личностной значимости изучаемого материала, планировать свою учебную деятельность, грамотно пользоваться учебником, общаться в группе, слушать и делать выводы.
V.Основные понятия и термины: Атмосфера; ветер; облака: перистые, слоистые, кучевые; осадки: жидкие, твердые; гроза; молния, гром; погода; климат; ураган (тайфун), смерч (торнадо)
VI.План занятия:
Вводная часть (МОТИВАЦИЯ)
1.Включение в учебную деятельность посредством использования загадки: Всегда и всюду рядом с нами,
И встретиться везде с ней можно
Но вот увидеть и потрогать
Ее нам просто невозможно (Атмосфера)
О какой оболочке Земли загадка?
Дидактическая технологическая карта
№ | Этапы урока | Базовое содержание урока.
Учебно-познавательные и учебно-практические задания (деятельность учителя) |
Деятельностный компонент урока на уровне учебных действий (деятельность учащихся) | УУД |
1 | Мотивационный.
Самоопределение к деятельности |
Приветствие учащихся, включение в деловой ритм.
Включение в учебную деятельность посредством использования загадки |
Взаимодействие с учителем во время беседы. «Включение» в учебную деятельность | Личностные: мотивация учения
Регулятивные: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии |
2 | Актуализация знаний | 1.Что вам известно из курса «Окружающий мир о воздушной оболочке? Сформулируйте тему урока
2.Что такое воздух? Какова роль воздушной оболочки для нашей планеты? Чтобы вы хотели узнать из этой темы? |
Делятся своими знаниями, высказывают свои предположения, выходят с помощью учителя на тему урока «Воздушная оболочка Земли-атмосфера». Записывают тему в тетрадь | Личностные: формирование границ собственного знания и «незнания»
Регулятивные: постановка учебных задач на основе уже имеющихся знаний Коммуникативные: краткая формулировка мысли в устной форме |
3 | Постановка учебной задачи, создание проблемной ситуации | Какую ставим цель урока?
Для достижения цели сформулируйте задачи, используя в своем ответе глаголы: изучить…,познакомиться…,определять… |
Определяют цель урока-изучить строение и явления атмосферы , формулируя задачи: изучить состав воздуха, познакомиться с явлениями в атмосфере, научиться определять тип облаков, и т.д. | Личностные: воспитание культуры общения на уроке
Регулятивные: контроль ответов сверстников Познавательные: выдвижение цели, умение делать умозаключение Коммуникативные: взаимопомощь , выражение собственного мнения |
4. | Построение проекта выхода из проблемной ситуации | 1.Организация деятельности учащихся, в ходе которой выстраивается и обосновывается новый способ действий: учитель совместно с учащимися определяет, как будут добывать знания.
2.Нужно составить план изучения темы опираясь на текст $24 учебника |
1.Включаются в самостоятельную деятельность по созданию новых знаний
2.Составляют план изучения темы, выделяют его пункты: 1)состав и значение атмосферы; 2)движение воздуха; 3)облака 4)явления в атмосфере 5)погода, 6)климат 7)беспокойная атмосфера |
Регулятивные: планирование-определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата |
5. | Реализация построенного проекта(изучения нового материала) | Организация деятельности учащихся по работе с новой информацией.
Продолжает работать « Школа географа- следопыта» 1.Для жизни большинства организмов нужен кислород. Используя рис.140 на стр.119, определите, какого газа в воздухе больше всего? Какие газы входят в состав воздуха? Какое значение имеет способность воздуха хорошо проникать в другие вещества? 2.Работа в парах, заполните схему «Состав атмосферы» (см. приложение 1) 3.Когда мы ощущаем воздух? Как называется горизонтальное движение воздуха? Используя текст на стр. 102, установите причины и следствия возникновения ветра 4.Прокомментируйте опыт,(опыт конденсации воды) Какие бывают облака? Рассмотрите рисунок 141. С какими облаками связано выпадение осадков? Какие осадки бывают? 5.Работа в парах, заполните таблицу «Разнообразие облаков» (см. приложение 2) 6.Люди с давних пор ведут наблюдения за состоянием атмосферы. Дайте определения понятиям «погода» и «климат» В чем различия? Запишите определения в тетрадь 7.Нередко в атмосфере можно наблюдать интересные и опасные явления. Используя текст учебника перечислите их. 8. Работа в парах, заполните таблицу «Явления в природе» (см. приложение 3) Ученики выполняют практикум по плану урока, демонстрируя свои знания. Обмениваются полученной информацией. 9.Физкультминутка |
1.Включаются в самостоятельную работу, работают с текстом учебника
2.Заполняют таблицу «Состав атмосферы» (см. приложение 1) 3.Дают определение понятию «ветер» 4.Учащиеся отвечают на вопросы 5.Заполняют таблицу «Разнообразие облаков» (см. приложение 2) 6.Работают с определениями понятий «погода» и «климат» 7.Перечесляют опасные явления Заполняют таблицу «Явления в природе» (см. приложение 3) Выполняют физкультминутку, согласно СанПиН |
Личностные: взаимопомощь
Регулятивные: оценивание объективных трудностей, формулирование выводов Познавательные: овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений Коммуникативные: осознанное построение речевого и письменного высказывания, готовность слушать собеседника и вести диалог |
6 | Первичное закрепление изученного материала, введение регионального компонента |
|
Отвечают устно на вопросы | Регулятивные: коррекция-внесение необходимых дополнений |
7 | Включение новых знаний в систему и повторение (рефлексия содержательная) | 1.Подбирает задания, в которых тренируется умение использовать изученный материал.
2.Как прошел урок? 3.Показывает презентацию «Географическое лото» (См. приложение 4) Определить виды облаков и т. д, вопросы по ходу показа слайдов |
1.Систематизируют полученные на уроке знания и умения
2.Учаться правильно излагать свои мысли:
3.Учаться разгадывать ребусы, выстраивать логическую цепочку |
Личностные: формирование осознанного понимания чувств других людей
Познавательные: самостоятельное построение новых учебных целей Коммуникативные: построение продуктивного взаимодействия и сотрудничества |
8 | Рефлексия деятельности (итог урока)
Рефлексия эмоционального состояния |
1.Вспомним, какие цели мы ставили в начале урока? Достигли мы их? Все ли нам удалось? Что интересного мы узнали?
2.Продолжите следующую фразу: «Чтобы изучить состав и явления атмосферы Земли, мы на уроке…» 3.Опорные слова и фразы для высказывания: «Своей работой на уроке я…»
Рекомендации по оцениванию достижений учащихся:
|
1.Ответы обучающихся.
2.Восстанавливают ход своей деятельности на уроке и анализируют ее 3.Выражают свое эмоциональное состояние |
Регулятивные: оценка, осознание качества и уровня освоения
Коммуникативные: умение выражать свои мысли, формулировать собственное мнение и позицию Личностные: осуществление личностной рефлексии при подведении итогов |
9. | Домашнее задание | 1.Обязательное для всех: прочитать $24
2.Дополнительное: подобрать интересную информацию из дополнительных источников о явлениях в атмосфере |
1.Определяют объем и содержание домашней работы.
2.Записывают д/з в дневник |
Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
Дополнительное д/з полезно для формирования умений анализа информации, составления логических рассказов |
Приложение 1 СОСТАВ АТМОСФЕРЫ
Состав воздуха | Количество | Роль и отличительные особенности |
Азот | ||
Кислород | ||
Углекислый газ | ||
Примеси |
Приложение 2 РАЗНООБРАЗИЕ ОБЛАКОВ
Облака | Характеристика |
СЛОИСТЫЕ | |
ПЕРИСТЫЕ | |
КУЧЕВЫЕ |
Приложение 3 ЯВЛЕНИЯ В АТМОСФЕРЕ
Явления | Характеристика |
Гроза | |
Молния | |
Гром | |
Ураган (тайфун) | |
Смерч (торнадо) |