Конспект урока географии в 6 классе 

«Атмосфера. Облака и атмосферные осадки»

Составлен с использованием технологии системно-деятельностного подхода.

 

                                                                                                                                                Учитель географии МБОУ СШ №9

Матыцина Валентина Павловна 

 

                                                                 

 

                                                                                                                                

Вилючинск 2022

 

  1. Образовательные ресурсы:
Название ресурса                   Краткая характеристика
1 Раздаточный материал(таблицы), 

ПК, презентация 

Таблица-1 на парту (работа в парах)

14 слайдов

2 Атлас география 6 класс, учебник География. Землеведение. 5 – 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов. М.: Дрофа, 2019г. Атлас и учебник у каждого ученика

 

 II.Тематика и форма учебных занятий:

класс                   тема                     Форма занятия Основные виды учебной деятельности школьников
5кл «Атмосфера. Облака и атмосферные осадки» Урок открытия новых знаний индивидуальная, парная, фронтальная

                       

 III.  « Конструирование урока с использованием технологий деятельностного типа»

Цель урока: познакомить со строением атмосферы, составом атмосферного воздуха, явлениями происходящими в атмосфере Земли

Задачи урока:

Образовательная: сформировать понятия «атмосфера», «ветер», «облака» «осадки» «погода», «климат»;

Развивающие: создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; способствовать развитию навыков самостоятельной работы с географическими текстами, учебником, картами, схемами, делать обобщения и выводы, способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы, решать проблемные ситуации;

Воспитательные: формировать культуру общения при работе на уроке, воспитание чувства ответственности, способствовать развитию коммуникативных умений; развивать интерес к изучаемому предмету, исследованию родного края. 

IV.Ожидаемые результаты:

Предметные:

  • Учащиеся научаться: объяснять суть основных понятий;
  • Учащиеся получат возможность научиться: воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

Метапредметные:

  • 1.Регулятивные: ставить учебные задачи на основе уже полученных данных; сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;


  • 2.Познавательные: 

логические- решать учебные проблемные задачи, систематизировать информацию, выявлять причинно-следственные связи;

       общеучебные: работать с текстом и внетекстовыми компонентами;

              знаково-символическиеработать с иллюстрацией

  • 3.Коммуникативные: кратко формулировать мысли в письменной и устной форме, развивать навыки сотрудничества, толерантного отношения к чужому мнению, осваивать основные социальные роли и правила

Личностные: 

  • формировать эмоционально-ценностное  отношение к изучаемой теме, осознание  практической и личностной значимости изучаемого материала, планировать свою учебную деятельность, грамотно пользоваться учебником, общаться в группе, слушать и делать выводы.      

 

V.Основные понятия и термины: Атмосфера; ветер; облака: перистые, слоистые, кучевые; осадки: жидкие, твердые; гроза; молния, гром; погода; климат; ураган (тайфун), смерч (торнадо)

 VI.План занятия:  

Вводная часть (МОТИВАЦИЯ)

1.Включение в учебную деятельность посредством использования загадки:    Всегда и всюду рядом с нами,

                                                                                                     И встретиться везде с ней можно

                                                                                                     Но вот увидеть и потрогать

                                                                                                                            Ее нам просто невозможно (Атмосфера)

 

О какой оболочке Земли загадка?

 

                                                                                    

                                                                                                         

 

                                                                                              Дидактическая технологическая карта

Этапы урока Базовое содержание урока.

 Учебно-познавательные и учебно-практические задания

(деятельность учителя)

Деятельностный компонент урока на уровне учебных действий (деятельность учащихся)                               УУД
1 Мотивационный.

Самоопределение к деятельности

Приветствие учащихся, включение в деловой ритм.

Включение в учебную деятельность посредством использования загадки

Взаимодействие с учителем во время беседы. «Включение» в учебную деятельность Личностные: мотивация учения

Регулятивные: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии

2 Актуализация знаний 1.Что вам известно из курса «Окружающий мир о воздушной оболочке? Сформулируйте тему урока

2.Что такое воздух? Какова роль воздушной оболочки для нашей планеты? Чтобы вы хотели узнать из этой темы?

Делятся своими знаниями, высказывают свои предположения, выходят с помощью учителя на тему урока «Воздушная оболочка Земли-атмосфера». Записывают тему в тетрадь Личностные: формирование границ собственного знания и «незнания»

Регулятивные: постановка учебных задач на основе уже имеющихся знаний

Коммуникативные: краткая формулировка мысли в устной форме

3 Постановка учебной задачи, создание проблемной ситуации Какую ставим цель урока?

Для достижения цели сформулируйте задачи, используя в своем ответе глаголы: изучить…,познакомиться…,определять…

Определяют цель урока-изучить строение и явления атмосферы , формулируя задачи: изучить состав воздуха, познакомиться с явлениями в атмосфере, научиться определять тип облаков, и т.д. Личностные: воспитание культуры общения на уроке

Регулятивные: контроль ответов сверстников

Познавательные: выдвижение цели, умение делать умозаключение

Коммуникативные: взаимопомощь , выражение собственного мнения

4. Построение проекта выхода из проблемной ситуации 1.Организация деятельности учащихся, в ходе которой выстраивается и обосновывается новый способ действий: учитель совместно с учащимися определяет, как будут добывать знания.

2.Нужно составить план  изучения темы опираясь на текст $24 учебника

1.Включаются в самостоятельную деятельность по созданию новых знаний

2.Составляют план изучения темы, выделяют его пункты:

1)состав и значение атмосферы;

2)движение воздуха;

3)облака

4)явления в атмосфере

5)погода, 

6)климат

7)беспокойная атмосфера

Регулятивные: планирование-определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата
5. Реализация построенного проекта(изучения нового материала) Организация  деятельности учащихся по работе с новой информацией.

Продолжает работать « Школа географа- следопыта»

1.Для жизни большинства организмов нужен кислород. Используя рис.140 на стр.119, определите, какого газа в воздухе больше всего? Какие газы входят в состав воздуха? Какое значение имеет способность воздуха хорошо проникать в другие вещества?

2.Работа в парах, заполните схему «Состав атмосферы» (см. приложение 1)

3.Когда мы ощущаем воздух? Как называется горизонтальное движение воздуха? Используя текст на стр. 102, установите причины и следствия возникновения ветра

4.Прокомментируйте опыт,(опыт конденсации воды) Какие бывают облака? Рассмотрите рисунок 141. С какими облаками связано выпадение осадков? Какие осадки бывают?

5.Работа в парах, заполните таблицу «Разнообразие облаков» 

(см. приложение 2)

6.Люди с давних пор ведут наблюдения за состоянием атмосферы. Дайте определения понятиям «погода» и «климат» В чем различия? Запишите определения в тетрадь

7.Нередко в атмосфере можно наблюдать интересные и опасные явления. Используя текст учебника перечислите их.

8. Работа в парах, заполните таблицу «Явления в природе» 

(см. приложение 3)

Ученики выполняют практикум по плану урока, демонстрируя свои знания. Обмениваются полученной информацией.

9.Физкультминутка

1.Включаются в самостоятельную работу, работают с текстом учебника

2.Заполняют таблицу «Состав атмосферы» (см. приложение 1)

3.Дают определение понятию  «ветер»

4.Учащиеся отвечают на вопросы

5.Заполняют таблицу «Разнообразие облаков» 

(см. приложение 2)

6.Работают с определениями понятий «погода» и «климат»

7.Перечесляют опасные явления 

Заполняют таблицу «Явления в природе» 

(см. приложение 3)

Выполняют физкультминутку, согласно СанПиН

Личностные: взаимопомощь

Регулятивные: оценивание объективных трудностей, формулирование выводов

Познавательные: овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений

Коммуникативные: осознанное построение речевого и письменного высказывания, готовность слушать собеседника и вести диалог

6 Первичное закрепление изученного материала, введение регионального компонента
  • Каково значение атмосферы в жизни нашей планеты?
  • Из каких газов состоит воздух?
  • Чем отличается климат от погоды?
  • Что характерно для климата нашей местности?
  • Почему на территории Камчатки часто бывают ветра?
Отвечают устно на вопросы Регулятивные: коррекция-внесение необходимых дополнений
7 Включение новых знаний в систему и повторение (рефлексия содержательная) 1.Подбирает задания, в которых тренируется умение использовать изученный материал.

2.Как прошел урок?

3.Показывает презентацию «Географическое лото»

(См. приложение 4)

 Определить  виды облаков и т. д, вопросы по ходу показа слайдов

1.Систематизируют полученные на уроке знания и умения

2.Учаться правильно излагать свои мысли:

  • Я узнал что…
  • Я научился определять

3.Учаться разгадывать ребусы, выстраивать логическую цепочку

Личностные: формирование осознанного понимания чувств других людей

Познавательные: самостоятельное построение новых учебных целей

Коммуникативные: построение продуктивного взаимодействия и сотрудничества

8 Рефлексия деятельности (итог урока)

Рефлексия эмоционального состояния

1.Вспомним, какие цели мы ставили в начале урока? Достигли мы их? Все ли нам удалось? Что интересного мы узнали?

2.Продолжите следующую фразу: «Чтобы изучить состав и явления атмосферы Земли, мы на уроке…»

3.Опорные слова и фразы для высказывания: «Своей работой на уроке я…»

  • Доволен по тому что…
  • Не доволен по тому что

Рекомендации по оцениванию достижений учащихся:

  1. Актуализация знаний-отметить учеников, которые правильно сформировали тему урока
  2. Открытие нового знания- отметить учеников, которые хорошо работали с таблицей
  3. Применение нового знания-отметить учеников, которые хорошо отвечали на вопросы, делали выводы
1.Ответы обучающихся. 

2.Восстанавливают ход своей деятельности на уроке  и анализируют ее

3.Выражают свое эмоциональное состояние

Регулятивные: оценка, осознание качества и уровня освоения

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, формулировать собственное мнение и позицию

Личностные: осуществление личностной рефлексии при подведении итогов

9. Домашнее задание 1.Обязательное для всех: прочитать $24

2.Дополнительное: подобрать интересную информацию из дополнительных источников о явлениях в атмосфере

1.Определяют объем и содержание домашней работы.

2.Записывают д/з в дневник

Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Дополнительное д/з полезно для формирования умений анализа информации, составления логических рассказов

 

Приложение 1                                                                                                 СОСТАВ АТМОСФЕРЫ

Состав воздуха                              Количество             Роль и отличительные особенности
Азот
Кислород
Углекислый газ
Примеси

 

Приложение 2                                                                                          РАЗНООБРАЗИЕ ОБЛАКОВ

                                                              Облака                                                         Характеристика
СЛОИСТЫЕ
ПЕРИСТЫЕ
КУЧЕВЫЕ

 

Приложение 3                                                                                                ЯВЛЕНИЯ В АТМОСФЕРЕ

                                                                            

                                                    Явления                                               Характеристика
Гроза
Молния
Гром
Ураган (тайфун)
Смерч (торнадо)

 

 

                                                                 

 

Конспект урока географии в 5 классе «Воздушная оболочка Земли-атмосфера»