НОД развитие речи : “Вот такой я” составление рассказа о себе

Цель: совершенствование грамматического строя и развитие  связной речи.

Задачи:

обучать  детей составлять рассказ, опираясь на личный опыт;

развивать логическое мышление и память;

развивать умение составлять распространенные предложения;

развивать умение строить высказывание, опираясь на зрительную схему.

Оборудование:

нарисованные детьми автопортреты;

иллюстрации с изображением детей;

большое настенное зеркало;

текст стихотворения Р.Сефа «Еще одно эхо;

план-схема составления описательного рассказа о себе.

ХОД  ЗАНЯТИЯ

  1. Оргмомент

Дети стоят в кругу.

– Я рада вас видеть. Вы все такие красивые, нарядные. Подскажите, как мне к вам обратиться, чтобы назвать всех вас одним словом? (Дети, ребята, друзья, детки т. д.)

– А дети – это кто? (Дети – это маленькие люди)

– Чем все люди похожи? (Люди имеют голову, туловище, две руки, две ноги. Люди разговаривают, питаются, одеваются и т. д.)

– Ребята, а люди все одинаковые? (Нет)

– У нас у всех очень много общего, но все мы отличаемся друг от друга. Давайте попробуем разобраться в этом трудном вопросе и понять, что мы знаем о себе. Чтобы нам было легче, нам помогут картинки-подсказки. Я буду показывать картинки, а вы отвечайте, что видите на них.

(Воспитатель выставляет картинку с изображением мальчика и девочки, дети отвечают. Первое задание будет на внимательность: пусть сядет тот, у кого (называются особенности внешности детей)

длинные волосы

карие глаза и др.

Воспитатель просит встать сначала мальчиков, а затем девочек).

  1. Дыхательная гимнастика

 «Каша кипит» 

Цель: формирование дыхательного аппарата.

ИП: сидя, одна рука лежит на животе, другая – на груди. Втягивая живот и

набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза. 

 «Снегопад» 

Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.

Сделать снежинки из бумаги или ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать “снежинки” с ладони. 

3.Артикуляционная гимнастика

  1. Игра с мячом «Скажи наоборот»

Япредлагаю вам сыграть в игру «Скажи наоборот», а поможет нам мячик.  Далее я называю прилагательное, а ребенок – антоним.

Молодой – старый
Сильный – слабый
Взрослый – маленький
Толстый – худой
Веселый – грустный
Добрый – злой
Высокий – низкий
Умный – глупый

  1. Рассматривание нарисованных участниками автопортретов и изображений других детей

– Кто изображен?
– Какого он/она роста (высокий – средний – низкий)?
– Какого он/она возраста (ребенок – взрослый – старик)?
– Какого цвета и формы у него:

глаза (большие – маленькие, карие – голубые – зеленые – серые, хитрые – добрые – серьезные …)

брови (густые – тонкие, прямые – изогнутые…)

нос (большой – маленький, округлый – острый…)

губы (пухлые – тонкие…)

волосы (темные – светлые, прямые – кудрявые, короткие – длинные, какая именно прическа…)

– Где он живет (в городе – в деревне, одноэтажном – многоэтажном доме)?
– Где живете вы (см. выше + адрес)?
– С кем вы живете (перечисление членов семьи и их краткое описание по желанию детей)?
– Чем вы любите заниматься (рисовать красками, играть в конструктор, читать книги, мыть посуду…)
В ходе беседы логопед периодически подчеркивает индивидуальность каждого человека, его непохожесть на других.

  1. Дидактическая игра «Ответь правильно»

Передают друг-другу зеркало, описав себя, называют цвет глаз.

Знакомить детей со схемой, пояснить значение каждой корточки. Затем предлагать детям в индивидуальном порядке ответить на  вопрос в соответствии с предъявленной карточкой.

– Света, у тебя волосы длинные или короткие?
– Сережа, ты живешь в городе или в деревне?
– Оля, у тебя глаза голубые или карие? И т.д.

  1. Физкультминутка

По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения.

Эй, ребята, не ленитесь,
На зарядку становитесь!
Справа – друг, и слева – друг!
Вместе все в веселый круг!  
Под веселые напевы
Повернемся вправо, влево.
Руки вверх, руки вниз!
Вверх! И снова поклонись! (И. Лопухина)

  1. Образец рассказа

Мне очень понравилось, как вы отвечали на вопросы. Давайте вспомним, как нужно составить рассказ.

ИМЯ, ПОЛ ––> РОСТ, ВОЗРАСТ––> ВНЕШНОСТЬ ––> МЕСТО ПРОЖИВАНИЯ, АДРЕС ––> СОСТАВ СЕМЬИ ––> ИНТЕРЕСЫ

В качестве примера составляет рассказ о себе.

  1. Составление рассказа (по цепочке)

Сейчас Сережа сядет перед волшебным зеркалом,  я начну рассказ, а вы продолжите. 

МЕНЯ ЗОВУТ… (дети говорят по одному предложению, при необходимости задать наводящие вопросы, уточняет формулировки). Далее предложить каждому ребенку составить рассказ о самом себе, при необходимости – оказывает помощь.

  1. Подведение итога занятия

Сегодня мы с вами говорили о том, что все люди отличаются внешне, у каждого их нас свои интересы. С помощью опорной схемы и волшебного зеркала вы научились составлять рассказ о самом себе.  Я хочу похвалить каждого (дает индивидуальную оценку работы каждого ребенка).

конспект по развитию речи «Кто я, какой я»