НОД развитие речи : “Вот такой я” составление рассказа о себе
Цель: совершенствование грамматического строя и развитие связной речи.
Задачи:
обучать детей составлять рассказ, опираясь на личный опыт;
развивать логическое мышление и память;
развивать умение составлять распространенные предложения;
развивать умение строить высказывание, опираясь на зрительную схему.
Оборудование:
нарисованные детьми автопортреты;
иллюстрации с изображением детей;
большое настенное зеркало;
текст стихотворения Р.Сефа «Еще одно эхо;
план-схема составления описательного рассказа о себе.
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Оргмомент
Дети стоят в кругу.
– Я рада вас видеть. Вы все такие красивые, нарядные. Подскажите, как мне к вам обратиться, чтобы назвать всех вас одним словом? (Дети, ребята, друзья, детки т. д.)
– А дети – это кто? (Дети – это маленькие люди)
– Чем все люди похожи? (Люди имеют голову, туловище, две руки, две ноги. Люди разговаривают, питаются, одеваются и т. д.)
– Ребята, а люди все одинаковые? (Нет)
– У нас у всех очень много общего, но все мы отличаемся друг от друга. Давайте попробуем разобраться в этом трудном вопросе и понять, что мы знаем о себе. Чтобы нам было легче, нам помогут картинки-подсказки. Я буду показывать картинки, а вы отвечайте, что видите на них.
(Воспитатель выставляет картинку с изображением мальчика и девочки, дети отвечают. Первое задание будет на внимательность: пусть сядет тот, у кого (называются особенности внешности детей)
длинные волосы
карие глаза и др.
Воспитатель просит встать сначала мальчиков, а затем девочек).
- Дыхательная гимнастика
«Каша кипит»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
ИП: сидя, одна рука лежит на животе, другая – на груди. Втягивая живот и
набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.
«Снегопад»
Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.
Сделать снежинки из бумаги или ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать “снежинки” с ладони.
3.Артикуляционная гимнастика
- Игра с мячом «Скажи наоборот»
Япредлагаю вам сыграть в игру «Скажи наоборот», а поможет нам мячик. Далее я называю прилагательное, а ребенок – антоним.
Молодой – старый
Сильный – слабый
Взрослый – маленький
Толстый – худой
Веселый – грустный
Добрый – злой
Высокий – низкий
Умный – глупый
- Рассматривание нарисованных участниками автопортретов и изображений других детей
– Кто изображен?
– Какого он/она роста (высокий – средний – низкий)?
– Какого он/она возраста (ребенок – взрослый – старик)?
– Какого цвета и формы у него:
глаза (большие – маленькие, карие – голубые – зеленые – серые, хитрые – добрые – серьезные …)
брови (густые – тонкие, прямые – изогнутые…)
нос (большой – маленький, округлый – острый…)
губы (пухлые – тонкие…)
волосы (темные – светлые, прямые – кудрявые, короткие – длинные, какая именно прическа…)
– Где он живет (в городе – в деревне, одноэтажном – многоэтажном доме)?
– Где живете вы (см. выше + адрес)?
– С кем вы живете (перечисление членов семьи и их краткое описание по желанию детей)?
– Чем вы любите заниматься (рисовать красками, играть в конструктор, читать книги, мыть посуду…)
В ходе беседы логопед периодически подчеркивает индивидуальность каждого человека, его непохожесть на других.
- Дидактическая игра «Ответь правильно»
Передают друг-другу зеркало, описав себя, называют цвет глаз.
Знакомить детей со схемой, пояснить значение каждой корточки. Затем предлагать детям в индивидуальном порядке ответить на вопрос в соответствии с предъявленной карточкой.
– Света, у тебя волосы длинные или короткие?
– Сережа, ты живешь в городе или в деревне?
– Оля, у тебя глаза голубые или карие? И т.д.
- Физкультминутка
По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения.
Эй, ребята, не ленитесь,
На зарядку становитесь!
Справа – друг, и слева – друг!
Вместе все в веселый круг!
Под веселые напевы
Повернемся вправо, влево.
Руки вверх, руки вниз!
Вверх! И снова поклонись! (И. Лопухина)
- Образец рассказа
Мне очень понравилось, как вы отвечали на вопросы. Давайте вспомним, как нужно составить рассказ.
ИМЯ, ПОЛ ––> РОСТ, ВОЗРАСТ––> ВНЕШНОСТЬ ––> МЕСТО ПРОЖИВАНИЯ, АДРЕС ––> СОСТАВ СЕМЬИ ––> ИНТЕРЕСЫ
В качестве примера составляет рассказ о себе.
- Составление рассказа (по цепочке)
Сейчас Сережа сядет перед волшебным зеркалом, я начну рассказ, а вы продолжите.
МЕНЯ ЗОВУТ… (дети говорят по одному предложению, при необходимости задать наводящие вопросы, уточняет формулировки). Далее предложить каждому ребенку составить рассказ о самом себе, при необходимости – оказывает помощь.
- Подведение итога занятия
Сегодня мы с вами говорили о том, что все люди отличаются внешне, у каждого их нас свои интересы. С помощью опорной схемы и волшебного зеркала вы научились составлять рассказ о самом себе. Я хочу похвалить каждого (дает индивидуальную оценку работы каждого ребенка).