Составитель
Егупова Альбина Геннадьевна
учитель русского языка и литературы
ГАОУ МО «Балашихинский лицей»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«По следам литературных героев»
Введение
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «По следам литературных героев» имеет социально-гуманитарную направленность и разработана для обучающихся 8, 9 классов. Программа направлена на духовно-нравственное и творческое развитие обучающихся посредством знакомства с национальной культурой и родным языком.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:
- федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 года № 09-3242 «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;
- распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 № 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей»;
- распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
- санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.4.3172-14 от 04 июля 2014 года № 41 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- методическими рекомендациями для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме (Министерство просвещения Российской Федерации от 28 июня 2019 года № МР-81/02вн);
- приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 05 августа 2020 года № 882 / приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 05 августа 2020 года № 391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;
- Уставом ГАОУ МО «Балашихинский лицей»;
и с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся на занятиях социально-гуманитарной направленности и спецификой работы учреждения.
Общие положения
Актуальность программы
В современном обществе на передний план выдвигается проблема культуры общения, поэтому знание языковых норм русского языка и средств художественной изобразительности способствует повышению языковой культуры. Также анализ учебной и социальной деятельности восьмиклассников показал необходимость развития творческой активности, что и реализуется программой.
Дополнительная общеразвивающая программа «По следам литературных героев» реализуется в ГАОУ «Балашихинский лицей».
Цель программы
Духовно-нравственное и творческое развитие обучающихся посредством знакомства с национальной и мировой культурой.
Задачи программы
Предметные: знакомство с историей создания изучаемых в курсе литературы произведений и с местами и событиями, помогающими понять замысел автора.
Метапредметные: развитие мышления, памяти, воображения, мотивации к дальнейшему изучению литературы; развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих и развивающих игр, викторин, конкурсов.
Личностные: развитие коммуникативных способностей обучающихся.
Особенности программы
Программа предполагает возможность проектной и исследовательской деятельности.
Категория обучающихся
Дети 14-15 лет способны под руководством взрослого определять цель задания, планировать алгоритм его выполнения, это дает возможность доводить дело до конца, добиваться поставленной цели. Также дети проявляют фантазию и воображение, что позволяет развивать имеющиеся творческие способности. Поэтому программа предполагает как исследовательский проект (составление игры «По следам литературных героев»), так и творческий (инсценирование, подготовку костюмов и декораций).
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 34 часа.
Формы и режим занятий по программе
В соответствии с нормами СанПин 2.4.4.3172-14 занятия проводятся 1 раз в 2 недели. Продолжительность занятий – 2 академических часа. Формы организации образовательного процесса предполагают проведение коллективных занятий (группой 20-25 человек). Формы проведения занятий: комбинированное занятие, практическое занятие, игра (сюжетно-ролевая, логическая), проектная и исследовательская деятельность и т. д.
Структура занятия:
I этап. Организационная часть.
II этап. Основная часть.
Постановка цели и задач занятия.
Создание мотивации предстоящей деятельности.
Получение и закрепление новых знаний.
Физкультминутка.
Практическая работа группой, малой группой, индивидуально.
III этап. Заключительная часть.
Анализ работы. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Ожидаемые результаты
Предметные: знакомство с историей создания изучаемых в курсе литературы произведений и с местами и событиями, помогающими понять замысел автора.
Метапредметные: развитие мышления, памяти, воображения, мотивации к дальнейшему изучению литературы; развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих и развивающих игр, викторин, конкурсов.
Личностные: развитие коммуникативных способностей обучающихся
Формы контроля и подведения итогов реализации программы
Формой подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы являются интерактивные игры.
Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Уровень: ООО
№
пп |
Тема занятия | Количество часов | Формы занятий | ||
Теория | Практика | всего | |||
1 | Организация учебного труда обучающихся. Организация рабочего места. Правила техники безопасности и противопожарной безопасности. Литературный Петербург. День Онегина | 1 | 1 | 2 | Анкетирование. Лекция учителя с видеорядом о местах, связанных с этими героями. Подбор цитат из романа в стихах «Евгений Онегин». |
2 | У Покрова | 1 | 1 | 2 | Лекция учителя с видеорядом о местах, связанных с этими героями. Викторина. |
3 | Дом станционного смотрителя | 1 | 1 | 2 | Лекция учителя с видеорядом о местах, связанных с этими героями. Литературное лото. |
4 | По следам Медного всадника | 1 | 1 | 2 | Лекция учителя с видеорядом о местах, связанных с этими героями. Лингвистический анализ текста. |
5 | Дом Пиковой дамы | 1 | 1 | 2 | Лекция учителя с видеорядом о местах, связанных с этими героями. Игра. |
6 | Не верьте этому Невскому проспекту (вместе с Гоголем). | 1 | 1 | 2 | Лекция учителя с видеорядом о местах, связанных с этими героями. Мастерская творческого письма (Сочинение отзыва о поездке в Санкт-Петербург). |
7 | Маскарад у Энгельгарта | 1 | 3 | 4 | Лекция учителя с видеорядом о местах, связанных с этими героями. Инсценирование, подбор костюмов. |
8 | Путями Печорина и Красинского | 1 | 1 | 2 | Лекция учителя с видеорядом о местах, связанных с этими героями. Составление карты |
9 | Лермонтовский Пятигорск | 1 | 1 | 2 | Лекция учителя с видеорядом о лермонтовских местах Пятигорска. Подбор цитат из романа Лермонтова «Герой нашего времени». |
10 | Литературная Москва | 1 | 1 | 2 | Лекция учителя о литературных местах Москвы с видеорядом. Анкетирование. Викторина. |
11 | Куда делся дом Фамусова? | 1 | 1 | 2 | Лекция учителя с видеорядом о местах, связанных с этими героями. Игра «Портреты». |
12 | Трактир Тестова или По следам героя «Палаты №6» | 1 | 1 | 2 | Лекция учителя с видеорядом о местах, связанных с этими героями. Составление меню. |
13 | Зайдем в Нехорошую квартиру | 1 | 1 | 2 | Лекция учителя с видеорядом о местах, связанных с этими героями. |
14 | Она звалась Мариной | 1 | 1 | 2 | Лекция учителя с видеорядом о местах, связанных с этими героями. Литературный вечер. |
15 | Подготовка и защита проекта игры «По следам литературных героев» | 4 | 4 | Защита проекта. | |
Итого объем программы | 14 | 20 | 34 |
Содержание программы
- Вводное занятие.
Организация учебного труда обучающихся. Организация рабочего места. Правила техники безопасности и противопожарной безопасности. Литературный Петербург. День Онегина.
Теория. Лекция учителя с видеорядом о местах, связанных с этими героями.
Практика. Анкетирование «Какие произведения о Петербурге ты читал?»
- У Покрова.
Теория. Лекция учителя с видеорядом о местах, связанных с этими героями.
Практика. Викторина.
- Дом станционного смотрителя
Теория. «Маленький человек». Лекция учителя с видеорядом о местах, связанных с этими героями.
Практика. Литературное лото.
- По следам Медного всадника
Теория. Лекция учителя с видеорядом о местах, связанных с этими героями.
- Дом Пиковой дамы
Теория. Лекция учителя с видеорядом о местах, связанных с этими героями.
Практика. Игра
- Не верьте этому Невскому проспекту (вместе с Гоголем).
Теория. Лекция учителя с видеорядом о местах, связанных с этими героями.
Практика. Мастерская творческого письма (Сочинение отзыва о поездке в Санкт-Петербург). Сочинение историй.
- Маскарад у Энгельгарта.
Практика. Подбор костюмов. Инсценирование эпизода из романа.
- Путями Печорина и Красинского.
Практика. Составление карты.
- Лермонтовский Пятигорск.
Теория. Лекция учителя с видеорядом о лермонтовских местах Пятигорска.
Практика. Подбор цитат из романа Лермонтова «Герой нашего времени».
10.Литературная Москва.
Теория. Лекция учителя о литературных местах Москвы с видеорядом.
Практика. Анкетирование «Какие произведения о Москве ты читал?»
Викторина «По Москве за литературными героями».
- Куда делся дом Фамусова?
Теория. Лекция учителя с видеорядом о местах, связанных с этими героями.
- Трактир Тестова или По следам героя «Палаты №6».
Теория. Лекция учителя с видеорядом о местах, связанных с этими героями.
Практика. Составление меню ресторана Тестова.
- Зайдем в Нехорошую квартиру.
Теория. Лекция учителя с видеорядом о местах, связанных с этими героями.
Практика. Аукцион вещей.
- Она звалась Мариной…
Теория. Лекция учителя с видеорядом о местах, связанных с этими героями
Практика. Литературный вечер.
- Подготовка и защита проекта игры «По следам литературных героев».
Практика. Подготовка и защита игры.
Условия реализации программы
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, соответствующий Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 № 298н).
Материально-техническое обеспечение
- Кабинет для занятий соответствует требованиям СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
- Оборудование: компьютер, принтер.
- Инструменты и расходные материалы: ножницы, ватман, ткань для подготовки костюмов.
Формы реализации: Очная, без использования дистанционных технологий, без использования сетевой формы.