Составитель

Егупова Альбина Геннадьевна 

учитель русского языка и литературы 

ГАОУ МО «Балашихинский лицей»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«По следам литературных героев»

 

Введение

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «По следам литературных героев» имеет социально-гуманитарную направленность и разработана для обучающихся 8, 9 классов. Программа направлена на духовно-нравственное и творческое развитие обучающихся посредством знакомства с национальной культурой и родным языком.

Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:

  • федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 
  • приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 
  • приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 года № 09-3242 «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»; 
  • распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 № 1726-р «Концепция развития дополнительного образования детей»; 
  • распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; 
  • санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.4.3172-14 от 04 июля 2014 года № 41 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
  • методическими рекомендациями для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме (Министерство просвещения Российской Федерации от 28 июня 2019 года № МР-81/02вн);
  • приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 05 августа 2020 года № 882 / приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 05 августа 2020 года № 391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;
  • Уставом ГАОУ МО «Балашихинский лицей»;

и с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся на занятиях социально-гуманитарной направленности и спецификой работы учреждения.

 

Общие положения

Актуальность программы

В современном обществе на передний план выдвигается проблема культуры общения, поэтому знание языковых норм русского языка и средств художественной изобразительности способствует повышению языковой культуры. Также анализ учебной и социальной деятельности восьмиклассников показал необходимость развития творческой активности, что и реализуется программой.

Дополнительная общеразвивающая программа «По следам литературных героев» реализуется в ГАОУ «Балашихинский лицей».

Цель программы

Духовно-нравственное и творческое развитие обучающихся посредством знакомства с национальной и мировой культурой.

Задачи программы 

Предметные: знакомство с историей создания изучаемых в курсе литературы произведений и с местами и событиями, помогающими понять замысел автора.

Метапредметные: развитие мышления, памяти, воображения, мотивации к дальнейшему изучению литературы; развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих и развивающих игр, викторин, конкурсов.

Личностные: развитие коммуникативных способностей обучающихся.

Особенности программы

Программа предполагает возможность проектной и исследовательской деятельности.

Категория обучающихся

Дети 14-15 лет способны под руководством взрослого определять цель задания, планировать алгоритм его выполнения, это дает возможность доводить дело до конца, добиваться поставленной цели. Также дети проявляют фантазию и воображение, что позволяет развивать имеющиеся творческие способности. Поэтому программа предполагает как исследовательский проект (составление игры «По следам литературных героев»), так и творческий (инсценирование, подготовку костюмов и декораций). 

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 34 часа. 

Формы и режим занятий по программе

В соответствии с нормами СанПин 2.4.4.3172-14 занятия проводятся 1 раз в 2 недели. Продолжительность занятий – 2 академических часа. Формы организации образовательного процесса предполагают проведение коллективных занятий (группой 20-25 человек). Формы проведения занятий: комбинированное занятие, практическое занятие, игра (сюжетно-ролевая, логическая), проектная и исследовательская деятельность и т. д.

Структура занятия: 

I этап. Организационная часть. 

II этап. Основная часть. 

Постановка цели и задач занятия. 

Создание мотивации предстоящей деятельности. 

Получение и закрепление новых знаний. 

Физкультминутка. 

Практическая работа группой, малой группой, индивидуально.

III этап. Заключительная часть. 

Анализ работы. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Ожидаемые результаты

Предметные: знакомство с историей создания изучаемых в курсе литературы произведений и с местами и событиями, помогающими понять замысел автора.

Метапредметные: развитие мышления, памяти, воображения, мотивации к дальнейшему изучению литературы; развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих и развивающих игр, викторин, конкурсов.

Личностные: развитие коммуникативных способностей обучающихся

Формы контроля и подведения итогов реализации программы

Формой подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы являются интерактивные игры.

Комплекс организационно-педагогических условий

Календарный учебный график

Уровень: ООО

№ 

пп

Тема занятия Количество часов Формы занятий
Теория Практика всего
1 Организация учебного труда обучающихся. Организация рабочего места. Правила техники безопасности и противопожарной безопасности. Литературный Петербург. День Онегина 1 1 2 Анкетирование. Лекция учителя с видеорядом о местах, связанных с этими героями. Подбор цитат из романа в стихах «Евгений Онегин».
2 У Покрова 1 1 2 Лекция учителя с видеорядом о местах, связанных с этими героями. Викторина.
3 Дом станционного смотрителя 1 1 2 Лекция учителя с видеорядом о местах, связанных с этими героями. Литературное лото.
4 По следам Медного всадника 1 1 2 Лекция учителя с видеорядом о местах, связанных с этими героями. Лингвистический анализ текста.
5 Дом Пиковой дамы 1 1 2 Лекция учителя с видеорядом о местах, связанных с этими героями. Игра.
6 Не верьте этому Невскому проспекту (вместе с Гоголем). 1 1 2 Лекция учителя с видеорядом о местах, связанных с этими героями. Мастерская творческого письма (Сочинение отзыва о поездке в Санкт-Петербург).
7 Маскарад у Энгельгарта 1 3 4 Лекция учителя с видеорядом о местах, связанных с этими героями. Инсценирование, подбор костюмов.
8 Путями Печорина и Красинского 1 1 2 Лекция учителя с видеорядом о местах, связанных с этими героями. Составление карты
9 Лермонтовский Пятигорск 1 1 2 Лекция учителя с видеорядом о лермонтовских местах Пятигорска. Подбор цитат из романа Лермонтова «Герой нашего времени».
10 Литературная Москва 1 1 2 Лекция учителя о литературных местах Москвы с видеорядом. Анкетирование. Викторина. 
11 Куда делся дом Фамусова? 1 1 2 Лекция учителя с видеорядом о местах, связанных с этими героями. Игра «Портреты».
12 Трактир Тестова или По следам героя «Палаты №6» 1 1 2 Лекция учителя с видеорядом о местах, связанных с этими героями. Составление меню.
13 Зайдем в Нехорошую квартиру 1 1 2 Лекция учителя с видеорядом о местах, связанных с этими героями.
14 Она звалась Мариной 1 1 2 Лекция учителя с видеорядом о местах, связанных с этими героями. Литературный вечер.
15 Подготовка и защита проекта игры «По следам литературных героев» 4 4 Защита проекта.
Итого объем программы 14 20 34

Содержание программы

  1. Вводное занятие. 

Организация учебного труда обучающихся. Организация рабочего места. Правила техники безопасности и противопожарной безопасности. Литературный Петербург. День Онегина. 

Теория. Лекция учителя с видеорядом о местах, связанных с этими героями.

 Практика. Анкетирование «Какие произведения о Петербурге ты читал?»

  1. У Покрова.

 Теория. Лекция учителя с видеорядом о местах, связанных с этими героями.

Практика. Викторина.

  1. Дом станционного смотрителя

Теория. «Маленький человек». Лекция учителя с видеорядом о местах, связанных с этими героями.

Практика. Литературное лото.

  1. По следам Медного всадника

Теория. Лекция учителя с видеорядом о местах, связанных с этими героями.

  1. Дом Пиковой дамы

Теория. Лекция учителя с видеорядом о местах, связанных с этими героями.

Практика. Игра

  1. Не верьте этому Невскому проспекту (вместе с Гоголем).

Теория. Лекция учителя с видеорядом о местах, связанных с этими героями.

Практика. Мастерская творческого письма (Сочинение отзыва о поездке в Санкт-Петербург). Сочинение историй.

  1. Маскарад у Энгельгарта.

Практика. Подбор костюмов. Инсценирование эпизода из романа.

  1. Путями Печорина и Красинского.

Практика. Составление карты.

  1. Лермонтовский Пятигорск.

Теория. Лекция учителя с видеорядом о лермонтовских местах Пятигорска.

Практика. Подбор цитат из романа Лермонтова «Герой нашего времени».

10.Литературная Москва.

Теория. Лекция учителя о литературных местах Москвы с видеорядом.

Практика. Анкетирование «Какие произведения о Москве ты читал?»

Викторина «По Москве за литературными героями».

  1. Куда делся дом Фамусова?

Теория. Лекция учителя с видеорядом о местах, связанных с этими героями.

  1. Трактир Тестова или По следам героя «Палаты №6».

Теория. Лекция учителя с видеорядом о местах, связанных с этими героями.

Практика. Составление меню ресторана Тестова.

  1. Зайдем в Нехорошую квартиру.

Теория. Лекция учителя с видеорядом о местах, связанных с этими героями.

Практика. Аукцион вещей.

  1. Она звалась Мариной…

Теория. Лекция учителя с видеорядом о местах, связанных с этими героями 

Практика. Литературный вечер.

  1. Подготовка и защита проекта игры «По следам литературных героев».

Практика. Подготовка и защита игры.

Условия реализации программы

Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, соответствующий Профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 № 298н).

Материально-техническое обеспечение 

  1. Кабинет для занятий соответствует требованиям СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» 
  2. Оборудование: компьютер, принтер.
  3. Инструменты и расходные материалы: ножницы, ватман, ткань для подготовки костюмов. 

Формы реализации: Очная, без использования дистанционных технологий, без использования сетевой формы.

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «По следам литературных героев»