Учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад№291» г.о. Самара
Мартынова Е.А.
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе «Осень. Признаки осени».
Цель: Закрепление и расширение представлений об осени и осенних явлениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-закрепить знания детей об осени и осенних явлениях;
-учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, относительные прилагательные;
-учить подбирать прилагательные к существительному;
– продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением;
– учить согласовывать движения с речью;
-учить употреблять предложно-падежные конструкции в Р.п
Коррекционно-развивающие: развивать мелкую моторику пальцев рук через пальчиковую гимнастику; продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения.
Организационный момент:
Логопед: Здравствуйте, ребята. (Дети садятся). У нас сегодня необычное занятие, мы с вами будем путешествовать! Послушайте стихотворение подумайте ,в какое время года отправимся путешествовать.
Стихотворение Е. Трутневой «Осень»
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучках,
Это платье золотое
У березы на плечах
Утром мы во двор идем
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят…летят. летят
Пролетают паутинки
С паучками в серединке.
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Все летит! Должно быть, это
Улетает наше лето.
Что за время года к нам явилось? (дети: осень)
Логопед: Правильно, сегодня мы будем говорить об осени и ее признаках. Давайте начнем наше путешествие. Прицепляйтесь ко мне и мы отправимся в это чудесное время года на паравозике. (Дети встают паровозиком и под песенку «Паровозик – чух-чух» идут по группе).
- Игра «Осенняя корзина».
Логопед: Ребята, на этой остановке есть осенняя корзинка. Она называется «осенняя», потому что в нее нужно положить только те картинки, на которых нарисованы осенние признаки. Выберите картинки с признаками осени и положите их в корзинку.
(Дети выбирают подходящую картинку и складывают их в корзинку).
Логопед: Молодцы, ребята! Полную корзинку набрали. Ну что, едем дальше? (Дети встают паровозиком и под песенку «Паровозик – чух-чух» идут по группе)
- Игра «Помоги гномику».
Логопед: Ребята, посмотрите – здесь какое-то письмо для вас. Как вы думаете, от кого оно? Давайте его прочитаем.
«Здравствуйте, дорогие ребята!
Я Гномик из сказочной страны Гномании. К нам тоже пришла осень. У нас в стране все маленькое-маленькое и поэтому, все зовется ласково. А вы знаете ласковые слова? Помогите мне назвать ласково предметы изображенные на картинкам из моего письма.
Гномик из страны Гномании».
Дети образовывают слова с уменьшительно-ласкательным значением.
Лист-листик
Зонт-зонтик
Шапка-шапочка
Логопед: Молодцы, ребята! Гномику помогли. Едем дальше. (Дети встают паровозиком и под песенку «Паровозик – чух-чух» идут по группе)
- Игра с мячом «Подбери признак».
Логопед: Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра. Я встретила его по дороге в детский сад, и он мне подарил волшебный мяч.
Мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать
И вопросы задавать.
Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос и возвращает мне мяч.
– Какие листья осенью? (желтые, красные, сухие)
– Какое небо? (пасмурное, хмурое, мрачное, серое)
– Какая трава? (сухая, желтая)
– Какой дождь? (холодный, моросящий, осенний)
– Какой ветер? (сильный, холодный)
– Какое солнце? (бледное, неяркое, тусклое)
- Упражнение «Какая погода?».
Логопед: Ребята, а давайте подумаем: если на улице светит солнце, то погода, какая? (солнечная, а если дует ветер (ветреная, а если идет дождь? (дождливая).
Ребята как называется явление природы ,когда дует ветер и с деревьев падают листья «Листопад»
- Физкультминутка «Листопад».
Листочки мы осенние на веточках сидим.
(Дети держат руки перед собой, трясут кистями)
А ветерок подует вдруг-(Дуют)
Мы дружно полетим. (Бегут по кругу)
Вот летели мы, летели
А потом на землю сели (Приседают)
Снова ветер набежал,(Дуют)
Все листочки вновь поднял.(Бегут по кругу).
Логопед: Молодцы, ребята! Всем зверятам помогли. Едем дальше. (Дети встают паровозиком и под песенку «Паровозик – чух-чух» идут по группе)
- Игра «С какого дерева лист?»
Логопед: Посмотрите вокруг, сколько деревьев окружает нас .Какие деревья вы назовете
-Это осина, посмотрите какой у нее листочек. Как он будет называться? (осиновый) (Дети: это лист с берёзы – берёзовый лист. Лист с клёна – кленовый лист. И т. д.)
- Пальчиковая гимнастика «Осень».
Осень,осень.-трем ладошки друг о друга.
Приходи-!по очереди сжимаем кулачки.
Осень,осень.-трем ладошки друг о друга.
Погляди!-положить ладошки на щеки.
Листья желтые кружатся,-
Движения ладони сверху вниз.
Солнце нас уже не греет,-по очереди сжимать кулачки
Ветер дует все сильнее,-разводим руки в разные стороны.
К югу птицы полетели ,-скрестить ручки пошевелить пальчиками
Дождик к нам в окно стучится.-стучим пальчиками по ладошкам.
Шапки, куртки надеваем- Имитируя движения.
И ботинки обуваем.
Знаем месяцы:-похлопать ладошками по коленкам
Сентябрь ,октябрь, ноябрь.-кулак ,ребро, ладонь.
Один-много «Осенний сад»
Логопед Осенью в саду собирают урожай.
Банан-бананы
Яблоко-яблок
Груша-груш
Ну что, едем дальше? (Дети встают паровозиком и под песенку «Паровозик – чух-чух» идут дальше по группе).
- Итог занятия:
Логопед: Наше путешествие подошло к концу. Ребята, вам понравилось наше путешествие? В какое время года мы сегодня путешествовали? Что мы делали в пути? Что вам понравилось больше всего? Посмотрите, какой подарок приготовила вам Осень (логопед раздает детям задание на дом картинки-раскраски по теме «Осень»).