Учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад№291» г.о. Самара

Мартынова Е.А.


Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе «Осень. Признаки осени».

Цель: Закрепление и расширение представлений об осени и осенних явлениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: 

-закрепить знания детей об осени и осенних явлениях;

-учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, относительные прилагательные;

-учить подбирать прилагательные к существительному;

– продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением;

– учить согласовывать движения с речью;

-учить употреблять предложно-падежные конструкции в Р.п

Коррекционно-развивающие: развивать мелкую моторику пальцев рук через пальчиковую гимнастику; продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения.

Организационный момент:

Логопед: Здравствуйте, ребята. (Дети садятся). У нас сегодня необычное занятие, мы с вами будем путешествовать!  Послушайте стихотворение подумайте ,в какое время года отправимся путешествовать.

Стихотворение ЕТрутневой «Осень»

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучках,

Это платье золотое

У березы на плечах

Утром мы во двор идем

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят…летят. летят

Пролетают паутинки

С паучками в серединке.

И высоко от земли

Пролетели журавли.

Все летит! Должно быть, это

Улетает наше лето.

Что за время года к нам явилось? (дети: осень)

Логопед: Правильно, сегодня мы будем говорить об осени и ее признаках. Давайте начнем наше путешествие. Прицепляйтесь ко мне и мы отправимся в это чудесное время года на паравозике. (Дети встают паровозиком и под песенку «Паровозик – чух-чух» идут по группе).

  1. Игра «Осенняя корзина».

Логопед: Ребята, на этой остановке есть осенняя корзинка. Она называется «осенняя», потому что в нее нужно положить только те картинки, на которых нарисованы осенние признаки. Выберите картинки с признаками осени и положите их в корзинку.

(Дети выбирают подходящую картинку и складывают их в корзинку).

Логопед: Молодцы, ребята! Полную корзинку набрали. Ну что, едем дальше? (Дети встают паровозиком и под песенку «Паровозик – чух-чух» идут по группе)

  1. Игра «Помоги гномику».

Логопед: Ребята, посмотрите – здесь какое-то письмо для вас. Как вы думаете, от кого оно? Давайте его прочитаем.

«Здравствуйте, дорогие ребята!

Я Гномик из сказочной страны Гномании. К нам тоже пришла осень. У нас в стране все маленькое-маленькое и поэтому, все зовется ласково. А вы знаете ласковые слова? Помогите мне назвать ласково предметы изображенные на картинкам из моего письма.

Гномик из страны Гномании».

Дети образовывают слова с уменьшительно-ласкательным значением.

Лист-листик

Зонт-зонтик

Шапка-шапочка

Логопед: Молодцы, ребята! Гномику помогли. Едем дальше. (Дети встают паровозиком и под песенку «Паровозик – чух-чух» идут по группе)

  1. Игра с мячом «Подбери признак».

Логопед: Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра. Я встретила его по дороге в детский сад, и он мне подарил волшебный мяч.

Мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать

И вопросы задавать.

Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос и возвращает мне мяч.

– Какие листья осенью? (желтые, красные, сухие)

– Какое небо? (пасмурное, хмурое, мрачное, серое)

– Какая трава? (сухая, желтая)

– Какой дождь? (холодный, моросящий, осенний)

– Какой ветер? (сильный, холодный)

– Какое солнце? (бледное, неяркое, тусклое)

  1. Упражнение «Какая погода?».

Логопед: Ребята, а давайте подумаем: если на улице светит солнце, то погода, какая? (солнечная, а если дует ветер (ветреная, а если идет дождь? (дождливая).

 Ребята как называется явление природы ,когда дует ветер и с деревьев падают листья «Листопад»

  1. Физкультминутка «Листопад».

Листочки мы осенние на веточках сидим.

(Дети держат руки перед собой, трясут кистями)

А ветерок подует вдруг-(Дуют)

Мы дружно полетим. (Бегут по кругу)

Вот летели мы, летели

А потом на землю сели (Приседают)

Снова ветер набежал,(Дуют)

Все листочки вновь поднял.(Бегут по кругу).

Логопед: Молодцы, ребята! Всем зверятам помогли. Едем дальше. (Дети встают паровозиком и под песенку «Паровозик – чух-чух» идут по группе)

  1. Игра «С какого дерева лист?»

Логопед: Посмотрите вокруг, сколько деревьев окружает нас .Какие деревья вы назовете

-Это осина, посмотрите какой у нее листочек. Как он будет называться? (осиновый) (Дети: это лист с берёзы – берёзовый лист. Лист с клёна – кленовый лист. И т. д.)

  1. Пальчиковая гимнастика «Осень».

Осень,осень.-трем ладошки друг о друга.

Приходи-!по очереди сжимаем кулачки.

Осень,осень.-трем ладошки друг о друга.

Погляди!-положить ладошки на щеки.

Листья желтые кружатся,-

Движения ладони сверху вниз.

Солнце нас уже не греет,-по очереди сжимать кулачки 

Ветер дует все сильнее,-разводим руки в разные стороны.

К югу птицы полетели ,-скрестить ручки  пошевелить пальчиками

Дождик к нам в окно стучится.-стучим пальчиками по ладошкам.

Шапки, куртки надеваем- Имитируя движения.

И ботинки обуваем.

Знаем месяцы:-похлопать ладошками по коленкам

 Сентябрь ,октябрь, ноябрь.-кулак ,ребро, ладонь.

 

Один-много «Осенний сад» 

Логопед  Осенью в саду собирают урожай.  

Банан-бананы

Яблоко-яблок

Груша-груш

Ну что, едем дальше? (Дети встают паровозиком и под песенку «Паровозик – чух-чух» идут дальше по группе).

  1. Итог занятия:

Логопед: Наше путешествие подошло к концу. Ребята, вам понравилось наше путешествие? В какое время года мы сегодня путешествовали? Что мы делали в пути? Что вам понравилось больше всего? Посмотрите, какой подарок приготовила вам Осень (логопед раздает детям задание на дом картинки-раскраски по теме «Осень»).

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе «Осень. Признаки осени»