1. Понятие связной речи, ее функции и формы

Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе [2, с. 45]. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.

Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание. Диалогическая речь отличается непроизвольностью, реактивностью.

Монологическая речь – связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Она имеет несравненно более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Поэтому высказывание содержит более полную формулировку информации, оно более развернуто. Здесь тоже важны неречевые средства (жесты, мимика, интонация), умение говорить эмоционально, живо, выразительно, но они занимают подчиненное место. Для монолога характерны: литературная лексика; развернутость высказывания, законченность, логическая завершенность; синтаксическая оформленность (развернутая система связующих элементов); связность монолога обеспечивается одним говорящим.

Несмотря на существенные различия, диалог и монолог взаимосвязаны друг с другом. В процессе общения монологическая речь органически вплетается в диалогическую, а монолог может приобретать диалогические свойства.

Связная речь может быть ситуативной и контекстной. Ситуативная речь связана с конкретной наглядной ситуацией и не отражает полностью содержания мысли в речевых формах. Она понятна только при учете той ситуации, о которой рассказывается. Говорящий широко использует жесты, мимику, указательные местоимения. В контекстной речи в отличие от ситуативной ее содержание понятно из самого контекста. Сложность контекстной речи состоит в том, что здесь требуется построение высказывания без учета конкретной ситуации, с опорой только на языковые средства [4, с. 126].

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Главной особенностью этого возраста является возникновение планирующей функции речи. В ролевой игре, ведущей деятельности дошкольников, возникают и новые виды речи: речь, инструктирующая участников игры, речь-сообщение, повествующая взрослому о впечатлениях, полученных вне контакта с ним. Речь обоих видов приобретает форму монологической, контекстной. 

В младшем дошкольном возрасте речь связана с непосредственным опытом детей, что отражается на формах речи. Для нее характерны неполные, неопределенно-личные предложения, состоящие часто из одного сказуемого; названия предметов заменяются местоимениями. 

Дети 4 – 5 лет активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают по игрушкам и картинкам. Вместе с тем их связная речь еще несовершенна. Они не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять ответы товарищей. 

В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы. Характер диалога детей зависит от сложности задач, решаемых в совместной деятельности. Совершенствуется и монологическая речь: дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, отчасти рассуждение) с опорой на наглядный материал и без опоры. Усложняется синтаксическая структура детских рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений [8, с. 129].

Таким образом, связная речь – это смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.

 

  1. Характеристика диалогической и монологической речи

Монолог (от греч. monos – один и logos – слово, речь) – форма (тип) речи, образуемая в результате активной речевой деятельности, рассчитанной на пассивное и опосредованное восприятие [7, с. 77].

Это устное или письменное высказывание одного человека. Монолог состоит из содержательно и структурно связанных между собой высказываний, имеющих смысловую завершенность. Монолог имеет определенную композиционную форму. Степень проявления признаков зависит от жанрово-стилистической (художественный монолог, ораторская речь и пр.) и от функционально-коммуникативной (повествование, рассуждение, описание и пр.) принадлежности. 

Внутрижанровые различия, устное или письменное осуществление монолога обуславливают их особенности: лексический отбор, строение предложений, синтаксические способы их соединения, виды взаимодействия разговорной и книжной речи и пр. по способу изложения содержания различаются три типа монолога: описание, повествование, рассуждение.

Диалог (от греч. dialogos – беседа, разговор двоих) – форма (тип) речи, состоящая из обмена высказываниями – репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие, активизирующее роль адресата в речевой деятельности адресанта.

Монологическая речь характеризуется своей развернутостью, что связано:

– со стремлением широко охватить тематическое содержание высказывания,

– наличием распространённых конструкций, грамматической их оформленностью.

Монолог получает наибольшее свое развитие в книжной устной речи: судебное красноречие, устная научная речь, публицистическая речь.

Условия, в которых протекает диалогическая речь, определяют ряд её особенностей, к которым относятся:

– краткость высказываний (особенно в ответно-вопросной форме, в меньшей степени при смене предложений-реплик),

– широкое использование невербальных средств (мимика, жесты),

– большая роль интонации,

– разнообразие особых предложений неполного состава,

– свободное от строгих норм книжной речи синтаксическое оформление высказывания,

– заранее не подготовленного, и т.д. [1, с. 227].

Эта форма речи получила наибольшее развитие в разговорной речи. Она преобладает в сфере функционирования языка. Вместе с тем диалогическая форма широко распространена и в научной, и в публицистической, и в официально-деловой речи. Изображение диалога используется и в языке художественной литературы с целью характеризации героя.

В практике ораторского искусства выработаны приемы, которые направлены на то, чтобы повысить активность адресата, придать речи выразительность. Такие приёмы называются средствами диалогизации монолога.

Средства диалогизации – это:

– прямые обращения к слушателю,

– вопросно-ответный ход,

– имитация диалогической ситуации,

– риторические вопросы, служащие для эмоционального утверждения или отрицания чего-либо,

– предполагаемые оратором реплики слушателей, с которыми он соглашается или не соглашается, при этом используются такие выражения, как: вы считаете, вы можете подумать, возразить и т.п. [5, с. 63].

Итак, развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. 

 

  1. Речь ситуативная и контекстная

Обсуждая развитие речи ребенка, Рубинштейн вводит два понятия: понятие «ситуативной речи» и понятие «контекстной речи». В терминологии автора «ситуативная речь» ребенка – это то же самое, что термин конситуативная речь в современных концепциях развития речи. Это речь, понятная другому благодаря той наглядной и конкретной ситуации, в которой осуществляется акт высказывания.

«Контекстная речь» – это связная речь, которая сама себе контекст; она должна быть понятна вне зависимости от той ситуации, когда имеет место данный речевой акт. «Контекстная речь» появляется у ребенка в ситуации, когда он должен построить связный рассказ о каком-либо событии, которое происходит не на глазах у слушающего, – будь то пересказ прочитанной сказки или случая, который произошел с ребенком накануне.

С.Л. Рубинштейн вполне отдавал себе отчет в том, что ситуативность речи ребенка не есть достояние исключительно диалогической речи. Он прямо говорит о том, что в соответствующих обстоятельствах и взрослый опирается на ситуацию, т. е. опускает все, что «вычислимо». Более того, автор подчеркивает, что, если в обстоятельствах, когда уместна «ситуативная речь», взрослый будет пользоваться «контекстной речью» («говорит, как пишет»), это будет выглядеть неестественно и напыщенно [6, с. 149].

Рубинштейн далее отмечает, что ситуативность диалогической речи проявляется в особой частоте употребления местоимений третьего лица и выражений типа «там», «тогда», «такой».

Речь маленького ребенка характерна тем, что в ней преобладает экспрессия – жесты, мимика, которые существенным образом дополняют сказанное словами. Если не видеть ребенка в этот момент или не знать в точности, какова ситуация в целом, можно просто не понять, что он имеет в виду.

Контекстом речи маленького ребенка служит ситуация, которая либо наличествует в момент речи, либо известна взрослому.

Ситуативная речь связана с процессами восприятия. Опирается на восприятие субъектами ситуации общения, поэтому обладает следующими характеристиками:

  1. Она может быть эллиптичной.
  2. Допускает аграмматизмы – нарушения грамматической конструкции.
  3. Используются предельно простые предложения. Это допускается, потому что восприятие речи дополняется восприятием ситуации (мимика, жесты, паузы) [3, с. 1990].

Контекстная речь – речь, содержание которой понятно из самого высказывания.

Для нее характерно:

  1. Нормативность, т.е. соблюдение всех правил
  2. Лексическая, грамматическая, синтаксическая избыточность

Ситуативная речь развивается естественным путем, а контекстной речи необходимо обучаться путем упражнений именно в контекстном говорении.

 

Библиографический список

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2000. – 400 с.
  2. Белобрыкина О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов. – М.: Академия, 1998. – 239 с.
  3. Левшина Н.И., Градусова Л.В. Современные подходы к методике развития связной речи дошкольников // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-9. – С. 1988 – 1992.
  4. Микшина Е.П., Горбунова Н.В., Мамедова Е.Ю. Методика формирования и развития устной речи. – М.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. – 234 с.
  5. Парамонова Л.Г. Воспитание связной речи у детей: Методическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2011. – 176 с.
  6. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: Учебное пособие. – М.: Академия, 2012. – 248 с.
  7. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – М.: Просвещение, 1981. – 111 с.
  8. Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. – М.: Сфера, 2014. – 272 с.

 

«Теория и методика развития речи у детей»