Министерство образования Белгородской области
Областное государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение
«Губкинский горно-политехнический колледж»
Дополнительная образовательная программа
художественно-эстетической направленности
«Рукодельница»
для обучающихся 15 -19лет
срок реализации программы 1 год
Губкин
2023 г
Разработчик:
Крестиненко Валентина Михайловна, педагог дополнительного образования.
Пояснительная записка
«Истинное сокровище для
людей умение трудиться»
Эзоп.
Данная программа представляет собой курс занятий с обучающимися ОГАПОУ «Губкинский горно-политехничесий колледж» в системе дополнительного образования.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, то есть развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя чего-то нового).
Программа курса дополнительного образования «Рукодельница» составлена на основе нормативных документов:
Закон РФ «Об образовании», Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Сан ПиН 2.4.4.1251-03.
Устав ОГАПОУ «Губкинский горно-политехнический колледж».
Данная программа представляет собой разработанный дополнительный образовательный курс художественно-эстетического направления, который является важным направлением в развитии и воспитании.
Программа “Рукодельница” вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью таких видов художественного творчества, как конструирование из бумаги и ткани, создания цветов из атласных лент, газетных трубочек дает возможность поверить в себя, в свои способности. Художественное образование и эстетическое воспитание подразумевает и предполагает овладение знаниями, простейшими умениями и навыками.
Новизна данной образовательной программы опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта ребенка, его творческих способностей, нравственных качеств в работе, направленной на освоение предметного и практического содержания
и заключается в синкретизации разных техник бумагопластики и тани (оригами, папье-маше, торцевание, квиллинг, айрис – фолдинг, пейп – арт, фигурное вырезание, аппликация), изобразительного и цветового решения в создании и художественной обработке готовых изделий.
Актуальность данной программы заключается в: – специфическом подходе изучения данного предмета, позволяющем достичь учащимся высокого уровня мастерства;
– модульности программы, которая гарантирует четкость, глубину, последовательность изучения материала, отслеживания результатов полученных знаний. Опираясь на материалы научных исследований, которые утверждают, о важности творческого развития детей, делаем вывод, что актуальность программы также заключается в ее необходимости при развитии мышления, памяти, мелкой моторики рук, художественного, эстетического вкуса, творческих способностей обучающегося, что, в свою очередь, оказывает благоприятное воздействие на формирование нравственных качеств.
В соответствие с концепцией современного образования в основу программы были положены такие составные части как:
– изучение истории происхождения той или иной техники,
– связь с литературным творчеством, музыкой,
– интегрированная связь с другими предметами и образовательными программами.
В настоящее время делается акцент на перевод обучения на субъект-субъектную основу. Такой перевод требует такой педагогической технологии, которая бы обеспечила ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, склонностей, самостоятельности, коллективизма, умения осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Прохождение программы предполагает овладение учащимися комплексом знаний, умений и навыков модульно, что обеспечивает в целом ее практическую реализацию и творческое развитие. Модульное обучение с использованием информационно-коммуникационных технологий позволяет практически решить эту задачу. Программа предполагает семь модулей для изучения разных техник творчества, предусматривая развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.
7 блоков-модулей:
1 блок – Эхо старины – обереги.
2 блок – квиллинг (поделки из скрученных полосок бумаги).
3 блок – скрапбукинг (изготовление и оформление фотоальбомов и 3D открыток).
4 блок — пейп-арт (украшение панно и рисование салфетками).
5 блок – плетение из газетных трубочек.
6 блок – айрис-фолдинг (бумажная мозаика).
7 блок – канзаши (создание цветов из атласных лент).
Программа носит вариативный характер, и поэтому модули могут меняться с учетом потребностей и материально-технических возможностей обучающихся (в пределах объема часов данной программы).
По каждому блоку, входящему в программу, дается сумма необходимых теоретических сведений и перечень практических работ. Теоретические сведения содержат основные данные, связанные с процессом изготовления изделий. Их изложение предшествует практическим занятиям. Основную часть времени каждой темы занимает практическая работа. Все практические работы строятся по принципу от простого к сложному. Они могут быть учебными и творческими.
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе и создавать как индивидуальные, так и коллективные проектные работы. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Программа призвана научить детей репродуктивным путём, не только освоить сложные и трудоёмкие приёмы обработки разнообразных материалов и различные техники выполнения изделий декоративно-прикладного творчества, но и побудить творческую деятельность, направленную на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работы.
В программе используются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая основы материаловедения обучающиеся пользуются знаниями, полученными на уроках природоведения, естествознания, биологии, физики, химии. При работе с выкройками-лекалами, выполнении схем, эскизов изделий, работе над композицией применяются знания из областей черчения, рисования, математики.
В процессе работы по программе “Рукодельница” дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты создаваемого образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение, параллельно размышляя над литературными образами, героями.
Характерной особенностью данной программы является то, что она помогает воспитанникам в течение короткого времени сделать осознанный выбор в пользу того или иного вида декоративно – прикладного творчества, то есть самореализоваться и самоопределяться. Ученик работает максимум времени самостоятельно, учится планированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это дает возможность ему осознать себя в деятельности, самому определять уровень усвоения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях.
Меняется форма общения учителя и ученика. Оно осуществляется через модули и плюс личное индивидуальное общение.
Содержание каждого модуля строится на решении задач мировоззренческого, ценностно-смыслового плана, которые имеют своё содержательное преломление с учетом возрастных особенностей обучающихся.
Цель образовательной программы «Рукодельница» – развитие творческих способностей, эстетического и художественного вкуса, создание условий для творческой самореализации, воплощение в художественной работе собственной неповторимости и индивидуальности, адаптации к социальной среде.
Задачи программы:
Обучающие:
- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства;
- продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги и других материалов;
- приобретать навыки учебно-исследовательской работы.
Развивающие:
- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
- формировать творческие способности, духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности;
- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
- развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.
Воспитательные:
- осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание;
- воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям;
- добиваться максимальной самостоятельности детского творчества.
Принципы, лежащие в основе программы:
– доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
– наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).
«Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
– демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
– научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
– “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Ценность состоит в:
– авторском методическом сопровождении (технологические карты по темам, маршрутные карты для каждого ученика);
– богатом авторском дидактическом материале;
– создании условий для ликвидации перегрузки учащихся;
– предоставлении учащимся возможности выбирать свой способ обучения из альтернативы.
Отличительные особенности данной программы
Отличительная особенность данной программы состоит в широком спектре направлений декоративно-прикладной деятельности и глубиной изучения отдельных видов декоративно-прикладного творчества. Она является образовательной, комплексной, интегрированной и позволяет избежать монотонности в обучении, благодаря овладению обучающимися разнообразными видами декоративно-прикладного творчества.
Учебная работа может выполняться по готовому образцу – изделию. В ходе работы обучающиеся изучают технологические процессы изготовления деталей и приемы композиционного строения. При выполнении творческих работ происходит развитие индивидуальных способностей каждого воспитанника в конструкторском, художественном и технологическом исполнении.
На вводном занятии обучающиеся знакомятся с общими правилами безопасности труда, а перед началом работы по каждому блоку изучают безопасные приемы выполнения каждой технологической операции.
Педагог предлагает обучающимся знакомство с разными техниками, историей их создания. Знакомит с традициями русского народа, а в частности с оберегами из ткани.
Один из самых доступных материалов для создания поделок является бумага. Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (открытки, панно, закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.). Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, плетение – не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. При работе с бумагой обучающиеся познакомятся со следующими техниками: квилинг, скрапбукинг, айрис фолдинг, пейп – арт, поделки из газетных трубочек.
Следующий этап работы – изучение новой техники при работе с тонкой тканью, атласными и капроновыми лентами. Это не только увлекательно, но и модно, изящно и красиво. Быстро сложить кусочки ленты и получить замысловатый цветок, из которого можно создать украшение для любого наряда – вот что в жизни пригодится модницам.
В заключительном модуле обучающиеся знакомятся с техникой канзаши.
Воспитание и обучение в кружке осуществляется “естественным путем”, в процессе творческой работы. Участие преподавателя в создании поделок и композиций осуществляется “сквозь” ребенка, т.е. ученик получает от педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла и собственных, соответствующих возрасту, представлений о мире. Одно из условий освоения программы – стиль общения педагога с детьми на основе личностно-ориентированной модели. Место педагога в деятельности меняется по мере развития интереса и овладения детьми навыками конструирования. Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие, воспитывает уверенность в себе. Образные представления, у обучающихся, значительно опережают их практические умения. Поэтому предполагаются игры-упражнения, упражнения по цветоведению, задания, обогащающие словарный запас. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед конструированием поделок, так и во время работы. Выполнение творческих заданий на темы сказок служат развитию воображения и фантазии, позволяют не только выявлять индивидуальные творческие возможности, но и решать нравственно-этические задачи в образной форме. При выполнении задания перед обучающимися ставится задача определить назначения своего изделия. Подобная установка дисциплинирует обучающихся, дает хороший осознанный подход к решению и чисто пластических задач объемной формы. С первых же занятий дети приучаются работать по плану.
Программа соединяет игру, труд и обучение в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач (при ведущем значении последних). Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ. Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным. С первых же занятий дети начинают понимать, что понятие “мусор” для художника не существует. Любой предмет, любая случайная находка могут быть преображены им и стать художественным произведением. Особое внимание уделяется созданию в коллективе доброжелательной творческой обстановки, что способствует выявлению индивидуальности каждого.
Программа предназначена для обучающихся 15-19 лет. Программа “Рукодельница” рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся три раза в неделю по три часа, 360 часов -1 группа обучения, 360 часов – 2 группа обучения. Для успешного освоения программы численность детей в группе кружка составляет 12 человек. Состав постоянный, набор свободный.
Программой предусмотрен индивидуально – ориентированный подход к обучению воспитанников. Выбор структуры занятия зависят от основной цели конкретного занятия, возраста воспитанников, степени усвоения предыдущего материала.
Программа предусматривает коллективные занятия по изготовлению работ, например, для выставок детского творчества. Коллективный труд значительно ускоряет процесс изготовления, позволяет распределить задания с учетом умений и навыков каждого воспитанника.
Режим занятий
Общее число в год – 360 часов. Число занятий в неделю – 9 часов: 3часа по 45 мин., с 10-минутным перерывом
Формы организации деятельности на занятиях индивидуальная и групповая, осуществляется в соответствии с требованиями развивающего обучения. Занятия строятся таким образом, что теоретические и общие практические навыки даются всей группе, а дальнейшая работа ведется в индивидуальном темпе с учетом личностных качеств обучающихся; – презентация.
Основной формой обучения является учебное занятие.
Программой предусмотрены также формы воспитательной работы:
– мероприятие – события, занятия;
– дела – общая работа, важные события для коллектива, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самому себе.
Типы учебных занятий:
– изучение нового материала;
– самостоятельная работа;
– обобщающее повторение;
– контрольно-учетное занятие;
– комбинированное.
Методы обучения:
– объяснительно-иллюстративный;
– репродуктивный;
– проблемный;
– частично-поисковый;
– творческий.
Приемы обучения:
– словесные – рассказ, беседа;
– наглядные – таблицы, схемы, видеофильмы;
– практические – самостоятельная, практическая работы.
Работа с родителями:
– открытые занятия для родителей;
– помощь детям в использовании поделок.
Ожидаемые результаты
К концу освоения программы обучающиеся должны знать:
- понятия обереги, оригами, папье-маше, торцевание, квиллинг, айрис- фолдинг, пейп-арт, аппликация, фигурное вырезание;
- правила работы в техниках оригами, папье-маше, торцевание, квиллинг, айрис-фолдинг, пейп-арт, фигурное вырезание, аппликация;
- свойства различных видов бумаги, ткани, ниток;
- материалы, инструменты и приспособления для работы с тканью, бумагой и правила работы с ними;
- технику безопасности при работе с колюще-режущими инструментами;
- основные правила цветоведения;
- правила организации и планирования работы.
Должны уметь:
- самостоятельно выполнять обереги, изделия в техниках оригами, папье-маше, торцевание, квиллинг, айрис-фолдинг, пейп-арт, фигурное вырезание, аппликация;
- оформлять изделия в соответствии с правилами цветоведения;
- пользоваться чертежными инструментами, уметь выполнять простейшие геометрические построения;
- самостоятельно составлять композиции из бумаги;
- читать и записывать схемы оригинальных поделок;
- изготавливать шаблоны моделей по чертежам;
- самостоятельно работать по схемам, чертежам, таблицам;
- правильно организовывать и планировать работу.
Прогнозируемые результаты
В результате обучения по данной программе обучающиеся:
– научатся различным приемам работы с бумагой, лентами, х/б тканью и сентепоном, капроном и другими материалами;
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия, пользуясь инструкционными картами и схемами;
– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинг, канзаши, пейп-арт, скрапбукинг, и др.
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазию;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе;
– примут участие в выставках работ муниципального и регионального уровней.
Способы определения результативности:
Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:
- начальный контроль (сентябрь – анкета);
- текущий контроль (в течение всего учебного года – мониторинг знаний и умений, выставка работ);
- промежуточный контроль (январь – тесты, выставка);
- итоговый контроль (июнь – выставка работ, итоговый тест).
С целью выявления уровней обученности предлагается следующая градация:
I уровень – репродуктивный с помощью педагога;
II уровень – репродуктивный без помощи педагога;
III уровень – продуктивный;
IV уровень – творческий.
Педагогический контроль знаний, умений и навыков обучающихся в творческом объединении осуществляется в несколько этапов и предусматривает несколько уровней:
1.Тестовый контроль, представляющий собой проверку репродуктивного уровня усвоения теоретических знаний с использованием карточек-заданий по темам изучаемого курса.
- Фронтальная и индивидуальная беседа.
- Цифровой, графический и терминологический диктанты.
- Выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности.
- Решение ситуационных задач направленых на проверку умения использовать приобретенные знания на практике.
- Решение кроссвордов.
- Игровые формы контроля.
Промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и выставках разного уровня: внутри колледжа, муниципальных, областных в области декоративно-прикладного творчества.
Количественная оценка результатов обучения (по 3-бальной шкале) осуществляется по системе «МОНИТОРИНГ совершенствования практических умений и навыков обучающихся», Приложение 1.
Итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время обучения в творческом объединении «Показатели успешности освоения дополнительной образовательной программы», Приложение 2,
а также предусматривает выполнение комплексной работы, включающей изготовление изделия по единой предложенной схеме и творческую работу по собственным эскизам с использованием различных материалов.
Конечным результатом выполнения программы предполагается выход обучающихся на III – IV уровни обученности: участие в выставках, смотрах и конкурсах различных уровней.
Критериями результативности данной программы является:
- соблюдение правил ТБ, рациональная организация рабочего места;
- правильность выполнения трудовых приёмов;
- качество выполненных заданий;
- применение полученных знаний и умений при изготовлении декоративных изделий;
- соблюдение технологии изготовлении изделий;
- аккуратность работы;
- оформление и отделка готовых работ;
- высокий художественный уровень изделий;
- самостоятельность выполнения творческой работы от идеи до готового изделия.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
отслеживания результатов образовательной деятельности
Фамилия, имя ребёнка | Раздел программы | Степень сложности выполненной работы | Степень самостоятельности выполнения работы | Свободное владение техническими приемами | Гибкость мышления и творческий подход | Качество исполнения, эстетический уровень |
Учебно-тематический план
№ п/п | Содержание и виды работы | Количество часов – теория | Количество часов – практика | Общее количество часов |
1 | Вводное занятие. История декоративно-прикладного искусства. Безопасность труда, пожарная безопасность | 3 | – | 3 |
2 | Материалы для работы, их виды. | 2 | 1 | 3 |
3 | Основы цветоведения и композиции. | 3 | – | 3 |
4 | Модуль 1. Эхо старины – обереги. | 9 | 51 | 60 |
4.1 | История тряпичной куклы | 3 | – | 3 |
4.2 | Изготовление кукол-обереги. | 10,5 | 28,5 | 39 |
4.3 | Оформление творческой работы | 1,5 | 16,5 | 18 |
5 | Модуль 2. Волшебный мир квиллинга | 15,5 | 62,5 | 78 |
5.1 | Просмотр работ в этой технике. Основные формы техники. Приемы работы. | 2 | 1 | 3 |
5.2 | Композиция из цветов. Открытка | 1,5 | 7,5 | 9 |
5.3 | Цветочное панно. | 3 | 12 | 15 |
5.4 | Коллективный проект «Краски осени». | 3 | 12 | 15 |
5.5 | Объемные фигуры. Приемы работы. | 4 | 17 | 21 |
5.6 | В мире насекомых (пчела, стрекоза, бабочка). | 2 | 13 | 15 |
6 | Модуль 3. Скрапбукинг – фантазируем креативно | 4,5 | 22,5 | 27 |
6.1 | Открытка ко Дню матери (или Новогодняя открытка) | 2 | 7 | 9 |
6.2 | Оформление фотографии | 1,5 | 7,5 | 9 |
6.3 | Индивидуальные работы в технике квиллинг и скрапбукинг на свободную тему. | 1 | 8 | 9 |
7 | Модуль 4. Пейп-арт – удивительные краски | 6,5 | 26,5 | 33 |
7.1 | Приемы скручивания. Ваза для цветов, подставка под карандаши. | 3 | 12 | 15 |
7.2 | Рисуем картинки салфетками. | 3,5 | 14,5 | 18 |
8 | Модуль 5. Увлекательное плетение из газетных трубочек | 8,5 | 39,5 | 48 |
8.1 | Крутим трубочки. Приемы плетения. | 2 | 7 | 9 |
8.2 | Подставка под горячее. | 2,5 | 12,5 | 15 |
8.3 | Шкатулка для мелочей. | 4 | 20 | 24 |
9 | Модуль 6. Айрис-фолдинг – бумажная радуга | 13,5 | 34,5 | 48 |
9.1 | Знакомство с техникой изготовления схем. | 2 | 4 | 6 |
9.2 | Создание работ по схемам. Изготовление картинок: звезда, елка, ангел, цветок, сердце, бабочка, дельфин, ёлка, кленовый лист, улитка (на выбор). | 9 | 21 | 30 |
9.3 | Открытки к празднику. | 2,5 | 9,5 | 12 |
10 | Модуль 7. Удивительные цветы (канзаши) | 10 | 41 | 51 |
10.1 | Техника безопасности. Приемы работы. | 2 | 4 | 6 |
10.2 | Оригинальные заколки и броши. | 4 | 17 | 21 |
10.3 | Цветочная картина. | 4 | 20 | 24 |
11 | Радуга творчества – завершаем учебный год | 1 | 5 | 6 |
Итого | 76,5 | 283,5 | 360 |
Содержание деятельности.
Введение в декоративно-прикладное творчество.
Тема 1. Вводное занятие. История декоративно-прикладного искусства (презентация). Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами.
Тема 2 Материалы для работы, их виды (ткани, бумага, нитки)
Тема 3. Основы цветоведения и композиции. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета.
Модуль 1. Эхо старины – обереги.
Тема 4. Просмотр презентации «Обереги». Материалы для изготовления оберегов. Основные приемы выполнения работ. – 3 часа
Тема 5. Изготовление кукол-обереги (39 часов)
Изготовление куклы «Зайчик на пальчик» -3часа
Тема 6. Изготовление куклы «Кувадка» (мальчик и девочка) – 3 часа
Тема 7. Изготовление куклы «Кулема» -3 часа
Тема 8. Изготовление куклы «Масленица» – 6 часов
Тема 9. Изготовление куклы «Берегиня» -3 часа
Тема 10. Изготовление куклы «Желанница» -3 часа
Тема 11.Изготовление куклы «Хороводница» – 3 часа
Тема 12.Изготовление куклы «Неразлучники» – 3 часа
Тема 13. Изготовление куклы «Десятиручка» -3 часа
Тема 14. Изготовление куклы «Пеленашка» -3часа
Тема 15. Изготовление куклы «Колокольчик» – 3часа
Тема 16. Изготовление куклы «Подорожница» – 3часа
Тема 17. Изготовление куклы «Крупеничка» -3 часа
Тема 18- 23. Выполнение композиций по выбору на конкурсы разного уровня в соответствии с календарными датами
Модуль 2
Волшебный мир квиллинга
Тема 1. Просмотр работ в этой технике (презентация). Основные приемы работы.
Тема 2-. Композиция из цветов. Изготовление открытки ко Дню Учителя, применяя формы роллов: капля, глаз, полумесяц, завиток, стрела.
Тема 3. Цветочное панно. Изготовление бахромчатых цветов (астры, георгины) и создание осенней композиции на картоне.
Тема 4. Коллективный проект «Краски осени». Обсудить эскиз, разделившись на группы, сделать заготовки для цветов, листьев, ветки рябины, грибов, яблок. Познакомиться с литературными и музыкальными произведениями, в которых воспевается осенняя красота.
Тема 5. Объемный квиллинг. Изучить технику выполнения объемных фигур. Изготовление желудей, грибов и др. поделок.
Тема 6. В мире насекомых. Учимся делать бабочку, стрекозу, пчелу из роллов на плоскости и объемно.
Тема 7. Приемы работы украшения и оформления шкатулок, подставок, подарочных наборов Просмотр работ в этой технике (презентация).
Тема 8. «Все краски лета» – коллективный проект. 1этап: презентация красочных фотографий о лете. Зарисовка композиций. Распределение заданий. 2 этап: подборка материалов для создания работы, изготовление отдельных частей; 3 этап: собрать все детали в единую картинку, выучить стихотворения; 4 этап: защита работы.
Тема 9. Объемный квиллинг. Путем склеивания роллов создаем геометрический рисунок для блюдца и чашки небольшого размера.
Тема 10. Осенняя композиция «Ветка рябины» изготавливается по замыслу ребенка. Это может быть панно или ветка в вазочке.
Модуль 3.
Скрапбукинг – фантазируем креативно
Тема 1. Что такое скрапбукинг? Как оформить фотоальбом креативно. Просмотр работ в этой технике (презентация). Приемы работы.
Тема 2. Готовим поздравительные открытки ко Дню матери (или Новогодняя открытка), сочетая две техники: скрапбукинг и квиллинг.
Тема 3. Изготовление рамки для фото. Украшение рамки цветами и листочками (квиллинг) и другими подручными материалами (бусинки, пуговицы, кружево).
Тема 4. Поделки на свободную тему предполагают полет детской фантазии при создании разнообразных панно и картин с применением бусин, пуговиц, ткани, кружев и бумаги. Просмотр иллюстраций детской энциклопедии.
Модуль 4.
Пейп-арт – удивительные краски!
Тема 1. Знакомство с новой техникой. Просмотр работ (презентация). Приемы скручивания. Оформление вазы для цветов, подставок под карандаши.
Тема 2. Рисуем картинки салфетками. Миниатюры на свободную тему. Выбор темы работы. Зарисовка эскиза. Выполнение работы.
Тема 3. Любимые герои сказок и мультфильмов. Раскрашиваем салфетками.
Тема 4. Ветка сакуры. Рисуем эскиз, подбираем подходящие по цветовой гамме салфетки, делаем заготовки и начинаем «рисовать» – заполнять пространство смоченными в воде кусочками салфеток.
Тема 5. Топиарий, или как его еще называют «Европейское дерево» или «Дерево счастья» – украшение интерьера, которое очень часто используют в европейской флористике. Готовим салфетки. Срезаем сгибы с двух сторон.. Нужно где-то 50-60 салфеток одного цвета, получится немногим больше 200 квадратов. На один цветок из салфеток для топиария потребуется где-то 8-10 нарезанных квадратиков, из которых, методом склеивания, мы создаем крону дерева.
Тема 6. Браслет. Основа браслета – бобина от скотча или пластиковой бутылки. Делаем заготовки-нити из салфеток и начинаем приклеивать их на основу, создавая узор.
Тема 7. Декорирование вазы. Из бумажных трубочек выкладываем фигурки и клеим их на вазу. Когда весь узор высохнет, покрываем вазу акриловыми красками или цветочками, изготовленными в технике квиллинг.
Модуль 5.
Увлекательное плетение из газетных трубочек
Тема 1. Скручивание трубочек. Прием плетения «веревочка», газетные трубочки наращивают в процессе работы, вставляя их друг в друга и приклеивая. Приемы окраски трубочек.
Тема 2. Плетем подставку под горячее путем скручивания готовых трубочек в колесико. Склеиваем детали клеем-пистолетом.
Тема 3. Нужные в быту вещицы – плетем шкатулку для мелочей изученными приемами. Простое послойное плетение. Приемы плетения прямоугольной шкатулки – дна, стенок, крышки.
Тема 4. Плетем круглую шкатулку (или вазу – вазы плетут по часовой стрелке).
Модуль 6.
Айрис-фолдинг – бумажная радуга
Тема 1. Учимся строить схемы. На листе чертим треугольник (квадрат, ромб, пятиугольник) необходимых вам размеров. Теперь, двигаясь в одном направлении, от каждой вершины откладываем отрезок 1 см (или 1.5 см). Соединяем отмеченные нами точки и получаем новый треугольник. Далее работаем с треугольником, который внутри. Откладываем от каждой вершины отрезки по 1 см и соединяем Продолжаем построения точно так же), пока не получится маленький треугольник внутри .
Тема 2. Создание картинок с изображением. Необходимо перевести контур нашего рисунка при помощи копировальной бумаги на лист бумаги, который будет служить нам фоном. Дальше вклеиваем наш шаблон в вырезанную часть при помощи приклеивания сзади нашего листа – фона. И вот, в конце концов – изготовления наших полосок и приклеивания их поверх шаблона на базе обозначенных цветов и полосок.
Тема 3. Делаем открытку ( можно применить разные техники: айрис-фолдинг, скрапбукинг, квиллинг). Необходимо понять, что мы желаем получить в конечном итоге – для кого будет эта открытка. Создаем эскиз и приступаем к изготовлению отдельных деталей – звезда, елка,ангел;цветок, сердце, бабочка; улитка, кленовый лист – затем составляем композицию и приклеиваем все детали.
Тема 4. Сюжетные открытки – к празднику (пасхальная открытка).
Модуль 7.
Удивительные цветы – канзаши.
Тема 1. Приемы работы. Техника безопасности при работе с иглой, зажигалкой. С одеждой, к примеру, все просто и понятно – достаточно приобрести модную эффектную обновку, и вопрос решается сам собой. Совсем другое дело – прическа, ведь ее достаточно сложно менять так же часто, как наряды. Палочкой-выручалочкой в выполнении столь непростой задачи выступает канзаши.
Тема 2. Оригинальные украшения – заколки для волос и броши. Основой для изготовления любого цветка являются лепестки; чаще всего их «развертка» представляет собой обычные квадратики, вырезанные из красивой ткани или атласной ленты. Квадратики складываются по диагонали, соединяются уголками и сшиваются или склеиваются между собой. Для начала можно попробовать сделать какое-нибудь не слишком сложное украшение для себя. Так одновременно и внесете легкую восточную нотку в свой облик, и получите удовольствие от работы, созданной своими руками.
Тема 3.Украшаем ободок для девочки. Композиция из нескольких цветов объединяется в единый букетик и приклеивается к основе
Тема 4. Все для модницы. Делаем украшение в едином стиле. Заколка, брошь серьги и колье из разных лепестков – круглых и остроконечных. Подбираем нежное сочетание красок.
Тема 5. Готовимся к Дню Победы. Делаем символ победы из Георгиевской ленты
Тема 6. Цветочная картина. На бархатной бумаге создаем композицию из тканевых цветов. Мелодии цветов сопровождают нашу работу.
Радуга творчества – завершаем учебный год
Тема 1. Творческая мастерская «Вот что я умею!» Изготовление поделок, совмещая разные техники. Фантазируем, мыслим креативно.
Творческий отчет. Выставка поделок учащихся.
Тема 2.Итоговая аттестация. Викторина. Тест.
Методическое обеспечение программы
Методическое обеспечение образовательной программы “Рукодельница” включает в себя дидактические принципы, методы, техническое оснащение, организационные формы работы, формы подведения итогов.
При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации учебного процесса и дидактическим принципам. Прежде всего, это принцип наглядности, так как психофизическое развитие учащихся 15–19 лет, на который рассчитана данная программа, характеризуется конкретно-образным мышлением. Следовательно, учащиеся способны полностью усвоить материал при осуществлении практической деятельности с применением предметной (образцы изделий, практические упражнения, экскурсии), изобразительной (учебно-наглядные пособия) и словесной (образная речь педагога) наглядности. Естественно, что достижение поставленной цели в учебно-воспитательной деятельности во многом зависит от системности и последовательности в обучении. При строгом соблюдении логики учащиеся постепенно овладевают знаниями, умениями и навыками. Ориентируясь на этот принцип, педагог составляет учебно-тематическое планирование все же с учетом возможности его изменения. Большое внимание также уделяется принципам доступности и посильности в обучении, методу активности, связи теории с практикой, прочности овладения знаниями и умениями.
При организации работы кружка используется дидактический материал. Он включает в себя образцы изделий, выполненные педагогом и учащимися, рисунки, открытки и эскизы, специальную и дополнительную литературу, фотографии детских работ и профессиональных работ, разработку отдельных тематических занятий, презентации и видеоролики.
Условия реализации программы.
Чтобы успешно обучить детей, необходимо, прежде всего, владеть знаниями, умениями и навыками изготовления разнообразных доступных и посильных для детей данного возраста изделий, имеющих практическую значимость.
Помещение для проведения занятий должно быть светлым, соответствовать санитарно – гигиеническим требованиям. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения. В процессе обучения учащиеся и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда.
Для успешной реализации программы необходимо материально – техническое обеспечение: бумага офисная цветная марки «Color», бумага офисная белая, бумага цветная, гофробумага, картон цветной, гофрокартон, картон белый большой, карандаши, клей ПВА, клей Момент – Кристалл, клей-карандаш, клеящий пистолет, проволока медная диаметром 2-5 мм и 0,5 мм, капроновые нитки, английские булавки, ножницы, иглы длинные вязальные, лента атласная и капроновая шириной 4 и 5 см., газеты и журналы, салфетки бумажные разноцветные, бусы для украшения, стразы, мультимедиа для просмотра презентаций и видеороликов.
Понятийный словарь
Декоративно-прикладное искусство – это раздел декоративного искусства, охватывающий ряд отраслей творчества, который посвящён созданию художественных изделий, предназначенных для быта.
Технология – это совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
Навык – сформированное, автоматически осуществляемое движение, не требующее сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения.
Результативность – результат + качество.
Понятийный словарь для учащихся.
КВИЛЛИНГ, бумагокручение, бумажная филигрань — искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции. На английском языке называется quilling — от слова quil (птичье перо). Возникло оно в средневековой Европе, где монахини создавали медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумажные полоски с позолоченными краями, что создавало имитацию золотой миниатюры.
СКРАПБУКИНГ – вид рукодельного искусства, заключающегося в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов. Этот вид творчества представляет собой способ хранения личной и семейной истории в виде фотографий, газетных вырезок, рисунков, записей и других памятных мелочей, используя своеобразный способ сохранения и передачи отдельных историй с помощью особых визуальных приёмов вместо обычного.
АЙРИС ФОЛДИНГ – удивительная художественная техника, позволяющая создавать с помощью бумаги и клея необычайно яркие и веселые композиции с эффектом объемного изображения. Суть ее можно описать в двух словах. На листе картона или плотной бумаги рисуется контур какой-либо фигуры. По нарисованному контуру вырезается отверстие, которое с изнанки листа заполняется полосками сложенной вдвое цветной бумаги. Их укладывают в строго определенном порядке по заранее составленной схеме. При этом полоски слегка накладываются друг на друга и фиксируются любым клеящим материалом. Просто, но очень красиво. Эффектно. Обычно полоски бумаги накладываются под углом в виде закручивающейся спирали. Этим и объясняется странное на первый взгляд название художественной техники – работы зачастую похожи на диафрагму фотокамеры или радужную оболочку глаза. Дословно название техники Iris Folding можно перевести с английского, как «радужное складывание». Техника айрис фолдинг зародилась в Голландии (Нидерланды), а оттуда распространилась в другие страны и сегодня активно используется любителями бумажных поделок.
ПЕЙП-АРТ— один из видов многогранной техники аппликация,техника-имитатор других более дорогостоящих и трудоёмких техник изображения. Всё просто и доступно, как в выкладывании мозаики. Основа — лист картона, материал — скрученные нити из салфетки и разорванная на кусочки салфетка (несколько цветов), инструмент — клей и ваши руки. Составляя картину из разноцветных салфеток, мы предварительно разрезаем и смачиваем их, скручивая в трубочки. В результате возникает эффект акварельной или даже масляной живописи.
ПОДЕЛКИ ИЗ ГАЗЕТНЫХ ТРУБОЧЕК – плетение ложек, вееров, шкатулок и корзинок из скрученных газетных трубочек дает ощущение, что перед нами предметы, сделанные из лозы.
КАНЗАШИ – это искусство создания цветов из атласных и капроновых лент, японские традиционные женские украшения для волос. Канзаши носят с кимоно. Поначалу они напоминали обычные шпильки, но со временем их форма и материалы для изготовления стали усложняться. Хотя японское слово «кандзаси» наверняка происходит от оборота «воткнутое в волосы», существует и другая версия: японцы издревле украшали головы полевыми цветами перед тем, как обратиться к богам. Эти цветы получили название «воткнутые цветы».
ИЗОНИТЬ – графическое изображение нитью.
МУЛИНЕ – нитки для вышивания.
ПАСМА – 6 тонких нитей в одной нити мулине.
ПАННО – это изделие служит украшением.
АППЛИКАЦИЯ – вид отделки изделия.
СРЕЗ – край вырезанной детали.
ШАБЛОН – готовый образец будущей детали.
ИГЛА – инструмент имеющий острый конец и ушко.
УВЕЛИЧИТЬ РИСУНОК – сделать больше по размеру.
УМЕНЬШИТЬ РИСУНОК – сделать меньше по размеру.
ТЕМНЫЙ ЦВЕТ – лишённый света.
СВЕТЛЫЙ ЦВЕТ – дающий яркий свет.
КОМПОЗИЦИЯ – составление, соединение.
ШИЛО – колющийся острый инструмент.
Литература
- Ивановская Т.В. «Волшебная изонить», М.: РИПОЛ классик, 2012. -256 с., ил.
- Мелосская Божена «Искусство вырезания из бумаги», Аргумент Принт, 2013.-256 с., ил.
- Пойда О.В. «Чудесные поделки из всякой всячины своими руками», М.: Полиграфиздат, 2010. – 112 с., ил.
- Мешакина Л.В. «Мозаика из яичной скорлупы», М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. – 80 с., ил.
- Див ан Никерк «Роскошные розы из шелковых лент и органзы», М.: Контент, 2011, – 160 с., ил.
- Сильви Блондо, «Цветы из ткани. Канзаши», М.: Контент, 2012. -80 с., ил.
- Егорова И.В., «Плетение из газет», М.: РИПОЛ классик, 2014. -256 с., ил.
- Стрельцова С.В. «Букеты из конфет», М.: ОЛМА медиа групп, 2012. -96 с., ил.
- Джейн Дженкинс «Трехмерный квиллинг. Объемные фигурки из бумажных лент», М.: Контент, 2012, – 48 с., ил.
- Диана Боден Крейн «Фантазии из бумажных лент. Миниатюрный квиллинг», М.: Контент, 2011, – 48 с., ил.
- Элизабет Моуд «Волшебный квиллинг», М.: Контент, 2012, – 80 с., ил.
- Зайцева А.А. «Красивые птицы в технике модульного оригами», М.: Эксмо, 2013, – 64 с., ил.
- Юртакова А.Е., Юртакова Л.В. «Квиллинг. Объемные фигурки», Донецк: СКИФ, 2012, – 64 с., ил.
- Моргунова К.П. «Квиллинг. Фигурки животных из гофрокартона», Донецк: СКИФ, 2012, – 64 с., ил.
- Жукова И.В. «Куклы – оригами», Донецк: СКИФ, 2012, – 64 с., ил.
- Жукова И.В. «Оригами. Фигурки животных», Донецк: СКИФ, 2012, – 64 с., ил.
Приложение №1
Количественная оценка результатов обучения (по 3-бальной шкале) осуществляется по системе
МОНИТОРИНГ
совершенствования практических умений и навыков обучающихся
Показатели оценивания качества выполнения практических
работ |
Критерии оценки | |||
3 балла
|
2 балла | 1 балл | 0 баллов | |
Степень сложности выполненной работы | Высоки уровень сложности. Сюжетно-тематическая декоративная композиция, выполненная с применением разнообразных технологических приемов и использованием различных художественных техник | Повышенный уровень сложности.
Сюжетно-тематическая декоративная композиция, выполненная с применением разнообразных технологических приемов |
Средний уровень сложности Предметная декоративная композиция, выполненная с применением разнообразных технологических приемов | Элементарный уровень сложности
Предметная декоративная композиция, выполненная с применением одного несложного технологического приема |
Степень самостоятельности выполнения работы | Полностью самостоятельное выполнение работы | Разовое обращение за помощью к педагогу. | Неоднократное обращение за помощью к педагогу. | Систематическая помощь и контроль со стороны педагога
|
Свободное владение техническими приемами
|
Использование разнообразных технологических приемов без обращения за помощью к педагогу | Использование разнообразных технологических приемов с привлечением помощи педагога
|
Использование ограниченного количества из числа изученных технологических приемов | Неграмотное использование технологических приемов |
Гибкость мышления и творческий подход | Использование при выполнении задания собственных нестандартных решений, оригинальных способов выполнения задания
|
Использование при выполнении задания нестандартных решений с привлечением помощи педагога
|
Использование при выполнении задания элементов нестандартных решений
|
Уровень выполнения заданий репродуктивный. |
Качество исполнения, эстетический уровень
|
Удачное композиционное и колористическое решение.
Высокое качество исполнения.
|
Удачное композиционное и колористическое решение. Незначительная небрежность в исполнении отдельных элементов композиции
|
Неудачное композиционное и колористическое решение. Незначительная небрежность в исполнении отдельных элементов композиции
|
Неудачное композиционное и колористическое решение. Небрежное, неаккуратное исполнение |
Приложение 2.
Показатели успешности освоения дополнительной образовательной программы
Оцениваемые параметры и критерии обученности
Показатели (оцениваемые параметры)
|
Критерии
|
Степень выраженности оцениваемого качества
|
Методы диагностики
|
Возможное
количество баллов
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1.2.Владение специальной терминологией | Осмысленность и правильность использования специальной терминологией | минимальный уровень (ребёнок избегает употреблять специальные термины);
средний уровень (ребёнок сочетает специальную терминологию с бытовой); максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием) |
собеседование | 3
4 5 |
II. Практическая подготовка ребёнка
2.1.Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана) |
Соответствие практических умений и навыков программным требованиям |
минимальный уровень (ребёнок овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков; средний уровень (объём усвоенных умений и навыков составляет более ½); максимальный уровень (ребёнок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период) |
контрольное задание по направлению деятельности |
3 4 5 |
2.2.Владение специальным оборудованием, оснащением | Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения | минимальный уровень умений (ребёнок испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием, оснащением);
средний уровень (работает с оборудованием, оснащением с помощью педагога); максимальный уровень (работает с оборудованием, оснащением, не испытывая особых трудностей) |
контрольные задания | 3
4 5 |
2.3.Творческие навыки | Креативность в выполнении практических заданий
|
начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребёнок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога);
репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца); творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества) |
контрольное задание | 3
4 5 |
III. Общеучебные умения и навыки
3.1.Учебно-интеллектуальные умения:
3.1.1.Умение подбирать и анализировать специальную литературу |
Самостоятельность в подборе и анализе литературы |