«ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мастер – класс с элементами тренинга Малыхиной Елены Владимировны, педагога – психолога МДОУ «Детского сада №10» села Чернолесского для воспитателей.
Цель: Представление опыта работы по использованию игровых технологий для формирования коммуникативных навыков у детей.
Задачи: Познакомить участников мастер-класса с играми коммуникативного характера, посредством которых у детей развивается умение согласовывать свои действия с действиями сверстника. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по формированию коммуникативных навыков посредством игр и упражнений.
Материалы и оборудование: стулья, столы, ваза с водой, поднос, цветные камешки, мячи (8 шт.), ориентиры (2 шт.), скакалки для «мостика» (4 шт.), палки «скалки», «волшебная палочка талантов», картинки зверей и птиц, гуашь в емкостях (5 цветов), спонжи, ватман, ролики для рисования, салфетки сухие и влажные, песочные часы (5и 10 минут), маленькие надувные шарики, цветик- разноцветик.
Музыкальное оборудование: музыкальные игры «Здравствуй друг», «Дружочек», ассорти для игры «Волшебная палочка талантов» и др.
Коммуникация – способность взаимодействовать друг с другом, умение воспринимать и понимать друг друга.
Педагогам предлагается надеть ленточки с фигурами, чтобы легче было делиться на подгруппы, команды.
Педагог – психолог: Представляю вашему вниманию мастер-класс с элементами тренинга «Формирование коммуникативных навыков общения старших дошкольников через игровую деятельность».
Общение с другими людьми зарождается в дошкольном возрасте. От того как сложатся отношения со сверстниками у ребенка в детском коллективе зависит становление его как личности в дальнейшей жизни.
В настоящее время вызывает тревогу – неумение детей общаться, сказывается недоразвитие нравственной и эмоциональной сферы детей.
Родителей волнует не только интеллектуальное развитие ребенка, но и вопрос о том, сумеет ли он влиться в школьный коллектив, сумеет ли адаптироваться к новым социальным условиям, наладить контакт со сверстниками и взрослыми.
Как правило, в каждой группе есть дети мало контактные, к сожалению, иногда, мы замечаем в поведении наших детей агрессию, замкнутость, тревожность.
Уважаемые коллеги, подумайте и скажите, пожалуйста, какие чувства, какие мысли и эмоции вызывает у вас ребенок с такими вот особенностями в поведении? Озвучивая, проговаривая свои мысли, опускайте камешки в сосуд с водой (вызывает желание чем-то помочь, хочется уделять больше внимания, вызывает тревогу, сострадание, чувство растерянности, необходима помощь профессионала, необходимо сотрудничество с родителями, взрослые должны проявлять к таким детям максимум внимания, к сожалению таких детей становится все больше…. и т.д.) Педагоги проговаривают свои мысли и опускают камешки в сосуд наполненный водой, стоящий на подносе.
Педагог – психолог: Видите, сколько беспокойства вызывают дети с нарушениями в общении. Эмоции (вода) выплеснулись через край наружу. И что же нам с этим делать?
Хочется вспомнить, что ведущий вид деятельности дошкольника, это что? – игра. Ребенок не умеющий играть не может содержательно общаться с другими, он не может самостоятельно контактировать в совместной игре, его не волнуют проблемы сверстников, он не замечает их настроений и чувств, желаний.
Сегодня я хочу предложить вам игры, цель которых научить дошкольников выстраивать устойчивые и продуктивные взаимоотношения.
Для начала, проверим, насколько, мы с вами готовы работать. Будем учиться слушать, чувствовать, и понимать друг – друга. Сейчас, я, жестом озвучу фразу, вы внимательно прослушаете, а затем ее повторите.
Упражнение «Хлопки» Педагоги повторяют хлопки, сохраняя темп, ритм и количество (н-р: «Спартак чемпион-побеждает только он!» с хлопками в ладоши, по коленям, + топотушки).
Педагог – психолог: Есть контакт! Ну чтоже….1,2,3,4,5, становитесь в круг играть! Нам понадобится два круга, один внутренний (маленькие фигуры на ленточках), другой внешний (крупные фигуры). Идем в противоположном направлении, слушаем музыку, выполняем движения по тексту.
Игра музыкальная «Зашагали ножки…ЗДРАВСТВУЙ ДРУГ»
Музыкальная заставка №
Как сразу улучшилось наше настроение, вот это и есть основная цель коммуникативных игр, главное, чтобы дети учились общаться в комфортной для них обстановке. Общение может быть любым, но мы их учим именно доброжелательности и взаимопониманию.
Для следующей игры нам понадобится один большой круг и ведущий в кругу выполняющий действия о которых поется в песенке.
Игра музыкальная «Кто-то бегал по кружочку…Дружочек»
Музыкальная заставка №
Следующая игра «Перенеси мяч».
Делимся парами по названию геометрических фигур, (т.е., круг с кругом, квадрат с квадратом..) и все выстраиваемся в две колонны, состоящие из пар.
Ваша задача перенести мяч необычным способом. Держать мяч нужно головами (точнее лбами), ронять нельзя, дойти нужно с мячом до ориентира, обойти его, и вернуться назад, донести мяч нужно в целости и сохранности.
Музыкальная заставка «Песенка для друзей» №
Теперь нужно держать мяч плечом. Приготовились, и пошли!
Ну, что же, молодцы! Настоящие партнеры! Положите, пожалуйста, мячи в корзинку.
Для следующей игры я предлагаю вам, разделиться по цвету фигур на ваших ленточках. Следующая игра называется «Мостик»
Я покажу вам некий мостик, который пролегает через бурную-бурную речку. Те, у кого маленькие фигурки, идут на правый берег, те, у кого большие фигурки, остаются на левом берегу (мостик из веревок или скакалок выложен в две полосы, ширина между которыми приблизительно 30 см.)
Этот мостик, как вы, видите достаточно узкий. Партнеры идут навстречу друг-другу, в каком-то месте обязательно встречаются на мостике, ваша задача, разойтись так, чтобы не уронить друг друга в бурную реку, каждый должен попасть на противоположный берег. Идем очень аккуратно, так, чтобы не упасть в воду, но и товарища своего не утопить.
Музыкальная заставка «Неприятность эту мы переживем» №
Следующая игра «Скалочка» (автор Татьяна Новоселова) Нам понадобится девочка Наталочка, можно две девочки сразу. Все идут по кругу, девочки Наталочки со скалками идут в противоположном направлении.
Жила-была Наталочка, а у Наталки скалочка.
Перестала Ната стряпать, стала скалка громко плакать:
Я пойду-пойду-пойду и хозяику я найду.
На кого я покажу быть хозяйкой попрошу!
Ты, катай меня, дружок.
Будет вкусным пирожок.
Ты, катай меня, катай
И другому передай!
Для следующей игры нам будет достаточно 8-10 человек, желающие прошу вас вместе со стульчиками расположиться вот тут.
Итак, следующая игра называется «Звериное пианино»
Представьте, что вы клавиши пианино, ну а я – пианистка. Я буду вас, т.е. клавиш касаться, а ваша задача издавать звуки тех животных и птиц, которые изображены на ваших картинках. Эти звуки нужно издавать столько раз, сколько раз я до вас дотронусь.
Следующая игра «Волшебная палочка талантов»
Эта волшебная палочка раскроет сейчас ваши таланты, в кого она вас превратит мы скоро узнаем.
МИКРОФОН – звезда эстрады №
ГИТАРА – рок гитаристка №
ЛОШАДКА – наездница №
САКСОФОН – саксофонистка №
СКРИПКА – скрипачка №
ШТАНГА – штангистка №
УДОЧКА – рыбачка №
КЛЮШКА – хоккеистка №
БАЛАЛАЙКА №
Упражнение «Художники»
(Для этого упражнения достаточно будет 6 человек) все остальные могут присесть на стулья и отдохнуть.
Вы будете работать подгруппой, но тем не менее, у вас должен получиться рисунок связанный единым сюжетом. Я предлагаю вам использовать не совсем традиционные средства: спонжики, ролики, воздушные шарики, можно использовать собственные пальчики. На этом столе есть все для вашего творчества. Задание понятно?
Мы выделяем вам 5 или 10 минут для работы, песочные часы будут контролировать ваше время. Можете приступать к делу. Пока наши художники рисуют, я обращаюсь ко всем остальным участникам нашего мастер-класса.
Отвечайте без ошибки, дружба начинается …….(с улыбки)
И как правило, любое знакомство начинается с улыбки. Улыбка, она ничего не стоит, но очень дорого ценится. Длится одно мгновение, а в памяти порой остается навсегда. Шекспир говорил, что улыбкою можно добиться гораздо большего, чем мечом. Хотите завоевать друзей ? – улыбайтесь!
Оглянитесь вокруг, сколько разных улыбок нас окружает. А в прочем какие бывают улыбки? (открытые, счастливые, озорные, ироничные, загадочные, очаровательные, подозрительные). Всякие улыбки бывают. Кстати, подсчитано, что в произведениях Льва Николаевича Толстого упоминается 98 оттенков улыбки. А теперь ответьте:
В этом зале все друзья? (Да)
Я, ты, и она – вместе мы, одна семья.
Улыбнись соседке справа
Улыбнись соседке слева
Обними того, кто справа
Обними того, кто слева
Погрози, тому, кто справа
Погрози тому, кто слева
Приласкай того, кто справа
Приласкай того, кто слева
Пожми ладонь тому, кто справа
Пожми ладонь тому, кто слева.
В этом зале все друзья!
Вместе нам скучать?…(нельзя)
Вам понравилась игра? (Да)
Коль игра была хорошей, дружно хлопаем в ….(ладоши)!
А тем временем, в творческой мастерской создается шедевр (рождается коллективное произведение искусств). Как ваши дела? Готова ли ваша картина? Покажите, пожалуйста нам свое произведение. Молодцы! Единый сюжет прослеживается. Я хочу спросить вас. Трудно ли вам было работать в коллективе? (Нет, потому что, мы дружные. Было интересно, увлекательно и весело).
Мы, ребята – дошколята, мы ребята дружные.
Никого не обижаем, как помочь другим – мы, знаем!
Пусть все будет хорошо, будет радостно, светло!
Благодарим вас за работу, вытирайте салфетками свои ручки и присоединяйтесь к нам.
Иногда, мы предлагаем ребенку, представить себя в роли доброго волшебника. Ну а если, ты стал добрым волшебником, ты можешь творить чудеса, и конечно же, можешь пожелать что-то хорошее для всех.
Ну а вам, я хочу предложить следующие: оторвите лепесток от этого волшебного цветика-многоцветика, выскажите все свои впечатления от нашего сегодняшнего мероприятия пожелайте, что нибудь хорошее, всем педагогам. (Педагоги высказываются).
И моя очередь. Я хочу, чтобы наши дети научились не только считать и писать, хочу, чтобы, они научились с пониманием взаимодействовать друг с другом. Хочу, чтобы дети научились любить окружающий мир, природу, людей. И нам всем хочется пожелать, чтобы мы всегда умели сплотить детский коллектив, ну и сами стремились к сплочению нашего педагогического коллектива.
А теперь, предлагаю, эти лепестки с нашими добрыми пожеланиями опустить в то море бурных эмоций, которое мы с вами создали, бросим их сюда, наши добрые надежды и мечты, и пусть они исполняются!
Надеюсь, что, мы, все вместе, непременно справимся с теми трудностями, которые возникают у нас в нашей профессии.
Я уверена, что такое направление в работе, как формирование коммуникативных навыков у дошкольника через игровую деятельность улучшит ребенку самооценку и поможет ему безболезненно влиться в новую школьную жизнь.
Всех благодарю за активное участие в мастер-классе.