Конспект подгруппового логопедического занятия в средней группе для детей с ОНР.
Тема: «Мебель для куклы Ани»
Коррекционно-образовательные цели. Расширение и конкретизация представлений о мебели, ее назначении, частях, из которых она состоит. Закрепление в речи существительного с обобщающим значением мебель. Уточнение и расширение словаря по теме (сидеть, лежать, спать, стол, стул, кровать, шкаф). Совершенствование слоговой структуры слов.
Коррекционно-развивающие цели. Развитие слухового внимания, диалогической речи, тонкой и общей моторики.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности.
Оборудование. Кукла Аня, кукольный домик, кукольная мебель, мяч, картинки на звук «А»(арбуз, аист, апельсин, астра), картинки на звук «У» (утка, утята, усы, удочка)
Ход занятия:
- 1. Организационный момент:
Л:-К нам в гости пришла кукла Аня.
(логопед демонстрирует маленькую куклу)
-Посмотрите, она какая, большая или маленькая?
Д:- Кукла маленькая.
Л:-Если кукла маленькая, как назовем платье куклы?
Д:-Платьице.
Л:-Носки?
Д:-Носочки.
Л:-У нашей куклы есть свой дом, он тоже маленький, назовите его.
Д:-Домик.
Л:-Посмотрите, какой красивый дом.
(логопед демонстрирует кукольный дом).
Л:-Давайте вместе посчитаем сколько этажей в домике.
Д:-Один этаж, два этажа, три этажа.
- Упражнение «Мебель для куклы». [Развитие речевого и зрительного внимания. Уточнение и расширение словаря по теме «Мебель».]
Л:-Ребята, посмотрите внимательно, чего не хватает в доме?
Д:-Нет мебели.
Л:- Оказывается, пока кукла Аня ходила в гости к детям в детский сад, домовенок Кузя спрятал всю мебель.
-Поможем кукле Ане вернуть ее мебель в домик? Для этого нужно отгадать загадки.
Если ты захочешь спать,
В спальне ждет тебя …(кровать)
Как приятно нашей Тане
Поваляться на …(диване)
Чтобы ноги отдохнули,
Сиди-ка ты на …(стуле)
Не страшны морозы, если
Ты сидишь в уютном …(кресле)
С пирогами чай попьем
За обеденным …(столом)
Свитер, кофту, теплый шарф
Аккуратно сложим в …(шкаф)
Л:-Мы все загадки отгадали правильно, давайте посмотрим в корзинку, что в ней появилось? Назовите одним словом.
Д:-Мебель.
Л:- Мебель разная, мы её назовем. Возьмите по одному предмету. Вы будете называть мебель и сразу говорить для чего она нужна?
Д:- Это стул, на нем сидят. Это кровать, на ней спят. Это диван, на нём отдыхают. Это кресло, на нем отдыхают. Это шкаф, в нем хранят вещи. Это стол, за ним кушают.
- Упражнение «Части предмета». [Уточнение названий частей предмета по теме «Мебель». Формировать умение строить предложение с однородными членами]
Л:-Назовите части шкафа.
Д:-У шкафа есть двери, полки, ножки, стенки.
Л:-Назовите части стула.
Д:-У стула есть спинка, сиденье, ножки.
Л:-Наша кукла Аня очень рада возвращению мебели. А теперь мы можем поставить мебель в домик.
- Упражнение «Домик куклы Ани». [Уточнение понимания деления мебели по назначению]
Л:-Что поставим в спальню?
Д:- В спальню поставим кровать. В спальню поставим шкаф. В спальню поставим тумбочку. В спальню поставим комод.
Л:-Что поставим в гостиную?
Д:-В гостиную поставим диван. В гостиную поставим кресло. В гостиную поставим журнальный столик.
Л:-Что поставим в кухню?
Д:-В кухню поставим стол. В кухню поставим стул. В кухню поставим полку для посуды.
Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире».
Раз, два, три, четыре,
Много мебели в квартире. |
Ритмично сжимают и разжимают кулачки. |
В шкаф повесим мы рубашку,
А в буфет поставим чашку. Чтобы ножки отдохнули, Посидим чуть-чуть на стуле. А когда мы крепко спали, На кровати мы лежали. А потом мы с котом Посидели за столом. |
Загибают пальчики, начиная с больших, на каждое название мебели. |
Чай с вареньем дружно пили.
Много мебели в квартире! |
Ритмично попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачком о кулачок. |
- Упражнение «Что будет делать кукла Аня?» [Закрепление словаря глаголов по теме «Мебель»]
Л:-Я буду катать мяч и задавать вопрос, вы возвращаете мяч обратно мне и отвечаете на вопрос.
Л:-Для чего кукле Ане нужна кровать?
Д:-Чтобы спать.
Л:-Для чего нужен стул?
Д:-Чтобы сидеть.
Л:-Для чего нужен стол?
Д:-Чтобы обедать.
Л:-Для чего нужен диван?
Д:-Чтобы отдыхать.
Л:-Для чего куле Ане нужен шкаф?
Д:-В шкафу хранит одежду.
- Упражнение «Картинки для куклы Ани».
Л:-Кукле Ане нравятся картинки в названии которых первый звук «А».
У нас на столе картинки перепутаны, здесь еще лежат картинки в названии которых первый звук «У».
Кукла Аня расстроена, она не может найти свои любимые картинки. Поможем Ане выбрать картинки со звуком «А» в начале слова.
Д:-Аист, арбуз апельсин, астра.
(Эти картинки дети кладут кукле)
Л:-Какие картинки остались, назовите.
Д:- Утка, утята, усы, удочка.
Л:-Почему мы эти картинки не дали кукле?
Д:-Эти картинки начинаются на звук «У», а Кукла Аня любит картинки которые начинаются на звук «А».
Итог занятия.
Л:-Ребята, кому мы сегодня помогли?
Д:-Мы помогли кукле Ане.
Л:-Почему она была расстроена?
Д:-У куклы пропала вся мебель.
Л:-Что мы делали чтобы вернуть мебель?
Д:-Отгадывали загадки.
Л:-А что вам понравилось выполнять?
(ответы детей)