Реферат по дисциплине:

«Психология развития»

 По теме:

«Мотивация творческой деятельности»

 Исполнитель:

Щелкунова Юлия Михайловна

 2024 год

Содержание

Введение

Основная часть

Заключение

Список литературы 

Введение

Роль мотивации в творческом процессе неоспорима. Установление связи мотивации и творчества важно как для изучения деятельности, так и для понимания становления личности, поскольку человек проявляет свою сущность в творческой деятельности. Творчество, как и другая социальная деятельность, обусловлена ценностно-мотивационной сферой личности, характеризующейся многообразием мотивов. Цель моей работы – выяснить и раскрыть мотивы творческой деятельности, которые определяются потребностями, прежде всего, в самореализации, самосовершенствовании, самоотдаче и признании, описать основные мотивы творческой деятельности. Также я ставлю цель выяснить некоторые механизмы и методики, способствующие повышению мотивации, выходу из творческого тупика. Ведь такие методики есть и широко используются. Я покажу примеры из собственной жизни и примеры методик, помогающих различным людям, взятые из открытых источников. Для полноты сообщения мне потребуется выявить и произвести классификацию основных барьеров, встающих перед личностью, которой нужно в течении определённого времени дать творческий результат.

Выделяют много видов творчества. Это может быть музыкальное, научное, техническое или бытовое творчество, житейское творчество, детское. Творчество реализуется в процессе деятельности личности. Я постараюсь раскрыть, что результат творчества часто по важности неотделим от процесса созидания идеи.

“Творчество – это социально обусловленная целенаправленная созидательная деятельность человека, в которой наилучшим образом представлены продуктивные компоненты, свойственные труду” [1, c.21].

Творчество характеризует и пронизывает все аспекты человеческой жизнедеятельности и является неотъемлемой частью его социальной деятельности. Элементы творческого процесса находят отражение практически в любой социальной деятельности человека. Многие ученые считают, что смысл жизни человека заключается в реализации его творческих способностей. Творческое созидание человека направлено на создание качественно новых ценностей и способствует восхождению человека к высшим ступеням духовности, нравственности, свободы, развитию личности и культуры.

Таким образом творчество является всеобъемлющим понятием, трактуемым немного по-разному в разных институтах общества. Я постараюсь прояснить для себя что же именно влияет на желание человека творить.

Основная часть

  1. Определение понятия «мотивация» 

 

В наиболее общем смысле, мотивация представляет собой внутреннее состояние организма, побуждающее его вести себя конкретным образом. Психологическим объяснением служит концепция «первичного драйва», побуждающего человека к конкретным действиям, и относится к более сложным видам человеческого поведения. Например, формами сложной внутренней потребности являются мотивация к достижению, аффилиация или самоактуализация по А. Маслоу.

Под мотивацией к достижению подразумевается склонность к настойчивой работе над сложными задачами, бросающими вызов человеческим способностям. Отличие в мотивации достижения объясняет, почему дети с усредненными умственными показателями порой учатся лучше, чем их более сообразительные товарищи [2]. Другое определение мотивации выглядит следующим образом: мотивацию составляют побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Это могут быть осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, которые побуждают субъекта к совершению конкретных действий и определяющие их направленность и цели. Наиболее общим определением мотивации в психологии считается 

– целенаправленное поведение человека и животных. В рамках данной работы важнейшими видами мотивации являются: внутренняя мотивация

– побуждающая человека к деятельности с целью совершенствования его состояния уверенности и независимости.

– мотивация достижения успеха ориентирована на потребности индивида стремиться к успешной деятельности и избегать неудачи. В этом виде мотивации имеют место эмоциональные переживания, которые напрямую связаны с социальным одобрение и принятием успехов, достигаемых индивидом. Мотив, в свою очередь, 

– это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта; комплекс внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность.

Другое значение мотива – это предмет, материальный или идеальный, достижение которого выступает главным смыслом деятельности, стимулирующий и определяющий выбор направленности деятельности, ради которого она выполняется. Также под мотивом понимается осознаваемая причина, которая лежит в основе выбора деятельности и поступков личности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характерных либо позитивными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо негативными, связанными с неполнотой настоящего положения. Но для осознания мотива, то есть для включения этих переживаний в культурно обусловленную категориальную систему, требуется особая личностная работа.

 

  1. Факторы мотивации творческой деятельности.

В основе мотивации творческой деятельности лежит сложный и непрерывный процесс психологического выбора человеком того или иного типа поведения, механизмов его «запуска» и оценки результатов. Это означает, что человек постоянно находится в состоянии ситуационного выбора, взвешивая ценность (полезность, выгоду) своих действий, ожидаемого результата и затрат на их достижение. Стоит ли вкладывать свои сбережения в рубли или в доллары, на банковский депозит или в собственное дело, в недвижимость (имущество) или «в чулок». Продолжать ли учебу в вузе или прервать ее в связи с необходимостью зарабатывать на жизнь. Платить налоги или укрываться от них, увеличивать или уменьшать процентную ставку. Выбирать либерально-рыночную или иную модель общесистемного развития. Эти и многие другие, и альтернативные задачи возникают перед каждой системой (человеком) постоянно.

Потребность в творчестве возникает в том случае, когда оно нежелательно или невозможно из-за внешних обстоятельств, т.е. сознание в этой ситуации провоцирует активность бессознательного. Таким образом, сознание в творчестве пассивно и лишь воспринимает творческий продукт, а бессознательное активно порождает творческий продукт. Отсюда творческий акт является слиянием логического (анализ-синтез в процессе воображения) и интуитивного (инсайт) уровней мышления.

Для проявления творческих способностей необходима своеобразная обстановка – креативная среда, характеризуемая следующими признаками:

– оптимальной мотивацией, предполагающей средний уровень мотивации достижения (закон Йоркса – Додсона: максимальная продуктивность деятельности возможна лишь при поддержании мотивации достижения на среднем уровне), а также отсутствие соревновательной мотивации и мотивации социального одобрения;

– непринужденной обстановкой, характеризуемой отсутствием угрозы и принуждения, принятием и стимулированием любых идей, свободой действий и отсутствием критики.

Важными факторами творческой деятельности является: очевидность мотивов и изменчивость мотивационного процесса. Характер мотивационного процесса зависит от того, какие потребности инициируют его. Однако сами потребности находятся между собой в сложном динамическом взаимодействии, зачастую противореча друг другу либо же, наоборот, усиливая действие отдельных потребностей. Поэтому даже при самом глубоком знании мотивационной структуры человека, мотивов его действия могут возникать непредвиденные изменения в поведении человека и непредвиденная реакция с его стороны на мотивирующие воздействия.

Важными факторами, делающими мотивационный процесс непредсказуемым, является различие инновационных структур отдельных людей, разная степень влияния одинаковых мотивов на различных людей и различная степень зависимости действия одних мотивов от других. У одних людей стремление к достижению результата может быть очень сильным, у других же оно может быть относительно слабым. В этом случае данный мотив будет по-разному действовать на поведение людей. Возможна и другая ситуация: два человека имеют одинаково сильный мотив на достижение результата. Но у одного этот мотив доминирует над всеми другими, и он будет добиваться результата любыми способами. У другого же этот мотив соизмерим по силе действия с мотивом на соучастие в совместных действиях. В этом случае данный человек будет вести себя по-другому.

Фактор активизации творческой деятельности – самомотивация. Важно, чтобы сотрудник осознавал себя в своей сфере деятельности частью компании. Нельзя забывать об азарте от околопредельной нагрузки и удовольствии от получения результатов. При достижении результатов появляется и ощущение собственной значимости от профессиональных побед, понимание того, что ты попал в команду лучших. А постоянное повышение результатов автоматически ведет к повышению статуса в глазах коллег и окружающих. Есть одна хорошая английская пословица о всемирно известных британских клубах: «Клуб известен не теми, кто туда входит, а теми, кто туда не попал». Именно желание попасть в клуб профессионалов является одним из наиболее сильных мотивирующих факторов для специалиста.

Процесс мотивации очень сложен и неоднозначен. Такое рассмотрение процесса носит достаточно условный характер, так как в реальной жизни нет столь четкого разграничения стадий и нет обособленных процессов мотивации.

Руководитель, хорошо знающий уровень потребностей своего подчиненного, может предвидеть, какой тип потребностей будет доминировать у него в обозримом будущем, и использовать соответствующий мотиватор для повышения эффективности его деятельности.

1) Физиологические потребности. К ним относятся потребности в пище, одежде, жилье, сне, отдыхе, сексе и т.п. Их удовлетворение необходимо для поддержания жизни, выживания. Применительно к производству они проявляются как потребности в заработной плате, отпуске, пенсионном обеспечении, перерывах в работе, благоприятных рабочих условиях, освещении, отоплении, вентиляции и т.п. Работники, поведение которых детерминируется этими потребностями, мало интересуются смыслом и содержанием труда, их заботит, главным образом, его оплата и условия.

2) Потребности в безопасности. Имеются в виду и физическая, и экономическая безопасность. Они отражают желание сохранить положение, которое уже достигнуто, в том числе уровень зарплаты и различные льготы, защитить себя от опасности или лишений. В организациях эти потребности выражаются в форме борьбы трудящихся за стабильную занятость, безопасность работы, создание и (или) сохранение профсоюзов, социальное страхование, выходное пособие и т.п.

3) Потребности в причастности. Ориентируются на общение и эмоциональные связи с другими: дружбу, любовь, принадлежность к группе. Будучи существами социальными, коллективными, люди испытывают желание нравиться другим и общаться с ними. В организации это проявляется в том, что они входят в формальные и неформальные группы, или сотрудничают с товарищами по работе. Мотивированный социальными потребностями человек рассматривает свой труд как частичку деятельности всего коллектива. Руководство такими людьми должно иметь характер дружеского партнерства.

4) Потребности в уважении. К ним относятся потребности, как в самоуважении, так и в уважении со стороны других, в том числе потребности в престиже, авторитете, власти, служебном продвижении. Самоуважение обычно формируется при достижении цели; кроме того, оно связано с наличием самостоятельности и независимости. Потребность в уважении со стороны других людей ориентирует человека на завоевание и получение общественного признания, репутации, статуса внутри группы, внешними проявлениями которых могут выступать выражение признания, похвала, почетные звания, продвижение по службе и т.д.

5) Потребности в самореализации (самовыражении). Они включают в себя потребности в творчестве, в осуществлении собственных замыслов, реализации индивидуальных способностей, развитии личности, в том числе познавательные, эстетические и т.п. потребности. По своему характеру потребности в самореализации более индивидуальны, чем другие. Они характеризуют наиболее высокий уровень проявления человеческой активности.

В качестве практических рекомендаций для менеджеров можно назвать следующие:

1) сотрудники должны регулярно узнавать о позитивных и негативных результатах своей работы;

2) им необходимо создать условия для роста собственной самооценки и уважения (психологического роста);

3) им следует предоставить возможность самостоятельно составлять расписание своей работы;

4) они должны нести определенную материальную ответственность;

5) они должны иметь возможность открытого и приятного общения с руководителями всех уровней управления;

6) они должны отчитываться за работу на доверенном им участке.

Для эффективной мотивации творческой деятельности менеджер должен установить твердое соотношение между достигнутыми результатами и вознаграждением. Последнее необходимо давать только за эффективную работу. При этом у работников надо формировать понимание высокого, но реалистичного уровня ожидаемых от них результатов. Производительность труда работников напрямую зависит от уровня ожиданий менеджера. Если уровень ожиданий менеджера высок, то производительность чаще всего будет также высокой, и наоборот.

Но при этом следует помнить, что работник сумеет достичь уровня производительности и результативности, необходимого для получения вознаграждения, в том случае, если делегированные ему полномочия и профессиональные навыки достаточны для выполнения функций или поставленных задач. В организации необходимо создать подходящий климат для мотивации посредством реализации ожиданий.

Заключение

Творчество являет собой продукт деятельности человека — это исторически эволюционистическая форма человеческой активности, проявляющаяся в разнообразных видах деятельности и продвигающая к личностному развитию.

Творчество также является образованием реализации человеком непревзойденных скрытых способностей в конкретной области. Потому меж реализацией способностей и процессом творчества человека в общественно важной деятельности, приобретающей характер самореализации, присутствует прямая связь. Как правило, творчество имеет связь с мало осознанными, интуитивными процессами.

Я разобрался в некоторых понятиях творческой мотивации и планирую далее изучить особенности творческой деятельность так как считаю, что могу многое подчерпнуть для своей деятельности.

Творческая деятельность является самодеятельностью, включающая инверсию действительности и личностную самореализацию в ходе образования духовных и материальных ценностей, способствующая расширению границ возможностей человека.

Творчество бессменно несет положительные эмоции на этапе образования идей. Механизм данной закономерности хорошо выражается информационной парадигмой эмоций. Новый замысел, догадка, предположение, лично увеличивает возможность достижения цели, вплотную до установления их настоящей ценности экспериментальной и логической проверки.

Эмоциональная исключительность творческой личности образуется на основании ряда социальных и биологических положений, закрепляясь и развиваясь под влиянием творческого процесса.

Эмоциональная исключительность творческого человека обусловлена гендерными или исполняемыми ролями и во многом определяется индивидуальностью творческого процесса.

Список литературы

  1. Абрамова Г. С. Психология развития и возрастная психология. Учебник. — М.: Прометей. 2017. 708 с.
  2. Асмолов А. Г. Психология личности. культурно-историческое понимание развития человека. — М.: Смысл. 2019. 448 с.
  3. Батюта М. Б., Князева Т. Н. Возрастная психология. Учебное пособие. — М.: Деком. 2018. 240 с.
  4. Владимир Степанов Нейропедагогика. Мозг и эффективное развитие детей и взрослых. Учебное пособие. — М.: Академический Проект. 2020. 346 с.
  5. Защиринская О. В. Психология детей с задержкой психического развития. — М.: Едиториал УРСС. 2019. 166 с.
  6. Неумоева-Колчеданцева Е. В. Возрастная психология и педагогика, семьеведение. Возрастное консультирование. Учебное пособие для СПО. — М.: Юрайт. 2019. 307 с.
  7. Николаева Е. И. Возрастная психология. леворукость у детей. Учебное пособие для СПО. — М.: Юрайт. 2019. 176 с.
  8. Обухова Л. Ф. Психология развития. Исследование ребенка от рождения до школы. Учебное пособие для академического бакалавриата. — М.: Юрайт. 2019. 275 с.
  9. Обухова Л. Ф. Психология развития. Исследование ребенка от рождения до школы. Учебное пособие для СПО. — М.: Юрайт. 2019. 276 с.
  10. Подольский А. И., Идобаева О. А. Психология развития. Психоэмоциональное благополучие детей и подростков. Учебное пособие для вузов. — М.: Юрайт. 2019. 124 с.
  11. Психология развития и возрастная психология. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / ред. Головей Л. А. — М.: Юрайт. 2019. 414 с.
  12. Руденский Е. В. Психология отклоняющегося развития. Учебное пособие для вузов. — М.: Юрайт. 2019. 392 с.
  13. Склярова Т. В., Носкова Н. В. Общая, возрастная и педагогическая психология. Учебник и практикум для академического бакалавриата. — М.: Юрайт. 2019. 236 с.
  14. Солдатова Е. Л., Лаврова Г. Н. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез. Учебник для бакалавриата и специалитета. — М.: Юрайт. 2019. 384 с.
  15. Толстых Н. Н., Кулагина И. Ю., Апасова Е. В. Социальная возрастная психология. Учебное пособие. — М.: Академический Проект. 2019. 346 с.
  16. Чекина Л. Ф. Психология развития. Учебное пособие. — М.: Лань. 2018. 304 с.
  17. Чернявская А. Г. Психология и андрогогика лиц пожилого возраста. Учебное пособие для СПО. — М.: Юрайт. 2019. 174 с.
  18. Шапошникова Т. Е., Шапошников В. А., Корчуганов В. А. Возрастная психология и педагогика. Учебник и практикум для СПО. — М.: Юрайт. 2018. 218 с.
«Мотивация творческой деятельности»