Приобщение детей старшего дошкольного возраста к чтению и книге.
Книга играет важную роль в развитии детей. Слушая стихи и сказки, дети узнают и запоминают новые слова, содержание и иллюстрации книги помогают расширить их кругозор, развивают память и внимание. Книга закладывает основы такого важного качества, как любознательность. Она помогает овладеть речью, является ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений. Поэтому развивать интерес к книге необходимо начиная уже с дошкольного детства.
Сензитивным периодом приобщения детей к чтению и книге является именно старший дошкольный возраст, поскольку именно в этот период у детей накапливается довольно обширный жизненный опыт, помогающий им осмысливать более сложные литературные факты. Дети уже способны понимать в книге такие события, каких подчас не было в их собственном опыте. Это связано с тем, что наряду с накопленным ранее жизненным опытом обогащается опыт опосредованный, и, в частности, литературный, проявляющийся, прежде всего в сознательном отношении к авторскому слову.
В настоящее время в практике дошкольного образования существует множество различных методов и приёмов привлечения старших дошкольников к чтению и книге. Одной из таких технологий является «Сторисек».
«Сторисек» в переводе с английского языка означает «мешок историй», который предварительно можно смастерить вместе с детьми (или родителями). Мешок можно заменить красочной коробкой. В мешок кладутся художественная иллюстрированная детская книга, дидактические игрушки, маски, дидактические игры, раскраски. Также в мешке могут быть мягкие игрушки, перчаточные и пальчиковые куклы, реквизит настольного театра, которые помогают оживить книгу, раскрыть образы героев книги, понять и проанализировать прочитанное.
Работа по внедрению технологии «Сторисек» в процесс проводится в несколько этапов:
- Подготовительный этап.
На данном этапе определяется произведение детской художественной литературы, которому посвящается «сторисек».
Критерии отбора книги: доступное и интересное по своему содержанию художественное произведение, качественные иллюстрации, произведение удобное для громкого чтения, любимая книга детей, книга, рекомендуемая родителями.
Далее подготавливается мешок для комплекта материалов. Удачной формой работой будет предварительное проведение мастер-класса с воспитанниками по изготовлению «Волшебного мешка». В этом случае впоследствии дети будут с повышенной мотивацией участвовать в последующих мероприятиях, связанных с продуктом их деятельности. Возможно также использование готового мешка.
После того, как мешок готов подбираются остальные компоненты для комплекта: игрушки (мягкие, от «киндер-сюрпризов», резиновые фигурки, пальчиковые и перчаточные куклы, маски и прочее), являющиеся прообразами героев выбранного произведения;
После подготовки компонентов мешочка разрабатываются литературные игры, задачами которых должны стать: расширение кругозора, развитие связной речи в форме формирования навыков обсуждения художественного произведения. Например, литературными играми могут стать сюжетно-ролевые игры, викторины, настольные игр по мотивам произведения. В каждом «сторисеке» должно содержаться не менее 3 разнотипных литературных игр. Далее красочно оформляется опись готового «сторисека».
Например, компонентами для сторисека по сказке В.Сутеева «Мешок яблок» могут быть следующие:
- Красочно оформляется опись готового «сторисека».
- Мешок (чемодан).
- Сказка В. Сутеева «Мешок яблок».
- Биография автора (интересные факты из жизни).
- Аудио сказка (CD).
- Мультфильм (DVD).
- Загадки про животных и овощах.
- Маски, игрушки – прообразы героев сказки (заяц, ворона, медведь, бельчата, ёж, коза, козлята, крот, зайчиха, зайчата, волк).
- Муляжи яблок, грибов, капусты, морковки, картошки, свеклы.
- Шнуровка с изображением яблони, домика Зайца, Ежа и др.
- Трафареты с животными и овощами.
- Раскраски по сказке и карандаши.
- Настольные игры: домино, домашние животные, лото.
- Научно – познавательные энциклопедии о диких животных, о деревьях.
- Режиссёрские игры (предложить составить свою версию сценария).
- Игра «Допиши рассказ» – необходимо сочинить продолжение к книге (как домашнее задание с родителями).
- Игра «Крокодил» – с помощью мимики и пантомимы изобразить героев произведения.
- «Найди пословицу» – подбор и объяснение, почему выбрали эту пословицу, найди лишнюю пословицу.
- Игра «История слов» – работа по расширению словаря по объяснению новых слов (например, дичка).
- Сюжетно-ролевые игры по мотивам произведения.
- Викторины о диких животных, овощах.
- Создание коллажа из картинок.
- Скороговорки о животных.
Главное условие: все игры необходимо соотнести с произведением.
- Основной этап
На данном этапе осуществляется работа с художественным произведением, которая включает в себя:
– чтение художественного произведения;
– беседа до, во время и после прочтения книги. Беседы могут быть организованы на темы: «Как будем держать книгу, чтобы удобно было рассматривать иллюстрации?»; «Кто/ что вам больше всего нравится в книге?»; «Случалось ли с вами что-нибудь подобное тому, что произошло в книге?»; «Какие слова/события повторялись в книге?» и другие;
– обыгрывание содержания книги (при помощи игрушек, театрализация);
– пересказ небольшого произведения по ролям.
3.Завершающий этап
На заключительном этапе происходит презентация готового «сторисека» родителям воспитанников и педагогам дошкольного образовательного учреждения.
Совместная образовательная деятельность с мешком историй может продолжаться в течение всего дня. Его можно пополнять и дальше, в зависимости от поставленных целей. Мешок историй можно передать в любую семью или группу для чтения и изучения произведения.
Таким образом, подводя итог всему вышеизложенному можно сделать вывод, о том, что технология «сторисек» весьма эффективна в приобщении детей старшего дошкольного возраста к чтению и книге, поскольку использование данной технологии способствует:
-позитивной социализации дошкольников через привитие интереса к совместной деятельности;
-развитию кругозора, пополнению и расширению словарного запаса;
-формированию навыков осмысленного чтения обсуждения художественного произведения;
-формированию чувства уверенности в себе стимулированию интереса к книге.