Мастер – класс для педагогов

«Изучаем математику с дошкольниками с помощью песка»

Цель: совершенствовать методический инструментарий педагогов по формированию элементарных математических представлений у дошкольников.

Задачи: 

-дать представления педагогам о работе с дидактической песочницей;

-познакомить с математическими играми в песочнице.

Оборудование: подносы с песком на каждого участника, набор миниатюрных фигур, набор геометрических фигур и цифр по количеству участников, природный материал (камни, орехи, семена клёна, фасоль и т.д.), пластмассовые пробки от бутылок разных цветов.

Ход мастер-класса

Уважаемые педагоги! Вы знаете, что у современных детей часто встречаются самые разные неврологические проявления. В следствии чего наши дети гиперактивные, с нарушением внимания, восприятия, памяти, двигательно-моторной координации, навязчивыми привычками и т.д. Кроме того у некоторых детей наблюдается информационная пресыщенность и интеллектуальная леность им ничего не интересно и ничего не хочется. Поэтому работа  по воспитанию, обучению и коррекции дошкольников требует от педагогов творческого подхода, применение новых форм, методов и приёмов. И одним из интересных методов развития математических способностей дошкольников, который очень нравится всем детям – это дидактические игры в песочнице. 

Система игр с детьми в песок позволяет решать целый ряд воспитательно-образовательных задач:

– усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать;

 – мощно развивается «тактильная» чувствительность; 

  -формируются игровые и коммуникативные навыки ребенка;

  -в играх с песком интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятиевнимание, память, мышление), а также речь и моторика; 

– песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, помогает снять напряжение. 

И сегодня мы с вами вместе окунёмся в волшебный мир песка и поиграем в математические игры в песочнице.

Игра «Красивые цифры»

Возьмите любой природный материал, который вам больше всего нравится, и на поверхности песка  выложите им вашу любимую  цифру.

Данная игра способствует закреплению знаний детей о цифрах, развивает мелкую моторику, тактильную чувствительность.

Игра «Геометрические фигуры»

Возьмите морские камушки и выложите на поверхности песка большую и маленькую геометрические фигуры (также можно использовать любой природный материал)

Игра совершенствует знания детей о геометрических фигурах и понятии большой – маленький

Игра «В гости к другу»

Выберите любую миниатюрную фигуру и поставьте её на середину песочницы. За тем  выберите ещё четыре разные игрушки и поставьте их в каждые углы песочницы. Ваша игрушка пойдёт в гости к своему другу, который живёт в  верхнем левом углу (в нижнем правом углу) и т.д.  К кому пойдёт ваша игрушка? После  ответа педагоги берут игрушку и «идут» в гости.

Игра «Найди цифру»

Игра способствует закреплению навыков соотнесение цифры с количеством предметов.

Спрячьте в песке не глядя несколько цифр. За тем найдите цифры в песке. Возьмите морские камушки в количестве соответственным найденным цифрам и выложите из них дорожку на поверхности песка.

Игра «Продолжи ряд»

Возьмите набор геометрических фигур и начните выкладывать ряд: 1 квадрат, два зелёных треугольника, 1 шестиугольник, 2 синих треугольника, продолжите самостоятельно ряд до конца.

Игра хорошо развивает логическое мышления дошкольников.

Игра «Геометрический диктант»

 Игра предназначена для совершенствования навыков детей в ориентировки в пространстве, закрепления понятия слева – справа, под, за

Возьмите набор геометрических фигур. Положите круг на середину песочницы, справа от него зелёный треугольник, слева прямоугольник. Под треугольником положите шестиугольник, над прямоугольником жёлтый квадрат, слева от квадрата пятиугольник.

Игра  «Сосчитай фигуры»

Эта игра совершенствует навыки дошкольников в количественном счёте

Спрячьте в песочнице несколько геометрических фигур. За тем  найдите в песке все геометрические фигуры, сосчитайте их, назовите какого они цвета, скажите сколько квадратов, треугольников, кругов и т.д.

Игра «Песочный телеграф»

Игру можно проводить группой детей или парами.

Повернитесь спиной к своему коллеге и задумайте какую-нибудь геометрическую фигуру. «Нарисуйте» геометрическую фигуру на спине своего партнёра, а тот на чьей спине нарисовали фигуру, должен нарисовать её в песочнице. 

Игра «Расставь игрушки»

 Разложите геометрические фигуры в середине песочницы в ряд через некоторое расстояния друг от друга. Возьмите несколько игрушек и  расставить их в песочнице, относительно геометрических фигур. Например: поставить львёнка между треугольником и квадратом, а черепашку перед красным прямоугольником,  бегемотика между кругом и квадратом и т.д.

Игра «Дорожка из цветных пробок»

Игра развивает ориентировку в пространстве

Игра проводиться в парах.  Выберете две игрушки и поставьте их песочнице на расстоянии друг от друга. За тем один педагог диктует коллеге сколько и в какую сторону нужно положить пробки, чтобы получилась дорожка от одной игрушки до другой (две пробки вверх, три пробки вправо и т.д.).

Игра «Больше –меньше»
Разделите песочницу на две части. Возьмите не глядя гость любого природного материала и положите в правую часть, а затем другую горсть  в левую. Сосчитайте количество природного материала в правой и левой части и поставьте на песке знак больше, меньше.

Игра  «Узор из геометрических фигур»

Возьмите геометрические фигуры и выложите из них узор на поверхности песка.

Данная игра не только закрепляет знания детей о геометрических фигурах, но и способствует развитию фантазии, воображения.

Уважаемые коллеги, я познакомила вас сегодня только с небольшим количеством игр по математики в песочнице. 

Педагогическая песочница многофункциональна. Она позволяет одновременно решать задачи воспитания, обучения, развития и коррекции детей. Кроме того, увлекательная атмосфера, возникающая в процессе работы в песочнице, создаёт доверительные отношения между ребёнком и педагогом. Подача материала в форме игры позволяет лучше запомнить  и закрепить учебный материал, особенно тем, у кого имеются трудности в обучении.

Мастер-класс для педагогов«Изучаем математику с дошкольниками с помощью песка»