Развитие речевой и двигательной активности ребёнка старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через использование нейротренажёров
Сенникова Н.А.,
учитель-логопед,
МАДОУ д/с «Росинка»,
г. Новоуральск Свердловской обл.
В последние годы отмечается рост числа детей, родившихся с признаками перинатальной энцефалопатии – перинатального поражения центральной нервной системы.
В последствии у значительного числа таких детей наблюдаются трудности в развитии психических процессов и речи.
Отмечается низкий уровень развития восприятия, что проявляется в необходимости повтора и дробления инструкции, а также более длительного времени для приёма и переработки сенсорной и познавательной информации.
Внимание неустойчивое, рассеянное, дети лишь непродолжительное время фокусируются на задании, отвлекаются, с трудом, переключаются с одного вида деятельности на другой.
Страдает и кратковременная, и долговременная память. Требуется дополнительная помощь для удержания информации: повторы, наглядная опора, наводящие вопросы.
Снижены познавательная активность, работоспособность, темп переработки информации и объём усвоения пройденного материала. Навыки самоконтроля несовершенны, недостаточно развиты чувство ответственности и интерес к обучению. Утомляемость повышена.
Недостаточно сформированы пространственные представления. Дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, устанавливать симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, располагать конструкцию на плоскости, соединять её в единое целое.
Основные двигательные умения и навыки сформированы недостаточно, движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижена двигательная память и внимание. Во всех видах моторики – общей, мелкой, мимической и артикуляторной – отмечается недостаточная координация движений.
Вышеперечисленные трудности являются причиной задержки и нарушения формирования речевых навыков: слоговой структуры, фонематических процессов, звукопроизношения, словообразования, словоизменения, грамматического строя. Дети с трудом выстраивают связные высказывания, в которых страдают как логическая последовательность слов, так и их согласование друг с другом.
Нарушения развития психических процессов и речи сопровождаются изменениями эмоционально-волевой сферы, задержки сроков развития психических процессов, речи, формирования произвольности, школьной готовности, что впоследствии вызывает трудности в последующем звене обучения.
Таким образом, дошкольники с ОВЗ нуждаются в комплексной дифференцированной помощи, направленной на развитие базовых сфер психики, связанных с процессом непосредственного познания – сенсорной, речевой и моторной.
Поэтому работа с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, помимо традиционных методов коррекционного воздействия и логопедического сопровождения, должна включать в себя упражнения на развитие двигательной сферы, ведь, как говорил Ж.-Ж. Руссо, «чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым. Пусть он бегает, работает, действует – пусть он находится в движении».
С целью создания условий для развития моторных навыков мы используем нейротренажеры, такие как классики и координационная лестница.
Классики и координационная лестница – это распространенные и эффективные тренажеры для оздоровительных занятий. Точное, динамическое выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы способствует усовершенствованию движений общей, мелкой и артикуляционной моторики. Координационная лестница благотворно влияет на развитие внимания, памяти, чувства ритма, координации и переключаемости движений, способствует формированию навыков ориентации ребенка в пространстве, содружественной работе слухового, зрительного и речевого анализаторов.
Игры в классики и игры с координационной лестницей помогают вносить разнообразие в организованные виды деятельности, повышать детскую мотивацию. Их можно использовать: на занятиях в качестве физкультминутки; на прогулке; в самостоятельных играх детей, эстафетах; в развлечениях, праздниках и досугах; в индивидуальной и подгрупповой работе.
В нашей группе создана картотека игр с координационной лестницей и в классики.
Игровые упражнения сгруппированы по следующим разделам:
– развитие фонематических процессов;
– автоматизация и дифференциация звуков, обогащение словарного запаса;
– автоматизация звуков и формирование грамматического строя речи.
Дети передвигаются со ступеньки на ступеньку различными способами, о которых игроки договариваются заранее:
– шаг вперед,
– приставной шаг правым (левым) боком,
– прыжок на правой (левой) ноге,
– шаг спиной вперед,
– попадание камешка на нужную ступеньку (в нужный квадрат),
– чередование прыжков на одной ноге/двух ногах.
Игры на развитие фонематических процессов.
«Домик»
Цель: развитие умения слышать в слове заданный звук, запрыгивать заданным способом.
Ход игры. Дети встают около ступенек координационной лестницы, договариваются, каким способом будут запрыгивать в «домик» (на ступеньку лестницы). Ведущий произносит слова. При произнесении слова с заданным звуком дети запрыгивают в «домик» (на ступеньку).
«Дорожка первого звука»
Цель: формирование навыка подбора слов на заданный первый звук, навыка прыжков заданным способом.
Ход игры. Взрослый или сам ребенок называет звук, на который нужно придумать слова. Называя слово с заданным первым звуком, ребенок продвигается по координационной лестнице на одну ступеньку разными оговоренными заранее способами.
«Посели звук в домик»
Цель: формирование навыка подбора звука с опорой на графическое изображение (круги зеленого, красного, синего цвета), навыка передвижения по координационной лестнице различными способами.
Ход игры. Параллельно со ступеньками лестницы раскладываются обозначения красного, зеленого и синего цвета. Ребенок, продвигаясь по лестнице разными способами, придумывает и называет звук согласно цвету (красный – гласный, синий – твердый согласный, зелёный – мягкий согласный).
«Раздели слово на части»
Цель: развитие умения делить слова на слоги, навыка счета и прыжков заданным способом.
Ход игры. Произнося слово по слогам, ребенок прыгает на каждый новый слог на следующую ступеньку. Сколько слогов, столько и прыжков. Можно посчитать количество ступенек для каждого слова, найти самое длинное и самое короткое слово.
«Первый – последний»
Цель: формирование навыка выделения первого и последнего звука, навыка продвижения вперед по координационной лестнице различными способами.
Ход игры. Вставая на первую ступеньку, ребенок называет исходное слово. Переходя на следующую ступеньку, ребенок придумывает и произносит слово, которое начинается на последний звук предыдущего слова.
«Чуткие ушки»
Цель: дифференциация гласных и согласных звуков, развитие навыка продвижения по координационной лестнице вперед различными способами.
Ход игры. Ребенок прыжками продвигается по лестнице только тогда, когда слышит только гласный (только согласный) звук.
«Умные ножки»
Цель: дифференциация звонких и глухих согласных, развитие умения чередовать правую и левую ноги при прыжках вперед.
Ход игры. Ребенок прыжками продвигается вперед по ступенькам лестницы, приземляясь на две ноги, если услышит звонкий согласный, на одну ногу, если услышит глухой согласный
«Вправо – влево»
Цель: дифференциация звуков, развития навыка пространственной ориентировки и прыжков в бок.
Ход игры. Договорившись, с какими двумя звуками будет игра (например, со звуками «С» и «Ш»), дети встают на ступеньки координационной лестницы. Ведущий называет слова (показывает картинки, дети самостоятельно произносят слова). Услышав слово с первым заданным звуком, дети выпрыгивают со ступеньки вправо, со вторым звуком – влево.
Игры на автоматизацию, дифференциацию звуков и обогащение словарного запаса.
«Дорожка слов».
Цель: автоматизация поставленного звука, развитие умения отбивать мяч.
Ход игры. Ребенок проходит по лестнице, отбивая рукой мяч в каждую ступеньку и одновременно произнося слово с автоматизированным звуком.
«Медвежата»
Цель: дифференциация согласных, профилактика плоскостопия
Ход игры. Ребенку дается пара слов. Он продвигается по координационной лестнице, поочередно произнося заданные слова и поочередно меняя способ ходьбы: на одно слово на внешней стороне стопы, на другое слово – на внутренней.
«Доскажи словечко»
Цель: развитие умения подбирать слово с заданным звуком, формирование навыка выполнения передачи и ловли мяча.
Ход игры. Педагог бросает мяч, называя слог. Ребёнок, поймавший мяч, должен «превратить» слог в слово. Проговорив слово, прыгает в следующую ячейку, возвращая мяч педагогу.
«Полянки»
Цель: формирование навыка дифференциации слов по смысловым группам.
Ход игры. На ступеньках-полянках разложены слова либо картинки-схемы, обозначающие обобщающие понятия. Дети берут предметные картинки, проговаривают слово, определяют, к какому обобщающему понятию оно подходит и встают на нужную полянку. Например, ребенок с картинкой «Голубь» встает на полянку с обобщающим понятием «Птицы»
«Кто дальше?»
Цель: обогащение словаря словами-признаками, развитие навыка счета, формирование навыка продвижения по координационной лестнице заданным способом.
Ход игры. Ребенок берет предметную картинку и называет для нее слова-признаки, с каждым новым словом продвигаясь на следующую ступеньку. Потом все вместе считаем, кто дальше продвинулся.
Игры на автоматизацию и дифференциацию звуков, развитие грамматического строя
«Чей? Чья? Чьё?»
Цель: формирование навыка образования притяжательных и относительных прилагательных, их согласования с существительным в роде, числе, падеже, умения продвижения по лестнице заданным способом.
Ход игры. На ступеньках координационной лестницы раскладываются картинки либо с изображением частей животного, либо с изображением фруктов, овощей, ягод. Ребенок, продвигаясь по лестнице заданным способом, образовывает новые слова, опираясь на картинку и вопросы «Чей?», «Чья?», «Чьё?», «Чьи?», «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?»
«Домики»
Цель: формирование навыка определения рода у слов-предметов.
Ход игры. На ступеньках координационной лестницы раскладываются картинки-домики «Он», «Она», «Оно», «Они». Дети берут картинки, проговаривают слово и встают на «ступеньку» с подходящим для него домиком. Например, ребенок с картинкой «Карандаш» встает в домик «Он»
«Волшебная сумочка»
Цель: формирование навыка использования во фразе предлога и корректного падежного окончания у слова-предмета.
Ход игры. На ступеньках координационной лестницы раскладываются предметные картинки (по определенной лексической теме, по классу слоговой структуры слова, по типу склонения). Дети, передвигаясь по ступенькам, проговаривают слово, используя заданный предлог и подбирая нужное окончание. Например: сумка с бананами, с яблоками, с персиками и т.д.
Физическое развитие, являясь физиологической основой нервно-психического развития, играет важную роль в формировании речевых навыков ребенка-дошкольника. Использование в педагогической практике интегрированных занятий, грамотное планирование и взаимодействие различных специалистов детского сада и родителей позволяет комплексно решать задачи, направленные на создание условий для гармоничного развития ребенка, неотъемлемой частью которого является развитие психических процессов и речи.
Список литературы
- Доман Г. Как сделать ребенка физически совершенным: Пер. с англ. – М.: АСТ, Аквариум, 2000. – 333 с.
- Кириллова Ю.А., Лебедева М. Е., Жидкова Н.Ю. Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4 – 7 лет / – Спб., «Детство-Пресс», 2005. – 240 с.
- Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду / – М.: Мозаика-Синтез, 2000. – 256 с.