Управление образования администрации Нижнесергинского района

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования 

Центр «Радуга»

Конспект

открытого занятия для родителей на тему:

«В театр ВМЕСТЕ с мамой»

Подготовила: 

Запретилина Татьяна Михайловна, 

педагог дополнительного образования, методист

МАУДО Центр «Радуга», г.Михайловск

г.Михайловск

2024г.

Аннотация: 

Открытое занятие для родителей на тему: «В театр ВМЕСТЕ с мамой» в учебной группе «Детский театр «Волшебники» подготовлено и проведено к Дню Матери 29.11.2024г. Родители познакомились с образовательной деятельностью в группе, участвовали в ходе занятия, увидели, чему научились дети и готовые работы обучающихся. А дети порадовались общению с мамами и поздравили мам с праздником. Конспект занятия будет полезен педагогам дополнительного образования, руководителям театральных коллективов, учителям начальной школы.

Паспорт занятия

Наименование учебной группы «Детский театр «Волшебники»
Название дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Детский театр «Волшебники»
Возраст обучающихся 8-11 лет
Тема занятия «В театр ВМЕСТЕ с мамой»
Тип занятия  Учебное занятие совместное с родителями, показ спектакля
Цель занятия Развитие личностно-ориентированного взаимодействия родителей и обучающихся; развитие способов сотрудничества семьи и Центра.
задачи Обучающие задачи: 

– закрепить у обучающихся навыки и умения актерского мастерства, публичного выступления;

– познакомить родителей с образовательной деятельностью в учебной группе «Детский театр «Волшебники»; 

Развивающие задачи

способствовать сплочению и развитию детского коллектива посредством совместной деятельности;

создать условия для творческих форм взаимоотношения с родителями, включающих настрой на совместную работу;

– способствовать развитию навыка самоконтроля во время выступления

Воспитательные задачи

– воспитание у обучающихся чувства любви и уважения к родителям, семье.

Формы организации учебного процесса Групповая, индивидуальная
Применяемые технологии  Личностно-ориентированного обучения

Здоровьесберегающие

Технологии развивающего обучения

Методы обучения Словесный (беседа), практический, наглядный.
Методическое и материально-техническое обеспечение Столы и стулья по количеству детей и родителей. 

Ноутбук, колонки, ширма, перчаточные куклы, декорации, костюмы, реквизит.

Ход занятия:

Педагог: Здравствуйте уважаемые родители и мои любимые дети!

Вся семья вместе и душа на месте. Это пословица о том, что семья – это самое дорогое, что есть в жизни человека. И душа “успокаивается” только тогда, когда вся семья в сборе, когда в семье всё мирно и спокойно. Поэтому и каждая минута, проведенная ВМЕСТЕ – это драгоценный момент, в это время мы строим доверительные отношения, укрепляется наше взаимопонимание. Сегодня такой момент настал, а наше занятие называется «Вместе с мамой»

Родители увидят, как проходит наше занятие, поучаствуют в образовательном процессе, увидят некоторые готовые работы. А дети наши с удовольствием покажут, чему научились, порадуются общению с мамами и поздравят наших мам с праздником.

Уважаемые родители, как вы считаете, нужна в наше время, когда есть Интернет, кабельное телевидение, театральная деятельность или посещение театра?  

Конечно, и посещение театра, и участие детей в театрализованных постановках помогают решать многие актуальные проблемы в воспитании и образовании ребенка.

Я считаю, что самые главные результаты театральной деятельности, которой дети занимаются в группе Детский театр «Волшебники» это:

– эмоциональное развитие, 

– всестороннее развитие речи, 

– совершенствование интеллектуальных качеств (память, внимание, творческое воображение), 

– развитие коммуникативных качеств, 

– самореализация себя, своих способностей и просто радость творчества. 

  • В области эмоционального развития я бы выделила развитие у детей такого чувства, как эмпатия. Это способность распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на его место в различных ситуациях. 
  • Занятия, участие в театральной постановке формируют у наших детей коммуникативные качества, такие как способность работать в коллективе, умение решать конфликты, находить адекватные способы взаимодействия. 
  • Воспитание в театральной деятельности происходит даже не специально потому, что каждое литературное произведение или сказка, которую мы берем для постановки всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, патриотизм, уважение к людям, любовь к родителям, отзывчивость). 
  • Актерское мастерство считается одной из самых эффективных методик развития личности. Играя в спектакле, дети примеряют на себя образы, работают с ними, проигрывают различные ситуации, поэтому глубже познают окружающий мир, учатся лучше понимать и выражать свои чувства, управлять собой. 
  • Для детей подготовка спектакля – это большой труд. Для начала нужно выучить роль. Затем на сцене или за ширмой дети должны думать не только о тексте, о своем партнере, с которым он ведет диалог, и о том, что они будут делать дальше, т.е. контролировать не только текст, но и жесты, движение на сцене, а кто работает с куклой – движения героя. Т.е. сцена учит, прежде всего, внутреннему самоконтролю и внимательности.

Разве все это что мы сейчас перечислили не пригодится в жизни или при подготовке к школьному уроку?

Сегодня, наши дети покажут нам элементы разминки, сравним как упражнения выполняют дети, и как справляются родители. Затем мы смотрим сценки, которые дети подготовили.

  • Подвижная разминка: До болота идти далеко… (дети стоят возле стульев, каждая строчка повторяется 2 раза)

До болота идти далеко (маршируем) 2р

До болота идти нелегко (сидят и ногами крутят педали велосипеда)

Вот камень лежит на дороге (наклоны руками до пола, коленки прямые) 2р

Присядем и вытянем ноги (вытягивают ноги) 2р

На камень лягушки кладут узелок (наклоны руками до пола, коленки прямые) 2р

Хорошо бы у камня присесть на часок (прямыми ногами делают «ножницы») 2р

Но на ноги камень вскочил, (вскакивают на ноги) 2р

И за ноги их ухватил (хватают себя за ноги) 2р

И они закричали от страха.

Это – че, это – ре, это – паха. Черепаха! (кричат)

  1. Речедвигательные упражнения:

Соко-соко

Соко (кулачки) бачо (хлопок) вира (скрещивание рук)

соко-соко (кулачки)

баче-баче (хлопок)

соко-соко (кулачки)

вира-вира (скрещивание рук)

соко-баче (кулачки-хлопок)

соко-вира (кулачки- скрещивание рук)

соко-баче-вира (кулачки-хлопок-скрещивание рук)

Педагог: Значение речедвигательных упражнений для развития ребёнка заключается в следующем:

  • Устранение мышечных зажимов и психологических барьеров. 
  • Развитие чувства ритма.  
  • Развитие всех видов моторики.
  • Формирование слухового внимания и памяти. 
  • Мама тут, мама там (Хлопки на каждый слог)

Мама тут, мама там.

Мама, мама тут и там.

Папа тут, папа там,

Папа, папа тут и там,

Мама тут, папа там, 

Мама, папа, тут и там.

  • Дыхательная гимнастика «Как на горке…»

– Упражнение выполняют дети

Подготовка: «Как на горке на пригорке стоят 33 Егорки». Выдох. Вдох (обращаем внимание на диафрагменное дыхание). Счет: Раз Егорка, два Егорка…

Педагог: Значение упражнений на развитие дыхания, в том числе «Как на горке, на пригорке», заключается в следующем:

Нам это упражнение важно для того, что при регулярном выполнении таких упражнений выдох становится длительным, что позволяет произносить более длинные фразы, не торопясь и не задыхаясь. 

– Упражнение выполняют родители.

Педагог: Существует 3 вида дыхания

Ключичное дыхание Грудное Диафрагмальное

Ключичное Такое дыхание происходит за счет поднятия ключиц на вдохе. Такой вид задействует всего около 20% легких. В данном случае происходит огромная нехватка кислорода, что может привезти к различным заболеваниям. Этот вид свойственен пожилым людям с плохой осанкой.

Грудное (реберное) дыхание

Этот вид дыхания происходит, когда грудная клетка на вдохе увеличивается и на выдохе сжимается. Этот вид распространен среди взрослого поколения, но он не приносит достаточного количества кислорода.

Диафрагмальное (брюшное) дыхание

Такой вид дыхания происходит при помощи диафрагмы, которая сжимается на вдохе с сопровождением выпячивания живота, а при выдохе наоборот живот втягивается. Дыхание диафрагмой считается самым правильным и полезным. Объем легких рассчитан на 4-6 л воздуха. Сравните, при грудном дыхании человек вдыхает лишь 400–500 мл, при дыхании диафрагмой – 2-3 л. Наблюдая за маленькими детьми, можно заметить, что они дышат животом. С возрастом люди теряют эту привычку и начинают дышать грудной клеткой. Упражнения на дыхание насыщают клетки мозга кислородом, что помогает лучше запоминать информацию и активнее участвовать в учебном процессе. 

 Это нормализует работу организма на всех уровнях: стабилизирует давление, работу сердца, снимает ощущения тревожности и нервозности.

5.Артикуляционная гимнастика «Сказка про язычок…»

Сказка про язычок – Жил-был язык. Вот такой (тянем язык вверх-низ, 5 раз) Надоело ему одному жить, выглянул, посмотрел вокруг (тянем язык влево-вправо, 5 раз). Увидел губы вот такие («улыбка-трубочка», «рыбка»). Захотел язык пригласить в гости губы. Начал убираться – (верх-низ, внешняя сторона щек, зубы), заглянул в подвал, вытер пыль с потолка пригласил губы (губы вовнутрь, покусать). Включил самовар (щеки надуваем- форточку открываем – колечко губы), потом начали они играть в футбол («укольчик» или «конфетка»). И на прощание губы послали языку воздушный поцелуй (щеки втянуть и резко отпустить). А язык поскакал на лошади (цоканье). А лошадка делала вот так. Упражнение на снятие напряжения с мышц речевого аппарата: «лошадка».

 

6.Работа со скороговорками

Педагог: Научиться правильно говорить – не такая уж легкая задача. Некоторые дети в группе имеют различные нарушения речи. Исправить мы их не можем, т.к. это задача специалистов, но мы стараемся совершенствовать процесс произношения с помощью различных тренировочных упражнений, например, скороговорок. Когда люди тренируются, проговаривая вслух скороговорки, то их речь становится более чистой и совершенной. 

Скажи скороговорку с эмоцией: задай вопрос, поругайся, рассмеши, прикажи, с радостью, грустью, злостью, удивлением, страхом, с плачем, что-то болит, волнение, обида, стесняешься, презрение, брезгливость, жалость, усталость, равнодушие, стыд, злорадство, хитрость, подозрительность, восхищение, с возмущением, гордость, благодарность, удовольствие, растерянность.

  1. Проворонила ворона вороненка.
  2. Добр бобр для бобрят. 
  3. Два бобренка для бобра – лучше всякого добра.
  4. От топота копыт пыль по полю летит. 
  5. Ткёт ткач ткани на платки Тане.
  6. Маланья-болтунья молоко болтала да не выболтала.
  7. Курочка чернопестра, уточка с носка плоска
  8. Был бык тупогуп, тупогубенький бычек.  У быка бела губа была тупа.
  9. Расскажи мне про покупку, про какую про покупку, про покупку, про покупку, про покупочку мою.
  10. На дворе погода размокропогодилась
  11.  Кукушка кукушонку купила капюшон. Как в капюшоне кукушонок был смешон.
  12. Собирала Маргарита маргаритки на горе, растеряла Маргарита маргаритки во дворе
  13. Водовоз вез воду из водопровода
  14. Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
  15. Мама Милу мылом мыла, Мила мыло не любила.
  16. Колпак на колпаке, под колпаком – колпак.
  17. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов
  18. Вы малину мыли ли? Мыли, но не мылили!
  19.  Вез корабль карамель, Наскочил корабль на мель, И матросы 2 недели, Карамель на мели ели.

– Канат скороговорок. (2-3 пары)

– Скороговорка с эмоцией. Задание для детей и родителей: Каждый ребенок предлагает маме сказать скороговорку с определенной эмоцией. 

  1. Вопросы родителям:

1.Если бы все люди не могли говорить, но знали слова, как бы они понимали друг друга? 

Ответы родителей.  (С помощью жестов, мимики, позы туловища)

  1. Меняется ли голос человека в зависимости от его настроения? Как?
  2. Можем ли мы узнать о настроении человека, не видя его лица? Как?

Ответы родителей. (По позе, жестам)

  1. Можем ли мы назвать интонацию, мимику, пантомимику (жесты, поза человека) «волшебными» средствами понимания?

Ответы родителей.

  1. Вспомните, какие жесты вы знаете и используете при общении? 

Ответы родителей. (Приветствие, прощание и др.)

8.Игра для родителей и детей «Иностранец»

  1. Объединяемся в пары – мама+ребенок. Задание: Вы попали в другую страну, языка которой не знаете. Вы можете показать, что вы делаете «Вместе с ребенком» используя только жесты, мимику, движения туловища. Родителям раздать карточки с заданием.
вместе делаете из бумаги кораблики, идете к ручью, пускаете кораблики в ручей, идете за корабликами, следите у кого дольше проплывет, радуетесь вместе лепите из пластилина, сначала разминаете пластилин, лепите отдельные детали – шарики, затем целую фигуру, показываете друг другу что получилось, обсуждаете
вместе пускаете мыльные пузыри, пускаете друг на друга, радуетесь, надуваете огромный, смотри, какой огромный, рассматриваете, лопает, брызги, ой, отбежали  вместе сидите у телевизора и смотрите очень смешной фильм, показываете пальцем, обсуждаете, смеетесь, взявшись за живот.
вместе играете в шашки или шахматы, думаете, переставляете ходы, рубите шашки, убираете фигуры, другой переживает, что срубили. Один срубает все шашки у партнера, выигрывает, радуется, второй расстроился.  вместе наряжаете елку разными игрушками, рассматриваете их, обсуждаете, какие красивые игрушки, приделываете звезду, украшаете елку дождем, кладете под ёлочку подарки и фотографируетесь у елочки 
вместе пускаете блинчики по воде, ищите подходящие камни, рассматриваете, пускаете и считаете на пальцах у кого больше, радуетесь у кого больше, подпрыгиваете от радости вместе одеваете фартуки, режете фрукты для салата, складываете в одну глубокую тарелку, перемешиваете, раскладываете себе по тарелочкам и кушаете вместе, показываете как вкусно!
вместе собираете цветы, плетете венок из цветов, примеряете его на голову друг другу, фотографируетесь вместе гуляете по зоопарку, рассматриваете животных, фотографируете, стоите у клетки с обезьянами – смеетесь
Вместе одеваете рюкзаки, идете в поход, вместе сидите у костра, греете руки, насаживаете сосиски на шампур и жарите, очень вкусно их едите вместе сидите на рыбалке, у одного: клюет, эх, сорвалась, пересаживает, снова рыбачит; у другого: клюет, поймал, ура!, складывает в ведро.
  1. Задание «Это я!» Детям были даны 3 вопроса: 1.Кем твоя мама мечтала стать в детстве и сбылась ее мечта или нет? 2.На какую сказочную героиню похожа твоя мама? 3.Что вы с мамой любите делать вместе? Я вам сейчас зачитываю ответы детей, вы узнаете по описанию себя и говорите: «Это я!»

Показ готовых работ: Кукольный спектакль «Дружба»

Мини-сценки  «Чья помощь лучше?», «У врача»

Чтение стихов для мам:

1.Мамы очень разные,

Мамы все — прекрасные,

Милые, родные,

Сердцу — дорогие…

И для мам сегодня

Мы стихи читаем,

Это им понравится,

Мы уж точно знаем.

2.Что таится в слове «мама»?

Человек — любимый самый,

Самый лучший, дорогой,

Самый милый и родной!

А еще — любовь и ласка,

На ночь — маленькая сказка,

В ней — добро и в ней — тепло,

Рядом с ней — всегда светло…

3.Говорил не рожденный малыш:
«Я боюсь приходить в этот мир…
Столько здесь неприветливых, злых
Глаз колючих, усмешек чужих…
Я замерзну, я там заблужусь,
Я промокну под сильным дождем…
Ну к кому я тихонько прижмусь?
С кем оставшись, побуду вдвоем…»


4.Отвечал ему тихо Господь:
«Не печалься, малыш, не грусти…
Ангел добрый, он будет с тобой
Пока будешь мужать и расти…
Будет он тебя нежить, качать,
Наклонясь, колыбельные петь.
Будет крепко к груди прижимать,
Будет крыльями бережно греть.


5.Первый зуб, первый шаг видеть твой.
И ладошкой слезинки стирать.
А в болезни, склонясь над тобой,
Жар губами со лба убирать…
И когда, начиная взрослеть,
Ты дорогу отыщешь свою.
Ангел будет вослед лишь смотреть,
Повторяя молитву свою…»


6.Как же Ангела имя? — Скажи…
Как его мне средь тысяч узнать?
Это вовсе не важно, малыш…
Мамой будешь ты Ангела звать.

Л. Давыдова. «Я маму люблю»

Мне мама приносит
Подарки, конфеты,
Но маму люблю я
Совсем не за это.
Веселые песни
Она напевает,
Нам скучно вдвоем
Никогда не бывает.
Я ей открываю
Свои все секреты.
Но маму люблю я
Не только за это.
Люблю свою маму,
Скажу я вам прямо,
Ну просто за то,
Что она моя мама! 

 

В. Шуграева.  «Лучше мамы – нет!»

Обойди весь мир вокруг,
Только знай заранее:
Не найдешь теплее рук.

И нежнее маминых.
Не найдешь на свете глаз
Ласковей и строже.
Мама каждому из нас
Всех людей дороже.
Сто путей, дорог вокруг
Обойди по свету:
Мама – самый лучший друг,
Лучше мамы – нету!

 

Е. Серова.  «Без мамы»

В нашем доме карусель:
Ручейком течёт кисель,
По столу тарелки
Прыгают, как белки.
Маша ищет кошку,
Кошка ищет плошку,
Миша ищет папу,
Папа ищет шляпу.

 

 

И никто ничего не находит!
Миша хнычет,
Маша плачет,
Кошке тошен белый свет!..
Это что, ребята, значит?
Значит – мамы дома нет!
Вот и мама. Наконец-то!
Всё становится на место.

 

9.Итог, рефлексия.

Педагог: Наше открытое занятие подошло к концу. Время, проведенное с ребенком – это время радости, когда развивается прочная связь между вами, в это время ваш ребенок воспитывается, подпитывается вашим примером, приобретает опыт, а воспоминание об этом остаются на всю жизнь.Вы сегодня прекрасно общались, может быть узнали что-то новое о себе и о своих детях.

В нашем Центре проходила акция «Письмо маме». Сейчас дети подарят вам самое ценное – теплые слова для любимой мамочки. Каждый ребенок дарит маме Письмо в конверте. Раздача памяток родителям (Приложение 1)

Приложение 1

Как наладить взаимодействие с ребенком и стать лучшим родителем
“Каждая минута, проведенная с ребенком – это драгоценный инвестиционный капитал 

в будущее их счастливой жизни.”


Найдите время вечером:
Постарайтесь выделить хотя бы час для общения с ребенком. Используйте это время, чтобы поговорить, поиграть вместе или помочь с уроками.

Закрепите дни или время для семейных занятий:
На выходных или в свободное от работы время выделите время только для семьи. Планируйте совместную активность, например, походы в парк, пикники или игры на открытом воздухе.


Постоянно выражайте свою любовь и поддержку:
Важно, чтобы ваш ребенок знал, что вы заботитесь о нем и поддерживаете его, даже если вы заняты. Постоянно говорите ему о своей любви и поощряйте его достижения.

 

Участвуйте в их занятиях:
Если у вашего ребенка есть увлечения или занятия после школы, найдите возможность поучаствовать в них вместе. Например, ходите с ним на футбольную тренировку или приезжайте на школьные выступления.

Используйте технологии:
Если вы находитесь вдали от дома, используйте технологии, чтобы поддерживать связь с ребенком. Например, позвоните им или позвоните по видеозвонку, чтобы что-то сказать о его дне или просто поболтать.

Планируйте отпуск или время отдыха:
Старайтесь регулярно брать отпуск на работе, чтобы проводить больше времени с семьей. Отложите работу на некоторое время и полностью посвятите себя семье.

Будьте с ребёнком в данный момент:
Когда вы проводите время с ребенком, постарайтесь быть в полной мере присутствующим и уделите ему свое внимание. Отключите мобильный телефон, отложите дела и дайте ребенку понять, что вы полностью сосредоточены на нем и на его потребностях. Это будет способствовать глубокому и осознанному взаимодействию.

Найдите общие интересы:
Ищите общие интересы, которые вы можете развивать вместе с ребенком. Это может быть любое занятие, будь то книги, спорт, рисование или даже приготовление еды.

“Время с ребенком – это огонек, который разжигает их креативность, питает доверие и вырастает в прочную связь между вами.”

 

Конспект открытого занятия в группе «Детский театр «Волшебники» для родителей «Вместе с мамой»