Управление образования администрации Нижнесергинского района
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Центр «Радуга»
Конспект
практико-ориентированный семинар на тему:
«Результативные формы взаимодействия семьи и учреждения дополнительного образования»
Подготовила:
Запретилина Татьяна Михайловна,
методист, педагог дополнительного образования
МАУДО Центр «Радуга», г.Михайловск
г.Михайловск
2024г.
Т.М.Запретилина,
методист МАУДО Центр «Радуга», г.Михайловск
Нижнесергинского муниципального района
Свердловской области
Тема: «Результативные формы взаимодействия семьи и учреждения дополнительного образования»
Аннотация
Данный семинар построен на основе опыта педагогических работников учреждения дополнительного образования, и может быть полезен педагогам дополнительного образования в выстраивании взаимодействия с семьями обучающихся. В разработке описаны разнообразные формы работы с родителями: групповые и индивидуальные.
Пояснительная записка
Одной из трудовых функций педагога дополнительного образования согласно «Профессиональному стандарту» является: «Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания». Проблема организации эффективного взаимодействия с родителями является актуальной для всех педагогических работников. Работать с родителями значительно труднее, чем с детьми. Уходит много времени и труда, чтобы скоординировать действия педагога и семьи. Современная наука, опыт других педагогов предоставляют нам множество примеров эффективной работы с родителями.
Цель настоящих рекомендаций – оказание методической помощи педагогам дополнительного образования в организации взаимодействия с родителями обучающихся.
Умелая организация работы данного направления позволяет сделать образовательный процесс интересным и результативным. Взаимодействие с родителями обучающихся предусмотрено федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (статьи 44, 45). Задача повышения педагогической культуры, просвещения родителей, психолого-педагогической поддержки и помощи образовательными организациями семьям в вопросах семейного воспитания сегодня актуализируется федеральными документами, в частности, проектом «Поддержка семей, имеющих детей», который реализуется в рамках национального проекта РФ «Образование» на 2018-2024 г.г
Современный педагог всегда в поиске «своих» путей взаимодействия с семьёй.
Ход семинара:
Притча «Сила сотрудничества»
Ехал однажды богач в роскошной карете, которую везла шестерка породистых лошадей, купленных в разных странах. Карета завязла в трясине, и сколько кучер ни стегал лошадей, они не могли сдвинуться с места. Но тут появился крестьянин на телеге, которую везла пара лошадок, и с легкостью проехал через ту самую трясину. Богач изумился и спросил крестьянина:
– В чем сила твоих неказистых лошадей?
И тот объяснил:
– Ваши лошади, хоть и сильны в отдельности, но все разной породы. Каждая считает себя лучше и породистее другой и тянет в свою сторону: стегнешь одну, а другая только радуется. А у меня лошадки простые, одной масти: кобыла со своим жеребенком. Только пригрозишь кнутом одной, так другая все силы прикладывает, чтобы помочь той, что рядом.
Обладать силой сотрудничества – значит жить в гармонии с другими, ценить их способности, не злоупотребляя ими и не принимая их как должное. Мир изменится, если мы будем друг с другом сотрудничать.
Взаимодействие семьи и организации дополнительного образования в отличие от школы имеет свою специфику. Отношения между обучающимися, их родителями и педагогами в учреждениях дополнительного образования построены на основе свободы выбора. Большинство родителей не чувствуют необходимости и не обременены обязанностью систематически общаться с педагогами.
Но, участие родителей в образовательном процессе организации помогает достичь более высоких результатов обучения, а в учреждении дополнительного образования еще помогает сохранить контингент детей и влияет на ежедневную посещаемость детей. Поэтому одна из главных задач педагогических работников системы дополнительного образования детей – сделать семью учащегося своим единомышленниками. Чем выше уровень этого взаимодействия, тем успешнее решаются и проблемы воспитания детей, потому что именно семья оказывает большое влияние на формирование личности ребёнка.
Еще нужно учитывать и то, что современные родители рассматривают учреждение дополнительного образования не только как место для развития увлечений ребенка, для организации его досуга, но и заинтересованы в образовательных успехах ребенка, и нацелены на образовательный результат.
Каким образом привлечь родителей, заинтересовать, создать условия, чтобы они стали помощниками, а не сторонними наблюдателями? Наилучший результат может дать совместная деятельность: групповая и индивидуальная, очная и дистанционная. (Приложение №3).
План семинара
Цели (озвучить):
– вовлечь родителей в образовательное пространство учреждения;
– создать условия для благоприятного общения;
– установить доверительные отношения с каждым родителем.
Задание педагогам: Из предложенного списка задач, выбрать актуальные задачи взаимодействия с родителями. (Приложение№1)
Задачи сотрудничества с родителями:
- Формировать у родителей понимание принадлежности к образовательному процессу.
- Объединить усилия родителей и педагогов для полноценного развития и воспитания детей.
- Создать атмосферу общности интересов «педагог-родитель», эмоциональной поддержки «родитель-ребенок».
- Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
Основные формы взаимодействия педагога с родителями обучающихся – рассказать кратко про каждую форму. Какие формы самые результативные используете вы? (выступления педагогов из опыта работы)
Памятка для педагога дополнительного образования
Основные формы взаимодействия педагога с родителями обучающихся
Групповые формы |
Дни открытых дверей
– Это средство для детей, учителей и родителей узнать, как живут дети в детском объединении, это способ познакомить родителей с содержанием образовательной деятельности в учреждении – День открытых дверей – это сценарий мероприятия, в котором участвуют все педагоги учреждения. (Организатор праздника ведет детей по объединениям, где между переходами от одного объединения к другому проводятся тематические игры с обучающимися. В объединении каждый педагог предлагает краткую яркую игру или викторину, знакомит с содержанием деятельности и достижениями воспитанников (стенд с фото и грамотами). |
Открытые занятия
организуются с целью ознакомления родителей с деятельностью детей в объединении, требованиями педагога, достижениями обучающихся. Необходимо хотя бы один раз в год давать возможность родителям присутствовать на открытом занятии. Это позволит родителям узнать всю сложность и специфику образовательного процесса в учреждении, изменить мнение родителей о педагоге, деятельности детей, учреждении в целом. |
Практическое занятие для родителей с привлечением специалистов
– Педагог-психолог Центра Колосова Л.В. может провести беседу с родителями на определенную тему: «Скоро в школу», «Общение в группе: как избежать конфликтов и истерик», «О гиперактивности и гиперопеке детей», «Почему дети обманывают?», «Решение проблемы – проявление детской агрессивности», «Рука развивает мозг», «Психолого-педагогические особенности старших подростков». |
Совместная досуговая деятельность
Совместные воспитательные и праздничные мероприятия активизируют и повышают заинтересованность родителей: совместные праздники в группе, подготовка концертов; туристические походы, экскурсии. Даже единичные коллективные дела, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. Многие родители настолько перегружены основной работой, что не в состоянии уделить достаточного внимания собственному ребенку, а на таких мероприятиях они волей-неволей включаются в общение с ним. |
Группа whatsapp.web
Переписка с родителями – письменная форма информирования родителей. – Напоминание о начале учебного года; о значении деятельности для развития ребенка в рамках вашей ДООП; – напоминалки о начале занятий (сентябрь); – о плане и структуре занятий (как у вас проходит занятие); – информация о проведении Конкурса, в которых дети могут участвовать, о результатах конкурса – об успехах и достижениях детей (здесь должна быть общая информация: дети справились, научились, молодцы! принимали участие в конкурсе) – извещение родителей о предстоящей совместной деятельности; – поздравления с праздниками, – советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие в переписке: – доброжелательный тон общения, – информация должна быть краткой и содержательной (отсутствие длинных сообщений и аудиосообщений), – функция «сообщения могут отправлять только админы». |
Родительское собрание
Организация и структура родительского собрания. Собрание организуется 1-2 раза в год. Родительское собрание может быть трех видов: организационное, итоговое, тематическое. Максимальная продолжительность 40 мин. Родители, приводящие своих детей на занятия в учреждение дополнительного образования, как правило, не склонны выслушивать длинные монотонные лекции. Любое родительское собрание требует от педагога тщательной подготовки, создания своего рода «сценария», для того чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей. Важно озвучить реальные предложения по сотрудничеству в воспитании детей, развитию их индивидуальных способностей, творческой одаренности, профессиональном самоопределении, которые создали бы у родителей положительную установку на сотрудничество с педагогами учреждения дополнительного образования. Организационное собрание обычно проводится в начале учебного года. Родителям обучающихся 1-го года обучения важно презентовать дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу и результаты ее освоения, специфику и расписание занятий. На первой встрече с родителями, важно определить день недели, время. При подготовке тематического собрания желательно заранее предложить родителям анкету по проблеме, которая выносится для беседы, порекомендовать прочесть статью в книге или статью в Интернет. Каждое собрание структурируется в соответствии со следующей повесткой:
Итоговое собрание проводится в конце учебного года. Главная его цель – представление родителям образовательных результатов по программе, демонстрация достижений обучающихся, а также планирование деятельности детского объединения на следующий учебный год. В заключительной части встречи педагог благодарит родителей за участие, совместную работу, за воспитание детей, за оказание помощи учреждению, вашему объединению. Это могут быть: устная благодарность, благодарственное письмо, статья в ВК, на сайте. |
Творческие мастерские или мастер-класс
Задачи: – формировать умение у родителей организовать совместную творческую деятельность с детьми – развивать внутрисемейные связи, умение находить общие интересы – создавать благоприятную атмосферу, позитивное общение для эмоционального развития ребенка Мастер-классы для детей: это возможность подарить ребенку положительные эмоции, получить новый опыт в жизни, получить новые навыки. Мастер-классы для родителей: – сближают взрослых и детей, помогают родителям лучше понимать своего ребенка, выявить у него определенные способности.
Цель: Создавать условия для успешного взаимодействия родителей, детей и педагога. 2. Вместе с детьми делаем новый продукт для совместной деятельности, для украшения дома Темы мастер-классов: – «Делаем игры для сенсорного развития детей» – «Двигательные игрушки», – «Игры и пособия для развития речи детей» – «Учимся показывать сказку детям», – «Игрушки для детей своими руками» – Картина – совместное творчество – Панно – совместное творчество – Игры и упражнения для совместных занятий дома. |
Наглядная информация. Наглядная информация в виде стендов и уголков имеет огромные возможности по освещению педагогического процесса. В то же время она не предусматривает непосредственного контакта педагога и родителя.
Формы наглядно-текстовой информации:
|
Индивидуальные формы |
Анкетирование (Приложение №2)
Составить анкеты по различным вопросам вам помогут методисты. Опрос «Удовлетворенность родителей образовательной деятельностью в Центре «Радуга». Проводится для выяснения запросов родителей, удовлетворенности работой педагога и учреждения в целом. Обобщенные результаты хранятся как минимум 2 года. В мае по результатам анкетирования оформляем стенд для родителей – фото группы, информация о дополнительных навыках, которые получает ребенок при обучении по дополнительной общеобразовательной программе, положительные отзывы родителей о деятельности педагога. |
Индивидуальная консультация (беседа)
Эта форма самая эффективная. На индивидуальных беседах родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях и беспокойствах, которые их тревожат. Как минимум консультация длится 10 минут. Успех беседы во многом зависит от педагогического такта, чуткости, способности заинтересовать родителя. Девиз консультации: «Мы вместе против проблемы, но не против друг друга». |
Телефонный разговор |
Просветительская работа.
Разработка и ведение сайта или группа Вконтакте творческого объединения. |
Благодарственное письмо родителям.
За помощь, активное участие, поддержку, инициативу. Вручаются на праздниках. Подписывается директором и педагогом. |
Выставка – представить работы детей и родителей, бабушек и дедушек. Проводится с целью активизации творческого потенциала детей и их родителей, повышения статуса семьи |
Задание педагогам: данную форму можно использовать для решения какой задачи?
(ватман и фломастер, на ватмане в верхней строчке обозначены задачи, если данная форма решает все задачи – записываем ее в каждый столбик)
Таким образом, самые результативные формы общения с родителями в учреждении дополнительного образования – это Родительское собрание, Открытое занятие, Практическое занятие с привлечением специалистов, Индивидуальная консультация (беседа), Досуговые мероприятия.
Приступая к работе с семьями своих воспитанников, педагог должен обсудить те правила общения, которыми он хотел бы руководствоваться при взаимодействии с родителями.
Задание: каждый педагог читает по одному Правилу общения с родителями обучающихся и комментирует его.
Правила
эффективного сотрудничества педагога с родителями воспитанников:
-
- Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет! Если вы ими располагаете – создавайте необходимые условия для общения.
- Готовясь к встрече с семьей своего ученика, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать, во-первых, что-то хорошее о своем ребенке, дающее шанс на будущее и лишь в последнюю очередь – негативную информацию.
- Хвалите ребенка и родителей при всех, о проблемах говорите индивидуально!
- Не следует беседовать с родителями второпях или на бегу. Если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другое время.
- Называйте родителей по имени и отчеству.
- Искренне интересуйтесь родителями, приветствуйте их радостно, улыбайтесь, задавайте им вопросы.
-
- Внушайте родителю сознание его значимости и делайте это искренне.
- Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь наставлять и поучать – это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.
- Выдерживайте паузу! Хорошо обдумайте то, что вы от родителей услышали. Не делайте поспешных выводов!
- Если вы вынуждены сделать выговор, начните с похвалы. Не оскорбляйте родительские чувства, в каждом ребенке найдите положительные черты и качества.
- Не стремитесь, во что бы то ни стало отстоять собственную позицию! (см. пункт №1)
- То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов!
Каждая встреча с родителями учащихся должна заканчиваться позитивными рекомендациями для родителей и самого ребенка.
В заключении семинара педагог-психолог Центра Колосова Л.В. провела с коллегами психологический тренинг «Эффективные способы взаимодействия с родителями». Педагоги побывали в роли родителей, отрабатывали правила построения эффективного общения, навыки конструктивного выхода из конфликтных ситуаций. Каждый педагог вдохновился новыми идеями и положительными эмоциями.
Используя различные формы общения с родителями, педагог создает благоприятную атмосферу общения обучающихся и родителей, повышает уровень педагогической и психологической грамотности родителей. А также процесс взаимодействия способствует росту профессионального мастерства педагогов и поднимет статус учреждения в целом.
Однако следует отметить – рассчитывать на поддержку родителей во всех проводимых в коллективе мероприятиях можно только при условии, что при общении с родителями детей педагог проявляет уважение, тактичность, умеет сдерживать свои эмоции, тщательно готовит мероприятия.
Интернет-ресурсы:
- Методическая рекомендация «Взаимодействие семьи и учреждения дополнительного образования» – дошкольное образование, прочее https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/metodicheskaia_rekomendatsiia_vzaimodeistvie_semi_i_uchrezhdeniia_dopolnitelnogo
- Социальное партнёрство семьи и организации дополнительного образования https://znanio.ru/pub/794
- Формы работы с родителями. организация взаимодействия с семьями. методические рекомендации. | Методическая разработка ( класс) на тему: | Образовательная социальная сеть https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2016/03/12/formy-raboty-s-roditelyami-organizatsiya-vzaimodeystviya-s
- Притча «Сила сотрудничества» – https://infopedia.su/1×8477.html
Приложение№1
Формировать у родителей понимание принадлежности к образовательному процессу. |
Объединить усилия родителей и педагогов для полноценного развития и воспитания детей. |
Создать атмосферу общности интересов «педагог-родитель», эмоциональной поддержки «родитель-ребенок». |
Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей |
Организовать условия для развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребёнка |
Совместно изучать содержание программы и составить перспективный план работы по всем видам деятельности детей и по всем разделам программы. |
Интегрировать имеющиеся культурно-образовательные ресурсы. |
Создать среду для развития индивидуальности каждого ребёнка. |
Укрепить здоровье всех участников образовательной деятельности, формировать потребность в здоровом образе жизни. |
Формировать у обучающихся важнейшие гражданские качества (инициативность, ответственность, организаторские способности и др.). |
Приложение №2
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Уважаемые родители! В целях улучшения качества образовательной деятельности в МАУДО Центр «Радуга», мы проводим ежегодный опрос «Удовлетворенность родителей образовательными услугами Центра». Просим Вас отметить 1 вариант ответа, либо дописать свой. Благодарим за оказанную помощь!
- Назовите педагога и учебную группу, которую посещает Ваш ребенок ______________________________________________________________________
- Ваш ребенок является:
- дошкольником
- уч-ся младших классов школы (1-4 кл.)
- уч-ся средних классов (5-8 кл.)
- старшеклассником (9-11 кл.)
- Группа здоровья Вашего ребенка:
I (основная), II, III, IV
- 4. Закончите, пожалуйста, фразу: «Для меня важно, что, занимаясь в Центре, мой ребёнок…»
(не более трёх вариантов ответов)
- не болтается без дела на улице
- развивает свои способности
- развивает организованность, ответственность,
самостоятельность
- учится быть чутким, отзывчивым, трудолюбивым
- учится понимать прекрасное
- приобретает уверенность в себе
- развивает творческие способности
- приобретает навыки культуры общения
- учится правильно организовывать свой досуг
- овладевает знаниями и умениями, необходимыми для дальнейшего успешного овладения профессией
другое ____________________________________________________________________
- 5. Насколько Вы удовлетворены работой учебной группы, которую посещает ваш ребёнок?
- полностью удовлетворён
- частично удовлетворён
- не удовлетворён
- Если не удовлетворены, то почему?
- неудобное расписание занятий
- низкое качество работы педагога
- неудовлетворительные материально-технические условия
- другое (укажите)____________________________________________________
- Педагог данной учебной группы способствует сплочению детского коллектива и создает комфортную обстановку для развития ребенка?
- Да
- Нет
- Центр «Радуга» способствует формированию достойного поведения Вашего ребенка?
- Да
- Нет, потому что_____________________________________
- Затрудняюсь ответить
- Испытываете ли Вы потребности в других дополнительных образовательных услугах для Вашего ребенка?
- Да (уточните каких) _______________________________________________________
- Нет
Отзывы о работе педагога
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Приложение №3
Памятка для педагогов и родителей
10 причин сказать «Да!» дополнительному образованию детей
- Расширение горизонтов
Дополнительное образование (искусство музыки, живописи, театра, кулинарии, рукоделия, лепки; схемотехника, авиамоделирование) позволяет детям изучать новые предметы и области знаний, которые вне школьной программы. Это помогает расширить их кругозор, разнообразить знания, повысить эрудицию.
- Поиск своего увлечения
Дополнительное образование (искусство музыки, живописи, театра, кулинарии, рукоделия, лепки, схемотехника, авиамоделирование) может помочь детям найти свое увлечение. Оно дает им возможность попробовать разные области, чтобы определить, что у них получается лучше всего. Увлечение – это источник нового полезного опыта, позволяющий расширить представления ребенка о себе и окружающем мире, положительно влияющий на самочувствие и настроение ребенка.
Любимые занятия помогают детям в развитии социальных навыков, помогают завести друзей, находить общий язык с другими людьми.
- Развитие дополнительных навыков
Занятия по дополнительной образовательной программе (искусство музыки, живописи, театра, кулинарии, рукоделия, лепки, схемотехника, авиамоделирование) направлены на развитие дополнительных навыков. По данным специалистов, более 60 % детей не имеют ярко выраженных склонностей, интересов к профессиональной деятельности. Только раскрыв свои потенциальные способности и попробовав реализовать их в Центре детского творчества, ребенок будет лучше подготовлен к реальной жизни в обществе, получит возможность профессиональной ориентации. Приобретенные в объединении навыки – это начало пути к его будущей профессии.
- Социализация и развитие социальных навыков
Дополнительное образование предоставляет детям возможность общения и взаимодействия с другими детьми, что способствует развитию социальных навыков. В группах Центра дети учатся работать в команде, уважать мнение других, решать конфликты и выступать перед публикой. Такие навыки являются важными для успешной адаптации в обществе и будут полезными на протяжении всей жизни.
- Поддержка учебы в школе
Дополнительное образование помогает детям лучше понимать материал в школе, развитие дополнительных навыков у ребенка устраняет пробелы в знаниях и улучшает успеваемость.
- Стимулирование интереса к обучению
Дополнительное образование может быть более интересным и увлекательным, чем обычные школьные уроки. Оно может стимулировать интерес к учебе и мотивировать детей учиться.
- Развитие самостоятельности и ответственности
С ранних лет ребенок учится планировать свое время. Посещение разнообразных занятий в Центре детского творчества учит детей планировать свое время, следить за своими обязанностями и развивать самостоятельность. Этот навык, с течением времени, будет оттачиваться и войдет с ними во взрослую жизнь.
- Развитие самооценки
Успех в дополнительном образовании может повысить самооценку детей и уверенность в собственных силах. Это важно для их личностного роста и развития. Ребенок удовлетворяет свои потребности в общении именно в компании единомышленников, где его принимают, понимают, ценят.
- Ребенок занят полезной увлекательной деятельностью, отвлечен от гаджетов, вредных привычек и плохих компаний.
- Воспитание нравственных качеств личности.
Именно в микросреде ребенок черпает свой социальный нравственный опыт, на основе которого складываются взгляды, убеждения, привычки, особенности поведения. Каждый педагог проводит мероприятия на сплочения детского коллектива. Все мероприятия в Центре детского творчества, в которых участвуют обучающиеся, имеют воспитательные задачи и способствуют развитию у детей таких качеств как доброжелательность, отзывчивость, патриотизм, трудолюбие и т.д.
В результате знания, умения и навыки, приобретенные в Центре детского творчества помогает детям выстраивать межличностные отношения, улучшает состояние эмоциональной сферы, содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности, появлению навыков содержательного проведения досуга, формирует у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды, ориентируют на профессию, помогают повысить успеваемость в школе, влияют на самооценку, формируют активную жизненную позицию.