Управление образования администрации Нижнесергинского района

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования 

Центр «Радуга»

Конспект

практико-ориентированный семинар на тему:

«Результативные формы взаимодействия семьи и учреждения дополнительного образования»

Подготовила: 

Запретилина Татьяна Михайловна, 

методист, педагог дополнительного образования

МАУДО Центр «Радуга», г.Михайловск

г.Михайловск

2024г.

Т.М.Запретилина, 

методист МАУДО Центр «Радуга», г.Михайловск

Нижнесергинского муниципального района

Свердловской области

     Тема: «Результативные формы взаимодействия семьи и учреждения дополнительного образования»

Аннотация

   Данный семинар построен на основе опыта педагогических работников учреждения дополнительного образования, и может быть полезен педагогам дополнительного образования в выстраивании взаимодействия с семьями обучающихся. В разработке описаны разнообразные формы работы с родителями: групповые и индивидуальные.

Пояснительная записка

   Одной из трудовых функций педагога дополнительного образования согласно «Профессиональному стандарту» является: «Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания».   Проблема организации эффективного взаимодействия с родителями является актуальной для всех педагогических работников. Работать с родителями значительно труднее, чем с детьми. Уходит много времени и труда, чтобы скоординировать действия педагога и семьи. Современная наука, опыт других педагогов предоставляют нам множество примеров эффективной работы с родителями.

   Цель настоящих рекомендаций – оказание методической помощи педагогам дополнительного образования в организации взаимодействия с родителями обучающихся.

Умелая организация работы данного направления позволяет сделать образовательный процесс интересным и результативным. Взаимодействие с родителями обучающихся предусмотрено федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (статьи 44, 45). Задача повышения педагогической культуры, просвещения родителей, психолого-педагогической поддержки и помощи образовательными организациями семьям в вопросах семейного воспитания сегодня актуализируется федеральными документами, в частности, проектом «Поддержка семей, имеющих детей», который реализуется в рамках национального проекта РФ «Образование» на 2018-2024 г.г

   Современный педагог всегда в поиске «своих» путей взаимодействия с семьёй. 

Ход семинара:       

   Притча «Сила сотрудничества»

   Ехал однажды богач в роскошной карете, которую везла шестерка породистых лошадей, купленных в разных странах. Карета завязла в трясине, и сколько кучер ни стегал лошадей, они не могли сдвинуться с места. Но тут появился крестьянин на телеге, которую везла пара лошадок, и с легкостью проехал через ту самую трясину. Богач изумился и спросил крестьянина:

– В чем сила твоих неказистых лошадей?

И тот объяснил:

– Ваши лошади, хоть и сильны в отдельности, но все разной породы. Каждая считает себя лучше и породистее другой и тянет в свою сторону: стегнешь одну, а другая только радуется. А у меня лошадки простые, одной масти: кобыла со своим жеребенком. Только пригрозишь кнутом одной, так другая все силы прикладывает, чтобы помочь той, что рядом. 

    Обладать силой сотрудничества – значит жить в гармонии с другими, ценить их способности, не злоупотребляя ими и не принимая их как должное. Мир изменится, если мы будем друг с другом сотрудничать.

   Взаимодействие семьи и организации дополнительного образования в отличие от школы имеет свою специфику. Отношения между обучающимися, их родителями и педагогами в учреждениях дополнительного образования построены на основе свободы выбора. Большинство родителей не чувствуют необходимости и не обременены обязанностью систематически общаться с педагогами.

   Но, участие родителей в образовательном процессе организации помогает достичь более высоких результатов обучения, а в учреждении дополнительного образования еще помогает сохранить контингент детей и влияет на ежедневную посещаемость детей. Поэтому одна из главных задач педагогических работников системы дополнительного образования детей – сделать семью учащегося своим единомышленниками. Чем выше уровень этого взаимодействия, тем успешнее решаются и проблемы воспитания детей, потому что именно семья оказывает большое влияние на формирование личности ребёнка.

   Еще нужно учитывать и то, что современные родители рассматривают учреждение дополнительного образования не только как место для развития увлечений ребенка, для организации его досуга, но и заинтересованы в образовательных успехах ребенка, и нацелены на образовательный результат. 

    Каким образом привлечь родителей, заинтересовать, создать условия, чтобы они стали помощниками, а не сторонними наблюдателями? Наилучший результат может дать совместная деятельность: групповая и индивидуальная, очная и дистанционная. (Приложение №3).

План семинара

Цели (озвучить):

– вовлечь родителей в образовательное пространство учреждения;

– создать условия для благоприятного общения;

– установить доверительные отношения с каждым родителем.

Задание педагогам: Из предложенного списка задач, выбрать актуальные задачи взаимодействия с родителями. (Приложение№1)

Задачи сотрудничества с родителями:

  1. Формировать у родителей понимание принадлежности к образовательному процессу. 
  2. Объединить усилия родителей и педагогов для полноценного развития и воспитания детей.
  3. Создать атмосферу общности интересов «педагог-родитель», эмоциональной поддержки «родитель-ребенок».
  4. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

Основные формы взаимодействия педагога с родителями обучающихся – рассказать кратко про каждую форму. Какие формы самые результативные используете вы? (выступления педагогов из опыта работы)

Памятка для педагога дополнительного образования

Основные формы взаимодействия педагога с родителями обучающихся

Групповые формы
Дни открытых дверей

– Это средство для детей, учителей и родителей узнать, как живут дети в детском объединении, это способ познакомить родителей с содержанием образовательной деятельности в учреждении 

– День открытых дверей – это сценарий мероприятия, в котором участвуют все педагоги учреждения. (Организатор праздника ведет детей по объединениям, где между переходами от одного объединения к другому проводятся тематические игры с обучающимися. В объединении каждый педагог предлагает краткую яркую игру или викторину, знакомит с содержанием деятельности и достижениями воспитанников (стенд с фото и грамотами). 

Открытые занятия

организуются с целью ознакомления родителей с деятельностью детей в объединении, требованиями педагога, достижениями обучающихся. Необходимо хотя бы один раз в год давать возможность родителям присутствовать на открытом занятии. Это позволит родителям узнать всю сложность и специфику образовательного процесса в учреждении, изменить мнение родителей о педагоге, деятельности детей, учреждении в целом.

Практическое занятие для родителей с привлечением специалистов

– Педагог-психолог Центра Колосова Л.В. может провести  беседу с родителями на определенную тему: «Скоро в школу», «Общение в группе: как избежать конфликтов и истерик», «О гиперактивности и гиперопеке детей», «Почему дети обманывают?», «Решение проблемы – проявление детской агрессивности», «Рука развивает мозг», «Психолого-педагогические особенности старших подростков».

Совместная досуговая деятельность

Совместные воспитательные и праздничные мероприятия активизируют и повышают заинтересованность родителей: совместные праздники в группе, подготовка концертов; туристические походы, экскурсии.

Даже единичные коллективные дела, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. Многие родители настолько перегружены основной работой, что не в состоянии уделить достаточного внимания собственному ребенку, а на таких мероприятиях они волей-неволей включаются в общение с ним.

Группа whatsapp.web

Переписка с родителями – письменная форма информирования родителей. 

– Напоминание о начале учебного года; о значении деятельности для развития ребенка в рамках вашей ДООП;

– напоминалки о начале занятий (сентябрь);

– о плане и структуре занятий (как у вас проходит занятие);

– информация о проведении Конкурса, в которых дети могут участвовать, о результатах конкурса

– об успехах и достижениях детей (здесь должна быть общая информация: дети справились, научились, молодцы! принимали участие в конкурсе) 

– извещение родителей о предстоящей совместной деятельности;

– поздравления с праздниками, 

– советы и пожелания в воспитании детей.

Главное условие в переписке:

– доброжелательный тон общения,

– информация должна быть краткой и содержательной (отсутствие длинных сообщений и аудиосообщений),

– функция «сообщения могут отправлять только админы». 

Родительское собрание

Организация и структура родительского собрания.

    Собрание организуется 1-2 раза в год. 

    Родительское собрание может быть трех видов: организационное, итоговое, тематическое. 

Максимальная продолжительность 40 мин. Родители, приводящие своих детей на занятия в учреждение дополнительного образования, как правило, не склонны выслушивать длинные монотонные лекции.

     Любое родительское собрание требует от педагога тщательной подготовки, создания своего рода «сценария», для того чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей. 

   Важно озвучить реальные предложения по сотрудничеству в воспитании детей, развитию их индивидуальных способностей, творческой одаренности, профессиональном самоопределении, которые создали бы у родителей положительную установку на сотрудничество с педагогами учреждения дополнительного образования.

    Организационное собрание обычно проводится в начале учебного года. Родителям обучающихся 1-го года обучения важно презентовать дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу и результаты ее освоения, специфику и расписание занятий. На первой встрече с родителями, важно определить день недели, время. 

    При подготовке тематического собрания желательно заранее предложить родителям анкету по проблеме, которая выносится для беседы, порекомендовать прочесть статью в книге или статью в Интернет. 

    Каждое собрание структурируется в соответствии со следующей повесткой: 

  1. Информация об учреждении дополнительного образования детей, о детском объединении, о достижениях детей за прошедший период (только положительная информация). 
  2. Полезная информация от специалистов (врачей, психологов, социологов, ученых и т.д.).  
  3. Планирование участия родителей в делах детского объединения на учебный период. 

Итоговое собрание проводится в конце учебного года. Главная его цель – представление родителям образовательных результатов по программе, демонстрация достижений обучающихся, а также планирование деятельности детского объединения на следующий учебный год. В заключительной части встречи педагог благодарит родителей за участие, совместную работу, за воспитание детей, за оказание помощи учреждению, вашему объединению. Это могут быть: устная благодарность, благодарственное письмо, статья в ВК, на сайте.

Творческие мастерские или мастер-класс

Задачи:

– формировать умение у родителей организовать совместную творческую деятельность с детьми

– развивать внутрисемейные связи, умение находить общие интересы

– создавать благоприятную атмосферу, позитивное общение для эмоционального развития ребенка

Мастер-классы для детей:

это возможность подарить ребенку положительные эмоции, получить новый опыт в жизни, получить новые навыки.

Мастер-классы для родителей:

– сближают взрослых и детей, помогают родителям лучше понимать своего ребенка, выявить у него определенные способности.

  1. Девиз мастер-класса: «Мы знаем, как это сделать, и научим вас»

Цель: Создавать условия для успешного взаимодействия родителей, детей и педагога. 

2. Вместе с детьми делаем новый продукт для совместной деятельности, для украшения дома

Темы мастер-классов:

– «Делаем игры для сенсорного развития детей»

– «Двигательные игрушки»,

– «Игры и пособия для развития речи детей»

– «Учимся показывать сказку детям»,

– «Игрушки для детей своими руками»

– Картина – совместное творчество

– Панно – совместное творчество

– Игры и упражнения для совместных занятий дома.

Наглядная информация. Наглядная информация в виде стендов и уголков имеет огромные возможности по освещению педагогического процесса. В то же время она не предусматривает непосредственного контакта педагога и родителя. 

Формы наглядно-текстовой информации:

  • Выставки тематические, посвященные какой-либо теме, связанной с семьей.
  • Групповые выставки детских работ (периодически).
  • Индивидуальные (персональные) выставки детских работ.
  • Стенды, представленные фотографиями детей, отражающих их жизнедеятельность в ДОД.
  • Информационные стенды: «Для вас, родители!», «Университет» для родителей», «Ликбез для родителей». На стенде можно размещать информацию в виде памяток, советов, рекомендаций по темам воспитания детей. 
  • Буклеты. Помогают педагогу представить свое объединение. В буклете может содержаться информация за несколько лет (цель программы, достижения, история выпускников, отзывы родителей и т.п.), а также на конкретный учебный год – расписание, режим работы, необходимое оборудование, правила поведения и т.д. 
Индивидуальные формы
Анкетирование (Приложение №2)

Составить анкеты по различным вопросам вам помогут методисты. 

Опрос «Удовлетворенность родителей образовательной деятельностью в Центре «Радуга». Проводится для выяснения запросов родителей, удовлетворенности работой педагога и учреждения в целом.  Обобщенные результаты хранятся как минимум 2 года. В мае по результатам анкетирования оформляем стенд для родителей – фото группы, информация о дополнительных навыках, которые получает ребенок при обучении по дополнительной общеобразовательной программе, положительные отзывы родителей о деятельности педагога.

Индивидуальная консультация (беседа)

Эта форма самая эффективная. На индивидуальных беседах родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях и беспокойствах, которые их тревожат. Как минимум консультация длится 10 минут. Успех беседы во многом зависит от педагогического такта, чуткости, способности заинтересовать родителя.

Девиз консультации: «Мы вместе против проблемы, но не против друг друга».

Телефонный разговор
Просветительская работа. 

Разработка и ведение сайта или  группа Вконтакте творческого объединения. 

Благодарственное письмо родителям.

За помощь, активное участие, поддержку, инициативу. Вручаются на праздниках. Подписывается директором и педагогом.

Выставка – представить работы детей и родителей, бабушек и дедушек. Проводится с целью активизации творческого потенциала детей и их родителей, повышения статуса семьи

Задание педагогам: данную форму можно использовать для решения какой задачи?

(ватман и фломастер, на ватмане в верхней строчке обозначены задачи, если данная форма решает все задачи – записываем ее в каждый столбик)

   Таким образом, самые результативные формы общения с родителями в учреждении дополнительного образования – это Родительское собрание, Открытое занятие, Практическое занятие с привлечением специалистов, Индивидуальная консультация (беседа), Досуговые мероприятия.

   Приступая к работе с семьями своих воспитанников, педагог должен обсудить те правила общения, которыми он хотел бы руководствоваться при взаимодействии с родителями.

Задание: каждый педагог читает по одному Правилу общения с родителями обучающихся и комментирует его.

Правила

эффективного сотрудничества педагога с родителями воспитанников:

    1. Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет! Если вы ими располагаете – создавайте необходимые условия для общения. 
    2. Готовясь к встрече с семьей своего ученика, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать, во-первых, что-то хорошее о своем ребенке, дающее шанс на будущее и лишь в последнюю очередь – негативную информацию.
  • Хвалите ребенка и родителей при всех, о проблемах говорите индивидуально!
  1. Не следует беседовать с родителями второпях или на бегу. Если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другое время.
  2. Называйте родителей по имени и отчеству.
  1. Искренне интересуйтесь родителями, приветствуйте их радостно, улыбайтесь, задавайте им вопросы.
    1. Внушайте родителю сознание его значимости и делайте это искренне.
    2. Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь наставлять и поучать – это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.
    3. Выдерживайте паузу! Хорошо обдумайте то, что вы от родителей услышали. Не делайте поспешных выводов!
    4. Если вы вынуждены сделать выговор, начните с похвалы. Не оскорбляйте родительские чувства, в каждом ребенке найдите положительные черты и качества.
  • Не стремитесь, во что бы то ни стало отстоять собственную позицию! (см. пункт №1) 
  1. То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов!

Каждая встреча с родителями учащихся должна заканчиваться позитивными рекомендациями для родителей и самого ребенка.

В заключении семинара педагог-психолог Центра Колосова Л.В. провела с коллегами психологический тренинг «Эффективные способы взаимодействия с родителями». Педагоги побывали в роли родителей, отрабатывали правила построения эффективного общения, навыки конструктивного выхода из конфликтных ситуаций. Каждый педагог вдохновился новыми идеями и положительными эмоциями.

 

Используя различные формы общения с родителями, педагог создает благоприятную атмосферу общения обучающихся и родителей, повышает уровень педагогической и психологической грамотности родителей. А также процесс взаимодействия способствует росту профессионального мастерства педагогов и поднимет статус учреждения в целом.

Однако следует отметить – рассчитывать на поддержку родителей во всех проводимых в коллективе мероприятиях можно только при условии, что при общении с родителями детей педагог проявляет уважение, тактичность, умеет сдерживать свои эмоции, тщательно готовит мероприятия.

 

Интернет-ресурсы:

  1. Методическая рекомендация «Взаимодействие семьи и учреждения дополнительного образования» – дошкольное образование, прочее https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/metodicheskaia_rekomendatsiia_vzaimodeistvie_semi_i_uchrezhdeniia_dopolnitelnogo
  2. Социальное партнёрство семьи и организации дополнительного образования https://znanio.ru/pub/794
  3. Формы работы с родителями. организация взаимодействия с семьями. методические рекомендации. | Методическая разработка ( класс) на тему: | Образовательная социальная сеть https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2016/03/12/formy-raboty-s-roditelyami-organizatsiya-vzaimodeystviya-s
  4. Притча «Сила сотрудничества» – https://infopedia.su/1×8477.html

 

 

Приложение№1

Формировать у родителей понимание принадлежности к образовательному процессу. 
Объединить усилия родителей и педагогов для полноценного развития и воспитания детей.
Создать атмосферу общности интересов «педагог-родитель», эмоциональной поддержки «родитель-ребенок».
Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей
Организовать условия для развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребёнка
Совместно изучать содержание программы и составить перспективный план работы по всем видам деятельности детей и по всем разделам программы.
Интегрировать имеющиеся культурно-образовательные ресурсы.
Создать среду для развития индивидуальности каждого ребёнка.
Укрепить здоровье всех участников образовательной деятельности, формировать потребность в здоровом образе жизни.
Формировать у обучающихся важнейшие гражданские качества (инициативность, ответственность, организаторские способности и др.).

 

Приложение №2

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Уважаемые родители! В целях улучшения качества образовательной деятельности в МАУДО Центр «Радуга», мы проводим ежегодный опрос «Удовлетворенность родителей образовательными услугами Центра». Просим Вас отметить 1 вариант ответа, либо дописать свой. Благодарим за оказанную помощь!

  1. Назовите педагога и учебную группу, которую посещает Ваш ребенок ______________________________________________________________________
  2. Ваш ребенок является:
  • дошкольником
  • уч-ся младших классов школы (1-4 кл.)
  • уч-ся средних классов (5-8 кл.)
  • старшеклассником (9-11 кл.)
  1. Группа здоровья Вашего ребенка: 

      I (основная), II, III, IV

  1. 4. Закончите, пожалуйста, фразу: «Для меня важно, что, занимаясь в Центре, мой ребёнок…» 

(не более трёх вариантов ответов)

  • не болтается без дела на улице
  • развивает свои способности
  • развивает организованность, ответственность,   

     самостоятельность

  • учится быть чутким, отзывчивым, трудолюбивым
  • учится понимать прекрасное
  • приобретает уверенность в себе
  • развивает творческие способности
  • приобретает навыки культуры общения
  • учится правильно организовывать свой досуг
  • овладевает знаниями и умениями, необходимыми для дальнейшего успешного овладения профессией 

другое ____________________________________________________________________                                                                                                                           

  1. 5. Насколько Вы удовлетворены работой учебной группы, которую посещает ваш ребёнок? 
  • полностью удовлетворён
  • частично удовлетворён
  • не удовлетворён
  1. Если не удовлетворены, то почему? 
  • неудобное расписание занятий
  • низкое качество работы педагога
  • неудовлетворительные материально-технические условия 
  • другое (укажите)____________________________________________________
  1. Педагог данной учебной группы способствует сплочению детского коллектива и создает комфортную обстановку для развития ребенка?
  • Да
  • Нет
  1. Центр «Радуга» способствует формированию достойного поведения Вашего ребенка?
  • Да 
  • Нет, потому что_____________________________________
  • Затрудняюсь ответить
  1. Испытываете ли Вы потребности в других дополнительных образовательных услугах для Вашего ребенка? 
  • Да (уточните каких) _______________________________________________________
  • Нет

Отзывы о работе педагога

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

 

Приложение №3

Памятка для педагогов и родителей

10 причин сказать «Да!» дополнительному образованию детей

  1. Расширение горизонтов

     Дополнительное образование (искусство музыки, живописи, театра, кулинарии, рукоделия, лепки; схемотехника, авиамоделирование) позволяет детям изучать новые предметы и области знаний, которые вне школьной программы. Это помогает расширить их кругозор, разнообразить знания, повысить эрудицию.

  1. Поиск своего увлечения

   Дополнительное образование (искусство музыки, живописи, театра, кулинарии, рукоделия, лепки, схемотехника, авиамоделирование) может помочь детям найти свое увлечение. Оно дает им возможность попробовать разные области, чтобы определить, что у них получается лучше всего. Увлечение – это источник нового полезного опыта, позволяющий расширить представления ребенка о себе и окружающем мире, положительно влияющий на самочувствие и настроение ребенка. 

Любимые занятия помогают детям в развитии социальных навыков, помогают завести друзей, находить общий язык с другими людьми.

  1. Развитие дополнительных навыков

   Занятия по дополнительной образовательной программе (искусство музыки, живописи, театра, кулинарии, рукоделия, лепки, схемотехника, авиамоделирование) направлены на развитие дополнительных навыков. По данным специалистов, более 60 % детей не имеют ярко выраженных склонностей, интересов к профессиональной деятельности. Только раскрыв свои потенциальные способности и попробовав реализовать их в Центре детского творчества, ребенок будет лучше подготовлен к реальной жизни в обществе, получит возможность профессиональной ориентации. Приобретенные в объединении навыки – это начало пути к его будущей профессии.

  1. Социализация и развитие социальных навыков

    Дополнительное образование предоставляет детям возможность общения и взаимодействия с другими детьми, что способствует развитию социальных навыков. В группах Центра дети учатся работать в команде, уважать мнение других, решать конфликты и выступать перед публикой. Такие навыки являются важными для успешной адаптации в обществе и будут полезными на протяжении всей жизни.

  1. Поддержка учебы в школе

    Дополнительное образование помогает детям лучше понимать материал в школе, развитие дополнительных навыков у ребенка устраняет пробелы в знаниях и улучшает успеваемость.

  1. Стимулирование интереса к обучению

   Дополнительное образование может быть более интересным и увлекательным, чем обычные школьные уроки. Оно может стимулировать интерес к учебе и мотивировать детей учиться. 

  1. Развитие самостоятельности и ответственности

    С ранних лет ребенок учится планировать свое время. Посещение разнообразных занятий в Центре детского творчества учит детей планировать свое время, следить за своими обязанностями и развивать самостоятельность. Этот навык, с течением времени, будет оттачиваться и войдет с ними во взрослую жизнь.

  1. Развитие самооценки

    Успех в дополнительном образовании может повысить самооценку детей и уверенность в собственных силах. Это важно для их личностного роста и развития. Ребенок удовлетворяет свои потребности в общении именно в компании единомышленников, где его принимают, понимают, ценят.

  1. Ребенок занят полезной увлекательной деятельностью, отвлечен от гаджетов, вредных привычек и плохих компаний.
  2. Воспитание нравственных качеств личности. 

      Именно в микросреде ребенок черпает свой социальный нравственный опыт, на основе которого складываются взгляды, убеждения, привычки, особенности поведения. Каждый педагог проводит мероприятия на сплочения детского коллектива. Все мероприятия в Центре детского творчества, в которых участвуют обучающиеся, имеют воспитательные задачи и способствуют развитию у детей таких качеств как доброжелательность, отзывчивость, патриотизм, трудолюбие и т.д.

     В результате знания, умения и навыки, приобретенные в Центре детского творчества помогает детям выстраивать межличностные отношения, улучшает состояние эмоциональной сферы, содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности, появлению навыков содержательного проведения досуга, формирует у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды, ориентируют на профессию, помогают повысить успеваемость в школе, влияют на самооценку, формируют активную жизненную позицию.

 

Конспект практико-ориентированный семинар на тему: «Результативные формы взаимодействия семьи и учреждения дополнительного образования»