Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение 

« Детский сад « Ласточка» 

поселка Мстера Вязниковского района Владимирской области

Конспект НОД  

  художественно-эстетическое развитие

область музыка

                                             выполнила: Бурдина Анастасия Викторовна

                                                                  музыкальный руководитель

                                                                   МБДОУ «Детского сада «Ласточка»    

                                                                  поселка Мстера

декабрь 2024г.

Конспект

игрового тематического музыкального занятия  как формы организации дополнительного музыкального образования  детей дошкольного возраста.

по развитию музыкально- ритмических движений

 для детей 4-7 лет.

Тема:« Новогодние игрушки»

 

Цель: Создать условия для развития у детей старшего дошкольного возраста интереса к творческой деятельности  через музыкально-ритмические и танцевальные движения.

Задачи:

  1. Совершенствовать навыки и умения  в области музыкально ритмических движений
  2. Развивать чувство ритма, музыкальный слух, двигаться выразительно , в соответствии с характером музыки
  3. Развивать умение придумывать небольшие музыкальные зарисовки на базе уже знакомых музыкально-ритмических и танцевальных движений, 
  4. Воспитывать интерес к созданию художественно игровых образов, воспитывать эстетических вкус детей

 Тема данного занятия обозначена в соответствии с календарно-тематическим планом ДОУ 

       Формы обучения: групповая, фронтальная. Их сочетание позволяет в полном объеме выполнить поставленные задачи

  На занятии необходимо постоянно осуществлялся контроль, как за отдельными детьми, так и за всей группой. На всех этапах занятия должна прослеживаться обратная связь «педагог – обучающийся».

        Тип занятия: Занятие направлено на закрепление  материала по музыкальному воспитанию на данный период

  На занятии используются следующие методы: наглядный, словесный, практический

    Так как занятие направлено на закрепление ранее разученного материала, то упор делается на метод наблюдения за детьми, их способностью использовать в своей деятельности уже приобретенные знания, навыки и умения. 

   Особое внимание уделялось подбору музыкального репертуара. В данном случае использование произведений композиторов классиков с ярко выраженными художественно-музыкальными образами  весьма оправдано.

 

Материалы: аудио записи, игрушки (гномы и куклы), колокольчики, колпачки, головные уборы для девочек, маленькая искусственная ель

 Предварительная работа

В предверии новогодних праздников  в ДОУ во всех возрастных группах проводится « Мастерская Деда Мороза», где  в рамках непосредственно образовательной деятельности дети своими руками изготавливают украшения на новогоднюю елку. Музыкальный руководитель заранее с педагогом группы оговаривает какие игрушки могут быть изготовлены, как правило ориентируясь на сюжетную линию сценария новогоднего утренника. 

Исходя из темы занятия, предшествующего музыкальному  (изготовление колокольчиков, раскрашивания шапочек гномов или кукольных платьев и др.) музыкальный руководитель готовит атрибуты . 

До НОД

Музыкальный руководитель  в группе  знакомится с работами детей  и предлагает детям посмотреть на украшение музыкального зала к новогодним утренникам.

Ход занятия

Еще на входе дети слышат музыку. ( « Фея Драже» П.И. Чайковский)

Музыкальный руководитель: Вот так странно. Что бы это могло означать? Музыка то как и сказки. Неужели у меня в зале творится волшебство. Заглянем? 

Дети вместе с музыкальным руководителем входят в зал тихонько, буквально на цыпочках.

Осматриваются.

Музыкальный руководитель привлекает внимание детей   к украшению в зале 

М.Р.: Вот и занавес украшен. И звезды висят. И мишура с дождем на окнах развешена. Красиво?

(ответы детей)

М.Р. (рассматривает  корзину подарочную с игрушками и украшениями на столе около фортепиано)  А вот этого тут не было… 

Дети вместе с педагогом рассматривают содержимое корзины. Музыкальный руководитель достает колокольчик

М.Р. : Посмотрите какой красивый у меня в руках колокольчик. Совсем не хуже тех которые вы раскрашивали в группе, только голосок у него тихий, совсем его не слышно. Да  и маленький колокольчик , еле в руке помещается. Что же мне с ним делать то? Может если колокольчиков несколько взять да вместе с ними поиграть и будет слышно песню колокольчиков? Как думаете, дети? Попробуем?

Раздает детям маленькие колокольчики .

Музыкально-ритмическая зарисовка « Колокольчики звенят»

Дети под музыку « Фея Дражже»Чайковского двигаются по кругу (и / или змейкой) , выполняют шаг на носках( колокольчиком звеня в вытянутых в стороны руках), шаг на полусогнуты ногах ( руки с колокольчиком пряча за спину), который сменяется  ходьбой с высоким коленом и  с широким размахом рук.

По окончании музыки и движения 

М.Р. :До чего же вы ребята молодцы. В движении колокольчики прям запели, зазвенели. Вот теперь их можно и на елку повесить. Пусть послужат украшением на нашей елочки. Можно?

( утвердительные ответы детей )

М.Р. Что еще у нас в корзине? (Достает бант,вертит его в руках)

         Дети, ну а этот прекрасный предмет для чего?

( ответы детей :что бант наверно принадлежит кукле, лежащей в той же корзине ,а еще  можно одеть его любой девочке )

М.Р. : Верно ( примеряя бант любой из девочек). Но в корзине похоже он не один ( Достает еще ободки с бантами для остальных девочек)

М.Р. : Ну вот . Наши девочки как настоящие куколки, теперь и потанцевать сумеют как они

Музыка « Вальс – шутка» Шостакович.

Девочки исполняют Танец кукол

По окончании

М.Р. : Теперь и куклу можно возле елки посадить ( если куколка маленькая вполне можно ее повесить как игрушку на елку).. Ну корзина то не пуста .. А это что? ( достает колпачки и молоточки)

Дети : Это для гномов

М.Р. : И что это за гномы такие ?

 На фоне слов музыкального руководителя звучит пьеса « В пещере горного короля» Э. Грига ( в сокращенном варианте)

Дети : Сердитые это гномы. Сейчас покажем

Всем желающим детям предлагается одеть колпачки. Из корзины раздаются молоточки ,лопатки, фонарики

Дети исполняют « Марш гномов»

М.Р. : Ох какие гномы сердитые. Вот как их таких на праздник звать.  Ну а чтоб не сердились наши гномы, попросим наших девочек-куколок  с ними потанцевать. Как вы думаете, наши гномы подобреют?( ответы детей)

Дети исполняют Танец парный

(« Вальс» Л. Делиба)

М.Р. : Ребята, вы сегодня меня удивили , прям волшебство творили :  и куклы то у нас тут в зале танцевали, и колокольчики пели, даже гномы подобрели . Но мы так и не выяснили для чего же загадочная корзина со всеми этими бантами и колпачками, колокольчиками у меня в зале стоит?

Дети отвечают что они на предыдущем занятии делали новогодние игрушки , так что всем этим ( и колокольчиками, и бантами , и колпачками) можно украсить не только елку, но и само помещение. Музыкальный руководитель благодарит детей за идею украшения зала ( может предложить на следующей встречи помочь ему  в украшении помещения)

 

Комментарии

       Долгое время работала по развитию у детей дошкольного возраста музыкально ритмических движений. 

Задачи   работы :

формирование общей культуры личности детей; 

формирование у детей  потребности здорового образа жизни; 

  воспитание эстетического вкуса детей. 

развивающие задачи:

  развитие физических данных детей старшего дошкольного возраста , улучшение координации движений и равновесия, развитие гибкости, способности выполнять движения с различной амплитудой; 

развитие у детей музыкально-ритмических навыков и представлений;

  развитие у дошкольников пространственного мышления средствами заданий на построения и перестроения; 

формирование базы для творческого мышления 

 образовательные задачи: 

обучение детей приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля; 

обучение детей навыкам правильного и выразительного движения. 

Все задачи направлены на достижение цели: 

развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений  и способностей

Мной был организован кружок « Кружева» . В рамках кружковой работы использовалась программа « Ритмическая мозаика» Бурениной. 

 

          Тема данного занятия обозначена в соответствии с календарно-тематическим планом ДОУ 

         Формы обучения: групповая, фронтальная. Их сочетание позволяет в полном объеме выполнить поставленные задачи

         На занятии необходимо постоянно осуществлялся контроль, как за отдельными детьми, так и за всей группой. На всех этапах занятия должна прослеживаться обратная связь «педагог – обучающийся».

         Тип занятия: Занятие направлено на закрепление  материала по музыкальному воспитанию на данный период

         На занятии используются следующие методы: наглядный, словесный, практический

       Так как занятие направлено на закрепление ранее разученного материала, то упор делается на наблюдение за детьми, их способностью использовать в своей деятельности уже приобретенные знания, навыки и умения. 

       Особое внимание уделялось подбору музыкального репертуара. В данном случае использование произведений композиторов классиков с ярко выраженными художественно-музыкальными образами  весьма оправдано.

       Если в рамках предварительной работы  произведениям Чайковского, Грига  уделялось особое внимание, в процессе слушания музыки делался упор пояснению характера музыкального произведения, его образности, то на данном этапе музыкальное произведение иллюстрирует игровой образ персонажей. 

 На основе этого дети очень успешно справляются с данной  задачей, что способствует более выразительному исполнению , умению использовать разученные движения и их для вариаций на какую либо тему. Таким примером стал на данном занятии «Марш гномов». Дети  получили возможность подобрать движения и организовать танцевальную импровизацию под предложенный музыкальный фрагмент,т.е. реализовать свое видение данного произведения и возможность создать свой образ « сердитого гнома». 

В некоторых моментах выполнения музыкально ритмических композиций музыкальный руководитель является и направляющим звеном ( непосредственный показ движения или направления движения) и участником танца ( партнером кого либо из детей),так как выразительный показ имеет важное значение для освоения детьми музыкально-ритмических и танцевальных движений

 

ВЫВОДЫ ПО ЗАНЯТИЮ 

На данном занятии использование выше указанных методов оправдано  и привело к весьма показательным результатам. Дети хорошо справились с поставленными задачами

 

НОД занятия по художественно-эстетическому развитию (область музыка)