автор: Александрова Елена Олеговна
воспитатель МБДОУ ЦРР детский сад №56
Познавательно-творческий проект с элементами экспериментирования “Такая разная одежда”
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №56».
Познавательно-творческий проект с элементами экспериментирования “Такая разная одежда”
Краткосрочный
познавательно-творческий проект
с элементами экспериментирования
«Такая разная одежда»
в средней группе №12 «Улыбка»
Воспитатель: Александрова Елена Олеговна
2019г.
Продолжительность проекта: 1 неделя (25.10.2019-01.11.2019гг.)
Тип проекта: познавательно-творческий с элементами экспериментирования
Вид проекта: групповой, краткосрочный
Участники проекта: – дети средней группы (4 – 5 лет);
– воспитатель – Александрова Е.О.;
– родители воспитанников.
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект:
Дети в недостаточной степени имеют представление о том, откуда берется одежда, из чего она создается и кем. В ходе беседы на обычном занятии по теме «Одежда. Обувь. Головные уборы» на вопрос воспитателя: «Как вы думаете, из чего шьют нашу одежду?» дети ответили: «Одежду шьют из футболок». Также дети затруднились ответить, кто такой портной и швея. Вследствие этих вопросов и ответов детей, мы все вместе решили получить больше знаний об одежде, превратиться на некоторое время в «модельеров», создать свои модели и дизайн одежды и подобрать к ним ткани.
Актуальность:
Расширение кругозора детей, активизация мыслительных процессов, познавательной активности, творческих способностей.
Отображение детских впечатлений о новых полученных знаниях в продуктивной деятельности (рисунках, аппликациях, лепке).
Умение опираться на ранее полученный опыт в экспериментальной деятельности в повседневной жизни.
Цель: Обобщить и расширить знания детей об одежде, о ее предназначении, о тканях, их видах, их свойствах; познакомить детей с профессиями, связанными с изготовлением ткани и одежды; создавать условия для познавательного развития детей через проектно-познавательную и экспериментальную деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности; сделать проект сотворчеством воспитателей, детей и родителей.
Задачи:
–для детей:
- Обогатить знания и закрепить у детей отчетливое дифференцированное представление о видах одежды.
- Обогатить словарный запас детей по данной теме.
- Знакомить с тканями (их название и применение).
- Знакомить с профессиями (ткач, портной, швея, модельер, раскройщик, кастелянша).
- Развивать коммуникативное общение, формировать грамматически правильную речь.
- Развивать творчество и фантазию, учить создавать свой дизайн для предложенных разных моделей одежды, придумывать рисунок и способы украшения.
- Познакомить детей со свойствами и качествами бумаги и ткани, учить сравнивать их и делать простые выводы, накапливать информацию о предметах опытным путем. Развивать любознательность, интерес к опытно-экспериментальной деятельности.
- Учить опираться на ранее полученный опыт в экспериментальной деятельности и в повседневной жизни.
-для педагога:
Показать родителям значимость обогащения знаний детей об одежде, тканях.
Также продемонстрировать родителям, насколько для детей интересна и познавательна опытно-экспериментальная деятельность.
Активизировать педагогические способности и умения родителей в жизни детского сада.
-для родителей:
Вызвать желание, заинтересованность участвовать с детьми в жизни группы.
Вовлечь родителей в творческий процесс создания вместе с детьми своими руками моделей одежды и их неповторимого дизайна.
Формы работы с детьми:
-рассматривание иллюстрированных журналов одежды
-просмотр обучающих мультфильмов
-беседы с рассматриванием картинок разной одежды
-беседы-рассуждения с рассматриванием и тактильным восприятием альбома «Образцы тканей»
-самостоятельная попытка детей подобрать ткань для пошива того или иного вида одежды (маленький эксперимент)
-продуктивная деятельность (рисование и аппликация с использованием техники пластилинография)
-эксперимент с бумагой, тканью и водой для сравнения их свойств и качеств
-чтение художественной литературы
-тематическая экскурсия в Прачечную детского сада
-дидактические игры и игра-эстафета
Ожидаемые результаты:
- Пополнение багажа знаний детей об одежде. По окончании проекта дети будут знать и называть виды одежды, их назначение, составные части.
- Пополнение багажа знаний детей о тканях. Дети научатся различать ткани по их характеристикам (толстая, тонкая, цветная, с рисунком, однотонная, легкая, теплая) и понимать их предназначение, что каждая вещь шьется из определенной ткани.
В ходе эксперимента дети научатся сравнивать качества ткани и бумаги, находя сходство и различие.
- Пополнение багажа знаний детей о профессиях, связанных с изготовлением одежды.
Дети посетят экскурсию в Прачечную, увидят своими глазами место, где трудится прачка и оборудование, с помощью которого стирают, ремонтируют и ухаживают за бельем и одеждой в детском саду.
- Воспитание бережного отношения к одежде.
- Развитие культуры эстетики у детей. В процессе рисования и аппликации дети научатся самостоятельно придумывать дизайн для своих моделей одежды и украшать их.
- Привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству и взаимодействию.
- Пополнение ресурсного обеспечения, предметно-развивающей среды группы.
Образовательные области:
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Физическое развитие.
Этапы реализации проекта.
I этап. Подготовка к проекту:
- Сбор и анализ литературы по данной теме;
- Разработка плана реализации проекта;
- Разработка дидактических пособий (4 альбома по теме «Одежда»: «Мужская одежда», «Женская одежда», «Одежда наших предков», «Кто и как изготавливает нам Одежду?» и 1 альбом «Образцы тканей»);
- Подборка иллюстративного материала;
- Подборка стихотворений, загадок, песен, сказок, мультфильмов по теме;
- Подготовка материала для продуктивной деятельности: аппликации, лепки, рисования;
- Организация (договоренность) посещения экскурсии в Прачечную детского сада;
- Подготовка материала для эксперимента с бумагой, тканью и водой;
- Подготовка к реализации проекта:
–формировать познавательный интерес к данной теме,
–вводные беседы и просмотр обучающих развивающих мультфильмов по теме с воспитанниками;
-в книжном уголке выставка журналов моды, картинки с изображением предметов одежды, сюжетные картинки с изображением детей в разных видах одежды в разное время года.
-консультации для родителей «Как научить ребенка ухаживать за одеждой»;
С родителями:
-Просим посодействовать в организации развивающей среды по теме на время проведения проекта, принести из дома книги, журналы моды, энциклопедии по теме, игрушки, настольные игры (если такие имеются дома), а также различный декор, пуговицы, кусочки тканей, ленточки и др. для украшения детских поделок одежды;
–Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми и педагогами, консультация на темы: «Как аккуратно и правильно складывать свою одежду в шкаф», «Взаимопомощь друг другу при одевании».
-Совместная творческая работа родителей с ребенком на тему Одежда (рисунок или аппликация на выбор).
–Предложить родителям дома поиграть с ребенком в игру «Найди пару»: разложить перед ребенком варежки, носки, перчатки, сапоги, сандали и другую парную обувь и одежду, и предложить ему правильно найти пару.
–Предложить родителям дома почитать детям рассказы, стихи, сказки по теме (например, «Обновки» С.Маршака, «Сапожник» Б.Заходера, и др.).
II этап. Реализация проекта:
Познавательное развитие
- Просмотр обучающих развивающих мультфильмов «Швея и портной», «Одежда для малышей. Учим названия».
- Рассматривание и обсуждение обучающих картинок «Одежда», сюжетных картинок с изображением детей в разных видах одежды в разное время года.
Закрепляем понятие о разных видах одежды: одежда бывает женская, мужская, детская, праздничная, повседневная, спортивная, домашняя, верхняя, теплая (для холодного времени года), легкая (для теплого времени года), профессиональная или спецодежда (для работы), современная и устаревшая.
Рассматривание и обсуждение иллюстраций о том, какую одежду носили наши предки. Чем отличается современная одежда?
- Формируем у детей представления о тканях, их разнообразии, их качествах. Рассматриваем друг друга – кто во что одет, делаем вывод, что одежда на всех разная, отличается друг от друга тем, что сшита из разных тканей. Воспитатель поясняет детям, что у каждой ткани есть свое название, предназначение, одна ткань толстая, другая тонкая, одна разноцветная, другая однотонная.
Рассматриваем альбом «Образцы тканей» и воспитатель дает каждому ребенку потрогать лоскутки, сравниваем их между собой, находим сходство и отличия, пытаемся их описать какие они.
Выполняем творческое задание воспитателя (маленький эксперимент): каждый ребенок получает индивидуальную картинку с изображением одной модели одежды (пальто, шляпа, сарафан, платье с длинным рукавом, джинсы и т.д.) и несколько разных лоскутков различных тканей. Необходимо подобрать наиболее подходящий вариант ткани для своей модели одежды для ее пошива. Дети, с помощью наводящих вопросов педагога, пытаются разобраться, какая ткань лучше всего подойдет к их одежде (толстая, теплая, шероховатая, твердая – к пальто или к шляпе; тонкая, легкая мягкая – к сарафану и т.д.). Детям очень понравилось выполнять данное задание, их рассуждения были логичными, интересными, самостоятельными!
- Беседуем на тему «Кто изготавливает одежду?» (проговариваем, что ее шьют или вяжут), говорим о профессиях, связанных с производством одежды:
-Кто придумывает одежду? (модельер)
-Кто шьет одежду? (портной, швея)
-Кто кроит одежду? (закройщик)
-Из чего шьют одежду? (из ткани)
-На какой фабрике занимаются пошивом одежды? (на швейной)
-На какой фабрике изготавливают ткань для одежды? (на ткацкой)
Рассматривание иллюстраций «Профессии» по теме.
- Экскурсия в Прачечную детского сада: знакомим детей с профессией прачка, с ее работой по стирке белья и ремонту одежды в детском саду. Расширяем представления детей об этой работе, знакомим их с оборудованием прачечной, учим понимать назначение и функции стиральной, сушильной и гладильной машин, облегчающим труд прачки. Активизируем словарь детей. Воспитываем уважение к труду прачки, а также бережное отношение к чистым вещам – результату ее труда.
- Эксперимент с бумагой, тканью и водой: знакомим детей со свойствами и качествами бумаги и ткани, учим сравнивать их, помогаем детям увидеть изменение их состояния под влиянием некоторых предметов, действий и обстоятельств.
Наблюдение №1: Если внимательно посмотреть на бумагу и на ткань на свету, то можно увидеть, что ткань состоит из ниток, а бумага нет. Бумага сделана из другого материала (из древесных опилок).
Наблюдение №2: Бумагу и ткань можно мять. Бумага умеет «звучать» при сминании, ткань «не звучит». После сминания ткань разглаживается лучше, чем бумага.
Наблюдение №3: Бумагу и ткань можно разрезать ножницами. Бумага разрезается легче и быстрее, чем ткань.
Наблюдение №4: Бумагу легко разорвать, ткань не рвется, потому что ткань крепче, прочнее, чем бумага.
Наблюдение №5: Бумага и ткань от воды намокают. Мокрая бумага легко рвется, мокрая ткань не рвется. Дети самостоятельно делают вывод – из бумаги нельзя шить одежду, так как она будет непрочная, носить ее невозможно. Одежду можно шить только из ткани.
Развиваем у детей любознательность, интерес к опытно-экспериментальной деятельности. В ходе опытов с бумагой и тканью дети учатся самостоятельно действовать с материалами, следить за ходом эксперимента и видеть его результат. По итогам проведенных опытов дети с помощью педагога или самостоятельно делают выводы о схожести и различии бумаги и ткани.
Социально-коммуникативное развитие
1)Беседы:
«Путешествие в прошлое одежды»,
«Такая разная одежда» (разновидности одежды),
«Какие бывают ткани»,
«Кто изготавливает одежду» (профессии)
«Как нужно относиться к одежде?» (после экскурсии в Прачечную)
2) Дидактические игры:
«Дорожки»– раскладываем на полу несколько разных шарфиков – это дорожки. И по очереди находим узкую, широкую, длинную, короткую дорожку и т.д.;
«Подбери пуговицы» – предложить детям подобрать пуговицы по образцу, чтобы помочь кукле;
«Подбери заплатку» – предложить детям подобрать соответствующие «заплатки» для большого куска ткани по цвету, рисунку, по форме;
«Четвертый лишний» – из четырех картинок нужно убрать одну лишнюю (три картинки с изображением одежды, одна – с изображением обуви или головных уборов или чего-то совершенно не относящегося к одежде);
Магнитные пазлы «Одень куклу» – из магнитных разрезных картинок составить образ, подобрать разные варианты одежды для одной куклы;
«Ищи соседа» – воспитатель описывает словами, во что одет этот ребенок, дети по описанию его одежды должны его найти (узнать).
3) Сюжетно-ролевые игры: «Ателье», «Магазин одежды».
Закрепляем знания о профессиях, связанных с изготовлением одежды.
Закрепляем знания о тканях, их качествах, их предназначении.
Закрепляем знания детей о видах одежды, о ее названиях.
Учим одеваться в правильной последовательности.
Развиваем моторику пальцев.
Совершенствуем двигательные умения и навыки, а также активизируем мыслительный процесс. Учим играть в команде, правильно соревноваться между собой. Развиваем чувства взаимопомощи, дружбы, сопереживания.
Речевое развитие
1)Чтение художественной литературы:
– рассказ Н.Носова «Заплатка»,
– русская народная сказка «Золотое веретено»,
– Е.Благинина «Научу одеваться и братца»
– Л.Чарская «Большая стирка»
– З.Александрова «Сарафанчик»
– А.Барто «Сто одёжек»
– В.Зайцев «Я одеваться сам могу».
– В.Орлов «Портниха».
2)Загадывание загадок про одежду:
-Носят девчонки,
Носят мальчишки,
В жаркое время
Штаны-коротышки (Шорты).
-Если станет холодать,
Меня надо надевать.
Лишь усядусь на макушку-
Не замерзнут ваши ушки! (Шапка).
-Две сестрички, две плетенки,
Из овечьей пряжи тонкой.
Как гулять – их надевать,
Чтоб не мерзли пять да пять. (Варежки).
-Рукава длинней чем руки,
Значит вы надели … (Брюки).
3)Упражнение «Скажи наоборот»: воспитатель называет слова, а дети должны сказать наоборот.
Чистая -…(грязная) Мять-…(гладить)
Новый-…(старый) Надевать-…(снимать)
Белая-…(черная)
4) Упражнение «Кто подберет больше слов»: воспитатель задает вопросы и показывает вспомогательные картинки, а дети отвечают.
-Что можно связать?
-Что можно завязывать?
-Что можно надеть?
-Что можно обуть?
-Что можно застегнуть?
Формируем литературное восприятие, воспитываем умение слушать, понимать содержание, выделять основную мысль произведения. Развиваем у детей сообразительность, смекалку. Учим отгадывать загадки. Упражняем в правильности произношения слов, их окончаний. Расширяем словарь по теме. Развиваем диалогическую речь. Формируем навыки общения.
4)Пальчиковая гимнастика:
–«Гномики-прачки»
Жили-были в домике (Сжимают и разжимают кулачки)
Маленькие гномики:
Токи, Пики, Лики, (Загибают пальчики, начиная с большого)
Чики, Микки.
Раз, два, три, четыре, пять, (Разгибают пальчики, начиная с мизинца)
Стали гномики стирать: (Трут кулачки друг о друга)
Токи-рубашки, (Загибают пальчики, начиная с большого)
Пики-платочки,
Лики-штанишки,
Чики-носочки.
Микки умница был,
Всем водичку носил.
–«Алёнка»
Аленка-маленка (Хлопок ладонями, удар кулаками друг о друга) 2 раза
Шустра, быстра:
Воды наносила, (Загибают пальчики по одному, начиная с большого)
Сарафан дошила,
Носок довязала,
Ягод насобирала,
Песню допела,
Везде поспела. (Хлопок ладонями, удар кулаками друг о друга) 2 раза
В охотку ей дело.
Физическое развитие
1)Подвижные игры:
-«Иголка и нитка»,
– Эстафета «Одень куклу на прогулку»:
На разносе в разном порядке лежит одежда двух разных кукол (одинаковое количество вещей от каждой куклы). Рядом на столе сидят две раздетые куклы и ждут, когда их оденут на прогулку.
Одну куклу нужно одеть в теплую одежду для зимней погоды, а другую – собрать на летнюю прогулку.
Дети делятся на 2 команды.
По команде воспитателя дети по одному подходят к столу, выбирают и надевают на свою куклу по одной одежке (в нужной последовательности), называя ее правильно, затем следующий ребенок подходит, выбирает и надевает, и так до тех пор, пока кукла не будет одета полностью. Какая команда выполнит задание быстрее и правильно, та побеждает.
После завершения эстафеты команды расскажут, во что одета их кукла.
2)Физкультминутка:
– «Вот портной наш шить устал,
Из-за стола он быстро встал,
Расправил плечи, потянулся,
Потом он низенько нагнулся.
Затем на цыпочки поднялся,
Поприседал, потом размялся.
К работе можно приступать,
Теперь нам долго не устать».
Игра с мячом «Лови и отвечай»: воспитатель бросает мяч по очереди детям и задает вопросы, дети отвечают и бросают обратно мяч.
-Где продают одежду?
-Кто шьет одежду?
-Кто покупает одежду?
-Какая одежда бывает? И т.д.
Развиваем основные двигательные качества, укрепляем здоровье, повышаем умственную и физическую работоспособность, развиваем ловкость, сообразительность, быстроту.
Художественно-эстетическое развитие
1) Рисование «Платье на бал для принцессы» (красками и ватными палочками, создание своего дизайна)
2) Аппликация с применением пластилина и декора «Укрась свитер» (использование техники пластилинография, создание своего дизайна)
3) Рисование «Нарисуй свою одежду» (на выбор ребенка)
4) Рисунок или аппликация дома совместно с родителями по теме
Развиваем мелкую моторику, формируем интерес к лепке, аппликации, совершенствовать умение скатывать пластилин между ладонями в «шарик», в «колбаску», в плоскую «лепешку», совершенствовать умение пальчиками отщеплять пластилин, либо прикреплять его в процессе работы с поделкой.
Совершенствовать умение правильно держать кисточку, работать с красками и водой, закрашивать аккуратно, не выходя за края.
Формируем интерес к созданию своей индивидуальной творческой работы, развиваем воображение, фантазию у детей.
III этап. Заключительный.
1)Творческая выставка детских работ.
2)Трансляция результатов проектирования родителям.
Вывод:
Заключительным этапом проекта стала итоговая выставка всех детских работ, выполненных в рамках проекта.
По завершению проекта расширены знания детей по теме одежда. У детей развился устойчивый интерес к процессу экспериментирования и обучения, дети с большим интересом включались в различные виды деятельности, рисовали, лепили, украшали свои модели платьев и свитеров.
Благодаря проведенным занятиям, беседам, экскурсии в Прачечную детского сада, игровой деятельности у детей закрепились и улучшились знания по данной теме, были решены задачи по обогащению словаря, развитию связной речи.
Вовлекли родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепили заинтересованность в сотрудничестве с детским садом.
В целом проект оказался весьма познавательным, необычным, интересным, дети и родители увидели результаты своей деятельности.
Используемая литература, интернет-ресурсы:
- Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.1999г.
- Комарова Т.С., Зарянова О.Ю., Иванова Л.И., Карзина Г.И., Милова О.М. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. – М.2000г.
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб., 1997г.
- М.А. Васильева, В.В.Гербова, Т.С. Комарова «Занятия в средней группе детского сада».
- Придумай слово: речевые игры и упражнения для дошкольников (О.С. Ушакова, А.Г.Арушанова, Е.М.Струнина и др.) – М., 1996г.
- Г.В. Давыдова «Игры, считалки, загадки, стихи для развития речи», – 2013г.