автор: Александрова Елена Олеговна

воспитатель МБДОУ ЦРР детский сад №56

Познавательно-творческий проект с элементами экспериментирования «Такая разная одежда»

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка — детский сад №56».

Познавательно-творческий проект с элементами экспериментирования «Такая разная одежда»

Краткосрочный 

познавательно-творческий проект

с элементами экспериментирования

«Такая разная одежда»

в средней группе №12 «Улыбка»

Воспитатель: Александрова Елена Олеговна

2019г.

Продолжительность проекта: 1 неделя (25.10.2019-01.11.2019гг.)

Тип проекта: познавательно-творческий с элементами экспериментирования

Вид проекта: групповой, краткосрочный

Участники проекта: — дети средней группы (4 — 5 лет);

— воспитатель — Александрова Е.О.;

— родители воспитанников.

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект:

Дети в недостаточной степени имеют представление о том, откуда берется одежда, из чего она создается и кем. В ходе беседы на обычном занятии по теме «Одежда. Обувь. Головные уборы» на вопрос воспитателя: «Как вы думаете, из чего шьют нашу одежду?» дети ответили: «Одежду шьют из футболок». Также дети затруднились ответить, кто такой портной и швея. Вследствие этих вопросов и ответов детей, мы все вместе решили получить больше знаний об одежде, превратиться на некоторое время в «модельеров», создать свои модели и дизайн одежды и подобрать к ним ткани.

Актуальность

Расширение кругозора детей, активизация мыслительных процессов, познавательной активности, творческих способностей. 

Отображение детских впечатлений о новых полученных знаниях в продуктивной деятельности (рисунках, аппликациях, лепке)

Умение опираться на ранее полученный опыт в экспериментальной деятельности  в повседневной жизни.

 

 

Цель: Обобщить и расширить знания детей об одежде, о ее предназначении, о тканях, их видах, их свойствах; познакомить детей  с профессиями, связанными с изготовлением ткани и одежды; создавать условия для познавательного развития детей через проектно-познавательную и экспериментальную деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности; сделать проект сотворчеством воспитателей, детей и родителей. 

 

Задачи:

для детей:

  1. Обогатить знания и закрепить у детей отчетливое дифференцированное представление о видах одежды.
  2. Обогатить словарный запас детей по данной теме.
  3. Знакомить с тканями (их название и применение).
  4. Знакомить с профессиями (ткач, портной, швея, модельер, раскройщик, кастелянша). 
  5. Развивать коммуникативное общение, формировать грамматически правильную речь.
  6. Развивать творчество и фантазию, учить создавать свой дизайн для предложенных разных моделей одежды, придумывать рисунок и способы украшения.
  7. Познакомить детей со свойствами и качествами бумаги и ткани, учить сравнивать их и делать простые выводы, накапливать информацию о предметах опытным путем. Развивать любознательность, интерес к опытно-экспериментальной деятельности.
  8. Учить опираться на ранее полученный опыт в экспериментальной деятельности и в повседневной жизни.

-для педагога: 

Показать родителям значимость обогащения знаний детей об одежде, тканях.

Также продемонстрировать родителям, насколько для детей интересна и познавательна  опытно-экспериментальная деятельность.

Активизировать педагогические способности и умения родителей в жизни детского сада.

-для родителей:

Вызвать желание, заинтересованность участвовать с детьми в жизни группы.

Вовлечь родителей в творческий процесс создания вместе с детьми своими руками моделей одежды и их неповторимого дизайна.

 

Формы работы с детьми: 

-рассматривание иллюстрированных журналов одежды

-просмотр обучающих мультфильмов

-беседы с рассматриванием картинок разной одежды

-беседы-рассуждения с рассматриванием и тактильным восприятием альбома «Образцы тканей» 

-самостоятельная попытка детей подобрать ткань для пошива того или иного вида одежды (маленький эксперимент)

-продуктивная деятельность (рисование и аппликация с использованием техники пластилинография)

-эксперимент с бумагой, тканью и водой для сравнения их свойств и качеств

-чтение художественной литературы

-тематическая экскурсия в Прачечную детского сада

-дидактические игры и игра-эстафета

 

 

Ожидаемые результаты: 

  • Пополнение багажа знаний детей об одежде. По окончании проекта дети будут знать и называть виды одежды, их назначение, составные части.
  • Пополнение багажа знаний детей о тканях. Дети научатся различать ткани по их характеристикам (толстая, тонкая, цветная, с рисунком, однотонная, легкая, теплая) и понимать их предназначение, что каждая вещь шьется из определенной ткани.

В ходе эксперимента дети научатся сравнивать качества ткани и бумаги, находя сходство и различие. 

  • Пополнение багажа знаний детей о профессиях, связанных с изготовлением одежды. 

Дети посетят экскурсию в Прачечную, увидят своими глазами место, где трудится прачка и оборудование, с помощью которого стирают, ремонтируют и ухаживают за бельем и одеждой в детском саду.

  • Воспитание бережного отношения к одежде.
  • Развитие культуры эстетики у детей. В процессе рисования и аппликации дети научатся самостоятельно придумывать дизайн для своих моделей одежды и украшать их.
  • Привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству и взаимодействию.
  • Пополнение ресурсного обеспечения, предметно-развивающей среды группы.

 

Образовательные области:

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие.

 

 

 

 

Этапы реализации проекта.

I этап. Подготовка к проекту:

 

  1. Сбор и анализ литературы по данной теме;
  2. Разработка плана реализации проекта;
  3. Разработка дидактических пособий (4 альбома по теме «Одежда»: «Мужская одежда», «Женская одежда», «Одежда наших предков», «Кто и как изготавливает нам Одежду?» и 1 альбом  «Образцы тканей»);
  4. Подборка иллюстративного материала;
  5. Подборка стихотворений, загадок, песен, сказок, мультфильмов по теме;
  6. Подготовка материала для продуктивной деятельности: аппликации, лепки, рисования;
  7. Организация (договоренность) посещения экскурсии в Прачечную детского сада;
  8. Подготовка материала для эксперимента с бумагой, тканью и водой;
  9. Подготовка к реализации проекта: 

формировать познавательный интерес к данной теме, 

вводные беседы и просмотр обучающих развивающих мультфильмов по теме с воспитанниками; 

-в книжном уголке выставка журналов моды, картинки с изображением предметов одежды, сюжетные картинки с изображением детей в разных видах одежды в разное время года.

-консультации для родителей «Как научить ребенка ухаживать за одеждой»;

С родителями: 

-Просим посодействовать в организации развивающей среды по теме на время проведения проекта, принести из дома книги, журналы моды, энциклопедии по теме, игрушки, настольные игры (если такие имеются дома), а также различный декор, пуговицы, кусочки тканей, ленточки и др. для украшения детских поделок одежды;

Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми и педагогами, консультация на темы: «Как аккуратно и правильно складывать свою одежду в шкаф», «Взаимопомощь друг другу при одевании». 

-Совместная творческая работа родителей с ребенком на тему Одежда (рисунок или аппликация на выбор). 

Предложить родителям дома поиграть с ребенком в игру «Найди пару»: разложить перед ребенком варежки, носки, перчатки, сапоги, сандали и другую парную обувь и одежду, и предложить ему правильно найти пару.

Предложить родителям дома почитать детям рассказы, стихи, сказки по теме (например, «Обновки» С.Маршака, «Сапожник» Б.Заходера, и др.).

 

 

II этап. Реализация проекта:

 

Познавательное развитие

 

  1. Просмотр обучающих развивающих мультфильмов «Швея и портной», «Одежда для малышей. Учим названия».
  2. Рассматривание и обсуждение обучающих картинок «Одежда», сюжетных картинок с изображением детей в разных видах одежды в разное время года. 

Закрепляем понятие о разных видах одежды: одежда бывает женская, мужская, детская, праздничная, повседневная, спортивная, домашняя, верхняя, теплая (для холодного времени года), легкая (для теплого времени года), профессиональная или спецодежда (для работы), современная и устаревшая.

Рассматривание и обсуждение иллюстраций о том, какую одежду носили наши предки. Чем отличается современная одежда? 

  1. Формируем у детей представления о тканях, их разнообразии, их качествах. Рассматриваем друг друга – кто во что одет, делаем вывод, что одежда на всех разная, отличается друг от друга тем, что сшита из разных тканей. Воспитатель поясняет детям, что у каждой ткани есть свое название, предназначение, одна ткань толстая, другая тонкая, одна разноцветная, другая однотонная.

Рассматриваем альбом «Образцы тканей» и воспитатель дает каждому ребенку потрогать лоскутки, сравниваем их между собой, находим сходство и отличия, пытаемся их описать какие они.

Выполняем творческое задание воспитателя (маленький эксперимент): каждый ребенок получает индивидуальную картинку с изображением одной модели одежды (пальто, шляпа, сарафан, платье с длинным рукавом, джинсы и т.д.) и несколько разных лоскутков различных тканей. Необходимо подобрать наиболее подходящий вариант ткани для своей модели одежды для ее пошива. Дети, с помощью наводящих вопросов педагога, пытаются разобраться, какая ткань лучше всего подойдет к их одежде (толстая, теплая, шероховатая, твердая – к пальто или к шляпе; тонкая, легкая мягкая – к сарафану и т.д.). Детям очень понравилось выполнять данное задание, их рассуждения были логичными, интересными, самостоятельными!

  1. Беседуем на тему «Кто изготавливает одежду?» (проговариваем, что ее шьют или вяжут), говорим о профессиях, связанных с производством одежды:

-Кто придумывает одежду? (модельер)

-Кто шьет одежду? (портной, швея)

-Кто кроит одежду? (закройщик)

-Из чего шьют одежду? (из ткани)

-На какой фабрике занимаются пошивом одежды? (на швейной)

-На какой фабрике изготавливают ткань для одежды? (на ткацкой)

Рассматривание иллюстраций «Профессии» по теме.

  1. Экскурсия в Прачечную детского сада: знакомим детей с профессией прачка, с ее работой по стирке белья и ремонту одежды в детском саду. Расширяем представления детей об этой работе, знакомим их с оборудованием прачечной, учим понимать назначение и функции стиральной, сушильной и гладильной машин, облегчающим труд прачки. Активизируем словарь детей. Воспитываем уважение к труду прачки, а также бережное отношение к чистым вещам – результату ее труда.
  2. Эксперимент с бумагой, тканью и водой: знакомим детей со свойствами и качествами бумаги и ткани, учим сравнивать их, помогаем детям увидеть изменение их состояния под влиянием некоторых предметов, действий и обстоятельств.

Наблюдение №1: Если внимательно посмотреть на бумагу и на ткань на свету, то можно увидеть, что ткань состоит из ниток, а бумага нет. Бумага сделана из другого материала (из древесных опилок).

Наблюдение №2: Бумагу и ткань можно мять. Бумага умеет «звучать» при сминании, ткань «не звучит». После сминания ткань разглаживается лучше, чем бумага.

Наблюдение №3: Бумагу и ткань можно разрезать ножницами. Бумага разрезается легче и быстрее, чем ткань.

Наблюдение №4: Бумагу легко разорвать, ткань не рвется, потому что ткань крепче, прочнее, чем бумага.

Наблюдение №5: Бумага и ткань от воды намокают. Мокрая бумага легко рвется, мокрая ткань не рвется. Дети самостоятельно делают вывод – из бумаги нельзя шить одежду, так как она будет непрочная, носить ее невозможно. Одежду можно шить только из ткани.

 

Развиваем у детей любознательность, интерес к опытно-экспериментальной деятельности. В ходе опытов с бумагой и тканью дети учатся самостоятельно действовать с материалами, следить за ходом эксперимента и видеть его результат. По итогам проведенных  опытов дети с помощью педагога или самостоятельно делают выводы о схожести и различии бумаги и ткани.

 

 

 

Социально-коммуникативное развитие

 

1)Беседы:

«Путешествие в прошлое одежды»,

«Такая разная одежда» (разновидности одежды), 

«Какие бывают ткани», 

«Кто изготавливает одежду» (профессии)

«Как нужно относиться к одежде?» (после экскурсии в Прачечную)

 

2) Дидактические игры:

«Дорожки»— раскладываем на полу несколько разных шарфиков – это дорожки. И по очереди находим узкую, широкую, длинную, короткую дорожку и т.д.

«Подбери пуговицы» — предложить детям подобрать пуговицы по образцу, чтобы помочь кукле;  

«Подбери заплатку» — предложить детям подобрать соответствующие «заплатки» для большого куска ткани по цвету, рисунку, по форме; 

«Четвертый лишний» — из четырех картинок нужно убрать одну лишнюю (три картинки с изображением одежды, одна – с изображением обуви или головных уборов или чего-то совершенно не относящегося к одежде); 

Магнитные пазлы «Одень куклу» — из магнитных разрезных картинок составить образ, подобрать разные варианты одежды для одной куклы;

«Ищи соседа» — воспитатель описывает словами,  во что одет этот ребенок, дети по описанию его одежды должны его найти (узнать).

 

3) Сюжетно-ролевые игры: «Ателье», «Магазин одежды».

 

Закрепляем знания о профессиях, связанных с изготовлением одежды.

Закрепляем знания о тканях, их качествах, их предназначении.

Закрепляем знания детей о видах одежды, о ее названиях. 

Учим одеваться в правильной последовательности.

Развиваем моторику пальцев. 

Совершенствуем двигательные умения и навыки, а также активизируем мыслительный процесс. Учим играть в команде, правильно соревноваться между собой. Развиваем чувства взаимопомощи, дружбы, сопереживания.

 

 

Речевое развитие

 

1)Чтение художественной литературы:

— рассказ Н.Носова «Заплатка», 

— русская народная сказка «Золотое веретено», 

— Е.Благинина «Научу одеваться и братца»

— Л.Чарская  «Большая стирка»

— З.Александрова «Сарафанчик»

 — А.Барто «Сто одёжек»

— В.Зайцев «Я одеваться сам могу».

— В.Орлов «Портниха».

 

2)Загадывание загадок про одежду:

-Носят девчонки,

Носят мальчишки,

В жаркое время

Штаны-коротышки  (Шорты).

 

-Если станет холодать,

Меня надо надевать.

Лишь усядусь на макушку-

Не замерзнут ваши ушки!  (Шапка).

 

-Две сестрички, две плетенки,

Из овечьей пряжи тонкой.

Как гулять – их надевать,

Чтоб не мерзли пять да пять. (Варежки).

 

-Рукава длинней чем руки,

Значит вы надели … (Брюки).

 

3)Упражнение «Скажи наоборот»: воспитатель называет слова, а дети должны сказать наоборот. 

Чистая -…(грязная)     Мять-…(гладить)

Новый-…(старый)      Надевать-…(снимать)

Белая-…(черная)

 

4) Упражнение «Кто подберет больше слов»: воспитатель задает вопросы и показывает вспомогательные картинки, а дети отвечают. 

-Что можно связать?

-Что можно завязывать?

-Что можно надеть?

-Что можно обуть?

-Что можно застегнуть?

 

 Формируем литературное восприятие, воспитываем умение слушать, понимать содержание, выделять основную мысль произведения. Развиваем у детей сообразительность, смекалку. Учим отгадывать загадки. Упражняем в правильности произношения слов, их окончаний. Расширяем словарь по теме. Развиваем диалогическую речь. Формируем навыки общения.

 

4)Пальчиковая гимнастика:

 

«Гномики-прачки»

Жили-были в домике                         (Сжимают и разжимают кулачки)

Маленькие гномики:

Токи, Пики, Лики,                            (Загибают пальчики, начиная с большого)

Чики, Микки.

Раз, два, три, четыре, пять,         (Разгибают пальчики, начиная с мизинца)

Стали гномики стирать:             (Трут кулачки друг о друга)

Токи-рубашки,                                (Загибают пальчики, начиная с большого)

Пики-платочки,

Лики-штанишки,

Чики-носочки.

Микки умница был,

Всем водичку носил.

 

«Алёнка»

Аленка-маленка         (Хлопок ладонями, удар кулаками друг о друга) 2 раза

Шустра, быстра:

Воды наносила,        (Загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Сарафан дошила,

Носок довязала,

Ягод насобирала,

Песню допела,

Везде поспела.        (Хлопок ладонями, удар кулаками друг о друга) 2 раза

В охотку ей дело.

 

 

 

 

Физическое развитие

 

1)Подвижные игры:

-«Иголка и нитка»,

Эстафета «Одень куклу на прогулку»:

На разносе в разном порядке лежит одежда двух разных кукол (одинаковое количество вещей от каждой куклы). Рядом на столе сидят две раздетые куклы и ждут, когда их оденут на прогулку. 

Одну куклу нужно одеть в теплую одежду для зимней погоды, а другую – собрать на летнюю прогулку.

Дети делятся на 2 команды. 

По команде воспитателя дети по одному подходят к столу, выбирают и надевают на свою куклу по одной одежке (в нужной последовательности), называя ее правильно, затем следующий ребенок подходит, выбирает и надевает, и так до тех пор, пока кукла не будет одета полностью. Какая команда выполнит задание быстрее и правильно, та побеждает.

После завершения эстафеты команды расскажут, во что одета их кукла.

 

2)Физкультминутка: 

 

— «Вот портной наш шить устал,

Из-за стола он быстро встал,

Расправил плечи, потянулся,

Потом он низенько нагнулся.

Затем на цыпочки поднялся,

Поприседал, потом размялся.

К работе можно приступать,

Теперь нам долго не устать».

 

 

Игра с мячом «Лови и отвечай»: воспитатель бросает мяч по очереди детям и задает вопросы, дети отвечают и бросают обратно мяч.

-Где продают одежду?

-Кто шьет одежду?

-Кто покупает одежду?

-Какая одежда бывает? И т.д.

 

Развиваем основные двигательные качества, укрепляем здоровье, повышаем умственную и физическую работоспособность, развиваем ловкость, сообразительность, быстроту.

 

Художественно-эстетическое развитие

 

1) Рисование «Платье на бал для принцессы» (красками и ватными палочками, создание своего дизайна)

2) Аппликация с применением пластилина и декора «Укрась свитер» (использование техники пластилинография, создание своего дизайна)

3) Рисование «Нарисуй свою одежду» (на выбор ребенка)

4) Рисунок или аппликация дома совместно с родителями по теме

 

Развиваем мелкую моторику, формируем интерес к лепке, аппликации,  совершенствовать умение скатывать пластилин между ладонями в «шарик», в «колбаску», в плоскую «лепешку», совершенствовать умение пальчиками отщеплять пластилин, либо прикреплять его в процессе работы с поделкой.

Совершенствовать умение правильно держать кисточку, работать с красками и водой, закрашивать аккуратно, не выходя за края.

Формируем интерес к созданию своей индивидуальной творческой работы, развиваем воображение, фантазию у детей.

 

 

III этап. Заключительный.

 

1)Творческая выставка детских работ.

2)Трансляция результатов проектирования родителям.

 

Вывод: 

Заключительным этапом проекта стала итоговая выставка всех детских работ, выполненных в рамках проекта.

По завершению проекта расширены знания детей по теме одежда. У детей развился устойчивый интерес к процессу экспериментирования и обучения, дети с большим интересом включались в различные виды деятельности, рисовали, лепили, украшали свои модели платьев и свитеров.

Благодаря проведенным занятиям, беседам, экскурсии в Прачечную детского сада, игровой деятельности у детей закрепились и улучшились знания по данной теме, были решены задачи по обогащению словаря, развитию связной речи.

Вовлекли родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепили заинтересованность в сотрудничестве с детским садом.

В целом проект оказался весьма познавательным, необычным, интересным, дети и родители увидели результаты своей деятельности.

 

Используемая литература, интернет-ресурсы:

  1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.1999г.
  2. Комарова Т.С., Зарянова О.Ю., Иванова Л.И., Карзина Г.И., Милова О.М. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. – М.2000г.
  3. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб., 1997г.
  4. М.А. Васильева, В.В.Гербова, Т.С. Комарова «Занятия в средней группе детского сада».
  5. Придумай слово: речевые игры и упражнения для дошкольников (О.С. Ушакова, А.Г.Арушанова, Е.М.Струнина и др.) – М., 1996г.
  6. Г.В. Давыдова «Игры, считалки, загадки, стихи для развития речи», — 2013г.