автор: Арсентьева Юлия Вячеславовна

Педагог дополнительного образования МКОУ ДО ЦВР «Ровесник

«Рабочая программа педагога в соответствии с ФГОС»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я – волонтёр»

 

  

 

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОДРОСТКОВОМ КЛУБЕ

Исследовательская работа

 

Исполнитель:

Арсентьева Юлия Вячеславовна,

Серов

2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….

Глава 1. Теоретические аспекты формирования здорового образа жизни………………………………………………………………………

§1. Здоровье и здоровый образ жизни как научный феномен……

§2. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста………………………………………………………

§3.  Условия, необходимые для формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста…………………………

Глава 2. Содержание деятельности социального педагога по формированию ЗОЖ у детей младшего школьного возраста в подростковом клубе………………………………………………………

§1.  Основные направления деятельности социального педагога по формированию ЗОЖ у детей младшего школьного возраста в подростковом клубе ………………………………………

§2. Анализ деятельности социального педагога по формированию здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в подростковом клубе «Рябинушка»………………………………………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………

ПРИЛОЖЕНИЕ

3

7

7

12

19

23

23

29

38

39

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Социально – экономические и политические преобразования, происходящие в нашей  стране, направлены на построение открытого, демократического и сильного государства, качественное улучшение жизни всех россиян.  В этой связи одной из отвечающих насущным вопросам времени является проблема формирования здорового образа жизни. В этой перспективе вопросы здорового образа жизни, создания благоприятных условий для развития каждого человека выходят на первый план. Они особенно актуальны сегодня, потому что в социальной сфере очень много проблем. К ним относятся, например, сложная демографическая ситуация и высокая заболеваемость. Среди подрастающего поколения быстрыми темпами растут наркомания, злоупотребление алкоголем и табаком, увеличивается детская и подростковая преступность. Страшную угрозу представляет СПИД.

В настоящее время органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации принимаются меры по изменению сложившейся негативной ситуации. Так, большое внимание уделяется пропаганде здорового образа жизни, в которой активно участвуют средства массовой информации и общественность нашей страны. Не вызывает сомнений необходимость дифференцированного подхода к формированию здорового образа жизни  в различных слоях и социальных группах. При этом представляется чрезвычайно актуальной разработка теоретических основ здорового образа жизни у детей и подростков. Сегодня, как никогда, требуется настойчивый и углубленный поиск новых, эффективных путей решения данной проблемы. Также сегодня особое значение приобретает формирование здорового образа жизни детей. От того, насколько успешно удастся сформировать и закрепить в сознании навыки ЗОЖ в молодом возрасте, зависит в последующем реальный образ жизни, препятствующий или способствующий раскрытию потенциала личности [1, с.15].

Дети младшего школьного наиболее восприимчива к различным формирующим и обучающим воздействиям. Работа в данном направлении позволяет также нейтрализовать в последующем развитие факторов риска различных заболеваний, предотвратить возникновение вредных привычек. Дети и подростки выступают как наиболее перспективная в отношении формирования здорового образа жизни  возрастная категория. В настоящее время, по данным Всемирной организации здравоохранения, молодые люди составляют 40% населения земного шара.

В современной социокультурной обстановке отмечается негативная тенденция ухудшения состояния здоровья подрастающего поколения. Так, по данным различных исследований за последнее десятилетие здоровыми можно считать лишь от 5 до 25% школьников. В начальной школе здоровы 11 – 12% детей. Около 60% детей, начинающих школьное обучение, имеют функциональные нарушения, у 21,4% – отставание биологического возраста, а 45% детей психологически и физически не готовы к обучению и усвоению учебной программы [6, с.7]. Низкий исходный уровень здоровья первоклассников самым неблагоприятным образом сказывается на процессе их адаптации к школьным нагрузкам.

В российской образовательной системе сложилась ситуация, которая условиями, средствами, методами обучения провоцирует снижение показателей здоровья, развитие хронических заболеваний, депрессии учащихся и учителей. Весьма часто условия обучения, образовательные программы не соответствуют физиолого-гигиеническим нормативам и не учитывают индивидуальные особенности развития ребенка.

Таким образом, забота о здоровье детей в процессе обучения представляется актуальной педагогической задачей. Сущность педагогического аспекта обеспечения здоровья подрастающего поколения состоит в формировании у человека с самого раннего возраста индивидуального стиля здорового образа жизни, являющегося основой культуры здоровья личности.

Объект исследования: формирование здорового образа жизни у младших школьников.

Предмет исследования: содержание деятельности социального педагога по формированию здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в подростковом клубе.

Цель исследования: определение содержания деятельности социального педагога по формированию здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в подростковом клубе.

Задачи исследования:

  1. Изучить теоретические основы здоровья и формирования ЗОЖ;
  2. Описать психолого – педагогические особенности детей младшего школьного возраста;
  3. Изучить  и реализовать основные направления деятельности социального педагога по формированию здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в подростковом клубе;
  4. Проанализировать результаты опытно – практической деятельности в подростковом клубе «Рябинушка».

Данная  выпускная квалификационная работа состоит из введения, где подробно рассматривается актуальность данной работы. Глава первая раскрывает теоретические аспекты здорового образа жизни, факторы, влияющие на ухудшение здоровья, также рассматривается позиция авторов, которые исследуют  данную проблему. Глава вторая выпускной квалификационной работы раскрывает содержание деятельности социального педагога по формированию здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в подростковом клубе. Подробно раскрыта тема основные направления деятельности социального педагога по формированию здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в подростковом клубе. Завершающим этапом выпускной квалификационной работы будет анализ деятельности социального педагога по формированию здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в подростковом клубе «Рябинушка».

 

Глава 1. Теоретические аспекты формирования здорового образа жизни

 

§1. Здоровье и здоровый образ жизни как научный феномен

 

«Здоровый образ жизни», по формулировке авторов программного документа «К здоровой России. Политика укрепления здоровья и профилактики заболеваний» (Р.Г. Оганов, Р.А. Халатов, Г.С. Жуковский и др., 1994) – «поведение, базирующееся на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на сохранение и укрепление здоровья» [3,с.99]. Укрепление же здоровья – «мероприятия по сохранению и увеличению уровня здоровья населения для обеспечения его полного физического, духовного и социального благополучия»[5, с.10].

Отечественными учеными отмечалось, что ЗОЖ выражает ориентированность личности на укрепление и развитие личного и общественного здоровья, реализует наиболее ценный вид профилактики заболеваний – первичную профилактику, предотвращающую их возникновение, способствует удовлетворению жизненно важной потребности в активных телесно-двигательных действиях, физических упражнениях (В.К. Бальссвич, П.А. Виноградов, Н.Д. Граевская, А.В. Сахно, Т.Н. Сулпмцев, В.Д. Чепик, А.С. Чубуков и др.). ЗОЖ зависит от:

– объективных общественных условий, социально-экономических факторов;

– конкретных форм жизнедеятельности, социально-экономических факторов, позволяющих вести, осуществлять ЗОЖ в основных сферах жизнедеятельности: учебной, трудовой, семейно-бытовой, досуга;

– системы ценностных отношении, направляющих сознательную активность людей в русло ЗОЖ [7, с.54].

До недавнего времени под «здоровьем» в преобладающем количестве случаев понималось здоровье в узко биологическом смысле. С данной точки зрения здоровье можно рассматривать как универсальную способность к разносторонней адаптации в ответ на воздействие внешней среды и изменения состояния внутренней среды. В этом случае речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека. Но это лишь часть понятия ЗОЖ.

Здоровый образ жизни в единстве его компонентов биологического и социального представляет собой социальную ценность, укрепление которой – важнейшая задача любого цивилизованного общества.

Здоровый образ жизни, по мнению ведущих медицинских специалистов в сфере физической культуры, – это реализация комплекса единой научно обоснованной медико-биологической и социально-психологической системы профилактических мероприятий, в которой важное значение имеет правильное физическое воспитание, должное сочетание труда и отдыха, развитие устойчивости к психоэмоциональным перегрузкам, преодоление трудностей, связанных со сложными экологическими условиями обитания, и устранение гипокинезии (Р.Е. Мотылянская, В.К. Велитчснко, Э.Я. Каплан, В.Н. Артамонов, 1990).

Группа авторов монографии «Формирование здорового образа жизни молодежи» (1988) указала, что под здоровым образом жизни понимается деятельность, направленная на укрепление не только физического и психического, но и нравственного здоровья, и что такой образ жизни должен реализовываться в совокупности всех основных форм жизнедеятельности: трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой.

Авторы монографии выделили три основных компонента здорового образа жизни:

  1. Объективные общественные условия;
  2. Конкретные формы жизнедеятельности, позволяющие реализовывать здоровый образ жизни;
  3. Система ценностных ориентации, направляющих сознательную активность (Ю.В. Валентик, А.В. Мартыненко, В.А. Полесский и др.).

Формирование ЗОЖ не сводится только к пропаганде или отдельным видам медико-социальной деятельности.

Здоровый образ жизни – основа профилактики заболеваний (Д.А. Изуткин, 1982). Следует подчеркнуть, что в нем реализуется самый ценный вид профилактики – первичная профилактика заболеваний, предотвращающая их возникновение, расширяющая диапазон адаптационных возможностей человека. Однако функция ЗОЖ значительно шире, она выходит за рамки чисто медицинской проблемы.

Образ жизни – здоровый, культурный, цивилизованный – реализуется в конкретной предметной деятельности, которая имеет два необходимых условия протекания: пространство и время.

Для того чтобы какая-либо деятельность вошла в повседневный быт индивида, необходимо, чтобы этот индивид мог достаточно стандартизировано выделять на эту деятельность время из своего бюджета времени, а сама деятельность осуществлялась бы в пространстве, а не только в мыслях и мечтах.

Состояние человека, лежащее между здоровьем и болезнью, совмещает в себе и то, и другое. Еще классик античной медицины Гален назвал его третьим состоянием.

Так же как и болезнь, третье состояние может быть вызвано самыми различными причинами. Современные условия жизни порождают воздействия на организм человека физической, химической, биологической, психической природы, они приводят к так называемым болезням цивилизации. Но, по мнению некоторых ученых, те же воздействия вызывают общие симптомы, свойственные третьему состоянию. Это неврастения, потеря аппетита, раздражительность, головные боли, усталость, сухость кожи и т.д.

В основу ЗОЖ, по мнению Д.А. Изуткина, следовало бы положить ряд основных принципов:

  1. Здоровый образ жизни – его носителем является человек как существо деятельное и в биологическом, и в социальном отношении;
  2. Человек выступает как единое целое, в единстве биологических и социальных характеристик;
  3. Здоровый образ жизни способствует полноценному выполнению социальных функций;
  4. Здоровый образ жизни включает в себя возможность предупреждения заболевании.

Здоровый образ жизни – это «типичные и существенные для данной общественно-экономической формации формы жизнедеятельности людей, укрепляющие адаптивные возможности организма человека способствующие полноценному выполнению им социальных функций и достижению активного долголетия».

Здоровый образ жизни – совокупность духовных ценностей и реальных видов, форм и благоприятных для здоровья эффектов деятельности по обеспечению оптимального удовлетворения потребностей человека.

Сущность здорового образа жизни – обеспечение оптимального удовлетворения потребностей человека при условии и на основе оптимизации развития, состояния и функционирования организованных внутренних и внешних систем и связей индивида и общества.

Структура здорового образа жизни – целостное единство предметно-вещного природного, социокультурного и духовного компонентов социально творимого информационного, энергетического и пластического обеспечения оптимальной жизнедеятельности человека и общества. Структура ЗОЖ включает духовное, социокультурное и правовое пространство развития и деятельности родового человека, экологическую и предметно-вещную среду обитания индивида, что, в свою очередь, зависит от экономических, промышленно-производственных. агрокультурных, коммуникационных факторов.

Формирование здорового образа жизни – сложный системный процесс, охватывающий множество компонентов образа жизни современного общества и включающий основные сферы и направления жизнедеятельности людей [3, с. 199].

 

  • 2. Психолого – педагогические особенности детей младшего школьного возраста

 

Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6 – 7 до 10 – 11 лет (1 – 4 классы) [11, с.222].

В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование – одна из главных задач возрастной и педагогической психологии. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его сознательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям, поскольку дети включаются в новые для них виды деятельности и систему межличностных отношений. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка становятся их произвольность, продуктивность и устойчивость.

Для того, чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, необходимо как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их учиться, быть внимательным, усидчивым. К поступлению в школу у ребенка должен быть достаточно развит самоконтроль, трудовые умения и навыки, умение общаться с людьми, ролевое поведение.

В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются далее те основные человеческие характеристики познавательных процессов (внимание, восприятие, память, воображение, мышление и речь), необходимость которых связана с поступлением в школу. Из “натуральных” (по Л.С. Выготскому) эти процессы к концу младшего школьного возраста должны стать “культурными”, то есть превратиться в высшие психические функции, произвольные и опосредствованные [11, с. 101].

В начальный период учебной работы с детьми следует, прежде всего, опираться на те стороны познавательных процессов, которые у них наиболее развиты, не забывая, конечно, о необходимости параллельного совершенствования остальных.

Внимание детей к моменту поступления в школу должно стать произвольным, обладающим нужным объемом, устойчивостью, распределением, переключаемостью. Поскольку трудности, с которыми на практике сталкиваются дети в начале обучения в школе, связаны именно с недостаточностью развития внимания, о его совершенствовании необходимо заботиться в первую очередь, готовя дошкольника к обучению. Внимание в младшем школьном возрасте становится произвольным, но еще довольно долго, особенно в начальных классах, сильным и конкурирующим с произвольным остается непроизвольное внимание у детей. Объем и устойчивость, переключаемость и концентрация произвольного внимания к третьему классу школы у детей почти такие же, как и у взрослого человека. Младшие школьники могут переходить с одного вида деятельности к другому без особых затруднений и внутренних усилий.

У ребенка может доминировать один из типов восприятия окружающей действительности: практический, образный или логический.

Развитость восприятия проявляется в его избирательности, осмысленности, предметности и высоком уровне сформированности персептивных действий. Память у детей младшего школьного возраста является достаточно хорошей. Память постепенно становится произвольной, осваивается мнемотехника. С 6 до14 лет у них активно развивается механическая память на несвязанные логические единицы информации. Чем старше становится младший школьник, тем больше у него преимуществ запоминания осмысленного материала над бессмысленным.

Еще большее значение, чем память, для обучаемости детей имеет мышление. При поступлении в школу оно должно быть развито и представлено во всех трех основных формах: наглядно-действенной, наглядно-образной и словесно-логической. Однако на практике мы нередко сталкиваемся с ситуацией, когда, обладая способностью хорошо решать задачи в нагляно-действенном плане, ребенок с большим трудом справляется с ними, когда эти задачи представлены в образной тем более словесно-логической форме. Бывает и наоборот: ребенок сносно может вести рассуждения, обладать богатым воображением, образной памятью, но не в состоянии успешно решать практические задачи из-за недостаточной развитости двигательных умений и навыков.

За первые три-четыре года учения в школе прогресс в умственном развитии детей бывает довольно заметным. От доминирования наглядно-действенного и элементарного образа мышления, от допонятийного уровня развития и бедного логикой размышления школьник поднимается до словесно-логического мышления на уровне конкретных понятий. Начало этого возраста связано, если пользоваться терминологией Ж. Пиаже и Л.С. Выготского, с доминированием дооперационального мышления, а конец – с преобладание операционального мышления в понятиях. В этом же возрасте достаточно хорошо раскрываются общие и специальные способности детей, позволяющих судить об их одаренности.

Младший школьный возраст содержит в себе значительный потенциал умственного развития детей. Комплексное развитие детского интеллекта в младшем школьном возрасте идет в нескольких различных направлениях:

  1. Усвоение и активное использование речи как средства мышления.
  2. Соединение и взаимообогащающее влияние друг на друга всех видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического.
  3. Выделение, обособление и относительно независимое развитие в интеллектуальном процессе двух фаз:

– подготовительной фазы (решение задачи: осуществляется анализ ее условий и вырабатывается план).

– исполнительной фазы – этим план реализуется практически [6, с. 2].

 

У первоклассников и второклассников доминирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, в то время как ученики третьих и четвертых классов в большей степени опираются на словесно-логическое и образное мышление, причем одинаково успешно решают задачи во всех трех планах: практическом, образном и словесно-логическом (вербальном).

Углубленная и продуктивная умственная работа требует от детей усидчивости, сдерживания эмоций и регуляции естественной двигательной активности, сосредоточения и поддержания внимания. Многие из детей быстро утомляются, устают. Особую трудность для детей 6 – 7 летнего возраста, начинающих обучаться в школе, представляет саморегуляция поведения. Им не хватает силы воли для того, чтобы постоянно удерживать себя в определенном состоянии, управлять собой.

До семилетнего возраста у детей можно обнаружить лишь репродуктивные образы-представления об известных объектах им событиях, не воспринимаемых в данный момент времени, причем эти образы в основном статичные. Продуктивные образы-представления результата новой комбинации некоторых элементов появляются у детей в процессе специальных творческих заданий.

Основные виды деятельности, которыми большей частью занят ребенок данного возраста в школе и дома: учение, общение, игра и труд [6, с.11].  

Каждый из четырех видов деятельности, характерных для ребенка младшего школьного возраста: учение, общение, игра и труд – выполняет специфические функции в его развитии.

Учение способствует приобретению знаний, умений и навыков, развитию креативности (при специально организованном обучении, включающим систему творческих заданий).

Немаловажное значение для успехов в учении имеют коммуникативные черты характера ребенка, в частности, его общительность, контактность, отзывчивость и покладистость, а также волевые черты личности: настойчивость, целеустремленность, упорство и другие.

Особенно важную позитивную роль в интеллектуальном развитии младших школьников играет труд, который представляет для них сравнительно новый вид деятельности. Труд совершенствует практический интеллект, необходимый для самых разных видов будущей профессиональной творческой деятельности. Он должен быть достаточно разнообразным и интересным для детей. Любое задание по школе или по дому желательно делать интересным и достаточно творческим для ребенка, предоставив ему возможность размышления и принятия самостоятельных решений. Поощряться в труде должен инициативный и творческий подход ребенка к делу, а не только выполненная им работа и ее конкретный результат [6, с.15].

Музыкально-художественная деятельность протекает в форме учебной деятельности тогда, когда школьники воспроизводят сам процесс рождения музыки, самостоятельно осуществляют творческий отбор выразительных средств, интонации, которые, по их мнению, лучше и полнее раскрывают художественное содержание произведения, творческий замысел автора (и исполнителя). При этом учащиеся проникают в произведение, познавая саму природу музыкального творчества, музыкального знания, раскрывают в целостном самоценном искусстве явление действительности, его сущностные внутренние связи и отношения, благодаря чему музыка пред школьниками предстает как отражение, художественное произведение, диалектики жизни.

Расширение сферы и содержания общения с окружающими людьми, особенно взрослыми, которые для младших школьников выступают в роли учителей, служат образцами для подражания и основным источником разнообразных знаний. Коллективные формы работы, стимулирующие общение, нигде не являются настолько полезными для общего развития и обязательными для детей, как в младшем школьном возрасте. Общение улучшает обмен информацией, совершенствует коммуникативную структуру интеллекта, учит правильно воспринимать, понимать и оценивать детей.

Игра совершенствует предметную деятельность, логику и приемы мышления, формирует и развивает умения и навыки делового взаимодействия с людьми. Иными в этом возрасте становятся и детские игры, они приобретают более совершенные формы, превращаются в развивающие. Изменяется, обогащаясь за счет вновь приобретаемого опыта, их содержание. Индивидуальные предметные игры приобретают конструктивный характер, в них широко используются новые знания, особенно из области естественных наук, а также те знания, которые приобретены детьми на занятиях трудом в школе. Интеллектуализируются групповые, коллективные игры. В этом возрасте важно, чтобы младший школьник был обеспечен достаточным количеством развивающих игр в школе и дома и имел время для занятий ими. Игра в этом возрасте продолжает занимать второе место после учебной деятельности (как ведущей) и существенно влиять на развитие детей.

Большой интерес для младших школьников представляют игры, заставляющие думать, предоставляющие человеку возможность проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими людьми. Участие детей в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и другие полезные мотивационные качества, которые детям могут понадобиться в их будущей взрослой жизни. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив и тому подобное.

Говоря о мотивационной готовности детей к учению, следует также иметь в виду потребность в достижении успехов, соответствующие самооценку и уровень притязаний. Потребность достижения успехов у ребенка безусловно должна доминировать над боязнью неудачи. В учении, общении и практической деятельности, связанной с испытаниями способностей, в ситуациях, предполагающих соревнование с другими людьми, дети должны проявлять как можно меньше тревожности. Важно, чтобы их самооценка была адекватной, а уровень притязаний был соответствующим реальным возможностям, имеющимся у ребенка.

В младшем школьном возрасте в основном оформляется характер ребенка, складываются его основные черты, которые в дальнейшем влияют на практическую деятельность ребенка и на его общение с людьми.

Способности детей не обязательно должны быть сформированными к началу обучения в школе, особенно те из них, которые в процессе обучения продолжают еще активно развиваться. Существеннее другое: чтобы еще в дошкольный период детства у ребенка образовались необходимые задатки к развитию нужных способностей.

Почти все дети, много и разнообразно играя в дошкольном возрасте, обладают хорошо развитым и богатым воображением. Основные вопросы, которые в этой сфере все же могут возникнуть перед ребенком и учителем в начале обучения, касаются связи воображения и внимания, способности регулировать образные представления через произвольное внимание, а также усвоения абстрактных понятий, которые вообразить и представить ребенку, как и взрослому человеку достаточно трудно. Одним из показателей творческого развития ребенка, в том числе и в музыке, является уровень художественно-образного мышления, уровень креативности. Большое значение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

 

  • 3.  Условия, необходимые для формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста

 

Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании принципы и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем вся деятельность, препятствующая раскрытию потенциала личности [3, с.54].

По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:

– отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ);

– оптимальный двигательный режим;

– рациональное питание;

– закаливание;

– личная гигиена;

– положительные эмоции.

Сложившаяся на сегодняшний день система школьного образования не формирует должной мотивации к здоровому образу жизни. Действительно, большинство людей знают, что курить, пить и употреблять наркотики вредно, но очень многие взрослые привержены этим привычкам. Никто не спорит с тем, что надо двигаться, закаляться, но большинство взрослых людей ведут малоподвижный образ жизни. Неправильное, нерациональное питание приводит к увеличению числа людей с избыточным весом и всеми вытекающими последствиями. Трудности современной жизни оставляют весьма мало места для положительных эмоций.

Изложенное позволяет сделать вывод, о том, что “знания” взрослых людей о здоровом образе жизни не стали убеждениями, что нет мотивации к заботе о собственном здоровье

Одной из составляющих здорового образа жизни является отказ от разрушителей здоровья: курения, употребления алкогольных напитков и наркотических веществ. О последствиях для здоровья, которые возникают в результате этих пристрастий существует обширная литература. Если говорить о школе, то действия учителя должны быть направлены не на то, чтобы школьник бросил курить, употреблять спиртные напитки и наркотические вещества, а на то, чтобы школьник не начал этого делать. Иначе говоря, главное – профилактика.

Семья в наше время не является в наше время местом формирования и укрепления здоровья ребенка. У многих родителей не хватает для этого ни знаний, ни опыта. Но семья не должна устраняться от решения столь важной проблемы. Поэтому одной из задач системы образования наряду с исследовательской деятельностью здорового образа жизни школьников, проведением лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий, учебно-воспитательной работой с учащимися является информационно-просветительская и воспитательная работа с их родителями.

Воспитанию хороших, здоровых привычек у подрастающего поколения будут способствовать возвращение детей в красоту слова и благородство поступка, воспитание культуры внутреннего мира ребенка, положительный пример взрослых, создание условий для разумного досуга.

Воспитание волевых качеств характера, просвещение, знание правовых основ охраны здоровья, правильное отношение к жизненным ценностям, формирование интереса к творческой, познавательной деятельности, создание условий для социального и профессионального самоопределения, профилактические меры – все это помогает формировать потребность в здоровом образе жизни.

Отсутствие у ребят элементарных знаний о том, как стать здоровым, сохранить и укрепить свое здоровье – это вина родителей и педагогов. Здравоохранительное образование должно помочь людям узнать все о сущности здоровья человека. О том, что укрепляет и ослабляет его, об умении сохранить его самим человеком.

Благодаря совместным усилиям школы, семьи, общества, подрастающий гражданин должен укрепиться в мысли о том, что именно он ответственен за свое собственное здоровье и должен рассматривать его как высшую ценность. Потому что его здоровье – это длительность периода жизни на земле, это жизненный успех и личное счастье.

Информационно-просветительские и воспитательные меры должны осуществляться в комплексе с профилактическими. Профилактика (в переводе с греческого – предохранительный, предупредительный) – это целый комплекс мероприятий, которые направлены на то, чтобы обеспечить высокий уровень здоровья людей, их творческого долголетия, устранение причин заболеваний (например, предупреждение развития вредных привычек), создание лучших условий для труда, быта, отдыха.

Индивидуальной профилактикой занимается сам человек, когда ведет здоровый образ жизни. Общественная профилактика – это целостная система мер: социальных, экономических, законодательных, воспитательных, санитарно-технических и санитарно-гигиенических. А успех всех проводимых мер зависит от того, насколько сознательно относится каждый гражданин к охране и укреплению своего здоровья и здоровья окружающих его людей.

В результате проведенных научных исследований доказано влияние факторов риска, среди которых и вредные привычки, на возникновение различных форм патологии организма. Например, курение ведет к возникновению ишемической болезни сердца, заболеванию легких, способствует появлению злокачественных опухолей. Так как некоторые факторы риска начинают действовать уже с детства, то и причины многих заболеваний следует выявлять и устранять, начиная с детского возраста. Факторы риска широко распространены среди детей и подростков. Ни и именно в этом возрасте грамотно проводимые меры профилактики действуют особенно эффективно. В этот период формируются взгляды, вкусы, привычки, происходит формирование дальнейшего поведенческого образа жизни будущего взрослого человека. Начиная именно с детства необходимо воспитывать волевые черты характера, чуткость и внимание к людям, сдержанность, чувство собственного достоинства, своей значимости в этом мире и неповторимости, самоуважения. Профилактические меры в этот период носят, прежде всего, информационный, санитарно-просветительский и воспитательный характер.

 

Глава 2. Содержание деятельности социального педагога по формированию ЗОЖ у детей младшего школьного возраста

 

  • 1 .  Основные направления деятельности социального педагога по формированию ЗОЖ у детей младшего школьного возраста в подростковом клубе

 

Социально-педагогическая деятельность – это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку младшего школьного возраста в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации.[16, с.79]

Всю свою деятельность по формированию здорового образа жизни социальный педагог подросткового клуба проводит с учетом возрастных и индивидуальных морфофизиологических и психологических особенностей детей и взрослых. При этом особое внимание следует уделять такому возрастному этапу, как младший школьный, когда имеет место особенно интенсивный рост и перестройка функционального состояния всех систем жизнедеятельности развивающегося организма. Обязательными также являются научно обоснованные представления о стадиях полового развития девочек и мальчиков. Существенное значение имеет и правильная оценка психологической ситуации в семье, классе школы, неформальном объединении и клубе подростков.

Возникновение проблемы формирования ЗОЖ у детей младшего школьного возраста в подростковом клубе вызваны неблагоприятным воздействием социально-экономических и экологических факторов, а также ряда таких педагогических факторов, как: стрессовая тактика авторитарной педагогики; интенсификация учебного процесса (постоянное увеличение темпа и объема учебной нагрузки); раннее начало дошкольного систематического обучения; несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям учащихся, несоблюдение элементарных физиолого-гигиенических требований к организации учебного процесса; недостаточная квалификация педагогов в вопросах развития и охраны здоровья ребенка; массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей; существенные недостатки в действующей системе физического воспитания и в работе медицинских служб.

Основными направлениями охраны и укрепления здоровья детей младшего школьного возраста в подростковом клубе является:

– формирование ценности здоровья и здорового образа жизни в деятельности образовательного учреждения;

– подготовка и повышение квалификации социального педагога;

– разработка и внедрение инновационных программ, направленных на охрану и укрепление здоровья детей младшего школьного возраста, их полноценное развитие;

– создание адаптивной образовательной среды для детей младшего школьного возраста, имеющие ограниченные возможности здоровья и проблемы в развитии;

– создание системы и механизмов совместной деятельности клуба и семьи по формированию культуры здорового образа жизни учащихся, их родителей, педагогов.

Таким образом, состояние здоровья детей, существующая система образования и воспитания, которая требует разработки и реализации новых комплексных оздоровительно-профилактических программ, направленных на валеологизацию образовательной среды и формирование целостного адаптационно-реабилитационного пространства на всех этапах образовательного процесса.

В связи с этим одной из приоритетных задач подросткового клуба по месту жительства является создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей, формирование у них отношения к здоровью как к главной человеческой ценности.

Профилактические программы по формированию ЗОЖ у детей младшего школьного возраста в клубе по месту жительства должны соответствовать ряду правил:

  1. Просветительские программы необходимо вести на протяжении всего периода дополнительного образования в клубе по месту жительства.
  2. В ходе обучения программ должна предоставляться точная и достаточная информация о благополучии младшего школьника.
  3. Предоставляемая информация должна быть уместной и давать знания о последствиях злоупотребления наркотиками для общества.
  4. Необходимо делать акцент на пропаганде здорового образа жизни и формировании жизненных навыков, обязательных для того, чтобы противостоять желанию попробовать наркотики в моменты стресса, изоляции и жизненных неудач.
  5. Информация должна предоставляться с учетом особенностей аудитории (возраст, пол, убеждения).
  6. Родители и другие взрослые, играющие важную роль в жизни ребенка, должны вовлекаться в разработку стратегию ЗОЖ.

Здоровый образ жизни создается и в семье, и в клубе. Под общим контролем должны быть учебная нагрузка, режим дня, питание, двигательная активность, закаливающие процедуры, нервные нагрузки, психологический климат дома, в школе и в классе, взаимоотношения родителей и детей, учеников и учителей в школе и педагогов в клубе, виды и формы досуга, развлечения и интересы.

Если приучить младшего школьника правильно организовывать режим своего труда и отдыха, то в подростковом возрасте в будущем он сохранит бодрость и творческую активность, будет придерживаться здорового образа жизни.

Программа работы социального педагога клуба с детьми младшего школьного возраста направлена на формирование здорового образа жизни, и включает следующие направления работы: рациональный режим труда (учебы) и отдыха, оптимальную и систематическую физическую активность; эффективное, научно обоснованное закаливание;  правильное питание; комплекс психологических и психопрофилактических воздействий; учет и коррекцию влияния на здоровье окружающей среды; вред и пользу самолечения; пропаганду вредных для здоровья факторов – алкоголизма, курения, наркомании, токсикомании; формирование правильных представлений у детей и подростков о половом созревании, знание и мер профилактики СПИДа, обучение мерам по предупреждению уличного и бытового травматизма и правилам личной гигиены [20].

Таким образом,  основными направлениями деятельности социального педагога  по формированию здорового образа жизни детей младшего школьного возраста в подростковом клубе можно назвать:

Здоровьесберегающее направление – реализуется через все виды игр, бесед, тренингов, круглых столов, профилактических мероприятий, открытых занятий, встреч с врачами центра медицинской профилактики, врачами – педиатрами, врачами – гинекологами, которые помогают укрепить здоровье воспитанников клуба, а также их родных и близких, т.к. клубная работа рассчитана на работу с семьями в целом.

Физкультурно-оздоровительное направление – оно реализуется через все виды двигательной активности ребенка в клубе и клубной деятельности: работа спортивных секций, физкульмитнутки на занятиях, походы на природу («Дни здоровья»), экскурсии, игры и конкурсы на свежем воздухе (на приклубной территории) и т.д., в которую социальный педагог вовлекает детей;

Общегигиеническое направление – реализуется через обучение младших школьников, посещающим клуб, правилам ухода за своим телом, содержанием его в чистоте, а также правилам создания здоровой среды;

Культурно-просветительское направление – реализуется через работу социального педагога клуба, а также деятельность кружков, культурно-досуговых, спортивных, профилактических мероприятий, чтение литературы, работу стендов и др., тренинги, беседы и мероприятия по рациональному питанию

А также социальный педагог  подростковых клубов осуществляет:

– деятельность по повышению уровня социальной адаптации ребенка, склонного к вредным привычкам;

– деятельность по профилактике алкоголизма, наркомания;

– деятельность по просвещению родителей с целью оздоровления семьи, ее быта и культуры, взаимоотношений между ее членами;

– деятельность по социальной реабилитации ребенка, имеющего зависимость (алкогольную, психическую или физическую);

– посредническую деятельность между ребенком и окружающим его социумом по преодолению явлений дезадаптации.

В своей деятельности социальный педагог данного подросткового клуба выступает в трех основных ролях:

– советника, информирующего семью о важности и возможности бесконфликтного взаимодействия родителей и детей в семье, рассказывающего о развитии ребенка, дающего социально-педагогические советы;

– консультанта, разъясняющего вопросы семейного, трудового, административного и уголовного законодательства, а также вопросы, касающейся области психологии, педагогики, социальной педагогики; консультирует по вопросам разрешения проблем жизненных ситуаций, по вопросам воспитания детей в семье;

– защитника, действующего в случаях нарушения прав ребенка со стороны родителей или ближайшего окружения.

Деятельность социального педагога подросткового клуба    нацелена на формирование здоровых социально-психологических установок путем просвещения родителей  и тесной работы с ними. В обязанности социального педагога клуба входит также совместная с родителями разработка разумного проведения досуга, семейных праздников и торжеств.

 

  • 2 Анализ деятельности социального педагога по формированию здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в подростковом клубе «Рябинушка»

 

Работая над данной темой, практическая деятельность была апробирована на базе подросткового клуба «Рябинушка».

Подростковый клуб «Рябинушка» является структурным подразделением муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей центра внешкольной работы «Ровесник», который находится в городе Краснотурьинске Свердловской области, по адресу улица Рюмина дом, 6, телефон 3 – 90 – 86.  Главной отличительной чертой подростковых клубов от других учреждений дополнительного образования детей является – общедоступность. Его услугами, абсолютно бесплатно могут пользоваться все дети и их родители, не зависимо от национальности, материального положения, характера проблемы и др.

В подростковом клубе «Рябинушка» работают четыре педагога. Педагог – организатор – Гребнева Елена Валерьевна, педагогический стаж 12 лет, первая квалификационная категория. Педагог – организатор клуба отвечает за досуговые мероприятия, общеклубные и городские конкурсы такие как: «Живу тобой, моя, Россия!», «Алло, мы ищем таланты!», «Твори добро» и другие. Сдает отчетную документацию по клубу директору и завучу.

Социальный педагог подросткового клуба «Рябинушка» — Арсентьева Юлия Вячеславовна, педагогический стаж 9 лет, вторая квалификационная категория. Социальный педагог отвечает за профилактические и воспитательные мероприятия. Работу свою строит по пяти направлениям: профориентация, здоровый образ жизни, социально – правовая защита, психологическое просвещение, профилактика социальных отклонений, работа с семьей и организация досуга детей и подростков.

Педагог дополнительного образования подросткового клуба «Рябинушка» — Ельчанинова Елизавета Геннадьевна, педагогический стаж 12 лет, вторая квалификационная категория. Педагог дополнительного образования работает по образовательной программе художественно – эстетической направленности, участвует в городских конкурсах, на занятиях дети учатся основам декоративно – прикладного творчества, шьют, рисуют, лепят из теста, плетут из бисера.

Педагог дополнительного образования – Синцова Анастасия Евгеньевна, студентка института металлургии, преподает народные и современные танцы, стаж работы один год.

Общее количество детей, посещающих данный клуб – 207 человек, из них: 41 воспитанник из неполных семей, 2 ребенка – инвалида, 3 воспитанника опекаемые и 3 человека стоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетних.

Поскольку социальный педагог подросткового клуба «Рябинушка» занимается в рамках своей компетенции профилактической и воспитательной работой, то апробированные занятия для выпускной квалификационной работы стали  разнообразные и тематические занятия такие как; занятие – практикум «Береги здоровье смолоду» , конкурс чтецов про здоровье и здоровый образ жизни , лекция «Как помочь при отравлении лекарственными средствами?», интеллектуальная игра «Здоровье нации», открытое занятие «Что и как мы едим!», познавательная игра по профилактике курения «Что, где, когда», семейная познавательная игра «В путь – дорогу собирайся, за здоровьем собирайся», веселые старты «Выходи играть во двор» , занятие – практикум «Здоровье – особая ценность» , творческий конкурс плакатов «Мы выбираем здоровый образ жизни».

Все занятия и игры готовила и проводила – Арсентьева Юлия Вячеславовна, социальный педагог подросткового клуба «Рябинушка».

Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения – одна из наиболее важных и сложных задач современности. В настоящее время только незначительная часть выпускников школ являются полностью здоровыми, поэтому необходимо учить детей и подростков тому, как укрепить свое здоровье, как отказаться от вредных привычек и т.п. приобретает социальную значимость.

У детей и подростков часто наблюдаются отклонения в поведении (увлечение компьютерными играми, хулиганство, курение, употребление алкогольных напитков, психотропных веществ), которые негативно сказываются на их здоровье. Последствия перечисленных отклонений являются не только причиной подорванного здоровья молодежи, но и невосполнимыми потерями в обществе: изменение демографической ситуации в стране, низкая средняя продолжительность жизни населения, а также различные заболевания.

Поэтому в настоящее время большое внимание уделяется пропаганде здорового образа жизни среди детей и подростков, именно с этой целью  в подростковом клубе «Рябинушка» было проведено воспитательное дело «Береги здоровье смолоду» (приложение 1). Занятие проходило с элементами игр, воспитанниками была проиграна сценка, был выдан лекционный материал. Ребята активно включались в работу, отвечали на вопросы ведущей, высказывали свое мнение по теме занятия, давали столь грамотные ответы, несмотря, что сценарий воспитательного дела был рассчитан для детей младшего школьного возраста.

Большим плюсом хотелось бы отметить всегда на занятиях должен быть наглядный и стендовый материал, тематические плакаты дети рисовали сами. Цель и задачи воспитательного дела были достигнуты.

Для детей младшего школьного возраста характерна детская непосредственность, неимоверная тяга к знаниям, они очень старательные и целеустремленные. Кто в таком возрасте не любит рассказывать и учить стихотворения? Творческий конкурс «Поэтическая гостиная» (приложение 2), где ребята соревнуясь, рассказывали стихотворения про здоровье, про составляющие здорового образа жизни, про спорт и занятия физкультурой. Подготовка к конкурсу была очень кропотливой, вместе с социальные педагогом отбирали стихи детской библиотеке №8, учили дома с родителями, бабушками и дедушками.

Стихотворения помогают развить у детей младшего школьного возраста такие качества как усидчивость, умение выступать для зрителя, развивается память и мышление, словом ребенок занят творческой деятельностью, которая в конечном результате способствует расширению знаний о здоровом образе жизни и его составляющих, знают о том, как быть здоровым и сильным.

Цель достигнута, задача выполнена.  В заключение проведенного конкурса участники были награждены  сладкими призами и грамотами, в теплой дружеской обстановке дети, родители и педагоги пили чай.

Социальные педагоги всех подростковых клубов города Краснотурьинска тесно сотрудничают с субъектами профилактики это врачи центра медицинской профилактики, врачи — педиатры и врачи – наркологи, специалисты из отделения внутренних дел. Лекция,  как помочь при отравлении лекарствами (приложение 3), которую запланировала педагог была неслучайной, семилетний воспитанник клуба, дома, без разрешения родителей выпил целый  флакон детского сиропа «Парацетамол», благо сестра во время вернулась из музыкальной школы, вызвала скорую помощь, ребенку оказали первую медицинскую помощь, госпитализировали на четыре дня. История закончилась благополучно. В связи с этим данная лекция носила сугубо строгий и поучительный характер, лекцию читал врач – инфекционист – Красов Николай Алексеевич.

Детям младшего школьного возраста с трудом далось усвоение информации  в форме лекции, поэтому следующее занятие по профилактике здорового образа жизни было разработано и реализовано в игровой форме. Интеллектуальная игра  «Здоровье нации» (приложение 4), рассчитана на детей от 8 до 12 лет, цель игры — пропаганда здорового образа жизни.

Дети в младшем школьном возрасте уже знакомы с понятием здоровый образ жизни, но для формирования устойчивых  навыков здорового образа жизни этого не достаточно.

Данное мероприятие имеет три основных этапа: вступительное слово в виде чтения стихотворения на тему ЗОЖ; ход игры; подведение итогов. Во время подведения итогов, детям были предложены загадки соответствующие тематике занятия.

Интеллектуальная игра – это вид игры, основывающийся на применении игроками своего интеллекта или эрудиции. Как правило, в таких играх от участников требуется отвечать на вопросы из различных сфер деятельности [13, с. 181].

В целом мероприятие прошло успешно, дети активно участвовали, проявили осведомлённость в вопросах правильного питания, физической культуры, личной гигиены. В данной игре одержала победу команда «Сильные смешарики».

Рациональное питание является одним из необходимых условий для сохранения жизни и здоровья человека [8, с.156]. Такое питание следует рассматривать как одну из главных частей ЗОЖ. Следующее занятие «Что и как мы едим» (приложение 5), занятие будет открытым, на нем будет присутствовать комиссия, которая  оценит умение педагога работать с детьми младшего школьного возраста (комиссия: заместитель директора по социально – педагогической работе – Робертус Лариса Ивановна, методист по социально – педагогической работе – Кирясова Светлана Михайловна и директор организации – Хомутова Ирина Александровна). Цель проведения занятия – сформировать представления у детей младшего школьного возраста об основных питательных веществах, продуктах их содержащих, о рациональном питании. По результатам проведенного занятия можно сделать вывод, что положительные результаты есть, цель достигнута. Дети младшего школьного возраста проявили интерес к излагаемому материалу и активно участвовали в ходе занятия.

Важным условием для получения положительного результата воспитательного мероприятия необходимо создать благоприятную психологическую обстановку в малой группе. На занятии царила доброжелательная обстановка. При подготовке к занятию, максимально использовала свои знания, полученные за весь период обучения в колледже. Воспитанники клуба проявили дисциплинированность, самостоятельность. Занятие для большей заинтересованности детей было построено на игровой деятельности, что всегда интересно для маленьких детей.

Работа в данном направлении продолжается.

Игры в нашей жизни имеют весьма разнообразное значение. Всякая деятельность, связанная  с условностями – это игра. Особое значение приобретают игры для учебной и воспитательной деятельности. Занятия проводимые педагогом в настоящее время должны быть оригинальными и интересными. Оригинальными называются те занятия, которые отличаются от традиционных своей структурой, необычностью используемых методов организации учебной деятельности воспитанников, эффективностью творческого сотрудничества педагога и воспитанника. Настоящее время требует от педагогов, учителей, воспитателей идти в ногу со временем, и наряду с известными играми необходимо проводить те игры, которые появляются на экранах телевизора. Игры, которые проводятся социальным педагогом в подростковом клубе «Рябинушка» должны быть разнообразными как по содержанию предлагаемого материала, так и по форме проведения. Интеллектуальная игра по профилактике курения «Что, где, когда?» (приложение 6). Проблема курения очень актуальна в настоящее время, каждый третий человек является заядлым курильщиком, независимо от пола и возраста. Данная игра по профилактике табакокурения, дети узнают о пагубном влиянии никотина на организм. Игра состоит из 12 раундов, некоторые задания для игры ребятам давались заранее. Игру проводили: социальный педагог подросткового клуба «Рябинушка» и врач – педиатр Нохрина Елена Владимировна. Данная игра прошла на высоком уровне, ребята активно включались в работу, ведь соперничество захватывает дух, каждая из команд «блистала» знаниями, всю иргу команды не уступали друг другу, победу одержала команда «Антикур».

Одно из основных направлений деятельности социального педагога в подростковом клубе является работа с родителями. По субботам очень часто педагоги клуба «Рябишушка»  организовывают совместный досуг детей и их родителей. На семейную познавательную игру «В путь – дорогу собирайся, за здоровьем отправляйся» (приложение 7), социальный педагог пригласила родителей детей младшей группы, дедушек и бабушек. Цель игры – формирование установки на здоровый образ жизни. В игре соревнуются три команды: команда детей, команда родителей, команда педагогов из подросткового клуба «Алые паруса». Игра проходит по станциям, станция загадок, викторин, практических заданий, музыкальных пауз. Борьба за победу была напряженной. Познавательные игры способствуют развитию у детей младшего школьного возраста памяти, внимания, умению работать в команде. По ходу игры определились победители – это команда детей «Веселые ребята», все участники награждены сладкими призами и почетными грамотами.  В завершении конкурсного дня было чаепитие.

Вообще подростковый клуб «Рябинушка» славится своими спортивными достижениями в межклубных соревнованиях по хоккею с шайбой, по волейболу, по футболу, по настольному теннису. Неотъемлемой частью здорового образа жизни является двигательная активность и занятия физкультурой. Традиционными в подростковом клубе являются эстафеты и веселые старты, как клубные, так и межклубные.  Веселые старты «Выходи играть во двор» (приложение 8), проводились на клубном корте, для участия в них приглашались все желающие дети близлежащих дворов и воспитанники клуба. Спорт – это здоровье. Данные веселые старты состояли из пяти заданий. Благодаря двигательной активности дети становятся выносливее, работоспособнее, иммунитет становится устойчивей к инфекционным и вирусным инфекциям, словом дети младшего школьного возраста болеют меньше. Болельщики поддерживали участников аплодисментами, кричалками. Членами жюри были педагог – организатор клуба – Гребнева Елена Валерьевна и завуч по учебно – воспитательной работе – Кошевая Ирина Викторовна. За участие в веселых стартах наградили всех ребят, и сказали, что победила дружба!

Здоровье – бесценный дар каждого человека.  И в заключение по апробации выпускной квалификационной работы как итоговое проводилось такое занятие – практикум «Здоровье – особая ценность» (приложение 9). Это занятие покажет, какие знания дети младшего школьного возраста получили на занятиях, ответят на вопросы о составляющих здорового образа жизни, о вредных привычках, расскажут, как оказать первую помощь при пищевых отравлениях. Занятие проходило в игровой форме. Вопросы были непростые, но воспитанники, несмотря на свой юный возраст, четко отвечали на вопросы, активно участвовали по ходу занятия. Можно сделать вывод о том, что воспитанники обладают хорошими знаниями по данной теме. Цели занятия достигнуты. Знания, полученные во время проведения всех занятий и игр пригодятся детям  в дальнейшем, хочется верить, что практически все воспитанники, посещающие эти занятия будут вести здоровый образ жизни и беречь свое здоровье, а здоровье – это ценность!

Дети младшего школьного возраста очень любят рисовать, лепить, петь и танцевать. Творческий конкурс рисунков на тему «Мы выбираем здоровый образ жизни» (приложение – фотографии) выступил кульминационной ступенью в данной работе. Подготовка к творческому конкурсу длилась недели, все очень старались, тщательно подбирали материал для своих рисунков и плакатов. При подведении итогов, первое место заняла – Русских Александра, 9 лет, второе место занял Косяков Никита, 7 лет и третье место заняла – Вахрушева Юлия, 11 лет. Остальные участники получили сладкие призы. Рисунки и плакаты детей отразили знания, полученные на занятиях по формированию здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Работа по формированию здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста является важнейшей задачей социального педагога в подростковом клубе. На основании вышеизложенного материала, можно сделать вывод, проблема здорового образа жизни подрастающего поколения требует ответственного и профессионального подхода многих специалистов.

В выпускной квалификационной работе в полной мере достигнута цель исследования – определение и содержание деятельности социального педагога по формированию здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в подростковом клубе. Цель достигнута посредством решения задач: отражены теоретические аспекты здорового образа жизни, охарактеризован подростковый клуб «Рябинушка», где и проходила апробация практической части выпускной квалификационной работы, в ней подробно проанализированы результаты опытно – практической деятельности.

Достигнуть поставленной в рамках выпускной квалификационной работы цели, помогли полученные  за время обучения в Северном педагогическом колледже знания и умения: освоение методов групповой и индивидуальной работы с детьми и подростками; изучение особенностей возраста; широкую осведомленность по теоретическим и практическим  вопросам здорового образа жизни и укрепления здоровья младших школьников. Работа в подростковом клубе «Рябишнка» продолжается и в перспективном плане на 2013 – 2014 учебный год разработать программу по направлению здоровый образ жизни.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Борзова О.Г. Законодательные аспекты формирования здорового образа жизни: Рекомендации Комитета государственной думы по охране здоровья: http://www.ohrana-zdorovja.ru/slushanie-2008-10-16r.html
  2. Габович Р.Д. – Гигиена: Учебник 5 изд., перераб. и доп. – М.: Медицина 1982 г.
  3. Гендин А.М., Сергеев М.И., Усаков В.И., Шабунин В.В. Условия и факторы формирования здорового образа жизни учащейся молодежи в современных условиях. – Красноярск: РИО КГПУ, 2004. – 228 с.
  4. Жук Л.И., Ключи к здоровью – Минск: Красико – Принт, 2007 – 128 с.
  5. Зайцев Г.Н., Зайцев А.Г. Твое здоровье: Регуляция психики – Сп/б.: «Детство – пресс». 2003 г. ISBN 5-89814-051-4
  6. Зимина И.П. Психологическая характеристика детей младшего школьного возраста, Екатеринбург 2008, 24 с.
  7. Игнатова Л.Ф. Мониторинг состояния здоровья и факторов риска детского населения /Л.Ф. Игнатова // Школа здоровья. – 2003. — Т. 4, №3. — С. 74 – 79.
  8. Коростелев Н.Б. Здоровье от А ДО Я – 2 ИЗД., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1987 г.
  9. Маюров А.Н., Маюров Я.А. Алкоголь – шаг в пропасть, Учебное пособие для ученика и учителя. 7–11 классы. Книга 3 –М.: Педагогическое общество России 2006 г.
  10. Маюров А.Н., Маюров Я.А. Табачный туман обмана. Учебное пособие для ученика и учителя. 7-11 классы. Книга 2. Педагогическое общество России. 2006 ISBN 5-93134-228-1
  11. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. — М.: Академия, 1997. – 428 с.
  12. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений./ В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. — 2-е изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2002. — с.181-190
  13. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 1998 – 240 с.
  14. Сазанов А.Н., Хриптович В.А. Модульный курс профилактики курения. Школа без табака, 5 – 11 классы М.: «ВАКО», 2004 – 272 с.
  15. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы: Методическая библиотека / Н.К. Смирнов. – М.:АРКТИ, 2003 г
  16. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: учебное пособие для вузов/ М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. – 4-е изд. — М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2009 г.
  17. Формирование здорового образа жизни молодежи Ф 79 (медико-социальные аспекты) А.В. Валетик, П.А. Полесский – М.: Медицина, 1988. ISBN 5-225-01499-2
  18. Яшин В. Н. ОБЖ: Здоровый образ жизни / В.Н. Яшин. М.: Айрис-пресс, 2006. – 122 с.

 

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

 

  1. Леонтьева Е. И. Пути формирования здорового образа жизни подростков средствами культурно-просветительской деятельности [Электронный ресурс]. – Киев. – Режим доступа:

http://www.knukim.edu.ua/conferences_2004_proceedings_leonteva.htm

  1. Потемкина А. В. Формирование здорового образа жизни: опыт библиотек, работающих с молодежью [Электронный ресурс]. – М.: РГБМ – Режим доступа: http://vmo.rgub.ru/lib_activity/practice/rgbm_7.php
  2. Рубчевский К. В., Нагорный Н. Н, Рубчевский В. П. Проблема формирования здорового образа жизни в среде молодежи современной России [Электронный ресурс]. – М.: – Режим доступа:  

http://ms-solutions.ru/index.php?option=com_content&view=article&catid=38:2010-01-15-12-09-51&id=78:2010-01-15-14-40-03&Itemid=206

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *